Реферат по предмету "Государство и право"


Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

Пенсионный фонд РФ, его роль восуществлении пенсионного обеспечения граждан

ОглавлениеВведение
Пенсионный фонд Российской Федерации,его состав и значение
1.1        Сущность, роль и источникиформирования средств ПФ РФ
1.2        Задачи и характеристикадеятельности ПФ РФ
1.3        Порядок осуществления пенсионногообеспечения граждан
1.4        Система пенсионного обеспечения вРоссии
1.5        Основные виды пенсий в РоссийскойФедерации
1.6        Роль персонифицированного учета впенсионной системе РФ
2. Совершенствование пенсионнойсистемы РФ
Заключение
Список литературы

Введение
Основнымпоказателем развития любого общества всех времен и народов является уровеньжизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировоесообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех егоинститутов и, в первую очередь, институтов финансовых.
Сразвитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всейфинансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которыхосновное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собойодно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляетсяперераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органовгосударственной власти. Причинами выделения внебюджетных фондов послужили:
· Необходимость выделения специальных денежных ресурсовс целью их более эффективного и строгого целевого использования.
· Необходимость определения особых и одновременноустойчивых финансовых источников для удовлетворения потребностей государства.
· Необходимость изыскания дополнительных средств дляудовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объемепрофинансированы из бюджета.
Спецификавнебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источникови, как правило, строгое целевое использование их средств.
Одним изтаких фондов является Пенсионный Фонд Российской Федерации, который былобразован в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения Российской Федерации.
ПенсионныйФонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющимсвою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СогласноКонституции, Россия — социальное государство, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Конституция РФ гарантирует права российских граждан на социальную защиту.Забота о пенсионерах — одной из самых социально незащищенных категорий граждан— является приоритетной задачей каждого общества, стремящегося к статусуцивилизованного. Пенсионное обеспечение — одна из самых важных социальныхгарантий стабильного развития общества, т.к. В России около 30% населенияполучают пенсию. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны,так как главной его целью является — обеспечить заработанный человеком уровеньжизненных благ путем перераспределения средств во времени и пространстве.Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий,пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечитьсвое проживание. Таким образом определяется его важное социальное значение.
Актуальностьданной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса в странесвидетельствует о необходимости проведения очередного реформирования пенсионнойсистемы с целью наиболее полного ее функционирования в условиях рыночнойэкономики.
Предметомисследования данной работы является пенсионное обеспечение, обектомисследования — Пенсионный Фонд РФ, целью работы — рассмотрение деятельностиПенсионного Фонда РФ и его роль в осуществлении пенсионного обеспеченияграждан.
В связис поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть сущность и роль Пенсионного Фонда РФ, егосостав и значение.
· Определить его задачи и дать характеристикудеятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации.
· Рассмотреть систему пенсионного обеспечения граждан ипредложить пути совершенствования пенсионной системы РФ.

1.Пенсионный Фонд Российской Федерации, его состав и значение
1.1  Сущность,роль и источники формирования средств ПФ РФ
Пенсионный Фонд РФ — это централизованныйфонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовыхресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР — крупнейшая и самаяэффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. Врезультате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременнуювыплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с егопенсионными правами.
Пенсионный Фонд РФ былобразован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР длягосударственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое былонеобходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре ПенсионногоФонда — 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделениеПенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) исвыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионногофонда трудится более 133000 специалистов.
С созданием ПенсионногоФонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплатыпенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий сталиформироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателейи граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являютсяследующие доходы:
Налоговые доходы — к нимотносят доходы, распределяемые органами федерального казначейства междубюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи спримененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.
Неналоговые доходы — кним относят:
-Страховыевзносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионноестрахование.
-Страховыевзносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемыхтруд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.
-Недоимки, пении штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.
-Доходы отразмещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.
-Средства,возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФв связи с назначением досрочных пенсий безработным.
-Штрафы, санкциии суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
-Добровольныевзносы и физических и юридических лиц.
Межбюджетные трансфертыиз федерального бюджета.
Безвозмездные поступленияот негосударственных Пенсионных фондов.
Прочие поступления.
Пенсионный фонд имеет огромноевлияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечитьзаработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средствво времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом исоциальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень вбудущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
1.2 Основные задачи Пенсионного фондаРФ
Начиная с 2002 годаПенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательномупенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. Вкачестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовыеобязательства:
-учитыватьстраховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.
-выплачиватьзастрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовойпенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионнымзаконодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту,инвалидности, а для иждивенцев — утраты источника материального обеспечения —потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российскихпенсионеров.
-взаимодействоватьс с работодателями — плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах,застрахованных в пенсионной системе поступает от 6,2 млн. юридических лиц.
-вестиперсонифицированный учет участников системы обязательного пенсионногострахования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн.россиян.
-выдаватьсертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2010году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
-управлятьсредствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовойпенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию(Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
-поддерживатьреализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на2010 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.
Страхователем в пенсионной системе выступают всеработодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодателиявляются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплатытруда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.
Застрахованными лицами являются работники по найму,либо по гражданско-правовому договору.
В связи с этим основнымизадачами Пенсионного Фонда являются:
· Аккумуляция страховых взносов.
· Финансирование расходов,предусмотренных законом о фонде.
· Организация работы по взысканию сработодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам идругим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
· Капитализация средств фонда,привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
· Контроль за своевременным и полнымпоступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональнымиспользованием средств фонда.
· Организация и ведение индивидуальногоперсонифицированного учета застрахованных лиц.
· Участие в разработке и реализациимежгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий ипособий.
· Проведение научно-исследовательскойработы в области государственного пенсионного страхования.

