КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Уголовное право»
по теме: «Понятие и признаки уголовного наказания»
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и признаки уголовного наказания
Глава 2. Цели наказания
Глава 3. Виды наказаний
Заключение
Список литературы
Введение
Наказание в уголовном праве — явление социально-правовое. Социальноеназначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматриваетсякак одно из средств борьбы с преступностью, а также как специфический и весьмажесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. Наразличных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощьюуголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу — защититьобщество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности,охраняемые уголовным законом.
Социальная функция наказания заключается в том, что в случаеего применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановленнарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред,удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувствостраха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением преступления,укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться спреступностью и надежно защищать интерес человека, общества или государства.
Вместе с тем следуетзаметить, что в юридической литературе не все ученые придерживались ипридерживаются мнения о диалектическом взаимодействии преступления и наказания.Так, к примеру, известный русский криминалист А.Ф. Кистяковский утверждал, чтопервенствующее место в уголовном праве, несомненно, принадлежит наказанию. Внем выражается душа, идея уголовного права. А настоящие сторонники приматанаказания доказывают при этом, что и сам институт наказания появился вобщественной жизни и общественном сознании раньше, чем выкристаллизовалосьпонятие преступления. Такая позиция разделяется, однако, весьманемногочисленным количеством ученых. Большинство же считает, что и фактически,и логически преступление предшествовало наказанию и по существу вся системанаказаний играет служебную роль в качестве системы мер борьбы с преступностью. Неможет существовать понятие преступления без наказания, и наоборот. Сказанноеподтверждают не только вышеприведенные доводы, но и вся история развитияпреступления и наказания в отечественном уголовном законодательстве.
В отечественной науке квопросу о том, что включает в себя наказание, несколько подходов. Выделим дваосновных.
Согласно мнениюсторонников первого подхода, к числу которых можно прежде всего отнести А.Л. Ременсона,А.3. Наташева, Н.А. Стручкова, наказание исчерпывается карой. Если допустить, считаютони, что наказание — это совокупность карательной и воспитательной сторон, топрименительно к лишению свободы кара должна выражаться в сроках, степениизоляции осужденных и ряде других ограничений, а воспитательную сторону должнысоставлять труд без элементов кары и политико-воспитательная работа. Следуялогике, в частности, закону о соотношении части и целого пришлось бы признать,что труд в местах лишения свободы не входит в систему наказания (любого еговида) и не является его существом. По мнению сторонников второго подхода (И.С. Ной,Б.С. Никифоров, А.С. Шляпочников и др.), наказание содержит и кару, ивоспитание, рассматриваемые в диалектическом единстве. Так, И.С. Ной писал, чтокарательный элемент выражается в самом факте лишения свободы. Однако этим неисчерпывается принудительная сторона наказания. Она выражается, кроме того, врежиме лишения свободы, в принуждении всех трудоспособных заключенных работать,а также повышать свой общеобразовательный уровень и т.п.
Думается, что такойподход более верен. С одной стороны, и это отчетливо следует из смысла закона,наказание является карой, обладающей свойством лишать или ограничивать человекав определенных правах и свободах. С другой стороны, помимо кары, оно имеет цельисправить осужденного, предупредить совершение им новых преступлений, т.е. законодательпрямо говорит о том, что нельзя рассматривать наказание лишь как кару — содержание его гораздо шире. Кроме того, в системе видов наказания имеетсятакая мера, как исправительные работы, которую нельзя рассматривать лишь каккарательную, иначе их можно представить себе как тот же штраф, но в рассрочку,что, конечно же, неправильно, поскольку спецификой таких работ является именноисправление, сопровождаемое материальными и иными ограничениями. Содержаниекарательных и воспитательных элементов в наказании предопределяется характероми степенью общественной опасности совершенного преступления, а также опасностьюличности преступника. Чем выше степень общественной опасности преступления илица, его совершившего, тем выше уровень карательных элементов в уголовномнаказании.
В целом, учитывая всесказанное, можно сделать вывод, что под наказанием по российскому уголовномуправу следует понимать особую юридическую меру государственного принуждения,включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемуюсудом лицу, виновному в совершении преступления, и влекущую судимость. Наказаниевыражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную иморальную оценку преступного деяния и преступника.
Таким образом, основной задачей данной работы являетсяизучение понятия и признаков наказания.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что уголовноенаказание является одним из важнейших институтов уголовного права, интерес ккоторому проявляют не только профессиональные исследователи, но и широкие слоинаселения. Материальные и процессуальные вопросы уголовного наказаниярегулируются совокупностью предписаний многих отраслей права уголовного,уголовно-процессуального, а также судоустройственного, гражданского,гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, международного права и т.д.).Многие вопросы понимания самого института наказания, принципов ипроцессуального порядка его назначения, права и обязанности лиц, участвующих всфере уголовного судопроизводства, получили достаточно широкое освещение всовременной литературе. Однако, вопросам рассмотрения уголовного наказания каккомплексного института, затрачивающего различные отрасли права, уделялосьнезаслуженно мало внимания. Тем более важным представляется этот вопрос вусловиях действия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РоссийскойФедерации, которые весьма гуманно и демократично решают вопросы назначения иотбывания наказания.
Целью данной работы является обобщение выводов по проблемепонятия и признаков уголовного наказания, а также, выявление роли наказания всовременном обществе.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, трехглав, заключения и списка используемой литературы.
В введении сформулированы задачи и цели, преследуемые вданной работе.
В первой главе «Понятие и признаки наказаний» даетсяопределение наказания и его признаки.
Во второй главе «Цели наказаний» рассматриваютсяцели применяемых в обществе наказаний.
В третьей главе «Виды наказаний» рассматриваются ианализируются различные виды наказаний.
В заключении приведены некоторые выводы и сделаны обобщенияпо данной теме.
Глава 1. Понятие и признаки уголовного наказания
Как уже отмечалось, преступление и наказание тесно связаны. Наказание- это естественная реакция государства на совершенное преступление. Еслиобщественно опасные деяния не влечет за собой наказания, оно не может считатьсяпреступлением. Признак уголовной наказуемости — обязательный признак понятияпреступления.
