СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Понятия и виды следственного осмотра и освидетельствования
1.1Понятия следственного осмотра и освидетельствования
1.2Виды следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иногозаконного владения, осмотр трупа) и освидетельствования
Глава2. Процессуальный порядок производстваосмотра и освидетельствования
2.1 Процессуальный порядок производства следственногоосмотра
2.2 Процессуальный порядок производстваосвидетельствования
Глава 3. Процессуальное оформление результатовследственного осмотра и освидетельствования
Заключение
Список используемых источников
Введение
Каждое следственноедействие имеет множество индивидуальных особенностей. Тем не менее,следственные действия нельзя рассматривать как разрозненные и независящие другот друга способы собирания доказательств, они представляют собой организованнуюцелостную систему, что проявляется в их внутренней взаимосвязи иупорядоченности.
Данная работа посвященавопросам, связанным с определением понятия и сущности таких следственныхдействий, как осмотр и освидетельствование.
Часто доказывание виныконкретного лица в совершении преступления основывается на показаниях,заключениях экспертов. Иногда ранее допрошенные лица отказываются от своихпоказаний либо меняют их, что приводит к прекращению уголовного преследованиялибо постановлению оправдательного приговора. В этой связи важное теоретическоеи практическое значение приобретает проблема дальнейшей объективизациидоказывания посредством максимального использования материальных следов,обнаруживаемых при производстве следственных действий.
Осмотр — одно изнаиболее часто используемых средств в арсенале следователя в деле обнаружения исобирания материальных следов преступления.
Говоря обосвидетельствовании, необходимо отметить, что в учебнойлитературе не оспаривается, что освидетельствование является следственнымдействием, которое предусмотрено ст. 206 Уголовно-процессуального кодексаРеспублики Беларусь (далее – УПК). В практической деятельности оно встречаетсядовольно редко, хотя возможность его проведения предусмотрена не только настадии предварительного расследования, но и в ходе судебного следствия (ст. 343УПК).
Актуальность выбраннойтемы исследования обусловлена тем, что в законодательстве имеют местоопределенные пробелы в регулировании вопросов осмотра и освидетельствования. Внастоящем исследовании будут выявлены эти проблемы и предложены рекомендации поусовершенствованию законодательства.
В даннойкурсовой работе преследуются следующие цели:
— углубить и расширитьсвои теоретические знания по вопросам сущности и правового регулированияосмотра и освидетельствования;
— показать особенностиосмотра и освидетельствования;
— применяя методтеоретического анализа, научиться самостоятельно находить связь междуполученными знаниями и применять их для решения практических проблем поусовершенствованию законодательства в рассматриваемой области.
Основные задачикурсовой работы:
— раскрыть понятие ивиды следственного осмотра и освидетельствования;
— описатьпроцессуальный порядок производства осмотра и освидетельствования;
— рассмотретьособенности процессуального оформления результатов следственного осмотра иосвидетельствования.
Методыисследования, применяемые при написании курсовой работы:
— анализ нормативныхправовых актов и специальной литературы;
— логико-юридический;
— сравнительный;
— описательный;
— социологический;
— сбора необходимойинформации;
— структурного анализа.
Глава 1. Понятия и виды следственного осмотра иосвидетельствования 1.1 Понятияследственного осмотра и освидетельствования
Прежде всего, раскроемсущность понятий «следственный осмотр» и «освидетельствование».В УПК Республики Беларусь сущность указанных следственных действий раскрываетсяв главе 23. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть понятия осмотра иосвидетельствования, проанализируем определения, предлагаемые различнымиавторами.
Б.С. Тетерин определяетосмотркак «следственное действие, заключающееся в непосредственном ознакомленииследователя или лица, производящего дознание, в присутствии понятых с местомпроисшествия, участком местности, отдельными помещениями, предметами идокументами с целью обнаружения и закрепления следов преступления и другихвещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия и иныхобстоятельств, имеющих значение для раскрытия преступления и изобличениявиновных» [22, с. 125].
Л.И. Кукреш предлагаетследующее определение: «осмотр — это следственное действие, заключающеесяв непосредственном обозрении участков местности, жилища, предметов и другихобъектов в целях обнаружения следов преступления, предметов, уясненияобстановки происшествия, установления иных обстоятельств, имеющих значение дляуголовного дела» [18, с. 61].
М.В. Гаврилов и А.Н.Иванов определяют следственный осмотр как «следственное действие,заключающееся в восприятии и изучении уполномоченными на то лицами объектов(материальных носителей информации) с целью обнаружения, исследования, оценки ификсации их свойств и признаков, связанных с изучаемым событием, и полученияфактических данных, имеющих значение для установления истины по уголовному делу»[17, с. 9].
В качестве базового вданной работе мы будем использовать определение осмотра, которое предложил П.В.Мытник: "осмотр – это следственное действие, состоящее внепосредственном восприятии и фиксации следователем, дознавателем различныхматериальных объектов в целях обнаружения следов преступления и иныхматериальных объектов, выяснения других обстоятельств, имеющих значение дляуголовного дела" [21, с. 25].
Необходимо отметить,что сам термин «осмотр» происходит от слова «смотреть» и вбуквальном смысле означает ознакомление с объектами при помощи органов зрения. Практическиже в ознакомлении с объектами осмотра участвуют и другие органы чувств — слух,обоняние, осязание и т.д. Поэтому мы разделяем мнение Б.С. Тетерина о том, чтотермин «осмотр» следует понимать как условный, обозначающийнепосредственное ознакомление с объектами данного следственного действия припомощи всех органов чувств.
Суть осмотразаключается в непосредственном восприятии, обнаружении, изучении и фиксациидолжностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, состояний,свойств и признаков материальных объектов, предположительно связанных ссовершением и сокрытием преступлений. В процессе осмотра эмпирическое познаниедополняется логическим мышлением, а также анализом и оценкой осматриваемыхобъектов.
Основанием дляпроведения осмотра места происшествия, трупа, местности, помещения, жилища ииного законного владения, предметов и документов является наличие достаточныхданных полагать, что в ходе этих следственных действий могут быть обнаруженыследы преступления и иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства,имеющие значение для уголовного дела. В отличие от допроса, очной ставки припроведении осмотра должностное лицо рассчитывает получить материальные следыпреступления.
Целями осмотраявляются:
— непосредственноеизучение обстановки для выяснения характера и обстоятельств расследуемогодеяния;
— обнаружение,фиксация, изъятие следов преступления (вещественных доказательств);
— установлениеобстоятельств, способствующих совершению преступления;
— процессуальноезакрепление следов преступления [21, с. 26].
Следственный осмотрследует отличать от таких сходных следственных действий, как обыск ипроизводство экспертизы.
Следственный осмотр иобыск имеют некоторое сходство. В обоих случаях участники следственногодействия выезжают на место происшествия и непосредственно знакомятся собстановкой, отыскивают следы, предметы, имеющие значение вещественныхдоказательств, и т.д.
Между этимиследственными действиями имеются и существенные различия. При осмотреследователь лишь знакомится с обстановкой на месте происшествия, исследуетконкретный участок местности, помещения или отдельный предмет, не зная заранее,что он может обнаружить. Происходит как бы констатация того, что ужесовершилось и оставило следы в материальном мире. При обыске следователь разыскиваетопределенные предметы, заранее ему известные по родовым или индивидуальнымпризнакам, с целью их изъятия (предметы шпионского снаряжения, валютныеценности и т.п.).
Обыск в отличие отосмотра обычно предполагает принудительное вторжение в жилище или иныепомещения и на участки местности, находящиеся в ведении отдельных граждан,учреждений, предприятий и организаций, с целью изъятия предметов, имеющихдоказательственное значение по делу. Поскольку такое вторжение неизбежнозатрагивает права тех, у кого производится обыск, закон устанавливаетдополнительные гарантии при его производстве (санкция прокурора, участиезаинтересованных лиц и т.п.) [22,с. 126].
Иногда в практикеорганов безопасности встречаются случаи подмены следственного осмотра производствомэкспертизы. Такие случаи допустимы.
Так, например, в ходеустановления лица, возможно причастного к похищению совершенно секретногодокумента, впоследствии обнаруженного в тайнике на территории воинской части,была назначена экспертиза для обнаружения на документе следов пальцевых узоров.
Эксперт в своемзаключении описал внешние признаки документа и указал, что после окуриванияпарами йода на нем был выявлен невидимый потожировой след папиллярного узора.Несмотря на наличие формальных признаков экспертизы (производство экспертизыбыло назначено соответствующим постановлением, эксперт дал заключение и т.п.),очевидно, что в данном случае имел место осмотр вещественного доказательства сучастием специалиста, но не экспертиза.