2.  Порядок осуществленияпенсионного обеспечения граждан
2.1 Система пенсионногообеспечения в Российской Федерации
С 1 января 2002 года вРоссийской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах.Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономикеи социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионнойсистемы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойнойпенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы,пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размеразарплаты и пенсионных взносов.
На сегодняшний деньсоздана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формированиясредств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохраненияи распределения накопленных ресурсов.
Конфигурациюреформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральныезаконы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «Онегосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносахна накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формированияпенсионных накоплений».
Значительные изменениябыли внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральногозакона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования».
Исходя из действующего законодательстваможно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионногообеспечения:
· государственноепенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Этосоциальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели правана пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет правона государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежнаявыплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка,утраченного в связи с прекращением государственной службы при достиженииустановленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью гражданпри прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенныхкатастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, придостижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам вцелях предоставления им средств к существованию.
· обязательное пенсионное страхование,включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой инакопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потерикормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносовработодателя;
· негосударственное (дополнительное)пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамкахдоговоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счетвзносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Таблица 1
Структура пенсионногообеспечения
Виды пенсий
Источник финансирования
Субъект формирования и выплат
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование Государственная пенсия
Выплачивается:
·   государственным служащим
·   военнослужащим
·   пострадавшим в техногенных катастрофах
·   участникам ВОВ
·   нетрудоспособным гражданам Бюджет Государственные органы Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет) Страховая часть Страховые взносы ПФР Накопительная часть Страховые взносы и доход от инвестирования ПФР или негосударственный пенсионный фонд
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение Негосударственная пенсия Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования Негосударственный пенсионный фонд
С 1 января 2010 годавместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размертрудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составнаячасть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии поинвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовыйразмер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок егодифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой частитрудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размерстраховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.
На каждое застрахованноелицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на которыйзачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и длябанковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместоначисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. Кпенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный отуправления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями.Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносови полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначенияпенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размервашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всютрудовую деятельность.
С 2010 года трудоваяпенсия по старости состоит из двух частей:
· страховой – дифференцированная часть,зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) втечение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входитфиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всехпенсионеров;
· накопительной — выплачиваемая в пределах сумм,отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионномфонде РФ.
Граждане вольныраспоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть переданалюбой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смертизастрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передаетсянаследникам. Кроме того существует система государственного софинансированияпенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.
2.2 Основные видыпенсий в Российской Федерации
На сегодняшний день вРоссии существуют следующие виды пенсий:
· Трудовые пенсии
· Пенсии по государственномуобеспечению
· Социальные пенсии
Рассмотрим каждую извидов пенсий.
Трудовые пенсии
Трудоваяпенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы илииного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а такжекомпенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьизастрахованного лица в связи с его смертью. В состав трудовых пенсий входит трудоваяпенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаюпотери кормильца.
· Трудовая пенсия постарости.
Трудовая пенсия постарости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшимустановленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целяхкомпенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в периодтрудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшиевозраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия постарости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласнодействующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старостискладывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер страховой частитрудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ= ПК / Т + Б, где
СЧ — страховая часть трудовой пенсии постарости;
ПК — сумма расчетного пенсионногокапитала застрахованного лица;Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Приназначении в 2010 году он составляет 192 месяца;
Б — фиксированный базовый размерстраховой части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительнойчасти трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ= ПН / Т, где
 
