КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ № 30
Вопрос № 1. Отрасли права. Характеристика основныхотраслей. Правовой институт
Отрасль права — эта систематизированная совокупностьосновных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которыерегулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своимспецифическим методом.
В системе прававыделяют отрасли материального и процессуального права. Отраслиматериального права оказывают непосредственное воздействие на общественныеотношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектомматериального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иныематериальные отношения. Большинство отраслей права относится к категорииматериального:
· конституционное(государственное) право;
· административноеправо;
· гражданскоеправо;
· предпринимательскоеправо
· трудовоеправо;
· финансовоеправо;
· уголовноеправо;
· экологическоеправо;
· семейноеправо;
· военноеправо;
· правосоциального обеспечения и др.
Процессуальное праворегулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Онорегулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследованияпреступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражныхдел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых впорядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляетпроцессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материальногоправа.
К процессуальнымотраслям права относятся:
· гражданско-процессуальноеправо;
· уголовноепроцессуальное право
· арбитражныйпроцесс (особенность России).
Процессуальные нормысуществуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются всамостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административногопроцесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальноеправо.
Наряду с основными отраслями права в системероссийского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли.Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права,как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К нимотносятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное,аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслейправа есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное,авторское, наследственное. Отрасль права может включать в себя подотрасли.[1]
Подотрасль права — это совокупность правовых норм,регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляютчасть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группародственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например,авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеютсяправовые институты.
Критериями деления права на отрасли являются предмети метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования выступает основнымкритерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественноопределенный вид общественных отношений, на который направлено воздействиеданной отрасли права (например, сфера управленческих отношений вадминистративном праве).
Метод правового регулирования — это дополнительныйкритерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов,осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения.Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, дваметода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяетсяна следующие отрасли: государственное, административное, уголовное,гражданское, уголовно-процессуальное и другие.
Правовой институт — это группа норм права, которыерегулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиесясущественными особенностями. Например: институты права собственности вгражданском праве; в уголовном праве — институты необходимой обороны и крайнейнеобходимости. Правовые институты могут получать своё закрепление как в видеструктурных частей нормативных правовых актов (главы, части кодексов, законов),так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институтдолжностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственнойслужбе).
Характерно, что относительную самостоятельность(автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе институтаприобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественныеотношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы,которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.
Правовые институты со временем могут перерастать всамостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено рядом объективных исубъективных причин.[2] Кобъективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условияжизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системыправа и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования[3]:(например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение ихзначения). К субъективным — деятельность законодателя.
Выделяются следующие виды правовых институтов:
а) внутриотраслевые — состоят из норм одной отраслиправа;
б) межотраслевые — состоят из норм двух и болееотраслей (институты опеки и попечительства; собственности);
в) простой институт;
г) сложный институт, или комплексный (институтпоставки — включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);
д) регулятивные;
е) охранительные;
ж) учредительные.
Вопрос № 2. Характеристика высшей исполнительнойвласти в РФ. Какими полномочиями обладает данный орган
Важнымзвеном механизма, через который государство реализует большинство своихфункций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующимипризнаками:
— являются составной частью системы органов государственной власти;
— порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется вустановленном законом порядке;
— обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядкенормативным правовым актом;
— обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнениестоящих перед ними задач;
— для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
— всегда действуют от имени государства;
— наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными дляобеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
— их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.
Ответственностьисполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органыисполнительной власти несут ответственность за свою деятельность передпарламентом. Это выражается в следующем:
— во-первых, глава государства (в парламентских республиках) или правительства (впрезидентских республиках) по решению высших представительных органовгосударственной власти лишается своих полномочий;
— во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;
— в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и наих место назначить новых;
— в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарнойсистемы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительствасопровождается их ответственностью перед парламентом.
Парламентскийконтроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсепроводимой правительственной политики, конституционными методами способствовалаее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Вподавляющем большинстве стран носителем высшей исполнительной власти являетсяглава государства. В современных конституционных монархиях формально считаетсямонарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например,в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся кделам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобренияправительства страны, которое несет за них ответственность.
