Реферат по предмету "Государство и право"


Политическая полиция России в XIX веке

/>/>/>Введение
Понятие “полиция”происходит от греческого “politeia” (“polis” – город), обозначающем городскоегосударственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оноутверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Ужеиз немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык.
“Полицией” в то времясчиталась любая деятельность государственных органов по вопросам светскогоуправления: издание законов, обеспечение безопасности, забота о повышенииблагосостояния народа, надзор за противопожарной безопасностью, отправлениемрелигиозных культов и пр.
Первоначально полициявозникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерскаяканцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера,соответствующая пятому классу “Табели о рангах”. В 1722 году полицмейстерскаяканцелярия учреждается и в Москве.
Во второй половине XVIII в. происходитстроительство новой системы государственных органов. Создается регулярная армияи полиция. Тема данной работы «Политическая полиция России в XIX веке» интересна тем, чтов этот период происходит окончательное становление полиции, ее развитие. В данной работе мы рассмотриморганизацию политической полиции России в первой половине XIX века, а так же реорганизациюполитической полиции во второй половине XIX века.При подготовке материала потеме работы были использованы труды Голиковой Н.Б., Демина В.А., Курицина В.М.,Рыбникова В.В., Алексушина Г.В.
1.Политическая полиция России в первой половине XIX века
В 1802 году Александр Iсоздает в России новые органы центрального управления – министерства и срединих – министерство внутренних дел, которому поручались надзор заблагоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путейсообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтовогосообщения. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинениикоторых и находилась вся местная полиция. Непосредственное руководство органамивнутренних дел осуществлялось второй экспедицией министерства – экспедициейспокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировалосельскую полицию (нижний земский суд), второе – городскую (управу благочиния).
Первым министром внутреннихдел стал Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) – близкий друг Александра I.
Дальнейшее развитиеорганов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформыМ.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции.Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полициихозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) идвух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственнойосуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекалспекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома.Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции,надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкойдезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мерпо предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особеннаяканцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством,политическим сыском, наблюдением за иностранцами. [1]
Правительство наделилоМинистерство полиции большими полномочиями. Кроме собственно охранениявнутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всемидругими государственными министерствами. Поэтому многие высшие сановникиимперии негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовалилюбые возможности для дискредитации его деятельности. В конце концов в 1819году вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосноватьперед царем необходимость его ликвидации с возвращением функций Министерстваполиции в Министерство внутренних дел.
В начале XIX векапроисходят изменения в организации полиции Москвы и Санкт-Петербурга.Петербургская полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю части. Внутренняячасть включала управы благочиния, частных приставов, квартальных надзирателей ирешала задачи производства следствия, исполнения распоряжений городскихвластей, контроля паспортного режима. Внешняя часть представляла собойполицейскую наружную службу. В ее задачи входило поддержание общественногопорядка, патрулирование улиц силами полицейской команды и команд ночной ипожарной стражи. Назначение на полицейские должности в столицах производилосьвоенным губернатором, а на должность обер-полицмейстера – императором.
Претерпела изменения иполитическая полиция: Тайная канцелярия упраздняется, а полномочиярасследования политических преступлений передаются Сенату и судам по уголовнымделам. С 1802 года эти дела концентрируются в особенной канцелярии Министерствавнутренних дел (с 1811 по 1819 год – особенная канцелярия Министерстваполиции), а затем в Комитете для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимсяк нарушению общественного спокойствия. В состав последнего вошли министрыюстиции и внутренних дел, а также несколько сенаторов. В начале 20-х годоввозникает ряд других секретных служб: тайная полиция при штабе гвардейскогокорпуса, подобная организация при Управлении военных поселений. Все ониработали самостоятельно, конкурируя между собой[2].
После подавлениявосстания декабристов органом политического сыска становится Третье ОтделениеСобственной Его Императорского Величества Канцелярии. При образовании Отделенияв качестве исходных составных частей в него вошли особенная канцелярияМинистерства внутренних дел, тайная агентура и Отдельный Корпус Жандармов.
Обязанности жандармоврегламентировались нечетко: им предписывалось наблюдение за исполнениемзаконов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных собраний, усмирениебунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производствообысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров. Деятельностьжандармерии законодательно не ограничивалась и регламентироваласьраспоряжениями руководства в виде устных и письменных инструкций.