НЧ — размер накопительной частитрудовой пенсии.
ПН — сумма пенсионных накопленийзастрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевогосчета;
Т — количество месяцев ожидаемогопериода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году- 192 месяца.
· Трудовая пенсия поинвалидности.
Согласно действующемупенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливаетсягражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы.
Условиями назначениятрудовой пенсии по инвалидности являются: -Признание лица инвалидом I, II илиIII группы;
-наступление инвалидностигражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деянияили умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены всудебном порядке;
-наличие хотя бы одногодня страхового стажа.
Размер трудовой пенсии поинвалидности определяется по формуле:
 
ПК/ (Т х К) + Б,где

 
ПК — сумма расчетного пенсионногокапитала застрахованного лица (инвалида);Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяцаК — отношение нормативнойпродолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам, по состоянию науказанную дату (До достижения инвалидом возраста 19 лет нормативнаяпродолжительность страхового стажа составляет 12 месяцев, затем увеличиваетсяна 4 месяца за каждый полный год возраста, но не более чем до 180 месяцев.Б — фиксированный базовый размертрудовой пенсии по инвалидности.
· Трудовая пенсия послучаю потери кормильца.
Право на трудовую пенсиюпо случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершегокормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членамисемьи признаются:
ü Дети, братья, сестры и внуки умершегокормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внукиумершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учрежденияхвсех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, или дети,братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они додостижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внукиумершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, чтоони не имеют трудоспособных родителей;
ü Один из родителей или супруг либодедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности,а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершегокормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаюпотери кормильца, и не работают.
ü Родители и супруг умершего кормильца,если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либоявляются инвалидами;
ü Дедушка и бабушка умершего кормильца,если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либоявляются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Условиями назначениятрудовой пенсии по случаю потери кормильца являются:
— Наличие у умершегокормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
— Наступление смертикормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деянияили умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Размертрудовой пенсии по случаю потери кормильца равен
 
