План:
Введение
§ 1. Понятие и признакиюридического лица
§ 2. Правовой статус ОВД какюридического лица
§ 3. Структурные подразделения всистеме ОВД
Заключение.
Список используемой литературы
Введение
Органы внутренних дел РФ являются органамиисполнительной власти государства, то есть субъектами публичного права, но онитакже участвуют и в гражданском обороте, где выступают уже как юридические лица- некоммерческие организации, в основном в форме государственных учреждений иявляются, таким образом, субъектами гражданского права. Процесскоммерциализации нашего общества, объективной причиной чему послужилоперераспределение собственности в стране в пользу частной собственности,коснулся и деятельности органов внутренних дел как юридических лиц.
Это выразилось в неадекватном росте цен навооружение, специальную и военную технику, товары потребления и другиематериальные ценности. В этих условиях обеспечение органов внутренних делнеобходимыми средствами для выполнения стоящих перед ними задач приобреловажное значение. Выделяемых, в частности, финансовых средств из федеральногобюджета для МВД России явно недостаточно. В этой связи появилась остраянеобходимость изыскания внутренних резервов и источников финансирования дляудовлетворения необходимых потребностей органов внутренних дел. Решению этойпроблемы, в определенной мере, способствует участие некоммерческих организацийсистемы МВД РФ в предпринимательской деятельности.
Действующее законодательство признаетподразделения органов внутренних дел юридическими лицами — некоммерческимиорганизациями, в основном, в форме государственных (бюджетных) учреждений.Предпринимательская деятельность не должна становиться основной цельюдеятельности таких организаций и полученная прибыль (доход) не можетраспределяться между ее участниками (членами). Юридические лица системы МВД РФнаделены специальной правосубъектностью, соответствующей выполнению тех задач,для решения которых органы внутренних дел созданы.
Сказанное предопределило выбор темы, предмета,цели и задач настоящей работы.
Целью работы является поиск правовых возможностейповышения эффективности использования в гражданском обороте имущества,находящегося у органов внутренних дел на праве владения, пользования и вопределенной степени распоряжения, а также оказания ими разрешенных платныхуслуг и выполнения работ, результатом которых выступает получение прибылиучреждениями органов внутренних дел.
Для достижения поставленной цели былисформулированы следующие задачи: — на основе анализа литературы изаконодательства, а также правоприменительной практики в данной областиположение юридических лиц системы МВД в гражданском законодательстве, показатьспецифику организации предпринимательской деятельности учреждениями органоввнутренних дел.
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
Нормы о юридических лицах в рамках отрасли гражданского права выделены всамостоятельный правовой институт, назначение которого объединить группу норм,закрепляющих организационную структуру, имущественное и функциональное единствоэтих субъектов права, определить границы их правосубъектности, порядоквозникновения, реорганизации и ликвидации, а также установить ряд иныхпредписаний, определяющих в общей совокупности правовое положение этихсубъектов гражданских правоотношений.
Юридическим лицом признается организация, созданная в соответствии снормами права, обладающая внутренним и внешним организационным единством,имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и самостоятельно отвечающая по своим долгам иобязательствам этим имуществом, выступающая от своего имени в гражданскомобороте, а также в качестве истца или ответчика в суде.[1]
Исходя из данного законодательного определения, существенными признакамиорганизаций, наделенных статусом юридического лица, являются:
1. Имущественная обособленность. Определенная степень имущественнойобособленности служит основой гражданской правоспособности и необходимойпредпосылкой участия юридического лица в имущественных правоотношениях вкачестве субъекта гражданских прав и обязанностей. Обособленность означает, чтоюридическое лицо имеет только ему принадлежащее имущество и оно отделено(отграничено) от имущества других субъектов гражданского оборота, а так же отимущества его членов и учредителей.
Степень обособления имущества юридических лиц различная и зависит отформы собственности на этой имущество, характера деятельности и другихфакторов. Из норм ГК РФ следует, что имущество юридического лица можетобособляться в трех режимах: право собственности, право хозяйственного ведения,право оперативного управления. Способ имущественной обособленности являетсяодной из существенных характеристик организационно-правовой формы конкретного юридическоголица.
Все имущество юридического лица учитывается на его самостоятельномбалансе или проводится по смете расходов, в чем и проявляется внешнее выражениеимущественной обособленности.
2. Самостоятельная имущественная ответственность. Всякое юридическое лицонесет ответственность за результаты своей деятельности. По общему правилу оноотвечает по своим долгам самостоятельно всем принадлежащим ему имуществом(кроме учреждений и казенных предприятий). В случае отсутствия у юридическоголица необходимых средств для расчетов с кредиторами взыскание может бытьобращено на его основные и оборотные средства.[2]
Учредители и собственники юридических лиц не отвечают по их долгам.Поэтому личное имущество членов (учредителей, пайщиков) по общему правилу, впогашении долгов не участвует. Иное может следовать из учредительных документовюридических лиц определенных организационно-правовых форм (общество с дополнительнойответственностью, полное товарищество, производственный кооператив). Крометого, в случаях, установленных нормами ГК РФ, допускается субсидиарнаяответственность учредителей юридического лица, если в процессе процедурыбанкротства будет установлено, что банкротство (несостоятельность) явилосьрезультатом заведомо неправомерных действий учредителей (участников)юридического лица либо других лиц, имеющих право давать обязательные дляюридического лица указания или иным образом определять их действия.