Как уже было отмечено во введении, в юридической литературепонятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: какправовое воздействие на виновного в совершении преступления; как способ (форма)уголовной ответственности; как средство (орудие, инструмент) уголовно-правовойборьбы с преступлениями; как кара (воздаяние) виновному за содеянное; как форма(мера) государственного принуждения, применяемого в отношении виновного; какболь (лишения, страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебногоприговора виновному в совершении преступления и т.д.
Согласно ст.43 УК наказание есть мера государственногопринуждения назначаемая по приговору суда. Другими словами наказаниерассматривается как ответ государства на совершение преступления ирегламентируется как уголовно-правовой, специфический способ правовогорегулирования на преступление.
Сущность наказания состоит в его свойстве бытьматериализованным выражением (формой) реагирования государства на актпреступления поведения виновного формой осуждения, порицания виновного исовершенного им преступления, формой, содержанием которой являютсяустановленные законом правоограничения, возлагаемые по приговору суда наосужденного с целью оказать на него требуемое психологическое и иноепредупредительное воздействие и тем вызвать положительные изменения в еголичности, чтобы в дальнейшем это лицо не совершало преступлений.
Можно выделить несколько специфических признаков, сочетаниекоторых и образует понятие наказания.
Это определение указывает все основные признаки, которыехарактеризуют наказание в качестве уголовно-правового явления:
1. Наказание — это мерагосударственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, применяемаятолько к лицам, совершившим преступления. Этим оно отличается от иных мер,применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовыеправонарушения. Наказывая, государство принуждает преступника кзаконопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которыетолько и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст.44УК.
2. Наказание назначаетсятолько судом и носит публичный характер, т.е. назначается от имени государстваи в интересах всего общества. Иные государственные органы таким правом необладают. Публичность проявляется и в том, что освобождение от наказания пооснованиям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования,также осуществляется только судебными органами.
3. Наказание может бытьназначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновноепричинение вреда в соответствии со ст.49 Конституции РФ исключает уголовнуюответственность и наказание. Согласно ч.1 ст.49 Конституции РФ, «каждыйобвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновностьне будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленавступившим в законную силу приговором суда». Обвинительный приговор судаявляется процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправедавать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного.
4. Наказание обязательнопричиняет осужденному определенные лишения и ограничения прав и свобод,зависящие от вида наказания, например: права выбора места жительства,передвижения, выбора рода деятельности; при конфискации — лишение имущества; лишениевоинского звания, а то и жизни. Применением перечисленных лишений, ограничений,стеснений уголовное наказание прежде всего и отличается от иных наказаний.
5. Наказание всегданосит личный характер и не должно затрагивать интересы других лиц.
6. Наказание в отличиеот иных наказаний обязательно влечет последствие общеправового иуголовно-правового характера — судимость.
Примечательно, чтоограничения некоторых прав, весьма чувствительные для человека, люди принимаютпри назначении уголовного наказания как само собой разумеющийся факт. Действительно,человек, осознанно игнорирующий установленный в обществе правопорядок,представляющий опасность для других граждан, должен быть лишен права продолжатьгрубо «осложнять» жизнь законопослушным гражданам и обязанпочувствовать страдания, которые должны натолкнуть его на мысль онедопустимости совершения преступлений впредь. И в этом, очевидно, проявляетсяосновная цель наказания (тогда как исправление важно, но вторично).
Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мергосударственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительнымисполнением решения по гражданским делам (последние также выносятся судом отимени государства и реализуются в принудительном порядке). Однако взыскание погражданскому делу выносится, во-первых, не связи с совершением преступления, апо поводу споров имущественного или личного неимущественного характера и,во-вторых, не влечет уголовно-правовых последствий (например, судимости).
Содержание наказания (вид — размер) зависит от характерапритупления и степени его общественной опасности. Характер преступления — величина постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-тосчитается, что убийство является более тяжким преступлением, чем причинениетяжкого вреда здоровью или изнасилование. Степень общественной опасностипреступления имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией.Она зависит от размера причиненного вреда.
Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степеньобщественной опасности и выражает это в санкции — части нормы, посвященнойнаказанию. Кроме того, закон представляет суду право определять степеньобщественной опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции содним наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума.
При учете характера и степени общественной опасностипреступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасностипреступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы виныи отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категориипреступлений (ст.13 УК РФ), а степень общественной опасности преступленияопределяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступногонамерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестьюнаступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления всоучастии).
Таким образом, уголовное наказание — это мерагосударственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме иможет быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершениипреступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушениек нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказаниеявляется естественным последствием совершенного преступления и должно, пообщему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности.
Уголовное наказаниеявляется исключительно важной мерой борьбы с преступностью, хотя решающую рольв ее сокращении, несомненно, играют экономические, политические,организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры, осуществляемыегосударством. Вместе с тем, уголовное наказание является не только важным, но инеобходимым средством, а из уголовно-правовых — наиболее эффективным средствомборьбы с преступностью, поскольку именно оно прерывает антиобщественнуюдеятельность лиц, совершающих преступление.
Как острейшая мерагосударственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УКлишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означаетпринудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального,физического и имущественного характера. Это полностью отвечает требованиям ст.28Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества можетбыть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечениядолжного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворениясправедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния вдемократическом обществе.
Наказание всегдавыступало в виде отрицательной реакции государства, общества на совершаемоепреступление и привлекало внимание мыслителей с давних пор. В десяткахфилософских систем и сотне теорий ученые-криминалисты предпринимали попыткидоказать обоснованность действий государства, наказывающего своих подданных,порой весьма жестко. Это теории возмездия, устрашения, общего и специальногопредупреждения1, современные теории «новой социальной защиты»,и др.
Как это ни покажетсястранным, в России понятие наказания в наиболее крупных законодательных актах — и в середине XIX, и в начале XX века — отсутствовало. Появилось оно лишь в 1919г. в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, в которых, в частности,указывалось, что «наказание — это мера принудительного воздействия,посредством которого власть обеспечивает должный порядок общественных отношенийот нарушителей последнего». В дальнейшем ни один законодательный актсоветского периода определения уголовного наказания не давал. Более того, УКРСФСР 1922 г. заменил понятие «наказание» понятием «мерасоциальной защиты».
Понятие наказания быловосстановлено только Основами уголовного законодательства Союза СССР и союзныхреспублик 1958 г., а сформулировано лишь в 1991 г. и с некоторыми уточнениямизаняло место в УК РФ 1996 г. Ст.43 УК РФ ныне гласит: «Наказание есть мерагосударственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказаниеприменяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, изаключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав исвобод этого лица».
