Оглавление
Введение
Глава 1. Правительство Российской в системе органовгосударственной власти Российской Федерации
1.1 Понятие и правовое регулирование деятельностиПравительства Российской Федерации
1.2 Место правительства Российской Федерации в системеорганов государственной власти
Глава 2. Основные функции Правительства РФ и порядок ихреализации
2.1 Функции Правительства Российской Федерации вэкономической и социально-культурной сфере
2.2 Функции Правительства Российской Федерации в политическойсфере
2.2 Порядок реализации функций Правительством РоссийскойФедерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Введение
В соответствии сКонституцией Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. в Российской Федерацииустановлена организованная система государственной власти, базирующаяся напринципе разделения властей, федерализма, разграничении полномочий икомпетенций между различными ветвями власти, их взаимодействии. Эффективностьработы данной конституционной модели на практике очень важна, ведь приэффективной работе государственной власти во многом обеспечивается удовлетворениеинтересов ее граждан, реализация их прав, поддержание общественного порядка ирежима законности. Огромная роль при этом отводится исполнительной власти, ведьименно она осуществляет реализацию законов, программ развития, поддержаниепорядка на практике. Именно поэтому я и выбрал данную тему в качестве объектарассмотрения, так как основой исполнительной власти в России являетсяПравительство Российской Федерации. Проблемы исполнительной власти достаточношироко освещены научных трудах Баглая М.В. Кудрявцева С.В, Окунькова Л.А. идругих исследователей.
Цельюсвоей работы я ставлю рассмотреть организацию, структуру, и полномочияПравительства РФ, правовое регулирование его деятельности и порядок прекращенияполномочий. Чтобы достигнуть цели на рассмотрение считаю целесообразным вынестиследующие задачи:
· Дать понятие Правительства РФ и краткорассмотреть основную нормативно-правовую базу организации его деятельности
· Охарактеризовать место ПравительстваРФ в системе государственной власти страны
· Раскрыть основные функции ПравительстваРФ в экономической и социально-культурной сфере
· Раскрыть основные функцииПравительства РФ в политической сфере
· Рассмотреть порядок реализации ПравительствомРФ возложенных на него функций
Объект исследования — общественныеотношения в сфере осуществления исполнительной власти, их закрепление в законеи реализация в повседневной жизни.
Предметом изучения является институтПравительства РФ в системе государственной власти через его правовые основы,структуру и полномочия.
Пути решения поставленных задач.Основные методы, которыми я руководствовался в своем исследовании, былиобщенаучные методы: диалектический, аналитический, специально-юридический, сравнительно-правовой,исторический.
Структуру работы составляют введение,пять параграфов и заключение. Приведен список используемой литературы.
Глава 1. Правительство Российской в системеорганов государственной власти Российской Федерации
1.1 Понятие и правовое регулированиедеятельности Правительства Российской Федерации
Спринятием Конституции 1993г. качественно по новому встал вопрос о соотношенииисполнительной власти и Правительства. Конституция 1978г дает следующееопределение: Совет Министров – Правительство — орган исполнительной власти[1],тогда как Конституция 1993 года гласит: исполнительную власть РоссийскойФедерации осуществляет Правительство Российской Федерации[2].Правительство Российской Федерации — высший исполнительный органгосударственной власти Российской Федерации.[3]Такоеопределение официально указано в законе.
ДеятельностьПравительства Российской Федерации имеет четкую законодательную регламентациюОсновными нормативно — правовыми актами, осуществляющими такое регулирование,являются:
1.КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г. Конституционным положениям оПравительстве Российской Федерации посвящена глава 6 Конституции РФ.Устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляетПравительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства,заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Определяютсяполномочия, статус Председателя Правительства, его взаимоотношения с другимиорганами государственной власти. Данные положения являются определяющими,основополагающими. Именно на них, в соответствии с принципом ВерховенстваКонституции, и будут строиться остальные нормативно — правовые акты.
2.Федеральный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве РоссийскойФедерации»[4].По основополагающим отраслям общественной жизни предусмотрено принятиефедеральных конституционных законов. Принят такой закон и по Правительству, какоснове исполнительной власти страны. Правительство Российской Федерацииявляется органом государственной власти Российской Федерации. Глава перваязакона устанавливает следующие основополагающие положения[5]:
· Правительство Российской Федерацииосуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указовПрезидента Российской Федерации.
