Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними

Введение
Воспитательныеколонии предназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними,осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательныеколонии имеют особое значение. Задача их — возвращение несовершеннолетних,совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного вобществе правопорядка, интересов других граждан, общества и государства. В этихколониях в процессе исполнения лишения свободы главное внимание сосредоточенона воспитании осужденных — несовершеннолетних. Это находит отражение в штатнойчисленности персонала воспитательной колонии, которая составляет 48% отсреднегодовой численности осужденных, тогда как в исправительных колониях онаравна всего 17%.

Особенности отбываниянаказания в виде лишения свободы несовершеннолетними
В истории российскогогосударства исполнению наказания в виде лишения свободы в отношениинесовершеннолетних всегда уделялось особое внимание. Даже в годы культаличности учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в значительно меньшеймере были подвержены тем недостаткам и извращениям, которые имелись в другихисправительных учреждениях, особенно в лагерях. УИК РФ[1]эту положительную традицию не только воспринял, но и развил значительно дальше,существенно смягчив условия отбывания наказания и увеличив возможности воспитательноговоздействия на данную категорию осужденных.
В ст. 132—142 УИК детальнопрописаны условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы ввоспитательных колониях. Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ предусматривалидва вида воспитательных колоний — общего и усиленного режимов. В воспитательныхколониях общего режима отбывали наказание в виде лишения свободы несовершеннолетниемужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетниеженского пола. В воспитательные колонии усиленного режима (а таких колоний вРоссии было всего три) направлялись отбывать наказание несовершеннолетниемужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы. При чемусловия отбывания наказания в колониях общего и усиленного режима былиодинаковыми. Поэтому в редакции ФЗ от 21 февраля 2001 г. упразднил делениевоспитательных колоний на два вида, а ввел только один вид для всех категорий несовершеннолетнихосужденных. Данный Закон уточнил редакцию ст. 58 УК РФ[2],указав, что лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесениясудом приговора 18-летнего возраста, отбывание наказания назначается ввоспитательных колониях. Это вносит существенную корректировку в сложившуюсяпрактику направления судами в воспитательные колонии лиц в случае, если онисовершили преступление в несовершеннолетнем возрасте и не достигли возраста 19лет. Дело в том, что согласно ст. 139 УИК РФ осужденные к лишению свободы,достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии, до окончания срока наказания, но неболее чем до достижения ими возраста 19 лет. При этом на таких лиц распространяются условия отбываниянаказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные длянесовершеннолетних осужденных.
Подобная мера продиктованасугубо воспитательными задачами и осуществляется по постановлению начальникавоспитательной колонии, санкционированному прокурором. Отрицательнохарактеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигнувшие возраста 18 лет,переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии визолированной участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительнаяколония общего режима, при его наличии или исправительную колонию общегорежима. Все категории осужденных, достигшие возраста 19 лет, переводятся висправительную колонию общего режима.
В воспитательных колонияхустанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбываниянаказания. По сравнению с исправительными колониями, предназначенными для отбываниянаказания взрослыми осужденными, здесь вводится еще один вид условий — льготныеусловия отбывания наказания.
В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказаниенесовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кромеранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления,совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные,переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.Для перевода осужденного в облегченные условия необходимы два условия:
1) отсутствие взысканийза нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестноеотношение к труду и учебе;
2) нахождение в обычныхусловиях в течение определенного срока (не менее трех месяцев — для лиц женскогопола и осужденных мужчин, отбывающих лишение свободы впервые; и не менее шестимесяцев для осужденных мужчин, ранее отбывавших лишение свободы).
Льготные условия отбывания наказания устанавливаютсядля лиц, находящихся в облегченных условиях и подготавливаемых к освобождению.
В строгих условиях отбывают наказание лица, осужденные заумышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы, а такжепризнанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных иоблегченных условий. Чтобы быть переведенным из строгих условий в обычные,осужденный должен там находиться не менее шести месяцев, не иметь взысканий за нарушенияпорядка отбывания наказания и добросовестно относиться к труду и учебе.
