СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава1. Деловая карьера, ее этапы имодели 5
1.1. Планирование деловойкарьеры 5
1.2. Модели карьерногороста 8
Глава2. Государственная службаРоссии 11
2.1. Компетентность вгосслужбе 11
2.2. Способы продвижения по службе 13
2.3. Законодательная реформагосслужбы 15
Глава3. Управление карьерой на государственной и муниципальной службе 18
3.1. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы 18
3.2. Особенности правового статуса государственных и
муниципальных служащих 20
3.3. Права и обязанностислужащих 24
3.4. Общее и особенное на государственной и муниципальной службах 30
Глава4. Примеры мотивации карьеры ворганизации 35
Заключение 39
Списокиспользованной литературы 41
ВВЕДЕНИЕ
Карьера — это субъективноосознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемыепути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение послужебной лестнице, расширение навыков, способностей, квалификационныхвозможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.Есть и такое определение: под деловой карьерой понимается продвижение работникапо ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как врамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятиечеловеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так исубъективную сторону. Различают карьеру: профессиональную ивнутриорганизационную.
Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается свыявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей. На этой основе сучетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основныецели карьеры.
Основой планирования карьеры часто становится, так называемая,карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5— 10 лет, содержит, с однойстороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальномуперемещению работника, а с другой — его обязательства повышать уровень образования,квалификации, профессионального мастерства. Для высшего уровня управлениякарьерограмма имеет сложную структуру.
Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры ипутей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой последовательностьдолжностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность,а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации —курсов, стажировок и др.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудникдля реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные преимуществадля самого работника и для организации.
В связи с изложенным представляется актуальной теманастоящей курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является исследованиетакого вопроса как управление карьерой на государственной и муниципальнойслужбе.
В данной работе рассматриваются следующие важнейшиезадачи:
· Деловая карьера, ее этапы имодели
· Государственная службаРоссии
· Управление карьерой на государственной и муниципальной службе
Такое решениепоставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы, так кактолько после разработки основных понятий возможно определение темы даннойкурсовой работы.
Не лишним было бы отметить,что небольшие затруднения вызвала недостаточная разработанность некоторыхпонятий теории управления персоналом, хотя в этой области и имеется большоечисло работ, но это приводит порой к противоречивым толкованиям одного и тогоже вопроса.
Ограниченность объемаработы не дала возможности рассмотреть данный вопрос более детально, поэтомубыли изучены и описаны лишь вышеуказанные задачи.
Данная работа являетсяпопыткой ознакомиться и изучить передовой опыт исследований в области теорииуправления персоналом.
Объектом данной курсовойработы является исследование и описание карьеры на государственной имуниципальной службах.
Исследованиеосуществляется на основе анализа действующих источников по теории управления.
ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА, ЕЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ
1.1. СУЩНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
Карьера — это субъективноосознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемыепути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение послужебной лестнице, расширение навыков, способностей, квалификационныхвозможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.Есть и такое определение: под деловой карьерой понимается продвижение работникапо ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий как врамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятиечеловеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так исубъективную сторону. Различают карьеру: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональнаякарьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своейпрофессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступлениена работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональныхспособностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник можетпройти последовательно в разных организациях. [1,c. 314]
Внутриорганизационная карьера — этопоследовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации.Внутриорганизационная карьера, как принято считать, реализуется в следующихнаправлениях:
вертикальное, т.е. подъем на более высокую ступень структурнойиерархии; чаще всего именно с ним связывают понятие карьеры, поскольку здесьпродвижение наиболее зримо; горизонтальное— это перемещение в другуюфункциональную область деятельности либо выполнение, служебной роли наступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационнойструктуре (руководитель программы, временной целевой группы и т.п.), либорасширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени с адекватным изменениемвознаграждения;
центростремительное — это продвижение к ядру, руководствуорганизации, что является весьма привлекательным для сотрудников; выражается вполучении доступа к неформальным источникам информации, в доверительныхобращениях и отдельных важных поручениях руководства, приглашениях на встречи исовещания.[10,c.85]
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещениерабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебнойкарьеры, условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановкакадров предусматривает:
1. Планирование служебной карьеры.Осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуальноговклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличиявакантных рабочих мест (должностей).
2. Условия и оплата труда. Определяютсяв контракте размеры гарантированной оплаты и премиальные, оснащение рабочегоместа, социальные блага и гарантии.
3. Планомерное движение кадров.Повышение, перемещение, понижение и увольнение кадров производится в зависимостиот результатов оценки работников и соответствия условий оплаты труда ихжизненным интересам.
Исходными данными для расстановки кадров являются: моделислужебной карьеры; философия предприятия; Кодекс законов о труде; материалыаттестационной комиссии; контракт сотрудника; штатное расписание; должностныеинструкции; личные дела сотрудников; Положение об оплате труда; Положение орасстановке кадров.
В подсистеме расстановки кадров формируются следующие документы:
· плановые моделислужебной карьеры;
· приказы поличному составу;
· изменения идополнения к контракту;
· штатноерасписание с изменениями;
· годовой отчет подвижению кадров;
· проекты научнойорганизации труда.
Расстановка кадров является одним из важнейших этапов кадровой работы ивключает в себя три взаимосвязанные задачи: планирование служебной карьерыисходя из оценки потенциала работника и его личных намерений; определение условийи оплаты труда работника и заключение с ним контракта; обеспечение движениякадров в системе управления (повышение, перемещение, понижение, выбытие).
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты сучетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается свыявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей. На этой основе сучетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основныецели карьеры.[17, c. 316]
Основой планирования карьеры часто становится так называемаякарьерограмма. Этот документ, составляемый на 5— 10 лет, содержит, с однойстороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальномуперемещению работника, а с другой — его обязательства повышать уровень образования,квалификации, профессионального мастерства. Для высшего уровня управлениякарьерограмма имеет сложную структуру.
Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры ипутей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой последовательностьдолжностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность,а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации —курсов, стажировок и др.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудникдля реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные преимуществадля самого работника и для организации.
Преимущества для сотрудника:
более высокая степень удовлетворенности работой в организации,предоставившей ему возможность профессионального роста повышения уровня жизни;
более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможностьпланировать другие аспекты собственной жизни;
возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональнойдеятельности;
повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Преимущества для организации:
наличие целенаправленных сотрудников, связывающих свою профессиональнуюдеятельность с данной организацией, что повышает производительность труда иснижает текучесть рабочей силы;
определение потребностей в профессиональном обучении сотрудников наоснове планов развития карьеры отдельных сотрудников;
выявление подготовленных сотрудников для выдвижения наключевые должности. [18, c.69]
1.2. МОДЕЛИ КАРЬЕРЫ
Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырехосновных моделей, а именно: «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».
Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей испециалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема послужебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта иквалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные илучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для негодолжность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом«прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию. [17, c. 312]
Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебнойкарьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимаетфиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно длятого, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростомквалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель илиспециалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работникзанимает после повышения квалификации.
Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимальногопотенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация,широта кругозора, профессиональные знания и умения. После занятия верхнейдолжности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнениемменее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальныхситуациях, руководства большим коллективом. Однако вклад руководителя испециалиста в качестве консультанта ценен для предприятия. Психологически этамодель очень неудобна для первых руководителей из-за их нежелания уходить с«первых ролей».
Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Онапредусматривает горизонтальное перемещение работникам одной должности надругую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1—2 г.).Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательнодиспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должностьначальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубокоизучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящейдолжности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике ивсесторонне изучает важные участки деятельности. Эта модель предполагаетпостоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системыназначения и перемещения и детальное изучение социально-психологическогоклимата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Япониина крупных фирмах. [8, c. 165]
Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенногофиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем илиспециалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимаетсярешение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера можетбыть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющихтрудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская моделькарьеры, ориентированная на индивидуализм человека.
По истечении определенного периода, допустим 5 лет работы в должностиначальника цеха, он проходит переподготовку в школе менеджеров с полнымкомплексом необходимых исследований. Если его профессиональные знания и умения,потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность высокие, авзаимоотношения в трудовом коллективе бесконфликтные, то он рекомендуется кзанятию более высокой должности посредством назначения или выборов.
Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональнымизнаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошеездоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению надругую должность. Например, начальником другого цеха. «Новая метла по-новомуметет», — гласит народная мудрость. [3,c. 410]
В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная подготовкане соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуютконфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или увольнении загрубые нарушения философии предприятия.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНОГОРОСТА
2.1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ГОССЛУЖБЕ
Государственная служба России – важнейший инструмент власти, экономики,социальной сферы, национальной безопасности. Однако нынешний государственныйаппарат из-за внутренних противоречий не приспособлен для решения многихстратегических задач. Одна из основных причин — некомпетентность госслужащих инесоответствие занимаемой должности. Издержки проявляются и в низкойэффективности работы госорганов, высокой степени отчуждения от них граждан,снижении престижа госслужбы. Реформа системы госслужбы назрела давно и ужестала необходимостью.
Движение по ступеням служебной иерархии у всех складывается по-разному.Одни работники быстро делают карьеру — легко взбираются по служебной лестнице,преодолевая, а то и минуя одну ступень за другой. Другие, подолгу пребывая водной и той же должности, как бы «застревают» в начале лестничного марша и допоры до времени смиряются с таким положением, иногда и вовсе переставая думатьо дальнейшем росте.
С лестницей, как известно, связана одна особенность: чем выше по нейподнимаешься, тем больше подвергаешься риску упасть. Должностной рост не бываетлегким и бесконфликтным. Способность легко подняться на одну или несколькоступеней не гарантирует такой же успех при восхождении на следующие. А то ивовсе может происходить служебный регресс. В чем же причина? [5,c. 251]
В любом управленческом коллективе работник может достигать своего уровнянекомпетентности, если должностная ступень оказалась для него слишком высокой.Госслужащий с низким образовательным потенциалом, не имеющий надлежащегоопыта управленческой работы или просто не предрасположенный к умственному трудув интенсивном режиме, может оказаться профессионально несостоятельным уже всамом основании пирамидальной должностной структуры.
Человек, хорошо зарекомендовавший себя в роли специалиста(функционального или обеспечивающего), будучи назначенным на руководящуюдолжность, например, начальником отдела, против всех ожиданий может оказатьсянекомпетентным именно в такой роли. Или компетентный ученый в областиэкономики, попав на практическую руководящую работу в органах государственнойвласти и управления, вполне может показать себя как некомпетентныйадминистратор. Дело в том, что всякое движение по ступеням служебной иерархии(не только по вертикали, но и по горизонтали) может порождать неожиданнуюнекомпетентность в связи с открывающимися обязанностями. При вступлении в новуюдолжность требуется проявлять способности, в которых не было нужды напредыдущих должностях.
В то время, пока госслужащий осваивается в новой должности, он можетоставаться частично некомпетентным. В зависимости от умения адаптироваться вновом качестве, работник может достигать наибольшей профессиональнойнекомпетентности постепенно, накапливая ее в результате неоднократной сменытруда. Вполне возможно, что дальнейшего должностного роста не будет, но неисключено, что при определенном стечении обстоятельств госслужащему не закрытпуть к еще большей некомпетентности. Если обладатель руководящей должностибудет иметь в своем окружении сотрудников, достигших, как и он, своего пределанекомпетентности, хорошего ждать не приходится. Рано или поздно случится то,что предопределено уровнем общей некомпетентности — начальник, как несправившийся с возложенными на него обязанностями, будет смещен с должности.Иное дело, если чиновник окружает себя компетентными кадрами и умело опираетсяна их коллективный разум, что позволяет достигать хороших результатов. Это тотслучай, когда частичная некомпетентность руководителя компенсируетсяпрофессионализмом подчиненного персонала. Такой, по сути, ограниченно компетентныйгосслужащий вполне может продолжать движение по служебной лестнице вверх. [9,c. 304]
Череда восхождений до уровня высших должностей гражданской службысопровождается достижением таких пределов индивидуальной некомпетентности, чтотрансформировать ее в компетентность бывает затруднительно сказываютсянакопленная критическая масса непрофессионализма, недостаток образовательногои творческого потенциала, предельный возраст, ухудшение здоровья и другиефакторы.
Госслужащие, занимающие высшие и главные должности гражданской службы,не сами управляют, не сами вырабатывают решения, хотя окончательный выборбывает за ними. Их дело — организовывать и направлять деятельность других,вырабатывать и проводить в жизнь идеологию государственного управленияприменительно к своему участку руководства. И здесь огромную роль играетадминистративный аппарат, на который вынужден опираться чиновник.
В иерархический системе госслужбы работники перемещаются на другиеучастки деятельности как снизу вверх, так и по горизонтали, в силу ротаций,чтобы заполнить образующиеся по разным причинам вакансии. Это только кажется,что подобные перемещения происходят чуть ли не спонтанно, хаотично. Ничегоподобного. Здесь во всем существует внутренняя предопределенность, своеобразнаялогика, срабатывают определенные принципы и методы. Их анализ дает богатую пищудля размышлений. [10, c. 603]2.2. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ
Казалось бы, наиболее предпочтительным следует считать метод продвиженияпо результатам деятельности. Легче всего руководствоваться этим принципом втех структурах, где умеют формулировать цели и задачи управленческойдеятельности в количественно и качественно измеряемых показателях. В такихусловиях проще установить заслуги отдельно взятого работника в общем балансе результатоворганизации. Объективнее оценивается компетентность специалиста, руководителя,так как она напрямую увязывается с получением искомого результата управленческойдеятельности. Однако данный метод, иначе называемый продвижением по заслугам,не получил должного распространения, поскольку выдвигать научно обоснованныецели и объективно оценивать, насколько выполняемая работа служит ихдостижению, — задача не из простых, и ее еще не научились решать как следует.
Широко применяется на практике метод продвижения по принципу преданности.Если сотрудник «вписался» в локальную (уровень отдела, комитета) или общую(уровень департамента, администрации в целом) команду, отличается лояльностьюк начальству и не делает сколько-нибудь заметных ляпов в работе, то привынесении решения о его выдвижении профессионализм уходит на второй план и врасчет берется именно этот принцип.
