Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие идеологии Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕИ РАЗВИТИЕ
2. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАСРВТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ        
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ,ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Идеология(от идея и… логия), система взглядов и идей, в которых осознаются иоцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальныепроблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальнойдеятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данныхобщественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовыйхарактер, отражая положение данного класса, классовые интересы.
Вкультурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрити Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектовматериального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели воборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человекаи общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодняслово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, чтосостоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками всовременном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы каккомплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являютсястратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современнойтерминологией, «руководством к действию». Показателен и удобен для изучения вэтом отношении древнегреческий миф о Прометее. Главный герой данного мифа — Прометей был персонификацией совокупности идей ловкости и прогресса,промышленного производства и свободы. Не одобряя роскошных жертвоприношенийбогам, Прометей ввел в заблуждение верховного бога Зевса (Юпитера), разделивприносимого в жертву олимпийским богам быка на две части: меньшую,представлявшую собой сочную мякоть, прикрытую малопривлекательным желудкомживотного, и большую, состоявшую из костей и жира. Обман при жертвоприношениизаметил Зевс, который в гневе лишил людей необходимого для их существованияогня. В ответ на это легендарный герой украл с Олимпа божественную искру ипередал ее людям. Обратим внимание на важные свойства идей, раскрывающихся вмифе. За обман Зевса люди лишились огня, а у его похитителя — Прометея,прикованного за данный проступок Зевсом к скале, орел каждый день клевал печеньи рвал острыми когтями тело. Из ящика Пандоры, доставшегося брату Прометея — Эпиметею, на род человеческий обрушились болезни, голод, злоба и т.д.Следовательно, идеи могут играть не только позитивную, но и деструктивную,разрушающую общественный организм роль. В отличие от специальносконструированных философских идей укорененные в глубинных структурахчеловеческой повседневности мифологические идеи изменились. Раскрывая идейныепредпосылки человеческой цивилизации и культуры, миф о Прометее выполнялнесколько функций. Он помогал, во-первых, усваивать представления осверхъестественном характере основ человеческой цивилизации, во-вторых, глубжеуяснять смысл неотвратимости наказания за разрушение устоев жизни общества, заее дестабилизацию, в-третьих, осознавать важнейшую и ничем другим не заменимуюроль идей в преодолении затруднений в повседневной личной и государственнойжизни. Миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы являетсяценностью, способной возвышать человека над традиционным страхом наказания инеотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил. Роль идей в жизничеловека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (отгреч. слов «теос» — Бог и «логос» — учение, т.е. учение о Боге). Историяправославной религии на территории Беларуси насчитывает уже более тысячи лет.Менее короткой по историческим меркам является история католицизма, иудаизма иислама. Еще короче история лютеранства, на которую приходится всего около 400лет. Религиозные идеи исторически были тесно связаны с мифологическими: общейдля них является вера в сверхъестественное. Однако по сравнению смифологическим религиозное сознание является более организованным,структурированным и исторически зрелым. Это не исключает того известного факта,что многие религиозные идеи излагались еще в форме мифов-повествований. Таковы,например, христианские повествования о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе. Еслиэти и подобные им виды религиозных идей были предназначены в первую очередь для«индивидуального потребления», то идеи о святой Земле, на которойразворачивалась жизнь Иисуса Христа в реальной истории, становились мощнымимассовыми мобилизационными факторами. Эти идеи подвигли и полоцкую княжнуПредславу, получившую при пострижении в монахини имя Ефросиньи Полоцкой (1104(?)—1167),оставить организованные ею в родном городе школу и библиотеку и отправиться вдолгое и роковое для нее путешествие к гробу Господню в Иерусалим. Христианскиеидеи «святой Земли» и «гроба Господня» во времена Ефросиньи Полоцкой — игуменьимонастыря Святого Спаса — были кратким выражением организационно-мобилизующейфункции христианской религиозной идеологии. Переведенные теоретикамихристианской церкви на язык лозунгов, они побуждали к действию большие массылюдей.
Современныеученые чаще всего объединяют мифологию и религию и отличают единыймифологическо-религиозный подход к идее от философского, т.е. основанного не навере в сверхъестественное, а на мышлении и критике, анализе идей.
Понятие идеологииизменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл вупотребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементыидеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений,он утверждал, будто «идеология» — учение об идеях, исследуя всеобщие принципы изаконы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы дляполитики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж.Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма исенсуализма. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёлпренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходилик общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понималив практических вопросах реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкойидеологии» (1845-46) и позднейших работах под идеологией понимали:
1) идеалистическуюконцепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей,принципов;
2) соответствующий этойконцепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, несознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классови, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянновоспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;
3) вытекающий отсюдаметод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, номнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс,критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «… философия действительностиоказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из неесамой, а из представления».
