Калужскийгосударственный педагогический университетИм.К.Э. ЦиолковскогоКафедравсеобщей историиКонтрольнаяработаПоновой истории на тему«ОсобенностиКонституции США»Студентки 3 курсаисторического факультетазаочного отделенияИсаевой ЕкатериныСергеевныПреподаватель:Лошкова Л.Г.Калуга2008г.
Введение
Контрольная работапосвящена раскрытию темы «Особенности Конституции Соединенных Штатов Америки».
Целью своей работыставила охарактеризовать и проанализировать особенности Конституцию СоединенныхШтатов Америки, историческую обстановку накануне 1787 года, основы устройстваобщества, государства и положения человека в них.
Актуальность темы в том,что и на сегодняшний день опыт разработки, принятия и претворения в жизньположений Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года может быть полезен исегодня при рассмотрении вопросов, связанных с принятием Конституций. Разумноесочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиятьдруг на друга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга,американский опыт федеративного устройства государства и многое другое можетбыть взято на вооружение законодателями.
Хотя сами американцыдалеки от идеализации своей Конституции, отмечают недееспособность многих ееположений, указывают на множество недостатков и компромиссов, заключенных вней, но факт остается фактом — по ней живет и развивается более 200 лет одна изкрупнейших стран мира. И именно эта стабильность, приверженность американцевсозданным ими самими традициям заслуживает, прежде всего, нашего внимания и уважения.
И все же для американцевКонституция – это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия.В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов.Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле оправах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражаетклассические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность,представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мысейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколькомногозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти ких почти фанатичному патриотизму.
1.Историческая обстановка в США накануне 1787 года
Весь периодгосударственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можноусловно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости,достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образованияконфедеративного союза штатов, то есть с создания союза государств. Основнымиконституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4июля 1776 года и так называемые «Статьи конфедерации» 1781 года.Второй этап государственного и конституционного развития США начинается послезамены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией штатов, ипродолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом второгопериода стала конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
Кратко опишу историю СШАдо образования единого государства. В первой половине семнадцатого века навосточном побережье Североамериканского континента стали возникать английскиеколонии. По мере их развития сюда стали стекаться выходцы из Европы, в основномпреследуемые за свои демократические взгляды люди, бежавшие от преследованияевропейских монархических режимов. Таким образом, американский народ с самогоначала стал формироваться как синтез, слияние многочисленных наций мира.Английские колонии сразу были поставлены в неравное положение со своейметрополией, которая активно использовала колонии в качестве своего придатка,установив неэквивалентный обмен товарами и подавляя развитие промышленности вних. Постепенно противоречия между метрополией и колониями стали расти,обострятся, и во второй половине восемнадцатого века обстановка накалилась допредела. К этому времени на американском континенте существовало 13 колоний,которые по своему правовому статусу делились на три группы. Первую составлялиРод-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний и фактическиявляющиеся республиками, поскольку власть в них осуществлялась выборнымиорганами. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам.Третья группа колоний — Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси,Вирджиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия — являлись владениями британскойкороны. Обстановка достигла своего апогея к 1774 году, когда по инициативеВирджинии 5 сентября в Филадельфии собрался Первый Континентальный Конгресс, вкотором приняли участие все штаты, кроме Джорджии. Конгресс принял рядпостановлений, ведших к еще большему обострению отношений с Британскойимперией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. ВторойКонтинентальный Конгресс занял еще более жесткую позицию по отношению кметрополии, хотя и предпринял последнюю попытку примирения — послание к королю,которое было отвергнуто. После этого мирные переговоры были уже невозможны.
В апреле 1775 годапроизошло сражение при Лексингтоне, положившее начало освободительной войне.Война за независимость принесла много горя и разрушений американскому народу изакончилась лишь в 1783 году, когда проигравшая войну Британская империя вынужденаде-факто признать независимость своих бывших колоний. Огромное значение длявсего мира имела провозглашенная 4 июля 1776 года Декларация независимости.Автором Декларации являлся выдающийся человек того времени — Томас Джефферсон.Этот исторический документ впервые провозглашал «неотчуждаемые» правачеловека. «Мы считаем очевидными следующими истины: все люди сотвореныравными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами,к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Ктому же, Декларация впервые закрепляла еще одно, абсолютно новое право народа:«Если же данная форма правительства становится гибельной…, то народ имеет правоизменить или уничтожить ее учредить новое правительство, основанное на такихпринципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всегоболее могут способствовать его безопасности и счастью." Декларациянезависимости бесспорно имела огромное историческое значение и оказала большоевлияние на ход американской революции.
Другим важнейшимдокументом, предшествующим американской Конституции, являются Статьиконфедерации. Принятые еще в 1777 году Статьи вступили в силу лишь с 1 марта1781 года, так как процесс ратификации всеми штатами растянулся более, чем натри с половиной года. Данный акт подчеркивал, что «каждый штат сохраняетсвое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всююрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией СоединеннымШтатам, собравшимся на Конгресс». В Статьях конфедерации ясно указываетсяна цель создания союза — «каждый из перечисленных штатов вступает впрочный дружеский союз с каждым из остальных штатов для общей защиты…,обязываясь помогать один другому против всяких насилий или против всякихнападений, сделанных на один из них из-за религии, из-за верховных прав, из-заторговли или по какому-либо другому поводу». Союз возник, прежде всего,из-за угрозы внешнего нападения, то есть в значительной степени из-за внешнихфакторов, а не из-за внутренних причин. Понадобилась еще несколько лет, преждечем возникла острая необходимость в создании единого государства. Пока жекаждый штат нуждался в своей конституции, которая регулировала бы жизнь данногоштата. Процесс принятия штатами своих конституций начался 6 января 1776 года,когда Нью-Гемпшир принял свою первую конституцию. С небольшим опозданием, 10мая 1776 года, Континентальный конгресс принял резолюцию, рекомендовавшуюбывшим колониям создавать свои высшие органы власти. Процесс принятияконституций длился до 13 июня 1784 года, когда Нью-Гемпшир принял свою вторуюконституцию. Большинство штатов брали пример с Конституции штата Вирджиния,принятой 29 июня 1776 года и закреплявшей, в основном, локковскую модельпринципа разделения властей. Поэтому в большинстве штатов законодательнаявласть играла огромную роль и подавляла исполнительную, что основывалось натрадиционном недоверии к последней из-за угрозы узурпации верховной власти. Всеконституции закрепляли права и свободы либо в Биллях о правах, либо вДекларациях прав и свобод. Причем все права и свободы были, как правило,заимствованы из английских законодательных актов (процедура «Хабеаскорпус», запрет жестоких наказаний и ряд других). Однако к этому перечнюбыло добавлено несколько нигде ранее не упоминавшихся прав и свобод: свободапечати и выборов, право на замену правительства. Однако вскоре обнаружилисьдефекты подобных конституций, важнейшими из которых являлись чрезмернаяконцентрация власти в легислатурах и крайне ослабленная власть губернаторов.
