Содержание
Введение
1 Общая характеристика авторского договора и его виды
1.1Понятие авторского договора
1.2Характеристика авторского договора
1.3Субъекты авторско — договорных отношений
1.4Виды авторского договора
2.Содержание авторского договора
2.1Понятие содержания авторского договора
2.2Предмет авторского договора
2.3Содержание и существенные условия авторского договора
2.4Форма авторского договора
2.5 Права и обязанности сторон по авторскому договору
3.Реализация авторского договора
3.1Исполнение авторского договора
3.2Изменение условий авторского договора
3.3Прекращение авторского договора
3.4Ответственность сторон по авторскому договору
Судебнаяпрактика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Введение
Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи ссозданием и использованием результатов творческой деятельности — произведенийнауки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленныхобразцов и т.д. Указанные продукты творческой деятельности являются объектамитак называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность —это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международныхконвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию, для обозначениясовокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всеготворческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режимусредства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменноенаименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.). Одной из форм защитыинтеллектуальной собственности – институту авторского права – посвящаетсяданная курсовая работа. В условиях формирования в нашей стране цивилизованныхрыночных отношений указанный институт играет важную роль, что делает темуработы очень актуальной.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зренияправовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.
В процессе достижения указанной цели в работе решаются следующиезадачи:
- охарактеризовать место авторского договора в системе гражданскихправоотношений;
- проанализировать основную классификацию и виды авторскихдоговоров;
- охарактеризовать особенности договоров о передаче исключительныхи неисключительных прав;
- охарактеризовать содержание авторского договора, порядок егозаключения, изменения и прекращения.
Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилосьв России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты такихобъектов как произведения литературы, научные труды и изобретения исходили изприоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграцияРоссии в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на веськомплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. УчастиеРоссии в международных актах устанавливающих обязательства стран участников вобласти охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальноезаконодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.
Предметом исследования, проведенного в данной работе, являетсязащита прав автора с помощью авторского договора.
Объектом исследования выступает авторский договор как элементсистемы защиты авторских прав.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав,заключения, судебной практики, списка используемой литературы и приложений.
В процессе написания данной работы использованы законодательныеакты Российской Федерации, учебная и специальная литература по гражданскомуправу, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме.
1.Общая характеристика авторского договора и его виды
1.1Понятие авторского договора
Юридическимфактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит созданиепроизведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров,студий, />другихпредприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими правна произведение является договор с автором.
Авторскийдоговор— это соглашение двухили более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимныхправ и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон касаются имущественныхи связанных с ними личных неимущественных прав.
Авторскийдоговор представляет собой реализацию авторских правомочий, так какиспользование произведения автора другими лицами допускается не иначе как наосновании договора с автором или его правопреемниками.
Исходяиз норм, предусмотренных ст. 1287 и 1288 ГК РФ, можно дать следующееопределение авторского договора: «Авторский договор — это договор, покоторому автор произведения литературы, науки и искусства или егоправопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю,имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию,согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно».[1]
1.2Характеристика авторского договора
Авторскийдоговор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этимк нему применимы правила о дву- и многосторонних сделках, о формах и условияхдействительности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права,которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.
Исходяиз общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договорявляется двусторонним (по числу сторон), в данном случае обязательства автораили иного обладателя авторского права, с одной стороны, и пользователя—сдругой, взаимны.
Авторскиедоговоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуютнесколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладаетопределенными правами и обязанностями. Многосторонним договором являетсяавторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.
Авторскийдоговор является консенсуальным, так как для его заключения и вступленияв действие достаточно согласия автора. Следующая характеристика авторскогодоговора — это его возмездный характер (п. 3 ст. 1234, п. 4 ст. 1286,абз. 3 п. 1 ст. 1288 ГК РФ), который проявляется в получении сторонамивознаграждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательствпо договору согласно положению ст. 423 ГКРФ.
Напрактике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательствомавтору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебномпорядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».
Авторскийдоход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений,являются не только обязательным условием договорных отношений, но иматериальным стимулом для дальнейшей творческой деятельности в целях развитиякультуры, образования в обществе. Таким образом, между автором и обществомвозникают духовно-нравственные отношения, а авторско-правовые нормы толькоукрепляют их.[2]
Возмездныедоговоры делятся на меновые и рисковые (алеаторные). Авторский договорпризнается меновым, если в момент его заключения стороны могут оценитьту выгоду, которую они смогут получить при исполнении договора. В данном случаепри заключении договора будут играть роль определенные условия, например,популярность автора, актуальность темы, излагаемой автором, и др.
Алеаторныйдоговор содержит в себе условие, по которому невозможноточно определить выгоду и возможные убытки, которые ждут издателя или автора.Творческая неудача, постигшая автора, может послужить основанием длярасторжения авторского договора, но в силу его возмездности за автором при этомсохраняется часть выплаченного вознаграждения.[3]
1.3Субъекты авторского договора
Субъектамиавторско-договорных отношений являются физические,юридические лица, государство, т. е. субъекты в широком смысле. Первоначальнымиже субъектами авторского права, творцами являются все-таки физические лица(граждане, иностранцы и лица без гражданства), так как именно их творческимтрудом создается произведение.
Вовсяком случае, только в лице автора право является первоначальным, в лицедругих субъектов оно носит характер производный, зависит от воли автора.
Вотличие от советского действующее законодательство об авторском праве несодержит классификации авторских дого/>/>воров. Однако внастоящее время на практике используются типовые формы ранее существовавшихдоговоров.
1.4Виды авторского договора
Договорымогут быть сгруппированы по различным основаниям,например, способ использования произведения (издание — издательский договор,постановка — постановочный договор и др.).
Размножениеи распространение литературных, научных, музыкальных произведений производится,как правило, на основе издательских договоров, заключающихся между автором ииздательством.
Издательскиедоговоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав.