Таким образом,действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеологияоказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективныепротиворечия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. Впротивоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «… напочве действительной истории...». Методы научного анализа и критики идеологиидаёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание являетсяосознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реальногожизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественногосознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии идеологии накапливаетсяопределённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждаяновая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, поформе примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологиисуществует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоитв том, что они определяют направление и способ изменения имеющегосямыслительного материала. Вместе с тем, если в идеологии люди и их отношенияоказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явлениеточно так же проистекает из исторического процесса их жизни, — подобно тому,как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает изнепосредственного физического процесса их жизни. Анализ реального историческогопроцесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайныезаблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции,вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления иповедения или даже программы социального действия.
К. Маркс и Ф. Энгельсне применяли термин «идеология» к собственной системе воззрений, но онихарактеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную сосвободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма ибыстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслениюпонятия идеология в марксистской литературе. В.И. Ленин расширил понятие идеология,введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизмусистемах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинномсмысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенностьмарксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности среволюционностью, вытекающей из научного анализа капитализма, открытия егопреходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития,Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательноставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то естьстремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощьюнаучной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы — программы,стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает какнаучная идеология. С разработкой концепции научной идеологии само понимание идеологиистало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основесочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку идеология — духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях — какнаучная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п.Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологическихявлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучнойидеологии имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовыхинтересов. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер ипотому характеризуется в категориях социально-политических как революционнаяили реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная,интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумярядами оценок выявляет принцип партийности идеологии, всесторонне разработанныйв трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительностис интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивныйстремится строить свою идеологию на основе более полного использованияобъективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития). Ноэтот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменятьсяпод влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазногоразвития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу,субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностямиобщественного развития, делают его заинтересованным именно в научной идеологии,во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающихперед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадениипартийного, классового и научно-объективного подхода к действительности врамках марксизма-ленинизма.
Буржуазные идеологи вборьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки опровергнуть марксистско-ленинскоепонимание идеологии. Значительным влиянием на Западе пользуется концепция немецкогофилософа К. Манхейма («Идеология и утопия», 1929), который, заимствуя в искажённойформе идеи марксизма о социальной обусловленности всякой идеологии, ложноистолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил сотрицанием познавательной ценности всякой идеологии, рассматривая её каксовокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка иподдерживаемых определённой общественной группой. Утверждения обиррациональности, мифологическом характере всякой идеологии, принципиальноеотрицание самой возможности научной идеологии, широко используются в буржуазнойлитературе для борьбы против прогрессивных взглядов и, прежде всего противмарксизма-ленинизма. Продолжением этой критики идеологии явилась концепция «деидеологизации»(Д. Белл, «Конец идеологии», 1960), согласно которой современные развитые индустриальныестраны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а неидеологии, и потому влияние идеологии якобы постепенно сходит на нет. Однакодействительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939—45произошёл резкий упадок влияния фашистской идеологии в связи своенно-политическим разгромом фашистских держав. Однако реакционныеимпериалистические круги стремятся возродить эту идеологию в виде различныхсистем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеимилитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральнойбуржуазной идеологии является антикоммунизм — главное идейно-политическоеоружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериалистические,национально-освободительные движения сопровождаются сложными идеологическимипроцессами, в которых отражается антиимпериалистическая направленность исоциальная природа этих движений (некоторые течения «африканского социализма», идеология«новых левых» и т. д.).
/>В науке идеология выполняют различную роль. Они не толькоподытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, нослужат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют рольактивных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путейрешения проблемы. В зависимости от своего содержания идеологии, отражающиеобщественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционныеидеологии, искажающие действительность и служащие уходящим с исторической ареныклассам, выступают тормозом общественного прогресса. Идеологии, верно и глубокоотражающие процессы действительности, выражающие интересы передовыхобщественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют этиклассы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
Всоветской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалосьпервостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из егоосновных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного игосударственного строительства. Система целенаправленного идеологическоговоздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны иобласти жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественносоциологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позицийвыделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологическихсистемах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась каквыражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мыслиГуберского Л. В., «идеология — то, прежде всего, система взглядов и идей,отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а такжетеоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса вобществе и его отношение к объективной действительности на данном этапеобщественно-исторического процесса». В русле социологического подхода,акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического еерассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические,в целом — рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояливопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологиикак системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии ивоспитании человека («идеология — то еще и система функционирования идей,включенная активно в практику», Биккенин Н. Б.). Идеология, как по своемусодержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийнуюпринадлежность («важнейшим научным принципом при изучении идеологическойдеятельности является партийность»). Вместе с тем ситуация идеологическогопротивостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ(построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 — 70-х годов, концепции«ускорения» и «демократизации» и т.д.), порождалинеобходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ееразвития. Одним из путей ее развития было создание «научной теорииидеологии», в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматриваетсякак объект научного управления, включающий в себя:
— самуидеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражениядействительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, однуиз сторон общественного сознания);
— идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания ираспространения идей в обществе);
— деятельность идеологических институтов (государственные и общественныеорганизации, учебные и производственные структуры, специальные институты,средства массовой информации и др.).
