Содержание
Введение
1. Понятие, общая характеристика и классификацияреферендума
2. Вопросы местного референдума
3. Решения о местном референдуме
4. Итоги референдума
Заключение
Список литературы/>
Введение
За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительныеизменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимостьизменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организациигосударственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическомурежиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии,в частности — референдума.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеконе новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономическихи политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутреннихи межгосударственных проблем.
Актуальность рассматриваемой темы. Конституция РФ 1993 года объявилареферендум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа,ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосованиевопроса.
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия референдума.
Объектом данного исследования является референдум в целом.
Предметом данной контрольной работы является местный референдум.
1. Понятие, общая характеристика и классификация референдума
Местный референдум — голосование граждан Российской Федерации,постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальныхобразований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствиис Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами,законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальныхобразований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведенияявляются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъектаФедерации [4, С.44].
В основе института референдума в Российской Федерации лежат политическиеправа и свободы человека и гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочноеместо в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии праваграждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и черезсвоих представителей (ч.1 ст.32 Конституции Российской Федерации) [1, Ст.32].
В Конституции Российской Федерации закреплено: «ГражданеРоссийской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»(ч.2 ст.32).
Право на участие в референдуме, как и активное избирательноеправо, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации. ГражданинРоссийской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности.Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю приголосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудитьего к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявленияграждан.
Институт референдума обычно включает в себя две возможности- решать законодательные вопросы совместно парламенту и электорату. Поэтому референдумпредполагает, что его инициаторами могут быть, с одной стороны, парламент, законодательнаявласть, а с другой — избирательный корпус, действующий в порядке народной инициативы.Согласно действующему законодательству инициатива проведения референдума РоссийскойФедерации принадлежит не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участиев референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъектаРоссийской Федерации проживают не более 10 процентов из них и Конституционному Собранию,которое разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации и выносит егона референдум [9, С.12].
Первичной целью референдумов является принятие государственныхрешений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямойдемократии применяются ограниченно или не дают должного результата. Но всегда возникаетвопрос, насколько едино общество с его многообразием форм, институтов, мнений инастроений. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие,многопартийность (ч.1 и 3 ст.13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря,мы живем в условиях идеологического и политического плюрализма, который характеризуетсостояние элементов общественной системы, представляющей собой определенную целостность,единство.
Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана,во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением властинарода. Вследствие этого решение референдума Российской Федерации общеобязательно,не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначекак путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во-вторых,юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесенна референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов,выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличиеот референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта РоссийскойФедерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствиепризнания их недействительными в судебном порядке [5, С.109].
Одним из важнейших оснований для того, чтобы суд отменил соответствующиерешения, может служить то, что решение, принятое на референдуме субъекта РоссийскойФедерации, противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционномузакону, федеральному закону, а для местного референдума — также и закону субъектаРоссийской Федерации (п.4 и 5 ст.61 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).
2. Вопросы местного референдума
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местногозначения [9, С.76].
Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменятьобщепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализациитаких прав и свобод.
Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательствуРоссийской Федерации.
К вопросам, выносимым на местныйреферендум, предъявляются следующие требования:
· вопросы, выносимые на местный референдум не должны противоречить федеральнымзаконам;
· вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать илиотменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантииреализации таких прав и свобод;
· указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобыисключалась возможность их множественного толкования;
· вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобына него можно было дать лишь однозначный ответ [6, С110].
К голосованию на местном референдумедопускаются лица, внесенные в списки участников референдума. Основанием включениялиц в список участников референдума являются следующие юридические факты:
1) гражданство РФ;
2) достижение 18-летнего возраста;
3) постоянное проживание на территориимуниципального образования.
В соответствии с действующим законодательствомк участию в местном референдуме не допускаются лица, удовлетворяющие вышеназваннымтребованиям, но:
· признанные в установленном законом порядке недееспособными;
· находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда [6, С.113].
Законодательство субъектов РФ в соответствиис федеральным законодательством устанавливает ряд обстоятельств, при котором местныйреферендум не проводится:
1) в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на всей территорииРФ, а также в городе Москве, и в течение 13 месяцев после отмены военного или чрезвычайногоположения;
2) повторный референдум с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса- в течение года после опубликования результатов голосования на референдуме [9,С 45].