В отдельных случаяхосмотр подменяется экспертизой для обнаружения тайников, выявления тайнописныхтекстов и иных невидимых следов и т.п. Во всех этих случаях создается опасностьутраты доказательственного значения важных вещественных доказательств. Этопроисходит в связи с тем, что при неквалифицированном осмотре в присутствиииногда и самого подозреваемого на изъятых у него предметах не обнаруживаются ине закрепляются в протоколе осмотра уличающие его следы.
Впоследствии экспертвыявляет следы в условиях, которые исключают возможность участия понятых исамого подозреваемого. Вследствие этого подозреваемый (обвиняемый) можетотрицать доказательственное значение заключения эксперта, ссылаясь на то, чтопри осмотре с его участием никаких следов не было обнаружено, а выявленныеследы сфальсифицированы.
Далее перейдем краскрытию сущности понятия «освидетельствование».
Освидетельствование — это следственное действие, заключающееся в осмотре тела живого человека вцелях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений,выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значениедля уголовного дела, если для этого не требуется проведения экспертизы [21, c.46].
Подособымиприметами понимают врожденные или приобретенные аномалии анатомическогостроения тела живого лица (укороченность конечностей, шестипалость илиотсутствие одного или нескольких пальцев на руках или ногах либо отдельныхфаланг, искривление позвоночника, горб, послеоперационные рубцы, шрамы и т.п.); аномалии функционального характера (особенности походки, речи, голоса,жестикуляции, мимики и т. п.); врожденные или приобретенные особенности кожногопокрова (родимые пятна, бородавки, татуировки и следы их удаления, необычнаяокраска кожного покрова и т. п.) [23, c. 339].
Следы преступленияпредставляют собой различные материальные изменения, возникшие на теле живогочеловека вследствие фактов, событий, явлений или действий, неразрывно связанныхс расследуемым преступлением. Они могут выражаться в виде пятен или частицразличных веществ, которые попадают на тело освидетельствуемого лица,во-первых, с лиц, находившихся с ним в контакте в момент совершенияпреступления (следы крови, спермы, пота, волос, иных выделений и отделенийорганизма человека); во-вторых, с орудий преступления или с предметов ивеществ, находившихся на месте преступления; в-третьих, текстильные волокна имикрочастицы почвы, растительности, пыли, горюче-смазочных веществ, ржавчины,пороховых газов и т. п. [21, с. 46].
Подтелеснымиповреждениями следует понимать нарушения структуры и функций организмачеловека, возникшие в результате одного или нескольких внешних факторов.Освидетельствование направлено на обнаружение только таких телесныхповреждений, которые располагаются на поверхности тела живого человека и нетребуют специальных медицинских исследований, т. е. оно должно быть направленона обнаружение ссадин (царапин), кровоподтеков и поверхностных ран [21, с. 46].осмотр освидетельствование следственный процессуальный
Одной из задачосвидетельствования являетсявыявление состояния опьянения. Законодательне конкретизировал характер опьянения и вызвавшие его причины. Известно, чтоопьянение может быть следствием приема алкоголя, спиртосодержащих веществ,некоторых видов лекарств, наркотиков и психотропных веществ. Оно можетвозникнуть и вследствие воздействия токсических веществ, а равно патологическихфакторов. Определить истинный вид опьянения может лишь специалист, прежде всеговрач-нарколог. Важно также установить и степень опьянения, для чего необходимыспециальные знания и медицинские исследования.
Профессор С.А. Шейферправомерно ставит вопрос: может ли следователь посредством простого наблюдениявыявить у освидетельствуемого состояние опьянения и иные свойства и признаки?Для решения этого вопроса нужны специальные знания. Значит, в таких ситуацияхследователь должен будет направлять лицо в соответствующее медицинскоеучреждение, где с применением приемов медицинского судебного исследования(взятие образцов крови и их исследование) специалист даст заключение по данномувопросу. Но чем подобная деятельность специалиста будет отличаться отэкспертизы? Далее он отмечает, что определение состояния опьянения по такимпризнакам, как неуверенная походка, сбивчивая речь, красный цвет лица и т. д.(т. е. без исследований), нельзя признать допустимым, так как эти признакиявляются многозначными [24, с. 56]. Аналогичной позиции придерживается и Л.Г.Татьянина, которая отмечает, что освидетельствование не предполагает проведениякаких-либо исследований, оно предназначено для фиксации внешних признаков,которые являются очевидными. Для установления наличия алкогольного илинаркотического опьянения необходимы специальные исследования, т. е. назначениеи проведение экспертизы [25, с. 7].
В. Логвин, М.Кашинский, Ю. Матвейчев размышляя над рассматриваемой проблемой, пишутследующее: «Констатация опьянения в ходе освидетельствования недопустима впринципе. Установление состояния опьянения в уголовном процессе должноосуществляться только на основании заключения судебно-медицинской экспертизы,учитывающей результаты исследования биологических сред человека, проводимое сцелью обнаружения и идентификации вещества, вызвавшего опьянение» [26, с.46]. Автор данной работы полностью разделяет это мнение.
Наиболее характернымпримером временного расстройства психики является алкогольный делирий. В связис кратковременностью острого психоза его могут наблюдать свидетели,потерпевшие, следователь или же врач при наблюдении подэкспертного в первыечасы или дни после противоправного действия. Судебно-психиатрические экспертыпри производстве экспертизы признаков такого расстройства могут уже ненаблюдать. Их диагностическое и экспертное заключение полностью основывается наматериалах уголовного дела и медицинских документах при их наличии. Вот почемуследователю, дознавателю необходимо получить более полную информацию вотношении обвиняемого в кратчайшее время после совершенного проступка, так какследователь сам может наблюдать признаки психического расстройства либо о нихеще хорошо помнят свидетели и пострадавшие.
Подинымисвойствами и признаками, имеющими значение для уголовного дела, следуетпонимать свойства и признаки, указывающие на профессию или привычкиосвидетельствуемого лица, например: мозоли на руках, возникновение которыхобусловлено совершением производственных операций при работе определенноговида, особая окраска пальцев рук и ногтей, проникновение под кожу угольной илииной производственной пыли, особенности дыхания, привычки закуривать или гаситьпапиросы либо сигареты и т. п.
Освидетельствование — разновидность осмотра (осмотр тела живого человека). Необходимость выделениясамостоятельного следственного действия обусловлена спецификой данного осмотра.Так, объектом освидетельствования является тело живого человека. Цельосвидетельствования — обнаружение особых примет, следов преступления именно нателе человека. Освидетельствование носит ярко выраженный принудительныйхарактер, проводится только в отношении определенных участников процесса.
Согласно ст. 206 УПКосвидетельствовать можно подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего сего согласия (в случае совершения в отношении его тяжкого или особо тяжкогопреступления).
На одежде человекалокализуются многообразные признаки, благодаря которым появляется возможностьстроить предположения относительно его пола, роста, иныханатомо-физиологических данных.
Одежда может содержатьинформацию об общефизических, антропологических и этнографических особенностяхлица, которому она принадлежит, а в некоторых случаях — о его профессии и родезанятий. В процессе совершения ряда преступлений, особенно направленных противличности и сопровождающихся сопротивлением со стороны потерпевшего, на одеждепреступника (равно как и на одежде потерпевшего) возникает значительноеколичество различных следов, обнаружение которых позволяет устанавливатьотдельные обстоятельства расследуемого преступления. При этом следы, какправило, возникают на теле и одежде одновременно. В связи с этим целесообразнопроизводить одновременное изучение тела освидетельствуемого лица и его одежды.Это даст возможность, например, не только доказать причастность подозреваемоголица к совершению преступления, но и решить другие вопросы, связанные сопределением взаимного расположения подозреваемого и потерпевшего, расположенияпредметов одежды освидетельствуемого относительно участков его тела, гдеобнаружены повреждения. Задачи освидетельствования и осмотра одежды близки инаправлены главным образом на обнаружение следов и других вещественныхдоказательств, возникновение которых связано с преступлением. Таким образом,решение одной и той же задачи, состоящей в обнаружении следов преступления навзаимосвязанных объектах, решается двумя процессуальными действиями:освидетельствованием и осмотром одежды [21, c.47].
В связи со всем вышесказаннымсчитаем необходимым ст. 206 УПК дополнить ч. 6 примерно следующего содержания: «Одновременнос освидетельствованием возможно проведение осмотра одежды и обувиосвидетельствуемого». В таком случае протокол бы именовался «Протоколосвидетельствования и осмотра одежды и обуви».
Принято выделятьфактическое и юридическое основания проведения освидетельствования.
Фактическое основание — это содержащиеся в деле данные, которые указывают на то, что на телеосвидетельствуемого могут быть обнаружены следы преступления, особые приметы.
