Содержание
Введение_____________________________________________________________________________ 4
Глава 1. Основныенаправления государственной политики в области охраны труда 5
Глава 2. Требованияохраны труда_________________________________________________ 7
2.1. Государственныенормативные требования охраны труда__________________________ 7
2.2. Обязанностиработодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда____ 7
2.3. Медицинскиеосмотры некоторых категорий работников__________________________ 10
2.4. Обязанностиработника в области охраны труда__________________________________ 11
2.5. Соответствиепроизводственных объектов и продукции требованиям охраны труда_ 11
Глава 3. Организацияохраны труда______________________________________________ 13
3.1. Государственноеуправление охраной труда______________________________________ 13
3.2. Служба охранытруда в организации_____________________________________________ 13
3.3. Комитеты(комиссии) по охране труда___________________________________________ 14
Глава 4. Обеспечениеправ работников на охрану труда________________________ 15
4.1. Право работника натруд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены_______ 15
4.2. Гарантии праваработников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 16
4.3. Обеспечениеработников средствами индивидуальной защиты_____________________ 17
4.4. Выдача молока илечебно-профилактического питания____________________________ 18
4.5. Санитарно-бытовоеи лечебно-профилактическое обслуживание работников________ 18
4.6. Дополнительныегарантии охраны труда отдельным категориям работников________ 19
4.7. Обучение ипрофессиональная подготовка в области охраны труда________________ 19
4.8. Финансированиемероприятий по улучшению условий и охраны труда_____________ 20
4.9. Несчастные случаина производстве, подлежащие расследованию и учету__________ 21
4.10. Обязанностиработодателя при несчастном случае на производстве_______________ 22
4.11. Порядокрасследования несчастных случаев на производстве_____________________ 25
4.12. Оформлениематериалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет 29
4.13. Рассмотрениеразногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев напроизводстве_______________________________________________________________________ 33
Практика суда______________________________________________________________________ 34
Заключение_________________________________________________________________________ 38
Литература__________________________________________________________________________ 42
Введение
Под охраной труда понимается система сохранения жизни издоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые,социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ«Об основах охраны труда в РФ»). Эти мероприятия имеют своей цельюсоздание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровьяработников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труданередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п.Такая позиция ошибочна. Охрана труда — это система мероприятий, где техникабезопасности или гигиена труда являются ее составляющими.
Конституция РФ в главе «Основы конституционногостроя» провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд издоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
Цель данной работы – рассмотреть положения охраны труда напредприятиях. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:определить основные направления государственной политики в области охранытруда, требования охраны труда, организации труда, выявить обеспечение правработников на охрану труда.
Теоретический материал дополнен практикой Верховного суда.
Глава 1. Основные направления государственной политикив области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в областиохраны труда являются:
· обеспечениеприоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· принятие иреализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых итерриториальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· государственноеуправление охраной труда;
· государственныйнадзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
· содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников вобласти охраны труда;
· расследование иучет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· защита законныхинтересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательногосоциального страхования работников от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
· установлениекомпенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиямитруда, неустранимыми при современном техническом уровне производства иорганизации труда;
· координациядеятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и другихвидов экономической и социальной деятельности;
· распространениепередового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий иохраны труда;
· участиегосударства в финансировании мероприятий по охране труда;
· подготовка иповышение квалификации специалистов по охране труда;
· организациягосударственной статистической отчетности об условиях труда, а также опроизводственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об ихматериальных последствиях;
· обеспечениефункционирования единой информационной системы охраны труда;
· международное сотрудничествов области охраны труда;
· проведениеэффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условийтруда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производствосредств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установлениепорядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты,а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами,лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей[1].
Реализация основных направлений государственной политики вобласти охраны труда обеспечивается согласованными действиями органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, ихобъединений и иных уполномоченных работниками представительных органов повопросам охраны труда.