С момента основания и досвоей кончины (в 1844 г.) шефом жандармов и начальником III Отделения являлсяАлександр Христофорович Бенкендорф. Непосредственным организатором иуправляющим III Отделением являлся Максим Яковлевич фон Фок, ранее бывшийдиректором особенной канцелярии Министерства полиции. Аппарат Отделенияпервоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыреэкспедиции: первую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество,убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль заиностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав). В 1842 годупоявляется пятая экспедиция, специализирующаяся в области театральной цензуры.Штат служащих постепенно увеличивался и к моменту ликвидации III Отделения(1880) превысил 70 человек.
Политическая полиция тоговремени начинает активно использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В.Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студентПетербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В.Буташевича-Петрашевского. После подавления польского восстания (1830-1831 гг.)и формирования польской эмиграции, стала формироваться и заграничная агентура.
 Производство поуголовным делам тогда подразделялось на три этапа: следствие, суд, исполнениеприговора. Кроме осуществления следствия и исполнения приговора, на полициювозлагались также и судебные функции, правда по незначительным, маловажнымправонарушениям. Следствие как этап производства по уголовному делудифференцировалось на предварительную и формальную стадии.
Предварительное следствиеначиналось по жалобе потерпевшего, донесению прокуроров, явке с повинной, атакже по собственному усмотрению полиции. В ходе его полиция должна былаустановить, действительно ли имели место деяния, заключавшие в себе признакипреступления, и провести необходимые розыскные действия.
На формальной стадииустанавливались личность преступника и обстоятельства преступления.Доказательства фиксировались в протоколах, подписываемых лицом, производящимследствие, и обвиняемым. На этой стадии следствия допускалось присутствиедепутатов от сословий для наблюдения за правомерностью следственных действий.Важное значение в процессе расследования придавалось получению собственногопризнания подозреваемого, но пытки уже в 1801 году были запрещенызаконодательно.
Право ведениярасследования по уголовным делам в то время предоставлялось весьма широкому кругудолжностных лиц и органов. Его могли проводить нижние земские суды, управыблагочиния и различные присутствия, состоявшие из полицмейстеров, частныхприставов и следственных приставов уголовных дел. Следствие по маловажным делампроизводили в основном квартальные надзиратели. В более сложных случаях онопоручалось особым чиновникам, выделяемым губернским начальством или министромвнутренних дел, либо особым комитетам, состоящим из чинов различных ведомств,но при главенствующей роли в них офицеров корпуса жандармов.
Такимобразом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность) к середине XIX века уже выделялся какформа участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная частьдознания. Также был введен в действие важный закон – в 1801 году пыткиподозреваемого были запрещены законодательно.2.Реорганизация политической полиции во второй половине XIX века
В структуру политической полиции в конце XIX входилОтдельный корпус жандармов. Структура жандармерии определялась Положением обОтдельном корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г., в соответствии с которым корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского,Варшавского и Сибирского округов, 56 губернских управлений, 50 уездныхуправлений Северо-Западного края, наблюдательного состава, петербургского имосковского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железныхдорогах.
Основным звеном структуры Отдельного корпуса жандармовбыли губернские управления. Положение 1867 г. различало жандармские управления Московской губернии и губернские управления первой и второй категории. Различияосновывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях ивыражались в большей или меньшей штатной численности и сумме добавочногожалованья, выплачивавшегося чинам. В штат губернского управления входили:начальник, помощник начальника, адъютант, секретарь и два писаря.
Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов,переименованный в 1870 г. в дополнительный штат губернских жандармскихуправлений, состоял исключительно из унтер-офицеров, в задачу которых входилсбор информации о настроении умов в Империи. Унтер-офицеры размещались вгуберниях и уездах в специальных пунктах из расчета по два человека на пункт.
Корпус жандармов комплектовался офицерами и класснымичинами переводом офицеров из других частей войск всех родов оружия и классныхчинов из запаса армии или отставки. Нижними чинами Корпус пополнялся поежегодным распределениям новобранцев Главным штабом или переводом их из другихчастей войск. Унтер-офицеры принимались на сверхсрочную службу в жандармерию иззапаса или отставки. В жандармские дивизионы принимались только кавалерийскиеофицеры, прослужившие в строю не менее двух лет.
