Курсовая работа
Особенности работы участкового инспектора милиции в сельскойместности
План
Введение
1. Социально-экономические,демографические и иные факторы, определяющие особенности деятельности УИМ всельской местности
2. Общественныеформирования в сельской местности и их участие в борьбе с правонарушениями
2.1Организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении правопорядка
2.2 Взаимодействие УИМ собщественностью
3. Особенности организацииООП в курортных зонах
3.1 Организация ООП вгородах и курортных зонах
3.2 Организация ООП взагородных зонах массового отдыха граждан
3.3 Организация ООП вгородских зонах, массового отдыха граждан
4. Особенности организацииработы УИМ в период сезонных работ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа предлагается на тему: «Особенностиработы участкового инспектора милиции в сельской местности». В даннойкурсовой работе мы должны больше остановиться на особенностях работыучасткового инспектора милиции в сельской местности, показать отличие работыучасткового в сельской местности от работы в городских условиях.
Значение изучаемой курсовой работы состоит в том, что многим изнас придётся после окончания института работать в сельской местности, и намнадо хорошо знать:
во-первых, особенности организации работы участкового инспектора милиции всельской местности, и её отличия от города;
во-вторых, без учёта и правильной оценки работы, невозможно организовать своюработу так, чтобы устранить имеющиеся недостатки;
в-третьих, мы знаем о том, что участковый инспектор милиции согласно ПриказаМВД ПМР №80 от 24 февраля 2004г. «Об утверждении „Инструкции оборганизации деятельности участкового инспектора милиции“ обязанотчитываться в сельских советах, перед населением и руководством отдела,осуществлять взаимодействие с общественностью, заводить паспорт наадминистративный участок, а также предусмотрен и иной ряд обязанностей, которыебудут раскрыты в данной курсовой работе;
в-четвёртых, нам необходимо знать иорганизацию работы участкового в период сезонных работ.
1.Социально-экономические, демографические и иные факторы,определяющие особенности деятельности УИМ в сельской местности
Участковый инспектор милиции в сельской местности (далее УИМ) -основнойпредставитель Закона в данном населенном пункте. Вся работа инспектора тесносвязана с людьми, их бедами и заботами.
Более сложным и длительным был период становления и развития,участковых в сельской местности. Их функции выполняли волостные милиционеры иподчиненные им младшие милиционеры.
Основные формы их работы это надзор за соблюдением гражданамипорядка в общественных местах и применение мер административного воздействия. Внастоящее время служба УИМ является ведущей в милиции общественнойбезопасности. На нее возложены ответственные задачи по защите граждан отпреступных посягательств, обеспечению общественного порядка в городах инаселенных пунктах, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений.
Существующие различия между городом и селом, которые особеннопроявляются в социально-экономической и демографической сферах естественнойжизни, создают определённые условия для выполнения возложенных на УИМ в сельскойместности служебных обязанностей и накладывают отпечаток на формы и методыруководства их деятельностью.
К социально-экономическим факторам относятся: земледелие,животноводство, садоводчество, рыбные хозяйства, а также сезоны (период года) имногое другое.
В настоящее время в сельском хозяйстве существуют 3 формысобственности:
— государственная;
— коллективная (колхозы)',
— частная (фермеры, ООО);
Приведённое обуславливает ряд правонарушений при реорганизациипредприятий из коллективной собственности в частную. Особенно это связано спередачей сельскохозяйственной техники в аренду и её продажи, а такжеиспользование неучтённых земель.
Сезонный характер сельскохозяйственного производства, а такжетаких отраслей как рыбное хозяйство, семянноводчество, связан с тем, что стакие сезоны, как посевная, уборочная кампании, перегон скота на летниепастбища, период появления молодняка, нерест и путина для рыбопромысловыхрайонов, курортный сезон для районов, реализующих рекреационную функциюпроисходит осложнение оперативной обстановки. Данное обстоятельство обусловленопоявлением дополнительной сезонной рабочей силы, увеличивающимися миграционнымипроцессами из города в село. Именно в эти периоды совершаются наиболеехарактерные, специфичные для каждого сезона преступления, у УИМ появляютсяспецифические задачи, реализация которых связана с обслуживанием определённоготипа сельского района.
На УИМ в сельской местности, обслуживающие местность спрофилирующим земледельческим уклоном (зерновое хозяйство, картофелеводство,овощеводство и другое), в период уборки урожая возлагается важная задача,требующая комплексного использования сил и средств. Данная задача связана сбольшой профилактической деятельностью, направленной на сохранность новогоурожая от потерь, хищений, бесхозяйственности, на осуществление контроля заарендаторами, которые пытаются уйти от налогообложения, за деятельностьюматериально-ответственных лиц, за перевозкой сельскохозяйственной продукции откомбайнов до элеваторов, на укрепление общественного порядка в местахразмещения наёмных рабочих.
Важной задачей УИМ в сельской местности, обслуживающих район спрофилирующим животноводческим направлением, является: борьба с хищениямискота, мясопродуктов, оприходование приплода, оприходование и расходованиемяса, проверка условий хранения кормов, мер администрации по обеспечениюсохранности государственной собственности на фермах, охрана общественногопорядка в период эпизоотии и т.д.
Для УИМ в сельской местности, обслуживающих рыбопромысловыенаселённые пункты, появляются такие специфические задачи, как охрана рыбныхзапасов, борьба с браконьерством, регистрация маломерного флота, контроль заего техническим состоянием и правилами эксплуатации, надзор за соблюдениемправил на воде.1
К демографическим факторам относятся: уменьшение численностинаселения, миграция молодёжи.
В местах активного оттока молодёжи возникает следующее, что внаселённых пунктах остаются жить граждане преклонного возраста. В результатесоздаётся положение, когда появляются бесхозные дома, их в свою очередьзанимает криминогенный контингент. Также указанные лица совершают кражи личногоимущества у пожилых граждан, мелкое хищение сельхозпродукции.
При усилении оттока рабочей силы из села ведётся практикапривлечения на сезонные работы жителей городов и других населённых пунктов.Также практикуется привлечение учащихся образовательных школ и учебныхзаведений, лица по частному найму на договорных началах выполняют строительныеработы, трудятся на уборке урожая. Среди них много лиц, ранее судимых, бродяг,уклоняющихся от уплаты алиментов, условно осужденных, скрывающихся от следствияи суда.
Данное обстоятельство осложняет оперативную обстановку в сельскойместности и налагает на УИМ не только задачи по охране общественного порядка вместах размещения лиц, прибывших на уборку, оказанию помощи в их бытовомустройстве, но и по осуществлению профилактической работы среди сезонников,т.е. установление мест их концентрации, выявление разыскиваемых, скрывающихсяот следствия и суда, организация контроля со стороны администрации за ихповедением, выявление лиц, имеющих огнестрельное оружие, занимающихсяхищениями.
Характерные для села, миграционные процессы выражаются не только вдвижении из села в город и наоборот, но и в „маятниковой“ внутрисельскоймиграции. В результате развития частного предпринимательства на селе появляютсяпредприятия сельскохозяйственной продукции, изготовления продуктов питания,прохладительных напитков, швейных и деревообрабатывающих фабрик, мастерских поремонту автотранспорта и др. в связи с изложенным меняется структура сельскогонаселения, происходит рост групп занятых на производственных предприятиях.1
Изложенное свидетельствует, что село по условиям труда бытаприближается к городу, сельская местность теряет одну из присущих ей черт — малую подвижность населения, меняется уклад жизни на селе, характервзаимоотношений людей, расширяется свобода выбора социальной среды. В конечномитоге всё это оказывает влияние на организацию охраны общественного порядка,состояние борьбы с преступностью.
К иным факторам, влияющим на особенности работы УИМ в сельскойместности можно отнести следующие:
— Природно-геогафичексие факторы это небольшая территория республики, котораяиз-за своей протяжённости, практически по всей длине, граничит с другимигосударствами (Молдова и Украина). В приграничных зонах преобладает сельскоенаселение. Криминологами отмечается, что в приведённых условиях прогрессируетмобильность населения, в том числе и лиц криминогенной направленности.Возникает необходимость, кроме охраны общественного порядка, тесно сотрудничатьи оказывать большую помощь сотрудникам, таможенных органов и пограничных войск.