С принятием УК РФ ст.43перестал быть актуальным вопрос: является ли кара одной из целей наказания? Каразаключена в любом виде наказания, и по ее тяжести мы судим о строгостиконкретного наказания. Следовательно, уголовный закон рассматривает кару какположительный конструктивный элемент наказания, без которого уголовноенаказание не могло бы являться таковым. Безусловно, что любое уголовноенаказание при его исполнении объективно приносит осужденному физические инравственные страдания, однако, согласно ст.7 Всеобщей Декларации прав человекаи ст.7 Международного Пакта о гражданских и политических правах,устанавливается, что наказание не ставит перед собой цель причинения физическихстраданий или унижения человеческого достоинства.
Глава 2. Целинаказания
Одним из наиболеепринципиальных вопросов уголовного права был и остается вопрос об определениицелей наказания. Учение о целях наказания продолжает оставаться одним изнаиболее дискуссионных вопросов как в истории, так и в современной теории права.
«От его решениязависит построение не только многих институтов этой отрасли права, но ицелеустремленное применение самого уголовного законодательства», — писал И.С. Ной. Чезаре Беккариа указывал: «Цель наказания заключается не вистязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим ужесовершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобывоспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других отсовершения того же».Н.С. Таганцев, отмечая неоднозначность подходов крассматриваемой проблеме, замечал, что «поскольку наказание относится кпрошлому, оно представляется отплатой, отмщением, актом более рефлекторным, чемцелесообразным, государство принуждается к нему самими свойствами человеческойличности или непременными законами общежития, оно составляет более или менеенеуклонную обязанность государства; поскольку наказание относится к будущему,оно является средством для достижения известных целей, оно рассматривается какреализация права государства, которым последнее должно пользоваться по разумнымоснованиям… Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное имдеяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или моглослужить целям, которые преследует государство, наказывая».
Многовековая историяпроблемы определения целей уголовного наказания и существование множестватеорий позволили представителям науки уголовного права, разумеется условно,выделить два основных направления ее развития:
а) абсолютные теориинаказания, сторонники которых придерживаются абсолютной идеи — возмездия засовершенное преступление и расплаты за него: сторонники божественноговозмездия, считающие преступление грехом, относят к целям наказания искуплениегреха; Кант развивал теорию материального возмездия, Гегель — диалектического;
б) теории полезности: общего предупреждения, специальногопредупреждения, смешанные. Их сторонники ратуют за предупреждение преступленийи исправление преступников.
Распространенной такжеявляется теория устрашения (И, Бентам), психологического принуждения (А. Фейербах).Интегративные теории (Фойницкий И.Я., Сергиевский Н. Д) к целям наказанияотносили общую и частную превенцию, устрашение, возмездие и исправление вразличных комбинациях. Разновидностью теории специального предупрежденияявляется теория исправления, где цель наказания — исправление осужденного донравственного возрождения.
Целям наказанияпосвятили свои исследования и многие ученые советского периода: Н.А. Беляев. И.М.Гальперин, И.И. Карпец. И.С. Ной, Н.А. Стручков. Н.Д. Шаргородский, И. Шмаров идр.
Почти 40 лет всовременной юридической литературе велась полемика между сторонниками отнесениякары к целям наказания (Н.А. Беляев, И.И. Карпец) и их противниками (А.А. Герцензон,Л.А. Ременсон, Н.Д. Шаргородский), начало которой положила неудачнаяформулировка ст.20 УК РСФСР. Часть 2 ст.43 УК РФ поставила точку в многолетнемспоре: «Наказание применяется в целях восстановления социальнойсправедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершенияновых преступлений». Следует заметить, что еще в 60-х гг. профессор БеляевН.А. писал о восстановлении социальной справедливости как цели уголовногонаказания, и вот российское уголовное законодательство наконец закрепило этотпринцип в законе. Нарушение справедливости влечет нарушение права. Это прямоотносится и к уголовному праву, к преступлению и наказанию, причем в данномслучае можно говорить о наивысшем нарушении справедливости, которое можетпроявляться в кражах, грабежах, разбоях и даже убийствах. Под социальнойсправедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст.6 УК, т.е. мыможем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние,назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствамего совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды заодно и то же преступление (ч.2 ст.6 УК, ст.50 Конституции РФ), когданазначенное наказание обеспечивает выполнение задачи исправления осужденного ипредупреждения преступлений.
Разумеется, нельзявосстановить жизнь потерпевшего, погибшего в результате убийства, однакосоциальная справедливость в этих случаях может быть достигнута путемограничения либо лишения прав и свобод виновного (порой довольно жестких и втечение продолжительного времени). Вместе с тем, наказание, даже самое строгое,применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физическиестрадания. В полном соответствии с принципами и нормами международного права ст.21Конституции РФ запрещает применение пыток, насилия или другого жестокого илиунижающего достоинство человека обращения. Она также отвечает и ст.3 Конвенциио защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Конвенции указывает, что вопределение пытки не включены боль или страдание, которые возникают лишь врезультате законных санкций (необходимость или обязанность причинения вреда призадержании лица, совершившего преступление).
В качестве другой целиуголовного наказания называется исправление осужденного.
Ныне цель исправлениязаключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочнымгражданином общества, уважающим труд и правила общежития.
Законодатель больше несвязывает цель исправления осужденного с перевоспитанием. Представляется, чтозадача перевоспитать человека, в особенности в нынешних условиях, нереальна,как она была нереальной всегда. Главная задача — чтобы отбывший наказание (неважно,в силу каких причин) больше не совершал преступлений.
Требования УК РСФСР I960г. в качестве цели наказания перевоспитания осужденного, привитиядобросовестного отношения его к труду, точного исполнения им всех законов иуважения правил общежития не могли быть реализованы изначально, поскольку онибыли явно завышенными по отношению к наказанию. Они лишь немногим уступаютутверждению одного известного советского пенитенциариста, который считалисправившимися лишь тех осужденных, освободившихся из мест лишения свободы,которые стали еще и активными строителями коммунизма.
Наконец, наказание направлено на предупреждение совершенияновых преступлений. Законодатель не подразделяет в правовой норме цельпредупреждения на специальную и общую превенцию, но это с очевидностью вытекаетиз смысла закона.