В срок нахождениянесовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срокпребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если кнесовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и онне допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которыек нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Если осужденныйнаходится в льготных условиях отбывания наказания и признается злостнымнарушителем, то его переводят в обычные условия отбывания наказания; в эти жеусловия могут быть переведены и злостные нарушители с облегченных условий отбываниянаказания (но они могут быть переведены и в строгие условия).
В отличие от других видовисправительных учреждений в воспитательных колониях не создаются комиссии поопределению условий отбывания наказания; здесь этот вопрос решается иначе.
В воспитательных колонияхфункционируют советы воспитателей в отрядах, учебно-воспитательный советколонии, а также попечительский совет при воспитательной колонии. Советвоспитателей и учебно-воспитательный совет как раз и выполняют в определенноймере роль указанной выше комиссии. Совет воспитателей отряда рассматриваетвопрос о целесообразности перевода осужденного из обычных условий в облегченныеусловия отбывания наказания и дает представление начальнику колонии, которыйсвоим постановлением осуществляет такой перевод. Все остальные виды переводовиз одних условий в другие рассматриваются на учебно-воспитательном советеколонии, где и выносится коллективное решение о возбуждении представленияначальнику учреждения о переводе конкретного осужденного в те или иные условияотбывания наказания. Начальник рассматривает данное представление и принимаетсоответствующее решение. Попечительский совет может рассматривать практику переводовс одних условий отбывания наказания в другие, вынося необходимые рекомендацииадминистрации воспитательной колонии.
В отношении осужденных,содержащихся в воспитательных колониях, также предусматривается возможностьповторных переводов из одних условий отбывания наказания в другие на тех жеусловиях, что и первичные переводы. Лишь осужденные, которые находились вльготных условиях и были признаны злостными нарушителями, за что их перевели вобычные условия отбывания наказания, вновь могут быть переведены в льготные условиятолько в случае перевода их в облегченные условия и пребывания там не менеешести месяцев.
Осужденные,отбывающие наказания в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Они могут ежемесячно расходоватьсредства заработанные осужденнымив период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могутбез ограничения на приобретение продуктов питания и предметов первойнеобходимости и иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размеречетырех тысяч рублей; иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительныхсвидания в течение года.
Осужденные,отбывающие наказания в облегченныхусловиях, ежемесячномогут расходовать средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые имипенсии и социальные пособия без ограничения на приобретение продуктов питания ипредметов первой необходимости и иные средства имеющиеся на их лицевых счетах,в размере шести тысяч рублей; иметь 12 краткосрочных свиданий и четыредлительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательнойколонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательнойколонии. Эти осужденныетакже проживают в общежитиях на территории колонии.
Существенныеотличия имеют льготныеусловия отбывания наказания.Сейчас осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают вобщежитиях (а ранее, как правило, за пределами воспитательной колонии безохраны, но под надзором администрации колонии). Им разрешается расходовать наприобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиесяна их лицевых счетах, без ограничения; иметь краткосрочные свидания безограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года спроживанием за пределами воспитательной колонии. Осужденным, отбывающимнаказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонииможет быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колониибез охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случаеим также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.
Весьмажесткие ограничения устанавливаются в строгих условиях отбывания наказания. Прежде всего, осужденные проживают визолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работывремя (однако эти помещения не могут оборудоваться по типу камер). Праваосужденных здесь существенно ограничены: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания ипредметов первой необходимости средствазаработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии исоциальные пособия и иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размеретрех тысяч рублей; иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года (длительные свидания не предоставляются).
Вотношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, наряду собщими мерами поощрения и взыскания, предусмотренными ст. 113 и 115 УИК РФ,применяются дополнительно и другие. Так, за хорошее поведение, добросовестноеотношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организацийосужденных и в проводимых воспитательных мероприятиях к несовершеннолетнимосужденным дополнительно к общим мерам поощрения могут применяться такие меры поощрения,как: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивныхмероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудника даннойколонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровожденииродителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условийотбывания наказания в обычные.