К основным своим обязанностям приплюсовывается выявлениеконтрабандных проходов (через них проходят угнанный автотранспорт, вывозсельхозпродукции, незаконное перемещение граждан).
-Особенностипсихологии сельских жителей, это: наличие проживающих национальных групп (с. Парканы, с.Шипка), большое влияние родственных, соседских, кумовских отношений, которыеведут к всепрощению, замалчиванию различных правонарушений, несообщению у них вОВД, что связано с латентной преступностью.
Борьбой с преступностью и охранной общественного порядка всельской местности заняты все службы органов внутренних дел (далее ОВД), ноособая роль здесь отводится УИМ. Нахождение вдали от городских (Районных) органоввнутренних дел (далее ГОРОВД), слабо развитая сеть коммуникаций, отсутствиепорой постоянной связи с ГОРОВД, невозможность иногда получить своевременнуюпомощь, квалифицированную консультацию, требуют от УИМ необходимостидействовать самостоятельно, решать сложные вопросы служебной деятельности.
Ещё одной особенностью, влияющей на организацию работы УИМ всельской местности — количество населения на УИМ, которая составляет 3.000-3.500человек.
Одной из организационных особенностей деятельности УИМ в сельскойместности является односменный порядок их работы. Указанный режим труда вопределённой мере обуславливается отдалённостью участков обслуживания друг отдруга и от ОВД, а также тем, что, как правило, обслуживает несколько населённыхпунктов (сёл), находящихся нередко на значительном расстоянии друг от друга.Практически УИМ в сельской местности приходится выходить на работу и в вечернееи в ночное время.
Указанныеконкретные обстоятельства в каждом конкретном случае либо создают дополнительныетрудности для УИМ в выполнении функциональных обязанностей (например, необходимостьзачастую самостоятельно принимать решения, отсутствие размещения задержанных), либо,наоборот, облегчает работу (например, быстрее попадают в поле зрения приезжие,семейные дебоширы, пьяницы и иные правонарушители). Соответственно такоеположение особенно осложняет повседневное руководство УИМ со стороны начальникаи старшего УИМ (например, невозможность ежедневного личного контроля, оказаниепомощи) и вынуждает подбирать на эти должности людей, способных действовать втаких условиях самостоятельно, обеспечивать их профессиональный рост, идейнуюзакалку и повышение чувства ответственности за выполнение служебного долга.
Организация работы УИМ в сельской местности обусловлена сложностьюи многогранностью его деятельности, однако, основные элементы организации егоработы такие же, как и у УИМ в городской местности:
— приём административного участка;
— изучение и оценка оперативной обстановки;
— планирование работы;
— взаимодействие и возрождение общественных организаций,
участвующих в охране общественного порядка, руководство
внештатными сотрудниками;
— приём граждан на участке;
— учёт и периодические отчёты о работе;
Как и в городе одним из элементов организации работы УИМ всельской местности является приём административного участка. Приём участкаосуществляется под руководством начальника ГОРОВД или его первого заместителя вприсутствии старшего УИМ и участкового сдающего участок, а также желательно сучастием представителем местной государственной администрации. Отсюдаособенностью организации работы является отдалённость такого участка от ГОРОВДи требует от УИМ большой инициативы, самостоятельности в принятии решений.1
Второй особенностью работы УИМ в сельской местности являетсяпротяженность обслуживаемой территории и разбросанность населённых пунктов, чтотребует дополнительных усилий для обеспечения взаимодействия с общественностью,в работе с внештатными сотрудниками, с доверенными лицами.
УИМ в сельской местности должен иметь внештатных сотрудниковмилиции, которые могли бы образовать работу дружинников (далее НД) и общественности.
К особенности в работе в сельской местности можно отнестиотсутствие должной связи с населёнными пунктами (например, телефоннаярадиосвязь, бездорожье, нерегулярное движение транспорта), а также отсутствиетранспорта и своевременной помощи со стороны ОВД.
Изучение и оценка оперативной обстановки — обязательное условиедля правильной организации выполнения УИМ его обязанностей. Без этого он несможет определить главное в работе, правильно спланировать и выбрать наиболееэффективные формы её осуществления.
Изучение и оценка оперативной обстановки должно начинаться ещё приприёме участка.
Какие же особенности имеются при изучении оперативной обстановки всельской местности? Прежде всего, УИМ выясняет:
— расположение населённых пунктов, их расстояние друг от друга ирайонного центра;
— профиль предприятий и место их нахождения;
— основной род занятий населения, местные обычаи, традиции,миграционные процессы;
— соотношение числа мужчин и женщин, одиноких и семейных, молодёжи истариков;
— места нахождения сельских Советов;
— количество и характер совершённых преступлений, их места совершения,а также лиц их совершивших;
— причины и условия, способствующие совершению преступлений;
УИМ в сельской местности свою работу планирует на день и на месяц.
Особенностью при составлении плана УИМ в сельской местностиявляется то, что он должен в планах работы отражать характер производственнойдеятельности сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также учитыватьвремя года (весна, лето, зима, осень), погодные условия в целях избежаниястихийных бедствий (пожаров, наводнений, эпидемий, эпизоотии).
Взаимодействие с общественными организациями, участвующими в охранеобщественного порядка — основной принцип деятельности УИМ.
Особенностью в работе УИМ в сельской местности по вопросамвзаимодействия является то, что он должен иметь хорошие связи в целяхпредупреждения и пресечения правонарушений:
— с исполнительными комитетами сельских (поселковых) Советовнародных депутатов;
-администрациейколхозов и иных сельскохозяйственных предприятий;
— бригадирами, агрономами, зоотехниками, фермерами и директорамиООО;
— председателями уличных комитетов;
— представителями ведомств военной охраны;
— внештатными сотрудниками милиции;
Следующими элементами организации работы УИМ является приёмграждан и периодические отчёты. Особенностью в этой работе УИМ в сельскойместности является то, что он занимается приёмом граждан и отчитывается передними непосредственно в сёлах (на сельских сходах и перед депутатами.), и этаработа также должна планироваться в его планах.
УИМ должен получать объективную информацию о лицах, занимающихсамогоноварением, совершивших преступления, их пособников, скупщиковпохищенного, незаконно хранящих огнестрельное и холодное оружие, взрывчатыевещества и боеприпасы, занимающиеся незаконным оборотом наркотических средств,совершающих хищения электроэнергии и т.д.1. и эту информацию ондолжен иметь от доверенных лиц, депутатов, НД, должностных лиц, отследователей, работников уголовного розыска и ОБЭПа, а также и другихсотрудников ОВД. Поэтому на УИМ и возлагается обязанность усиления взаимодействияс другими службами ОВД в целях успешной борьбы с правонарушениями.
УИМ в сельской местности также организует работу с ранее судимымии злостными пьяницами-алкоголиками. Особенностью в этой работе является тебольшие трудности в качественном контроле за поднадзорными по месту жительстваиз-за разбросанности и большой протяжённости участка.
По этой причине УИМ испытывает затруднения в оформлении злостногопьяницы учреждения социальной реабилитации (далее ЛТП), при рассмотрении жалоб,заявлений и сообщений граждан.
К организации работы УИМ относится приём граждан. Особенностьюявляется большая трата времени выезда на место происшествия.
Характер производственной деятельности колхозов и совхозов, атакже сельскохозяйственных предприятий обязывает УИМ больше заниматьсяпрофилактикой преступлений против кражи имущественной собственности, выявлениемрасхитителей на предприятия перерабатывающей промышленности, приниматьрешительные меры к пресечению хищений сельскохозяйственных продуктов, скота,птицы, разбазаривания кормов, что касается коллективных хозяйств.