· Правительство Российской Федерации всвоей деятельности руководствуется принципами верховенства КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральныхзаконов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей,ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
· Правительство Российской Федерации впределах своих полномочий организует исполнение Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указовПрезидента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства РоссийскойФедерации.
· ПравительствоРоссийской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
· Правительство Российской Федерацииявляется коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительнойвласти в Российской Федерации.
· Остальные главы закона устанавливаютполномочия и структуру Правительства, обеспечение его деятельности, еговзаимоотношения с Президентом РФ, с Федеральным Собранием и судебной властью, сорганами власти субъектов Российской Федерации.
3.Постановление Правительства от 1 июля 2004г № 260 « О регламенте ПравительстваРоссийской Федерации и положении об аппарате Правительства РоссийскойФедерации»
Настоящий Регламент в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным конституционным законом «О ПравительствеРоссийской Федерации», иными федеральными законами и указами ПрезидентаРоссийской Федерации устанавливает правила организации деятельности ПравительстваРоссийской Федерации по реализации его полномочий.
Правила организации деятельностифедеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а такжеправила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в ихведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаютсярегламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительнойвласти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством[6].Таким образом, данный нормативно правовой акт определяет лишь конкретно порядоки организацию работы Правительства, планирование подготовку и проведение егозаседаний, порядок внесения на рассмотрение проектов и их рассмотрение,законодательную деятельность Правительства РФ, его координационные и другиеорганы.
4.УказПрезидента от 12 мая 2008г. № 724 « Вопросы системы и структуры федеральных органовисполнительной власти». Данным указом определяется конкретно структура всейсистемы исполнительной власти страны, причем определяется она вновь свступлением в должность нового Президента, соответствующим указом. Президентопределяет, какие структуры образовать, а какие упразднить, определяетиерархическое отношение конкретных органов между собой, в целяхсовершенствования эффективности всей системы. Под структурой понимаетсяминистерство, служба, агентство, комитет либо иной орган исполнительной власти.
6.Указ Президента от 10.06.1995 № 1185 « Об обеспечении взаимодействия ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации[7]».Данный нормативно-правовой акт был принят в целях обеспечения реализацииконституционных полномочий Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации до принятия законов о Правительстве Российской Федерации ио федеральных органах исполнительной власти, а также согласованной деятельностиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Итак,мы рассмотрели основную нормативно-правовую базу организации ПравительстваРоссийской Федерации, Конечно, она не ограничивается только данными актами,существуют многие другие, но все же основными являются вышеуказанные.
Итак, ПравительствоРоссийской Федерации — высший исполнительный орган государственной властиРоссийской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами регламентирующимидеятельность Правительства Российской Федерации являются Конституция РоссийскойФедерации, Федеральный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О ПравительствеРоссийской Федерации, Постановление Правительства от 1 июля 2004г № 260 « Орегламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппаратеПравительства Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
1.2 Место правительства РоссийскойФедерации в системе органов государственной власти
Природа и местоПравительства Российской Федерации в системе органов государственной власти впроцессе проведения с конца 80-х годов политической реформы и конституционныхпреобразований существенно менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изменениямии дополнениями, внесенными Законом от 27 октября 1989 г.)[8]Совет Министров РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органомгосударственной власти РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездомнародных депутатов и Верховным Советом РСФСР. Поскольку в компетенции данныхвысших представительных органов государственной власти советского типа былоосуществление не только законодательной функции, но и полномочий по исполнениюзаконов, Совет Министров был правомочен решать вопросы государственногоуправления, отнесенные к ведению РСФСР, за исключением тех, которые входили вкомпетенцию Съезда народных депутатов и Верховного Совета[9].