Частная превенция (специальноепредупреждение) заключается в таком воздействии наказания на преступника,следствием чего является невозможность совершения им преступления в будущем.
Общая превенция (общее предупреждение) выражается ввоздействии назначенного конкретному преступнику наказания на иных лиц,склонных к совершению противоправных действий, сдерживающем их от преступныхпосягательств и формирующем у законопослушной части общества негативноеотношение к преступлению. Превентивные цели достигаются посредством устрашенияи лишения преступника фактической возможности продолжать преступнуюдеятельность.
В последние годы вюридической печати периодически появляются публикации о том, что такую цельнаказания как предупреждение преступлений нельзя признать правомерной, и,прежде всего, цель общего предупреждения, поскольку «устрашение» вцивилизованном государстве само по себе безнравственно и, разумеется,неэффективно.
Что ж, эффективностьобщей превенции, возможно, невелика, однако мы не осмелимся утверждать, что внаше время исчезли люди, которые не совершают преступлений, изстрахауголовного наказания за их совершение. Таковых, к сожалению, пока немало. В20-е гг. в среде российских ученых существовало мнение, что в нашем отечестве вделе предупреждения преступности будет главенствовать специальная превенция,потому что преступность будет существовать преимущественно за счет рецидива, априток «новичков» будет постоянно сокращаться.
Какова жедействительность? В 1986 г. в нашей стране ранее судимые совершили 31,8%преступлений, следовательно, остальными были «новички»; в 1987 г. — 32,2%; в 1988 г. — 37,0%; в 1989 г. — 38,1%; в 1990 г. — 36%; в 1991 г. — 26,9%;в 1992 г. — 26,3%; в 1993 г. — 24,9%; в 1995 г. — 26,3%.
Таким образом,преступления в России совершают в основном не рецидивисты. Следовательно, общеепредупреждение продолжает оставаться весьма актуальным в качестве целинаказания. И поскольку преступность, судя по всему, будет преследоватьчеловеческую цивилизацию всегда, цель общего предупреждения будет оставатьсясреди целей наказания вечно.
Не вызывает сомнения,что указанные в законе цели наказания являются взаимосвязанными ивзаимообусловленными, и задачи при назначении наказания по уголовным деламмогут быть выполнены только при условии их обязательного учета.
Глава 3. Виды наказаний
Уголовным кодексомустановлен исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определеннойпоследовательности исходя из степени их тяжести.
Установленная закономсистема наказаний в целом соответствует карательной политике на современномэтапе и отражает принципы Российского уголовного права. Предметно отражен вней, в частности, принцип гуманизма, поскольку из тринадцати видов наказанийпреобладающая часть (восемь) не предусматривает лишение осужденного свободы.
Обязательные работы каквид уголовного наказания состоят в выполнении осужденным в свободное отосновной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, видкоторых, определяется органами местного самоуправления (ч.1, ст.49УК).
Суть этого нового виданаказания заключается, следовательно, в «принудительном привлеченииосужденного к общественно полезным работам. При этом лицо должно выполнять своюосновную работу или учиться в соответствующем учебном заведении (школе, лице,вузе и т.п.), а к работам привлекаться в то время, когда оно не занято наосновной работе или учебе. Обязательные работы могут назначаться только вкачестве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взаменштрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Содержаниеданного наказания является предметным проявлением принципа гуманизма,свойственного современному российскому уголовному праву. Осужденный неизолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются всеего социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.
Осужденный к данномувиду наказания принудительно привлекается к работе, не требующей, как правило,специальной подготовки или квалификации (уборка улиц, дворов, использованиеосужденных в качестве разнорабочих и т.п.).
Обязательные работы всилу специфики своего уголовно-правового содержания не могут назначаться:
к лицам, признанныминвалидами первой или второй группы;
беременным женщинам;
женщинам, имеющим детейв возрасте до восьми лет;
женщинам, достигшимпятидесяти пяти лет;
мужчинам, достигшимшестидесяти лет;
лицам, проходящимвоенную службу по призыву.
Признаками данного виданаказания являются, во-первых, обязательность работ, т.е. принудительное их выполнение.Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно, т.е. осужденный не получает заних никакого денежного вознаграждения. В-третьих, выполняется они в свободноеот основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключаягосударственные праздники) и по месту жительства осужденного.
Уголовный кодексопределяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок отшестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день(ч.2 ст.49 УК) '.
Уголовно-исполнительныйкодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на уголовно-исполнительныеинспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Инспекции ведутучет осужденных, согласовывают с местными органами самоуправления объектыобязательных работ, контролируют осужденных, ведут суммарный учет отработанноговремени. Осужденные обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбываниянаказания, добросовестно трудиться, работать на определенных для них объектах иотработать установленный судом срокработ, ставить в известностьинспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному очередногоотпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение обязательных работ.В случаях признания осужденного инвалидом 1 или 2 группы либо при наступлениибеременности у осужденной женщиныинспекция направляет в судпредставление об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
Уголовным иуголовно-исполнительным законом предусмотрена также ответственность осужденныхк данному виду наказания нарушающих порядок и условия отбывания наказания и зазлостное уклонение от их отбывания.
В первом случаеинспекция предупреждает осужденного об ответственности за нарушение, во втором — направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания(ч.3 ст.49 УК). Злостным нарушением порядка отбывания данного наказанияуголовно-исполнительное законодательство признает: а) невыход на обязательныеработы более двух раз в течение месяца без уважительных причин; б) нарушениетрудовой дисциплины более двух раз в месяц; в) когда осужденный скрывается сцелью уклонения от отбывания наказания.
Исправительные работыкак вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлеченииосужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный вприговоре, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка (ст.50УК).Этот вид наказания может быть назначен только в качествеосновного. Исправительныеработы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкциистатьи Особенной части УК. Сказанное в отношении обязательных работ, ихсоциальной роли в значительной мере относится и к исправительным работам. И всодержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовногоправа. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи,продолжает работать в той же организации (учреждении, предприятии), где онработал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным состороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условияхи со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколькобольшей репрессивностью по сравнению с обязательными работами, главным образомза счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доходгосударства части его заработка. Таким образом, карательный характерисправительных работ проявляется, во-первых, в обязательности труда осужденногов прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденногоносит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, в материальномвоздействии — удержании части его заработка.
