Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоги в системе государственного регулирования экономики

Содержание
 
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики
2. Система налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей (ЕСХН). Пример расчета
3. Анализ расчетов по налогам и сборам
Список используемой литературы

1. Налоги всистеме государственного регулирования экономики
 
Налоговая политика внастоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикойориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП).Экономика предложения — это направление одной из школ современной экономическоймысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике ростаестественного уровня национального продукта за счет стимулирующей ролисокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи скризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых странв конце 1970-х — начале 1980-х гг.
Такие проблемы экономикикак инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост«теневой» экономики и пр. данная теория предлагает решать путемрадикального снижения предельных налоговых ставок.
Главный теоретическийпостулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера демонстрируетсуществующую взаимосвязь между налоговыми поступлениями государственногобюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласноразработкам Лаффера повышение ставок налогов выше определенного уровня будетспособствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрываналоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственнойдеятельности. Другими словами — как пишет Ф.И. Шамхалов, — отрицательное сальдобюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшенияотрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность,обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказанопредположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечномсчете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, можетпослужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно,сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, усилениегосударственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована нанизкие налоговые ставки положительно отразится на:
-  стимулах к труду ипредпринимательской активности;
-  увеличении объема выпуска продукции,повышении производительности труда;
— увеличении потреблениявследствие увеличения необлагаемого дохода;
— более эффективномиспользовании государственного бюджета, что приведет к увеличениюгосударственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничитнеобходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
-  уровне цен и инфляции;
-  соотношении легальной и«теневой» экономики.
Графическое выражениеэкономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке 1.
 />Экономический смысл снижения налоговых ставок
При снижении предельныхналоговых ставок возрастут предложение труда и стимулы к предпринимательству,увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой кривой предложения). В результате этогоснижается уровень цен (с pe до p1)
Таким образом,государственное регулирование при помощи налогового механизма создает дляэкономики страны широкие возможности для прогресса экономики и реализациимакроэкономических целей правительства развитых стран.
Например, именноналоговая система является одним из наиболее действенных инструментов государственногостимулирования научных исследований в промышленности. Если государственноефинансирование научных исследований непосредственно влияет на направлениевложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использованиепредпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает вкапитал, а создает условия для его движения. Государство помогаетпромышленности поддерживать себя.
В период экономическогокризиса (1929 — 33 гг.), а также после второй мировой войны налоги с успехомиспользовались западными странами в качестве действенного инструментареализации промышленного и социального аспектов государственной политики. Этопозволило, наряду с традиционной фискальной, выделить регулирующую функциюналоговой системы. Успешность ее реализации на практике наглядно демонстрируютмногочисленные мероприятия по реорганизации налоговых систем в 1950-60 гг.,затем в 1980-90 гг. в странах ЕЭС, США, Канаде, Японии и ряде других. Налоговыереформы выступали факторами, способствующими увеличению продолжительности фазэкономического подъема. Проведение стимулирующей налоговой политики по отношениюк частному капиталу, снижение подоходного и косвенного (на потребление)обложения способствовали тенденции к обновлению производственных фондов.