Глава 2. Требования охраны труда2.1. Государственные нормативные требования охранытруда
Государственными нормативными требованиями охраны труда,содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РоссийскойФедерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РоссийскойФедерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии,направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовойдеятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполненияюридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видовдеятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) иэксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другогооборудования, разработке технологических процессов, организации производства итруда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативныхправовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаютсяПравительством Российской Федерации[2].2.2. Обязанности работодателя по обеспечениюбезопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны трудав организации возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить[3]:
· безопасностьработников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлениитехнологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов,сырья и материалов;
· применениесредств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· соответствующиетребованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
· режим труда иотдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации;
· приобретение ивыдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви идругих средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств всоответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вреднымии (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особыхтемпературных условиях или связанных с загрязнением;
· обучениебезопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первойпомощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда,стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда,безопасных методов и приемов выполнения работ;
· недопущение кработе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж поохране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
· организациюконтроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также заправильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективнойзащиты;
· проведениеаттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ поохране труда в организации;
· в случаях,предусмотренных Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовымиактами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательныхпредварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовойдеятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередныхмедицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии смедицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) исреднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров(обследований);
· недопущениеработников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательныхмедицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинскихпротивопоказаний;
· информированиеработников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем рискеповреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальнойзащиты;
· предоставлениеорганам государственного управления охраной труда, органам государственногонадзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдениемзаконодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимыхдля осуществления ими своих полномочий;
· принятие мер попредотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников привозникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первойпомощи;
· расследование иучет в установленном Трудовым Кодексом и иными нормативными правовыми актамипорядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· санитарно-бытовоеи лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии стребованиями охраны труда;
· беспрепятственныйдопуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда,органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а такжепредставителей органов общественного контроля в целях проведения проверокусловий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;
· выполнениепредписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля засоблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органовобщественного контроля в установленные Трудовым Кодексом, иными федеральнымизаконами сроки;
· обязательноесоциальное страхование работников от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
· ознакомлениеработников с требованиями охраны труда;
· разработку иутверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченногоработниками органа инструкций по охране труда для работников;
· наличие комплектанормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствиисо спецификой деятельности организации. 2.3. Медицинские осмотры некоторых категорийработников
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вреднымии (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также наработах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средствработодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) ипериодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры(обследования) для определения пригодности этих работников для выполненияпоручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствиис медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередныемедицинские осмотры (обследования).
Работники организаций пищевой промышленности, общественногопитания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических идетских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанныемедицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения,предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы,при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинскиеосмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативнымиправовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.
В случае необходимости по решению органов местногосамоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условияи показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в томчисле связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществи неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условияхповышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствованиене реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом ПравительствомРоссийской Федерации[4].2.4. Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:
· соблюдатьтребования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовымиактами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
· правильноприменять средства индивидуальной и коллективной защиты;
· проходитьобучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда,оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж поохране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охранытруда;
· немедленноизвещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любойситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в томчисле о проявлении признаков острого профессионального заболевания(отравления);
· проходитьобязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (втечение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования)[5]. 2.5. Соответствие производственных объектов ипродукции требованиям охраны труда
Проекты строительства и реконструкции производственныхобъектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование,технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническоепереоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники,внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условийтруда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектовтребованиям охраны труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могутбыть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органовгосударственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Запрещаются применение в производстве вредных или опасныхвеществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых неразработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая(санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применяемых в организацииранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использованияуказанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органамигосударственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мерыпо сохранению жизни и здоровья работников.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование,транспортные средства, технологические процессы, материалы и химическиевещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числеиностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда,установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия[6].
Глава 3. Организация охраны труда3.1. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляетсяПравительством Российской Федерации непосредственно или по его поручениюфедеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральнымиорганами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда междуфедеральными органами исполнительной власти осуществляется ПравительствомРоссийской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которымпредоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правовогорегулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции вобласти охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охранытруда, а также координировать свою деятельность с федеральным органомисполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территорияхсубъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в области охраны труда в пределах их полномочий. 3.2. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда,осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющейпроизводственную деятельность, с численностью более 100 работников создаетсяслужба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда,имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 работников и менее решение осоздании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране трудапринимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалистапо охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или сорганизациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численностьработников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендацийфедерального органа исполнительной власти по труду. 3.3. Комитеты (комиссии) по охране труда
В организациях по инициативе работодателя и (или) поинициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты(комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входятпредставители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченногоработниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии)по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти потруду.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместныедействия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда,предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, атакже организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах иинформирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений кразделу коллективного договора (соглашения) об охране труда[7].