Указание уголовногозакона на то, что исправительные работы сбываются по месту работы осужденного,не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бываютсвязаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в рядеслучаев и должно быть, переведено на другую должность, на новое место работы. Важнолишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный. Уголовныйкодекс устанавливает предельные сроки исправительных работ — от двух месяцев додвух лет (ч.1 ст.50).
Регламентируются в УК иразмеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пятидо двадцати процентов (ч.2 ст.50). Предусмотрена также ответственность зазлостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительнымработам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказанияограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один деньограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за двадня исправительных работ или один день лишения свободы за три дняисправительных работ (ч. З ст.50УК).
Как видно из текстазакона, при замене исправительных работ другим, более строгим наказанием соотношениеих (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым онизаменяются. Поскольку наиболее суровым из них является лишение свободы, законустанавливает соотношение один к трем.
Исполнение наказания ввиде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Порядоких исполнениярегулируется уголовно-исполнительным законодательством.Приговоры обращаются к исполнению не позднее 15 дней со дня поступления винспекцию распоряжения суда. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учетосужденных, контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания иисполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденногоосуществляет контроль за поведением осужденных, производит удержания иззарплаты осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке,уведомляет инспекцию о переводе осужденного на другую работу или увольнении, обуклонении его от отбывания наказания и т.п., применяет меры поощрения ивзыскания.
Осужденные кисправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условияотбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять дополнительныеобязанности и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный,не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет вцентре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятостиработы. Осужденному в период отбывания наказания запрещается увольнение сработы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Во время отбываниянаказания осужденному администрацией предприятия, где он работает, посогласованию с инспекцией предоставляется очередной отпуск продолжительностью18 дней.
Уголовно-исполнительноезаконодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к данномувиду наказания дополнительных обязанностей и запретов. К их числу относятся (сучетом степени и характера опасности преступления, личности осужденного, егоповедения в период отбывания наказания): запрещение пребывать вне дома вопределенные часы, выезжать с места жительства в выходные дни, а также в периодотпуска, пребывать в определенных местах города (округа); обязанность до двухраз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию (обязанности изапреты устанавливаются на срок до 6 месяцев). В срок отбывания наказаниязасчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительнымпричинам; при длительной болезни инспекция входит с представлением в суд обосвобождении его от отбывания наказания. В то же время в срок наказания незасчитывается время, когда осужденный не работал (кроме случаев болезни), атакже время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическимопьянением. За хорошее поведение и добросовестный труд осужденным могут бытьсокращены сроки и объем обязанностей и запретов (см.45 УИК). Осужденные,доказавшие свое исправление, могут быть представлены к условно-досрочномуосвобождению от наказания. За нарушение порядка и условий отбывания данногонаказания к осужденным может применяться взыскание в виде предупреждения озамене исправительных работ ограничением свободы. При злостном уклонении ототбывания наказания инспекция набавляет в суд представление о замене этогонаказания другим.
Злостным уклонениемуголовно-исполнительный закон считает: повторное нарушение порядка и условийотбывания наказания после письменного предупреждения либо если осужденныйскрылся с целью уклониться от отбывания наказания.
В Федеральном законе»О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13июня 1996 г. в связи с тем, что новый УК предусматривает отбываниеисправительных работ только по месту работы, предписано, что лицам, осужденнымк исправительным работам не по месту работы осужденного (по ст.27 УК 960 г),назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержаниюв доход государства. Выплаченные на момент введения в действие УК суммыподлежат зачету. Назначенный в этом случае штраф не может превышатьмаксимального размера штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьиОсобенной части УК РФ.
Суть ограничения повоенной службе согласно УК, состоит в ограничении по военной службе осужденнымвоеннослужащим проходящим военную службу по контракту. При этом из денежногосодержания осужденного производятся удержания в размере, установленномприговором суда, но не свыше двадцати процентов (ст.51 УК).
Закон содержит и рядограничительных условий его применения. Во-первых, оно может быть примененолишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту.
Во-вторых, такоенаказание назначается только за совершение преступлений против военной службы (разд.XI, гл.33 УК) либо вместо исправительных работ, предусмотренныхсоответствующими статьями Особенной части УК.
Содержание ограниченийпо военной службе уголовный закон (ч.2 ст.51 УК) сводит к двум основным видам: впериод установленного приговором суда срока данного наказания осужденный неможет быть повышен в должности (к примеру, командир роты не может продвинутьсяпо службе и быть назначен командиром батальона), а также в воинском звании (например,по стажу службы капитану полагалось звание майора, оно ему не присваивается втечение срока наказания, так как срок отбывания его не засчитывается в сроквыслуги лет для присвоения очередного воинского звания).
Поскольку в законеуказаны только эти ограничения по службе, иные ограничения (непредоставлениеполагающейся военнослужащему и его семье квартиры или отказ в ином улучшениижилищных условий) не образуют содержания данного наказания. Не можетограничение состоять и в понижении осужденного в должности, поскольку законэтого не предусматривает. В законе определены сроки данного вида наказания: ононазначается на срок от трех месяцев до двух лет.
Составляющей частьюограничения по военной службе является удержание в доход государства в течениеназначенного судом срока наказания из денежного содержания осужденноговоеннослужащего в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцатипроцентов.
Таким образом,карательные свойства данного вида наказания состоят: в запрете присваиватьочередное воинское звание или повышать в должности осужденного; в невключениивремени отбывания наказания в срок выслуги лет для присвоения очередноговоинского звания; в ущемлении материальных интересов осужденного путемудержания в доход государства части его содержания.
Ограничение свободызаключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговоравосемнадцати лет, в специальном учреждении без изоляции от общества в условияхосуществления за ним надзора (ч, 1 ст.53 УК). Ограничение свободы — основнойвид наказания и может назначаться только самостоятельно. В качествеальтернативного основного наказания ограничение свободы указано, в частности, всанкциях статей Особенной части предусматривающих такие преступления, какпричинение смерти по неосторожности (ст.109), доведение до самоубийства (ст.110),угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119) и др.