Выходосужденных за пределы воспитательной колонии для посещения спортивных илизрелищных мероприятий либо в сопровождении родственников осуществляется впринадлежащей им одежде гражданского образца. Продолжительность такого выходаопределяется начальником воспитательной колонии, но он не может быть определенболее восьми часов; а также не допускается выход в ночное время.
К несовершеннолетнимосужденным наряду с общими мерами взыскания, такими как выговор идисциплинарный штраф в размере до 200 руб., предусмотренными ст. 115 УИК РФ,применяются следующие взыскания: лишение права просмотра кинофильмов в течениеодного месяца, водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток свыводом на учебу (в ранее действовавшем законодательстве в дисциплинарныйизолятор водворить несовершеннолетнего осужденного можно было на срок до 10суток). Из точного толкования текста закона вытекает, что сейчаснесовершеннолетнего осужденного в порядке взыскания нельзя лишать в разовомпорядке (как это имело место раньше) посещения концерта, участия в спортивныхиграх, хотя в воспитательном плане это было весьма полезно.
Вовремя пребывания осужденного в дисциплинарном изоляторе ему запрещаются длительныесвидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметовпервой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользованиенастольными играми и курение. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью двачаса.
 Из текста законаследует, что этим лицам предоставление краткосрочных свиданий не запрещается.Однако это целесообразно делать лишь в случае, когда, например, приехалиродители или близкие родственники на длительное свидание, а осужденныйнаходится в дисциплинарном изоляторе и освобождать досрочно его оттуда нетоснований. В других случаях краткосрочные свидания следует предоставлять послевыхода осужденного из дисциплинарного изолятора. Если осужденный, находясь вдисциплинарном изоляторе, допускает нарушения установленного порядка, то к немумогут применяться все указанные выше взыскания, кроме водворения в дисциплинарныйизолятор. В ранее действовавшем законодательстве было установлено ограничение вприменении дисциплинарного изолятора (не более 40 суток в год), теперь данноеограничение снято, в том числе и в связи с введением такого порядка, когдазлостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания наказания.
В воспитательных колонияхдействуют несколько отличный порядок и круг лиц, обладающих правом применениямер поощрения и взыскания. Таким правом в полном объеме обладает начальниквоспитательной колонии или лицо, его замещающее. Но кроме них это еще ивоспитатели отделений (отряд осужденных в воспитательных колониях делится на отделениячисленностью до 25 человек), и начальники отрядов. Начальнику отрядапредоставлено право самостоятельно поощрять осужденных: объявлять благодарность;разрешать дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания ипредметов первой необходимости (до одной четверти минимального размера оплатытруда); досрочно снимать наложенное им взыскание. Начальник отряда вправеобъявить выговор и лишить на один месяц права просмотра кинофильмов. Воспитательотделения вправе объявить благодарность и досрочно снять ранее наложенное имвзыскание (выговор, который он может наложить самостоятельно).
Отрицательнохарактеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет,переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии визолированный участок воспитательной колонии, функционирующий какисправительная колония общего режима, при его наличии или в исправительнуюколонию общего режима. Решение о переводе осужденного, достигшего возраста 18лет, в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий какисправительная колония общего режима, или в исправительную колонию принимаетсясудом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации. Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятсядля дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо изизолированного участка воспитательной колонии, функционирующего какисправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима попостановлению начальника воспитательной колонии.
В воспитательных колонияхорганизуется единый учебно-воспитательный процесс, который соединяетобщеобразовательную и профессиональную подготовку осужденных, закрепляемую впроцессе трудовой деятельности. Собственно воспитательное воздействие на осужденныхкак раз и концентрируется вокруг этих сфер деятельности. Участие в спортивныхмероприятиях, в работе самодеятельных организаций, в художественнойсамодеятельности и других видах деятельности лишь дополняет портрет личностиосужденного, основные контуры которого вырисовываются, прежде всего, в учебе ипроизводительном труде.
Единый учебно-воспитательныйпроцесс осуществляется в целях исправления осужденных и подготовки их ксамостоятельной жизни на свободе. Этот процесс направлен на формирование у осужденныхзаконопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе,получению начального профессионального образования, профессиональной подготовки,повышению образовательного и культурного уровня.