Цельюиздательского договора, по словам Г. Ф. Шершеневича, являются размножение ираспространение произведения, которые совершаются за счет издателя,принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает правораспространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажейодного или нескольких изданий. Этим временным характером издательский договоротличается от передачи по договору авторского права[4].
Издательскийдоговор в России иногда составляют под названием «Авторский договор», сутькоторого состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон.
Всоответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использованияпроизведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем сиздателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока,установленного в договоре; в случае отсутствия конкретного срока использованиепроизведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений испособа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФименуется издательским лицензионным договором.[5]
Постановочныйдоговор оформляется, когда произведение используется в области публичногоисполнения.
Предметомтакого договора являются музыкальные, драматические произведения, которыеиспользуют зрелищные организации.
Сценарныедоговоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарныйдоговор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи нателевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.).
Специфиченпо своему значению договор на создание рекламы. Предметом такогодоговора является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые к нейФедеральным законом «О рекламе». При этом реклама как произведение либо частьпроизведения (включая его название) должна обладать признаками объектаавторского права, т. е. быть результатом творческой деятельности независимо отназначения и достоинства произведения.
Современнаяжизнь тесно связана с такими объектами авторского права, без которых необходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы, —это программы для ЭВМ.
Независимоот формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведениялитературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческойработы автора.
Каждыйобладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора опередаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными»лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т. е.сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие неписьменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ.Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачнойупаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении праваиспользования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключениякаждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения,условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этогоэкземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).[6]
Следующимоснованием классификации авторских договоровявляется передача авторских прав: исключительных и неисключительных.
Поавторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становитсяфактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или инойправообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведениеобязуется передать принадлежащее ему исключительное право на />/>/>/>произведение.Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделитьих поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личныенеимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.
Договоро передаче неисключительных прав разрешает покупателюиспользовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами.
Авторскийдоговор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.[7]
Другоеоснование классификации договоров — разрешениеиспользовать произведение. Лицензионные договоры о предоставлении праваиспользования произведения могут предусматривать следующее деление: простая,неисключительная и исключительная лицензии. При простой, неисключительнойлицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, приисключительной такое право не сохраняется (ст. 1236, 1286 ГК РФ).
Авторскийдоговор заключается на уже существующее произведение. Но нередко заключаютсядоговоры на произведения, не имеющие определенной формы.
Гражданскийкодекс предусматривает и такой вид договора, как договор заказа (ст.1288). По договору авторского заказа автор обязуется создать произведениенауки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме всоответствии с условиями договора по заказу другой стороны (заказчика).Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, еслисоглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временноепользование.
Еслипо авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчикуисключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФоб отчуждении исключительного права.
Важнымусловием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срокего исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289ГК РФ).
Оченьчасто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на созданиепроизведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договоразаказа, сравним его с договором подряда.[8]
Подоговору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданиюдругой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику,а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).
Подоговору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичьопределенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт.Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся емувознаграждение.
Авторпо договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику,который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. Вслучае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.
Посравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать кисполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнитьобязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственноавтором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь приусловии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчикпо договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кромеэтого он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданногопроизведения.
Вотличие от подряда в авторском договоре заказа личность автора, творческимтрудом которого будет создано произведение, имеет существенное значение.
Предметомдоговора подряда является результат работы, не обладающей творческимхарактером, например пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа поподряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма илитеатральной пьесы и др.
Поэтомуна практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы,регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.
Поавторскому договору заказа предметом договора должен быть результатинтеллектуального, творческого труда, который еще к тому же долженудовлетворять заказчика.
Нарядус авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданиемрукописи, на практике существуют договоры, по которым произведениеиспользуется один раз: изготовление памятника, написание сценария длятелепередачи, ее ли автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизыдекораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры савторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этомпреимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо,объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).
Ранеепосле выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободноиспользовать произведение без последующих выплат. Договор с автором заключалсятолько при закрытом конкурсе.
Конкурсныепроизведения, обладающие творческим характером, являются объектами авторскогоправа. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являютсяавторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами поотношению к созданному произведению.[9]
Такимобразом, если скульптура, картина и другие произведения используются затемлицом, объявившим конкурс, то последний, получая за использование данных работвознаграждение, должен определенную долю отчислять автору. Однако эти правилане действуют.[10]
Длятого чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения относительнопоследующего коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.
2.Содержаниеавторского договора
2.1Состав содержания авторского договора
Содержаниеавторского договорасоставляютусловия, которые устанавливаются соглашением сторон. Содержаниемобязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являютсяправа и обязанности сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащихсовершению сторонами действий.
Длялюбого договора одним из важных существенных условий является условие опредмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор.Содержание предмета зависит от вида договора.
Вопросо предмете авторского договора неоднозначно решается в научной литературе.
2.2Предмет авторского договора
Предметомавторского договора может выступать произведение науки, литературы и искусства,по поводу которого стороны заключили соглашение, либо имущественные права,которые автор или иной правообладатель уступает пользователю. В первом случаеречь идет о предмете авторского договора заказа, во втором предметом авторскогодоговора является не само произведение, а права, которые по нему передаются, т.е. авторские права действуют в отношении определенного произведения.
ВГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как «конкретные права»(исключительное право на произведение), передаваемые по договору. Такимобразом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав,договор может быть признан не состоявшимся.
Предметомдоговора, по утверждению С. А. Чернышевой, стали конкретные права, которыепередает автор. Произведение как предмет договора автора и издателя отошло навторой план. Смещение акцента с результата творческого труда автора на егоправа вряд ли оправданно[11].
2.3Содержания и существенные условия авторского договора
Вавторском договоре должны быть предусмотрены:
—способыиспользования произведения (конкретные права, передаваемые по данномудоговору);
—срок,на который передается право;
—территория,на которой может осуществляться использование;
—размервознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждыйспособ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
—другиеусловия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Условияоб объеме передаваемых прав по авторскому договору и размер вознагражденияявляются существенными условиями договора.