Лица, осужденные кограничению свободы, отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах в пределах республики в составе РФ, края, области и т.п.по месту постоянного проживания или осуждения. Местные органы власти иуправления обязаны содействовать органам, исполняющим данное наказание, втрудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания. Лица,осужденные к ограничению свободы, следуют к месту отбывания наказания за счетгосударства самостоятельно. При уклонении осужденного от получения предписанияо выезде к месту отбывания наказания или невыезде в установленный срокосужденный задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до15 дней для выяснения причин. При неявке без уважительных причин органвнутренних дел направляет осужденного к месту отбывания наказания в порядке,установленном для лиц, осужденных к лишению свободы.
Исчисление сроковотбывания данного вида наказания регламентируется уголовно-исполнительнымзаконодательством. Органы местного самоуправления определяют границы территорииисправительного центра и устанавливают правила поведения на этих территориях. Лица,отбывающие данный вид находятся под надзором и обязаны:
1) выполнять требованиявнутреннего распорядка исправительного центра;
2) работать там, кудаони направляются администрацией центра;
3) постоянно находится впределах границ центра, не покидать их без разрешения администрации;
4) проживать, какправило, в специально предназначенных для них общежитиях и не покидать ихпределы в свободное отработы время без разрешения;
5) участвовать безоплаты труда наработах по благоустройству зданий и территорийцентра в нерабочее время;
6) взамен паспортаполучить удостоверение личности. Осужденные, а также помещения, в которых онипроживают, подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру. Осужденнымзапрещается приобретать, хранить и использовать предметы, изделия и вещества,перечень которых установлен соответствующими нормативными актами. Приобнаружении таких предметов они подлежат изъятию.
Администрация центраведет учет осужденных, организует их бытовое и трудовое устройство, обеспечиваетпорядок и условия отбываниянаказания, применяет установленные уголовно-исполнительным законодательствоммеры поощрения и взыскания. Администрации предприятия запрещается увольнять сработы отбывающих наказание, за исключением случаев, предусмотренныхУголовно-исполнительным кодексом. К осужденным к данному виду наказанияадминистрацией колонии могут быть применены меры взыскания (выговор, запрещениевыхода за пределы общежития в свободное от работы время, направление вдисциплинарный изолятор на срок до 15 суток).
Карательные элементыограничения свободы, таким образом состоят: а) из помещения осужденных вспециальные учреждения (исправительные центры), хотя и без изоляции от общества;б) в осуществлении за ними постоянного надзора и значительном числеправоограничений.
В законе указаныкатегории лиц, осуждаемых за преступления, к которым может быть примененоограничение свободы:
1) применяется онотолько к совершеннолетним, то есть достигшим 18 лет;
2) к лицам, совершившимумышленные преступления, не имеющим судимости;
3) к лицам, совершившимпреступления по неосторожности (независимо от прежней судимости).
УК устанавливает также ипредельные сроки этого вида наказания. Они дифференцированы в зависимости отхарактера преступления (точнее, формы вины). Для совершивших умышленныепреступления, не имеющих судимости — от одного года до трех лет. Длясовершивших неосторожные преступления — от одного года до пяти лет (ч.2 ст.53УК). В Кодексе содержится перечень лиц, которым ограничение свободы не можетбыть назначено. Это инвалиды 1 и 2 группы, беременные женщины, женщины, имеющиедетей до 8 дет, женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет, а такжевоеннослужащие, которые проходят службу по контракту (ч.5 ст.53 УК).
Предусмотрена в Кодексеи ответственность за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы. Вэтих случаях оно заменяется лишением свободы на неотбытый срок ограничениясвободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничениясвободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишениясвободы за один день ограничения свободы (ч.4 ст.53 УК).
Злостным нарушениемпорядка и условий отбывания данного вида наказания уголовно-исполнительноезаконодательство считает самовольное, без уважительных причин оставлениеосужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременноевозвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы илиместа проживания.
Арест как мера наказанияизвестен российскому уголовному законодательству довольно давно. По Уложению онаказаниях уголовных и исправительных 1845 г. он был самым низшим видом лишениясвободы и подразделялся по срокам: от трех недель до трех месяцев; от семи днейдо трех недель; от трех до семи дней; от одного до трех дней. Порядок егоотбытия зависел от сословного положения виновного.
В настоящее время арествпервые включен в систему уголовных наказаний и состоит в содержанииосужденного в условиях строгой изоляции от общества — помещениях камерного типа.Арест назначается на срок от одного до шести месяцев. В случае заменыобязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срокменее одного месяца.
Все категории осужденных(мужчины, женщины, несовершеннолетние) содержатся раздельно. На нихраспространяются все правоограничения, установленные уголовно-исполнительнымзаконодательством для лиц, лишенных свободы. Общеобразовательное ипрофессионально-техническое обучение осужденных не проводится. Администрацияучреждения, исполняющего арест, вправе привлекать их к работам похозяйственному обслуживанию помещений, предназначенных для лиц, отбывающихарест.
Военнослужащие содержатся на гауптвахте. Срок ареста в общийсрок действительной службы и выслугу лет не засчитывается, осужденный не можетпредставляться к очередному воинскому званию, назначаться на вышестоящуюдолжность, переводиться к новому месту жительства и увольняться со службы, заисключением случаев непригодности к ней.
Арест — основная мерауголовного наказания, может быть назначен, когда указан в качестве такового (самостоятельноили в альтернативе с другими видами наказания) в санкции применяемой статьи УК.Как наказание, хотя и связанное с лишением свободы, но все же более мягкое,арест может быть назначен в качестве такового в силу ст.64 УК, а также привердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст.65 УК), замене неотбытойчасти наказания более мягким (ст.80 УК). Кроме того, арест может быть примененсудом надзорной или кассационной инстанции вместо лишения свободы. Также, ареств порядке замены наказания может быть назначен осужденному в случае злостногоуклонения им от штрафа, обязательных или исправительных работ. Время, в течениекоторого осужденный отбывал обязательные или исправительные работы, учитываетсяпри определении срока ареста из расчета восемь часов обязательных работ за одиндень ареста и два дня исправительных работ за один день ареста.
Сроки ареста исчисляютсяв месяцах и днях. При назначении ареста осужденному, содержащемуся до судебногоразбирательства под стражей, время этого содержания засчитывается из расчетадень за день.
Арест не может бытьназначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьмилет. Несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения приговорашестнадцати лет, арест может быть назначен на срок от одного до четырех месяцев.