Юридическое основание — вынесенное следователем, дознавателем постановление. 1.2 Видыследственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр жилища и иногозаконного владения, осмотр трупа) и освидетельствования
Классифицировать осмотрможно по различным основаниям:
1) по объектам осмотра:
- осмотрместности (ст. 203 УПК);
- осмотрпомещения (ст. 203 УПК);
- осмотржилища и иного законного владения (ч. 7 ст. 204 УПК);
- наружныйосмотр трупа (его частей) (ст. 205 УПК);
- осмотрпредметов, могущих быть вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 97, ст. 203,ч. 2 ст. 212 УПК);
- осмотрдокументов, могущих быть вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 97, ст. 203УПК);
- осмотрживотных и их трупов;
- осмотртела живого человека (освидетельствование) (ст. 206 УПК);
- осмотрпочтово-телеграфной корреспонденции (ст. 213 УПК);
- осмотрфонограммы (ч. 6 ст. 214 УПК);
2) пообъему:
- основной;
- дополнительный;
3) попоследовательности:
- первоначальный;
- повторный[21, с. 26-27].
Возникает вопрос, можетли повторный осмотр быть основным? Мы разделяем мнение М.В. Гаврилова и А.Н.Иванова при ответе на этот вопрос и считаем, что может. В то же времядополнительный осмотр всегда является повторным. Таким образом, считаемцелесообразным выделять виды осмотра по последовательности: первичный иповторный, который, в свою очередь, делится на разновидности в зависимости отобъема: на основной и дополнительный.
Анализируя приведеннуюнами классификацию осмотра, необходимо отметить, что в ст. 203 УПК не говоритсяо таком выделенном нами виде осмотра как осмотр животных, однако представляетсянеобходимым выделять такой вид осмотра. Заметим также, что в ст. 203 УПК прямоне сказано, что осматривается только труп человека. В ст. 205 УПК речь идет обосмотре трупа человека, однако прямо это не указывается. В этой связи,предлагаем конкретизировать ч. 1 ст. 205 УПК.
Согласно ч. 2 ст. 173УПК осмотр места происшествия, трупа, местности может проводиться довозбуждения уголовного дела. Предлагаем закрепить в законе (ч. 2 ст. 173 УПК)возможность проведения любого осмотра, а не только указанных видов.
Далее подробнопроанализируем отдельные виды следственного осмотра: осмотр места происшествия,осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа.
Осмотр местапроисшествия — сложное следственное действие,начинающееся с локализации данного места на местности и состоящее изскрупулезного осмотра объектов вещного мира, составляющих его обстановку,поиска и фиксации следов, оставленных преступником. От качества произведенногоосмотра во многом зависит успех расследования [21, с. 30].
Осмотр местапроисшествия — это неотложное следственное действие, заключающееся внепосредственном восприятии следователем места происшествия в целях егоизучения и фиксации обстановки, обнаружения, фиксации и изъятия следовпреступления. На основании проведенного осмотра следователь имеет возможностьвыдвинуть и проверить версии (о способе совершения преступления, лице, егосовершившем).
Необходимо иметь ввиду, что местом происшествия может быть участок местности, помещение, жилищеили иное законное владение.
Под местом происшествияпонимается участок местности или помещение, где непосредственно произошлособытие, подлежащее следственному осмотру. Обычно таким событием считаетсякакое-либо преступление (убийство, изнасилование, кража и т. д.). Однакопонятие «происшествие» шире понятия «преступление», таккак, например, происшествием является не только убийство, но и самоубийство,несчастный случай (казус). Мы разделяем мнение Р.С. Белкина, который указывает,что если обнаружение следов события преступления является происшествием, то иместо обнаружения этих следов является местом происшествия, а его осмотр — осмотром места происшествия [19, с. 554]. Местом происшествия будет как местосовершения каких-либо общественно опасных деяний (причинение телесныхповреждений, кража и т. д.), так и место обнаружения, например, трупа,похищенных предметов с прилегающей территорией.
Своевременно, полно иправильно проведенный осмотр места происшествия позволяет выяснить:
- сущностьпроисшедшего события (преступления);
- местои время его совершения;
- числолиц, участвовавших в событии;
- мотивыи цели преступления;
- способсовершения преступления;
- действияпреступников на месте происшествия, пути их прихода и ухода;
- физическиеи психические особенности погибшего, возможные действия лица перед смертью(если преступное действие было направлено на человека) и др.
Согласно п. 4Инструкции об организации кинологической работы в органах внутренних делРеспублики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних делРеспублики Беларусь от 26 сентября 2005 г. № 299, специалисты служебногособаководства (начальники питомников, старшие инспекторы-кинологи, инспекторы-кинологи,младшие инспекторы-кинологи, милиционеры-кинологи, начальники команд служебногособаководства, проводники патрульно-розыскных собак, вожатые служебных собак) вустановленном порядке могут участвовать со служебной собакой в осмотрах местпроисшествий в составе следственно-оперативных групп; мероприятиях по выявлениюи пресечению преступлений, поиску, преследованию и задержанию лиц,подозреваемых в их совершении, а также поиску трупов, предметов, могущих иметьзначение для выявления преступлений [13].
Кинолог на местепроисшествия:
— совместно соследователем определяет границы осмотра места происшествия и порядок егопроведения с целью отыскания следов и предметов, имеющих значение дляприменения служебной собаки;
— участвует по указаниюследователя в осмотре места происшествия. В целях наиболее эффективногоприменения служебной собаки совместно с другими сотрудниками органов внутреннихдел изучает обстоятельства и характер события, устанавливает время совершения преступления,количество преступников, их приметы и направления, откуда они пришли и кудаскрылись, выясняет другие факторы, имеющие значение для розыска преступников погорячим следам;
— участвует вобнаружении, фиксации, изъятии и упаковке предметов и следов, которые могутбыть использованы для поиска преступника с применением служебной собаки в ходепроведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий или следственныхдействий;
— вносит руководителюследственно-оперативной группы предложения (в пределах своей компетенции) пофиксации, изъятию, упаковке и использованию для выявления преступленияразличных запахоносителей, пригодных для применения служебной собаки (следов,предметов) и обнаруженных на месте происшествия или по пути следованияпреступников;
— применяет служебнуюсобаку для розыска преступника по его запаховым следам;
— обследует сприменением служебной собаки места возможного укрытия преступников до или послесовершения преступления;
— применяет служебнуюсобаку на осмотр местности или помещений для поиска вещей, предметов, следов, атакже оружия, гильз, пуль, если в ходе осмотра места происшествия полученыданные, свидетельствующие об использовании или наличии у преступниковогнестрельного оружия;
— совместно с другимисотрудниками органов внутренних дел применяет личный сыск с целью установленияи задержания лиц, причастных к совершенному преступлению. При наличиивозможностей применяет служебную собаку для одорологического обследования лиц,совершивших преступление, или вещей (предметов);
— при установлениипреступника, в случаях если последний оказывает сопротивление или пытаетсяскрыться, применяет служебную собаку на задержание;
по окончании работыслужебной собаки составляет акт о ее применении. В случаях, когда применениеслужебной собаки позволило выявить преступление либо обнаружить вещественныедоказательства, составляется справка (п. 176 Инструкции) [13].
С учетом данных,полученных в ходе осмотра места происшествия, следователь оперативно выдвигаетверсии о происшедшем событии, лицах, совершивших преступление, поручаетпроведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержаниюпреступников, планирует производство неотложных следственных действий.
Промедление с осмотромместа происшествия может привести к изменению обстановки, невосполнимой утратеследов и иных вещественных доказательств, что значительно затруднит дальнейшеерасследование. Упущения и ошибки, допущенные при организации и проведении осмотраместа происшествия (также как и других первоначальных оперативно-розыскных иследственных действий), как правило, в дальнейшей работе восполнить илиисправить очень трудно или невозможно.
Однако не следуетотказываться от осмотра места происшествия, когда от момента события до осмотрапрошло много времени и обстановка места события (преступления) изменена. Дажепри таком запоздавшем осмотре могут быть обнаружены весьма важные длярасследования вещественные доказательства.
Осмотр жилища или иногозаконного владения проводится:
1. С согласиясобственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц.
Согласно п. 28постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г.№ 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищенияхимущества» «под жилищем следует понимать помещение, предназначенноедля постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира,комната в гостинице, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составныечасти, которые используются для отдыха, хранения имущества либо дляудовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды,кладовые и т. п.). В понятие „жилище“ не могут включаться помещения,не приспособленные для постоянного или временного проживания (например,обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственныепомещения)» [14].
Под законнымивладениями граждан понимаются иные, обособленные от жилых построек строения(гаражи, погреба, амбары и другие хозяйственные постройки), а также любые иныеобъекты правомерного владения.