К переводу в Отдельный Корпус жандармов допускались офицеры,имевшие звание не выше капитана или ротмистра армии. Изъятия из этого правиламогли быть сделаны только командиром Корпуса «в видах особой, ожидаемойдля службы пользы». Безусловно не принимались в Корпус офицеры, бывшие вштрафах по суду или имевшие долги. [3]
Желавший поступить на службу в Корпус офицер подавал наимя начальника штаба докладную записку с приложением кратких сведений о своейслужбе. Так как докладные записки подавались через начальников местныхжандармских управлений, последние, представляя их в штаб, обязаны былиприложить к ним послужные списки, а также сведения о нравственных качествах испособностях офицера, его репутации и отношении к службе. Те офицеры, которыеудовлетворяли условиям, требуемым для службы в жандармерии, подвергалисьэкзаменам при штабе Корпуса. Экзаменационная комиссия под председательствомначальника штаба Корпуса состояла из генерала или штаб-офицера для особыхпоручений при главном управлении Корпуса жандармов, чинов штаба ипредставителей Департамента полиции. Экзамен проходил в два этапа — сначалаписьменный, состоявший в написании работы на заданную тему, а затем устный,причем комиссия должна была удостовериться в знакомстве офицера с иностраннымиязыками, если о знании их было заявлено при подаче докладной записки. Офицеры,сдавшие экзамен, вносились в список кандидатов на прикомандирование к штабуКорпуса. С появлением вакансий старшие по времени внесения в список кандидатов офицеры,с разрешения командира Корпуса, прикомандировывались к штабу, где проходилиспециальную подготовку к будущей службе в жандармерии. Затем прикомандированныек штабу офицеры сдавали экзамен по преподававшейся им программе. Те, ктопроходил это испытание успешно, назначались командиром корпуса на вакантныедолжности.
Согласно § 46 Положения 1867 г. к переводу в Корпус жандармов допускались лишь офицеры, «которые окончили курс наук нениже средних учебных заведений и прослужили в войсках во фронте не менее пятилет». Однако со временем срок необходимой выслуги уменьшился до двух лет,а в 1906 г. шеф жандармов Дурново ходатайствовал не только о полной его отмене,но и об отказе от образовательного ценза. В представлении в Военноеминистерство от 15 июня 1906 г. он писал, что «в настоящее время встречаетсякрайнее затруднение в комплектовании офицерами частей и подразделенийОтдельного корпуса жандармов» и что вследствие этого к переводу в корпуснужно допустить всех офицеров независимо от их образования и выслуги в войсках.Тем не менее непрестижность службы в жандармерии приводила к все большемунекомплекту в Корпусе, особенно обер-офицеров. Так, в 1916 г. в России насчитывалось 76 губернских жандармских управлений и только в шести из них былизаняты должности адъютантов, причем даже в столичных управлениях, где штатамипредусматривалось по две должности адъютантов, в Москве вакантными были обе, ав Петербурге одна.
Состав нижних чинов дополнительного штата губернских,областных и уездных жандармских управлений и крепостных жандармских командкомплектовался исключительно унтер-офицерами всех родов войск, принимавшимисяна сверхурочную службу в Корпус из запаса армии или отставки. Зачисление насверхсрочную службу производилось распоряжениями начальников управлений и командировжандармских дивизионов. О каждом принимавшемся в Корпус унтер-офицересобирались подробные сведения относительно благонадежности, прежнем прохождениислужбы и личных качествах. В соответствии с § 53 Положения о Корпусе жандармов 1867 г. поступивший на службу унтер-офицер должен был дать подписку о том, что он обязуетсяпрослужить в жандармерии не менее пяти лет.
Объем дисциплинарной власти начальников жандармских частейопределялся армейским дисциплинарным уставом. Согласно § 10 Положения о Корпусежандармов 1867 г. шеф жандармов, а с 1882 г. командир корпуса обладал правами командующего войсками военного округа. Это означало, что в отношении личногосостава он имел право: объявлять замечания и выговоры устно или в приказе,подвергать штаб и обер-офицеров аресту домашнему или на гауптвахте до 30 суток,удалять от должности любого чина Корпуса и разрешать увольнение в запас или вотставку. Начальники округов пользовались правами командиров дивизий, чтоозначало право объявления замечаний и выговоров устно или в приказеподведомственным чинам вплоть до генералов и гражданских чиновниковсоответствующих классов, право ареста штаб-офицеров на 14 и обер-офицеров на 30суток, право снимать с должностей начальников подведомственных частей и правоотказывать в назначениях и представлениях к званиям. Начальники губернскихуправлений и командиры дивизионов имели права командиров полков и моглиобъявлять замечания и выговоры устно и в приказе, подвергать арестуштаб-офицеров до трех и обер-офицеров до семи суток и входить с представлениемпо команде о служебном несоответствии подведомственных им чинов.[4]
Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние и на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, икорпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно каким нормативнымактом регулируется его деятельность. Эта ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованиюпреступлений». Этот акт вводил жандармерию в число участников у головногопроцесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным иуголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействоватьпрокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Жандармы былиобязаны сообщать в прокуратуру и полицию о всех замеченных преступлениях ипроступках, подсудных общим судебным установлениям. В тех случаях, когда доприбытия полиции следы преступления могли уничтожиться, а подозреваемыйскрыться, жандармы были обязаны принять меры к сохранению следов и задержаниюподозреваемого. Прокурор имел право, с согласия начальника губернскогожандармского управления, назначать жандарма для проведения дознания поуголовному преступлению, причем последний в таком случае действовал в полномобъеме предоставленных законом прав, не стесняясь присутствием чинов общей полиции.