Согласнодействующей Конституции России «Президент Российской Федерации являетсяглавой государства» (ст. 80). В большинстве государств с республиканскойформой правления наделение президента страны на конституционном уровнеполномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему заниматьособое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ееветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процессформирования и характер их действий. В большей степени это относится кфедеральным органам исполнительной власти.
Высшимисполнительным и распорядительным органом государственной власти,непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, являетсяправительство. В зависимости от формы государства, существующих традиций и иныхфакторов в различных странах оно именуется по-разному (кабинет министров, советминистров). Руководство его деятельностью осуществляет глава правительства,именуемый в различных государствах также по разному (премьер-министр, канцлер,председатель совета или кабинета министров, председатель правительства — вРоссии). Членами правительства могут быть: заместители главы правительства,руководители центральных (федеральных) органов исполнительной власти, помощникиминистров.
Всоответствии с действующим законодательством в состав Правительства Россиивходят: Председатель правительства, его заместители и федеральные министры (позанимаемой должности).
Составправительства может быть коалиционным (состоит из представителей двух или болееполитических партий) или однопартийным (состоит из представителей однойполитической партии).
Переченьназваний центральных (федеральных) органов исполнительной власти в различныхгосударствах не отличается единообразием. Общим, объединяющим их факторомявляется то, что они создаются и наделяются соответствующими полномочиями,направленными на практическую реализацию задач и функций государства. Например,в Израиле (7,5 млн. населения) в мае 2006 г. было сформировано новоеправительство, в состав которого вошли 25 министров. В США (на 300 млн.населения) действует четырнадцать федеральных министерств: госдепартамент (поимеющимся полномочиям он выполняет роль министерства иностранных дел), финансов,обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда,здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строительства и др.Примерно столько же министерств в Японии (около 120 млн. населения).
Всовременной России продолжается поиск оптимальной системы государственногоуправления, осуществляемый во всех ветвях власти, в том числе и висполнительной ветви власти. Начиная с 2000 г. значительно изменилась системаисполнительной власти страны. Например, появился институт полномочных представителейпрезидента по семи федеральным округам. Это повлекло за собой необходимостьнормативного закрепления взаимоотношений между новыми и прежними федеральнымиорганами государственной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.
Принятиеновой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти РоссийскойФедерации[4] повлеклоза собой не только количественные, но и качественные изменения в их прежнемправовом статусе. Их общее количество возросло с 67 до 81. Вместо 24федеральных министерств осталось 15.
Например,в состав ФСБ России вошли бывшие до этого самостоятельными федеральнаяпограничная служба и ФАПСИ. В ходе административной реформы структурныеизменения произошли и в других федеральных органах исполнительной власти. Дляныне действующей структуры федеральных органов исполнительной власти характерныследующие особенности:
— вместо существовавших ранее министерств и ведомств (государственные комитеты,комитеты, службы, агентства, департаменты) организационно-правовыми формамистали только федеральные министерства, федеральные службы и федеральныеагентства;
— за исключением МИД России и МЧС России в системы других федеральных министерстввходят федеральные службы и федеральные агентства от 1 (МВД России) до 6(Минтранс России);
— в зависимости от соподчиненности федеральные службы и федеральные агентстваделятся на четыре вида: имеющие самостоятельный статус, руководство которымиосуществляет Президент Российской Федерации (7); имеющие самостоятельныйстатус, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации(8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которымиосуществляет Президент Российской Федерации (8); входящие в состав федеральныхминистерств, руководство которыми осуществляет Правительство РоссийскойФедерации (42).
ПрезидентРоссийской Федерации уполномочен определять не только систему и структуруфедеральных органов исполнительной власти, но и непосредственную подчиненностьсебе министерств и ведомств, деятельность которых играет ведущую роль вгосударственной и общественной жизни.
Например,в 1997 г. из 67 федеральных органов исполнительной власти непосредственноПрезиденту Российской Федерации подчинялось 15[5]. В 2003г. деятельность 18 федеральных органов исполнительной власти (из 59) всоответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами ифедеральными законами осуществлял непосредственно Президент России[6].В частности, к ним были отнесены: МВД России, МЧС России, МИД России,Минобороны России, Минюст России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФПСРоссии, ФСНП России (до 1 июля 2003 г.), ФАПСИ России и некоторые другие.