С введением постаПрезидента РСФСР на основе решений референдума 1991 г. Правительство быловключено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой ПрезидентомРоссийской Федерации, как орган, подотчетный Президенту Российской Федерации. Закон«О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», принятый22 декабря 1992 г[10].урегулировал отношения в сфере осуществления исполнительной власти в РоссийскойФедерации с учетом того, что Президент Российской Федерации был наделенполномочиями по руководству деятельностью Совета Министров. При этом вопросыисполнительной власти были целиком сосредоточены в руках Президента иПравительства вследствие того, что Конституция провозгласила в качественезыблемой основы конституционного строя разделение властей (ст. 3 Конституции1978 г.).
Принятие Конституции 1993г. знаменует новый этап в развитии института исполнительной власти, дляхарактеристики которого определяющее значение имеют положения Конституции,согласно которым Правительство самостоятельно осуществляет государственнуювласть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации,Федеральным Собранием и судами Российской Федерации (ст. 10 и 11 Конституции).В текст новой Конституции не была включена формула прежней Конституции оподотчетности федерального Правительства Президенту, поскольку ПрезидентРоссийской Федерации провозглашен главой государства, а не главойисполнительной власти. Правительство действует на основе указов Президента, и вслучае противоречия актов Правительства Конституции, федеральным законам иуказам Президента они могут быть отменены Президентом Российской Федерации[11].
Правительство РоссийскойФедерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в определенныхею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в РоссийскойФедерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечиваетосуществление полномочий федеральной государственной власти на территорииРоссийской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов РоссийскойФедерации в системе исполнительной власти[12].По предметам ведения Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации попредметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации главыадминистраций подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации. Впорядке обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти навсей территории Российской Федерации контроль за осуществлением полномочий главадминистраций осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации(см. Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969)[13].При Правительстве Российской Федерации по предложению администраций субъектовРоссийской Федерации учреждаются их представительства и назначаютсяруководители представительств. Так, образованы представительства администрацийБрянской, Магаданской, Тульской, Самарской, Ивановской областей (СЗ РФ, 1995, N3, ст. 223; N 7, ст. 574; N 14, ст. 1257; N 29, ст. 2846; N 44, ст. 4215),других областей и автономных округов.
Федеральные органыисполнительной власти находятся в ведении Правительства Российской Федерации,за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий ПрезидентаРоссийской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации всоответствии с федеральными законодательными актами. В пределах своейкомпетенции Правительство Российской Федерации утверждает Положения офедеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания идеятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральныхорганов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иныхфедеральных органов исполнительной власти.
Конституция 1993 г.изменила характер взаимоотношений органов законодательной и исполнительнойвласти, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. Онавывела Правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив заГосударственной Думой контроль в ключевой сфере — бюджетной политике. Правительствопредставляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об исполнениифедерального бюджета за прошедший финансовый год. В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации Правительство дает заключения по законопроектам, требующимфинансирования из федерального бюджета, в том числе о введении или отмененалогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, обизменении финансовых обязательств государства и другим.
Правительство какисполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы.При этом в законах зачастую не только определяется компетенция Правительства всоответствующей сфере, но и даются ему определенные поручения. Деятельностьфедерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами ФедеральногоСобрания практики реализации конкретных законов.
В соответствии сКонституцией с Государственной Думой должно быть согласовано назначениеПредседателя Правительства. Государственная Дума вправе вынести вотум недоверияПравительству.
Как субъектзаконодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку значительнойчасти законопроектов, назначает официальных представителей в ГосударственнойДуме, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработкезаконопроектов.
В целях обеспечениявзаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания Правительствомпринято специальное Постановление от 16 декабря 1994 г. N 1392, которымобразовано Представительство Правительства в Федеральном Собрании в составестатс-секретарей — заместителей министров Российской Федерации и других лиц,назначаемых Правительством, и утверждено Положение об этом Представительстве[14].
Члены Правительствавправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания и бытьвыслушанными, как и официальные представители Правительства, при рассмотрениисоответствующих законопроектов.
Конституция РоссийскойФедерации предоставляет право Правительству Российской Федерации обращаться вКонституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии КонституцииРоссийской Федерации федеральных законов, нормативных актов федеральных органовгосударственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативныхактов субъектов Российской Федерации, некоторых других правовых актов,определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции РоссийскойФедерации, а также в связи с разрешением споров о компетенции (статья 125Конституции Российской Федерации).