ПК/ (Т x К) / КН + Б, где
 
ПК — сумма расчетного пенсионногокапитала умершего кормильца;
Т – количество месяцев ожидаемогопериода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 годуон составляет 192 месяца;
К — отношение нормативнойпродолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на деньего смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа додостижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев иувеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но неболее чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членовсемьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии,установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, скоторого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильцасоответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Б — фиксированный базовый размертрудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия постарости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовойпенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца насоставляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либопричинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия наусловиях, которые определяются Федеральным законом «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Сроки, на которыеназначаются трудовые пенсии:
·трудоваяпенсия по старости — бессрочно.
·трудоваяпенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицопризнано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии постарости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста 60 лет длямужчин и 55 лет для женщин, при наличии пяти лет страхового стажа, а приотсутствии права на трудовую пенсию по старости — до дня достижения возрастадля назначения социальной пенсии по старости 65 лет и 60 лет (соответственномужчины и женщины).
·трудоваяпенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующеелицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Пенсии погосударственному обеспечению
Условия назначения иразмеры государственных пенсий регулируются федеральным законом № 166-ФЗ от15.12.2001 года «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Видыгосударственных пенсий представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды государственныхпенсий
Вид пенсии
Получатели Пенсия за выслугу лет
федеральные государственные служащие
военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава Пенсия по старости граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавты, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Пенсия по инвалидности
военнослужащие
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф Социальная пенсия нетрудоспособные граждане Пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, члены семей погибших (умерших) космонавтов
Сроки, на которые назначаютсягосударственные пенсии:
· государственная пенсия за выслугу лет– бессрочно (для работников летно-испытательного состава – на время получениятрудовой пенсии по старости (инвалидности).
· государственная пенсия по старости –бессрочно.
· государственная пенсия поинвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признаноинвалидом, в том числе и бессрочно.
· государственная пенсия по случаюпотери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считаетсянетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
· государственная социальная пенсия —на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, втом числе и бессрочно.
Социальные пенсии
В соответствии сдействующим пенсионным законодательством право на получение социальной пенсииимеют следующие категории нетрудоспособных граждан:
· Инвалиды, имеющие ограничениеспособности к трудовой деятельности I, II, III группы, в том числе инвалиды сдетства, не имеющие права на трудовую пенсию и государственную пенсию поинвалидности
· Инвалиды I, II и III группы, в томчисле инвалиды с детства
· Дети в возрасте до 18 лет а такжестарше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учрежденияхвсех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, заисключением образовательных учреждений дополнительного образования, доокончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Право на социальную пенсиюимеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане.Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет,за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
2.3 Роль персонифицированного учета в пенсионнойсистеме РФ
Для учета сведений,составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФсоздана система индивидуального (персонифицированного) учета.
Она выглядит следующимобразом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельностиоткрывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные,необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бычеловек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и посовместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную системубудут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.
Итоговыйразмер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете.Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлениистрахового случая, определенного пенсионным законодательством, на основесведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.
Введение индивидуально-персонифицированногоучета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующимифакторами:
· созданием условий для назначенияпенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
· обеспечением достоверности сведений остаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
· созданием информационной базы дляреализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначенияпенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
· развитием заинтересованностизастрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
· созданием условий для контроля зауплатой страховых взносов застрахованными лицами;
· упрощением порядка и ускорениемпроцедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
Индивидуальный учет всистеме государственного пенсионного страхования строится на следующихпринципах:
· единства государственного пенсионногострахования в РФ;
· всеобщности и обязательности уплатыстраховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
· доступности для каждогозастрахованного лица сведений о нем;
· использования сведений озастрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
· соответствия сведений о суммахстраховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуальногоучета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховыхвзносов;
· осуществления индивидуального учета впроцессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.
Отношения лиц,участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральнымзаконом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системеобязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее — Закон). Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР один раз в годиндивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах вотношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Одновременно синдивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносовна обязательное пенсионное страхование, в которой отражены сведения оначисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетныйпериод. Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальныелицевые счета и информирует об их состоянии застрахованных лиц.
Пенсионный фонд РФ и еготерриториальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховоесвидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховойномер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовомудоговору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховыесвидетельства государственного пенсионного страхования хранятся узастрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собойнеобходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевомсчете.
Сумма страховых взносовисчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой частистрахового взноса и определяется как соответствующая процентная доля с фондаоплаты труда — базы для начисления страховых взносов (таблица 3). Ежемесячнострахователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховымвзносам. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно не позднее15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовыйплатеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммахавансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее20-го числа месяца, следующего за отчетным, в Пенсионный Фонд РФ по форме РСВ-1ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России № 894н 12 ноября 2009г.
С 1 января 2010 года страховые взносы наобязательное пенсионное страхование устанавливаются на основании:
· Федеральногозакона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования»;
· Федеральногозакона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРФ» (в ред. От 24.07.2009).
Таблица 3.
Тарифы страховых взносов,уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2010 — 2011 гг. (за исключениемотдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифыстраховых взносов)Год Подлежащий индексации максимальныйразмер базы в отношении каждого физического лица Коэффи- циент индекса-ции базы Тариф страхо-вого взноса На финансированиестраховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1966 г. рожденияи старше для лиц 1967 г. рожденияи моложе для лиц 1967 г. рождения и моложе Для всех страхователей (за исключением категорий страхователей, для которых на период 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов) 2010 415000 рублей не устанав-ливается 20,0% 20,0% 14,0% 6,0% Для всех страхователей за исключением категорий страхователей, для которых на период 2011 г. — 2014 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов) 2011 415000 рублей устанавливается 26,0% 26,0% 20,0% 6,0%
На период 2009 года тариф на страховые взносы вПенсионный фонд РФ был установлен главой 24 Налогового кодекса РФ и входил всостав единого социального налога (таблица 4). С 1 января 2010 года даннаяглава Налогового кодекса РФ утрачивает силу на основании Федерального закона от24.07.2009 N 213-ФЗ.
Таблица 4.
Тарифы страховых взносов,уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2009 год (за исключением отдельныхкатегорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховыхвзносов)База для начисления страховых взносов нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
  до 280000 рублей 14,00% 8,0% 6,0% от 280001 рубля до 600000 рублей 39200 рублей + 5,5% с суммы, превышающей 280000 рублей 22400 рублей +3,1% с суммы, превышающей 280000 рублей 16800 рублей +2,4% с суммы, превышающей 280000 рублей Свыше 600000 рублей 56800 рублей 32320 рублей 24480 рублей /> /> /> /> />
Помимо учетаиндивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, системаперсонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию: позволяет иметьдостоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численностьработающих в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (наемнымработникам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающимстраховые взносы в виде фиксированного платежа), средняя заработная плата,количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий(специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведениянеобходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и для подготовкистратегических решений о дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.
 