Первой конституцией, взначительной мере претворявшей в жизнь систему сдержек и противовесов всовременном понимании как средства реализации принципа разделения властей, былаКонституция Нью-Йорка 1777 года. Она предусматривала сильный сенат инезависимого губернатора, избираемого непосредственно самим народом на тригода, а также создания органа контрольного надзора над законодательной властью ревизионногосовета, состоящего из губернатора, канцлера и членов Верховного суда инаделенного полномочием отменять принятые обеими палатами легислатурызаконопроекты до их вступления в силу. Тем самым разработчики нью-йоркскойконституции стремились удовлетворить одновременно требования и сторонниковпорядка, выступавших за предоставление законодательного вето губернатору, и техсоциальных групп, которые по традиции усматривали угрозу деспотизма висполнительной власти.
Но наиболее полно идеяразделения властей и система сдержек и противовесов получила свое выражение вКонституции Массачусетса 1780 года, проект которой был составлен ДжономАдамсом. Конституция предусматривала двухпалатную легислатуру, члены которойежегодно избирались по округам в соответствии с суммой налогов, уплачиваемымиих жителями. Устанавливался определенный имущественный ценз оседлости дляизбрания губернатора, сенаторов и членов палаты представителей. Хотя губернаторбыл ограничен советом, избираемым обеими палатами из состава сенаторов, он былвсе же самым полномочным магистратом по сравнению с магистратами всех другихштатов. Как и губернатор Нью-Йорка, он ежегодно избирался населением штата.Однако в отличие от первого главный магистрат Массачусетса мог единоличноналагать вето на все законопроекты, за исключением тех, которые принимались 2/3голосов обеих палат. У него были большие полномочия также по назначению судей идругих должностных лиц, которые он осуществлял совместно с советом. Судьиназначались на неопределенный срок, однако по требованию обеих палатлегислатуры они могли быть отстранены от должности за совершение неблаговидныхпоступков (процедура импичмента). Офицеры милиции избирались непосредственносамим населением.
Умеренные и состоятельныекруги Массачусетса приветствовали свою новую конституцию. По их мнению, онавоспроизводила некоторые лучшие элементы неписаной британской конституции,неоправданно забытые в бурные события 1776 года. Но Конституция Массачусетса1780 года отвечала и многим демократическим требованиям народа. Ейпредшествовал развернутый Билль о правах, в котором подробно излагался принципразделения властей. Все основные органы власти (кроме судей) непосредственно(причем ежегодно) избирались самим населением. В отличие от ранних конституцийдругих штатов Конституция Массачусетса 1780 года не только принималась иобсуждалась специально учрежденным конвентом, но была передана на ратификациюнароду. Причем конституционный конвент обратился к населению штата с развернутымобоснованием всех основных положений новой конституции. В этом обращении напервое место была поставлена главная идея конституции — стремление придатьправительству достаточную энергию, с тем, чтобы страна не утонула в анархии.Однако тут же говорилось о необходимости разделения власти, обеспеченной спомощью системы сдержек и противовесов, причем подчеркивалось, что власть безограничения не что иное, как тирания, а преобладание одной власти над другиминарушит баланс и ускорит распад и разрушение всей правительственной системы.Поэтому каждой ветви правления должны быть даны также контрольные полномочиянад другими, которые предотвратили бы чрезмерную концентрацию власти, пагубнуюдля дела республики.
К числу таких средстввзаимного контроля относятся и предоставление губернатору права относительноговето, и деление законодательного собрания на 2 палаты. Палата представителейпризвана защищать личные права граждан, и сенат, предназначенный для защитысобственности республики, должны каждый в отдельности обладать правом отменызаконопроектов. Причем такое деление легислатуры на 2 палаты продиктовано темсоображением, что однопалатная легислатура, подобно индивиду, склонна к ошибками не лишена предрассудков. Предоставление же право вето губернатору необходимона тот случай, когда не сработает это предохранительное средство и обе палатыпримут явно неоправданный и несправедливый закон. Наделение губернатора этимполномочием не следует опасаться, поскольку он тоже представитель народа,избираемый с помощью прямых выборов, как и члены палаты представителей исената. Не следует опасаться также предоставления ему права назначения судей,поскольку это право он осуществляет совместно с советом. Такой способназначения, говорилось в обращении, лучше, чем избрание их непосредственносамим народом, так как помогает судьям избежать зависимости от заинтересованныхи честолюбивых лиц, неизбежно контролирующих процесс прямых выборов. По тем жепричинам назначение должностных лиц губернатором предпочтительней выбора ихобеими палатами или одной из них. Вместе с тем должностные лица остаются подконтролем народных представителей и сената, наделенных правом импичмента. Назначениеже судей на неопределенный срок необходимо для того, чтобы обеспечить ихбольшую независимость и свободу суждений при толковании законов.КонституцияМассачусетса привлекла внимание сторонников конституционных реформ в другихштатов, где с самого начала действия «провирджинских» конституцийотчетливо обнаружились дефекты, о которых говорилось выше. Первыми намассачучетчкую конституцию положительно откликнулись конституционныереформаторы Нью-Гэмпшира в 1781 году. На мой взгляд, Конституция Массачусетса1780 года являлась самой демократической и продвинутой из конституцийамериканских штатов.Послепринятия Статей конфедерации и образования конфедеративного государства ужечерез малое время высветились недостатки существующей системы управления.Статьи конфедерации страдали многими недостатками и нуждались в пересмотре. Сэтим соглашались многие политические лидеры, включая представителейдемократического крыла.Действующеецентральное правительство — Континентальный Конгресс на собственном опыте моглоубедиться в бессилии существовавшей верховной власти. Бессилие вело к апатии.Нередко на заседании присутствовало 20-25 человек, хотя штаты должны былипосылать в Филадельфию 91 депутата. Только 23 депутата от 11 штатов участвовалив заседании, ратифицировавшем мирный договор с Великобританией. Когда Конгресспринимал отставку Джорджа Вашингтона с поста главнокомандующего, в заленаходилось всего 20 депутатов о 7 штатов. Иногда отсутствие кворума мешалопроводить заседания, и Конгресс вообще не собирался. В казну не поступало ичетверти налогов, которые штаты должны были собирать на нужды конфедеративногоправительства. Было очевидно, что штаты не принимают всерьез центральноеправительство, необходимость в котором для многих штатов практически отпалапосле окончания войны за независимость. Однако, несмотря на сопротивлениеотдельных губернаторов, объединительная тенденция все более и более набираласилу. Не случайно, что непосредственным поводом для созыва конституционногоконвента явилась конференция представителей штатов в Аннаполисе (Мэриленд) дляобсуждения правил внутренней торговли. Инициатива созыва этой конференциипринадлежала Вирджинской законодательной ассамблее, обратившейся с призывом кдругим штатам избрать кандидатов и собраться в Аннаполисе. Из 13 штатов 9откликнулись немедленно.