Вработе, посвященной прикладной проблеме — методологии измерения степениинтериоризации идеологии, Панина В. В. определяет идеологию как «формусознания, которая является продуктом социализированного духовного производства,развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоениядействительности. Она отражает определенную предметную область через призмуинтересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание исоциальную технологию, служит руководством для практической деятельности»и выделяет три основные части структуры системы идеологии:
Подсистемаотражения (объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);
Подсистемапродуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);
Инструментальнаяподсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей,формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).
Помнению Сороковиковой В. И., идеологию необходимо исследовать «какцелостную систему производства, распределения и потребления духовных продуктов,осуществляющуюся посредством социальных институтов и выражающую интересыопределенной социальной группы общества». На базе социологическогоисследования идеологии, в отечественной науке получил развитие системный подходк анализу и определению идеологии. Вне зависимости от оценочного отношения ктой или иной идеологической концепции, она может рассматриваться как особаясистема, функционирующая на основе процесса идеологического воздействия(идеологического процесса). Следует отметить, что в данном случае понятиеидеологии отражает не просто систему тех или иных идей, а систему, в которойэти идеи на основе идеологического процесса формируются, распространяются и усваиваютсяобъектом идеологического воздействия. В системе идеологии могут быть обозначеныструктурные связи между идеями, их носителями и предполагаемым объектомидеологического воздействия. В систему идеологии в качестве ее элемента входиттакже сам аппарат идеологического воздействия, разрабатывающий и создающийинструменты и средства реализации идей и ценностей (инструментальнаяподсистема).
Различениесистемы идеологии и идеологии как системы идей имеет принципиальное значение вплане понимания специфики идеологии как явления. К примеру, система идеологияможет утверждать посредством содержания своих идей цели мирного характера (мир,дружба, сотрудничество) и быть в то же время в целом воинственной, непримиримойк другим идеям и их носителям («отсутствие идеологии — тожеидеология», «идеология деидеологизации», и другие примеры).
Системеидеологии присущи специфические функции. В самом общем виде можно сформулироватьдве основные, первичные функции системы:
— Отображательнаяфункция (отражает познавательный аспект идеологии);
— Регулятивнаяфункция (отражает деятельностный аспект идеологии).
Системаидеологии выступает в двух основных ролевых качествах — она обеспечиваетпроцесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.
В работеВолкогоновой О. Д. сформулированы пять функций системы идеологии:
Интегративная- объединение людей, интеграции общественно-политических и социальныхобразований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иныхобщих идей и ценностей.
Аксиологическая- производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характерсоциальных норм.
Познавательная- дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняетфункции различения и наименования объектов и явлений действительности,предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет иобъясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеологияинтерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.
Мобилизующая- посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеологиямобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).
Прогностическая- идеология является специфическим инструментом социального ориентирования ипрогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носитнормативный характер, — он обозначает не просто то, что будет, а то, что должнобыть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическомуровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становитсяпредметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличиеот иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействоватьна действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, атакже выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.
Системаидеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия. Теорияидеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знаниязатрагивает целый ряд научных дисциплин: социология, философия, психология,политология. В самом общем определении, идеологический процесс охватывает ипредставляет собой деятельность субъектов по производству, воспроизводству ипрактической реализации идеологии (идеологических представлений, идей иценностей). В советской литературе идеологический процесс рассматриваетсяглавным образом как процесс возникновения, развития идеологии и процесспропаганды, внедрения идей в сознание масс, как процесс «формирования иразвития социалистического сознания трудящихся». В более широком выраженииидеологический процесс как определенная область жизни общества охватывает сферупроизводства социально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий,их воспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение,в том числе через систему средств идеологического воздействия. Сутьидеологического процесса, — воспроизводство и реализация идеологии. Калинин А.Е. характеризует различные типы идеологического процесса:
Похарактеру деятельности (практический и теоретический);
Понаправленности распространения (идеологизация, деидеологизация,реидеологизация);
Посодержанию отношений (идейный диалог, взаимообмен идеями, борьба идей иидеологий);
Погенезису возникновения идеологий (интеграция существующих идеологий,заимствование или эвристическое происхождение идеологий);
Похарактеру взаимодействия идеологии и массового сознания (тотальнаяидеологизация или частный характер идеологического воздействия).
Системаидеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления вобществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой)системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средствомсоциальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводятструктуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурныекомпоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этомоснован эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всехфункций системы идеологии. В силу своего вероятностно-аксиологическогохарактера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смысловогоотношения к ней (ее идеям, ценностям, нормам) со стороны воспринимающегосубъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризацииидеологических представлений (образов, символов, знаков), который означает, чтоу личности установилось определенное (заданное) отношение к ним. На следующемэтапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности. Система идеологииможет в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться какопределенная форма, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые)отношения сложной системы общества (организации). При этом идеология скрываетих фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению АраповойМ. А., идеология как видимая форма действительных отношений «играет рольсамостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхностисистемы». Идеология как «превращенная форма» действительностивыполняет функцию «вытеснения, замещения и восполнения предметов всистеме». Таким образом, мы можем видеть, что в зарубежной и отечественнойтеории существует множество подходов и взглядов на определение идеологии какпонятия и явления — от взаимодополняющих до взаимоисключающих. Во многом это обусловленотем, что, в силу своих качеств и специфических особенностей, идеология можетрассматриваться с различных позиций, разными методами и под углом достиженияразличных целей и решений исследовательских задач. Общим фоном для современныхисследований по идеологии является признание того факта, что дать исчерпывающееуниверсальное определение этому понятию и явлению принципиально невозможно.

2. ЭЛЕМЕНТЫГОСУДАСРВТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В настоящий моментможно обозначить основные элементы государственной идеологии РеспубликиБеларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народаценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всемиего институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности,выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировымсообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупностьможно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составнымиэлементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматриватьзначимые для данного народа ценности — идеи, взгляды, представления, концепции,теории, верования и убеждения — историко-культорологического, политического,экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-кулъторологичекаясоставляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себясовокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения иформирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания истановления в качестве самобытного народа или, что-то же самое, особой нации. Кданному элементу государственной идеологии относятся также представления оместе и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении ихэтнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развитияславянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировойцивилизации. Политическую составляющую государственной идеологии РеспубликиБеларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусскогонарода относительно условий становления и особенностей институтов своейгосударственности, понимания сущности нынешней политической системы страны,степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так жеотносительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическаясоставляющая государственной идеологии включает в себя представления охарактере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях ипутях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политическихпартий и движений, других общественных формирований в социально-политическомпроцессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельностибелорусского народа, а также совокупность идей относительно места и ролибелорусов в мировом, политическом процессе. Экономическая составляющаягосударственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемыхгосударством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования иразвития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусскимнародом представления об особенностях организации своей экономической жизни,его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования.,понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующиев обществе представления относительно справедливости в сфере распределениянационального богатства, балансе интересов различных социальных классов, группи слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи ипредставления, раскрывающие понимание народом места и роли национальнойэкономики в региональном и мировом хозяйстве.
Социально-гуманитарнуюсоставляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемыхгосударством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет,прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества игосударства, об ответственности государства за создание условий для свободногои достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительноеисполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарнаяидеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав исвобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждоегосударство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированиюсемейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизнисвоих граждан. Будучи элементом политического сознания общества,государственная идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере,можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления. Высший уровень образуютсочинения, претендующие на научность. Это — учебники, трактаты, монографии,диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппаратаи содержащие концептуальный, системный анализ различных сторонжизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственнойидеологии составляют произведения, в которых популяризируются ипропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятсякниги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов.Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых,так или иначе, закрепляется содержание государственной идеологии — произведениянациональной кино — и телепродукции, художественная литература самых различныхжанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2.        БабосовЕ.М. Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2004.
3.        МельникВ.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г.Никитенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Тесей,2003. — 239с.
4.        Основыидеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общейредакцией С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления приПрезиденте Республики Беларусь, 2004. – 491с.
5.        Основыидеологии белорусского государства: История и теория: учебное пособие длястудентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-е изданиеС.Н. Князев, под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Мн.: ИВЦ Минфина,2006. – 316с.
6.        Политология:Учебно-методический комплекс для студ. и преподавателей высш. учеб. заведений /Е. М. Бабосов, Л. В. Гребенникова-Воробьева, В. А. Гребень-Грущенкова и др.;Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. — Мн.: Технопринт,2002. — 461с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Реферат Визвольна війна українського народу під керівництвом Хмельницького. Розвиток України в кінці XX ст.
Реферат Mandotory School Uniforms Essay Research Paper Mandatory
Реферат I. Финансы как экономическая категория
Реферат Glaucus atlanticus
Реферат Национализация и реквизиция в современном гражданском праве
Реферат Тайлер, Мозес Койт
Реферат Детский музыкальный театр "Экспромт"
Реферат Будизм
Реферат Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе
Реферат The possibility of the use of the data Markov’s accidental processes theory for modeling the process of the back surface’s wearing qualities of the cutting tool
Реферат Ремонт ручного тормоза ВАЗ 2109
Реферат Эмотивные высказывания в современном английском языке
Реферат Разработка системы управления многосвязных систем автоматического регулирования исполнительного
Реферат Припинення діяльності підприємства