Всвязи с произошедшими в марте 2004 г. очередными изменениями в системе и структурефедеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации сталосуществлять непосредственное руководство 20-ю федеральными министерствами иведомствами (из 76) [7], из них:5 министерств; 12 федеральных служб; 3 федеральных агентства.
Послеофициального вступления в должность на второй срок (май 2004 г.) ПрезидентаРоссийской Федерации в структуру федеральных органов исполнительной власти быливнесены очередные изменения[8]. Теперь он осуществляет непосредственное руководство 19-юминистерствами и ведомствами из 81 существующих, из них: 5 — федеральныеминистерства; 12 — федеральные службы; 2 — федеральные агентства. Часть из них,имеющих собственные вооруженные формирования и наделенные властнымиполномочиями по применению силовых методов воздействия, получили неофициальноеназвание «силовые структуры».[9]
Вопрос№ 3. Статья 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административнойответственности
Прималозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган,должностное лицо, уполномоченное решить дело об административномправонарушении, может освободить лицо, совершившее административноеправонарушение от административной ответственности и ограничиться устнымзамечанием.
Дефинициямалозначительности правонарушения не приводится в комментируемой статье. Часть2 ст. 14 УК следующим образом определяет малозначительность деяния: не являетсяпреступлением действие (бездействие) хотя формально и содержащее признакикакого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности непредставляющее общественной опасности. Указанные правовые критерии универсальныи в равной степени характеризуют малозначительность действий (бездействия) присовершении как преступления, так и административного проступка.
Однакоследует отметить и некоторые различия: а) выявление признаковмалозначительности свидетельствует о том, что предусмотренное УК действие(бездействие) невозможно квалифицировать как общественно опасное деяние, в тоже время административное правонарушение считается совершенным и приустановлении признаков малозначительности содеянного; б) квалификация деяния вкачестве малозначительного обусловлена в КоАП субъективной оценкойуполномоченного органа (должностного лица), последний вправе назначитьадминистративные наказания, предусмотренные ч. 1 ст. 3.2 КоАП, даже и в этомслучае. При совершении действий (бездействия), предусмотренных УК какмалозначительных, их квалификация в качестве преступления не зависит отволеизъявления должностного лица.
Присовершении налоговых правонарушений возможность освобождения от юридическойответственности по признакам малозначительности проступка не предусмотрена,однако наличие данных признаков может быть учтено в качестве обстоятельства,смягчающего ответственность.
Прималозначительности административного правонарушения устанавливается факт егосовершения, а также выявляются все признаки состава правонарушения, однакоорган административной юрисдикции или его должностное лицо вправе освободитьнарушителя от применения санкций, указанных в ст. 3.2 КоАП, и вынести устноезамечание.[10]
Вданной ст. 2.9 КоАП РФ присутствуют такие элементы нормы права как:
· гипотеза – та часть нормыправа, где указаны условия, жизненные обстоятельства при наличии которыхследует руководствоваться этой нормой.
«Прималозначительности совершенного административного правонарушения» — условиедействия нормы права.
· диспозиция – та часть нормы права,которая обозначает правило поведения, действие или бездействие субъектов права.
«…судья,орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административномправонарушении, могут освободить лицо, совершившее административноеправонарушение, от административной ответственности и ограничиться устнымзамечанием» — само правило поведения
Гипотезауказывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежатисполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная нормаадресована. Виды: простая, сложная, альтернативная.
Простойгипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, сналичием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.
Например,ст. 444 ГК РФ: «Если в договоре не указано место его заключения, договорпризнается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахожденияюридического лица, направившего оферту».
Всложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия илиотсутствия одновременно двух или более обстоятельств.
Например,ч. 4 ст. 101 УК РФ: «Принудительное лечение в психиатрическом стационареспециализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу,которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себяили других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».
Альтернативнаягипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из несколькихперечисленных в законе обстоятельств.
Например,ст. 387 ГК РФ: «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицуна основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...», идальше перечисляются все возможные обстоятельства.
Диспозициясодержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений,установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренныегипотезой.
Простаядиспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрываетего.
Например,п. 1 ст. 269 ГК РФ: «Лицо, которому земельный участок предоставлен впостоянное пользование, осуществляет владение и пользование этимучастком...».