По закону требуетсяполучить согласие всех совершеннолетних лиц на проведение осмотра (об этомделается отметка во вводной части протокола осмотра).
2. Без согласиясобственника. В таких случаях следователем, органом дознания выноситсяпостановление о проведении осмотра, которое должно быть санкционировано прокуроромили его заместителем. В данном случае постановление предъявляется до началаосмотра.
Согласно ч. 51ст. 38 УПК министр внутренних дел Республики Беларусь, председатель Комитетагосударственной безопасности Республики Беларусь, заместитель председателя Комитетагосударственного контроля Республики Беларусь — директор Департаментафинансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, в пределах своейкомпетенции при производстве предварительного расследования возглавляемым имиорганом уголовного преследования по уголовным делам выносят мотивированноепостановление о производстве осмотра жилища или иного законного владения [2].Такое постановление указанных лиц не требует санкционирования прокурором. Копияпостановления в течение 24 часов направляется генеральному прокурору РеспубликиБеларусь или лицу, исполняющему его обязанности.
Закон предусматриваетвозможность проведения осмотра жилища против воли собственника(совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора — по постановлению следователя,органа дознания. «Орган дознания» в данном случае означает, чтопостановление дознавателя должно быть утверждено начальником органа дознания.В. Логвин, В. Матвейчев пишут по этому поводу следующее: «Очевидно, что,выезжая, например, ночью на место совершения преступления, такой возможностидознаватель не имеет, а промедление с производством осмотра в некоторых случаяхможет повлечь невосполнимые потери доказательственной информации» [20, с.69]. Данные авторы закономерно предлагают проводить этот вид осмотра по постановлениюдознавателя. В свою очередь заметим, что эта проблема возникает и припроведении выемки, обыска (ст. 210 УПК). Не вдаваясь в данном случае вподробную аргументацию, согласимся с мнением, которое высказывает П.В. Мытник:все дознаватели (т. е. лица, назначенные на должность дознавателя и в силуэтого на профессиональной основе осуществляющие досудебное производство) всехорганов дознания должны быть наделены такими же правами, что и следователи.Если же они не достаточно подготовлены, то они не должны назначаться на такуюдолжность. Утверждение решений начальником органа дознания следует оставитьлишь для тех случаев, когда в силу возникшей необходимости обязанностидознавателя осуществляет другой сотрудник органа дознания [21, с. 34].
Проведение осмотражилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора- по постановлению следователя, органа дознания возможно в следующих случаях:
— жилище или иноезаконное владение являются местом происшествия;
— жилище или законноевладение являются местом хранения орудий преступления, других предметов соследами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которыхпредусмотрена уголовная ответственность.
Интересен тот факт, чтов уголовно-процессуальном законодательстве США нет такого действия, как осмотр(такие действия охватываются понятием «обыск»). В УПК РФ (ст. 177)ничего не говорится о возможности изъятия в ходе осмотра предметов идокументов, изъятых из оборота [3].
Осмотра жилища противволи собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора — попостановлению следователя, органа дознания проводится в том случае, если он нетерпит отлагательства. По общему правилу под «случаями, не терпящимиотлагательства» понимаются ситуации, когда откладывание осмотра места происшествияведет к утрате доказательств. Например, следы преступления разрушатся сами посебе, будут смыты, стерты в силу непреодолимых сил.
О проведенном осмотреследователь сообщает прокурору в течение 24 часов.
Закон категоричен ввопросе участия понятых при проведении осмотра жилища и иного законноговладения: их участие обязательно. Кроме этого при осмотре жилища и иногозаконного владения обязательно присутствие проживающего в нем совершеннолетнеголица, а в случае невозможности его присутствия приглашается представительжилищно-эксплутационной организации или местного исполнительного ираспорядительного органа и лишь при невозможности обеспечить присутствиеуказанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения,которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, другихпредметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участияуказанных лиц (ч. 8 ст. 204 УПК).
Осмотр трупа человекапроводится, как правило, с участием врача — специалиста в области судебноймедицины, а при невозможности его участия — иного врача.
Специалистами в областисудебной медицины являются эксперты Государственной службы медицинских судебныхэкспертиз. Согласно п. 2.1 указа президента Республики Беларусь от 29 декабря2001 г. № 808 «О Государственной службе медицинских судебных экспертиз»служба медицинских судебных экспертиз является государственным учреждением,которое подчиняется непосредственно генеральному прокурору Республики Беларусьи реализует функцию государственного регулирования в сфере организации,производства, научно-методического и кадрового обеспечения всех видовмедицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь [6].
По сложившейсяследственной практике факт обнаружения трупа человека рассматривается как происшествие,поэтому место обнаружения трупа всегда считается местом происшествия независимоот того, где наступила смерть данного человека.
Согласно Правиламработы государственного медицинского судебного эксперта при наружном осмотретрупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь,утвержденным 1 июля 1999 г. № 38-с, при осмотре трупа на месте его обнаружения(происшествия) государственный медицинский судебный эксперт выступает вкачестве врача-специалиста в области судебной медицины, в связи с чем основнойролью его при этом следственном действии является оказание помощи следователюпо вопросам, относящимся к компетенции государственного медицинского судебногоэксперта [15].
Прибыв на местообнаружения трупа, государственный медицинский судебный эксперт или иной врачпрежде всего должен установить, имеются ли у «трупа» достоверныепризнаки смерти, и в случае их отсутствия поставить об этом в известностьследователя, который обязан вызвать скорую медицинскую помощь, агосударственный медицинский судебный эксперт должен лично принять необходимыемеры по реанимации (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца идр.), используя для этого имеющиеся у него приспособления и медикаменты. Приотсутствии положительного эффекта от принятых реанимационных мероприятий впротоколе осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) надлежитуказать, какие реанимационные меры были приняты, время их начала и окончания, атакже основания для их прекращения.
При осмотре трупа наместе его обнаружения государственный медицинский судебный эксперт обязанустановить и сообщить следователю для внесения в протокол наружного осмотратрупа на месте его обнаружения (происшествия) следующие сведения:
— положение трупа, егопозу, расположение конечностей, предметы, находящиеся на трупе или под ним,состояние поверхности ложа трупа;
— состояние и положениеодежды и обуви на трупе (ее целость, загрязнения, наложения, помарки, состояниезастежек и петель, наличие следов, похожих на кровь, или же выделений);
— не снимая одежду(только расстегивая и приподнимая ее), определить пол, примерный возраст,телосложение, цвет кожных покровов, видимых слизистых оболочек, состояниезрачков, роговиц, состояние естественных отверстий, при наличии в естественныхотверстиях инородных тел и выделений указать их характер, цвет и особенности;
— особые приметы(рубцы, татуировки, родимые пятна, физические недостатки и пр.);
— характер раннихтрупных изменений с указанием времени их исследования: расположение и характертрупных пятен (цвет, изменения цвета при дозированном давлении и время (всекундах), необходимое для восстановления первоначальной окраски); реакцияпоперечнополосатых мышц на механическое и электрическое воздействие; характерзрачковых реакций на электрическое и химическое раздражение; степень охлаждениязакрытых и открытых частей тела на ощупь; температура тела (электротермометроми обычным медицинским термометром с указанием участка тела и времени измерениятемпературы), а также указать температуру окружающей среды;
— при наличии позднихтрупных изменений (гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление и пр.)указать степень их выраженности и локализацию;
— имеется ли на трупе,в том числе изо рта, какой-либо запах (алкоголя, эфира и пр.). Запах изо рталучше ощущается при надавливании на грудную клетку;
— наличие на трупе иодежде насекомых и их личинок (место наибольшего скопления и их характер). Принеобходимости для установления наступления смерти насекомые и их личинкиподлежат изъятию и передаче следователю для направления их на энтомологическоеисследование;
— состояние кистей рук,содержимое ладоней (зажатое в кулак и между пальцами), содержимое в подногтевыхпространствах;
— состояние кожныхпокровов под молочными железами у женщин;
— наличие поврежденийна трупе, их локализация, характер, размеры, форма, особенности краев, характерналожений, включения, потеки, похожие на кровь (п. 1.5-2.11 Правил) [15].
Наиболее типичныенедостатки при проведении следователями осмотров мест происшествий и трупов:
— не осуществляетсяпривязка к местности мест происшествий и обнаруженных трупов, необоснованносужаются границы осмотра, планы и схемы к протоколам ненадлежащего качества;
— не в полной мереиспользуется криминалистическая техника (детальная и цветная фотография);
— включение в одинпротокол нескольких видов осмотров, произведенных в разное время и в различныхместах (места происшествия, трупа в морге, одежды с трупа);
— проведение осмотровмест происшествий без участия необходимых специалистов;
— изъятие в ходеосмотров предметов без отражения их индивидуальных особенностей и точного местаизъятия и т. д.