Глава 4. Обеспечение прав работников на охрану труда4.1. Право работника на труд, отвечающий требованиямбезопасности и гигиены
Каждый работник имеет право на[8]:
· рабочее место,соответствующее требованиям охраны труда;
· обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний в соответствии с федеральным законом;
· получениедостоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органови общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, осуществующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите отвоздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
· отказ отвыполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровьявследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
· обеспечениесредствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиямиохраны труда за счет средств работодателя;
· обучениебезопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
· профессиональнуюпереподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего меставследствие нарушения требований охраны труда;
· запрос опроведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органамигосударственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде иохране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условийтруда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства отруде и охране труда;
· обращение ворганы государственной власти Российской Федерации, органы государственной властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кработодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, ихобъединения и иные уполномоченные работниками представительные органы повопросам охраны труда;
· личное участиеили участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных собеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследованиипроисшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессиональногозаболевания;
· внеочередноймедицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациямис сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во времяпрохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
· компенсации,установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором,если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опаснымиусловиями труда. 4.2. Гарантии права работников на труд в условиях,соответствующих требованиям охраны труда
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд вусловиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должнысоответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ органами государственногонадзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушениятребований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы(должность) и средний заработок.
При отказе работника от выполнения работ в случаевозникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставитьработнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективнымпричинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасностидля его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с ТрудовымКодексом и иными федеральными законами.
В случае необеспечения работника в соответствии сустановленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защитыработодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовыхобязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствиис настоящим Кодексом.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновенияопасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны трудалибо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиямитруда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлеченияего к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника приисполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляетсяв соответствии с федеральным законом.
В целях предупреждения и устранения нарушенийзаконодательства об охране труда государство обеспечивает организацию иосуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требованийохраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц занарушение указанных требований. 4.3. Обеспечение работников средствами индивидуальнойзащиты
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, атакже на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных сзагрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальнойзащиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденнымив порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция иобезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счетсредств работодателя.
Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку,дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам поустановленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средствиндивидуальной защиты. 4.4. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
На работах с вредными условиями труда работникам выдаютсябесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевыепродукты.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляетсябесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или другихравноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питанияутверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[9]. 4.5. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическоеобслуживание работников
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактическогообслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны трудавозлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормамоборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещениядля оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время ипсихологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками,укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказанияпервой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) дляобеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой идругое.
Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительстваработников, пострадавших от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниямпроизводится транспортными средствами организации либо за ее счет. 4.6. Дополнительные гарантии охраны труда отдельнымкатегориям работников
В случаях, предусмотренных законами и иными нормативнымиправовыми актами, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельныхкатегорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ иработ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также ксверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состояниюздоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу всоответствии с медицинским заключением с соответствующей оплатой; устанавливатьперерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидовусловия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;проводить другие мероприятия[10].4.7. Обучение и профессиональная подготовка в областиохраны труда
Все работники организации, в том числе ее руководитель,обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охранытруда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников,переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаныпроводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопаснымметодам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работус вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемамвыполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов ипроведение их периодического обучения по охране труда и проверку знанийтребований охраны труда в период работы.
Государство содействует организации обучения по охране трудав образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования и начального профессионального, среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования.
Государство обеспечивает профессиональную подготовкуспециалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднегопрофессионального и высшего профессионального образования[11]. 4.8. Финансирование мероприятий по улучшению условий иохраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охранытруда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке,установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органовместного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охранытруда может осуществляться также за счет:
· средств отштрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых ираспределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке,установленном Правительством Российской Федерации;
· добровольных взносоворганизаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охранытруда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключениемфедеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется вразмере не менее 0, 1 процента суммы затрат на производство продукции (работ,услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — вразмере не менее 0, 7 процента суммы эксплуатационных расходов.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, натерриториях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий поулучшению условий и охраны труда[12].4.9. Несчастные случаи на производстве, подлежащиерасследованию и учету
Расследованию и учету в соответствии с настоящей главойподлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другимилицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приисполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации илиработодателя — физического лица.
К указанным лицам относятся:
· работники,выполняющие работу по трудовому договору;
· студенты образовательныхучреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиесяобразовательных учреждений среднего, начального профессионального образования иобразовательных учреждений основного общего образования, проходящиепроизводственную практику в организациях;
· лица, осужденныек лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
· другие лица,участвующие в производственной деятельности организации или индивидуальногопредпринимателя.