Имеются некоторые различия и в полномочиях УИМ в сельскойместности от работающих в городе. УИМ в сельской местности выполняют почти всеобязанности по охране общественного порядка, в борьбе с правонарушениями и подругим направлениям их деятельности. Вместе с тем в отличии от своих коллег онивыполняют дополнительные обязанности, а в частности:
— осуществляют контроль за соблюдением Правил дорожного движения (далееПДД) и пожарной безопасности;
-ведутборьбу с хищениями и злоупотреблениями в сельскохозяйственном производстве,коллективной и государственной собственности;
— участвуют в обнаружении и уничтожении посевов наркосодержащихрастений;
-оказываютсоответствующим должностным лицам содействие и помощь в создании и организацииработы НД, проведение карантинных мероприятий, пресечение нарушений правилохоты, рыболовства, надзоре за соблюдением правил охраны окружающей среды;
Кроме того, УИМ, обслуживающие территорию сельской местности,имеют дело и с другой спецификой выполнения возложенных на них задач, преждевсего по раскрытию преступлений:
— по охране собственности (имущества собственника)',
— по охране природных богатств;
— по борьбе с браконьерством;
Также важным фактором организации работы УИМ здесь является:
-работа по выявлению и пресечению фактов преступно-небрежногохранения, использования сельскохозяйственной техники, хищении горючесмазочныхматериалов (далее ГСМ);
— в период уборочной и посевной компании на них возлагается задачапредотвращения с помощью общественности хищения семян, а также собранногоурожая на токах и временных хранилищах, недопущения потерь зерна и другихсельскохозяйственных продуктов при транспортировках;
— оказывают по мощь и содействие инспекторам пожарного надзора, организуютпроверки состояния пожарной безопасности, наличия и исправности пожарногоинвентаря, подходов и подъездов к водоёмам и пожарным объектам;
— в случае возникновения пожаров на УИМ возлагается обязанность поспасению людей и ценностей, обеспечению сохранности имущества, установлениепричин пожара и виновных, изъятию и сохранению вещественных доказательств,оказанию помощи должностным лицам в привлечении населения, транспортныхсредств, механизмов для ликвидации пожара и его последствий;
Важное место в их деятельности УИМ в сельской местности занимаютвопросы обеспечения безопасности дорожного движения. УИМ пресекают ипредупреждают случаи управления транспортными средствами в состоянии опьянения,а также использования незарегистрированного индивидуального автомототранспорта,эксплуатации транспортных средств лицами, не имеющих соответствующихводительских документов, активизацию работы НД и общественных формирований,постов ГАИ, осуществления контроля за содержанием и сохранностью оборудованиядорог и дорожных сооружений на обслуживаемых участках.
В деле охраны природных богатств УИМ в сельской местностиоказывают постоянное содействие соответствующим лицам и организациям в борьбе спотравами посевов и умышленным повреждениям полезащитных насаждений, выявленийлиц, занимающихся браконьерством, иными нарушениями правил охоты и рыболовства.
Значительное место в работе УИМ в сельской местности занимаютвопросы оказания помощи и содействия органам здравоохранения и ветеринарногонадзора при проведении профилактических мероприятий (прививок, дезинфекции икарантинных мероприятий), осуществление контроля за проездом через границыкарантинных зон, соблюдением запрета или ограниченной продажи на рынках мясныхи молочных продуктов, в случае возникновения эпидемий и эпизоотии.
Большим стимулом для активизации деятельности УИМ в деле выявленияи взятия на учёт лиц, склонных к совершению преступлений и иных правонарушений,стала отработка населённых пунктов и домовладения. Это даёт свои положительныерезультаты в выявлении и учёте пьяниц, семейных дебоширов и им подобных.
А также необходимо будет отметить, что для повышения результатов ввыявлении и учёте тунеядцев, пьяниц, семейных дебоширов и им подобных, УИМвпредь будут заполнять так называемый „паспорт на административныйучасток“, в который будут заноситься данные о проживающих в каждойквартире (в городе) и в каждом дворе (в селе). Такое положение предусмотреноновой инструкцией МВД ПМР. Каждый участковый теперь должен раз в три месяцапоквартирно обходить дома или, в сельской местности, дворы — на своем участке.При этом все данные на проживающих в доме граждан, прежде всего представляющиеоперативный интерес для правоохранительной работы, будут заноситься в новыйучетный документ — так называемый паспорт на административный участок.Обязанности участкового подробно описаны в обновленной инструкции поорганизации работы участковых, подготовленной в МВД ПМР.
»Паспорт на административный участок" позволит накапливать иизучать информацию о социально- экономических, демографических и другихпроцессах, учесть особенности жильцов каждого дома, определить«неблагополучные» районы или кварталы. Кроме того, в «паспортена административный участок», заполнявшемся и ранее, теперь предусмотренучет новых категорий граждан: участников молодежных объединений экстремистскоготолка и лиц, задерживавшихся за нарушения общественного порядка при проведениимассовых мероприятий. При этом УИМ освобождается от исполнения несвойственныхему функций, возложенных на сотрудников других служб и подразделений органоввнутренних дел. Инструкцией, в частности, определен перечень лиц, состоящих напрофилактическом учете в органах внутренних дел, с которыми участковыймилиционер должен проводить индивидуальную работу. Сведения о таких людях ибудут заноситься в указанный паспорт. Также проводится полная паспортизациявсех граждан, проживающих на административном участке.
Не менее важным в вопросах руководства УИМ является оказание импомощи в установлении контактов с руководителями администраций колхозов,предприятий агропромышленного комплекса, арендаторами (фермерами).
Ещё одной особенностью в работе УИМ в сельской местности являетсяборьба с продажей фальсифицированной алкогольной продукции и вина домашнейвыработки (ст. 153-1, 266-1 КоАП ПМР). И УИМ особо должен обратить вниманиеэтому вопросу, так как именно он является организатором борьбы с пьянством.
Для этого УИМ в сельской местности особое внимание должен уделить:
— предупреждению пьянства на производстве;
— выявлению продажи фальсифицированных спиртных напитков;
— предупреждению продажи гражданам вина домашней выработки;
— направлению хронических алкоголиков на лечение от алкоголизма (т.е.в ЛТП);
— предупреждению пьянства в быту и среди несовершеннолетних;
Исходя из сводок МВД ПМР мы можем отметить, что за последние годычисло преступлений связанные с наркоманией увеличилось, в связи, с чемруководством МВД проводятся рейды и операции (МАК, УРОЖАЙ) по выявлению лиц,занимающихся выращиванием наркосодержащих культур, хранением, изготовлением исбытом наркотических средств и психотропных веществ.
Если 20 лет тому назад сельские жители не знали, что такоенаркомания, то сегодня и сельский житель знает, что такое наркотическиевещества, а поэтому УИМ в сельской местности должен проводить работу:
-поохране полей, на которых выращиваются наркосодержащие культуры;
-выявлятьлиц, которые выращивают на приусадебных участках и неугодьях наркосодержащиекультуры;
-выявлятьлиц, которые заключают договоры с администрацией колхозов и берут земли варенду для выращивания овощей, фруктов и злаков и на этих же полях выращиваютмак;
Принимать меры к ликвидации самовольно засеянных полей.
Согласно Приказу МВД ПМР №80 от 24.12.2004г. УИМ в процессеработы, через доверенных лиц и внештатных сотрудников милиции должен выявлять:
— притоны наркоманов;
— источники поступления наркотических веществ;
— лиц, потребляющих наркотические вещества и ставить этих лиц научёт, принимать к ним индивидуально-профилактические и другие меры воздействия;
В отношении лиц, страдающих наркоманией и уклоняющихся отдобровольного лечения — своевременно направлять и оформлять материалы длялечения в ЛТП.
Также, согласно Приказа МВД ПМР №80 от24 февраля 2004г., УИМдолжен выявлять лиц, ведущих паразитическое существование, живущих не по средствам,извлекающих нетрудовые доходы путём:
— сдачи в поднаём жилых помещений;
-занятиязапрещённым кустарным промыслом или другой индивидуальной трудовойдеятельностью;
-уклонениеот подачи деклараций;
-скупкии скармливание скоту и птице хлеба и других продуктов питания;
— совершения фактов хищения;
— продажи вина домашней выработки;
— незаконное пользование энергией и газом в быту;
— занятие браконьерством и других корыстных преступлений;
И, в установленном порядке обеспечивать привлечение виновных к ответственности.
2.Общественные формирования в сельской местности и их участие вборьбе с правонарушениями
Для более или менее успешного выполнения всех указанныхобязанностей УИМ необходимо укреплять связи с общественными организациями,формированиями, призванными вести борьбу с правонарушениями, либо создаватьтакие формирования.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественнойбезопасности, соблюдение законности и укрепление правопорядка в страненемыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан иобщественных объединений — одно из непременных условий эффективной деятельностиправоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений,устранению порождающих их причин.
2.1 Организационно-правовые формы участия граждан в обеспеченииправопорядка
Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе иорганам внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспеченииобщественной безопасности как индивидуально — на добровольной основе, так ичерез общественные объединения.