Неопознанные трупыподлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию (ч. 2 ст. 205УПК). Согласно постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь иМинистерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Опостановке на централизованный учет Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь сведений об отдельных категориях захороненных лиц»специализированная организация, которая осуществляет погребение, на основаниидокументов о погребении и записи акта о смерти обязана составлять акт озахоронении неопознанных трупов и умерших (погибших). Один экземпляр акта озахоронении в трехдневный срок направляется в информационно-аналитическоеуправление органов внутренних дел (подп. 1.1 и 1.2 Постановления)[9].
В случаяхмертворождения или гибели новорожденного при родах, произошедших внеорганизации здравоохранения, обнаружения неопознанного трупа, трупанесовершеннолетнего, иностранного гражданина, задержанного, лица, содержащегосяпод стражей или в местах лишения свободы, признаков насильственной смерти(обоснованного подозрения на нее), наступления смерти при неясныхобстоятельствах, несогласия близких родственников на оформление факта смертибез проведения вскрытия при неясном диагнозе, поступления заявления (сообщения)гражданина или должностного лица государственного органа и иной организации опреступлении, выявления иных сведений, указывающих на возможное совершениепреступления, медицинский работник, сотрудник органа внутренних дел обязанынезамедлительно сообщить об этом в оперативно-дежурную службу органа внутреннихдел и до прибытия следственно-оперативной группы в пределах предоставленных имзаконодательством полномочий удалить всех посторонних с места происшествия либоочертить (обозначить) границы участка, которые нельзя переходить посторонним.До прибытия следственно-оперативной группы категорически запрещается нарушатьобстановку на месте происшествия, изменять положение и позу трупа (если это невызвано необходимостью уточнения факта наступления биологической смерти),смывать следы, похожие на кровь, другие загрязнения, прикасаться к предметам,которые могли служить орудием преступления. Сотрудник органа внутренних дел обеспечиваетохрану места происшествия, при необходимости выполняет неотложные действия,предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь. По прибытииследственно-оперативной группы докладывает ее руководителю о конкретныхобстоятельствах, послуживших основанием для вызова группы, и о проведенныхпроверочных мероприятиях.
При поступлении воперативно-дежурную службу органа внутренних дел заявления (сообщения)оперативный дежурный органа внутренних дел организует выбытие на местопроисшествия следственно-оперативной группы из числа прокурорских работников,сотрудников органа внутренних дел, врача — специалиста в области судебноймедицины и других специалистов. Выбытие прокурорского работника в составеследственно-оперативной группы является обязательным, за исключением случаевпоступления заявлений (сообщений) о преступлениях, уголовные дела о которыхподследственны другим органам уголовного преследования [21, с. 39].
Согласно п. 6Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информации обисчезновении лиц и организации их розыска, утвержденной постановлениемМинистерства внутренних дел Республики Беларусь, Прокуратуры РеспубликиБеларусь от 28 августа 2003 г. № 205/16, дознаватель незамедлительно послеполучения заявления, сообщения и иной информации об исчезновении лица, обязанпровести совместно с работником уголовного розыска осмотр жилища, местапребывания, личных вещей и документов, транспортного средства разыскиваемоголица с обязательным участием специалиста (эксперта-криминалиста, биолога),осуществляющего изъятие и закрепление фрагментов отпечатков пальцев, образцовволос и иных предметов, имеющих значение для осуществления розыска иотождествления личности исчезнувшего; в ходе осмотров изъять рукописи собразцами почерка без вести пропавшего лица, в том числе письма, дневники,записные книжки, содержащие сведения о его связях и личной жизни [12].
Согласно п. 2Инструкции о мерах безопасности при осуществлении осмотров сотрудниками органоввнутренних дел мест дорожно-транспортных происшествий, утвержденнойпостановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23 марта 2004г. № 66, под местом ДТП понимается ограниченный по периметру участок дороги(проезжая часть, обочина, тротуар, полоса отвода и др.), на котором расположеныобъекты, относящиеся к ДТП (транспортные средства, отделившиеся деталитранспортных средств, выпавший груз, осыпи грунта, стекла, потеки жидкости,следы перемещения транспортных средств и др.) [11].
Далее перейдем крассмотрению видов освидетельствования. Выше мы говорили обуголовно-процессуальном освидетельствовании. Однако, существуют и другие видыосвидетельствования. В этой связи необходимо отличать уголовно-процессуальноеосвидетельствование от иного освидетельствования.
Согласно ст. 28 закона РеспубликиБеларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII«Оздравоохранении»медицинское освидетельствование лиц на наличие уних заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вирусаиммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительномпорядке [5].
Граждане РеспубликиБеларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых естьдостаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющиеопасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае ихуклонения от медицинского освидетельствования по заключению организацииздравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительномумедицинскому освидетельствованию в государственных организацияхздравоохранения.
Сотрудники иностранныхдипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица,пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями ииммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний,представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человекатолько с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинскоеосвидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусьпредварительно согласовывает с Министерством иностранных дел РеспубликиБеларусь.
Лица, имеющиезаболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирусиммунодефицита человека, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнутыпринудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях вгосударственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительногомедицинского освидетельствования и принудительного оказания медицинской помощив стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения лицам,имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирусиммунодефицита человека, устанавливаются законодательными актами РеспубликиБеларусь.
Иностранные граждане илица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность дляздоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения,могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь.
Оказание медицинскойпомощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровьянаселения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначеныпринудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание вдисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системыМинистерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствиис законодательством Республики Беларусь [21, c.36].
Согласно ст. 10.14Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административныхправонарушениях для обнаружения на теле человека особых примет, следовадминистративного правонарушения, выявления состояния опьянения или иныхсвойств и признаков, имеющих значение для дела об административномправонарушении, если для этого не требуется проведения экспертизы, может бытьпроведеноосвидетельствование физического лица, в отношении которого ведетсяадминистративный процесс, потерпевшего физического лица [4]. Физическоелицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которогоимеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянииалкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотическихсредств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежитосвидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством РеспубликиБеларусь.
Порядокмедицинскогоосвидетельствования водителей транспортных средств, самоходных машин дляустановления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных,токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьяненияустановлен Положением о порядке медицинского освидетельствования водителейтранспортных средств, самоходных машин для установления факта употребленияалкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или другиходурманивающих веществ и состояния опьянения, утвержденным постановлениемСовета министров Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 1773.Освидетельствование производится круглосуточно в специальных кабинетахнаркологических диспансеров, в наркологических кабинетах центральных районныхбольниц, в приемных отделениях иных организаций здравоохранения и передвижныхнаркологических пунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей,имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического итоксического опьянения. Освидетельствование осуществляется по направлениюгосударственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел. Во всехслучаях врачу, производящему освидетельствование, должны быть сообщены причины,вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (п. 2 и 4 Положения)[7].
Отдельнорегламентирован порядокосвидетельствования иных лиц для установления фактаупотребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состоянияопьянения.
Согласно п. 2 Положенияо порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для установленияфакта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств исостояния опьянения, утвержденного постановлением Министерства здравоохраненияРеспублики Беларусь от 18 февраля 2003 г. № 10, освидетельствованиепроизводится: в специальных кабинетах наркологических диспансеров,наркологических кабинетах центральных районных больниц, приемных отделенияхорганизаций здравоохранения и госпиталях, медико-санитарных частях, медицинскихнаучно-исследовательских организациях, медицинских научно-практических центрах,клинике медицинского учреждения образования, передвижных наркологическихпунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей, имеющимиспециальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического итоксикоманического опьянения, круглосуточно [8].
Согласно п. 5 этогоПоложения данное освидетельствование производится по письменным направлениямсотрудников государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних делРеспублики Беларусь, правоохранительных органов, суда, организацийздравоохранения, должностных лиц организаций по месту работыосвидетельствуемого или без направления при наличии лица, сопровождающегоосвидетельствуемого. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование,должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, иего цели. Допускается проведение освидетельствования по личному обращению безписьменного направления должностных лиц, государственных органов и иныхорганизаций, указанных в п. 5 Положения. При этом освидетельствуемый обязанпредставить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление сподробным изложением его просьбы о проведении освидетельствования (п. 6Положения) [8].