Конституция 1993 г.конкретно определяет круг высших должностных лиц, которые входят в составПравительства Российской Федерации. Это Председатель Правительства, заместителиПредседателя и федеральные министры. Следует отметить, что в силу КонституцииРСФСР 1978 г. и Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «ОСовете Министров — Правительстве Российской Федерации», помиморуководителей федеральных органов исполнительной власти, в состав ПравительстваРСФСР входили по должности председатели Советов Министров республик в составеРоссии. Закон «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации»предусматривает также вхождение в состав Совета Министров руководителя аппаратаСовета Министров (см. ст. 7 Закона)[15].
Если в соответствии спрежней Конституцией на назначение министров иностранных дел, обороны,безопасности, внутренних дел Президенту требовалось согласие Верховного Совета(см. ст. 109 (п. 3 ч. 1), 121-5 (п. 5) Конституции Российской Федерации 1978 г.в редакции Закона от 9 декабря 1992 г. — ВВС РФ, 1993, N 2, ст. 55), то по действующейКонституции весь состав Правительства утверждается Президентом РоссийскойФедерации, при этом согласие Государственной Думы дается только на назначениеПредседателя Правительства.
Действующая структурафедеральных органов исполнительной власти включает Правительство РоссийскойФедерации, а также федеральные органы исполнительной власти, которыеподразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органыисполнительной власти.
1. Подробнеесистема федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента от 12 мая 2008г. №724 « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральныхминистерств, федеральных служб России, российских агентств.
Таким образом, ПравительствоРоссийской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти вРоссийской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечиваетосуществление полномочий федеральной государственной власти на территорииРоссийской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов РоссийскойФедерации в системе исполнительной власти.
структурафункция полномочие правительство
Глава 2. Функции Правительства РФ ипорядок их реализации
2.1Функции Правительства Российской Федерации в экономической исоциально-культурной сфере
Государственнаяфункция, осуществляемая исполнительной властью, — этоорганизационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов,принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, иныхнормативных правовых актов.[16]
Иначеговоря, под функциями Правительства Российской Федерации понимают его основныенаправления деятельности. Согласно Конституции РФ функциями ПравительстваРоссийской Федерации являются[17]:
1) разрабатывает ипредставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает егоисполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своейдеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
2)обеспечение проведения в Российской федерации единой финансовой, кредитной иденежной политики;
3)обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики вобласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии;
4)осуществление управления федеральной собственностью;
5)осуществление мер по обеспечению страны, государственной безопасности,реализации внешней политики Российской Федерации;
6)осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охранесобственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7)осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ,федеральными законами, указами Президента РФ.
Данныефункции можно разделить по сферам жизнедеятельности общества и государства.Функции, обозначенные п. 1) и 2), являются экономическими функциямиПравительства. Рассмотрим их подробнее.
Итак,первая функция — разработка и представление Государственной Думе федеральногобюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчетаоб исполнении федерального бюджета; представление Государственной Думеежегодного отчета о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой.ПравительствоРФ играет ключевую роль в бюджетном процессе. Конституция наделяетПравительство полномочием по разработке федерального бюджета, котороеконкретизировано в специальном федеральном законе — БК РФ[18].Более подробную конкретизацию данный процесс получает в ПостановленииПравительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 «О порядкесоставления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственныхвнебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановыйпериод»
(с изменениями от 31 марта, 25 июня, 28 сентября 2009 г.[19])
БК РФпредусматривает, что составление проектов бюджетов — исключительная прерогативаПравительства (п. 1 ст. 171). БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г. в качествеоснований для составления бюджета, называет Бюджетное послание Президента,прогноз социально-экономического развития соответствующей территории, основныенаправлениях бюджетной и налоговой политики (п. 2 ст. 172). Каждое изперечисленных оснований, из которых исходит Правительство при составлениибюджета, раскрывается в конкретных статьях БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г.(ст. 170, 173).
Статья184 БК РФ в ред. От 28 ноября 2009 г. предусматривает, что составление проектафедерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до началаочередного финансового года, оно осуществляется в соответствии с бюджетнойполитикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента. В редакции БК РФ,созданной ФЗ от 28 ноября 2009 г. г, названная статья не устанавливает точногосрока, предусматривая, что порядок и сроки составления проекта федеральногобюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФустанавливаются Правительством с соблюдением требований, установленных даннымКодексом.