Согласно Законодательства ПМР «Об общественныхобъединениях» последние могут создаваться в следующихорганизационно-правовых формах: общественные организации, общественныедвижения, общественные фонды, общественные учреждения.
Общественные объединения в соответствии со своими уставамипреследуют социальные, политические, культурные, воспитательные и иныеобщественно полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественнымобъединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем общественныеобъединения участвуют в реализации задач и функций органов государственнойвласти. Многие общественные объединения осуществляют воспитательную работу,организуют культурный досуг своих членов, ведут борьбу с детскойбезнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, непосредственноучаствуют в обеспечении правопорядка.
Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связанас профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественныевоспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, ихзаменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами,администрацией предприятий и учреждений по месту работы несовершеннолетнего, сОВД (милицией), с общественными организациями по месту учёбы или жительстванесовершеннолетнего, с врачами и другими специалистами.
Функции по оказанию на возмездной договорной основе услугфизическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентовосуществляет лица (организации), занимающиеся охранной деятельностью. Органывнутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятия этой деятельностью иосуществляет за ней контроль. Предприятиям, осуществляющим охраннуюдеятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам вобеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскныеорганизации привлекаются, прежде всего, для поддержания правопорядка на улицахи в других общественных местах, а также используются при проведении целевыхоперативно-розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств,хищения имущества.
В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуюткоординационные советы (центры) социально-профилактической направленности. В ихсостав входят председатели советов войны и труда, товарищеские суды,представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудникиправоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждениюправонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, оказываютиную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-техническоеобеспечение социально-профилактических центров осуществляется за счёт средствместного бюджета.
Общественные формирования
Общественные формирования, непосредственно участвующие в охранеобщественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль вохране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и борьбес преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальнымобщественным формированиям: НД по охране общественного порядка;административным комиссиям; общественным пунктам охраны правопорядка;внештатным сотрудникам милиции и др.1
Народные дружины
НД создаются в районах, городах и других населённых пунктах.Порядок образования и деятельности НД, их задачи, обязанности и права,материально-техническое обеспечение, а также руководство определяютсясоответствующими положениями о НД.
Государственные органы, органы местного самоуправления,общественные объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие ипомощь НД. Во время проведения органами внутренних дел и НД совместныхмероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушенийоперативное руководство работой НД осуществляют соответствующие должностныелица органов внутренних дел.
НД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, впарках и других общественных местах: оказывают содействие органам внутреннихдел, прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по укреплению общественногопорядка: принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, хищениямисобственности и другими правонарушениями: участвуют в проведении воспитательнойработы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению существующихправил общежития и предупреждению антиобщественных поступков: участвуют вборьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и впредупреждении дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по оказаниюнеотложной помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений,а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют вспасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийныхбедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; участвуют в проведениимероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с нарушениями правилохоты и рыболовства и др.1
В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей НДпредоставлены соответствующие права. НД имеют право требовать от граждансоблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;требовать от нарушителей предъявления документа, удостоверяющего личность;составлять в отсутствии работников милиции или иных уполномоченных лиц протоколв случаях злостного нарушения общественного порядка или причинениемправонарушением имущественного или иного ущерба гражданину или организации споследующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) НД; доставлять вмилицию или в штаб НД лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресеченияправонарушений, а также для установления личности нарушителя и составленияпротокола, если нет возможности составить его на месте нарушения; при этомнахождение доставленного лица в штабе НД не может продолжаться более одногочаса; изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать ихв милицию. НД наделены и другими правами, предусмотренными действующимзаконодательством.2
Противодействие законной деятельности НД, посягательство на жизнь,здоровье и достоинство НД в связи с их деятельностью по охране общественногопорядка влекут за собой ответственность согласно закону.
Основными формами и методами работы НД являются: патрулирование ивыставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных местах;проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших; проведениеиндивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения,установление шефства НД над такими лицами; разъяснение гражданамзаконодательства и правил общежития; оформление материалов на правонарушителейи направление их в соответствующие органы государства и общественныеорганизации: выпуск сатирических плакатов и фотовитрин, использование средствпечати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействияна нарушителей; обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба НД.
Руководство деятельностью НД осуществляет штаб и командир НД,назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом НД по согласованиюс соответствующими органами исполнительной власти.
Для осуществления повседневной работы по управлению НД иорганизации их взаимодействия с правоохранительными и другими государственнымиорганами могут вводиться штатные должности работников аппарата управления вштабах НД. Схему должностных окладов, объем, и источники финансированияаппарата управления НД определяют органы исполнительной власти.
Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппаратауправления штабов НД может осуществляться НД на общественных началах, надоговорной или возмездной основе.
В последние годы получили распространение и такие организационныеформы непосредственного участия граждан в охране общественного порядка, какассоциации НД, казачьи НД, отряды содействия милиции, объединения граждан поохране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др.
Товарищеские суды
Это выборные органы общественной самодеятельности, призванныеактивно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного отношения ктруду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил общежития, развития уних чувства товарищеской взаимопомощи, уважения, достоинства и чести людей.Главное в работе административных комиссий сельских администраций — предупреждение правонарушений, воспитание граждан путём убеждения иобщественного воздействия, создание обстановки нетерпимости к антиобщественнымпоступкам. Порядок организации и деятельности административных комиссийопределён специальным положением о них.1
Товарищеские суды создаются на предприятиях, в учреждениях,организациях, высших и средних учебных заведениях, домах, обслуживаемыхжилищно-эксплутационными конторами, дирекциями эксплуатации зданий,домоуправлениями, а также в сельских населённых пунктах и посёлках. Составтоварищеского суда избирается открытым голосованием на общих собраниях трудовыхколлективов и собраниях (сходах) граждан по месту жительства сроком на двагода.
Товарищеские суды рассматривают дела:
S об употреблении спиртных напитков на улицах, во дворах иподъездах, на стадионах, во всех видах общественного транспорта и в другихобщественных местах кроме предприятий торговли и общественного питания, вкоторых продажа спиртных напитков в разлив разрешена;
S о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющемчеловеческое достоинство и общественную нравственность;
S об употреблении спиртных напитков на производстве или опребывании на работе в нетрезвом состоянии; об участии мастеров, начальниковучастков и других руководителей в употреблении спиртных напитков с подчинённымина производстве или о непринятии мер к отстранению от работы лиц, находящихся внетрезвом состоянии, либо о сокрытии случаев употребления спиртных напитков илипоявления на работе в нетрезвом состоянии подчинённых им работников; о мелкомхулиганстве;
S о мелком хищении государственного или коллективного имущества; осовершенных впервые мелкой кражи малоценных предметов потребления и быта,находящихся в личной собственности граждан, в случае, когда виновный ипотерпевший являются членами одного коллектива; об оскорбления, клевете, побояхи легких телесных повреждениях, не повлекших расстройства здоровья, если этидеяния совершены впервые;
S о сквернословии;
S о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунамиили попечителями обязанностей по воспитанию детей;
S о недостойном отношении к родителям;
S о недостойном поведении в семье;
S о недостойном отношении к женщине;
S о порче жилых и нежилых помещений и коммунального оборудования;
S о несоблюдении правил противопожарной безопасности;
S о нарушении правил внутреннего распорядка в квартирах иобщежитиях, о спорах жильцов по использованию подсобных помещений, домовыхслужб, оплате коммунальных услуг, оплате расходов по текущему ремонту местобщего пользования;
S о порядке пользования строениями, составляющими общуюсобственность двух или нескольких граждан;
S о разделе имущества между супругами при согласии спорящих сторонна рассмотрение дела в товарищеском суде;
S о порче деревьев и других зелёных насаждений;
S о взыскании ущерба, причинённого мелкими лесонарушениями;
S об имущественных спорах между гражданами на небольшую сумму присогласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде;
S о других административных правонарушениях, если органы(должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административныхправонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрениетоварищеского суда для применения к правонарушителю мер общественноговоздействия;1
Кроме того, товарищеские суды могут рассматривать дела онарушениях трудовой дисциплины и о других правонарушениях.
Также товарищеские суды могут рассматривать дела о впервыесовершенных преступных деяниях, если они не представляют большой общественнойопасности, и органы внутренних дел, прокуратура или суд в соответствии сдействующим законодательством передадут материалы такого дела на рассмотрениетоварищеского суда.