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи напроизводстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление;тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током,молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения,нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий,разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и другихчрезвычайных ситуаций, — повлекшие за собой необходимость перевода работника надругую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смертьработника, если они произошли:
· в течениерабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во времяустановленных перерывов), а также в течение времени, необходимого дляприведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и послеокончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные инерабочие праздничные дни;
· при следовании кместу работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (егопредставителем), либо на личном транспорте в случае использования указанноготранспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (егопредставителя) либо по соглашению сторон трудового договора;
· при следовании кместу служебной командировки и обратно;
· при следовании натранспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха(водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механикрефрижераторной секции в поезде и другие);
· при работевахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на суднев свободное от вахты и судовых работ время;
· при привлеченииработника в установленном порядке к участию в ликвидации последствийкатастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенногохарактера;
· при осуществлениидействий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых винтересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращениеаварии или несчастного случая.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем,если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний[13].4.10. Обязанности работодателя при несчастном случаена производстве
При несчастном случае на производстве работодатель (егопредставитель) обязан:
· немедленноорганизовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его вучреждение здравоохранения;
· принятьнеотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействиятравмирующих факторов на других лиц;
· сохранить доначала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой онабыла на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц ине ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксироватьсложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другиемероприятия);
· обеспечитьсвоевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет всоответствии с настоящей главой;
· немедленнопроинформировать о несчастном случае на производстве родственниковпострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенныеТрудовым Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
При групповом несчастном случае на производстве (два человекаи более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае напроизводстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течениесуток обязан сообщить соответственно:
1) о несчастном случае, происшедшем в организации:
· в соответствующуюгосударственную инспекцию труда;
· в прокуратуру поместу происшествия несчастного случая;
· в федеральныйорган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
· в органисполнительной власти субъекта Российской Федерации;
· в организацию,направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
· в территориальныеобъединения организаций профсоюзов;
· в территориальныйорган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организацииили на объекте, подконтрольных этому органу;
· страховщику повопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний;
2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя — физического лица:
· в соответствующуюгосударственную инспекцию труда;
· в прокуратуру поместу нахождения работодателя — физического лица;
· в орган исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации;
· в территориальныйорган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте,подконтрольном этому органу;
· страховщику повопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;
3) о несчастном случае, происшедшем на судне:
работодателю (судовладельцу), а при нахождении в заграничномплавании — также в соответствующее консульство Российской Федерации.Судовладелец при получении сообщения о несчастном случае, происшедшем на судне,обязан сообщить об этом:
а) если несчастный случай произошел на судне морскоготранспорта:
· в соответствующуюгосударственную инспекцию труда;
· в транспортнуюпрокуратуру;
· в федеральный органисполнительной власти, ведающий вопросами морского транспорта;
· в федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственногорегулирования безопасности при использовании атомной энергии, если несчастныйслучай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозкеядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
· в территориальныеобъединения организаций профсоюзов;
· страховщику повопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;
б) если несчастный случай произошел на судне рыбопромысловогофлота:
· в соответствующуюгосударственную инспекцию труда;
· в прокуратуру поместу регистрации судна;
· в федеральныйорган исполнительной власти, ведающий вопросами рыболовства;
· в территориальныеобъединения организаций профсоюзов;
· страховщику повопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний.
О случаях острого отравления работодатель (его представитель)сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора. 4.11. Порядок расследования несчастных случаев напроизводстве
Для расследования несчастного случая на производстве ворганизации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менеетрех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо,назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом(распоряжением) работодателя, представители работодателя, представителипрофсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительногооргана, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель илиуполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом(распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий забезопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, всостав комиссии не включается.
В расследовании несчастного случая на производстве уработодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель илиуполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист поохране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая ина договорной основе.
Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом,направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуетсякомиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай.В состав данной комиссии входит уполномоченный представитель работодателя,направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанногопредставителя не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастный случай, происшедший с работником организации,производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуется иучитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия,проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителяорганизации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.
Несчастный случай, происшедший с работником при выполненииработы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, гдепроизводилась работа по совместительству.
Расследование несчастного случая на производстве, происшедшегов результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемойработодателем с обязательным использованием материалов расследования,проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.
Каждый работник или уполномоченный им представитель имеетправо на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве,происшедшего с работником.
Для расследования группового несчастного случая напроизводстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случаяна производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаютсягосударственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (посогласованию), представитель территориального объединения организацийпрофессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее составво главе с государственным инспектором по охране труда.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участиеего доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует врасследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либопредседатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его сматериалами расследования.
В случае острого отравления или радиационного воздействия,превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается такжепредставитель органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе,влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности наобъектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается такжепредставитель территориального органа федерального надзора по ядерной ирадиационной безопасности.
При несчастном случае, происшедшем в организациях и наобъектах, подконтрольных территориальным органам федерального горного ипромышленного надзора, состав комиссии утверждается руководителемсоответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представительэтого органа.
При групповом несчастном случае на производстве с числомпогибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представителифедеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти поведомственной принадлежности и представители общероссийского объединенияпрофессиональных союзов. Председателем комиссии является главныйгосударственный инспектор по охране труда соответствующей государственнойинспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органуфедерального горного и промышленного надзора — руководитель этоготерриториального органа. На судне состав комиссии формируется федеральныморганом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральныморганом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии спринадлежностью судна.