Общееобразование, начальное профессиональное образование и профессиональнаяподготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы,профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой)мастерской воспитательной колонии.
 Несовершеннолетнимосужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднегои высшего профессионального образования.
Начальноепрофессиональное образование в воспитательных колониях осуществляется в имеющихсятам профессионально-технических училищах или их филиалах. Профессиональнаяподготовка происходит в мастерских и на производстве путем индивидуального,группового, бригадного и курсового обучения рабочей профессии.
Уголовно-исполнительныйкодекс предусматривает участиеобщественных объединений вработе воспитательных колоний в двух формах — в виде деятельностипопечительских советов и родительских комитетов. Попечительские советы привоспитательных колониях создаются из представителей государственных предприятий,учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Их цель состоит воказании помощи администрации воспитательных колоний в организацииучебно-воспитательного процесса и укреплении их материально-технической базы, врешении вопросов социальной защиты осужденных, их трудового и бытовогоустройства после освобождения из колонии. Порядок формирования, компетенция,организация его деятельности регулируются примерным положением о Попечительскомсовете, на основе которого в каждой воспитательной колонии разработанособственное положение о таком совете.
Родительские комитеты создаютсяпри каждом отряде осужденных из родителей, лиц, их заменяющих, либо другихблизких родственников с целью повышения эффективности воспитательноговоздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательнойколонии. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемымначальником колонии.

Заключение
Во многих воспитательныхколониях (прежде всего недавней постройки) созданы в целом неплохие условияжизнеобеспечения осужденных: возведены добротные общежития, школы,профессионально-технические училища, помещения для проведения воспитательной испортивной работы и т. п. Но вместе с тем значительное число воспитательныхколоний организовано на базе бывших монастырей (7), тюрем (3), исправительныхколоний (29), лагерных пунктов (3), детских домов (7) и других специфическихучреждений.
Сейчас некоторыекультовые здания возвращены церкви, и там после восстановления вновь в рядеслучаев создаются монастыри (например, в Ярославской области). Естественно, чтов таких неприспособленных помещениях трудно организовывать на надлежащем уровневыполнение упомянутых выше задач.
В конце 1993 г. ГУИН МВДРоссии подготовил Программу совершенствования деятельностивоспитательно-трудовых колоний на 1993—2000 годы, которая, к сожалению, так ине была принята Правительством РФ, причем не только из-за больших ресурсныхзатрат, но и по другим причинам. Поэтому массовой реконструкции воспитательныхколоний в ближайшее время не предвидится и рассчитывать следует лишь на имеющиесяресурсы самой уголовно-исполнительной системы и помощь со стороны властныхструктур субъектов РФ. На такую реконструкцию требуются исключительно большиесредства.
Для примера типовоеописание комплекса зданий и сооружений, необходимых для нормального функционированиявоспитательных колоний.
Жилая зона включает всебя следующие объекты: общежития для проживания осужденных с набором подсобныхи вспомогательных помещений и оборудования (спальные помещения, комнатыначальника отряда и воспитателей, комната воспитательной работы, кладовая дляхранения обменного фонда, комната для хранения личных вещей, комната для сушкиодежды и обуви, комната быта, гардеробная, санузел, водопровод, канализация,центральное отопление, горячая вода); школа; профессионально-техническоеучилище; столовая; кухня с типовым набором помещений; медчасть со стационаром инабором вспомогательных кабинетов; дисциплинарный изолятор; карантин;баня-прачечная; парикмахерская; отдельно стоящая сушилка; отдельно стоящаяумывальня; отдельно стоящая душевая; отдельно стоящие туалеты; помещения длявыдачи одежды; склад для личных вещей повседневного пользования; ремонтнаямастерская одежды и обуви; лаборатория; спецкабинет; библиотека и читальныйзал. Кроме того, в жилой зоне располагаются и другие здания и помещения;комната краткосрочных свиданий; помещение для граждан, прибывших на свидание;помещение для хранения посылок, передач и бандеролей; клуб со вспомогательнымисооружениями; магазин; спортзал; летняя эстрада; спортплощадка; комната длительныхсвиданий; помещение для проведения отпусков воспитанников (профилакторий).