Кдругим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке итерритории, на которые передается право. Но данные условия не являютсяобязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторскогодоговора.
Если,например, в лицензионном договоре не указана территория действия авторскихправ, передаваемое право ограничивается территорией Российской Федерации.
Немаловажноезначение имеет соглашение о размере вознаграждения.
Нынедействующий закон не запрещает уступку автором имущественных прав безвозмездно.
Некаждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой суммевознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна бытьсделана «оговорка об успехе».
Вавторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютнаяоговорка. Валютная оговорка — это условие договора, которое указывает нато, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валютедолжен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение междууказанными валютами на момент платежа.
Валютадолга — это денежные единицы, в которых зафиксирована экономическая ценность, вто время как валюта платежа — это денежные единицы, платежом которых денежноеобязательство погашается. При исполнении обязательств по авторскому договору натерритории других государств стороны придерживаются валюты той страны, гдепроизводится платеж.[12]
Важнымиэлементами, например, в договоре заказа с участием иностранных лиц, будутусловия, определяющие:
—аванс,размер которого определяется соглашением;
—язык,на котором будет написано произведение;
—порядокпредставления рукописи (полностью или частями);
—примерныйобъем произведения, который может быть определен в границах «от — до»;
—жанр;
—композицию;
—названиеи др.
Сроксоздания и представления произведения автором по договору заказа имеет важноезначение; так, согласно ч. 2 п. Iст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определитьсрок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороныпредусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотренияпредставленного произведения.
Такжеавторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческойнеудаче.
Всевышесказанное позволяет сделать вывод, что существенным условием авторскогодоговора прежде всего является предмет договора. В отличие от таких условий,как срок и территория передачи авторского права, цена устанавливаетсясоглашением сторон, несогласование этого условия приведет к признанию договоранезаключенным.[13]
2.4Форма авторского договора
Авторскийдоговор как любой гражданско-правовой договор совершается в результатевзаимного согласия сторон, когда совпадают их встречные волеизъявления.
Авторскийдоговор (договор об отчуждении исключительного права — п. 2 ст. 1234 ГК РФ илицензионный договор — п. 2 ст. 1235 ГК РФ) должен быть заключен в письменнойформе. Договоры в отношении произведений периодической печати могут заключатьсяв устной форме. Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетахи журналах.
Предполагается,что устная форма авторского договора значительно затрудняет возможности защитыправа автора, особенно если произведение не опубликовано или в него внесеныизменения без согласия правообладателя.
Вкачестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различныеписьменные документы (письма, факсы, переписка сторон и т. д.).
Стороныв авторско-договорных отношениях должны придерживаться основного принципагражданского права — свободы договора, который закреплен ст. 1 и 421 ГК РФ.Свобода заключения гражданско-правового договора вообще и авторского вчастности проявляется в следующем.[14]
2.5Права и обязанности сторон по авторскому договору
Стороныавторского договора свободны в установлении своих прав и обязанностей.Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когдаобязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятымобязательством. Так, согласно добровольно принятому обязательству по авторскомудоговору заказа автор обязуется в соответствии с заявкой, исходящей оторганизации, создать произведение, которое требует заказчик.
Стороныв ходе заключения договора самостоятельно определяют вид договора, какпредусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами,которому хотят подчинить свои отношения. Закон предоставляет субъектам внеобходимых случаях право создавать любые модели договоров, не противоречащиедействующему законодательству. Также стороны могут заключить смешанный договор,имеющий элементы различных договоров.
Праваи обязанности по авторскому договору взаимны.
Основнойобязанностью, например, по авторскому договору заказаявляется создание и передача организации-заказчику готового произведения.
Еслипроизведение не будет соответствовать требованиям, установленным в специальнойзаявке, то автор по требованию заказчика в пределах условий договора обязаносуществить доработку произведения. Сколько раз заказчик может возвращатьпроизведение автору на доработку, лучше сразу оговорить в договоре. Выполнениеавтором всех обязанностей по авторскому договору должно вписываться в рамкиоговоренных договорных условий.
Немаловажноезначение при исполнении договора играет личность самого автора. Привлечениедругих лиц к работе над произведением должно быть оговорено заранее с согласиязаказчика.
Нарушениеавтором обязанности не заключать с другими пользователями (издательствами)новых договоров дает право покупателю-заказчику не только расторгнуть договор,но также и взыскать с автора понесенные убытки.
Напользователе лежат такие основные обязанности — рассмотрениепредставленного произведения, его дальнейшее использование и распространение,выплата автору вознаграждения. Существенным условием авторского договора заказадля исполнителя является срок передачи произведения заказчику.
Стороныдолжны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения,но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противномслучае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки,которые может в случае спора установить суд.
Пользовательне может без согласия автора вносить в произведение никаких изменений, вчастности сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями икомментариями и т. д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личныенеимущественные права автора.
Призаключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения,например, с включением биографии самого автора, предисловия, работфотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределахзаключенного договора, не злоупотребляя ими.
Однойиз самых важных для обеих сторон обязанностей пользователя является выплатаавторского вознаграждения, которая связана с использованием и распространениемпроизведения.[15]
Аванс— это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому,если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, аесли автор сам обратился к издательству с готовым произведением, товознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространенияпроизведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условиявзаимоотношений.
3.Реализация авторского договора
3.1Исполнение авторского договора
Реализацияусловий авторского договора связана с его исполнением. Среди мер вавторско-договорных отношениях, предназначенных для обеспечения реальногоисполнения, согласно ст. 310 ГК РФ предусмотрены такие меры, как недопустимостьодностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего измененияего условий. Правообладатель и пользователь по авторскому договору не могут водностороннем порядке изменить условия договора без взаимного согласования.