Согласно Уголовномукодексу содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим,проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностяхрядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговоране отслужили установленного законом срока по призыву (ч, 1 ст.55). Содержание вдисциплинарной воинской части является только основным видом наказания. Исполнениеего возложено на Министерство обороны РФ. Закон устанавливает сроки содержанияв дисциплинарной воинской части — от трех месяцев до двух лет в случаях,предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершениепреступления против военной службы, а также в случаях, когда характерпреступления и личность военнослужащего свидетельствуют о возможности заменылишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного вдисциплинарной воинской части на тот же срок (ч.1 ст.55 УК).
Следовательно,применение данного вида наказания ограничено прежде всего определеннымиусловиями. Оно может быть применено в двух случаях.
Во-первых, если виновныйсовершил преступление, предусмотренное статьями Особенной части УК раздела опреступлениях против воинской службы. Такое наказание как альтернативноеосновное указано, к примеру, в статьях Особенной части УК, предусматривающихтакие преступления, как нарушение уставных правил взаимоотношений междувоеннослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст.335),оскорбление военнослужащего (ст.336), самовольное оставление части или местаслужбы (ст.337), нарушение уставных правил караульной службы (ст.342).
Во-вторых, это наказаниеможет быть применено к военнослужащему, виновному в совершении и не воинского,а иного преступления. Для возможности такого решения закон указывает триусловия: а) характер преступления свидетельствует о возможности замены лишениясвободы содержанием в дисциплинарной воинской части; б) личность виновногосвидетельствует об этом же; в) срок лишения свободы, подлежащий заменесодержанием в воинской части, не превышает двух лет. Практически первое условиеозначает, что совершенное военнослужащим невоинское преступление не относится кчислу тяжких или особо тяжких, не причинило существенного вреда, не совершеноособо опасным способом и т.п. Второе условие — положительная характеристикаличности виновного (отсутствие прежних судимостей, раскаяние и осознание своейвины, трудовое семейное положение, положительная характеристика за период досовершения преступления и т.п.).
При этом законуказывает, что, если содержание в дисциплинарной воинской части назначеновзамен лишения свободы, срок содержания в такой части определяется из расчетаодин день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинскойчасти (ч.2 ст.55 УК).
Закон ограничивает,кроме того, категории военнослужащих, к которым может быть применен данный виднаказания. Это — лица,проходящие военную службу по призыву, а такжепо контракту на должностях рядового и сержантского состава. Следовательно,содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено только этимвоеннослужащим, к тому же — как гласит закон -при условии, если оник моменту вынесения приговора не отслужили установленного срока службы попризыву. Отсюда однозначно следует то, что данное наказание не можетприменяться к лицам офицерского состава. Видимо, оно не применимо и к рядовым,и сержантскому составу, проходящим службу по контракту, если к моменту вынесенияприговора истек срок службы по призыву, установленный законом.
Осужденныевоеннослужащие обязаны соблюдать требования режима. В период отбываниянаказания в дисциплинарной воинской части все осужденные независимо отвоинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат (матросов)и носят единые установленные для данной части форму одежды и знаки различия. Осужденныеимеют право на краткосрочные и длительные свидания в установленные сроки, наполучение посылки и бандеролей. Деньги, поступающие на имя осужденных,зачисляются на их лицевой счет, получать и отправлять письма и телеграммыосужденные могут в любом количестве. В связи с исключительными обстоятельствами(смертью близких, бедствием) осужденному может быть разрешен краткосрочныйвыезд за пределы воинской части продолжительностью до 7 суток. Отпуска,предусмотренные для военнослужащих срочной службы, осужденным непредоставляются. Осужденные привлекаются к труду на производственных предприятиях(объектах) дисциплинарной воинской части либо на других объектах Министерстваобороны РФ. К осужденным, добросовестно выполняющим условия отбываниянаказания, применяются меры поощрения (благодарность, награждение подарком,денежная премия, дополнительное свидание (телефонный разговор), досрочноеснятие взыскания, представление к условно-досрочному освобождению доказавшихсвое исправление). На осужденных, нарушающих условия и порядок отбываниянаказания, могут налагаться взыскания (выговор и строгий выговор, арест вдисциплинарном порядке до 30 суток).
Лишение свободы — наиболее распространенный вид наказания.
Уголовно-правовая сутьлишения свободы заключается, прежде всего, в лишении осужденного права свободнопередвигаться и распоряжаться собой. Уголовное законодательство не определяетпонятие лишения свободы; в юридической жe литературе особой популярностью пользуетсяопределение, данное В.А. Тумановым. "Лишение свободы, — пишет он, — есть правовое последствие уголовного преступления, влекущее особое правовоеположение осужденного. Оно включает в себя ограничение свободы передвижения,определенную степень изоляции, принудительное применение установленных закономсредств и методов исправления и перевоспитания и реализуется в условияхопределенного режима лишения свободы.
Лишение свободы обладаетнаибольшим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышеннойпо отношению к другим видамнаказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом вслучаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранееосуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободыназначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнутыболее мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможнолишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к этому видунаказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительноезаконодательство предусматривает возможность применения осужденному специальныхпринудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбываниянаказания, например, перевод в помещения камерного типа).
Высшие судебные органынеоднократно обращали внимание судов на то, что к лицам, совершившим непредставляющие повышенной опасности преступления, и в случаях, когда санкциястатьи Особенной части УК, по которой квалифицированы действия виновного,наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, припостановлении приговора каждый раз должен обсуждаться вопрос о целесообразностии необходимости применения лишения свободы. В уголовном законе перечисляютсяместа отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения,а также исправительные колонии общего, строгого и особого режима и тюрьмы. Лица,осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора неисполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленногорежима(ч.1 ст.56 УК). Уголовный кодекс устанавливает предельныесроки свободы: от шести месяцев до двадцати лет (ч.2 ст.56 УК).
Закон четко идифференцированно определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишениюсвободы должен отбывать наказание в том или ином учреждении (ст.58 УК):
1) Лица, которыеосуждены к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, насрок не свыше лет — в колониях-поселениях. Таким образом, согласно УК, для отбываниялишения свободы в колониях-поселениях необходимы два условия: лицо совершилопреступление по неосторожности и срок лишения свободы не превышает пяти лет. Приэтом не имеет значения, осуждается ли лицо при наличии указанных условийвпервые.