Продвижение за исполнительное усердие тоже практикуется достаточночасто. Усердие, желание угодить начальству предопределяют перевод госслужащегона вышестоящую вакантную должность, даже если он и не «хватает звезд с неба».
Продвижение на основе предпочтительности мнения — распространенный методназначения. За основу принятия решения о заполнении вакансии принимается какое-токонкретное субъективное мнение (чаще всего непосредственного начальника), внезависимости от профессиональной компетентности работника. Или речь идет опродвижении на основании тайных предпочтений, когда причины принятия кадровыхрешений остаются неизвестными. [11,c. 317]
Продвижение по выслуге лет — здесь во главу угла положен подход —«необходимо отблагодарить работника за многолетний труд».
Это далеко не полный перечень методов должностных продвижений, врезультате которых многие госслужащие оказываются «не на своем месте». В том,что некоторые специалисты пребывают на уровне некомпетентности, но сами так несчитают и верить в это не хотят, кроется большая опасность для системыгосударственной службы. Порой трудно бывает установить, в чем причина низкойэффективности управленческой деятельности — в самих ли госслужащих, воргструктуре управления, в методах кадровой работы или в других элементах самойсистемы госслужбы.
Нередко в деятельности чиновников госслужбы проявляется действие принципааппаратной регрессии. Бюрократические препоны начинают ограничиватьэффективную работу отдельных руководителей и специалистов, в коллективеформируется покровительственное отношение к посредственным работникам,защищается некомпетентность тех, кто в своем профессиональном развитииостановился и не хочет двигаться дальше. Всякий посредственный работник,крепко «зацепившийся» за должность, начинает все больше и больше работать напонижение коэффициента полезности своего управленческого рабочего места. И есликритическая масса таких работников начинает превалировать в аппарате,регрессия последнего гарантирована.
Государственная служба — вроде бы один корабль, вот только штурвалов наэтом корабле много. И всякий «капитан» крутит доставшийся ему штурвал так, какзаблагорассудится. Всегда ли заданные «капитанами-чиновниками» движениясовпадают с общезаданным курсом? Практика показывает, что нет. Иначе не стоялбы вопрос о радикальном переустройстве государственной службы. [6, c. 382]2.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА ГОССЛУЖБЫ
В июле 2004 г. был принят федеральный закон «О государственнойгражданской службе РФ». Закон стал очередным шагом в реформировании госслужбы,которое осуществляется поэтапно, начиная с 2000 г. До конца 2005 г. должна бытьсоздана стабильная система государственной службы, подконтрольная и открытаягражданскому обществу, разработаны и внедрены действенные механизмы еефункционирования.
Задача создания единой государственной гражданской службы решается путемунификации реестров должностей государственных гражданских служащих — вводитсяединый реестр для всех видов гражданской службы.
Для совмещения различных видов государственной гражданской службы законменяет структуру должностей. Это позволит более детально выработать требованияк ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальныегарантии. Также обеспечит совместимость разных мест работы для человека,который, к примеру, уходит с военной службы на гражданскую или приходит с гражданскойслужбы субъекта Федерации на гражданскую службу РФ. Если он ушел в рангесоветника, то и в другое место должен прийти в том же ранге. Его оклад, пенсияи прочее будут, таким образом, абсолютно соотносимы.
Закон устанавливает более высокие стандарты для чиновников: например, сокращаетсясрок между аттестациями с четырех до трех лет. Он также меняет требования кспециализации кадров и предусматривает нововведения, позволяющие отобратьименно нужных специалистов. Основной формой соглашения о приеме на работустанет служебный контракт. При этом срочные служебные контракты коснутсяпреимущественно руководителей, их заместителей и помощников. Для повышенияответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностейвводится должностной регламент. Он включает в себя квалификационныетребования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельнопринимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам иорганизациям.
Один из важных моментов нового закона — конкурсный прием нагосударственные должности. Несмотря на то, что в старом законе конкурс тожепрописан, до сих пор многие работники принимаются на государственные должностибез участия в нем. Новый закон ужесточает требования к конкурсу.
Вместо старых групп, категорий и разрядов вводятся группы, категории ичины. Учреждаются четыре категории должностей государственной гражданскойслужбы: «руководители», «помощники» («советники»), «специалисты» и«обеспечивающие специалисты». [15, c. 192]
Должности подразделяются на следующие группы: «руководители» и«помощники» относятся к высшей, главной и ведущей; «специалисты» — к высшей,главной, ведущей и старшей; «обеспечивающие специалисты» — к главной, ведущей,старшей и младшей группам гражданской службы.
Вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные чины, причемприсвоение чина будет осуществляться по результатам квалификационного экзаменаперсонально. Классные чины государственной гражданской службы подразделяютсяна 1-й, 2-й и 3-й классы — действительный государственный советник РФ (высшаягруппа), государственный советник РФ (главная группа), советник гражданскойслужбы (ведущая группа), референт гражданской службы (старшая группа) исекретарь гражданской службы (младшая группа).
Таким образом, в системе государственной службы выстраивается весьмавнушительная иерархия распределения работников по ступеням компетенции.
Принципиально важно, чтобы статус каждого госслужащего нашел реальноеотражение в должности и классном чине. Работник (гражданин) должен поступатьименно на государственную службу (на служение Отечеству), а не просто наработу в государственный орган власти и управления.
Заметим, что по большому счету в России государственной гражданскойслужбы нет до настоящего времени. Принятая в 2002 г. Программа реформированиягосслужбы (2003—2005 гг.), утвержденная Указом президента РФ, обязываетреформировать то, что еще не сложилось. Законодательство, призванноерегулировать отношения в этой сфере деятельности, лишь только формируется.Продолжается трудовой наем на работу в тот или иной орган власти и управления всоответствии с общим трудовым законодательством. Поэтому правильнее вести речьне о реформировании системы госслужбы, а о формировании принципиально новогосоциального института государственной власти. Понимать, это – значиткультивировать новое качество трудовых, правовых и психологических отношений всистеме госслужбы. [14, c. 96]
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
3.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙСЛУЖБЫ
Современный этан государственного строительства и формированиягражданского общества в России напрямую связан с решением стратегическихвопросов организации и правового обеспечения институтов государственной имуниципальной службы. Концепция реформирования системы государственной службыРоссийской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г.предусматривает кардинальное обновление федерального законодательства нетолько в сфере государственной службы, что неминуемо повлечет за собойпересмотр многих положений законодательств субъектов Российской Федерации, атакже приведение в соответствие с ними иных нормативных правовых актов, в томчисле внесение изменений в законодательство о муниципальной службе.
В этой связи чрезвычайно важен вопрос о единстве природы и особенностяхправового обеспечения государственной службы и муниципальной службы. При этомимеются в виду государственная гражданская служба и муниципальная служба,которая также является разновидностью гражданской публичной службы.Рассмотрение природы и особенностей правового обеспечения этих видов службыпредполагает выявление общего и особенного в правовом статусе государственныхгражданских и муниципальных служащих.
Действующее российское законодательство вполне определенно устанавливаеторганизационно-правовые формы, в которых осуществляются государственная имуниципальная службы, и соответственно ограничивает круг лиц, которые обладаютстатусом государственных и муниципальных служащих.