Нов Аннаполис прибыли представители только 5 штатов, среди которых были такиеактивные политические фигуры, как Джеймс Мэдисон и Александр Гамильтон.Поскольку делегаты, прибывшие на конференцию, представляли менее половиныштатов, решено было обсуждения не проводить. Перед тем, как покинуть Аннаполис,Гамильтон предложил направить всем штатам предложение собраться в мае 1787 годана конвент, чтобы привести в соответствии с насущными потребностями союзаконституцию федерального правительства. Сама конференция в Аннаполисесостоялась 14 февраля 1786 года. С небольшим опозданием этот призыв был одобренспециальной резолюцией конгресса, предлагавшей штатам прислать своихпредставителей на конвент, чтобы пересмотреть Статьи конфедерации. 2.Принятие Конституции США 1787 года
Конституционный конвентсобрался в Филадельфии 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. От 12 штатов(Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегаты. Некоторые несмогли прибыть, некоторые не пожелали. В результате максимальное числоучастников заседаний было 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787года присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты,несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания.Среди делегатов присутствовали такие выдающиеся государственные деятели, какБенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, ДжорджВашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Вирджинии, Джон Дикинсон изДелавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка.
Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным(делегаты были в основном избраны из среды состоятельных людей), взгляды егоучастников были неоднородны. Гамильтон, представитель консервативной точкизрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционноймонархией и двухпалатным парламентом. Он выступал за сильную власть, предлагалустановить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки ичленов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту правоотклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другойстороны, представитель буржуазно-демократических кругов Франклин являлсясторонником того, чтобы конгресс был однопалатным и выборы в него проводилисьна основе пропорционального представительства. Еще в 1783 году представителиконсервативно настроенной армейской верхушки создали «ОбществоЦинциннати», предложившее Вашингтону стать американским монархом.Последний категорически отверг это и последующие аналогичные предложения,заявив себя сторонником республиканского строя. Решительной критикемонархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С.Адамсом. Они вызвали неодобрительную реакцию и со стороныумеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В этих условиях былоабсолютно бессмысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надополагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайненепопулярна в народе, только что сбросившем иго британского короля.
Делегаты легкосогласились с тем, что федеральное правительство должно состоять из законодательной,исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная властьдолжна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная — в формеединоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о созданииколлегиального органа исполнительной власти. Однако по вопросу принципапредставительства в конгрессе, порядка формирования, состава его палат,назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральнымиорганами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулисьжаркие дебаты. Решение вопроса о характере политического устройства США былонайдено на центристской основе. Важную роль в формировании положенийконституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением такназываемого «вирджинского плана», который был внесен на обсуждениеконвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральноеправительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороныделегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами,представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект,получивший название «плана Нью-Джерси». В нем предлагалась ограничитьрасширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов иторговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняютсяв пользу «вирджинского плана», который был одобрен с некоторымипоправками, став основой при выработке новой конституции.
Согласившись сдвухпалатным устройством конгресса, делегаты вступили в острую полемику повопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранениенарода от формирования национальной легислатуры. «Народ должен как можноменьше касаться дел правительства», — говорил делегат от КоннектикутаШерман. Сходную позицию занимал делегат от Массачусетса Джерри: «Бедствия,которые мы сейчас испытываем, проистекают от излишеств демократии».Позднее еще более резко высказался Гамильтон: «Народ возбудим инепостоянен, редко способен трезво рассуждать и верно решать». С другойстороны, на конвенте присутствовало немало делегатов, придерживающихсяпротивоположной точки зрения. Б. Франклин считал необоснованным ограничиватьизбирательные права имущественным цензом. Решительным образом, высказавшисьпротив ограничения избирательного права, он напомнил, что народ сыграл огромнуюроль во время войны, внес основной вклад в дело победы. «Чрезвычайно важно,- говорил Франклин, — чтобы мы не унизили его достоинства и не причинили вредадуху народа».
Эту точку зрения разделяли Мэдисон. Он был сторонником сбалансированного порядка, выступал за то, чтобыСША оставались демократической республикой. «Избирательное право, — говорил он, — одно из основных условий республиканского правления».Мэдисон считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержкинарода и расширить свою опору в массах. Поэтому он возражал против реставрацииоснованных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либоотмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам могподорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечномитоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользувсеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественныеи иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе.