Исполнениеобязательства надлежащему лицу имеет особое значение в авторском договоре. Так,надлежащим лицом при исполнении авторского договора заказа может быть не самиздатель, а литературный агент, представляющий интересы издательства. Или,наоборот, интересы автора может представлять литературный агент, который вправоотношениях между автором и издательством будет связующим звеном. Авторбудет в таких договорных отношениях должником, издательство — кредитором.Кредитор вправе потребовать от должника, чтобы тот исполнил обязательствотретьему лицу — литературному агенту. Привлечение к исполнению договора третьихлиц может быть удобно как для самого автора, так и для издательства.
Вкачестве управомоченного лица от издательства договор может заключать главныйредактор, директор или другие должностные лица. В учредительных документахлюбой организации указывается, кто имеет право подписывать договор или кому этопоручается по доверенности либо внутренним приказом организации.Соответственно, автор при исполнении договора должен передать рукопись для еепринятия именно тому должностному лицу, которое наделено такими полномочиямисвоей организации.[16]
Исполнениеобязательства надлежащим лицом не менее важно при авторско-договорныхправоотношениях. Недопустимость возложения исполнения обязательства на иноелицо может вытекать из условий авторского договора заказа.
Передачаавтором исполнения обязательства третьему лицу может затронуть интересыиздательства-заказчика. По этой причине ст. 313 ГК РФ требует, чтобы должник,т. е. автор, исполнил подобное обязательство непременно сам.
Личностьавтора как при договоре литературного, художественного заказа, так и при другихавторских договорах заказа играет самую существенную роль. Автор не вправе безсогласия заказчика передать обязанность создать произведение другому лицу либопригласить соавтора, поскольку фактически в этом случае изменяется другаясторона договора. Кроме того, заказчик при этом вправе отказаться от принятияпроизведения на том основании, что оно выполнено не лично автором, и узаказчика не возникает обязанности выплаты вознаграждения за созданноепроизведение перед соавтором.
Еслисоавтор при жизни не успел закончить произведение, эта обязанность не переходитк наследникам автора.
Соавторы,совместным трудом которых создается произведение, которое образует однонеразрывное целое, должны грамотно и каждый в отдельности заключать соглашениес заказчиком, определив долю участия каждого автора в отдельности, так как,например, в случае смерти одного из соавторов бремя исполнения договора можетполностью лечь на плечи пережившего автора, что будет для него не совсемудобно.
Исполнениенадлежащим предметом означает, что предмет исполнения авторского договорадолжен соответствовать требованиям закона и заключенного договора. Предметомисполнения по авторскому договору об использовании произведения будетпроизведение, которое должно быть пригодным для использования в тех целях, длякоторых оно предназначено.
Порядоксовершения должником действий по исполнению договора именуется способом егоисполнения.
Поавторскому договору заказа автор и заказчик вправе избрать способ исполненияобязательства. Например, автор представляет произведение по частям для егоодобрения заказчиком.
Дляавтора, работающего на заказ, очень часто играет важную роль местоисполнения. Например, художника будет посещать наибольшее вдохновение налоне природы. Место исполнения может быть прямо указано в договоре междуконтрагентами. По издательскому договору место исполнения договора и местоподсудности сторон определяется местом нахождения издательства.
Стороныпо авторскому договору могут предусмотреть исполнение обязательства в надлежащийсрок. Как правило, право вознаграждения реализуется не в один срок, а внесколько, так как это связано с реализацией произведений на рынке. Приотсутствии указания на срок в договоре или законе обязательство должноисполняться в «разумный срок».
Сторонытакже могут предусмотреть возможности досрочного исполнения договора. Все будетзависеть от усмотрения сторон.[17]
3.2Изменение условий авторского договора
Изменениеусловий авторского договора может быть связано с продлениемсрока авторского договора, с продлением представления произведения заказчику подоговору заказа, с изменением жанра произведения, с увеличением или, наоборот,уменьшением ставки вознаграждения и т. д.
Автор(правообладатель), заключая договор об использовании произведений, долженпредупредить пользователя (покупателя) о том, что существуют другиепользователи, например, неисключительных прав, которым правообладатель(продавец) передал ранее эти права. Не уведомив своих покупателей призаключении договора об использовании произведений о такой ситуации, автор, темсамым, нарушит существенные условия.
Приэтом другая сторона, которая надеется самой первой получить права поиспользованию произведения, но не получает этого, будет требовать в качествеосновного изменения условий договора понижения его цены. Вследствие такогонарушения договора пользователь может потребовать изменение предмета авторскогодоговора.
Призаключении договора с математической точностью можно просчитать суммурассчитываемой прибыли и, соответственно, ущерба. А можно ли с такой жеточностью просчитать успех произведения, его научную ценность и актуальность?Все будет зависеть от заключенного договора автора с издательством.
Изменениеусловий вносит в договор новые элементы, но это не имеет отношения кпрекращению договора.[18]
3.3Прекращение авторского договора
Авторскиедоговоры согласно нормам ГК РФпрекращаются по следующим основаниям: исполнениеобязательства, отступное, зачет, прекращение обязательства совпадением должникаи кредитора в одном лице, новация, прощение долга, невозможность исполнения,издание акта государственного органа, смерть гражданина, ликвидацияюридического лица.
Приэтом в силу специфики авторского договора этот перечень может быть дополнен нетолько специальными нормами авторского права, но и взаимным соглашением сторон,не противоречащим действующему законодательству.
Исполнениеавторских обязательств по договору имеет свои особенности. Например,издательство-заказчик, как ни старалось бы подстраховаться от творческойнеудачи автора, обязано выплатить автору причитающееся вознаграждение.Получается, что для одной стороны — заказчика — все-таки могут наступитьнеблагоприятные последствия, которые связаны с результатом творческогопроцесса.
Отдельнымсоглашением устанавливаются размер, сроки и порядок предоставления отступного.
Призачете происходит взаимное погашение встречных требований. Зачет можетвозникнуть в авторских правоотношениях между солидарными соавторами-должниками(п. 3 ст. 325 ГК РФ).