Товарищеские суды могут применить к виновному следующие мерывоздействия: обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу;объявить товарищеское предупреждение; объявить общественное порицание; объявитьобщественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; наложитьденежный штраф.
Наряду с применением указанных мер воздействия товарищеские судымогут обязать виновного возместить причинённый неправомерными действиями ущербна небольшую сумму, если законодательством не установлен иной порядок взысканияущерба. По делам о мелких хищениях государственного или общественного имуществатоварищеские суды во всех случаях должны обязать виновного полностью возместитьпричинённый моральный ущерб, установив срок исполнения такого решения.
Руководство деятельностью административных комиссий на территориигородов, районов, посёлков и других населённых пунктов осуществляется органамиместного самоуправления соответствующих территориальных муниципальныхобразований.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведенияхработой административных комиссий непосредственно руководят соответствующиепрофсоюзные организации.
В целях содействия органам местного самоуправления, профсоюзныморганизациям в осуществлении руководства и контроля за деятельностьюадминистративных комиссий, оказания им помощи, координации деятельностиадминистративных комиссий, организации учёбы и обмена опытом работы при органахместного самоуправления могут создаваться общественные советы по работеадминистративных комиссий. Правовую помощь административных комиссий оказываюторганы юстиции, прокуратуры и суды.
Поддержание тесных связей с населением и общественностью.Необходимость в осуществлении данной функции возникает в связи с тем, чтоодному, без опоры на общественность, УИМ по существу невозможно справиться сосвоими обязанностями. Он попросту не в состоянии один поддерживать на участкедолжный порядок, успевать бывать везде сам и делать всё лично. Особенно остроэто ощущается в сельской местности, где зачастую все службы органов внутреннихдел представлены лишь УИМ. От того, насколько он умело опирается на помощьобщественности, во многом зависит его вклад в охрану общественного порядка,предупреждение и раскрытие преступлений.
Старший участковый или УИМ, как правило, является одновременнозаместителем председателя совета ОПОП или руководителем одной из его секций.Такой статус позволяет УИМ играть в совете организующую роль и тем самымобеспечивать единство действий милиции и общественности в профилактикеправонарушений. УИМ должен буквально загружать работой представителейобщественности — членов совета ОПОП, товарищеские суды, домовых комитетов,женсоветов и др., оставляя за собой те мероприятия, которые относятсяисключительно к его компетенции. Члены совета ежедневно дежурят в общественномпункте охраны порядка, самостоятельно осуществляютиндивидуально-профилактические мероприятия, участвуют в различных рейдах. Во многораз повышают эффективность своей работы те УИМ, которые добиваются создания НДпо охране общественного порядка, членами которых являются владельцы собак;специализированных НД (групп) по борьбе с пьянством, профилактикеправонарушений в семейно-бытовой сфере. Неоценима помощь УИМ внештатныхсотрудников милиции. Им поручается обслуживание микро участков (домов,кварталов), они привлекаются к приёму граждан и дежурству в общественном пунктеохраны порядка, проверке соблюдения правил паспортно-регистрационной системы,вручению повесток, разбору бытовых конфликтов, работе по поступившим заявлениямграждан, индивидуально-профилактической работе с под учетными лицами. Всельской местности УИМ должен иметь внештатного сотрудника в каждом населённомпункте. Желательно чтобы внештатный сотрудник был на каждом объекте участка(многоквартирный дом, квартал, предприятие или учреждение).
В целях поддержания тесных связей с населением УИМ организуетпланомерную профилактическую отработку участка. Это — важная форма работы УИМ. Онапредусматривает регулярное посещение всех домовладений, квартир, гостиниц,общежитий, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке, иличное знакомство с населением и трудовыми коллективами. Основное внимание приэтом уделяется личному знакомству УИМ с жителями участка, установлению снекоторыми из них доверительных отношений с целью получения информации,необходимой для предупреждения и раскрытия преступлений, выявлениюорганизаторов притонов. Лиц злоупотребляющих алкоголем, наркотиками идопускающими правонарушения в сфере быта, имеющих огнестрельное оружие,прибывших из мест лишения свободы, других граждан, склонных к совершениюправонарушений. Во время обхода домов (квартир) УИМ ведёт также разъяснительнуюработу, связанную с обеспечением личной и имущественной безопасности граждан,составляет списки лиц, желающих оборудовать квартиру средствами сигнализации,проверяет условия хранения личного автотранспорта, вовлекает пенсионеров идомохозяек в специализированную НД по предупреждению квартирных краж и т.п.Свое посещение УИМ заканчивает вручением визитной карточки, где указаны егоадрес, телефон, дни и часы приёма граждан.1
Установление тесных связей с жителями участка способствуеторганизация УИМ приёма граждан и рассмотрение их жалоб, заявлений и сообщений оправонарушениях. Приём осуществляется не реже двух раз в неделю в удобное длянаселения время. На долю УИМ приходится более двух третей писем и заявленийграждан, поступающих в органы внутренних дел. Если УИМ пользуется у населенияавторитетом, основное количество заявлений и жалоб граждан будет поступать не вГОРОВД, а непосредственно УИМ. Повышению авторитета общественного пункта охраныпорядка и УИМ способствует организация регулярного приёма в нём не только УИМ,но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками,депутатами.
Инструкция закрепила обязанность УИМ не реже одного раза вполугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемогоучастка. Это — одна из важных форм обеспечения в работе УИМ гласности, котораястимулирует население к оказанию помощи милиции в решении задач по охранеобщественного порядка и борьбе с преступностью.
Внештатные сотрудники милиции
В качестве внештатных сотрудников милиции могут быть граждане ПМРне моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказыватьмилиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественнойбезопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административныхправонарушений, раскрытии преступлений.
Внештатные сотрудники милиции подбираются на добровольных началахи в индивидуальном порядке, как правило, из числа НД, пенсионеров — бывшихработников органов внутренних дел, МТБ, юстиции, прокуратуры и военнослужащих.Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный иначальствующий состав подразделений милиции. Лицо, подобранное в качествекандидата во внештатные сотрудники, тщательно изучается. Зачисление внештатныхсотрудников осуществляется приказом начальника органов внутренних дел, вкотором указывается специализация внештатного сотрудника и за каким конкретнымработником данного органа он закрепляется. После зачисления внештатномусотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, котороеподписывается в МВД, УВД начальником структурного подразделения или егозаместителем, в ГОРОВД — начальником соответствующего органа или егозаместителем.1
Внештатные сотрудники работают под руководством работниковмилиции, выполняя их поручения. Непосредственную работу с внештатнымисотрудниками осуществляют руководители, оперативный и начальствующий составподразделений и служб охраны общественного порядка уголовного розыска,Государственно-автомобильная инспекция (далее ГАИ, УИМ).
Указанные должностные лица милиции могут давать внештатнымсотрудникам конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения:
S контролировать действия внештатных сотрудников;
J участвовать в обучении внештатных сотрудников формам и методамработы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений;
J участвовать в проведении занятий по изучению основзаконодательства; обобщать и распространять положительный опыт работывнештатных сотрудников;
S вносить предложения по её совершенствованию;2
Поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник милиции, закоторым он закреплён. Внештатный сотрудник осуществляет только те действия,которые не выходят за пределы данных ему поручений. В случае необходимости дляучастия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатногосотрудника (с его согласия) в свободное от работы или учёбы время в служебныекомандировки вместе с работниками милиции. При этом расходы, связанные скомандировками, возмещаются органами внутренних дел по мотивированному рапортусотрудника милиции, под непосредственным руководством которого работаетвнештатный сотрудник.
Вместе с тем работники милиции не могут поручать внештатнымсотрудникам самостоятельное производство уголовно-процессуальных и другихдействий, оперативно-розыскных мероприятий, относящихся к исключительнойкомпетенции работников милиции. Запрещается привлекать внештатных сотрудниковмилиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личнойбезопасности, а также знакомить их с документами, содержащими государственную тайнуили служебную информацию ограниченного пользования.