По поводу формированиясената также выдвигалось множество различных предложений. Делегаты южных инекоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, чточисло представителей в сенате должно быть пропорционально численностинаселения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат всенате имел равное количество представителей. В конце концов, сторонникисеверных штатов одержали верх, и было принято предложение делегата изКоннектикута О. Эллсуорта о том, чтобы каждый штат, независимо от численностисвоего населения, был представлен в сенате США 2 представителями, избираемымина 6 лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен былобладать одним голосом. В результате впервые в практике американскогоконституционализма у верхней палаты появилась совершенно новая роль, чтопридало конституции США характер своеобразной «смешанной» системыправления, при которой принцип представительства населения стал дополнятьсяпринципом представительства интересов штатов как суверенных участниковконституционного соглашения. Важное значение имеет тот факт, что при исчислениинормы представительства в нижнюю палату должно было учитываться 3/5 рабскогонаселения, хотя последнее не имело избирательных прав. Договоренность поуказанному комплексу вопросов получило название «великогокомпромисса», которая являлась одной из важнейших политических сделок наконвенте между представителями буржуазного Севера и плантаторского Юга.
Большая полемикаразвернулась по поводу способа назначения главы исполнительной власти и срокаего полномочий. Ряд делегатов (Шерман, Патерсон, Пинкни, Мейсон) высказывалисьв пользу предусмотренного «планом Рандольфа» избрания высшегофедерального магистрата национальной легислатурой. Однако большинство делегатоввыступали против предложенного «планом Рандольфа» способа избранияпрезидента именно потому, что при таком способе глава исполнительной властиоказался бы в полной зависимости от национальной легислатуры. Вместо этогонекоторые делегаты (Б. Франклин, Г. Моррис) высказались за избрание президентанепосредственно самим народом, всеми фригольдерами страны. Дж. Уилсон также выступилза избрание главы федеральной исполнительной власти самим народом, предложив,однако, непрямые выборы, при которых население избирало бы коллегию выборщиков.В конце концов, именно это предложение и было принято.
Жаркие дебаты вызвалоопределение срока полномочий президента, а также вопрос о возможности егопереизбрания на новый срок. В ходе этой полемики и родилась идея избрания президентана четырехлетний срок выборщиками без запрета переизбрания на новый срок. Наконвенте в Филадельфии относительно легко было принято предложение обимпичменте президента.
Остро встал на конвенте ивопрос о рабстве. Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда,противоречащего их экономическим интересам. В том, что система рабства носилапорочный характер, отдавали себе отчет не только представители Севера, но и наиболеедальновидные политические деятели южных штатов. За полтора года до созыва конвентаделегат Вирджинии в континентальном конгрессе Ч. Томпсон писал, что рабство — роковая опухоль, которую необходимо удалить. Но на конвенте возобладала другаяточка зрения. Представители южных штатов заявили о возможности кровопролития,если не будут приняты их условия. Они заняли ультимативную позицию: в случаезапрещения ввоза рабов пригрозили отказом подписать конституцию и выйти изсоюза. Сознавая опасность раскола, делегат Пенсильвании Р. Моррис выступил спризывом прийти к соглашению. В итоге и в данном вопросе был найден компромисс:конституция разрешала ввоз рабов, ограничивая это разрешение двадцатилетнимсроком до 1808 года и обложив работорговлю пошлиной. Как и во время обсужденияДекларации независимости, в ходе дебатов на конституционном конвенте противникирабства во имя сохранения союза вынуждены были отступить.
К началу осени текстконституции подвергся окончательной редакции и 17 сентября был представленделегатам конвента для подписания. Наследующий день конституция была опубликована.Обнародованная конституция вызвала острые споры между ее сторонниками — федералистами- и теми, кто был против нее — антифедералистами. Для того чтобы вступить всилу, Конституция должна была быть ратифицирована 9 из 13 штатов (то есть 2/3)- членами союза. Эта миссия возлагалась на конвенты штатов, делегаты которыхизбирались местными законодательными ассамблеями.
Наше новое федеральноеправительство, — отмечал тогда в частном письме известный политический деятельи ученый Б. Раш, — весьма приемлемо для огромного большинства наших граждан и,конечно, получит поддержку 9 штатов немедленно, а всех остальных в течение года- полутора". Однако этот прогноз оказался излишне оптимистичным. Прошло 7месяцев, прежде чем Конституция была одобрена 9 штатами, а для того, чтобыполучить согласие всех 13 штатов, потребовалось без малого три года. Странараскололась на два лагеря. Началась ожесточенная политическая борьба.Федералисты устраивали демонстрации, выступали на собраниях и в печати,агитируя за ее ратификацию. Наиболее активную роль в стремлении обосновать необходимостьпринятия конституции играли участвовавшие в ее создании Дж. Мэдисон, Дж. Джей иА. Гамильтон. Они изложили свою политическую программу в серии статей (всего85), объединенных впоследствии в сборнике «Федералист».Антифедералистыне имели такой разработанной политической платформы, как сторонникиконституции. Но и они сделали все возможное, чтобы сплотить все силы,выступавшие против ратификации нового свода законов. В разгар кампании повопросу о ратификации Конституции Джей отмечал, что «оппозиция носитнастолько грозный характер, что представляется проблемным исход борьбы».Антифедералисты заявляли, что конвент был не вправе пересматривать Статьиконфедерации и потому новая Конституция противозаконна. Демонстрации и митингиохватили всю страну. Устраивались массовые шествия, сопровождавшиеся публичнымсожжением Конституции. Между противниками и сторонниками Конституциипроисходили стычки, приобретавшие подчас характер настоящих сражений, когда использовалосьоружие, камни и палки, как это было, например, в Нью-Йорке.Вмасштабах страны силы федералистов и антифедералистов были примерно равны. Посвоему социальному составу лагерь антифедералистов был более демократичным, ноодновременно и чрезвычайно неоднородным. У антифедералистов был, по-видимому,небольшой численный перевес, но, не имея четкой позитивной программы, онизанимались в основном критикой Конституции. Федералисты же были лучшеорганизованы, что и помогло им в конечном итоге добиться успеха, хотя дело этооказалось чрезвычайно трудным.Вдекабре 1787 — январе 1788 годов сторонникам Конституции удалось одержать сравнительнолегкую победу на конвентах Делавэра, Нью-Джерси, Пенсильвании, Джорджии, атакже в Коннектикуте. Острая дискуссия развернулась на конвенте Массачусетса,где все еще сильны были настроения, против которых была направлена Конституция.