Организационно-правовой формой прохождения государственной службыявляются органы государственной власти Российской Федерации иныегосударственные органы, образуемые в соответствии с Конституцией РФ ифедеральными законами, лица, имеющие статус федеральных государственных служащих,либо государственные органы субъектов Федерации, образуемые в соответствии сконституциями (уставами) и региональными законами, — лица, получающие статусгосударственных служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местногосамоуправления, — лица со статусом муниципальных служащих. Отсюда видно, чтообщим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных имуниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающаяединство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. [14, c. 547]
Отличия проистекают не только из территориального масштаба, но и изсамой сферы властно-управленческой деятельности, выражаемой институтамигосударственной либо муниципальной службы, из функциональной специфики,особенностей компетенции и полномочий государственных органов либо органовместного самоуправления. Отличия во многом обусловливаются также и тем, какаяправовая доктрина господствует при создании законодательной базы иосуществлении нормотворчества в данной сфере общественных отношений.
По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления отделены оторганов государственной власти, а значит, и муниципальная служба не входит вединую систему государственной службы Российской Федерации. Именно здесь заключенасуть одного из важнейших доктринальных положений, определяющих конституционныеосновы местного самоуправления (наряду со ст. 130-133) и принципы его правовогообеспечения в современной России, которые сформулированы с учетом Европейскойхартии честного самоуправления.
По этой причине законодательство о государственной и муниципальной службестановится раздельным. Вместе с тем государственная и муниципальная службы вчасти правового регулирования базируются на общих принципах и основаниях,исходя из которых они получают нормативное закрепление.
Главным образом это связано с тем, что предмет и характер труда служащихобоих видов – и государственных, и муниципальных, объект и методы воздействияв процессе служебной деятельности, основы прав и обязанностей, необходимостьрегламентации процедур прохождения службы, важность соблюденияправоограничений и компенсирующих социально-правовых гарантий и льгот вомногом совпадают. [19, c. 367]
3.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Особенности правового статуса федеральных государственных служащихсостоят в том, что осуществляемые ими полномочия — федеральные, т.е.определенные ст. 71 и частично ст. 72 Конституции РФ для федеральных органовгосударственной власти, а для госслужащих субъектов Российской Федерацииполномочия выполняются государственными органами субъектов РоссийскойФедерации в пределах совместного ведения с Российской Федерацией и в пределахпредоставленной компетенции на территории соответствующего ее субъекта.Особенности статуса муниципальных служащих также заключаются в осуществляемыхими полномочиях, которые обеспечивают решение вопросов местного значения. [21,c. 13]
Вместе с тем муниципальные служащие могут наделяться и некоторымигосударственными полномочиями, которые проистекают из содержания ч. 2 ст. 132Конституции РФ, а также базируются на правовой основе взаимоотношений местногосамоуправления с государственной властью, закрепленной Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995 г. и другими федеральными законами.Осуществление муниципальными служащими отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральнымзаконом либо законом субъекта Российской Федерации, является важным факторомвзаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, подчеркивающимобщность юридической природы публично-правовой составляющей в структуре статусагосударственных и муниципальных служащих.
Общий правовой статус государственных и муниципальных служащихустанавливается на основе Конституции РФ федеральным законодательством.
В настоящее время основы правового положения государственного служащегоустановлены Федеральным законом «Об основах государственной службыРоссийской Федерации» от 31 июля 1995 г. (далее — ФЗ «Об основах ГСРФ»)5, его гл. III (ст. 9-20), а основы правового положения муниципальногослужащего — Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РоссийскойФедерации» от 8 января 1997 г. (далее — ФЗ «Об основах МС вРФ»)6, в котором им посвящена гл. II (ст. 7-20).
Как и всякий правовой статус, статус государственных и муниципальныхслужащих обеспечен и структурирован элементным составом юридических норм. Всоответствии с данными федеральными законами статусы государственных имуниципальных служащих образуют следующие группы нормативных элементов. По ФЗ«Об основах ГС РФ» — права государственного служащего (ст. 9),обязанности (ст. 10), ограничения (ст. И), поощрения (ст. 13), ответственность(ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 17-19); по ФЗ «Об основах МСв РФ» — права и обязанности муниципального служащего (ст. 10), ограничения(ст. 11), поощрения (ст. 13), ответственность (ст. 14), гарантии (ст. 15),обеспечение (ст. 16-18). Как видно, даже нумерация статей с одноименнымназванием почти полностью совпадает с аналогичными статьями в том и другом законах.Очевидно, что нормативное содержание общего российского законодательства должносовпадать также и по сути правового регулирования обоих видов публичнойгражданской службы, какими и являются государственная и муниципальная службы. [21, c. 15]
Общность публично-правовой природы рассматриваемых видовсоциально-полезной деятельности проявляется в том, что государственная имуниципальная службы призваны обеспечивать функционирование государственногоаппарата и аппарата органов местного самоуправления, а также реализациююридически властных полномочий государственных и муниципальных должностныхлиц. Кроме того, однородный состав нормативных элементов правового статуса государственныхи муниципальных служащих объясняется сущностью возложенных на них функций,которые связаны с осуществлением определенного вида управления:государственного и муниципального. Общность правового статуса государственныхи муниципальных служащих определяется и общностью принципов, на которыхоснованы данные виды службы.
Единство принципов, установленных законодательством о государственной имуниципальной службах, со всей очевидностью подчеркивает социально-генетическуюсвязь юридических установлений, относящихся к правовому статусу этих служащих.Сравнение ст. 5 ФЗ «Об основах ГС РФ» и ст. 5 ФЗ «Об основах МСв РФ» не оставляет никаких сомнений в том, что они в равной мере исходятиз верховенства Конституции РФ, приоритета прав и свобод человека и гражданина,признания общественно-политической важности и почетности профессиональнойдеятельности государственных и муниципальных служащих, стабильности ихкадрового корпуса, а также профессионализма и компетентности, ответственности.
Общим правовым статусом обладают все государственные и муниципальныеслужащие, так как положения Конституции РФ и общие нормы федеральных законовраспространяют свое действие на всех служащих без различия их субординационногоположения и видовой специфики служебной деятельности. Правда, специальное законодательство,регламентирующее госслужбу особых видов, например военную, в органахправоохранительной системы, других отдельных госорганах, устанавливаетособенности правового статуса государственных служащих посредством наполнениянадлежащим содержанием элементного состава юридических норм.
Статусные особенности помимо военнослужащих присущи служащим органоввнутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, дипломатическихведомств и иным. Так, правовое положение военнослужащих определяется преждевсего их воинскими должностями, обязанности и порядок исполнения которыхрегламентируются законодательными актами, воинскими уставами и другиминормативными актами. Законодательством об органах внутренних дел подробноурегулировано правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой исоциальной защиты сотрудников милиции. Статус дипломатических работниковхарактеризуется тем, что им обладают служащие Министерства иностранных дел РФи его организаций, имеющие дипломатические ранги. В частности, при выполнениисвоих профессиональных обязанностей дипломатические работники могутпользоваться в период пребывания за границей привилегиями и иммунитетами,установленными для них нормами международного права и международнымидоговорами.