В производственную зонувключаются: здания и цеха (рабочие места), санпропускник на стыке жилой ипроизводственной зон, складские и подсобные помещения, площадка для производствапогрузочно-разгрузочных работ, помещение для технологического иучебно-производственного оборудования и его монтажа, транспорт,погрузочно-разгрузочные механизмы.
Большое количество зданийи сооружений создается за пределами жилой и производственной зон — в такназываемой хозяйственной зоне. Это: продовольственный склад; овощехранилище;квасильно-засолочный пункт; ледник (холодильник); вещевой склад; склад личныхвещей; склад хозинвентаря; аптека; гараж; склад горюче-смазочных материалов;склад лакокрасочных материалов; котельная; помещения для проживания осужденных,переведенных в льготные условия отбывания наказания и расконвоированных;помещение военизированной пожарной охраны и пожарное депо; подсобное хозяйство(свинарник на 100 голов, коровник на20 голов, тепличное хозяйство). Вхозяйственной зоне также располагаются другие вспомогательные здания исооружения: штаб с контрольно-пропускным пунктом и охранные сооружения,располагающиеся по периметру, как правило, протяженностью не менее 2200 метров.Они состоят из: а) основного ограждения (железобетонного, кирпичного,деревянного либо смешанного заполнения полотна); б) маскировочного забора; в)предупредительного забора (из сетки «рабица» и колючей проволоки); г)противопобеговых заграждений и противотаранных укреплений. На основномограждении предусматривается использование системы различныхинженерно-технических средств охраны.
Все эти объектыпредназначены исключительно для обслуживания осужденных. Однако оно невозможнобез создания соответствующей инфраструктуры для жизнеобеспечения и надлежащейработы персонала, а он достаточно многочислен и должен располагаться, какправило, рядом или вблизи воспитательной колонии.
Вот такой сложнейшийкомплекс жизнеобеспечения и нормального функционирования должен быть создан вкаждой воспитательной колонии, что в принципе и обеспечит эффективнуюдеятельность данных исправительных учреждений, конечно, при условиинеобходимого не только штатного, но и, главное, качественного обеспечения.

Список использованныхисточников
1 Конституция Российской Федерации:[принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] с изм. ФКЗ от 25.03.2004г. № 1-ФКЗ//Российская газета № 237
2. Уголовно – исполнительный КодексРФ: [принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. в ред. ФЗ от 27.12.2009 N377-ФЗ//«Российская газета», N 9, 16.01. 1997
3 Уголовный Кодекс РФ: [принят ГосударственнойДумой 24 мая 1996 г.] в ред. ФЗ от от 29.12.2009 N 383-ФЗ//«Российскаягазета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118,25.06.1996
4 Уголовно — процессуальный кодексРФ: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г.] в ред. ФЗ от 29.12.2009 N383-ФЗ//Российская газета N 249, 22.12.2001
5 ЗубковаА.И. Уголовно-исполнительное право России:теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика концаXIX — начала XXI века: учебникдля вузов/ Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. — 720 с.
6 Трунова И.Л. Уголовно-исполнительноеправо Российской Федерации: учебник/Под ред. И.Л. Трунова. — М.: Изд-во Эксмо,2005. — 768 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дисплазия: мифы и реальность
Реферат Зоологія як наука Предмет і метод дослідження Зв язок з ін дисциплінами
Реферат Османо-саудовская война
Реферат Авторські права на текст програми "Етика, 5-6 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Colonies And Their Goals Essay Research Paper
Реферат Потребительская кооперация России
Реферат Генеалогическая классификация языков:
Реферат Лечение и питание при подагре
Реферат Измеритель напряжённости и градиента магнитного поля
Реферат Планировка непродовольственного магазина площадью 450 кв.м.
Реферат Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера
Реферат Программы скачивания файлов
Реферат Salvador DAli On Surrelism Essay Research Paper
Реферат Тихомиров, о нём. Эсхатологический выбор Льва Тихомирова
Реферат Законодавче та нормативно-правове забезпечення митного регулювання