Поэтому при голосовании в феврале 1788 года она была утверждена лишьнезначительным большинством голосов (187 против 167). В Вирджинии федералистамудалось собрать лишь 89 голосов против 79. Очень остро протекали дебаты наконвенте Нью-Гемпшира, где лишь при повторном созыве в июне Конституция былаутверждена 57 голосами против 47. Ожесточенный характер носила дискуссия наконвенте Северной Каролины, где плантаторы, опасавшиеся чрезмерного усиления властибуржуазии северных штатов, объединились с фермерами и опрокинули сторонников Конституции.Лишь в ноябре 1789 года в результате сильного давления со стороны центральнойвласти Северная Каролина пересмотрела свое решение. В Род-Айленде присравнительно широких избирательных правах был проведен референдум, в которомприняли участие около 50% взрослого мужского населения. За Конституцию былоподано менее 10% голосов. Род-Айленд был вынужден ратифицировать Конституцию вмае 1790 года, после того как все штаты ее одобрили. На основе этой Конституцииуже действовало новое правительство, и оно пригрозило Род-Айлендуэкономическими санкциями в случае отказа подать свой голос за уже вступившую ктому времени Конституцию.Входе политической борьбы вокруг Конституции 1787 года важное место занял вопросо правах человека. Сторонники демократического крыла требовали дополнитьКонституцию Биллем о правах. В 10 штатах из 13 Билль о правах уже был включен втекст местных конституций. При обсуждении федеральной Конституции 7 штатовоговорили свое согласие на ее ратификацию лишь при условии, что она будетдополнена статьями о правах человека.Федералистыпытались доказать, что, поскольку местное законодательство штатов в большинствеслучаев уже содержало подобного рода постановления, вводить специальный раздело правах человека в федеральную Конституцию не имеет смысла. Обоснованию этойточки зрения посвятил пространную статью в «Федералисте» А.Гамильтон. Но так как антифедералисты активно использовали данный аргумент вборьбе против ратификации Конституции, федералисты вынуждены были пообещатьдополнить Конституцию Биллем о правах после ее вступления в силу. Добившисьратификации Конституции, федералисты сдержали слово, и уже на первом заседаниипалаты представители федерального конгресса Соединенных Штатов Америки 8 июня1789 года Джеймс Мэдисон предложил развернутый проект поправок к Конституции.Большая часть статей, содержавшихся в проекте Мэдисона, была принята и легла воснову окончательного текста федерального Билля о правах, утвержденного в формепервых 10 поправок к Конституции конгрессом США 21 сентября 1789 года иофициально вступившего в силу в 1791 году.3.Конституция США
Принятая Конституциязакрепляла буржуазно-демократический республиканский строй на всей территорииСоединенных Штатов Америки. Именем народа были официально отменены дворянскиетитулы и звания, ликвидированы сословные привилегии, последовательно проводилсяпринцип представительства народа в высших органах государственной власти,равновесия и разделения властей, обеспечивалось создание более прочногополитического союза штатов с эффективной законодательной, исполнительной исудебной властями. В этом смысле Конституция 1787 года стала высшей точкой,кульминацией американской буржуазной революции. Был подготовлен в высшейстепени оригинальный и сбалансированный проект новой федеральной Конституции.Он был весьма совершенен и с точки зрения своей формы, но при этом, однако, небыл лишен и некоторых недостатков, важнейшим из которых оказалось отсутствиесамостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в текстепринятого проекта и был закреплен ряд основных конституционных гарантий правграждан («Хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний безсуда, гарантия суда присяжных в уголовных делах, строго ограниченное понятиегосударственной измены, запрещение каких-либо привилегий при назначении нагосударственные должности в связи с религиозными убеждениями). Кроме этого, кнедостаткам Конституции, на мой взгляд, нужно отнести отложение решения повопросу рабства, которое сказалось в середине 19 века и стоило США многих тысяччеловеческих жизней.
Для своего времениКонституция носила прогрессивный характер: в ней закреплялись буржуазно-демократическиепринципы и завоевания американского народа, она расчистила дорогу для развитиябуржуазных производственных отношений и способствовала развитию капитализма встране. Важно отметить, что американская Конституция – первая писаная Конституция,оставшаяся действующей с 18 века – одна из самых «неподатливых», «неподвижных»среди основных законов других развитых стран. Ее особенностью являетсянезначительная формальная изменяемость. Юридический текст Конституции лишьдополняется путем внесения поправок к ней.
Весь процесс измененияпроходит 3 этапа:
1) внесение поправок;
2) принятие поправок;
3) ратификация поправок.
Поправка вносится либоКонгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом,созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов, либоконвентами 3 / 4 штатов. Способ ратификации предлагает Конгресс США. Имеется 4пути утверждения поправок. При их принятии может устанавливаться срок ратификации.Более чем за двухсотлетнюю историю США в Конгресс было внесено более 5000проектов, предложений об изменении Конституции. Однако сложность процедуры ихпринятия и ратификации привела к тому, что была одобрена лишь 31 поправка, изкоторых ратифицированы только 26.
Если учесть, что предложениео первых десяти из них пришлось на 1789 год, а введение и отмена «сухогозакона» (18-ая и 21-ая поправки) представляют в настоящее время лишь историческийинтерес, то по сравнению с многочисленными конституционными переменами в другихстранах этот документ должен, казалось бы, говорить о незыблемости инеизменности учрежденного в конце 18 века социально-политического игосударственного строя. Однако Конституция постоянно приспосабливается кпотребностям американской нации. Приспособление положений Конституции к текущимпотребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной меререшениями судов, особенно Верховного суда США. Сначала американская Конституциясостояла из преамбулы, которая при толковании ее судами не признавалась за еесоставную часть, а рассматривалась только сточки зрения источника, от которогоона исходит, и 7 статей. Позднее ряд исследователей стали относить кКонституции и поправки, которых насчитывается 26. Первоначальный текстКонституции в основном регламентировал структуру центральных органов власти,взаимоотношения федерации с ее субъектами и содержал необходимые сведения опорядке изменения Основного закона. Только с постепенным прибавлением поправокОсновной закон Соединенных Штатов Америки стал регулировать тот комплекс вопросов,которые мы привыкли относить к конституционному регулированию.