Вкачестве примеров прекращения обязательства совпадением должника и кредитора водном лице (ст. 413 ГК РФ) можно указать случаи, когда, например, юридическоелицо — издательство одного журнала (заказчик) заключает авторский договор створческим коллективом авторов, работающих в издательстве другого журнала Всилу того, что на сегодняшний момент могут закрыться по каким-либо причинамредакции газет и журналов, более преуспевающая редакция и разорившаяся могутобразовать одно юридическое лицо. Поэтому заказчик вполне может статьправопреемником должника и оказаться в долгу у самого себя.
Новацияпредполагает прекращение обязательства соглашением сторон о заменесуществующего обязательства другим обязательством (ст. 414 ГК РФ). Вместоавторского договора об использовании произведения стороны могут заключитьавторский договор заказа, из которого будут вытекать иные обязательственныеотношения для сторон.
Невозможностьисполнения договора может быть вызвана обстоятельством, за которое должник неотвечает. Обстоятельствами, влияющими на прекращение договора, могут бытьстихийные бедствия природы. Утрата рукописи произведения автором или утратапроизведения изобразительного искусства художником также может быть отнесена кслучаям невозможности исполнения договора.
Ноутрата может произойти по халатности самого автора. Если заказчик это докажет,то автор понесет ответственность. Однако, когда автор сможет создать новоепроизведение, близкое по содержанию утерянному, то договор по усмотрению сторонможет быть изменен с продлением срока представления рукописи.
Приутрате произведения издательством на нем лежит обязанность выдать авторуусловленное вознаграждение.
Смертьавтора может повлечь автоматическое прекращение авторского договора (ст. 418 ГКРФ). Авторский договор заказа в связи со смертью автора не может быть заключенс его правопреемниками (наследниками), поскольку личность самого автора в такомдоговоре имеет первостепенное значение. Правопреемники в данной ситуации невыполняют обязательств за автора и не возвращают аванс, полученный автором прижизни.
Кавтоматическому прекращению авторского договора относится окончание действияавторских (имущественных) прав.
Остаетсяоткрытым вопрос о сроке действия имущественных прав: в том случае, когда уавтора нет наследника и он не позаботился о завещании, то с кем тогдаперезаключать авторский договор, или он все-таки прекращает свое существование,ипроизведение может свободно использоваться?
Авторна любой стадии исполнения договора может отказаться передать издателю поавторскому договору заказа свою рукопись. Такое одностороннее отступление отдоговора может быть связано с другим наиболее крупным издателем, который можетвозместить расходы и упущенную выгоду первому издателю и предложить авторуболее высокое вознаграждение.
Заказчик-издатель,так же как и автор, может отказаться от договорных отношений, если авторпредоставляет неразборчиво написанную рукопись и отказывается еекорректировать, если объем произведения не соответствует условиям договора идр.
Вслучае, когда издатель будет печатать произведение не так, как хотелось быавтору, а книги будут распространяться по неоправданно высокой цене, издательпри этом не будет принимать меры, чтобы произведение пользовалось успехом, топо инициативе автора договор может быть расторгнут.
Принеисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскомудоговору сторона несет гражданско-правовую ответственность.
Общиенормы гражданского законодательства распространяются и на ответственностьсторон за нарушение авторских обязательств по договору.[19]
3.4Ответственность сторон по авторскому договору
Подответственностью по авторскому праву понимается мера имущественноговоздействия на должника, нарушившего обязательство, установленная законом илидоговором.
Гражданскоеправо исходит из наличия трех форм вины: умысла, неосторожности и грубойнеосторожности. Умышленная вина автора или пользователя заключается в действиилибо бездействии с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательствапо договору, либо создания невозможности его исполнения.
Винадолжника в форме неосторожности проявляется в тех случаях, когда, например,автор не проявлял ту степень заботливости, осмотрительности, какая требоваласьот него.
Ответственностьпо авторскому договору (автора и пользователя), как вид гражданско-правовойответственности, характеризуется следующими чертами:
—являетсяимущественной, так как связана с возмещением убытков, взысканием причиненногоущерба, уплатой неустойки (штрафа, пени);
—представляетсобой ответственность одного участника договора перед другим;
—размеромпричиненного вреда или убытков и равных по объему мер, применяемых к сторонамавторского договора, независимо от того, кто участвует в договоре, юридическоеили физическое лицо, иностранные авторы или пользователи.
Ответственностьпо авторскому договору с множественностью лиц разделяют на долевую исолидарную.
Солидарнаяответственность наступает, если она предусмотреназаконом или договором.
Прине определении в договоре объема выполненной работы каждым автором соавторы,скорее всего, понесут солидарную ответственность. Так как в таком договореприсутствует обязательство с множественностью лиц, то неисполнениеобязательства одним из соавторов может привести к расторжению договора.
Когданевозможно установить вклад каждого соавтора, особенно, если каждая строчкапроизведения в буквальном смысле создается вместе, то и ответственность авторыдолжны понести также солидарную.
Действуетпринцип «один за всех». Кредитор-заказчик вправе потребовать исполнениясолидарной обязанности как от всех соавторов совместно, так и от каждого вотдельности, полностью или в части долга.
Долеваяответственность сторон по авторскому договору может бытьустановлена договором или вытекать из существа самого авторского обязательства.
Должники-соавторыобязаны исполнить договорное обязательство каждый в своей доле.
Ответственностьпользователя регулируется как самим авторским договором, так и общими нормамигражданского законодательства.
Пользователь(заказчик) несет ответственность за причинение автору убытков, за невыплату илизадержку выплаты авторского гонорара, за нарушение срока распространенияпроизведения, за нарушение целостности произведения, за неиспользованиепроизведения в обусловленный срок, за нарушение выпуска повторного издания, заневозвращение автору рукописи, когда пользователь обязан это сделать, и т. п.
Призаключении договора стороны могут предусмотреть меры ответственностизаказчика-пользователя за соответствующее нарушение условий договора, правоавтора на одностороннее расторжение договора с выплатой гонорара за весь объемпредставленного произведения и т. д.