При крупных авариях с числом погибших 15 человек и болеерасследование проводится комиссией, состав которой утверждается ПравительствомРоссийской Федерации.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая напроизводстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелыхнесчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводитсякомиссией в течение трех дней.
Расследование группового несчастного случая на производстве,тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая напроизводстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай на производстве, о котором не былосвоевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособностьу пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлениюпострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дняпоступления указанного заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверкиобстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иныхзаключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателемкомиссии, но не более чем на 15 дней.
В каждом случае расследования несчастного случая напроизводстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц,допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получаетнеобходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения отпострадавшего.
При расследовании несчастного случая на производстве ворганизации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средствобеспечивает:
· выполнениетехнических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, другихэкспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
· фотографированиеместа происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
· предоставлениетранспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды,специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых дляпроведения расследования.
При расследовании несчастного случая на производстве уработодателя — физического лица необходимые мероприятия и условия проведениярасследования определяются председателем комиссии.
В целях расследования группового несчастного случая напроизводстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случаяна производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:
· приказ(распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастногослучая;
· планы, эскизы,схемы, а при необходимости — фото- и видеоматериалы места происшествия;
· документы,характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредныхпроизводственных факторов;
· выписки изжурналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знанийпострадавших по охране труда;
· протоколы опросовочевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
· экспертныезаключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
· медицинскоезаключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровьюпострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в моментнесчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсическогоопьянения;
· копии документов,подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви идругих средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
· выписки из ранеевыданных на данном производстве (объекте) предписаний государственныхинспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органагосударственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или наобъекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представленийпрофсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативныхтребований по охране труда;
· другие документыпо усмотрению комиссии.
Для работодателя — физического лица перечень представляемыхматериалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.
На основании собранных документов и материалов комиссияустанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был липострадавший в момент несчастного случая связан с производственнойдеятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на местепроисшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастныйслучай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, несвязанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требованийбезопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, иопределяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев напроизводстве.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованнымкомиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовалавозникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетомзаключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованнымпредставительного органа данной организации комиссия определяет степень винызастрахованного в процентах.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве,учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формыдокументов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве,утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[14]. 4.12. Оформление материалов расследования несчастныхслучаев на производстве и их учет
По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшемунеобходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением надругую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного днялибо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производствев двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственномязыке соответствующего субъекта Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве актсоставляется на каждого пострадавшего отдельно.
Если несчастный случай на производстве произошел сработником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт онесчастном случае на производстве составляется в трех экземплярах, два изкоторых вместе с документами и материалами расследования несчастного случая иактом расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит(состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалырасследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.
При несчастном случае на производстве с застрахованнымсоставляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Результаты расследования несчастных случаев на производстверассматриваются работодателем с участием профсоюзного органа данной организациидля принятия решений, направленных на профилактику несчастных случаев напроизводстве.
В акте о несчастном случае на производстве должны бытьподробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве,а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охранытруда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного,содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного егоздоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах,определенная комиссией по расследованию несчастного случая на производстве.
Акт о несчастном случае на производстве подписывается членамикомиссии, утверждается работодателем (уполномоченным им представителем) изаверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастныхслучаев на производстве.
Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневныйсрок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдатьодин экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае напроизводстве со смертельным исходом — родственникам либо доверенному лицупогибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместес материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работыпострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховыхслучаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследованияработодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по местурегистрации в качестве страхователя).
По результатам расследования группового несчастного случая напроизводстве, тяжелого несчастного случая на производстве или несчастногослучая на производстве со смертельным исходом комиссия (в установленных случаях- государственный инспектор по охране труда) составляет акт о расследованиисоответствующего несчастного случая на производстве.
Акты о расследовании группового несчастного случая напроизводстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случаяна производстве со смертельным исходом с документами и материаламирасследования, прилагаемыми к соответствующему акту, и копии актов о несчастномслучае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии втрехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру, в которуюсообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае — такжев исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Копииуказанных документов направляются также в соответствующую государственнуюинспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора — по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (наобъектах).
Копии актов о расследовании групповых несчастных случаев напроизводстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев напроизводстве со смертельным исходом вместе с копиями актов о несчастном случаена производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии направляются вфедеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти поведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственноготравматизма в Российской Федерации и разработки предложений по егопрофилактике.
Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастныеслучаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы:
· смерть вследствиеобщего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядкеучреждением здравоохранения и следственными органами;
· смерть илиповреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключениюучреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическоеопьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологическогопроцесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические идругие аналогичные вещества;
· несчастныйслучай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего позаключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.
Акт произвольной формы вместе с материалами расследованияхранится в течение 45 лет.
По окончании временной нетрудоспособности пострадавшегоработодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить всоответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — втерриториальный орган государственного надзора информацию о последствияхнесчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждениянесчастных случаев.
О несчастных случаях на производстве, которые по прошествиивремени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельнымисходом, работодатель (уполномоченный им представитель) сообщает всоответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях — висполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), всоответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах,подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального надзора, — в эти органы.
Государственный инспектор по охране труда при выявлениисокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления,иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшегов результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии порасследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного импредставителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве поокончании временной нетрудоспособности пострадавшего проводит расследованиенесчастного случая на производстве в соответствии с требованиями настоящейглавы независимо от срока давности несчастного случая, как правило, спривлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителядругого органа государственного надзора.
По результатам расследования государственный инспектор поохране труда составляет заключение, а также выдает предписание, которыеявляются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным импредставителем).
Государственный инспектор по охране труда имеет право обязатьработодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастномслучае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или несоответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случаепрежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу наосновании решения работодателя (уполномоченного им представителя) илигосударственного инспектора по охране труда[15].4.13. Рассмотрение разногласий по вопросамрасследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учетанесчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченнымим представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследованиянесчастного случая и составления соответствующего акта, несогласияпострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваютсясоответствующими органами государственной инспекции труда или судом. В этихслучаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем(уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора поохране труда.
Практика суда
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытомсудебном заседании гражданское дело по жалобе М. о признании незаконнымипунктов 8; 12. 7. 3; 14. 3; и 18. 2 Положения о порядке проведения обязательныхпредварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотровна федеральном железнодорожном транспорте", утвержденного приказом МПСРоссийской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц, в указанном заявителем объеме,установил:
заявитель М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации свышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые им пунктыПоложения противоречат ст. ст. 30, 58 и 61 Основ законодательства РоссийскойФедерации «Об охране здоровья граждан».
В жалобе, в частности, указывает на то, что содержащееся в п.8 Положения требование о необходимости предоставления при прохождениимедицинского осмотра выписок из истории болезни о перенесенных заболеваниях излечебных учреждений по месту прохождения лечения не соответствует требованиямзакона о соблюдении врачебной тайны.
Требования пунктов 12. 7. 3; 14. 3 и 18. 2 Положения, вопрекитребованиям закона, нарушают права работников железнодорожного транспорта навыбор врача и сохранение врачебной тайны, в связи с чем они не могут бытьпризнаны законными.
В судебном заседании заявитель М., в лице своегопредставителя М. жалобу поддержал.
Представители МПС Российской Федерации Китаев Н. А. иТроицкая А. Ю. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее безудовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые заявителем пункты Положениясоответствуют требованиям закона и ничьих прав не нарушают. Указанные пунктыПоложения рассчитаны на охрану здоровья работников железнодорожного транспортаи безопасность движения данного транспорта.
Выслушав объяснения представителя заявителя М.,представителей МПС Российской Федерации Китаева Н. А. и Троицкой А. Ю.,исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации Коптевой Л. И., полагавшей жалобу оставить безудовлетворения. Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащейудовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Основ законодательства РоссийскойФедерации «Об охране здоровья граждан» в целях охраны здоровьяграждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работникиотдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций,перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходятобязательные предварительные при поступлении на работу и периодическиемедицинские осмотры.
Как установлено судом, в целях совершенствования экспертизыпрофессиональной пригодности работников федерального железнодорожноготранспорта и улучшения медицинского обеспечения безопасности движения поездовприказом МПС Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц было утвержденоПоложение «О порядке проведения обязательных предварительных, припоступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральномжелезнодорожном транспорте» (далее Положение).
Согласно п. 8 данного Положения лица, поступающие на работуили учебу в учреждения железнодорожного транспорта, представляют выписку оперенесенных заболеваниях из поликлиники и справки об отсутствиизарегистрированных заболеваний из психоневрологического и наркологическогодиспансеров системы Минздрава России, осуществляющих медицинское обслуживаниепо месту их жительства.
В пунктах 12. 7. 3 и 14. 3 Положения предусмотренаобязанность руководителей предприятий железнодорожного транспорта направлятьработников, а главных врачей лечебно-профилактических учреждений МПС РоссийскойФедерации вызывать работников на прием к цеховым врачам, в случае предъявленияими листков временной нетрудоспособности, выданных неведомственными лечебнымиучреждениями.