По американскойКонституции 1787 года государственная власть осуществляется путем разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Хотя фактическое отношение междутремя основными органами государственной власти постоянно изменяются, Конституцияустанавливает их следующее юридическое положение и взаимоотношения. Согласно первойстатье Конституции США, законодательная власть принадлежит двухпалатномуКонгрессу, палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарнойсистеме относительного большинства. Нижняя палата – палата представителей,члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на 2года в количестве 435 человек пропорционально численности населения. ВКонституции Палате представителей посвящен второй раздел первой статьи. ПоОсновному закону США 1 представитель избирался от 30000 человек, но каждый штатдолжен иметь хотя бы одного представителя. Однако по мере возрастания населениявозникла необходимость в пересчете, который осуществляется через каждые 10 летпосле переписи населения. Сначала избирательное право предоставлялось толькобелым свободным мужчинам. Развитие демократии привело к постепенному расширениюкруга избирателей, и теперь, согласно двадцать шестой поправке, активноеизбирательное право предоставляется всем гражданам США по достижению 18 лет.Представителем может стать любой, достигший 25-летнего возраста и являющийсягражданином США, по крайней мере, 7 лет к моменту выборов. Верхняя палата –сенат, представляющая интересы субъектов федерации – состоит из сенаторов, которыеизбираются по 2 человека от каждого штата на 6 лет. При этом каждые 2 года 1/3сената обновляется. Верхней палате посвящен третий раздел первой статьиКонституции. Сенаторы избираются легислатурами штатов. Сенатором может статьлюбой 30-летний человек, состоявший в гражданстве США к моменту выборов неменее 9 лет. Каждая из палат «может устанавливать правила своих заседаний,наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и согласия 2/3 голосовисключать члена». Также каждая палата «сама будет являться судьею выборов,полномочий и квалификации ее членов». По Конституции обе палаты должны вестижурнал своих заседаний и публиковать его за исключением тех частей, которые, помнению палат, являются секретными. За свою службу сенаторы и представителидолжны получать вознаграждение, установленное законом и выплачиваемоеказначейством США. Они пользуются привилегией свободы от ареста во время ихприсутствия на сессии соответствующей палаты, во время следования в палату ивозвращения из нее.
Полномочия Конгрессаперечислены в восьмом разделе первой статьи Конституции США. Причем надоотметить, что в тексте Основного закона перечислены только те полномочия,которые штаты отдают федеральному центру, и этот перечень исчерпывающий. Тоесть все вопросы, не входящие в компетенцию Конгресса, штаты решаютсамостоятельно. Из полномочий Конгресса, на мой взгляд, нужно отметить изданиезаконов и законодательных актов, установление и взимание федеральных налогов,учреждение федеральных судов, содержание армии, флота и милиции и ряд других.Но наиболее важным полномочием Конгресса является выдвижение обвинения противвсех должностных лиц, включая президента, и производство суда над ними. Но обэтом будет сказано ниже. Основные полномочия Конгресса – законодательные,финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические, имея свои специфическиеособенности, в общем, существенно не отличаются от аналогичных полномочийдругих парламентов, поскольку парламент США служил прототипом для многих изних.
Вторая статья КонституцииСША посвящена исполнительной власти. Согласно Основному закону, исполнительнаявласть принадлежит Президенту США. Он занимает свою должность вместе сВице-президентом, избирается на 4 года следующим образом: «Каждый штат будетназначать способом, установленным его Законодательным собранием, выборщиков вчисле, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет правопосылать в Конгресс…», при этом выборщики не являются лицами, состоящими нагосударственной службе США. Коллегия выборщиков и осуществляет выборыПрезидента в день, определенный Конгрессом США. Одно лицо не может избиратьсяна должность Президента более двух сроков подряд. Президентом может стать любойтридцатипятилетний гражданин США, состоящий в американском гражданстве ипроживающий в этой стране не менее 14 лет на момент выборов. Президент –центральная фигура на политической арене. Он является единоличной главой исполнительнойвласти и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые имминистры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом.Кажущиеся парадоксальными слова А. Линкольна: «Семь «против», один «за» – «за»проходит», когда правительство было единогласно против него, отражаютдействительное положение дел.
Президент наделенобширными полномочиями, которые при их фактическом осуществлении с моментапринятия Конституции постоянно увеличиваются. Он – руководитель аппаратаисполнительной власти, Президент создает и упраздняет различные агентства иведомства, входящие в состав этого аппарата. Являясь главой государства иправительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, ночрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющими емуактивно вторгаться в сферу законодательной власти: право обращения с посланиямии право относительного вето. Но о характере взаимоотношений междуисполнительной и законодательной властями речь пойдет позже. ПолномочияПрезидента как руководителя внешней и внутренней политикой государства весьмазначительны: он командует вооруженными силами США, назначает и отзывает послов,предлагает на утверждение сената судей Верховного суда, заключает международныедоговоры, требующие согласия сената. Однако конституционное положение обобязательном утверждении договоров сенатом часто игнорируется главойгосударства. Общее число международных соглашений превышает число договоров,представленных на ратификацию сената. Судебная власть в США принадлежитВерховному суду и нижестоящим судам (в наше время это 11 апелляционных и 89окружных – в штатах, по одному – в округе Колумбия и Пуэрто-Рико). Одновременнос этими судами существуют судебные системы штатов и специальные суды. ПоКонституции «судебная власть распространяется на все дела, разрешаемые позакону и по справедливости, возникающие на основе данной Конституции, законовСоединенных Штатов Америки и международных договоров, заключенных США». Судьиза свою деятельность получают вознаграждение.