Наркологическоеосвидетельствование — осмотр гражданина, проводимый амбулаторно или стационарнов целях определения, страдает ли гражданин наркологическим заболеванием,нуждается ли он в наркологической помощи, а также для решения вопроса о виде(видах) такой помощи. Наркологическое учреждение — организация здравоохранениялибо ее структурное (обособленное) подразделение, основной функцией которыхявляется оказание психиатрической и наркологической помощи (п. 1 Положения опорядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией илитоксикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам,страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией,утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусьот 10 июля 2002 г. № 53) [10]. Первичное наркологическое освидетельствование — это проведение врачом-наркологом (психиатром) психического и физическогообследования лица с целью определения у него зависимости от алкоголя,наркотического или ненаркотического вещества (хронический алкоголизм,наркомания, токсикомания), а также вредных последствий от употребления этихвеществ.
Первичноенаркологическое освидетельствование на предмет установления диагнозазависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) может осуществляться:
— при добровольномобращении граждан в организации здравоохранения за наркологической помощью;
— при оказаниимедицинской помощи в связи с любым заболеванием или состоянием, связанным супотреблением алкоголя;
— по направленияморганов внутренних дел лиц, неоднократно доставляющихся в медвытрезвитель,допускающих вследствие употребления алкоголя нарушения общественного порядка,создающих конфликтные ситуации в семьях;
— по направлениюгосударственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь, администрации предприятий, учреждений и организаций при решении одопуске к управлению механическими транспортными средствами, самоходнымимашинами и о профессиональной пригодности;
— при проведениисудебно-наркологической или судебно-психиатрической экспертизы (п. 2, 5Положения) [10].
Отдельно предусмотренпорядок освидетельствования несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки,наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества.
В соответствии со ст.100 УПК акты перечисленных видов освидетельствования, проведенных вне рамокуголовного дела, могут быть истребованы и приобщены к уголовному делу вкачестве «иных документов», если в этом возникла необходимость [2].
На практикеосвидетельствование проводится редко. Полагаем, что данное действие будетвостребовано практикой, в частности при расследовании преступлений, например,связанных с незаконным оборотом наркотических средств (с целью обнаруженияследов инъекций, наркотических веществ).
Вывод:В результате изучения сущности и видов освидетельствования нами были взяты вкачестве базовых определений осмотра и освидетельствования следующие:
Осмотр – этоследственное действие, состоящее в непосредственном восприятии и фиксацииследователем, дознавателем различных материальных объектов в целях обнаруженияследов преступления и иных материальных объектов, выяснения другихобстоятельств, имеющих значение для уголовного дела
Освидетельствование — это следственное действие, заключающееся в осмотре тела живого человека в целяхобнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявлениясостояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение дляуголовного дела, если для этого не требуется проведения экспертизы
Мы определили, чтосвидетельствование является разновидностью осмотра (осмотр тела живогочеловека). Необходимость выделения самостоятельного следственного действияобусловлена спецификой данного осмотра. Освидетельствование носит ярковыраженный принудительный характер, проводится только в отношении определенныхучастников процесса.
Глава 2. Процессуальныйпорядок производства осмотра и освидетельствования 2.1 Процессуальный порядок производстваследственного осмотра
Обязательным участникомосмотра является должностное лицо (следователь, дознаватель, прокурор), котороепринимает решение о его проведении и непосредственно его осуществляет.
По общему правилуучастие понятых в осмотре не обязательно.
В необходимых случаяхприглашаются специалисты (эксперт- криминалист, медицинский судебный эксперт,кинолог и др.). Осмотр места происшествия практически всегда проводится сучастием специалиста — эксперта-криминалиста. Специалиста следует рассматриватькак помощника, консультанта следователя. Он работает в соответствии суказаниями и под руководством следователя, помогая ему в обнаружении, фиксациии изъятии следов и других вещественных доказательств. По ходу осмотраспециалист обращает внимание следователя на особенности данного случая, даетему необходимые пояснения по поводу выполняемых действий и консультирует повопросам, возникающим у следователя в процессе осмотра места происшествия [16, c.205].
К участию в осмотреследователь вправе привлечь подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего,свидетеля (ч. 5 ст. 204 УПК), а также работника органа дознания (ч. 4 ст. 192УПК) [2].
Согласно ст. 195 УПКследователь обязан разъяснить всем участникам их права и обязанности. Если входе проведения осмотра планируется использовать научно-технические средства,то перед их применением следователь уведомляет участников осмотра [2].
Лица, участвующие восмотре, вправе обращать внимание следователя на все, что, по их мнению, можетспособствовать выяснению обстоятельств уголовного дела (ч. 6 ст. 204 УПК) [2].
Осмотр осуществляетсяна месте производства следственного действия. Если для проведения осмотрапотребуется продолжительное время или осмотр объектов затруднен, объекты должныбыть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобноедля осмотра место (ч. 1 ст. 204 УПК) [2]. Изъятию подлежат только те объекты,которые могут иметь отношение к уголовному делу.
По общему правилувынесение постановления о проведении осмотра не требуется.
В предыдущей главе приописании отдельных видов следственного осмотра (осмотр места происшествия,осмотр жилища и иного законного владения, осмотр трупа), мы в определенной мерезатронули процессуальный порядок их производства. Далее опишем отдельныеособенности, о которых мы еще не говорили, но которые представляют определенныйинтерес.
Осмотр в помещенияхорганизаций проводится в присутствии представителейадминистрации, а в местах, где хранятся материальные ценности, — в присутствииматериально ответственного лица (ч. 9 ст. 204 УПК).
На практике могут иметьместо ситуации, когда данное требование — об обязательном участии представителяадминистрации, материально ответственного лица — выполнить невозможно.Например, материально ответственное лицо может скрываться; доказательства же,полученные в ходе такого осмотра, могут быть исключены (ч. 3 ст. 108, ч. 5 ст.105 УПК). В этой связи считаем необходимым внести в УПК изменения: ч. 9 ст. 204УПК должна быть дополнена текстом следующего содержания: «Приневозможности обеспечить участие указанных лиц, допускается проведение осмотрабез их участия. В таких случаях участие понятых обязательно».
Республикой Беларусьратифицирован ряд международных договоров, конвенций. Международные договорыявляются источником уголовно-процессуального права (ст. 1 УПК)[2].
Осмотр в помещениях,занимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями,а также представительствами и учреждениями иностранных государств имеждународных организаций, которые в соответствии с международными договорамиРеспублики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом, а равно впомещениях, в которых проживают сотрудники этих представительств и учреждений иих семьи, может проводиться лишь по просьбе или с согласия главысоответствующего представительства или учреждения и в его присутствии (ч. 10 ст.204 УПК). Такое согласие испрашивается через Министерство иностранных делРеспублики Беларусь. При проведении осмотра обязательно присутствие прокурора ипредставителя этого министерства (ч. 11 ст. 204 УПК). 2.2 Процессуальный порядок производстваосвидетельствования
Прежде всего,необходимо отметить, что при проведении освидетельствования обязательновынесение постановления, которое перед началом освидетельствования объявляетсяосвидетельствуемому под расписку.
В отличие от медицинскойсудебной экспертизы уголовно-процессуальное освидетельствование (следственноедействие) нельзя (в порядке ст. 206 УПК) проводить до возбуждения уголовногодела.
Следователь,дознаватель не присутствуют при освидетельствовании лица другого пола, еслиосвидетельствование сопровождается обнажением тела этого лица. В этом случаеосвидетельствование проводится врачом в присутствии понятых одного пола сосвидетельствуемым. Это обусловлено тем, что затрагиваются честь и достоинствоосвидетельствуемого. Освидетельствование, не сопряженное с обнажением, можетпроводиться лицом другого пола (например, освидетельствование, проводимое сцелью обнаружения татуировки на кисти руки, родимого пятна на шее и т. д.).
Освидетельствованиеможет проводиться в рамках судебного следствия. Освидетельствование,сопровождающееся обнажением освидетельствуемого (независимо от пола),проводится в отдельном помещении врачом, которым составляется и подписываетсяакт освидетельствования (ч. 2 ст. 343 УПК), при этом участие понятых нетребуется (ч. 2 ст. 343 УПК и ст. 206 УПК необходимо рассматривать какспециальную и общую нормы).
В связи с тем, чтовызов врача сопряжен с трудностями организационного характера, возможен инойвыход из данной ситуации. Согласно ст. 185 УПК расследование по уголовному делуможет осуществляться группой следователей [2]. На основании данной статьи можетбыть вынесено постановление о создании следственной группы, членом которойможет являться следователь одного пола с освидетельствуемым. Другой выход — дачапоручения органу дознания о проведении освидетельствования (при условии, что воргане дознания есть сотрудники одного пола).
Постановление опроведении освидетельствования обязательно для подозреваемого, обвиняемого,потерпевшего. В случае отказа они могут быть освидетельствованы принудительно.В таких случаях следователь, дознаватель обязаны привлекать к участию восвидетельствовании работников органа дознания.