БК РФпредусматривает, что непосредственное составление проекта федерального бюджетаосуществляется Министерством финансов РФ (п. 2 ст. 171).
Подпредставлением федерального бюджета необходимо понимать внесение Правительствомв Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете. Всоответствии с БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г… Правительство вносит нарассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26августа текущего года. В части срока внесения законопроекта редакция БК РФ непретерпела изменений. Одновременно с законопроектом Правительство представляетв Государственную Думу ряд документов и материалов прогностического ианалитического характера[20].
Исполнениефедерального бюджета обеспечивается Правительством: процесс исполненияорганизует Федеральное казначейство, которое находится в ведении Министерствафинансов.
Правительствообязано представлять Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета. В п. 2 ст. 264.7 БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г. определено, чтоотчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девятьмесяцев текущего финансового года утверждается Правительством и направляется вГосударственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ. Годовой отчет обисполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой иутверждению федеральным законом
Втораяфункция — обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежнойполитики. Примечательно, что понятие «финансовая политика» отделеноот понятий «кредитная политика» и «денежная политика», хотякредиты и деньги относятся к финансам. Это дает возможность рассматриватьфинансовую политику как включающую в себя налоговую политику, а также политикув области бухгалтерского учета и аудита. Из такого же понимания исходит иКонституционный Суд, который в своих решениях неоднократно обращался к анализупонятия «единая финансовая политика».
Например,в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-О указано, что принцип единойфинансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закрепленыв ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее ст. 114 (п. «б» ч.1), согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой,кредитной и денежной политики. Эти положения развивают одну из основконституционного строя РФ — принцип единства экономического пространства (ст.8, ч. 1), означающий в том числе, что на территории РФ не допускаетсяустановление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствийдля свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), аограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии сфедеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защитыжизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74)[21].
ВПостановлении от 1 апреля 2003 года N 4-П[22]отмечается, что из ст. 71 (п. «ж», «р») Конституции РФ вовзаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. «б» ч. 1)следует, что в РФ официальный бухгалтерский учет служит инструментомфинансового регулирования и проведения единой финансовой (в том численалоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права наинформацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной напринципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции ириске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единогорынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционногостроя РФ.
ВОпределении от 25 декабря 2003 г. N 455-О[23]указано, что единство экономического пространства как одна из основконституционного строя РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) гарантируется, вчастности, осуществлением находящейся в ведении РФ (п. «а»,«е», «ж», «о» ст. 71; ч. 3 ст. 75 Конституции РФ)единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику;установлением правовых основ единого рынка; федеральным финансовым, в том числебюджетным, регулированием; принятием гражданского, гражданско-процессуального иарбитражно-процессуального законодательства; формированием федеральныхэкономических служб, к которым относятся и налоговые органы.
Данныеправовые позиции показывают, что единая финансовая (в том числе налоговая)политика направлена на поддержание такой важнейшей основы конституционногостроя РФ, как единство экономического пространства, а также на обеспечениепринципа единства налоговой системы. Ее осуществление реализуетсяПравительством через систему находящихся в ее ведении федеральных экономическихслужб (Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство и т.д.), а такжепосредством таких инструментов, как бухгалтерский учет и аудит.
Единаякредитная и денежная политика осуществляется Правительством путем осуществленияследующих мер: регулирование рынка ценных бумаг, управление государственнымвнутренним и внешним долгом РФ, валютное регулирование и валютный контроль,руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностраннымигосударствами, разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен(ст. 15 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. о Правительстве РФ, в ред. от 30 января 2007г.). Некоторые из названных мер осуществляются Правительством во взаимодействиис Банком России (п. 1 ст. 4 ФЗ о ЦБ РФ).
Некоторыеэкономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчатьфункционирование рыночной системы. К их числу можно отнести[24]:
1.Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективномуфункционированию рыночной экономики.
2.Защита конкуренции.
3.Перераспределение доходов и богатства.
4.Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структурынационального продукта.
