Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Творческая история романа "Отцы и дети"

Творческая история романа «Отцы и дети»
Ю.В.Лебедев
Тяжелопереживал Тургенев уход из «Современника»: он принимал участие в егоорганизации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память оБелинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Норешитель-(*103)ное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшее сгодами, достигло кульминации. Что же раздражало Тургенева в добролюбовскихстатьях?
Врецензии на труд казанского философа Берви «Физиологическо-психологическийсравнительный взгляд на начало и конец жизни» Добролюбов утверждал:«Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводыосновываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях…Ныне уже не признаются старинные авторитеты… Молодые люди… читаютМолешотта… Фохта, да и тем еще не верят на слово… Зато г. Берви оченьостроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению,»нигилистами".
Вдругой рецензии Добролюбов-«нигилист» так обличал писателей, любящих«поидеальничать»: «Кто не убирал розовыми цветами идеализма — простой, весьма понятной склонности к женщине?.. Нет, что ни говорите, а…врачи и натуралисты имеют резон». Получалось, что чувство любви вполнеобъясняется физиологией, врачами и натуралистами.
Впервом номере «Современника» за 1838 год Тургенев с нарастающимчувством возмущения прочел добролюбовскую рецензию на седьмой, дополнительныйтом Собрания сочинений Пушкина, подготовленный П. В. Анненковым. Пушкинуприписывался взгляд на жизнь «весьма поверхностный и пристрастный»,«слабость характера», «чрезмерное уважение к штыку».Утверждалось, что поздний Пушкин «окончательно склонялся к той мысли, чтодля исправления людей нужны бичи, темницы, топоры». Пушкин обвинялся в«подчинении рутине», в «генеалогических предрассудках», вслужении «чистому искусству». Так бесцеремонно обращался молодойкритик с творчеством поэта, которого Тургенев боготворил.
Позрелом размышлении можно было в какой-то мере оправдать такие полемическиевыпады молодым задором критика, возмущенного дружининскими статьями о Пушкине,проповедующими «чистое искусство». Но с какой стати за Дружининадолжен расплачиваться Пушкин? И откуда у Добролюбова развивается столь пренебрежительноеотношение к художественному слову?
Наконец,во втором и четвертом номерах «Современника» за 1859 г. появиласьстатья Добролюбова «Литературные мелочи прошлого года», явнополемическая по отношению к общественным и литературным взглядам Тургенева. ПоДобролюбову, современная прогрессивная молодежь видела в поколении сверстниковТургенева едва (*104) ли не главных своих врагов. «Люди того поколения,писал Добролюбов,- проникнуты были высокими, но несколько отвлеченнымистремлениями. Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное;но выше всего был для них принцип… Отлично владея отвлеченной логикой, онивовсе не знали логики жизни...»
Насмену им идет молодое поколение — «тип людей реальных, с крепкими нервамии здоровым воображением», отличающийся от «фразеров» и«мечтателей» «спокойствием и тихой твердостью». Молодоепоколение «не умеет блестеть и шуметь», в его голосе преобладают«звуки очень сильные», оно «делает свое дело ровно испокойно».
Ивот с позиции этого поколения «реалистов» Добролюбов с беспощаднойиронией обрушивался на либеральную гласность, на современную печать, гдеобсуждаются общественные вопросы. Для чего же с таким опрометчивым радикализмомнадо губить на корню благородное дело гласности, для чего же высмеиватьпробудившуюся после тридцатилетней спячки николаевского царствования живуюполитическую мысль? Зачем же недооценивать силу крепостников и бить по своим?Тургенев не мог не почувствовать, что из союзников либеральной партии молодыесилы «Современника» превращались в ее решительных врагов. Совершалсяисторический раскол, предотвратить который Тургенев был не в силах.
Летом1860 года Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов, накоторых ссылался Добролюбов. Он усердно читал труды К. Фогта и писал своимдрузьям: «Ужасно умен и тонок этот гнусный матерьялист!» Чему же учатроссийских «нигилистов» эти умные немцы, их кумиры? Оказалось, тому,что человеческая мысль — это элементарные отправления мозгового вещества. А посколькув процессе старения человеческий мозг истощается — становятся неполноценнымикак умственные, так и психические способности человека. Со времен классическойдревности старость была синонимом мудрости: римское слово «сенат»означало «собрание стариков». Но «гнусный матерьялист»доказывает, что «молодое поколение» вообще не должно прислушиваться копыту «отцов», к традициям отечественной истории, а верить толькоощущениям своего молодого мозгового вещества. Дальше — больше: утверждается,что «вместимость черепа расы» по мере развития цивилизации«мало-помалу увеличивается», что есть расы полноценные — арийцы, инеполноценные — негры, например.
(*105)В дрожь бросало Тургенева от таких «откровений». Ведь в итогеполучалось: нет любви, а есть лишь «физиологическое влечение»; неткрасоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нетдуховных наслаждений искусством — есть лишь «физиологическое раздражениенервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений, и молодежьдолжна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков».Материя и сила!