Каких-либо ограниченийна применение научно-технических средств (фотографирования, звуко- и видеозаписи)при проведении освидетельствования не установлено. В случае их применения впротоколе данного следственного действия это должно найти отражение (негативы,фотоснимки, аудио- и видеокассеты являются приложением к протоколу).
Интересен тот факт, чтов России иное положение. Согласно ч. 5 ст. 179 УПК РФ фотографирование,видеозапись и киносъемка (если освидетельствование сопровождается обнажениемлица) проводятся с согласия освидетельствуемого лица [3].
Вывод: Взаконодательстве установлен специальный процессуальный порядок производстваосмотра и освидетельствования (ст. 204 и 206 УПК соответственно).
Осмотр осуществляется на местепроизводства следственного действия. Если для проведения осмотра потребуетсяпродолжительное время или осмотр на месте обнаружения следов преступления ииных материальных объектов значительно затруднен, объекты должны быть изъяты,упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотраместо.
В необходимых случаяхпри осмотре используются научно-технические средства, проводятся измерения,составляются планы и схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов. Привозможности изымаются сами следы вместе с предметом или его частью.
К участию в осмотреследователь, дознаватель вправе привлечь подозреваемого, обвиняемого,потерпевшего, свидетеля, а также специалиста.
Освидетельствованиеотличается от иных видов следственного осмотра тем, что его объектом являетсятело живого человека. Поскольку такой осмотр затрагивает права граждан нанеприкосновенность и личную свободу, в законе установлен особый порядок егопроизводства.
Освидетельствованиепроводится следователем, дознавателем, а при необходимости — с участием врачаили иного специалиста.
Следователь,дознаватель не присутствуют при освидетельствовании лица другого пола, еслиосвидетельствование сопровождается обнажением тела этого лица. В этом случаеосвидетельствование проводится врачом в присутствии понятых одного пола сосвидетельствуемым.
Глава 3.Процессуальное оформление результатов следственного осмотра иосвидетельствования
По результатампроведения следственного осмотра составляется протокол осмотра. Наукой ипрактикой с учетом требований закона выработана единая форма протокола, всоответствии с которой этот документ состоит из вводной, описательной изаключительной частей. Особенности их содержания мы рассмотрим ниже.
Прежде всего, отметим,что протокол осмотра составляется в соответствии с требованиями, которыепредъявляются к протоколу следственного действия (ст. 193,194 УПК).
Описание местности,объекта осуществляется от общего к частному, например: «Объектом осмотраявляется квартира №… дома №… по ул. Седых в г. Минске. Квартира находится втретьем подъезде на седьмом этаже, расположена справа при выходе из лифта...»[21, c. 42].
При описании предметовнеобходимо указывать наименование, материал, размеры, при необходимости — вес,форму, окраску, иные особенности (в зависимости от объекта осмотра).
При осмотре документауказывается наименование, внешний вид, при необходимости — размеры, реквизиты(где, когда, кем, кому выдан, наличие печати, подписи) и та часть -содержаниядокумента, которая имеет значение для уголовного дела.
При осмотре животных впротоколе необходимо отразить вид животного, породу, масть, пол, возраст,отметины (принадлежность, например тавро), индивидуальные признаки и т. д.
Подробно в протоколенеобходимо указывать обстоятельства, предметы, которые могут иметь значение дляуголовного дела (наличие следов взлома, следы орудий преступлений, подробноеописание предметов, которые изымаются).
Протокол должен бытьобъективным описанием всего обнаруженного в ходе осмотра. В нем не должнысодержаться объяснения, толкования обнаруженных фактов, явлений, изложенияпредставлений следователя о механизме образования тех или иных обнаруженныхследов.
Как мы уже указываливыше, протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной изаключительной.
Во вводной частипротокола указывается:
— наименованиедокумента («протокол осмотра места происшествия», «протоколосмотра предметов» и т. д.);
— дата, время начала иокончания осмотра;
— должность, звание(классный чин), фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— основанияпроизводства осмотра (сообщение или заявление о преступлении, ссылка на материалыуголовного дела);
— фамилия, имя,отчество понятых (если они участвуют в проведении осмотра), их домашние адреса;
— должность, фамилия иинициалы иных участвующих в осмотре лиц (специалист, оперуполномоченный,участковый инспектор милиции, владелец жилища и т. д.);
— ссылки на статьи УПК,регламентирующие проведение осмотра, а также объект осмотра;
— отметка о разъясненииправ и обязанностей участникам следственного действия, а также порядкапроизводства осмотра;
— технические средства,применяемые в ходе осмотра, условия и порядок их использования;
— условия проведенияосмотра (погода, температура окружающей среды, освещенность) [22, c.129].
В описательной частипротокола излагаются обстоятельства, установленные в ходе осмотра. Еслипроводится осмотр места происшествия (осмотр жилища, участка местности), тоописательная часть начинается с указания координат места происшествия. Описаниеместности, объекта осуществляется от общего к частному. В случае составления входе осмотра схемы в протоколе допустима отсылка к имеющимся на нейобозначениям.
Заключительная частьпротокола содержит:
— перечень предметов,изъятых в ходе осмотра, с указанием места их обнаружения, способа упаковки.Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к уголовномуделу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются за подписью следователя,дознавателя и лиц, участвующих в осмотре.
Так как осмотр местапроисшествия проводится в большинстве случаев до возбуждения уголовного дела,то вести речь об относимости изъятого предмета с точки зрения его роли вустановлении предмета доказывания очень сложно. Следует лишь предполагать означении изымаемого предмета для расследования, если оно будет проводиться.Словосочетание «отношение к уголовному делу» при буквальном толкованииможет вызвать трудности у правоприменителя, поскольку при изъятии предметов входе осмотра места происшествия неясно, будет ли вообще возбуждено уголовноедело [27, с. 48];
— указание наприменение фотосъемки, видеозаписи (протокол осмотра должен содержать отметку отом, что видеозапись воспроизведена участникам осмотра);
— отметку осоставленных планах, чертежах, схемах, изготовленных слепках, оттисках следов(названные приложения к протоколу имеют доказательственное значение лишь в томслучае, когда они отражены в протоколе осмотра);
— отметку о том, чтопротокол прочитан вслух лицом, его составившем, либо выполнена собственноручнаязапись участников о прочтении протокола;
— внесенные в протоколзамечания, дополнения и исправления, которые должны быть удостоверены подписямилиц, внесших их [21].
Протокол подписываетсявсеми участниками следственного действия, при этом понятые подписывают каждуюстраницу протокола.
При составлениипротокола осмотра места происшествия чаще допускаются следующие ошибки: дописки,записи различными чернилами (без указания причин), небрежность, неразборчивыйпочерк, отсутствие в протоколе подписей участников, указаний на приложения,схемы, планы, нарушение последовательности осмотра (отсутствие логики приописании наблюдаемых объектов).
Далее рассмотримособенности процессуального оформления результатов освидетельствования.Допроизводства освидетельствования обязательно вынесение постановления опроизводстве освидетельствования. В этом отличие процессуального оформленияосвидетельствования от процессуального оформления осмотра. В остальномпроцедура во многом сходна. По окончании освидетельствования также составляетсяпротокол, который также состоит из вводной, описательной и заключительнойчастей.
Протоколосвидетельствования составляется с соблюдением требований ст. 193, 194 и 206УПК и является источником доказательств согласно ст. 99 УПК.
Во вводной частипротокола указываются:
— место и времяосвидетельствования;
— должность,специальное звание, фамилия, инициалы лица, производящего освидетельствование;
— ссылки на статьи УПК;
— сведения о личностиосвидетельствуемого;
— сведения о лицах,принимавших участие в освидетельствовании;
— отметка о разъясненииучастникам освидетельствования их прав и обязанностей.
В описательной частипротокола отражаются процессуальные действия в том порядке, в каком онипроизводились, а также выявленные при производстве освидетельствованиясущественные для данного уголовного дела обстоятельства.
В случае обнаружениятелесных повреждений необходимо описать их локализацию, размеры, форму и т. д.
Если следователь,дознаватель не присутствовали при освидетельствовании, то сведения о следахпреступления и особых приметах, обнаруженных на теле освидетельствуемого,фиксируются в протоколе со слов врача.
Обнаруженные следыпреступления и особые приметы целесообразно обозначать на контурной схемечеловека. Особые приметы фиксируются путем указания их локализации, описания ихконфигурации, рисунка, содержания надписи на татуировке и т. д.
Если в ходе освидетельствованияизымалось подногтевое содержимое или изготавливались контактные пробы с рук илииных участков тела освидетельствуемого, брались пробы влагалищной слизи,изымались следы крови, спермы и других выделений человеческого организма, то впротоколе описываются действия следователя или врача и применяемые средстваобнаружения и изъятия.