Правовой статус государственного и муниципального служащих возникает наоснове законодательства в связи с замещением государственной либомуниципальной должности. [22, c.45]
Именно определенная должность в органе соответствующего вида публичнойвласти (государственной или муниципальной) является базовой характеристикойправового положения государственного и муниципального служащих. Общее иособенное в их правовом положении суть производные от статуса этих видовслужбы как социальных и комплексных организационных и правовых институтов. Идействительно, установление обязанностей служащего делает необходимымустановление его прав, а наличие обязанностей и прав порождает различныеограничения, а также потребность в соразмерных гарантиях, обеспечении и ответственности.Вместе с тем обязанности, права, ограничения, гарантии, обеспечениеустанавливаются обычно не персонально для каждого служащего, а для должности,которую он занимает. Поэтому эти группы правовых норм имеют подчиненныйхарактер от задач и функций органов государственной либо муниципальной власти.
В научно-правовой литературе о государственной службе обосновываютсяразличные точки зрения на структуру правового статуса. Традиционно делениеслужебных прав и обязанностей на общие для всех государственных служащих испециальные, обладание которыми связано с конкретной должностью. Так, в«классификации обязанностей и прав государственных служащих органоввоенизированных и некоторых иных отраслей» выделяются и должностные.Более детальное деление различает общий, особенный (определяемыйслужебно-видовыми особенностями), специальный (определяемый специализациейсоответствующей должности) и индивидуальный (определяемый правоустановлениямиконкретной должности) статус.
Представляется, что для статуса муниципальных служащих подобнаяструктуризация не характерна. То, что в статусе государственного служащегопонимается как особенное и специальное, в статусе муниципального служащегообъединяется отчасти общими нормами, а отчасти индивидуальными. Видоваяспецифика, присущая государственной службе, чем и определяется особенный статусгосударственных служащих, отсутствует в системе муниципальной службы, азначит, и нет достаточных оснований для выделения особенного статусамуниципальных служащих. Нормы, характеризующие специальный статусгосударственных служащих, для муниципальных служащих сосредоточеныпреимущественно на индивидуальном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, будетпродуктивно анализировать общее и особенное в статусе и государственных, имуниципальных служащих.[20, c. 316]
Таким образом, нормы, составляющие основу правового статуса игосударственных, и муниципальных служащих, дифференцируются на общие иособенные. Общими считаются те из них, которые свойственны всем государственными муниципальным служащим, независимо от категорий и групп занимаемых имидолжностей.
3.3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖАЩИХ
Полный же объем прав и обязанностей индивидуален по каждой должности взависимости от функций и задач соответствующих органов власти, где учреждената или иная должность государственной либо муниципальной службы, а такжеобусловлен определенной компетенцией и полномочиями, присущими данному органу.Для реализации специальных полномочий государственным и муниципальнымслужащим законодательством могут предоставляться особые права и обязанности,которые, как правило, конкретизируются в типовых и индивидуальных инструкциях,регламентах, положениях. Именно на этом уровне отражаются статусные особенностигосударственных и муниципальных служащих. По своей сути правовой статусгосударственного и муниципального служащих — это определенная нормами правасовокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений,ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством мерыдолжного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности вобласти государственно- либо муниципально-служебных отношений. С изменениемхарактера этих отношений меняется и правовой статус государственного илимуниципального служащего (например, повышение, понижение в должности,временное исполнение обязанностей и т.п.).
Из перечня общих прав, предоставленных государственным и муниципальнымслужащим федеральным законодательством, их правовой статус определяют лишьте, которые дают им возможность полноценно осуществлятьдолжностные обязанности.
К таким общеслужебным правам по ФЗ «Об основах ГС РФ»относятся: право на ознакомление с документами, устанавливающими права иобязанности государственного служащего по занимаемой должности, критерииоценки качества работы и условия продвижения по службе, а также право наорганизационно-технические условия, необходимые для исполнения должностныхобязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 9); право на получение в установленном порядкеинформации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей(п. 2 ч. 1 ст. 9); право на посещение в установленном по рядке для исполнениядолжностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо отформ собственности (п. 3 ч. 1 ст. 9); право на принятие решений и участие в ихподготовке в соответствии с должностными обязанностями (п. 4 ч. 1 ст. 9); правона внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любыеинстанции (п. 12 ч. 1 ст. 9). [22, c.51]
Все остальные права (п. 5-11 ч. 1 ст. 9) относятсяк личным субъективным правам гражданина, замещающего государственную должностьгосударственной службы, а потому их следует исключить из структуры нормативныхположений, определяющих общий правовой статус и должностные полномочия государственныхслужащих. Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением отом, что личные права государственных служащих «призваны косвеннообеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получениипремий, в продвижении по служебной лестнице и т.п.».
Такой подход применим и для понимания правового статуса муниципальныхслужащих. Основная масса региональных законов10 закрепляет правомуниципального служащего на ознакомление с документами, определяющими егоправа и обязанности по занимаемой им муниципальной должности муниципальнойслужбы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе,указывающими также на организационно-технические условия, необходимые для исполнениядолжностных обязанностей.
Российская практика последних лет, как и международный опыт, со всейочевидностью убеждает в недостаточности одного лишь нормативного закреплениясубъективных прав чиновника, особенно таких как право на участие в конкурсена замещение вакантной должности, право на продвижение по службе, право наслужебные заслуги, на защиту профессиональных и социально-экономическихинтересов, на честь и достоинство и ряд других. Но без должного обеспечениявозможности их практического воплощения это пагубно влияет на устойчивостьправового положения государственного или муниципального чиновника. А это, всвою очередь, ослабляет не только сам правовой статус, но и влечет негативныепоследствия в его служебной дееспособности. Преодолеть законодательныеупущения можно только путем разработки и внедрения процессуально-правовыхмеханизмов реализации материальных установлений прав чиновника.
Права, которыми наделяются государственный и муниципальный служащие,становятся реальностью лишь в том случае, если они сопряжены с обязанностями.Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще юристы античности. Установлениеразумного (в смысле необходимой достаточности) баланса в соотношении междуправами и обязанностями всегда было важнейшей теоретической проблемойюриспруденции, имеющей существенное прикладное значение для отраслей права изаконодательства. Единство прав и обязанностей обусловлено тезисом о взаимнойответственности управомоченного субъекта, который совершает определенныедействия и должен в то же время нести за них ответственность.
Существование принципа единства прав и обязанностей теоретико-правоваямысль выразила диалектическим утверждением: «Нет прав без обязанностей инет обязанностей без прав». Между тем федеральное законодательство несодержит перечня прав и обязанностей муниципальных служащих, предоставляярегиональному законодателю самостоятельно определить их каталог. Нормативныйанализ регионального законодательства совершенно определенно приводит к выводуо совпадении основных обязанностей, которые возлагаются на государственных имуниципальных служащих, а равно и устанавливаемых для них правоограничений,включаемых в общий правовой статус. [19, c.415]
В ряде субъектов Российской Федерации их законы вменяют муниципальнымслужащим дополнительные обязанности, например, беречь муниципальнуюсобственность (Республика Карелия, Архангельская, Белгородская,Калининградская, Орловская, Курская области и др.), обеспечивать каждомугражданину возможность ознакомления с документами и материалами,непосредственно затрагивающими его права и свободы, возможность получениягражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органовместного самоуправления, если иное не предусмотрено законом (РеспубликаДагестан, Краснодарский край, Амурская, Брянская, Вологодская, Кировская,Сахалинская области и др.), а также обязанность не совершать действий,подрывающих авторитет муниципальной службы (Свердловская, Орловская области идр.), заботиться о благе муниципального образования, не противопоставлятьинтересы муниципального образования государственным интересам субъектаФедерации (Санкт-Петербург).