Специальный раздел Правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которыхжандармы имели право совершать ряд следственных действий — осмотры,освидетельствования, обыски и выемки.
Помимокорпуса жандармов, в состав политической полиции входило и 3-е отделение СЕИВК. Говоря о существовавшем третьем отделении, то оно в своей деятельности оказалосьнесостоятельным в борьбе с террористами. 24 января 1878 г. Вера Засулич тяжело ранила Санкт-Петербургского обер-полицмейстера Ф.Ф. Трепова; в феврале вКиеве неудачно покушались на товарища прокурора Котляревского; в мае убилиглаву Одесского ГЖУ Гейкинга.
В поисках эффективныхметодов борьбы с террористами Александр П созвал в июле 1878 г. Особое совещание из министертва юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника 3-гоотделения СЕИВК генерала Н.В. Мезенцева. Новый глава политической полициипредложил расширить штат секретных агентов, внедряемых в революционныеорганизации, расширение прав Третьего отделения при проведении расследований идр. Особое совещание поддержало его. Приняли временные правила, давшиежандармам право арестовывать всех подозрительных, а при наличии «достаточных»оснований, уведомив министра юстиции, отправлять арестованных в ссылку.
Но это оказалосьбезрезультатно: 4 августа 1878 г. Сергей Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцева, а 2 апреля 1879 г. Александр Соловьев возле Зимнего дворца триждынеудачно стрелял из револьвера в императора (который успешно бежал отнападавшего зигзагами, как его учили).
Испуганный третьимпокушением государь указом от 5 апреля разделил Россию в европейской части на 6временных генерал-губернаторств. Губернаторам разрешили предавать военным судамвсех заподозренных в терроризме.
Однако меры ничего недали: в ноябре при возвращении императора из Ливадии в столицу железной дорогойнародовольцы подготовили 3 мины (одна оказалась не нужна, вторая не сработала,третья взорвала поезд сопровождения), а 5 февраля 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв в Зимнем Дворце.
Новое покушение вызвало 8февраля сбор императором совещания, результатом которого стал указ 12 февраля«Об учреждении в Санкт-Петербурге Верховной Распорядительной Комиссии поохранению государственного порядка и общественного спокойствия» для объединенияусилий в борьбе с терроризмом. Председателем комиссии стал граф М.Т.Лорис-Меликов. Любые его требования подлежали немедленному исполнению всемилицами и ведомствами. Он считал необходимым выработать систему мер длянормализации положения в стране и успокоения общества.[5]
В конце февраляЛорис-Меликов опубликовал обращение «К жителям столицы» с просьбой о поддержкеобщества. Позже он подает императору доклад о необходимости объединения всехполицейских властей. Александр II подписал указы о подчинении 3-го отделенияСЕИВК и ОКЖ Верховной комиссии. В итоге ревизий Верховная комиссия предложилаобъединить все ОВД в МВД.