 
3. Совершенствование пенсионнойсистемы РФ
 
Дляусиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение исоздания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены путиее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, чтобазовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальныеусловия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста,в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсиибудут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточногоминимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то жевремя на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будетпредставлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовыеили страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другимкатегориям населения, на которые распространяется обязательное государственноепенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должнынести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковыеправа относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсиипо старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа изаработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен ктребованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходнымкритерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа,выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базоваяпенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии поинвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что ипенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этихпенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связис несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниямипредоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев ипрофессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексацияпенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяетпредупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции иобеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.
Сложившаясяв настоящее время напряженность в области финансирования пенсионногообеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижениючисленности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуредоходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета однихстраховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшеевремя будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
Впоследние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходыпенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения —низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов,уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимальногоразмера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимумунетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможноповысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большуювеличину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрироватьфинансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровняминимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженногомаксимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальныхи близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшениядифференциации размеров основной массы пенсий.Система пенсионного обеспеченияне в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсиидо уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий взависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно толькопутем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либорационализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-заневозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемогоуровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизмвыплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину. В 1994г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г.повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своейцелью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточногоминимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточностивыделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный размерпенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., —около 52% прожиточного минимума пенсионера. Предпринимались попытки интегрироватькомпенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальнойпенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижениюреального уровня минимальной пенсии. В условиях отсутствия достаточныхфинансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба дляотдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальнуюполитику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которойвзимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения запоследние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысиласьдоля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера.Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве инаблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятноесоотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение ипенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которымотносятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доляпенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовойдеятельности после достижения пенсионного возраста.
Пенсионнаяреформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий инорм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счетперераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся враспределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со среднейзаработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях сниженияэкономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четкоопределить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионномуобеспечению.
Однаиз тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе понайму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязкиуровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансированиепенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионногозаконодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимальногоуровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости отпрошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисленияразмеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение иукрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развитияновых форм пенсионного обеспечения.
Современнаяраспределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая кдефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностямэкономически активного большинства должна быть модернизирована при помощисовременных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствоватьследующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность,инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Системапенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии смировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера ирассчитан на длительный период.

Заключение
Кризисная ситуация в экономике и финансах требует принятиярешительных и неординарных мер в Пенсионной системе Российской Федерации. Междутем введены в действие и намечены к принятию в ближайшее время меры в областипенсионного обеспечения граждан, которые нацелены на будущее.
В сложившихся условияхсовершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы вРоссийской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного вмировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение.Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения вРоссийской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, тоесть организации с правом юридического лица на введение исключительнопенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программепенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в формепрофессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другиеинновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения,помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положениевсех нуждающихся в поддержке государства.
При рассмотрении данноговопроса можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФимеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегдаэффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную системупривести ее в равновесие, заставить работать.
В результате проведеннойработы мы рассмотрели современную систему Пенсионного Фонда РоссийскойФедерации, определили её задачи, роль и значение. Мы определили, как всовременной России происходит пенсионное обеспечение граждан нашей страны, икакие основные виды пенсий существуют в нашей Пенсионной системе. На основанииэтого можно сделать следующие выводы: 2009 год стал одним из самых интересных вистории Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Во-первых, в июле 2009 года были приняты ключевые законы,определяющие развитие пенсионной системы на годы вперед. Утверждены решения повалоризации пенсий, введению социальных доплат, переходу полностью на страховыепринципы.
Во-вторых, в 2009 году заработали меры, которые существеннооблегчают жизнь клиентов Пенсионного Фонда РФ. Например, введен беззаявительныйперерасчет пенсии работающих пенсионеров. И отказ от набора социальных услуг нетребует регулярного переподтверждения.
В-третьих, заработала Программа государственногософинансирования пенсии. Почти два миллиона россиян стали её участниками запервый год.
В-четвертых, заработал материнский (семейный) капитал.Досрочно и в порядке исключения — только для погашения жилищных кредитов. Но,тем не менее — свыше ста тысяч российских семей уже смогли использовать этиденьги на насущные нужды.
Есть и в-пятых, ив-шестых, но главное — пенсионная система не стоит на месте. С каждым годомстановится современней, удобней, лучше.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.