Результаты работы внештатного сотрудника, его личные и деловыекачества систематически, но не реже одного раза в год анализируются работникоммилиции, за которым он закреплён, и докладываются рапортом с выводом оцелесообразности дальнейшего использования в качестве внештатного сотрудникаруководителю соответствующего органа, службы, подразделения. Работа внештатногосотрудника отражается в учётной карточке. Активно участвующие в выполнениипоручений внештатные сотрудники могут поощряться. К видам поощрения относятся:благодарность, денежная премия, ценный подарок и др. В случае недобросовестногонеоднократного отношения внештатного сотрудника к выполнению порученийработником милиции может быть поставлен перед руководством вопрос о егоисключении из числа внештатных сотрудников.
Гражданин, подавший заявление об освобождении его от работы вкачестве внештатного сотрудника, либо скомпрометировавший себя, или не желающийдальше оказывать помощь милиции, исключается из числа внештатных сотрудниковприказом начальника соответствующего органа внутренних дел. При этом егоудостоверение изымается и уничтожается в установленном порядке. Учётнаякарточка выбывшего внештатного сотрудника хранится в течение одного года, послечего подлежит уничтожению.
Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеютследующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественнымиформированиями, участвующими в охране правопорядка:
1. обмен информацией о состоянии общественного порядка иобщественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальныхзадач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы,повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации,которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования,определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел;
2. совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечениюохраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению ипресечению правонарушений;
3. оказание органами внутренних дел содействия и поддержкиобщественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфереправопорядка;
4. обучение сотрудниками органов внутренних дел членовобщественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений;проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и инойпомощи в планировании и учёте их работы;
5. направление органами внутренних дел материалов оправонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и приятия, соответствующихмер общественного воздействия к правонарушителям;
6. передача общественными формированиями материалов оправонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела оправонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлеченияправонарушителя к уголовной или административной ответственности;
7. сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охранеправопорядка на договорно-возмездной основе осуществляется за счёт средстворганов внутренних дел;
2.2 Взаимодействие УИМ с общественностью
Важность указанного направления работы УИМ в сельской местностиобуславливается тем обстоятельством, что в сельской местности нет патрульно-постовойслужбы (далее ППС), медицинского вытрезвителя (ЦВГ) и обеспечение охраныобщественного порядка (далее ООП) полностью возложены на УИМ. Всё это требуетот УИМ и РОВД более полного использования возможностей различных самодеятельныхобщественных организаций для поддержания на обслуживаемой территории должногообщественного порядка и обеспечения сохранности урожая.
Для того чтобы обеспечить должный общественный порядок УИМ должен:
S постоянно проводить занятия с членами НД;
S подготовить в каждом селе внештатных сотрудников;
S обучить их формам и методам организации ООП членами НД;
S проверять несение службы членами НД;
S периодически самому принимать участие в ООП в каждом населённомпункте;1
Важное значение в борьбе с правонарушителями играет правовоевоспитание граждан. Поэтому У ИМ необходимо самому знать эти нормативные акты,выступать с лекциями, докладами и беседами.
Особое место в совместном с УИМ обеспечение ООП отводится в первуюочередь НД. Членов НД необходимо активно использовать в патрулировании наглавных улицах населённых пунктов, выставлять из числа НД посты и устанавливатьих дежурства возле зрелищных предприятий, магазинах, торгующих вино-водочнымиизделиями, и в иных многолюдных местах. Одним из важнейших способов охраныправопорядка, предупреждения и пресечения хищений сельхозпродуктов являютсярейды целевого назначения, которые проводятся под руководством, как правило,УИМ, внештатного сотрудника милиции.
С участием НД можно и нужно проводить профилактическую работу сконкретными правонарушителями, в частности беседы, участие в разборе семейныхскандалов, вести разъяснительную работу и правовую пропаганду среди населения.Совместно с руководителями колхозов и предприятий других форм собственности,должен объезжать поля, фермы, доброжелательно подсказывать пути устранениявскрытых недостатков. В противном случае ставить вопрос перед административнымиорганами о принятии к нерадивым необходимых мер воздействия (административного,уголовного).
А также, большое значение в работе УИМ играет выявление причин иусловий, способствующих совершению правонарушений.
В связи с тем, что в район из других местностей приезжаетзначительное число лиц, для работы по договорам, УИМ в целях предупреждения сих стороны преступлений своевременно берут их на списочный учёт, разъясняютпорядок проживания и правила поведения. Проверяют их по адресному бюро. Вобщежитиях, где они проживают, за их поведением и образом жизни организуетсянаблюдение с помощью внештатных сотрудников милиции и доверенных лиц. Проводимыемероприятия позволяют исключить совершения указанной категорией лиц каких-либоправонарушений.
Аналогичное сотрудничество с трудовыми коллективами и населениемосуществляется и другими службами органов внутренних дел.
Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от формсобственности) и населением поддерживают: подразделения патрульно-постовойслужбы милиции — в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках,площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий;подразделения ГАИ — с трудовыми коллективами автотранспортных организаций вделе обеспечения безопасности дорожного движения; У ИМ — с трудовымиколлективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактикиправонарушений на обслуживаемой ими территории; сотрудникилицензионно-разрешительной службы — с коллективами частных охранныхобъединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатыематериалы, используемые в хозяйственной деятельности; подразделения вневедомственнойохраны при органах внутренних дел — с коллективами объектов, которые ониохраняют; сотрудники криминальной милиции, дознаватели и следователи — струдовыми коллективами и населением при проведении мероприятий попредупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Важное значение в организации рассматриваемого взаимодействияимеет укрепление связи с трудовыми коллективами и населением на закреплённой заорганом внутренних дел территории. В этих целях организуются и проводятсяпрофилактические мероприятия с привлечением граждан. Население информируется осостоянии общественного порядка, о пресечённых и раскрытых преступлениях.Руководители органов внутренних дел, УИМ и другие сотрудники милицииотчитываются в трудовых коллективах, перед населением, проживающим наобслуживаемой территории, о работе органов внутренних дел.
Органами внутренних дел практикуются письменные и устные (порадио, телевидению) обращения к населению города или района либо к конкретнойкатегории граждан, которые несут ответственность за воспитание малолетних.Обращения могут содержать просьбы об оказании содействия сотрудникам милиции внаведении порядка на территории микрорайона, района, города и т.п. В обращенияхвносятся предложения об образовании формирований из жильцов того или иного домадля охраны порядка в подъездах, дворах в дневное и вечернее время, а также дляпредупреждения квартирных краж, угона автомототранспортных средств и другихпреступлений. Гражданам сотрудниками милиции сообщаются номера телефонов, покоторым они могут круглосуточно передавать необходимую информацию опротивоправных посягательствах на их права, свободы, имущество и иные законныеинтересы.
Нередко милиция обращается к населению с просьбой о содействии ейв поиске преступников, обнаружении свидетелей, доказательств по делуустановлении личности по неопознанным трупам, розыске похищенных детей, а такжев получении иной информации, полезной для борьбы с преступностью.
Поддержание связи со средствами массовой информации. Необходимымусловием выполнения задач и функций, возложенных на ОВД (милицию), являетсяподдержание ими связи со средствами массовой информации.
Контакты с журналистами и другими представителями средств массовойинформации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации(проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителейпрессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях).
И, в заключении по данному вопросу можно сказать следующее, что спомощью общественности раскрывается каждое 8 преступление, задерживается каждый4 правонарушитель. Но главная их заслуга и основная задача это воспитательноевоздействие на оступившихся людей. В достижении этих результатов важное местозанимают внештатные сотрудники — надёжные помощники УИМ.
3. Организация ООП в городах и курортных зонах
3.1 Организация ООП в городах и курортных зонах
В целях укрепления здоровья населения и лучшего использованиясвободного времени и совершенствования организации активного отдыха граждан внашей республике увеличил сеть санитарно-курортных учреждений, домов отдыхапансионатов, профилакторий, гостиниц (к примеру, пансионат в Меренештах,спортивный комплекс «ШЕРИФ», санаторий Каменка).
Количество ежегодно отдыхающих и туристов значительно превышает наданный период имеет тенденцию роста. Некоторые предприятия России заключилидоговор об оздоровлении своих рабочих в пансионате «Каменка».Развивается как курортный район — г. Днестровск.
Увеличение потока отдыхающих в курортные районы порождает целыйряд проблем: размещение отдыхающих, улучшение их обслуживания и др. следуетучитывать и то, что в сфере обслуживания лиц, находящихся на отдыхе и лечении,в городах и курортных зонах занято более половины, а иногда и более 2/3местного населения. Сезонность работы курортов предопределяет и значительныйприток сезонных рабочих.