Правовые ограничения, которые накладываются на государственных имуниципальных служащих, могут быть непосредственно связаны с осуществлениемими службы (по ст. 11 ФЗ «Об основах ГС РФ» и по ст. 11 ФЗ «Обосновах МС в РФ»), но могут также возникнуть при определенныхобстоятельствах (по ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об основах ГС РФ» и порегиональному законодательству о муниципальной службе). Их правовая природазаключается в том, что они являются юридическими категориями — правами,входящими в статус гражданина, которых он лишается, пока состоит нагосударственной либо муниципальной службе.
Вследствие этого предоставляемые государственным и муниципальнымслужащим социально-правовые гарантии и соответствующее обеспечение имеюткомпенсационный характер. Наряду с этим ограничения, налагаемые на государственныхи муниципальных служащих, преследуют цель обеспечить их высокий моральный облики свободу действий в пределах должностных полномочий.
Сам характер государственной и муниципальной службы влечет необходимостьустановления правовых ограничений, в том числе и в сфере трудовых отношений,складывающихся в процессе прохождения службы, с учетом условий и спецификитруда государственных и муниципальных служащих. В отношении государственнойслужбы такая позиция была подтверждена Конституционным Судом РФ. [18, c. 257]
Из его определения от 4 декабря 1997 г. следует, что«государственные служащие обладают особым правовым статусом в сферетрудовых отношений». Тем самым высшая инстанция конституционной юстициизакрепила правовую позицию, которая исходит из признания различий между«особым трудоправовым статусом госслужащих» и остальных работников.Думается, что в отличие от государственной службы особых видов, какимиявляются военная служба и так называемая специальная служба вправоохранительных органах — внутренних дел, безопасности, таможни и некоторыхдругих, трудоправовой статус государственных гражданских служащих, а вместе сними и муниципальных служащих не противоречит их публично-правовой природе.Напротив, дополняет и развивает особенно те нормативные элементы, которые нетолько материально закрепляют, но и процессуально обеспечивают статус государственныхгражданских и муниципальных служащих в части их прав, социально-правовыхгарантий, льгот и т.п.
Федеральным законодательством, законодательством субъектов РоссийскойФедерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправлениягосударственным и муниципальным служащим предоставляются специальные гарантиии материальное обеспечение в соответствии со ст. 15-20 ФЗ «Об основах ГСРФ» и ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об основах МС в РФ». Предусмотреныгарантии и при ликвидации, сокращении штата или реорганизации государственногооргана и органа местного самоуправления и ряд дру гих материальнообеспечительных гарантий и дополнительных социальных льгот. Гарантии и материальноеобеспечение государственных и муниципальных служащих следует рассматривать какобязательный атрибут создания необходимых условий для исполнения ими своихдолжностных полномочий.
Подобная идея была высказана еще в имперский период российской государственностиизвестным юристом Н.М. Коркуновым, который считал, что материальное обеспечениедается чиновникам не за выполняемые ими управленческие услуги, а затем, чтобыони могли их выполнять: это не столько плата, сколько условия их деятельности.В этой связи нормативное закрепление материального обеспечения образует одиниз элементов правового статуса государственных и муниципальных служащих.
Особенности статуса государственных и муниципальных служащих посравнению с другими служащими и различными категориями работников, чьядеятельность всецело регулируется нормами трудового законодательства,заключаются в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностейи служебную дисциплину. Юридическая ответственность, к которой могутпривлекаться государственные и муниципальные служащие в зависимости отсовершенных ими проступков, также является неотъемлемым элементом ихправового статуса. [17,c. 403]
Необходимо отметить, что юридическая ответственность может вызыватьизменение правового статуса правонарушителя, а также повлечь изменения в состоянииего прав и обязанностей. Институт ответственности, рассматриваемый черезпризму правового обеспечения статуса государственных и муниципальных служащих,имеет двойное предназначение.
С одной стороны, он является юридической гарантией охраны реализуемыхими служебных прав, а с другой — важнейшим государственно-правовым средством,позволяющим обеспечивать исполнение ими служебных обязанностей. В болеешироком социальном и политико-правовом аспектах юридическая ответственностьесть форма охранительной функции права по защите публичных и частных интересовчеловека и гражданина, превалирующих интересов государства и общества,способствующая укреплению конституционного порядка принадлежащей народувласти. [12,c. 301]
Специфика юридической ответственности государственных и муниципальныхслужащих проявляется в том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнениевозложенных на них обязанностей (должностной проступок) к ним применяютсядисциплинарные взыскания, специально предусмотренные законодательством огосударственной и муниципальной службах. Для государственных служащих этивзыскания определены ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об основах ГС РФ», а для немуниципальных служащих — нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах ГС РФ» изаконами соответствующих субъектов Российской Федерации.
3.4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙСЛУЖБАХ
Результатом проведенного сопоставления норм федерального и региональногозаконодательства, вероятно, станут выводы, которые обобщенно можносформулировать следующим образом. Общее и особенное в правовом обеспечениистатуса государственных гражданских и муниципальных служащих проявляется водних и тех же его сущностных признаках, структурных элементах исоциально-правовых характеристиках. Государственная гражданская и муниципальнаяслужбы имеют единую публично-правовую природу, детерминируемую необходимостьюреализации властно-управленческих функций органов государства исамоуправляемых муниципальных образований в интересах общественного развития.