Ноавтор еще при заключении авторского договора может дать согласие на последующееизменение объема, названия своего произведения, а пользователь при этом небудет нести ответственность за нарушение условий договора.[20]
Заутерянную рукопись пользователь несет материальную ответственность. Издательобязан возместить автору все потери для восстановления работы.
Особоезначение имеет ответственность пользователя за утерю произведенияизобразительного искусства. Пользователь должен возместить автору всепричиненные убытки, которые могут быть равными стоимости утерянной картины.
Принарушении автором своих обязанностей по договору должна быть установлена еговина. Форма вины автора, ее степень на размер ответственности не влияют.
Дляавтора ответственность наступает, прежде всего, за непредставление рукописи вустановленный срок по авторскому договору заказа.
Всоответствии с п. 2 ст. 1290 ГК РФ автор в случае неисполнения илиненадлежащего исполнения договора обязан возвратить заказчику аванс, а такжеуплатить неустойку, если она предусмотрена договором. Но автор не может нестиответственность за обстоятельства, которые он не мог предвидеть, например еслиавтор проживает в другом городе или стране и не может вовремя приехать из-зазадержки в дороге транспорта, либо когда непредставление сочинения вызвановиною издательства и т. д.
Просрочкойпредставления произведения будет считаться его несвоевременная сдача последоработки.
Еслииздатель-заказчик не получил произведение в оговоренные сроки не по вине автора(болезнь, стихийные бедствия и др.), он может расторгнуть договор согласно ст.405 ГК РФ.
Вслучае непредставления заказчиком автору архивного материала, который нужен дляработы, автор не будет нести ответственность за причиненные убытки, так как еговины в этом нет.
Авторпо договору заказа несет ответственность, если представленное произведение небудет одобрено заказчиком. Но недоброкачественное, неудачное произведение,созданное автором, не может служить основанием ответственности автора, в данномслучае речь может идти только об основании расторжения договора.
Еслиавтор в своей работе, в нарушение норм авторского права, использовал чужиетруды без ссылки на имена их авторов, то он ставит под удар не только свойавторитет, но и репутацию издательства. В этом случае издатель может предъявитьиск к автору о компенсации морального вреда и защите своей репутации.
Вроссийском авторском праве существует презумпция невиновности автора.Заказчик-пользователь может доказать обратное путем приведения доказательствнеправомерных действий автора. В ином случае будет считаться, что авторапостигла «творческая неудача».
Отказавтора от внесения исправлений и доработок в произведение в связи сосложившейся ситуацией в пределах договорных условий, предложенных заказчиком,будет являться нарушением обязательства со стороны автора. При отказе авторадорабатывать произведение заказчик вправе взыскать с автора убытки.
Втом случае, если заказчик требует невозможного, выходит за пределы заранееоговоренных условий, он не имеет права взыскать с автора убытки или применитьиные меры ответственности.
Следующимнарушением автора будет передача права на использование своего произведениятретьим лицам без согласия заказчика.
Общейформой ответственности по авторскому договору, как и по договорным,гражданско-правовым обязательствам, является возмещение убытков. Убыткизаказчика будут включать все расходы, связанные с подготовкой рукописи кизданию, распространению, утрату материалов, неполученную прибыль, которуюзаказчик рассчитывал получить в случае исполнения автором своих обязательств подоговору.
Обязанностьавтора по возмещению убытков пользователю может быть наложена при наличии связимежду допущенным нарушением условий договора и теми последствиями, которыевследствие этого наступили.
Пользовательдолжен доказать не только факт убытков, вызванных неисполнением илиненадлежащим исполнением автором обязательств, но и их размера.
Нарушениеавторского обязательства влечет за собой не только возмещение причиненныхубытков, но и уплату неустойки, если она установлена договором.[21]
Согласноп. 1 ст. 1290 ГК РФ ответственность по договору об отчуждении исключительногоправа и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненногодругой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственностиавтора.
Авторский договор:судебная практика
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2008 г. N 78-В08-20
Судебная коллегия по гражданским делам ВерховногоСуда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.
судей Харланова А.В., Гетман Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по искуОбщественной организации «Российское авторское общество» в интересахВайнонена Никиты Васильевича, Морозова Андрея Васильевича к ЗАО«Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина», ФГУК «Домофицеров Ленинградского военного округа» о защите авторских прав, понадзорной жалобе представителя Общественной организации «Российскоеавторское общество» — Серкова Дмитрия Игоревича на решение Дзержинскогорайонного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2007 года и определение судебнойколлегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РоссийскойФедерации Горшкова В.В., выслушав объяснения представителей Общественнойорганизации «Российское авторское общество» Серкова Д.И., КочевцевойН.И., поддержавших доводы надзорной жалобы, представителя ЗАО «Санкт-Петербургскийтеатр Константина Тачкина» Туско Р.А., представителя ФГУК «Домофицеров Ленинградского военного округа» Ускова К.Г., возражавших противудовлетворения жалобы и отмены судебных постановлений, Судебная коллегия погражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Общественная организация «Российское авторскоеобщество» обратилась в суд с иском в интересах Вайнонена Н.В., МорозоваА.В. к ЗАО «Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина», ФГУК«Дом офицеров Ленинградского военного округа» о защите авторскихправ, ссылаясь на то, что при публичном показе спектакля «Щелкунчик»незаконно использовалась хореография В.И. Вайнонена — без получения согласия отего наследников, без заключения с ними соответствующего договора и без выплатыавторского вознаграждения. Общественная организация «Российское авторскоеобщество» просила суд взыскать с ответчиков солидарно в пользу каждого изнаследников по 50000 руб.
Решением Дзержинского районного судаСанкт-Петербурга от 23 апреля 2007 года в удовлетворении исковых требованийотказано.
Определением судебной коллегии по гражданским деламСанкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2007 года решение суда первойинстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представителя Общественнойорганизации «Российское авторское общество» — Серкова Д.И. ставитсявопрос об отмене решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 23апреля 2007 года и определения судебной коллегии по гражданским деламСанкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2007 года.