К числу задач УИМ относится обеспечение надлежащего ОП в городах-курортах и курортных местностях. Основным средством их решения является 1111С, роль, которой в предотвращении и раскрытии преступлений и ООП в городах икурортных зонах весьма значительна.
Деятельность ППС осуществляется на основе организации ООП попринципиальной схеме комплексного использования сил и укрепления взаимодействияс НД и другими общественными организациями. В этих районах положительнозарекомендовали такие формы охраны порядка, как патрульные участки и системаквадратов, а также патрули на автомобилях, конные патрули (в парковых зонах илесных массивах), использование при патрулировании служебных собак.
При организации ППС на весенне-летний сезон обращается внимание наповышение роли нарядов в пресечении хулиганства, пьянства, мошенничества, краж,сбыта наркотических средств. Это достигается за счёт расстановки сил и средствмилиции в зависимости от времени патрулирования, с учётом спецификиобслуживаемой территории. Массовое сосредоточение отдыхающих в различных местахв зависимости от времени суток. Днём — пляжи, вечером — парки, танцевальныеплощадки, зрелищные учреждения, улицы города.
Исходя из режима работы зон отдыха УИМ с учётом ихфункционирования форсируют наращивание сил и средств ООП в периоды наибольшегопритока отдыхающих. Делается это за счёт переноса отпусков личному составу наболее поздний период, удлинения времени несения ППС, привлечение в курортные зоныдополнительных сил из числа курсантов учебных заведений МВД, манёвра сил впределах республики.
Тщательный анализ оперативной обстановки позволяет правильнопланировать мероприятия по ООП на каждый месяц. Выявление закономерностейежедневного перемещения граждан по времени и месту (санаторий — пляж — местапитания — пляж — парки, кинотеатры, танцевальные площадки — кафе, рестораны — санаторий)', а также совершаемых правонарушений ОП и преступлений поможет болееоптимально производить расстановку и использование технических средств.
На основе анализа обстановки за сутки распределение личногосостава на ООП должно происходить таким образом, чтобы с 17 — 18 часов и до 2часов ночи службу несли 60% постовых и патрульных и использовались бымаксимальное количество транспорта, средств радиосвязи, а также до 80% силобщественности. В пределах этого времени до 23 часов наряды находятся в местахмассового отдыха, а затем частично перемещаются к ресторанам, кафе, закусочным,к пунктам проживания курортников и отдыхающих.
С 2 часов ночи до 10 часов утра службу должны нести 20 — 25%личного состава, ас 10 до 17-18 часов остальные 15-20 % сил общественности.
В курортных зонах перед началом и в период заезда отдыхающихпроводятся комплексные мероприятия с целью усиления ООП в местах массовогоотдыха граждан:
S выявление и изъятие с улиц и других общественных мест лиц,занимающихся бродяжничеством;
S проводятся мероприятия по установлению воров — гастролёров,карманных воров, лиц, совершающих кражи вещей на транспорте, в санаториях идомах отдыха, профессиональных мошенников;
S укрепление безопасности дорожного движения;
S обеспечение пожарной безопасности на объектах массовогопребывания отдыхающих;
S усиливается борьба с наркоманией, расхитителями, взяточниками ит.д.
S создаются специальные наряды (оперативные группы);
3.2 Организация ООП в загородных зонах массового отдыха граждан
В этих районах на первый план выдвигается задача ООП, которыйобеспечивается силами рядового и сержантского состава ППС милиции. При решенииэтой задачи, личный состав работает во взаимодействии с другимигосударственными органами, которые ответственны за обеспечение отдыха граждан.Совместно с транспортными организациями решаются вопросы оборудования мест дляостановок транспорта в зонах города.
При организации ООП в загородных зонах отдыха учитываетсяпериодичность их функционирования. Если в выходные дни здесь отдыхает тысячилюдей, то в остальные дни недели приток граждан значительно ослабевает. Сучётом этого выбираются и способы организации ООП:
S ООП возлагается на территориальные ОВД, а в необходимых случаяхМВД, УВД выделяет дополнительные людские резервы;
S усиление ОП в местах массового отдыха граждан производится засчёт курсантов ТЮИ и СМЧМ;
S ООП в загородных зонах осуществляется ОВД тех районов, длякоторых они выделены;
Для оперативного управления силами милиции и НД в загородных зонахотдыха граждан оборудовываются временные оперативные пункты (пунктыуправления), они телефонизируются и снабжаются радиостанциями, для постоянного подержаниясвязи со старшими наряда.
3.3 Организация ООП в городских зонах, массового отдыха граждан
К таким зонам относятся лесопарки, зелённый зоны городов, паркикультуры и отдыха, бульвары, скверы, водоёмы, пляжи, спортивные сооружения,традиционные зрелищные предприятия (театры, клубы, цирки, концертные залы,дворцы культуры), а также детско-юношеские пансионаты.
В зависимости от времени года одни места приобретают большуюзначимость, другие несут меньшую нагрузку. Всё это учитывается при организацииППС. Поэтому, при разработке схем обязательно предусматривается выставлениепостов и патрулирования по маршрутам в местах массового отдыха граждан. В однихслучаях они действуют постоянно в течение сезона, в других — периодически, т.е.в дни и часы проведения массовых мероприятий. В этих случаях ООП осуществляетсяпо типовым планам, разработанными заранее с учётом опыта прошлых лет, или поразовым планам, когда приходится впервые организовывать ООП.
4.Особенности организации работы УИМ в период сезонных работ
УИМ не может работать эффективно в отрыве от общих забот сельскогожителя, особенностью работы его является то, что на него возложены задачи впериоды сезонных сельскохозяйственных работ. Для каждого сезона, периодасельскохозяйственных работ будет специфичным комплексный план мероприятий,проводимый УИМ совместно с государственными органами, общественнымиорганизациями, арендаторами (фермерами).
В зимний период УИМ всё своё внимание нацеливает на недопущениехищения кормов, молочных изделий на ферме, на незаконное списание живности,выявляет факты преступно-небрежного использования или хранения техники.
Также задействованы и такие службы, как службы ГАИ, ОБЭП иработники инспекции пожарного надзора, они имеют свою специфику работы в зимнийпериод. Например:
S работники ГАИ выявляют факты бесхозяйственного отношения ктранспортным средствам, сельскохозяйственным машинам и оборудованию,ненадлежащего хранения. Расходования и использования нефтепродуктов и другихГСМ, информируют об этом главу госадминистрации, заинтересованныхруководителей, принимают меры в соответствии с действующим законодательством;
S работники инспекции пожарного надзора проверяют пожарнуюбезопасность ферм, складов, баз, скотных дворов и других объектов, даютсоответствующие рекомендации, принимают меры административного воздействия вотношении руководителей и иных должностных лиц;
S УИМ и работники ОБЭПа осуществляют мероприятия, призванныеобеспечить сохранность поголовья скота, выявляют факты разбазаривания и хищениякормов, недостатки и злоупотребления в организации учёта скота, кормов иживотноводческой продукции, выявляют факты неоприходования поступающихматериальных ценностей, а также нарушениям в организации бухгалтерского учёта,инвентаризаций и ревизий;1
В период подготовки и проведения весеннего сева должна проводитьсяработа по предотвращению хищений, разбазаривания семенного фонда, минеральныхудобрений, кормов, деталей и агрегатов к сельхозтехнике и автомобилям, ГСМ идругих товарно-материальных ценностей.
Г.А. Пахомов. Организация функционирования РОВД, обслуживающихсельскую местность. — М., 1986г.
В коллективных хозяйствах УИМ должны:
S проверять объекты, где хранится и обрабатывается семейный фонд ипосадочный материал;
S выявлять факты укрытия от учёта посевных площадей и завышениеданных о гибели насаждений и плодов от погодных условий;
S проводить мероприятия по предупреждению хищений, совершаемыхшофёрами, механизаторами и другими лицами, имеющим доступ к семенному фонду идругим ценностям;
S обследовать состояние дорог, мостов, переездов, переправ;
S принимать меры по устранению недостатков;
Привлекаются НД, 1111С.