2) Лица, которые впервыеосуждаются к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшойили средней тяжести, а также тяжких преступлений (ч.2, 3 и 4 ст.15 УК), и лица, осужденные за преступления, совершенныепо неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет — в исправительных колонияхобщего режима. Следовательно, для направления осужденного для отбываниянаказания в исправительную колонию общего режима необходимо, чтобы: а) запреступление, если оно умышленное, лицо осуждалось к лишению свободы впервые; б)это умышленное преступление по своей категории относилось к преступлениямнебольшой или средней тяжести или к числу тяжких преступлений (в первом случаемаксимальный срок лишения свободы, указанный в санкции соответствующей статьиОсобенной части УК, не должен превышать двух лет, во втором — пяти лет, втретьем — десяти лет); в) лицом было совершено преступление по неосторожности,и оно было осуждено к лишению свободы на срок свыше 5 лет.
3) Лица, впервыеосужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а такжепри рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, иженщины в случае особо опасного рецидива — в исправительных колониях строгогорежима. Из смысла УК следует, что в колониях строгого режима должны отбыватьнаказания четыре категории осужденных: а) лица, впервые осужденные к лишениюсвободы за совершение особо тяжких преступлений (ч.5 ст.15); б) при рецидивепреступления (т.е. при совершении умышленного преступления лицом, имеющимсудить за ранее совершенное преступление — ч.1 ст.18); в) лица, ранееотбывавшие лишение свободы; г) женщины, признанные особо опаснымирецидивистками (ч.3 ст.18).
4) Лица, признанныеособо опасными рецидивистами, а также осуждении к пожизненному лишению свободы — в исправительных колониях особого режима.
Таким образом, вколониях особого режима должны по закону отбывать наказание две категорииосужденных: при особо опасном рецидиве (ч.3 ст.18 УК) и при осуждении кпожизненному лишению свободы.
Закон устанавливаеттакже, что, если лицо осуждается на срок свыше пяти лет за совершение особотяжких преступлений, а также в случаях особо опасного рецидива, ему может бытьназначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Стало быть, для отбываниячасти срока наказания в тюрьме условиями являются: а) осуждение за совершениеособо тяжкого преступления и б) на срок свыше пяти лет. Закон не указывает,какая часть срока должна отбываться в тюрьме, и этот вопрос, очевидно, долженрешаться судом с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и личностиосужденного. Уголовный кодекс устанавливает, что в случаях полного иличастичного сложения сроков лишения свободы при назначении наказания посовокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может превышатьдвадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — тридцати лет (ч.4 ст.56).
Уголовный закон лишьопределяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категорииосужденных которые должны отбывать его в том или ином учреждении, и условиянаправления в определенный вид места лишения свободы. Порядок исполнениялишения свободы применительно к каждому учреждению, где оно отбывается,режимные требования и условия содержания осужденных определяютсяУголовно-исполнительным кодексом. Этим же нормативным актом устанавливается изменениевида исправительного учреждения, назначенного приговором (ч. З ст.58 УК).
Уголовный кодексустанавливает, что пожизненное лишение свободы применяется только какальтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающихна жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным неприменять смертную казнь (ч.1 ст.57).
Таким образом, по сутидела, пожизненное лишение свободы не является одним из видов наказаний, апредставляет собой альтернативу смертной казни, т.е. может быть назначеновзамен ее. В законе указаны условия применения пожизненного заключения. Онисводятся к следующим: а) лицо осуждается за совершение особо тяжкогопреступления; б) это преступление должно выражаться в посягательстве на жизньодного человека или нескольких лиц (убийство при квалифицирующихобстоятельствах или покушение на него); в) суд, оценив все материалы дела иличность преступника — стечение смягчающих или наличие исключительныхобстоятельств — признает возможным не применять смертную казнь, а назначитьосужденному пожизненное лишение свободы. Возможность применения пожизненноголишения свободы ограничена законом: оно не может быть назначено женщинам,лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, а такжемужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесяти пяти лет.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить следующее. Проведенныекриминологические исследования показывают, что назначение краткого срокалишения свободы приводит к росту рецидива, так как администрацияисправительного учреждения не в силах использовать в полной мере все средстваисправительного воздействия. Цели наказания не достигаются, утрачиваетсяосновной смысл применения нормы — оказать эффективное исправительно-предупредительноевоздействие на осужденного.
Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовнымпрошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья — эти идругие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности.Каждое третье раскрытое преступление совершено лицами, ранее вступавшими вконфликт с законом.
Следует отметить, что в последнее время суды стали чащеприменять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членаморганизованных преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую несоответствует тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходиморуководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно бытьдостаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а такжедругих неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона.
Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практикиприменения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в Россииразвивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их всоответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем.
Поэтому требуется постоянная координация законотворческой иправоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состоянияпреступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направленийявляется повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспеченожесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжкихпреступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания засовершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.
При характеристике служебной роли уголовно-правовой санкциикак юридической гарантии достижения целей правового регулирования,предупреждения преступлений следует выделить, прежде всего, ее сдерживающуюфункцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителяот совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно,чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние,тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающемузамысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормытщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможнымиуровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которыхустанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларациейпри ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.
Список литературы
Нормативныедокументы:
1. Конституция РФ
2. Уголовный Кодекс РФ
3. Уголовно-исполнительныйКодекс РФ
4. Уголовно-процессуальныйКодекс РФ
5. Всеобщая декларация правчеловека и гражданина
6. Федеральный Закон РФ «Овоинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993г.
7. Федеральный Закон РФ «Остатусе военнослужащих» от 22.01.1993г.
Прочаялитература:
8. Дементьев С.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар.2000. С.8-24.
9. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М. 2003. С.17-59.
10. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть. / Учебникдля вузов. М., 2003. С.100-124.
11. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях /Законность. 2005. № 10. С.17-23.
12. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М. 2004. С.109-175.
13. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве.Саратов, 1973. С.50-90.
14. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогеннаяситуация / Российская юстиция. 2006. № 8. С.9-10.
15. Шарогородский М.Д. Понятие и цели наказания. Курс советского уголовногоправа. Т.2 Л., 1970.С. 201-205.
16. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973. С.299-301.