Определением судьи Верховного Суда РоссийскойФедерации Горшкова В.В. от 1 августа 2008 года надзорная жалоба представителяОбщественной организации «Российское авторское общество» — СерковаД.И. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегиипо гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенныев надзорной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного СудаРоссийской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданскогопроцессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебныхпостановлений в порядке надзора являются существенные нарушения нормматериального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, безустранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод изаконных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела,что Вайнонен В.И. являлся балетмейстером спектакля «Щелкунчик»,постановка и публичный показ которого состоялся в 1934 году (л.д. 88). 23 марта1964 года Вайнонен В.И. умер, его наследниками по закону, в том числе иавторских прав, являются Морозов А.В. и Вайнонен Н.В. (л.д. 14 — 15). 23 июня2005 года на сцене ФГУК «Дом офицеров Ленинградского военного округа»состоялся показ спектакля «Щелкунчик», поставленный ЗАО«Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина». В театральномбуклете, выпущенном ЗАО «Санкт-Петербургский театр Константина Тачкина»,указано, что при постановке спектакля использовалась хореография В. Вайнонена,Н. Осиновой, С. Ефремовой (л.д. 22).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судпервой инстанции исходил из того, что показанный на сцене ФГУП «Домофицеров Ленинградского военного округа» балет «Щелкунчик»является самостоятельным хореографическим произведением. При этом хореографы Н.Осипова и С. Ефремова творчески переработали хореографию В. Вайнонена в третьемакте балета, что, по мнению суда не является нарушением авторских прав В.Вайнонена в силу статьи 492 Гражданского кодекса РСФСР.
Суд также указал, что на момент первого показабалета «Щелкунчик» в хореографии В.И. Вайнонена действовали Основыавторского права, утвержденные постановлением ЦИК СССР и С ПК СССР от 16 мая1928 года, пунктом 11 которого был установлен десятилетний срок пользованияавторским правом на хореографические произведения.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, чтосрок пользования В.И. Вайноненом авторскими правами в отношении хореографии кбалету «Щелкунчик» истек в 1944 году.
С выводом суда первой инстанции согласилась судебнаяколлегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Между тем в соответствии со статьей 3 ПостановленияВерховного совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5352-1 «Опорядке введения в действие Закона РФ „Об авторском праве и смежныхправах“ сроки охраны авторских и смежных прав, предусмотренные статьями 27и 43 Закона РФ „Об авторском праве и смежных правах“ применяются вовсех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных правне истек к 1 января 1993 года.
При исчислении указанного 50-летнего срока действияавторского права не имеет значение, охранялось ли ранее произведение и втечение какого установленного прежним законодательством об авторском правесрока. Если ранее действовавший срок охраны закончился, но новый 50-летний неистек на 1 января 1993 года, произведение вновь получило авторско-правовуюохрану.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 19 июня 2006 года N 15 „О вопросах, возникших у судов прирассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства обавторском праве и смежных правах“ при исчислении сроков охраны авторскогоправа и (или) смежных прав необходимо иметь в виду, что эти сроки определяютсяпо законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетомизменений, внесенных последующими нормативными актами.
Срок действия авторского права и (или) смежных правприменяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права и(или) смежных прав не истек к 1 января 1993 года (пункт 3 ПостановленияВерховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5352-1 „Опорядке введения в действие Закона Российской Федерации “Об авторскомправе и смежных правах»), в том числе и для произведений, на которые истек25-летний срок охраны.
Исчисление сроков охраны авторских и (или) смежныхправ начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел местоюридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Поскольку на 1 января 1993 года 50-летний срок послесмерти автора В.И. Вайнонена не истек, произведения автора вновь сталиохраняться авторским правом.
Таким образом, 23 июня 2005 года (дата публичногоисполнения балета «Щелкунчик» ЗАО «Санкт-Петербургский театрКонстантина Тачкина» на сцене ФГУК «Дом офицеров Ленинградскоговоенного округа») созданная В.И. Вайноненом хореография охраняласьавторским правом, и в соответствии со статьями 16, 29, 30 Закона РФ «Обавторском праве и смежных правах» для ее правомерного использованиятребовалось получение разрешения наследников автора.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда Российской Федерации полагает, что судом неправильно примененынормы материального права при определении правомерности использованияхореографии В.И. Вайнонена путем ее переработки, а именно, суд первой инстанциируководствовался пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса РСФСР, разрешающейсвободное использование произведения, для создания нового, творческисамостоятельного произведения, однако данные правоотношения, с 3 августа 1993года (даты вступления в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежныхправах») регулируются статьей 19 Закона РФ «Об авторском праве исмежных правах», а не статьей 492 Гражданского кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления ВерховногоСовета РФ N 3301-1 от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданскихправоотношений в период проведения экономической реформы» положенияГражданского кодекса РСФСР 1964 года к гражданским правоотношениям применяются,если они не противоречат законодательным актам Российской Федерации, принятымпосле 12 июня 1990 года, и иным актам, действующим в установленном порядке натерритории Российской Федерации.
Статья 19 Закона РФ «Об авторском праве исмежных правах» содержит исчерпывающий перечень случаев использованияпроизведений без согласия авторов и без выплаты вознаграждения и непредусматривает возможности свободного использования чужого изданногопроизведения для создания нового произведения.
Согласно статье 12 Закона РФ «Об авторскомправе и смежных правах» переводчикам и авторам других производныхпроизведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод,переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другогопроизводного произведения пользуется авторским правом на созданное импроизведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегосяпереводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Положения статьи 492 Гражданского кодекса РСФСР 1964года не могут применяться к правоотношениям, возникшим после 3 августа 1993года, как противоречащие действующему законодательству Российской Федерации,поскольку перечень случаев свободного использования, указанный в Законе РФ«Об авторском праве и смежных правах», не может быть расширензаконодательным актом РСФСР.
При вынесении решения, суд, давая юридическуюквалификацию взаимоотношений сторон и указывая нормы материального права,подлежащие применению по данному делу, не установил, когда было созданопроизведение, в котором использовались элементы хореографии В.И. Вайнонена, икаким законом регулировались спорные правоотношения на момент создания данногопроизведения.