Пункт 18. 2 Положения обязывает работников железнодорожноготранспорта представлять из неведомственных лечебных учреждений выписки озаболевании, проведенном обследовании и лечении в случае временнойнетрудоспособности цеховым врачам ЛПУ МПС Российской Федерации.
По утверждению представителей МПС Российской Федерациивысокие требования к состоянию здоровья работников, непосредственно связанных сдвижением поездов, обусловлены тем, что их деятельность связана с высокимриском аварий и крушений на железнодорожном транспорте и возможными большиминегативными последствиями такого рода чрезвычайных ситуаций.
Требования оспариваемых пунктов Положения о необходимостипредоставления выписок из истории болезни о перенесенных заболеваниях припоступлении на работу на предприятия железнодорожного транспорта, направленияработников этих предприятий после перенесенных заболеваний, как и вызоваглавными врачами ЛПУ МПС Российской Федерации, на прием к цеховым врачам, атакже выписок о проведенном обследовании и лечении в случае временнойнетрудоспособности из лечебных учреждений по месту жительства продиктованы лишьособыми условиями труда этих работников, охраной их здоровья и обеспечениембезопасности движения, что ничьих, в том числе и заявителя, прав не нарушает.
Указанные утверждения представителей МПС Российской Федерацииматериалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо доказательств в ихопровержение и заявителем.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо правовыхоснований для признания оспариваемых пунктов Положения незаконными не имеется.Довод представителя заявителя М. о том, что требование п. 8 Положения в частипредоставления выписок из истории болезни о перенесенных заболеваниях, припоступлении на работу не соответствует требованиям закона и нарушает врачебнуютайну не может быть признан обоснованным, поскольку он ни на чем не основан ипротиворечит требованиям ст. 21 вышеназванного Закона, предусматривающим дляработников отдельных профессий обязательное прохождение предварительного при поступлениина работу и периодических медицинских осмотров, к которым отнесены и работникижелезнодорожного транспорта.
Необходимость предоставления при этом выписок о перенесенныхранее заболеваниях в медицинскую комиссию является одной из составных мер по обеспечениюпрохождения обязательного предварительного медицинского освидетельствованияданных работников. Представление такого рода медицинских документов, по мнениюсуда, никакой врачебной тайны не нарушает, а способствует вынесению болееправильного заключения о состоянии здоровья, поступающего на работу ивозможности использования его на железнодорожном транспорте.
Правомерными являются и требования, изложенные в пунктах 12.7. 3; 14. 3 и 18. 2 Положения, поскольку знаниями условий труда, требований к состояниюздоровья, особенностей экспертизы профессиональной пригодности и леченияработников, непосредственно связанных с движением поездов, обладают тольковрачи лечебно-профилактических учреждений МПС России, прошедшие курстематического усовершенствования по специальности «железнодорожнаямедицина».
В связи с этим медицинские назначения врачей лечебныхучреждений системы Минздрава России в ряде случаев могут не учитыватьвышеуказанных особенностей лечения, что может привести к нарушениюпрофессионально значимых физических и психических функций организма человека ивозникновению чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
С учетом этого направление на прием и вызов на прием кцеховым врачам ЛПУ МПС Российской Федерации работников железнодорожноготранспорта после прохождения лечения ими в учреждениях системы МинздраваРоссийской Федерации требований закона и их прав на выбор врача, о чемутверждает заявитель, не нарушает, а лишь обеспечивает наиболее полно охрануздоровья этих работников и безопасность движения поездов.
Этим же целям служит и требование п. 18. 2 о необходимостипредоставления работниками железнодорожного транспорта из неведомственныхлечебных учреждений выписки из истории болезни о перенесенном заболевании,проведенном обследовании и лечении в период временной нетрудоспособностицеховым врачам ЛПУ МПС Российской Федерации. Данное требование врачебной тайныи прав работников, в том числе и заявителя, не нарушает и утверждение заявителяи его представителя об этом ни на чем не основано и ничем не подтверждено.
Другие доводы, на которые ссылался в судебном заседаниипредставитель заявителя Максимов И. С., также не могут служить основанием кудовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197 и239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Верховный Суд РоссийскойФедерации решил:
жалобу М. о признании незаконными пунктов 8; 12. 7. 3; 14. 3и 18. 2 «Положения о порядке проведения обязательных предварительных, припоступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральномжелезнодорожном транспорт», утвержденного приказом МПС РоссийскойФедерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц, в указанном объеме оставить безудовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационнуюколлегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня еговынесения в окончательной форме.[16]
Заключение
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеетправо на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данныйпринцип предполагает наличие и функционирование в организациях определеннойсистемы охраны труда, однако администрация не всегда уделяет ей должноевнимание.