Для УИМ, обслуживающих районы с птицеводческим и животноводческимнаправлением, характерна функция ООП в период эпизоотии. Причём в зависимостиот заболеваний животных карантинные мероприятия могут осуществляться длительноевремя для проведения ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий.Длительное задействование личного состава в осуществлении охранно-карантинныхмероприятий не должно стать препятствием для выполнения иных функций, чтотребует от начальника РОВД и старшего УИМ рационального распределения сил исредств.
Большие и многоплановые задачи встают перед УИМ по сохранностисельскохозяйственной продукции в период уборки урожая. К основнымпрофилактическим мероприятиям относятся:
S обследование всех объектов постоянного и временного хранениясельскохозяйственной продукции с точки зрения их готовности;
S соответствия правилам противопожарной безопасности;
S предъявляемым техническим требованиям;
S установление на них охранно-пожарной сигнализации, освещения,охраны;
Особое внимание обращается на подготовку и разработку документовпо учёту сельскохозяйственной продукции. С образцами документов следуетознакомить личный состав.
Для обеспечения сохранности урожая необходимо осуществить меры попроверке состояния дорог. Как показывает изучение практики, такие мероприятияпроводятся дважды в год:
S весной — обследуется подъезды к элеваторам и приёмным пунктам,железнодорожным переездам;
S осенью — осуществляется проверка всех хлебных трасс (с участием представителейагропромышленного объединения,
заготовительной конторы и дорожной службы);
В летний период особенно важно провести технический осмотртранспорта, который будет участвовать в уборке урожая (как своего, так иприкомандированного из других районов, областей). Следует установитьдополнительные дорожные знаки, указатели, схемы для доставки урожая кратчайшимимаршрутами. Обращается внимание на проверку контингента нанимаемых шофёров,выявление среди них лиц, склонных к совершению хищений сельскохозяйственнойпродукции и другим правонарушениям. В целях предупреждения хищений и потерьсельскохозяйственной продукции целесообразно установить контрольно-пропускныепункты на развилках дорог, по трассе от комбайна к току, зернохранилищу, складуи в других местах, на которых необходимо задействовать общественность.1
Большинство рассмотренных мероприятий должно быть проведено доуборочной. О выявленных недостатках, упущениях следует проинформировать администрациюколхозов и глав госадминистрации.
Наиболее характерными формами и методами деятельности пообеспечению сохранности сельскохозяйственной продукции являются:
S проведение рейдов по конкретным объектам
сельскохозяйственного производства;
S осуществление проверок соблюдения установленных нормативнымиактами правил пожарной безопасности (определённых объектов), правил ДД(проверка технического состояния транспорта, соответствия переоборудованныхгрузовых автомашин требованиям для перевозки людей), технического состоянияохранных приспособлений объектов и весоизмерительных приборов;
Сюда же следует отнести и проверку личных качествматериально-отвественных лиц.
Мероприятия следует осуществлять в форме:
S внезапно-выборочных и сплошных инвентаризаций на складах;
S пересчёта животных;
S проверки бухгалтерских документов;
S изучения обоснованности выписки продукции сельского хозяйства заналичный расчёт и полноты оприходования полученных денег по кассе, а такжеобоснованности приёма на работу сезонных рабочих;
S исследования взаиморасчётов хозяйств с промышленными,продовольственными и торговыми организациями;
S выявлять случаи ведения «двойной» бухгалтерии;
Для достижения поставленных задач важное значение имеет подготовкаличного состава к действиям в период сельскохозяйственных кампаний. В этихцелях проводятся кустовые семинары — совещания в МВД, УВД, РОВД спредставителями служб ОБЭП, уголовного розыска, УИМ, ГАИ, Пожнадзора,вневедомственной охраны. Большую пользу принесут занятия в системе служебнойподготовки в РОВД, где на опыте деятельности прошлых лет, при разбореконкретных дел и ситуаций рассматриваются успехи и недостатки, даютсяпрактические рекомендации. Для проведения занятий следует привлекатьспециалистов сельского хозяйства, работников контрольно-ревизионных служб.
Заключение
Изучив данную курсовую работу можно прийти к следующему выводу,что работа УИМ в сельской местности многогранна и характеризуется многимиособенностями. К ним можно отнести отдалённость участка от ГОРОВД, протяжённостьобслуживаемой территории, характер производственной деятельности колхозов исельскохозяйственных предприятий. В своей деятельности он должен учитыватьсезонность сельскохозяйственных работ (проверка состояния семенного фонда,собранного урожая, ГСМ)). Он обязан принимать меры к недопущению потерь зерна идругих продуктов нового урожая при их перевозке. В его обязанности входит такжеборьба с самогоноварением, нарушениям правил пожарной безопасности. Исходя изэтого УИМ обязан строить свою работу, опираясь на тесную связь с администрациейколхозов и глав госадминистраций, депутатами местных Советов и общественностью.
Организация службы УИМ в сельской местности должна строиться нанаучной основе, что является важнейшим средством совершенствования их работы,которая включает в себя 3 основных элемента:
S степень профессионального мастерства, специальной подготовки,оперативных навыков, общеобразовательный и культурный уровень;
Например: чтобы оформить материал на правонарушителя, УИМ всельской местности необходимо хорошо знать действующие законодательные акты.Отличительной особенностью является то, что в сельской местности УИМсталкивается с таким правонарушениями, которых в городе не имеется, это такиеправонарушения, как:
• потрава посевов, или повреждения насаждения сельскохозяйственныхорганизации (ст. 102 КоАП ПМР) \
• нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнямирастений и сорняками (ст. 103 КоАП ПМР);
• вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку исоответствующую обработку (ст. 104 КоАП ПМР);
• нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарныхправил (ст. 107-2 КоАП ПМР) и другие.
Эффективность работы УИМ зависит от:
S наличие условий для работы УИМ (например, оборудованиеслужебного помещения, квартира, транспорт);
S выработка и внедрение наиболее эффективных методов и формосуществления УИМ своих служебных обязанностей;
Также, эффективность службы УИМ в сельской местности во многомзависит от уровня руководства их деятельностью, которая включает:
S подбор кадров УИМ, их расстановку на ОПОП и воспитательнуюработу с ними;
S обеспечением им всем необходимым для работы; S контроль ипроверку исполнения;
От слов автора:
Но, учитывая нынешнее положение, хочу заметить, что работаучастковых, по-прежнему, является недостаточно эффективной: сказываетсянехватка кадров, штат участковых инспекторов часто задействуют не поназначению, (для охраны общегородских массовых мероприятий). И взаимодействиеучастковых с общественностью находится не на должном уровне, т.к. нетматериальной заинтересованности и социальных гарантий. В то же время уучастковых инспекторов не имеется мобильной связи (как, например, у службуголовного розыска). Большая часть служебного автомототранспорта находится внеисправном состоянии, или вообще отсутствует. Более половины участковыхинспекторов милиции нуждается в улучшении своих жилищно-бытовых условий и невсегда насущные нужды сельской милиции находят понимание у местнойадминистрации.
Список литературы
1. Приказ МВДПМР №99 от 26.04.2000г. «Об утверждении Инструкции „Об организацииработы с внештатными работниками милиции“.
2. Приказ МВДПМР №70 от 28 марта 2000г. „Об организации работы по установлению иосуществлению доверительных отношений с гражданами“.
3. Приказ МВДПМР №80 от 24 февраля 2004г. „Об утверждении “Инструкции об организациидеятельности участкового инспектора милиции».
4. Приказ МВДПМР №80 от 4 апреля 2002г. «Об утвержде-»Инструкции об образованииработы ОВД по обеспечению взаимодействия с народными дружинами по охранеобщественного порядка*'.
5. В.Н. Воробьёв,СИ. Голик, Б.И. Тишкевич. «Руководство деятельностью УИМ в звенеГОРОВД», — М, 1989г.
6. Г.А. Пахомов.Организация функционирования РОВД. обслуживающих сельскую местность. -М.,1986г.
7. КаменщикB.C., Щербина А.В. «Организационно-тактические основы работы УИМ наобслуживаемом участке», — г. Запорожье, 1960г.
8. А.П. Коренев.«Административная деятельность ОВД», особенная часть — М., 2002г.
9. АльхименкоВ.В. «Вопросы взаимодействия с общественностью». — М., 1977г.
10. А.А.Чекалин «Справочник УУМ», — м., 2003г.
11. И.П.Портнов. «Вопросы совершенствования деятельности УИМ», сборник №5 — ГУ ООП МВД РФ, НИИ МВД РФ, 1992г. — 64с.