Указанные обстоятельства, имеющие существенное значениедля разрешения данного спора, подлежали проверке и установлению прирассмотрении гражданского дела.
На основании изложенного Судебная коллегия погражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решениесуда первой инстанции и кассационное определение нельзя признать законными иони подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первойинстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учестьизложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданскимделам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербургаот 23 апреля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским деламСанкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2007 года отменить, делонаправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заключение
В результате проведенных исследований можно отметить, что:
— авторское право и регулируемые им имущественные и личныенеимущественные отношения связаны с созданием и использовании произведенийлитературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институтрешает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных,личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовымисредствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественныхпроизведений; широкое использование их обществом.
— основными правовыми актами, регулирующими систему авторскогоправа в нашей стране, являются Закон РФ «Об авторском праве и смежныхправах», Закон РФ «О правовой охране программ дляэлектронно-вычислительных машин и баз данных». Эти законы отвечают международнымстандартам в этой области и позволили России присоединиться к рядумеждународных договоров, прежде всего, к Бернской конвенции об охранелитературных и художественных произведений.
— важнейшим элементом авторского права является авторский договор.Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договорао передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаченеисключительных прав. Однако с конструкцией об уступке прав в ст.16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» соседствуетразрешительная конструкция — автор дает согласие на определенные действия поиспользованию его произведения. Подобная непоследовательность отражается нанормах закона, предназначенных для регулирования договорных отношений автора ипользователя. Если автор разрешает определенные действия в отношении своегопроизведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), тоему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организациейопределяет способ использования произведения.
— подобная непоследовательность отражается и на определениипредмета договора. Так, согласно ст. 31 Закона«Об авторском праве и смежных правах», предметом договоравыступают права, а не результаты творчества автора, не его произведение. Однаконужно учитывать, что используются не права, а произведение как результаттворчества автора. Это приводит к выводу, что предметом авторского договорадолжно быть соответствующее произведение.
Таким образом, проведенный в данной работе анализ позволяетсделать выводы:
1. Проведенный нами анализ указывает на неполное соответствиетеории “исключительных прав” потребностям правовой практики. Проблемы,возникающие в правоприменительной практике законодательства об авторском праве,во многом проистекают из несовершенства теории.
2. В нормах ГК РФ и Закона «Обавторском праве и смежных правах» должен получить воплощение четкийвзгляд на результаты интеллектуальной деятельности, на основе и в соответствиис которыми должно быть разработано и принято специальное законодательство. Всеэто позволит создать эффективный механизм правового регулированияинтеллектуальной собственности и обеспечить надлежащую защиту прав субъектов,создающих и использующих результаты интеллектуальной деятельности.
/>/>/>/>/>/>
Списокиспользуемой литературы
Нормативно- правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//25декабря 1993г.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 32с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая,третья, четвертая: По состоянию на 1 октября 2009 года. -Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2009. — 541 с.
3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г.,№5351-1 (в ред. ФЗ от 20.07.2008 № 110-ФЗ)//КонсультантПлюс: Версия Проф.
4. Всемирная конвенция об авторском праве. Пересмотрена в Париже 24июля 1971 г. //Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторскоеправо. Патентное право. Другие исключительные права: Сб. норм, актов. М.: ДЕ — ЮРЕ. – 2007
Литература
5. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторскомправе и смежных правах». — М.: Фонд «Правовая культура», 2006. — 625с.
6. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обуч-ся по спец-ти030501 «Юриспруденция» /П.В. Алексий; под ред. М.М. Рассолова, П.В Алексия,А.Н. Кузбакарова.- 3-е изд, перераб.и доп. -М.: Юнити -ДАНА,2008. — 895 с.
7. Гражданское право: учебник, в 3 т. Т.З, 4-е изд., перераб. идоп./под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ПК Велби, изд-во Проспект,2006. — 784 с.
5. Интеллектуальная собственность. Основные материалы: в 2 ч.: Пер. сангл./ отв. ред. д-р юрид. Наук Л.Б. Гальперин. Новосибирск: Наука. Сибирскаяиздательская фирма, 2008. — 341 с.
6. Интеллектуальная собственность: учебное пособие / под общей ред.Н.М. Коршунова, — М.: Норма, 2008. — 400 с.
7. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительныеправа), учебник для вузов. — М.: — 2008. — 495 с.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ в 2 т. Т.2… Часть третья,четвертая ГК РФ / под ред. Г.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г Светланова.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2009. — 511 с.
9. Макагонова Н.В. Авторское право: уч. пособие / под ред. Э.П.Гаврилова. — М.: юрид. лит., 2008. — 383 с.
10. Ю.Максимова Л.Г. Авторскоеправо: учебное пособие. — М.:
«Гардарики», 2008. — 564 с.
11. П.Моргунова Е.А.,Рузанова О.А. Авторское право: учебное пособие.
М.: Экзамен, Право и закон.-2007.
12. Права на результатыинтеллектуальной деятельности. Авторское
право. Патентное право.Другие исключительные права: М.: ДЕ-ЮРЕ,
2009.-561 с.
13. Правовая охранаинтеллектуальной собственности: учебное пособие
/ С.А. Горленко, Т.В.Григорьева, Б.А.Лобач и др.; Под ред. В.Н.
Дементьева. М.: НИЦПрИС,2008. — 584 с.
14. Сергеев А.П. Право интеллектуальнойсобственности в РФ.
Учебник. Изд-е второе,перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженю Е.М.,
2009. — 752 с.
15. Чернышева С.А.Современные проблемы права интеллектуальной
собственности. Учебноепособие: Юрид. литер., 2009. — 495 с.
Приложение 1
/>
Имущественные и личные неимущественные права автора
/>/>/>/>/>/>
Приложение 2
/>
Виды авторских договоров
/>/>
Приложение 3
/>
Условия авторскогодоговора