На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиесяв ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставамимуниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органовместного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.Так, помимо изменения границ муниципального образования, определения структуры органовместного самоуправления, в уставах муниципальных образований часто приводится переченьконкретных вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развитияместного сообщества, требующих значительных финансовых затрат или могущих вызватьобострение экологической обстановки, а также другие вопросы, непосредственно затрагивающиеинтересы населения проживающего на территории муниципального образования, которыедолжны решаться только на референдуме [6, С.89].
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
* о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществленияполномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выбороворганов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
* о формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составеорганов местного самоуправления;
* об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначениена должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
* о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовыхобязательств муниципального образования;
* о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения;
местный референдум демократия российский
На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, ненаходящиеся в ведении соответствующего муниципального образования [7, С.99].
3. Решения о местном референдуме
Решение о назначении референдума принимается:
по инициативе, выдвинутой гражданами города, имеющими право научастие в местном референдуме;
по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, инымиобщественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и(или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральнымзаконом;
по инициативе Главы города и городской Думы, выдвинутой ими совместно[7, С.111].
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан,избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписейв поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять 7 процентовот числа участников референдума, зарегистрированных на территории города в соответствиис федеральным законом.
Если инициатором проведения местного референдума выступает общественноеобъединение, руководящий орган его регионального отделения или иного структурногоподразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдуманезависимо от своей численности.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая Главой города игородской Думой, оформляется постановлением Главы города и решением городской Думы.
Решение об инициативе проведения местного референдума принимаетсяна собрании избирателей, имеющих право на участие в местном референдуме в количествене менее 100 человек [8, С.9].
Инициатор (инициаторы) проведения собрания информирует (информируют)граждан, проживающих на территории города, о намерении провести собрание, на которомобразовать инициативную группу по проведению местного референдума, путем опубликования
Вследствие того, что референдум является формой высшего непосредственноговыражения власти народа, на референдуме решения обладают особой юридической силой:они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут бытьотменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме.
Решения, принимаемые местными референдумами, действуют на территорияхсоответствующих муниципальных образований.Решениео проведении местного референдума принимается представительным органом местногосамоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. Вслучае если представительный орган местного самоуправления отсутствует, решениео проведении местного референдума принимается главой муниципального образования.В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопросреферендума или проект выносимого на местный референдум решения, нормативного правовогоакта. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, принимает решение о назначенииместного референдума не позднее 7 дней после представления ему документов, необходимыхдля назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом[8, С.13].
Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускаетсяназначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума додня голосования не может быть меньше 45 и больше 60 дней. Решение о проведении местногореферендума должно быть официально опубликовано не позднее, чем за 45 дней до дняголосования. Одновременно публикуется выносимый на референдум вопрос (вопросы) илипроект решения, нормативного правового акта. Дата проведения местного референдумане позднее, чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена наболее поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначавшим местный референдум,в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборамив органы государственной власти или органы местного самоуправления [9, С.89].
Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосованияв соответствии с пунктом 3 настоящей статьи публикуется в местных средствах массовойинформации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия. [2, Ст.11, п.3]
В случае отказа в проведении местного референдума, вынесенного комиссией местногореферендума (постоянно действующей избирательной комиссией) соответствующего уровняили представительным органом местного самоуправления, члены инициативной группы,члены органа местного самоуправления данного созыва, руководящий орган местногоотделения политической партии, иного общественного объединения, выступившие с инициативойпроведения референдума, в течение двух лет после принятия решения об отказе не могутвыступать повторно с инициативой проведения референдума.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть отмененосудом по следующим основаниям:
* нарушение установленного законами, уставом муниципального образования порядкапроведения местного референдума, повлекшего невозможность с достоверностью определитьрезультаты волеизъявления участников референдума;
* несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводилсяместный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону,закону субъекта Российской Федерации, действовавшее на момент проведения данногореферендума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявленияучастников референдума;
* противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции РоссийскойФедерации, федеральному конституционному закону, закону субъекта Российской Федерации[4, С.81].