Заключительная частьпротокола содержит сведения об:
— обнаруженных следахпреступления и особых приметах;
— изъятых объектах;
— ознакомленииучастников освидельствования с протоколом;
— поступившихзаявлениях, дополнениях лиц, принимавших участие в следственном действии [21, c.52].
Протокол подписываютвсе участники следственного действия.
Вывод:Процессуальное оформление результатов следственного осмотра и освидетельствованияпроизводится посредством оформления протокола осмотра и протоколаосвидетельствования соответственно. Как протокол осмотра, так и протоколосвидетельствования состоят из трех частей: вводной, описательной изаключительной.
До производства освидетельствованияобязательно вынесение постановления о производстве освидетельствования. В этомотличие процессуального оформления освидетельствования от процессуальногооформления осмотра.
Заключение
Таким образом,рассмотрев проблему осмотра и освидетельствования в уголовном процессе,подведем некоторые итоги.
Как видно из рассмотренныхнами вопросов результаты осмотра могут быть использованы при проведении почти всехследственных действий. Осмотр места происшествия является отправной точкой не толькона первоначальном этапе расследования, но и на протяжении всего предварительногоследствия. Из протокола осмотра места происшествия можно получить максимальное количествоинформации – розыскной, характеризующей совершение преступления и личность преступника,доказывающей вину преступника. Информацию эту можно получить, если относиться кпроведению этого следственного действия с особой тщательностью и вниманием, а непроводить его формально.
Промедление с осмотромместа происшествия может привести к изменению обстановки, невосполнимой утратеследов и иных вещественных доказательств, что значительно затруднит дальнейшеерасследование. Упущения и ошибки, допущенные при организации и проведенииосмотра места происшествия (также как и других первоначальныхоперативно-розыскных и следственных действий), как правило, в дальнейшей работевосполнить или исправить очень трудно или невозможно.
В условиях сложной криминогеннойобстановки в стране, вызванной ростом преступлений, особое значение в деятельностиправоохранительных органов приобретают такие качества как высокий профессионализмв работе, умение правильно и своевременно принять возможности уголовного процесса.Просчеты, связанные с неумелым применением уголовного процесса и использованиемвещественных доказательств нередко приводят к нарушению процессуального законодательства,регламентирующего предварительное следствие, а отсутствие должного профессиональногоуровня следователей приводит к тому, что следственные осмотры, а в частности осмотрместа происшествия проводится формально, в результате чего результаты его либо вообщене используются в ходе следствия, либо используются не в полной мере.
Учитывая важность и значимостьследственных осмотров как следственного действия, практическим работникам органоввнутренних дел необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень,быть в курсе возможностей уголовного процесса. Выполнение этих условий, вконечном итоге приведет к облегчению выполнения задач, стоящих перед органамивнутренних дел.
Освидетельствование — разновидность осмотра (осмотр тела живого человека). Необходимость выделениясамостоятельного следственного действия обусловлена спецификой данного осмотра.Так, объектом освидетельствования является тело живого человека. Цель освидетельствования- обнаружение особых примет, следов преступления именно на теле человека.Освидетельствование носит ярко выраженный принудительный характер, проводитсятолько в отношении определенных участников процесса.
На основаниипроведенного исследования выносим следующие предложения по усовершенствованиюзаконодательства в области осмотра и освидетельствования:
— Считаем необходимымст. 206 УПК дополнить ч. 6 примерно следующего содержания: «Одновременно сосвидетельствованием возможно проведение осмотра одежды и обувиосвидетельствуемого».
— В ст. 205 УПК речьидет об осмотре трупа человека, однако прямо это не указывается. В этой связи,предлагаем конкретизировать ч. 1 ст. 205 УПК.
— Ч. 9 ст. 204 УПКдолжна быть дополнена текстом следующего содержания: «При невозможностиобеспечить участие указанных лиц, допускается проведение осмотра без ихучастия. В таких случаях участие понятых обязательно».
Список используемых источников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. 17 октября 2004 г.) / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 40с.
2. Уголовно-процессуальныйкодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 5 мая 2010 г. // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. — 2010. — № 14. — 2/1659.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 22.112001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 января2009 г. – М.: Омега-Л, 2009. – 224 с.
4. Процессуально-исполнительныйкодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Принят Палатойпредставителей 6 декабря 2006 г.: одобрен Советом Республики 14 декабря 2006г.: текст Кодекса по состоянию на 5 февраля 2010 г. – Минск: Амалфея, 2010. –204 с.
5. Оздравоохранении: Закон Республики Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII // Консультант Плюс: БеларусьТехнология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
6. О Государственнойслужбе медицинских судебных экспертиз: Указ президента Республики Беларусь, 29декабря 2001 г., № 808 // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовой информ.Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
7. Об утвержденииПоложения о порядке медицинского освидетельствования водителей транспортныхсредств, самоходных машин для установления факта употребления алкоголя,наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающихвеществ и состояния опьянения: Постановлением Совета министров РеспубликиБеларусь, 18 декабря 2002 г., № 1773 // Консультант Плюс: Беларусь Технология3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
8. Об утвержденииПоложения о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц дляустановления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманическихсредств и состояния опьянения: Постановление Министерства здравоохраненияРеспублики Беларусь, 18 февраля 2003 г., № 10 // Консультант Плюс: Беларусь Технология3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
9. О постановке нацентрализованный учет Министерства внутренних дел Республики Беларусь сведенийоб отдельных категориях захороненных лиц: Постановление Министерства внутреннихдел Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйстваРеспублики Беларусь, 4 апреля 2005 г., № 104/12 // Консультант Плюс: БеларусьТехнология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
10. Об утверждении Положенияо порядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией илитоксикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам,страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией: ПостановлениеМинистерства здравоохранения Республики Беларусь, 10 июля 2002 г., № 53 //Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск,2010.
11. Об утвержденииИнструкции о мерах безопасности при осуществлении осмотров сотрудниками органоввнутренних дел мест дорожно- транспортных происшествий: ПостановлениеМинистерства внутренних дел Республики Беларусь, 23 марта 2004 г., № 66 // КонсультантПлюс: Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
12. Об утвержденииИнструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информацииобисчезновении лиц и организации их розыска: Постановление Министерствавнутренних дел Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, 28 августа2003 г., № 205/16 // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 [Электронныйресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2010.
13. Об утвержденииИнструкции об организации кинологической работы в органах внутренних делРеспублики Беларусь: Постановление Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь, 26 сентября 2005 г., № 299 // Консультант Плюс: Беларусь Технология3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
14. О применениисудами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества: Постановлениепленума Верховного суда Республики Беларусь, 21 декабря 2001 г., № 15 //Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. реестр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск,2010.
15. О нормативныхправовых актах и методических документах Белорусской государственной службысудебно-медицинской экспертизы: Приказ Белорусской государственной службысудебно-медицинской экспертизы, 1 июля 1999 г., № 38-с // Консультант Плюс: БеларусьТехнология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
16. Борико,С.В. Уголовный процесс: Учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2010. – 399 с.
17. Гаврилов,M B.Осмотр при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации / М.В.Гаврилов, А.Н. Иванов. — М.: Юрлитинформ, 2007. – 89 с.
18. Кукреш,Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. Пособие / Л.И. Кукреш. — Минск:Тесей, 2000. – 314 с.
19. Криминалистика:учебник / Т.В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. — М.: Норма, 2002. — 614 с.
20. Логвин,В. Некоторые процессуальные вопросы осмотра места происшествия / В. Логвин, В.Матвейчев // Судебный вестник. — 2008. — № 1. — С. 69.
21. Мытник,П.В. Следственные действия: Лекция / П.В. Мытник. – Минск: Акад. МВД Респ.Беларусь, 2010. – 133 с.
22. Тетерин,Б.С. Возбуждение и расследование уголовного дела / Б.С. Тетерин. – Минск:Тесей, 2001. – 286 с.
23. Шостак,М.А. Уголовный процесс / М.А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 630 с.
24. Шейфер,С.А. Правовая регламентация следственных действий в новом УПК РФ / С.А. Шейфер //Государство и право. — 2003. — № 2. — С. 56.
25. Татьянина,Л.Г. Освидетельствование как следственное действие / Л.Г. Татьянина // Российскийследователь. — 2004. — № 1. — С. 7-9.
26. Логвин,В. Освидетельствование: процессуальные и криминалистические проблемы ивозможные пути их решения / В. Логвин, М. Кашинский, Ю. Матвейчев // ЮстицияБеларуси. — 2009. — № 7. — С. 46.
27. Феоктистов,А. Положения УПК об осмотре / А. Феоктистов // Законность. — 2007. — № 7. — С.48-49.
/>