5.Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции,стимулирование экономического роста.
Функция,обозначенная п. 3) является функцией Правительства Российской Федерации всоциально-культурной сфере. Функции Правительства по обеспечению единойполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальногообеспечения, экологии вытекают из требований ст. 72 Конституции РФ овзаимодействии РФ и ее субъектов по вопросам природопользования, охраныокружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемыхприродных территорий; охраны памятников истории и культуры (п. «д»),по общим вопросам воспитания, образования, науки, культуры, физической культурыи спорта (п. «е»), при координации вопросов здравоохранения, а такжепо вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты,включая социальное обеспечение (п. «ж»)[25].
Вцелях реализации данного конституционного положения ФКЗ о Правительстве РФ[26]относит к полномочиям Правительства осуществление мер по реализации трудовыхправ граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы иобеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единойгосударственной миграционной политики, принимает меры по реализации правграждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства идетства, принимает меры по реализации молодежной политики, взаимодействует собщественными объединениями и религиозными организациями, разрабатывает иосуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а такжесанаторно-курортной сферы (ст. 16).
Крометого, Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержкиразвития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, атакже приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственноезначение, обеспечивает проведение единой государственной политики в областиобразования, определяет основные направления развития и совершенствованияобщего и профессионального образования, развивает систему бесплатногообразования, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение каккультурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследиянародов РФ (ст. 17).
Перечисленныеполномочия Правительства РФ конкретизируются в законодательных актах, вчастности в федеральных законах от 25 июня 2002 г. «Об объектахкультурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», от 29апреля 1999 г.[27]«О физической культуре и спорте в РФ», от 15 марта 1998 г.[28]«О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второймировой войны и находящихся на территории РФ», от 17 июля 1999 г.[29]«О государственной социальной помощи», от 22 августа 1996 г.[30]«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[31]и др.
Таким образом,Правительство РФ выполняет экономические функции, выражающиеся в разработке ипредставлении Государственной Думе федерального бюджета, обеспечения егоисполнения, отчетность по его исполнению, а также обеспечивает проведение вРоссийской федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Крометого, в экономической теории выделяют и иные экономические функцииПравительства, имеющие целью поддержать и облегчать функционирование рыночнойсистемы. Функции Правительства по обеспечению единой политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии являются функциями Правительства в социально- культурной сфережизнедеятельности общества.
2.2 Функции Правительства РоссийскойФедерации в политической сфере
Мерыпо реализации Правительством функций в политической сфере состоят в обеспечениипредставительства РФ в иностранных государствах и международных организациях,заключении, в пределах предоставленных полномочий, международных договоров РФ,обеспечении выполнения обязательств РФ по международным договорам, а такженаблюдении за выполнением другими участниками указанных договоров ихобязательств, отстаивании геополитических интересов РФ, защите граждан РФ запределами ее территории, осуществлении регулирования и государственногоконтроля в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-техническогои культурного сотрудничества (ст. 21 ФКЗ о Правительстве).
Пункт2 ст. 3 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[32]определяет виды международных договоров РФ: межгосударственные,межправительственные, договоры межведомственного характера. В подпунктах«а» и «б» п. 1 ст. 11 данного ФЗ установлено, чтоПравительством принимаются решения о проведении переговоров и о подписаниимеждународных договоров РФ по вопросам, относящимся к ведению Правительства, имеждународных договоров, заключаемых от имени Правительства. Важно отметить,что Правительство наделено полномочием реализовывать внешнюю политику.Определяет же основные направления внешней политики государства Президент (ч. 3ст. 80 Конституции). В этой связи усмотрение Правительство при заключениимеждународных договоров является ограниченным и не подлежит расширению.
Креализации Правительством внешней политики отчасти можно отнести и меры,осуществляемые им в области экспортного контроля и таможенных отношений (в томчисле при установлении размеров таможенных тарифов). Так, Правительство,согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»[33],организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля,в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля.Конституционный Суд в своих постановлениях неоднократно указывал, что таможенноерегулирование направлено на защиту конституционных ценностей, таких, каксуверенитет и экономическая безопасность РФ (например, Постановление от 14 мая1999 г. N 8-П). Названные меры можно также отнести к полномочию Правительствапо осуществлению единой финансовой политики.