Ив сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, чтоестественнонаучные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. Чтостало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свои взгляды напрактике? Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурныеценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое-то подобиеинтеллектуального Пугачева.
Отправившисьв конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морскиекупания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на островеУайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новойповести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросалпредварительный портрет главного героя: «Нигилист. Самоуверен, говоритотрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.)Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая.- Умеет говорить с народом,хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает…Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. Всущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма иверы… Независимая душа и гордец первой руки».
Добролюбовв качестве прототипа здесь, как видим, указывается первым. За ним идет ИванВасильевич Павлов, врач и литератор, знакомый Тургенева, атеист и материалист.Тургенев относился к нему дружески, хотя его часто смущала и коробила прямота ирезкость суждений этого человека.
НиколайСергеевич Преображенский — приятель Добролюбова по педагогическому институту соригинальной внешностью — маленький рост, длинный нос и волосы, стоящие дыбом,несмотря на все усилия гребня. Это был молодой человек с повышеннымсамомнением, с бесцеремонностью и свободой суждений, которые вызываливосхищение даже у Добролюбова. Он называл Преображенского «парнем неробкого десятка».
(*106)Нельзя не заметить, что в первоначальном замысле фигура Базарова выглядит оченьрезкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом«художественном элементе». Однако в процессе работы над романомхарактер Базарова настолько увлекает Тургенева, что он ведет дневник от лицагероя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимою1860/61 года в Париже. Писатель-демократ Николай Успенский, путешествующий поЕвропе, обедает у Тургенева и бранит Пушкина, уверяя, что во всех своихстихотворениях наш поэт только и делал, что кричал: «На бой, на бой засвятую Русь!» Еще один образчик базаровского типа берется на заметку, ещеодна русская натура «при широком взмахе без удара», как говаривалБелинский. Но в Париже работа над романом шла медленно и трудно.
Вмае 1861 года Тургенев вернулся в Спасское, где ему суждено пережить утратунадежд на единство с народом. Еще за два года до манифеста Тургенев «завелферму», то есть перевел своих мужиков на оброк и перешел к обработке земливольнонаемным трудом. Но никакого нравственного удовлетворения от своейхозяйственной деятельности Тургенев теперь не почувствовал. Мужики не хотятподчиняться советам помещика, не желают идти на оброк, отказываются подписыватьуставные грамоты и вступать в какие бы то ни было «полюбовные»соглашения с господами.
Втакой тревожной обстановке писатель завершает работу над «Отцами идетьми». 30 июля он написал «блаженное последнее слово». По путиво Францию, оставляя рукопись в редакции «Русского вестника»,Тургенев попросил редактора журнала, М. Н. Каткова, обязательно дать прочестьее П. В. Анненкову. В Париже он получил сразу два письма с оценкой романа: одноот Каткова, другое от Анненкова. Смысл этих писем во многом совпадал. ИКаткову, и Анненкову показалось, что Тургенев слишком увлекся Базаровым ипоставил его на очень высокий пьедестал. Поскольку Тургенев почитал за правилов любом, даже самом резком замечании видеть долю истины, он сделал ряддополнений к роману, положил несколько штрихов, усиливающих отрицательные чертыв характере Базарова. Впоследствии многие из этих поправок Тургенев устранил вотдельном издании «Отцов и детей».
Когдаработа над романом была завершена, у писателя появились глубокие сомнения вцелесообразности его публикации: слишком неподходящим оказался историческиймо-(*107)мент. Поэт-демократ М. Л. Михайлов был арестован за распространениепрокламаций к юношеству. Студенты Петербургского университета взбунтовалисьпротив нового устава: двести человек были арестованы и заключены вПетропавловскую крепость. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов. «Япожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений,- писал Тургеневсвоим друзьям,- человек был даровитый — молодой… Жаль погибшей, напраснопотраченной силы!»
Повсем этим причинам Тургенев хотел отложить печатание романа, но«литературный купец» Катков, «настойчиво требуя запроданныйтовар» и получив из Парижа исправления, уже не церемонился. «Отцы идети» увидели свет в самый разгар правительственных гонений на молодоепоколение, в февральской книжке «Русского вестника» за 1862 год.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта turgenev.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суть теории биосферы В.И. Вернадского
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия вэд» Цели и задачи дисциплины
Реферат Ассортиментная ведомость растений
Реферат Проектирование откормочного цеха овцефермы с технологической линией приготовления грубых кормов
Реферат Возможности пакета Mathcad, СУБД Microsoft Access
Реферат Маркетинговые исследования уровня удовлетворения запросов потребителей
Реферат Понятие и виды ценных бумаг
Реферат Структура ринку і функціонування його основних елементів
Реферат Дилювиально-аккумулятивные образования Северо-Восточного Алтая: новые данные А.Л. Будников, А.Н. Рудой
Реферат The Scarlet Letter Differences Between Book And
Реферат Мне на плечи кидается век-волкодав
Реферат Gender In Sports Essay Research Paper Gender
Реферат Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах
Реферат Счастье не в счастье а в его достижении ФМДостоевский По произведениям русской литературы БШОкуджава
Реферат Zora Neale Hurston Essay Research Paper Zora