Верховный суд включает 9судей, находящихся в должности «до тех пор, пока их поведение являетсябезупречным». Судьи назначаются Президентом с согласия сената. Важно отметить,что в США помимо указанных в Конституции функций Верховный суд стал исполнятьфункции органа конституционного контроля. Верховный суд в обязательном порядкерассматривает вопрос о конституционности актов Конгресса в следующих случаях:1) когда апелляционный суд считает, что законодательный акт Конгресса США нарушаетКонституцию, законы или международные договоры; 2) когда федеральный окружнойсуд или апелляционный суд считает, что акт Конгресса являетсянеконституционным; 3) когда Верховный суд штата заявляет, что федеральный законили договор является неконституционным; 4) когда апелляционный суд ставитвопрос о деле, решенному различно в двух окружных судах и по которомуотсутствует окончательное решение Верховного суда.
Деятельность Верховногосуда в области конституционного надзора весьма значительна. С 1803 по 1972 годаим были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса,796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальныхорганов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственныхрешений, что говорит о стремлении Верховного суда приспосабливать эти решения кменяющимся условиям жизни. Таким образом, Верховный суд играет серьезную роль вжизни американского государства и системе высших органов государственнойвласти, реально участвуя в системе сдержек и противовесов.4.Система сдержек и противовесов как средство реализации принципа разделения властей
Принцип разделениявластей имеет ключевое значение при определении характера государства исущности его деятельности. Каждое государство, претендующее на звание «правового»,обязано ему следовать. Однако провозглашение этого принципа в Конституции илидругом правовом акте явно недостаточно, так как отсутствуют гарантии защиты егоот нарушений.
Поэтому должнысуществовать реальные механизмы, которые бы обеспечивали реализацию принципаразделения властей в жизни общества и государства. Эти правовые механизмы получилиназвание системы сдержек и противовесов. Основная заслуга разработчиковамериканской Конституции, на мой взгляд, заключается именно в разработкепринципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, а также ихреального применения в управлении американским государством. Смысл системысдержек и противовесов прост: так как, согласно принципу разделения властей,государственная власть осуществляется путем разделения ее на три независимыеветви, то существует угроза того, что одна из властей может нарушить балансветвей и сконцентрировать у себя всю полноту государственной власти. Чтобыэтого не произошло и нужно создать определенные механизмы, позволяющие ограничитьлюбую ветвь власти, если последняя выйдет за пределы своих полномочий.Американская Конституция изобрела и воплотила в жизнь систему таких механизмов,что и является одной из ее основных заслуг перед мировыми демократическимисилами. Так как основные противоречия возникают в основном между исполнительнойи законодательной властями, то может создаться впечатление, что система сдержеки противовесов регулирует в основном только взаимоотношения этих двух ветвейвласти и что судебная власть как бы выпадает из нее. Но на самом деле это нетак. Судебная власть занимает определенное, чрезвычайно важное место в этойсистеме.
Исполнительная властьвсегда традиционно усматривалась как основная угроза для общества. В силу своейприроды она действительно располагает средствами, которые могут способствоватьдля узурпации власти. Поэтому американская Конституция уделяет много вниманияпроблеме ограничения исполнительной власти и создает для этого эффективныймеханизм, получивший название процедура импичмента. ПредусмотреннаяКонституцией процедура импичмента в наиболее чистом виде отражает право Конгрессасудить «президента, вице-президента и всех гражданских должностных лиц США».
Однако это право не имеетширокого применения по вполне понятным причинам: Президент и другие должностныелица должны быть осуждены только за серьезные преступления, а не становитьсяжертвами политических интриг своих противников. Процедура импичмента начинаетсяв Палате представителей, которая выдвигает обвинения в совершении Президентомили другим должностным лицом серьезного преступления. Хотя за всю историю СШАизвестно более 50 случаев, когда в Палате представителей разбирался вопрос обимпичменте, только в 12 случаях он рассматривался в Сенате, так как для своегопродолжения данная процедура должна набрать 2/3 голосов в нижней палатеКонгресса. Сенат выступает в качестве суда. Если подсудимым является Президент,то на Сенате председательствует Верховный судья, представляющий судебную властьв процедуре импичмента. Для вынесения обвинительного приговора необходимонабрать в Сенате также 2/3 голосов, после чего Президент или должностное лицо отрешаетсяот своей должности и предается суду. Среди 12 привлеченных к суду Сената – 9 судей,1 сенатор (1797 год), военный министр (1876 год) и Президент (1868 год). Тольков 4 случаях был вынесен обвинительный вердикт, причем ни разу в отношенииПрезидента. Последний раз это было в 1936 году, когда судья Х. Риттер былпризнан виновным в коррупции при исполнении служебных обязанностей.
Резолюции об импичменте вотношении Президента рассматривались неоднократно: в 1843 году – в отношении Д.Тейлора, в 1896 году – Т. Кливленда, в 1932 и 1933 годах – Г. Гувера, в 1952году – Г. Трумэна. Но лишь в 1868 году Сенат выступил в качестве суда надПрезидентом Э. Джонсоном, обвинявшегося в превышении своих полномочий.Привлечение к ответственности в 1973 году Р. Никсона по «Уотергейтскому делу» –один из ярких примеров проявления политического кризиса власти в США. Этотпроцесс закончился в середине 1974 года на стадии приготовления. Президентподал в отставку, поскольку исход процедуры в Конгрессе был предрешен.
Осуществление Конгрессомсвоих полномочий в отношении Президента всегда оставляет след вовзаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти и влияет наполитическую жизнь страны, так как происходит фронтальное столкновение двухветвей власти. Если оправдание Э. Джонсона создало крен в этих отношениях всторону исполнительной власти, а в последующие десятилетия Конгресс все большеи больше стал уступать свои позиции, то рассмотрение «Уотергейтского дела» вкомитетах Конгресса и исследование причастности к нему Президента страныповлекло временный обратный процесс.