Итак,функции Правительства РФ в политической сфере состоят в обеспечениипредставительства РФ в иностранных государствах и международных организациях,заключении, в пределах предоставленных полномочий, международных договоров РФ,обеспечении выполнения обязательств РФ по международным договорам, а такженаблюдении за выполнением другими участниками указанных договоров ихобязательств, отстаивании геополитических интересов РФ, защите граждан РФ запределами ее территории, осуществлении регулирования и государственногоконтроля в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международногонаучно-технического и культурного сотрудничества. Кроме того, к данным функциямможно отнести функции Правительства в области экспортного контроля и таможенныхотношений.
2.3 Порядок реализации функцийПравительством Российской Федерации
Правительствореализует возложенные на него функции при помощи своих структурных элементов(министерств, агентств, служб), а также при помощи Аппарата Правительства. Приэтом, порядок осуществления полномочий, разграничение компетенции междуэлементами строго урегулирован законодательством.
СтруктураПравительства строится следующим образом[34]:
1. ПредседательПравительства Российской Федерации.
2. 7 ЗаместителейПредседателя Правительства Российской Федерации (двух первых заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации, Заместителя Председателя ПравительстваРоссийской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерациии Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министрафинансов Российской Федерации.)
3. Федеральные министерства, федеральныеслужбы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляетПрезидент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства,подведомственные этим федеральным министерствам.
4. Федеральные министерства, руководстводеятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации,федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральнымминистерствам
Федеральные службы ифедеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляетПравительство Российской Федерации
Федеральнымконституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельностиПравительства Российской Федерации и организации контроля за выполнениеморганами исполнительной власти решений, принятых Правительством РоссийскойФедерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.
АппаратПравительства Российской Федерации — государственный орган, образованный дляобеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организацииконтроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. N 520-р утвержденаструктура Аппарата Правительства Российской Федерации:
— заместителиРуководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, полномочныепредставители Правительства Российской Федерации в палатах ФедеральногоСобрания Российской Федерации, в Конституционном Суде Российской Федерации,Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде РоссийскойФедерации;
— секретариаты Председателя Правительства Российской Федерации, ЗаместителяПредседателя Правительства Российской Федерации[2] и Руководителя АппаратаПравительства Российской Федерации — Министра Российской Федерации;
— административный департамент Правительства Российской Федерации;
— департаментгосударственного управления и местного самоуправления Правительства РоссийскойФедерации;
— департаментмассовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РоссийскойФедерации;
— департаментмеждународного сотрудничества Правительства Российской Федерации;
— департаментоборонной промышленности и высоких технологий Правительства РоссийскойФедерации;
— департаментотраслевого развития Правительства Российской Федерации;
— департаментрегионального мониторинга Правительства Российской Федерации;
— департаментсоциального развития и охраны окружающей среды Правительства РоссийскойФедерации;
— департаментэкономики и финансов Правительства Российской Федерации;
— правовойдепартамент Правительства Российской Федерации;
— департаментделопроизводства и контроля Правительства Российской Федерации;
— департаментуправления делами Правительства Российской Федерации.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1545-р Департаментделопроизводства и контроля Правительства Российской Федерации преобразован вДепартамент делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации,образован Департамент контроля и проверки выполнения решений ПравительстваРоссийской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15ноября 2007 г. № 1617-р образован Департамент регионального развития иагропромышленного комплекса Правительства Российской Федерации, упраздненДепартамент регионального мониторинга Правительства Российской Федерации.
Такимобразом, Правительство реализует свои функции через свою структуру (подчиненныеорганы), а также с помощью специально созданного органа — аппаратаПравительства.
Заключение
Итак,проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации и российскогозаконодательства, устанавливающие правовые основы деятельности ПравительстваРоссийской Федерации, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу,рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, чтоцели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал взаключении позволяет сделать следующие выводы:
1. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.Основными нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельностьПравительства Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации,Федеральный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ « О Правительстве РоссийскойФедерации, Постановление Правительства от 1 июля 2004г № 260 « О регламентеПравительства Российской Федерации и положении об аппарате ПравительстваРоссийской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
2. Правительство Российской Федерациивозглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации,образуемую федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечиваетосуществление полномочий федеральной государственной власти на территорииРоссийской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов РоссийскойФедерации в системе исполнительной власти.