6 августа по указу «О закрытииВерховной Распорядительной Комиссии, упразднении III Отделения Собственной ЕгоИмператорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт ителеграфов» 3-е Отделение упразднили, его функции, ОКЖ и секретные розыскныеотделения передали Департаменту государственной полиции (его глава одновременностал и товарищем (заместителем) министра). Ф.М. Лурье считает, что всесотрудники 3-го Отделения перешли на работу в Департамент. Другие исследователинапротив полагают, что большую их часть уволили с пенсиями, и только немногихзачислили в новый Департамент. Формирование личного состава Департаментазатянулось. Старые кадры не подходили по опыту да и были военными.Лорис-Меликов стремился к тому, чтобы Департамент состоял из «законников»(гражданских с юридической подготовкой). В Департамент государственной полициивходило 3 делопроизводства:
1-е распорядительное (общеполицейскиедела и личный состав полиции), 2-е законодательное (органы политики иразработка проектов нормативных актов — положений, инструкций, циркуляров) и3-е секретное (политический сыск) и справочная часть с коллекциями фотографий инелегальных изданий, доставшиеся от 3-го Отделения. Лорис-Меликов сталминистром внутренних дел. После реорганизации 1880 г. МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель сталфактически первым министром империи.
1 ноября 1880 г. распоряжением Лорис-Меликова в Москве открыли второе в стране охранное отделение —«Секретно-розыскное отделение при канцелярии Московского обер-полицмейстера».Одним из его руководителей стал С.В. Зубатов.
По докладу Лорис-Меликова«О полном слиянии высшего заведования полицией в одно учреждение — Министерствовнутренних дел» в ноябре 1880 г. император подчинил Департамент полицииисполнительной (общие полицейские силы) Департаменту государственной полиции.По ст. 362 «Учреждения Министерства» новый Департамент обязали заниматься: 1)предупреждением и пресечением преступлений, охраной общественной безопасности ипорядка; 2) делами о государственных преступлениях; 3) организацией инаблюдением за деятельностью полицейских учреждений; 4) охраной государственныхграниц и пограничных сообщений; 5) выдачей паспортов русским подданным, видовна жительство в России иностранцам, высылкой иностранцев из России; 6)наблюдением за всеми видами культурно-просветительной деятельности иутверждение уставов различных обществ. Департамент более 35 лет изменялся,набирался качества и опыта.
17 августа народовольцы опоздали совзрывом мины под мостом с государем, но об этом полиция и жандармы не узнали.
Несмотря на все усилияправоохранительных органов, 1 марта 1881 г. народовольцы убили Александра II (девятое на его жизнь покушение). Первую бомбу метнул Н. Рысаков, повредивкарету и заставив выйти государя из экипажа. И.И. Гриневицкий бросил вторуюбомбу, погибнув сам и смертельно ранив Александра II.
/>Заключение
Подводяитог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что за период XIX века политическая полиция получиласущественное развитие. Но эффективноесть ее деятельности находилась на оченьнизком уровне. Причин неэффективности полиции конца XIX века быломножество. Главной же из них, на наш взгляд, были недостатки воперативно-розыскной деятельности, а точнее — ее негибкость и даже косность.Дело в том, что во второй половине XIX в. полиция продолжала искать враговгосударства вблизи трона, прямо прозевав этап революционного движения, накотором в борьбу с самодержавием включились разночинцы. Образно говоря,агентурные сети были расставлены слишком высоко, и дичь проскальзывала подними. Девять 9 покушений на императора, теракты вотношении других крупных чиновников наглядно демонстрировали несостоятельностьправоохранительных сил России в борьбе с революционным терроризмом.
Списокиспользованных источников
1. Голикова Н.Б. Государственные учрежденияРоссии XVI-XVIII вв. — М: «Норма», 1991.
2. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних делРоссийского государства. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВДРоссии, 2001.
3. Курицин В.М. История полицииРоссии. Краткий исторический очерк. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит», 1998.
4. Рыбников В.В., Алексушин Г.В.История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация вступительных испытаний в вузы в форме и по материалам ЕГЭ В Воронежской области
Реферат Показатели уровня жизни
Реферат Мова і мислення
Реферат Логистические решения в складировании
Реферат Наукові основи організації виховного процесу в сучасній загальноосвітній школі
Реферат Маркетинговые коммуникации в рекламе
Реферат Роль добровольных объединений в экономике в Украины
Реферат Методическое руководство по проведению занятия по русскому языку в рамках аудиовизуального курса для студентов-иностранцев с использованием видеозаписи мультфильма Мороз Иванович.
Реферат Методика навчання молодших школярів метанню малого м яча
Реферат Отбор проб кормов для химико-токсикологического исследования
Реферат Исследование условий возникновения колебательного режима в процессе окислительного карбонилирования фенилацетилена
Реферат "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский
Реферат Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников
Реферат Английский язык один из германских языков (западногерманская группа)
Реферат Взаимоотношения организма и окружающей среды