Таким образом, мы видимиз истории, что закрепленная в Конституции США 1787 года процедура импичментане только реально осуществима, что выразилось в многократном ее применении(более 50 случаев рассмотрения процедуры в Палате представителей, 12 случаеврассмотрения в Сенате), но и, что самое главное, в возможности реальновоздействовать на должностных лиц (отставка судей, добровольная отставкаПрезидента Р. Никсона).
Однако исполнительнаявласть в свою очередь также должна быть наделена определенными полномочиями,которые ограничивали бы законодательную власть. Поэтому Президент имеет рядполномочий в данной сфере. Право обращения с посланиями и право вето – основныеорудия воздействия Президента на Конгресс. Если первое служит для Конгрессаобычно законодательной программой, а издание некоторых законопроектов сформулировкой, трудно применимой на практике, — лишь уступка Президенту, товторое полномочие контролирует выход законов из стен законодательного органа.Требуемые для этого 2/3 голосов в обеих палатах собираются весьма редко. Нужноотметить, что, как показывает практика, относительное вето является наиболееоптимальным в системе сдержек и противовесов. Абсолютное вето нарушает принципразделения властей, ставя законодательную власть под полной контроль исполнительной,которая контролирует законотворческую деятельность парламента. Отлагательноевето также не способствует эффективному взаимодействию двух ветвей власти, таккак принятые законодательным органом законопроекты не приводится в исполнение.Относительное же вето позволяет Конгрессу принимать законы, несмотря навозражения Президента, для этого законодательному органу нужно набратьквалифицированное большинство голосов. Президент также имеет влияние назаконодательный процесс, так как его несогласие часто становится препятствиемдля вступления законопроектов в силу.
Мы видим, чтозаконодательная и исполнительная ветви власти имеют взаимные ограничения,позволяющие им в определенной степени контролировать друг друга. Однако нестоит забывать и о судебной власти, которая также наделена значительными контролирующимиполномочиями. Хотя, на первый взгляд, судебная власть не имеет видимого влиянияна другие ветви власти, так как судьи назначаются Президентом с согласияСената, то есть судебная власть формируется посредством законодательной иисполнительной властей, но в реальности и она, согласно принципу разделениявластей и системе сдержек и противовесов, имеет механизмы контроля другихветвей. Основное место здесь принадлежит, так называемому, конституционномуконтролю. Верховный суд США может применить и достаточно часто применяет своеправо о признании законодательных актов Конгресса, Президента и другихдолжностных лиц и государственных органов несоответствующими Конституции США.Это, на первый взгляд, неприметное средство позволяет судебной власти являтьсяполноправным участником системы сдержек и противовесов. К ограничивающим правамсудебной ветви власти можно отнести и то, что в процедуре импичмента вотношении Президента на решающем заседании Сената председательствует Верховныйсудья.
Таким образом,Конституция США 1787 года установила, как показала практика, эффективнуюсистему сдержек и противовесов, которая наилучшим образом способствуетреализации принципа разделения властей в жизни американского государства.
Заключение
В конце своей работы я хотелбы сделать некоторые выводы. Американская Конституция, на мой взгляд, являетсяодним из наиболее революционных документов в мировой истории. В 18 веке, когдадемократические силы в Европе только зарождались, американский народ проявилогромную волю к свободе и настоящей, подлинной демократии, сумев одержатьпобеду в войне за независимость и принять революционную Конституцию, котораяотразила важнейшие демократические завоевания и нововведения американскойнации.
Хотя американскаяКонституция и имела ряд чрезвычайно важных недостатков, для своего времени онабыла идеалом всех демократических сил планеты. Ее важнейшие и главнейшиедостижения — принцип разделения властей и вытекающая из него система сдержек ипротивовесов — являются актуальными до сих пор. Как показала история, за 200 слишним лет никто не смог придумать ничего лучше этих краеугольных основдемократии.
Американская Конституция1787 года является в каком-то смысле первопроходцем для всех остальныхдемократических конституций. Она заложила основные демократические принципы, накоторых держится вся современная демократия, и в этом ее главная заслуга.
америкаконституция общество человек
Список литературы
1. Конституция 1787 г. и первые поправки к ней.
2. Билль о правах 1789-1791 годов.
3. Декларация независимости 4 июля1776 года.
4. Статьи конфедерации 1781 года.
5. Нерсесянц В. С. «Историябуржуазного конституционализма 17-18 веков», 1983 г.
6. Пантелеев П. К. «Конституциибуржуазных государств», 1982 г.
7. Севостьянов Г. Н. «ИсторияСША», 1983 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аптекер Г.А., Американскаяреволюция 1763 — 1783, М.: 1996
2. Аптекер Г.А. История американскогонарода: колониальная эра., М.: 1997
3. Вадяпина В.И. Бакалавр экономики(хрестоматия). электронная библиотека
4. Всемирная история в 10 томах,гл.р. Е.М.Жуков, М.: 2000
5. Геевский И., Сетунский Я.Американская мозаика. М., 1991.
6. Ефимов А. В. Очерки истории США.М., 1955.
7. Заславский Д. О. Очерки историиСеверо-Американских Соединенных Штатов (XVII и XVIII вв.). М., 1931.
8. Зубок Л. И., Язьков Е. Ф. Новейшаяистория США. М., 1980.
9. Козенко В. Д., Севостьянов Г. Я.История США. Самара, 1994.
10. Конституции зарубежныхгосударств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. — М.:2000.
11. Конституции и законодательныеакты буржуазных государств XVII — XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М.: 1999
12. Песков В. М. Аляска больше, чемвы думаете. М., 1994.
13. Слезкин И.Ю., У истоковамериканской истории: Виргиния, Новый Плимут 1606 — 1642, М.: 1997
14. Слезкин И.Ю. У истории:Массачусетс, Мериленд 1630 — 1642, М.: 1999
15. Согрин В.В. Идейные теченияамериканской революции XVII в, М.: 2001
16. Томахин Г. Д. США:Лингвострановедческий словарь. М., 1999.
17. Яковлев Н.Е., Вашингтон, М., 1976
18. Фурсенко А.А., Американскаяреволюция и образование США, М.: 1992
19. Фурсенко А.А., Американскаябуржуазная революция XVIII вв, М..: 1995