3. Под функциями Правительствапонимаются его основные направления деятельности. Их можно разделить по сферамжизнедеятельности общества и государства на экономические, социальные,политические, культурные и т.д.
4. Правительство РФ осуществляет своифункции через структурные органы и Аппарат Правительства. Рорядок реализациифункций правительства регулируется и конкретизируется различныминормативно-правовыми актами, определяющими содержание и сущность данныхфункций. К примеру, функции Правительства по обеспечению единой политики вобласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии конкретизируются в таких федеральных законах как ФЗ «Об объектахкультурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», от 29апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в РФ», от 15 марта1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результатевторой мировой войны и находящихся на территории РФ», от 17 июля 1999 г.«О государственной социальной помощи», от 22 августа 1996 г. «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании»
Список нормативно-правовых актов илитературы:
Нормативно-правовыеакты
1. Конституция 1993г//«Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный конституционный закон«О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ",22.12.1997, N 51, ст. 5712
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст.3823
4. Закон «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», принятый 22 декабря 1992 г// ВВС РФ,1993, N 1, ст. 14
5. Федеральный закон «Обобъектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»,от 29 апреля 1999 г. //Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля2002 г. N 26 ст. 2519
6. Федеральный закон«Офизической культуре и спорте в РФ», от 15 марта 1998 г. // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 10 декабря 1998 г. N 50 ст. 6242
7. Федеральный закон «Окультурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войныи находящихся на территории РФ», от 17 июля 1999 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 20 апреля 1999 г., N 16, ст. 1799
8. Федеральный закон «Огосударственной социальной помощи», от 22 августа 1996 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. N 29 ст. 3699
9. Федеральный закон «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 26 августа 1999 г. N 35 ст. 4135
10. Федеральный закон «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собраниезаконодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822
11. Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст.3822
12. Закон РФ «О Государственнойгранице Российской Федерации»//«Российская газета» от 4 мая 1993г. N 84
13. Федеральный закон «Обобороне», от 27 декабря 1995 г.// Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750
14. Федеральный закон «Огосударственном оборонном заказе»// Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 6
15. Федеральный закон от 3 апреля1995 г. «О Федеральной службе безопасности».// Собраниезаконодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269,
16. Федеральный закон «Омеждународных договорах Российской Федерации»//Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757
17. Указ Президента от 12 мая 2008г.№ 724 « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
18. Указ Президента от 10.06.1995 №1185 « Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ",13.06.1994, N 7, ст. 697.
19. Постановление Правительства от 1июля 2004г № 260 « О регламенте Правительства Российской Федерации и положенииоб аппарате Правительства Российской Федерации»
20. Постановление Правительство от 16декабря 1994 г. N 1392// СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3703
21. Постановлении Правительства РФ от29 декабря 2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федеральногобюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РоссийскойФедерации на очередной финансовый год и плановый период» (с изменениями от31 марта, 25 июня, 28 сентября 2009 г.// Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 28 января 2008 г. N 4 ст. 263
22. Определение Конституционного Судаот 25 декабря 2003 г. N 455-О «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов РФ», от 29 апреля 1999 г.//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1993г., N 3
Научнаяи учебная литература
1. Авакьян С.А. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь. – М.: НОРМА, 2005.
2. Баглай М.В. Конституционное правоРФ. Учебник для ВУЗов – М.: Норма, 2003.
3. Сборник законодательства поконституционному (государственному) праву Российской Федерации. Ростов-на-Дону.«Феникс». 2003.
4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В.Основы российского права. М. 1997.
5. Коренев А. П., Богатов Д. Ф.Административное право. Альбом схем. М. 1996.
Периодическаялитература
1. Бельский К.С. О функцияхисполнительной власти // Государство и право, 2006. — №3.
2. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). — ООО «Новая правоваякультура», 2007., ст. 234
3. Кудрявцев С.В. КомментарийКонституции РФ. // Справочная правовая система «Гарант», 2001 г.