Из этого же проистекают и различия, которые необходимо учитывать вправовом обеспечении этих видов гражданской публичной службы и соответственностатуса, принадлежащего данным категориям служащих. Объединяющий фактор ихстатуса выражается в том, что его структуру образуют однотипные элементы: права,обязанности, ограничения, гарантии, обеспечение, поощрения, ответственность.Отличия проявляются через наполнение структурных элементов статуса нормативнымсодержанием, позволяющим эффективно реализовывать должностные полномочия пообеспечению функционирования государственных и муниципальных органов.Следовательно, в правовом обеспечении статуса государственных и муниципальныхслужащих должны учитываться как общие, так и особенные аспекты, в однихслучаях объединяющие, а в других — различающие эти виды публичной службы,которые обнаруживают себя в следующих юридически значимых основаниях:
институциональности: государственная служба и муниципальная служба естькомплексные социальные, организационные, публично-правовые институты;
территориальном масштабе: институциональной организации, распространенияполномочий. По этим признакам для государственной службы — федеральный (всяРоссийская Федерация), региональный (по субъектам Российской Федерации) иместный (в пределах конкретной территории), а для муниципальной службы — только местный (на территории муниципального образования) масштаб. [11, c. 116]
По этому признаку для государственной службы — федеральные законы изаконы субъектов Российской Федерации, для муниципальной службы — акты органовместного самоуправления;
организационно-правовой форме: для государственной службы — государственные органы, для муниципальной службы — органы местногосамоуправления;
уровнях системы: государственная служба — двухуровневая система (1-йуровень — федеральная и 2-й — региональная, т.е. субъектов РоссийскойФедерации), муниципальная служба — одноуровневая система;
видовой структуре: государственная служба состоит из различных видов иподвидов (например, гражданская служба включает такие подвиды, какпарламентская, дипломатическая, избирательная и др.), муниципальная служба неимеет подобных структурно-видовых особенностей;
задачах и функциях: для государственной службы — защита прав и свободчеловека и гражданина, реализация интересов государства и общества,обеспечение функционирования государственных органов, для муниципальной службы- защита прав и свобод человека и гражданина, реализация общественныхинтересов в пределах муниципального образования, обеспечение функционированияорганов местного самоуправления;
компетенции: для государственной службы — предметы исключительноговедения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов, собственного ведения субъектов Российской Федерации, для муниципальнойслужбы — вопросы местного значения и делегированные государственные полномочия;
процессуальной регламентации: в вопросах поступления — квалификационныетребования, конкурс, назначение, принятие присяги (для госслужащих) и т.п., прохождения - замещение должности, испытательный срок, исполнение служебных обязанностей, аттестация, квалификационный экзамен и т.п.,прекращения — увольнение, отставка, выход на пенсию;
нормативном характере правового регулирования — специальноерегулирование, преимущественно публично-правовое, с субсидиарнымрегулированием нормами трудового законодательства;
источниках финансирования службы и денежного содержания служащих: длягосударственной службы — государственный бюджет: федеральный и региональные(субъектов Российской Федерации), для муниципальной службы — муниципальныебюджеты. [22,c. 56]
Важно обратить особое внимание на то, что было бы ошибкой оставитьправовое обеспечение государственной службы в отрыве от муниципальной службы.Совершенно ясно, что без укрепления их единства в осуществлении присущих имнаиважнейших социальных функций реализации государственного и муниципальногоуправления невозможно достичь целей эффективного функционирования государстваи развития общества. Правовое обеспечение государственной службы должнобазироваться на общих основаниях с правовым обеспечением муниципальной службы,но, разумеется, с учетом признания присущего им своеобразия. Разрешение даннойпроблемы находится в русле преодоления противоречий российскогозаконодательства.
Так, если по одним нормам Конституции РФ органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти (ст. 12), то согласно толкованиюдругих ее положений органы государственной власти вправе регулировать местноесамоуправление, а в нем и муниципальную службу (ч. 1 ст. 72, ч. 4 ст. 78, ч. 2ст. 132). [21,c.20]
Таким образом, если муниципальная служба не признается действующимроссийским законодательством в качестве одного из уровней государственнойслужбы, то их единство и целостность должны иметь соответствующее правовоеобеспечение. Оно может найти воплощение посредством нормативного закрепленияединых принципов организации и функционирования, институционального взаимодействияи структурного оформления, регламентации правового статуса государственных имуниципальных служащих, а также и многих других вопросов.
ГЛАВА 4. ПРИМЕРЫ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Самый принципиальный вопрос, который возникает: «Какова мотивация карьеры и, соответственно, некарьеры?»
В одной организации после появления молодого «кадрового реформатора» попытались «заняться карьерой» по вертикали и горизонтали, но, как выяснилось, никто из персонала особенно не был заинтересован в должностных перемещениях. Разница в оплате труда была столь незначительной, что мотивация должного продвижения равнялась практически нулю. То есть, можно иметь «карьерные планы», но если люди к ним равнодушны, то и нет смысла играть в эту непростую игру.
Следует отметить, что проблемы мотивации и антимотивации в области карьеры изучены весьма неудовлетворительно. Чтобы как-то обозначить данную проблематику, выделим несколько «карьерных фрагментов».
Фрагмент первый. (ООО «Селена» г. Казань) Начинающий руководитель, проработав весьма старательно в должности два года, «не был замечен» при очередных кадровых перемещениях. Его это сильно задело, поскольку у него было «чувство необходимости повышения в должности».
В карьере очень важными являются правила «кадровой игры», которые известны каждому и неуклонно выполняются при наличии положительной мотивации у претендента. При этом следует иметь в виду два важных вопроса:
Через какой промежуток времени следует повышать в должности человека? Как быть, если человек хочет «двигаться», а организация не имеет «карьерных возможностей»?
Фрагмент второй. (ООО «Амега» г. Альметьевск) Руководитель последовательно выдвигался на очередные руководящие должности, а затем наступила ситуация «предельной должности», для которой характерно «уменьшение» количества должностей руководителей по мере продвижения вверх. В данном случае типичными представляются такие вопросы:
1. Какие «выходы» существуют из ситуации, когда человек стремится ещё выше, а «выше крыши» ничего нет?
2. Существуют ли какие-либо показатели скорости должностного продвижения по вертикали, выбор которой позволит управлять ситуацией «до крыши»?
3. Можно ли использовать какие-то другие методы карьеры наряду с вертикальным «подъёмом»?
Фрагмент третий. (ОАО НКНХ г. Нижнекамск) Руководителя подразделения своевременно выдвинули на вышестоящую должность, на которую он рассчитывал. Однако спустя какое-то время у него наступило разочарование. Более подробное изучение этой ситуации показало следующее. Во-первых, удовлетворенная мотивация карьеры спустя какое-то время перешла в антимотивацию по вполне определенным причинам. Во-вторых, движение «наверх» или «по уровню» не означает для конкретного человека, что будет материально выгоднее и интереснее, чем было в прежней должности.
В некоторых организациях практикуется метод «пробы карьеры» — человеку предлагают какое-то время поработать в той должности, которая расценивается как «карьерная». Практика показывает, что одни «карьерные кандидаты» отказываются от «настоящего продвижения» на эту должность, а другие испытывают удовольствие от предоставленной возможности «вкусить» предстоящую должность. То есть, «временная карьера» предоставляет возможность человеку временно почувствовать себя в «карьерной должности», свою мотивацию.
Фрагмент четвертый. (ООО «Заря» г. Лениногорск) Специалисту предложили занять должность руководителя проекта сроком на один год. Он великолепно справился со своими задачами, а затем попросился на свою прежнюю должность. Через два года данная ситуация повторилась.
У этого специалиста мотивация карьеры имела ярко выраженный «короткий характер». По своей натуре он не выносил так называемого «продолжительного руководства». Парадоксально, но он рассматривал карьеру в двух направлениях: «снизу — вверх» (специалист -руководитель) и непременно «сверху — вниз» (руководитель — специалист).
Этот фрагмент показывает, насколько разной бывает «карьерная мотивация» у людей. Организация карьеры должна учитывать это разнообразие. По всей видимости, существует определенная зависимость между горизонтальным и вертикальным продвижением работников. Начиная свой трудовой путь, человек с соответствующей мотивацией довольно чувствителен к тому, «продвигают» ли его по горизонтали и/или по вертикали. Далее эта чувствительность сохраняется, но человек начинает более избирательно рассматривать ту или иную должность, так как эта избирательность формируется под влиянием целого ряда факторов внутреннего и внешнего свойства. И если эта избирательность не удовлетворяется, то человек начинает свой «избирательный поиск» на стороне. Разумеется, данная зависимость отражает только определенный мотивационный «пласт».