4. Итоги референдума
Местный референдум проводится в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Подсчет голосов участников референдума осуществляется открытои гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса на основеподанных бюллетеней, без перерыва до получения итогов голосования, о чем должныбыть извещены все члены участковой комиссии местного референдума, а также наблюдатели.При подсчете голосов участковая комиссия признает недействительными бюллетени, покоторым невозможно установить волеизъявление участников референдума, а также бюллетенине установленной формы. Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в протоколыитоги голосования. Затем на основании протоколов участковых комиссий референдумапутем сложения содержащихся в них данных муниципальная комиссия референдума подводитобщие итоги референдума и устанавливает его результаты. Затем о его результатахсоставляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссиис правом решающего голоса [5, С.34].
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,если за них проголосовало более половины принявших участие в голосовании граждан.Муниципальная комиссия референдума признает результаты местного референдума недействительнымив случаях:
а) если допущенные при проведении голосования или установленииитогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результатыволеизъявления участников референдума;
б) если они признаны недействительными не менее чем на однойчетвертой части участков референдума;
в) по решению суда [5, С.35].
Итоги голосования по каждому участку, результаты местного референдумав объеме данных, содержащихся в протоколе любой комиссии референдума должны предоставлятьсядля ознакомления участникам местного референдума, уполномоченным представителяминициативных групп по проведению местного референдума, общественных объединений,наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовойинформации по их требованию.
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществленияправа граждан на участие в местном референдуме является гарантированность этогоправа со стороны государства. Действующее законодательство устанавливает системуправовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав граждан на участие в референдуме,так и на предупреждение подобных нарушений. Особая роль в системе таких гарантийпринадлежит конституционному праву на судебную защиту.
Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовойинформации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путемкомиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования[6, С.21].
В случае признания результатов голосования по какому-либо участкунедействительными, комиссия местного референдума вправе поручить соответствующейучастковой комиссии референдума провести в течение двух недель на этом участке повторноеголосование. Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд втечение недели со дня их принятия.
Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднеесеми дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, ивступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрениной срок.
Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательныйхарактер для органов местного самоуправления и должностных лиц местной администрации,предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного самоуправления,а также для граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае нарушениязаконности при проведении референдума [7, С.31].
Если для реализации решения, принятого на местном референдуме,требуется издание правового акта, орган местного самоуправления или представительныйорган субъекта Российской Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаныв течение 30 дней после вступления в силу решения, принятого на местном референдуме,определить срок подготовки и принятия этого правового акта.
Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом,производится только местным референдумом.
Ответственность должностных лиц за невыполнение решений, принятыхместным референдумом, устанавливается законодательством Российской Федерации [9,С.59].
Заключение
В демократических государствах, к числу которых относится и Россия,проведение референдума является одной из основных форм участия народа в контролеза осуществлением государственной власти.
Референдум является, одним из важнейших средств прямой, непосредственнойдемократии и дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум,могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей,они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведениереферендума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений,большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.Референдум по такому сложному вопросу, как принятие Конституции, проводимый безпредварительного обсуждения населением в парламенте или в иных органах, образованныхиз представителей различных групп населения, может дать отрицательный результат:на референдуме может быть одобрена реакционная конституция.
Таким образом, институт референдума занимает особое место в политическойжизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на нескольколет. Референдум может изменить если не характер государственной власти, то характери направление ее деятельности. На референдуме могут решаться ключевые вопросы жизнии одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическуюсилу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает иподдержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверенияее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современныхусловиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума,должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительстваи противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передачепарламентариями.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (в редакции 30.12.2008 г)
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008)«ОРЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) с изменениямии дополнениями от 24.04.2008 г.
3. А.В. Якушев, Конституционное право РФ, М. «Приор-издат», 2004 г.
4. Т.Т. Озиев, Конституционное право, М. «Юнити-Дана», 2009 г.
5. Толковый словарь конституционных терминов и понятий / Кряжков В.А., КрасновМ.А., М.: Юридический центр пресс, 2004.
6. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становленияи развития правового демократического государства в России. // Государственная властьи местное самоуправление. 2001.