Сложная,или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все существенные признакиповедения.
Например,ст. 249 ГК РФ: «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно сосвоей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общемуимуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».
Альтернативнаядиспозиция указывает несколько вариантов поведения, и участники правоотношениймогут следовать одному из них.
Например,п. 2 ст. 246 ГК РФ: «Участник долевой собственности вправе по своемуусмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либораспорядиться ею иным образом...».
Вопрос № 4. Маленький сын Андрея Моколова был болен.Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику сталоплохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, чтооставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. Напроселке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбилстекло, забрался в машину, завел ее, соединив два проводка, и повез сына вбольницу. Как оценить поведение Андрея? Подлежит ли Андрей уголовнойответственности за угон автомобиля?
Ответ: Андрей Моколов не подлежит уголовнойответственности по ст. 166 УК РФ /Неправомерное завладение автомобилем или инымтранспортным средством без цели хищения/ в связи с тем, что его действияследует квалифицировать как обстоятельство исключающее преступность деяния –крайняя необходимость ст. 39 УК РФ.
Обязательноеусловие, оправдывающее причинение вреда в силу крайней необходимости, состоит втом, что грозившая опасность не могла быть устранена иными средствами, кромекак причинением вреда другим правоохраняемым интересам (в данном случаегрозившееся опасность заключается в причинении вреда здоровью сына Андрея, адругие правоохраняемые интересы неправомерное завладение транспортным средствомбез цели хищения). Состояние крайней необходимости характеризуется: 1) имеласьопасность, непосредственно угрожающая личности или иным социально значимымблагам, и 2) эта опасность не могла быть устранена другими средствами, иначекак путем причинения вреда. Явное несоответствие причиненного вреда характеру истепени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасностьустранялась, признаваемое превышением пределов крайней необходимости, законусматривает в заведомом причинении охраняемым уголовным законом интересам вредаравного или более значительного, чем предотвращенный.
Проводясравнительное сопоставление причиненного вреда в состоянии крайнейнеобходимости с предотвращенным вредом правоохраняемым благам и интересам,следует прежде всего иметь в виду современную иерархию социальных ценностей вдемократическом обществе. Человек, его права и свободы являются высшейценностью (ст. 2 Конституции). Следовательно, ради спасения жизни и здоровьячеловека можно пожертвовать имуществом и всеми другими охраняемыми уголовнымзаконом интересами. И наоборот, превышением пределов крайней необходимостибудет лишение жизни человека или причинение вреда его здоровью ради спасенияимущества, обеспечения иных охраняемых законом интересов общества илигосударства, которым непосредственно угрожала опасность, а равно ради спасенияот гибели любого другого человека или от причинения такого же вреда егоздоровью. Соотношение размеров причиненного и предотвращенного вреда всостоянии крайней необходимости — непростая проблема, особенно когда необходимосопоставлять разноплановые ценности. Она, однако, облегчается указанием закона,что превышение пределов крайней необходимости влечет за собой уголовнуюответственность только в случаях умышленного причинения вреда.[11]
Список используемойлитературы
1. УказПрезидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структурыфедеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12марта и 22 мая.
2. УказПрезидента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 «О структурефедеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 1 декабря 2000 г. N 1953)
3. УказПрезидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета.2004. 12 марта.
4. УказПрезидента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структурыфедеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 22мая.
5. ПриложениеN 2 к Указу Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. N 710 «Опризнании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации ивнесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти,утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N1177»
6. АгаповА.Б. «Постатейный комментарий к кодексу РФ об административныхправонарушениях.» (В двух книгах) (издание второе, исправленное и дополненное)(А.Б.) (Издательство «Статут», 2004)
7. ВопленкоН.Н. Очерки общей теории права. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. — 898 с. — 500экз.
8. МарченкоМ.Н. Теория государства и права. — 2-е изд… — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006. — 640 с.
9. ЛебедевВ.М. «Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации»постатейный издание 5-е, дополненное и исправленное «Юрайт-Издат»,2005
10. МелехинА.В. «Теория государства и права: учебник» Маркет ДС, 2007
11. ПиголкинаА.С. «Теория государства и права: учебник для юридических вузов» — Городец, 2003)