Фрагмент пятый. (ТД «Аверс» г. Нижнекамск) Руководителя планомерно перемещали «по вертикали», неизменно отмечая то обстоятельство, что все предыдущие участки работы он «оставлял» в полном порядке и его бывшие подчиненные сожалели о «потере». Но не без помощи завистников и подсиживателей кому-то на самом «верху» не понравилось это энергичное продвижение. И поперёк дороги нашего руководителя было «положено бревно». Но человек настолько вошёл в «карьерный раж», что вынужден был уйти в другую организацию на более высокую должность. Но что-то в его работе не стало получаться так же хорошо, как прежде. Со временем он «остыл», видимо, понимая, что достиг «потолка».
Наверное, сам человек должен прислушиваться к своему «внутреннему советнику», мудро напоминающему о правиле «своевременной остановки». Мотивация «карьеры ради карьеры» может привести к потере профессионализма и отрицательно повлиять на психику «карьериста».
Фрагмент шестой. (ТЦ Эссен г. Елабуга) В одной организации шефа отличало почти спортивное увлечение перемещениями кадров. Никто не работал продолжительное время в одной и той же должности — все «прыгали по ним как кузнечики». Такая «кузнечиковая система» приучила людей относиться к работе в очередной должности как временной. По сути, работа заключалась в ожидании перемещения и «отгадывании», кто и где окажется в очередной раз. Этот фрагмент показывает, как карьера перешла в свою противоположность с соответствующей мотивацией.
Фрагмент седьмой. (ООО «Элания» г. Набережные Челны) Один руководитель рассказывал, что организация, где он работал, с точки зрения карьеры напоминала бастион. Руководство весьма ревниво относилось ко всяким кадровым подвижкам «наверх» и славилось своим неповторимым и виртуозным умением аргументировать «неразумность назначения на вышестоящую должность» такого-то работника. И вот благодаря именно такому бастиону из стен данной организации вышло несколько высокопрофессиональных руководителей, сделавших карьеру «на стороне». По-видимому, невозможно «задушить» человека, обладающего соответствующими способностями и мотивами. Нужно только самому понять, сможешь ли ты сделать карьеру в данном месте или нет и найти в себе мужество перейти на другую работу. В этом смысле карьера – это искусство своевременно «уходить с одного места и переходить на другое».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы по проделанной работе.Соотношение государственной гражданской службы и муниципальной службы должнополучить надлежащее правовое обеспечение при: поступлении на службу, еепрохождении и переходе с одной службы на другую и наоборот; соотноси-мостиквалификационных разрядов, присваиваемых государственным и муниципальным служащим;соблюдении правовых ограничений; исчислении общего стажа служебнойдеятельности; предоставлении социально-правовых гарантий и материальногообеспечения; установлении мер и порядка применения дисциплинарной ответственности;прекращении службы.
Муниципальная служба, на наш взгляд, призвана выступить как институт органическисопряженный с институтом государственной гражданской службы, иметь общие с нейоснования нормативно-правового обеспечения на федеральном и региональномуровнях законодательства. Все меры правового обеспечения единствагосударственной гражданской и муниципальной служб должны быть направлены навозможно более полное раскрытие их общественно-политического содержания вутверждении и защите интересов всего общества.
Одной из ключевых задач решения столь масштабных и социально значимыхпроблем является публично-правовое обеспечение статуса государственных имуниципальных служащих, причем в рамках господствующей конституционно-правовойдоктрины и на адекватной нормативно-юридической основе, полноценновоплощаемой действующим российским законодательством.
Правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих внастоящее время имеет больше общего, чем отличий. Детерминируемый единствомпублично-правовой природы происхождения государственной и муниципальнойслужб, закрепляемый однородным составом юридических элементов (права,обязанности, ограничения, гарантии, обеспечение, ответственность), правовойстатус государственных и муниципальных служащих нуждается в дальнейшемукреплении и развитии нормативного содержания.
Придание системности укреплению и сближению статусов государственных имуниципальных служащих в ходе правового обеспечения проводимых реформ позволитповысить эффективность обоих видов службы. Необходимо обеспечить общиетребования к государственным и муниципальным служащим с тем, чтобы снятьмножество практических вопросов, возникающих, в частности, при переходечиновников из органов местного самоуправления в органы государственной властии наоборот (соответствие групп должностей, квалификационных разрядов, материального,пенсионного обеспечения и т.д.).
Повышение эффективности работы государственного аппарата и теснейшимобразом взаимодействующего с ним (хотя и не входящего в его систему) аппаратамуниципальных образований Российской Федерации зависит от того, в какомсостоянии правового обеспечения находится статус государственных имуниципальных служащих.
Итак, для того, чтобы управлять карьерой на предприятии, в организации, впринципе, необходимо:
понять особенности собственной кадровой системы и такую важную еёсоставляющую как фактические модели карьеры:
выявить и периодически «отслеживать» мотивацию персонала относительнокарьеры;
разработать и внедрить такую систему управления карьерой, которая быучитывала особенности организации, её возможности и мотивацию персонала.
Здесь уже речь идёт о «карьерном инжиниринге» со всеми егосоставляющими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.:Финстатинформ, 2001
2. Абрамова М.А., Александрова Л.С.Основы менеджмента. М., 2002
3. Антонов Н.Г., Пессель М.А.Менеджмент: Учебник. М., 2003
4. Бункина М.К. Теория управления:Учебное пособие. М.: ДИС, 2004
5. Волгин А.П. Управление персоналом вусловиях рыночной экономики // ЖУК, № 7, 2004
6. Герчикова И. Н. Менеджмент. СПб,Прогресс, 2001.
7. Гличев А.В. Современные методы управления персоналом //Управление компанией, № 7, 2003
8. Жуков Е.Ф. Общая теория управления. М.: Инфра – М, 1999.
9. Камаев В.Д. Учебник по основамуправления, М.: Владос, 2001
10. Менеджмент.Учебное пособие. М.К. Бункина, В.А.Семенов. М., 2002.
11. Менеджмент:Учебник. Под ред. Жукова Е.Ф. М.: ЮНИТИ. 1999
12. Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 2003.
13. Одегов Ю.Г.,Журавлев П.В. Управление деловой карьерой // ЖУК, № 9, 2004.
14. Основы менеджмента. Под редакцией кандидата экономических наук, доцентаА.С. Булатова. М., БЕК. 2001.
15. Основы управленияперсоналом. Под ред. Генкина Б.М. М., 2001.
16. Пронникова В.А.Планирование и мотивация карьеры // ЖУК, № 1, 2005
17. Теорияуправления. Учебник. Под ред. Самойлова А.В. М., 2004
18. Теорияуправления: Учебник для вузов. Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 2003
19. Харрис Л.Менеджмент: перевод с английского. М.: Прогресс, 2001
20. Щекин Г. В.Основы кадрового менеджмента. М., 2002
21. Правовоеобеспечение статуса государственных и муниципальных служащих Козбаненко В.А.кандидат исторических наук, доцент. // Государство и право, №1, 2003г., с.13-24
22. Вверх и вниз поступенькам. Марченко И.П. к.э.н. // ЭКО, № 11, 2004г.