На практике в качествепоказателя, отражающего результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъектаили целых отраслей экономики, как правило, используется не абсолютная, аотносительная прибыль. В общем виде, эффективность деятельности хозяйствующегосубъекта можно представить следующим образом:
/>
Э — эффективностьдеятельности хозяйствующего субъекта;
Р — результатдеятельности хозяйствующего субъекта;
3 — затраты, припомощи которых достигнут указанный результат.
Использованиематематического аппарата, наработанного зарубежной и отечественной наукой,позволило сделать вывод, что в стабильной экономике степень влияния налогов науровне отдельного предприятия определяется тем, насколько обязательныеотчисления в пользу государства вынуждают хозяйствующего субъекта изыскиватьдополнительные ресурсы сверх тех, которые определяют так называемыйестественный уровень производства.
Таким образом,теоретический анализ, соединенный с конкретно-историческим опытом развитыхстран позволяет выделить, наряду с фискальной, регулирующую функцию налогов,посредством которой государство способно оказывать влияние на экономическиепроцессы. С позиций последней налоги можно определить как инструментгосударственного регулирования деловой активности в национальной экономике, ееотдельных секторах или отраслях, посредством изменения доли налогового изъятияприбыли хозяйствующих субъектов.
Одной из характеристикналоговой системы, позволяющей делать выводы о ее оптимальности, являетсястепень так называемой налоговой нагрузки. Поскольку, с одной стороны, уплачиваемыев национальной экономике налоги не должны быть настолько низкими, что это непозволит государству нормально исполнять необходимые функции, а с другой — настолько высокими, что это сделает невозможным расширенное или даже простоевоспроизводство хозяйствующих субъектов, показатель налоговой нагрузки являетсядостаточно серьезным измерителем качества налоговой системы конкретной страны.
На макроэкономическомуровне общепринятым является определение налоговой нагрузки как долиналоговых платежей в национальном доходе. Математически это выражаетсяследующим образом:
/>
Т-налоговая нагрузка,
НП-сумманалогов и платежей во внебюджетные фонды за рассматриваемый период в целом поэкономике,
НД-национальный доход.
На основе тезиса о том,что средства, потраченные потребителями на приобретение товаров и услуг (оценкавалового национального продукта) представляют собой доходы их производителей вформе прибыли, заработной платы, ренты и процента (иными словами — национальныйдоход), можно сделать вывод, что экономическая суть показателя налоговойнагрузки заключается в том, что он показывает, какая величина вновь созданной вэкономике стоимости перераспределяется посредством налоговой системы. Государство осуществляет регулирование налоговых отношений,организуя тем самым само налогообложение, посредством издания соответствующихправовых актов. Так, посредством этих актов государство в лице соответствующихорганов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговуюсистему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает своиспециализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливаетответственность за нарушение налогового законодательства и т. д. Эти акты, содной стороны, порождают сами налоговые отношения: Одновременно данные акты, сдругой стороны, регулируют поведение субъектов и участников налоговых отношенийчерез определение их прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либоналога, у лиц, определенных налоговым законом в качестве налогоплательщика,возникает обязанность перед государством осуществить его уплату, а усоответствующего налогового органа — обязанность перед государством поосуществлению контроля за своевременным и полным выполнением налоговогообязательства. Одновременно у этого органа возникает право требовать отналогоплательщиков уплаты налога, осуществлять контроль за этой уплатой,принимать меры по принудительному взысканию налога и привлекать лиц, совершившихналогового правонарушения, к налоговой ответственности в установленномзаконодательством порядке.
Государствоосуществляет регулирование налоговых отношений, используя определенные методы.
Методы государственного регулирования налоговых отношений — это приемы и способы, посредством которых государство устанавливает, изменяет ипрекращает права и обязанности субъектов данных отношений.
Основные методамигосударственного регулирования налоговых отношений являются следующие:
1) издание одностороннихправовых актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формируетналоговое законодательство;
2) издание одностороннихправовых актов, носящих индивидуальный характер;
3) совершениедвухсторонних налогово-правовых актов;
4) реализациягосударством в лице его уполномоченного органа своих прав и обязанностей вкачестве субъекта конкретного налогового правоотношения.

2. Системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)
С 1 января 2004 годавступила в силу глава 26.1. «Система налогообложения длясельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),которая применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этомсельскохозяйственные товаропроизводители — организации и индивидуальныепредприниматели — переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога вдобровольном порядке, о чем должны сообщить в налоговые органы по своемуместонахождению (месту жительства) до 1 февраля 2004 года путем подачиписьменного заявления.
Переход на уплату единогосельскохозяйственного налога (далее ЕСХН) предусматривает замену:
1) уплаты налога наприбыль организаций (налога на доходы физических лиц – для индивидуальныхпредпринимателей с доходов полученных от предпринимательской деятельности КФХ);
2) налога на добавленнуюстоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплатепри ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
3) налога на имуществоорганизаций;
4) единого социальногоналога (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхованиев соответствии с законодательством РФ).
Иные налоги и сборыуплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации ииндивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единогосельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговыхагентов (прежде всего в части исчисления, удержания и перечисления налога надоходы физических лиц наемных работников).
Для перехода на ЕСХНнеобходимо проверить следующее условие — в общем доходе от реализации товаров(работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственнойпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную изсельскохозяйственного сырья собственного производства и выращенной рыбы, должнасоставлять не менее 70 % по итогам девяти месяцев 2003 года. Если по итогам2004 года доля такого дохода составит менее 70%, налогоплательщики должны будутпроизвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режиманалогообложения за весь год, но при этом пени и штрафы уплачиваться не будут.
Не вправе перейти науплату единого сельскохозяйственного налога:
— организации ииндивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
— организации ииндивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в видеединого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— организации, имеющиефилиалы и (или) представительства.
Объектом налогообложенияпризнаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В основе исчисления ЕСХНлежит кассовый метод, т.е.
- датой получениядоходов признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, деньполучения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
- расходамипризнаются затраты после их фактической оплаты.
Порядок определения и признания доходов и расходов вцелом соответствует порядку предусмотренному главой 25 НК РФ „Налог наприбыль организаций“.
Так, при определенииобъекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров(работ, услуг) и имущественных прав (ст.249), внереализационные доходы (ст.250)и не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251. Индивидуальныепредприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы,полученные от предпринимательской деятельности.
Налогоплательщикиуменьшают полученные доходы на следующие расходы:
— расходы на приобретениеосновных средств (в особом порядке);
— расходы на ремонтосновных средств (в том числе арендованных);
— арендные (лизинговые)платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
— материальные расходы;
— расходы на оплатутруда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
— расходы на обязательноестрахование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательноепенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— суммы НДС поприобретаемым товарам (работам, услугам);
— суммы процентов,уплачиваемые по кредитам и займам;
-расходы на обеспечениепожарной безопасности, на услуги по охране имущества;
— расходы на содержаниеслужебного транспорта;
— расходы накомандировки,
— расходы на канцелярскиетовары;
— расходы на почтовые,телефонные и другие подобные услуги;
— расходы на питаниеработников, занятых на сельскохозяйственных работах;
— суммы налогов и сборов,уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
— расходы на оплатустоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
— другие (полный переченьрасходов смотри в гл. 26.1. НК РФ).
Все расходы принимаютсяпри условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 Налогового кодекса,т. е. расходы должны быть направлены на получение доходов, они должны бытьэкономически обоснованы и документально подтверждены документами в соответствиис законодательством РФ. Налоговым периодом признается календарный год, аотчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставкаустанавливается в размере 6 процентов.
При определении налоговойбазы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налоговогопериода.
По итогам налоговогопериода представляются налоговые декларации и уплачивается сумма налогаорганизациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальнымипредпринимателями не позднее 30 апреля следующего года. По итогам отчетного периодапредставляются налоговые декларации и уплачивается сумма авансового платежа поналогу организациями и индивидуальными предпринимателями позднее 25 июлятекущего года. Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложенияс использованием метода начислений, при переходе на уплату ЕСХН выполняютследующие правила:
1) на дату перехода наЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в периодприменения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнениекоторых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;
2) на дату перехода науплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств,приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, ввиде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.
В отношении основныхсредств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществленапосле перехода на уплату ЕСХН, остаточная стоимость учитывается начиная смесяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такогообъекта основных средств;
3) не включаются вналоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН,если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы быливключены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыльорганизаций при применении общего режима налогообложения;
4) расходы,осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаютсярасходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплататаких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режиманалогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов былаосуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН;
5) не вычитаются изналоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХНтакие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыльорганизаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
ПРИМЕР РАСЧЕТА:
Рассчитаем сумму ЕСХН за1 полугодие, если ООО „Колосок“ выращивает, перерабатывает иреализует масленичные культуры. Доля выручки от реализации составляет 80% ообщей суммы. Доходы – 650000руб, расходы – 540000 руб.
1. Определимналоговую базу: Д-Р = 650000-540000= 110000руб.
2. Рассчитаем суммуналога: 110000*6% = 6600 руб.
3. Дт 91/2 Кт 68


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.