Чтобы исправить положение, делается немало; в правовомрегулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметилисьновые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ — Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующимиизменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного институтатрудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Законодательство России об охране труда основывается наКонституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, другихфедеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, атакже законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.
В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целяхвведения единых государственных нормативных требований в сфере охраны трудаПравительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативныхправовых актах, содержащих государственные нормативные требования охранытруда». В данном документе констатируется, что в России сложилась системанормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требованияохраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила итиповые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила;инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; сводыправил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы игосударственные стандарты безопасности труда. Включенные в перечисленныедокументы требования должны соблюдаться федеральными органами исполнительнойвласти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве(реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов иоборудования, разработке технологических процессов, организации производства итруда.
Тем же постановлением Правительства РФ утвержден переченьвидов правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охранытруда в нашей стране. К таким актам относятся: межотраслевые правила по охранетруда; межотраслевые типовые инструкции по охране труда; отраслевые правила поохране труда; типовые инструкции по охране труда; государственные стандартысистемы стандартов безопасности труда; строительные нормы и правила; сводыправил по проектированию и строительству; государственныесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы;санитарные правила и нормы; санитарные нормы.
В постановлении определен порядок разработки и утвержденияфедеральными органами исполнительной власти указанных государственныхнормативных требований.
Нормативные правовые акты, содержащие государственныенормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению всоответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.
Предусмотренные в указанном постановлении Правительства РФ от23 мая 2000 г. государственные нормативные требования охраны трударазрабатываются и пересматриваются на основе комплексных исследований состоянияи причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональныхзаболеваний, изучения передового отечественного и мирового опыта охраны труда,анализа результатов сертификации работ, направленных на охрану труда. Присоздании упомянутых нормативных требований необходимо руководствоватьсяметодическими рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом РФ.
Государственные нормативные требования охраны трудаутверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанныхсрока.
При изменении законодательства РФ об охране труда,межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новойтехники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственноготравматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РоссийскойФедерации — во всех этих случаях государственные нормативные требования охранытруда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.
Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данныхутвержденных государственных нормативных правовых актов, содержащих требованияохраны труда, а также функционирование единой информационной системы, котораябыла бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органамисполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления,организациям и физическим лицам.
На основе государственных нормативных требований охраны трудаи соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организацииразрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов всенеобходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкциипо охране труда для отдельных видов работ.
Условия конкретного трудового договора должны соответствоватьтребованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Втрудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда,перечисляются компенсации и льготы, положенные работающим в тяжелых условиях,на вредных или опасных производствах.
Ответственность за состояние условий и охраны труда ворганизации возлагается на работодателя.
Закон об основах охраны труда (ст. 14) устанавливаетобязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда.
Определенные обязанности по обеспечению охраны труда ворганизациях возлагаются и на работника, который должен:
· соблюдатьтребования охраны труда;
· правильноприменять средства индивидуальной и коллективной защиты;
· обучитьсябезопасным методам и приемам выполнения работ, прослушать инструктаж по охранетруда и пройти стажировку на рабочем месте, знать требования охраны труда ипройти проверку этих знаний;
· немедленноизвещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любойситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в томчисле о проявлении признаков острого профессионального заболевания(отравления);
· проходитьобязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (втечение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотровили невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследованийработодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей.
Закон об основах охраны труда регулирует также вопросысоответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда,обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения ипрофессиональной подготовки по охране труда.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства отруде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективнымдоговорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельностипрофессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную,уголовную) в порядке, установленном законодательством.
Литература
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. ПостановлениеГоскомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. N 731/П-13 «Опорядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктоврабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда».
3. ПостановлениеПравительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 «Об утверждении Положения орасследовании и учете несчастных случаев на производстве» (с изменениямиот 28 января, 24 мая 2000 г.).
4. ПостановлениеПравительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах,содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
5. ПостановлениеПравительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 «О мерах по улучшению условийи охраны труда» (с изменениями от 21 марта 1998 г.).
6. РешениеВерховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82.
7. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
8. Федеральный законот 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РоссийскойФедерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г.).
9. Безопасностьтруда, санитария и гигиена: Справ. пособие. – М.: Изд-во стандартов, 1999 – 174с.
10. Коршунов Ю.Н.Комментарий законодательства РФ об охране труда. – М.: Норма, 2001.
11. Назаров А. К.Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. – М.: ДЭФА, 2000. – 120с.