3. Организационное единство. Этот признак обеспечивает стабильноесуществование юридического лица и состоит в том, что данная организация какединое целое способна решать определенные социальные задачи и отличаетсядостаточно четкой внутренней структурой ‑ она имеет органы управления(индивидуальные или коллективные), осуществляющие его правосубъектность, атакже соответствующие подразделения для выполнения всего комплекса функций изадач, закрепленных учредительными документами.
Организационное единство юридического лица определяется учредительнымидокументами. Это могут быть устав и учредительный договор либо одна из этихформ. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами,некоммерческая организация может действовать на основании общего положения дляорганизации данного вида (ст. 52 ГК РФ). Нормы ГК РФ определяют обязательноесодержание учредительных документов для всех юридических лиц, котороеконкретизируется специальными правовыми актами по отдельныморганизационно-правовым формам юридических лиц. Устав — документ статутный,определяющий правое положение юридического лица.[3] Он утверждается участниками.Учредительный договор относится к договорной группе обязательств по совместнойдеятельности. В нем определяются права и обязанности учредителей по отношениюдруг к другу, третьим лицам и будущему юридическому лицу.
4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени (внешняяавтономия). В этом признаке получает выражение хозяйственно-оперативнаясамостоятельность юридического лица, означающая возможность от своего имениприобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а такжевыступать истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде итретейском. Поэтому каждое юридическое лицо имеет свое собственноенаименование, как правило, фирменное.
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качествсубъекта права, то есть правоспособности и дееспособности, возникающиходновременно.
По общему правилу, физические и юридические лица наделены равнымивозможностями участия в гражданском обороте, но некоторые нормы ГК РФ допускаютучастие в гражданских правоотношениях только физических лиц. Таким образом,специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью каксубъекта гражданских правоотношений.[4]
В отличие от физических лиц правоспособность юридических лиц может бытьспециальной и универсальной (общей). Специальная правоспособность означает дляюридического лица быть субъектом лишь тех правоотношений, которые не противоречатцелям и задачам его деятельности, предусмотренной учредительными документами.Поэтому специальная правоспособность юридических лиц именуется целевой илиуставной. Предмет уставной деятельности должен быть отражен в учредительныхдокументах юридического лица.
Вид правоспособности юридического лица определяется законом (ст. 49 ГКРФ). Так, специальной правоспособностью обладают все некоммерческие юридическиелица, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Универсальной правоспособностью обладают коммерческие негосударственныеюридические лица. Факт обладания ею означает возможность юридического лицаиметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществлениялюбых видов деятельности, не запрещенных законом и не ущемляющих правомерныеинтересы других лиц.
Законом определено правило, по которому отдельными видами деятельности(например, медицинскими услугами, страхованием, торговлей и т.д.) юридическиелица вправе заниматься лишь при наличии специального разрешения (лицензии),которое выдается компетентными органами, контролирующими законностьосуществления той или иной деятельности. Вместе с тем необходимость иметьлицензию для осуществления отдельных видов деятельности не влияет на видправоспособности юридического лица.
Дееспособность юридического лица есть его возможность своими действиямиприобретать и реализовывать гражданские права и обязанности через его органы, ав отдельных случаях — через участников. Орган юридического лица – это егочасть, которая формирует волю юридического лица. Виды органов юридическоголица, их состав и компетенция определяются законами, иными актами иучредительными документами. Органы могут быть назначены собственникомимущества, наняты, избраны.
В корпоративных юридических лицах органы формируются на основе выборов,в унитарных – путем назначения. Действия этих органов осуществляются от имениюридического лица и считаются действиями самого юридического лица. Поэтомуорган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданскихправоотношений.
Гражданские права и обязанности юридического лица могут приобретать егопредставители, действующие по доверенности, выдаваемой органами юридическоголица.
В целях создания условий для деятельности юридического лица,представления и защиты его интересов вне места нахождения юридического лицадопускается создание филиалов и представительств. Обязательным условиемявляется указание в учредительных документах юридического лица о наличии и неготаких подразделений (ст.55 ГК РФ). Поэтому и филиал, и представительствоподобно самому юридическому лицу, приобретают и утрачивают свой статус смомента внесения соответствующих сведений, изменений и дополнений вгосударственный реестр юридических лиц. Они не носят статуса юридического лицаи действуют на основании положений, утвержденных, создавшим их юридическимлицом. Филиалы и представительства для осуществления своей деятельностинаделяются частью имущества юридического лица. Оно учитывается на отдельномбалансе, как подразделений, так и самого юридического лица.
Юридическое лицо принимает соответствующие Положения о них,наделяя назначенного руководителя доверенностью на право совершения юридическихдействий от его имени. Наряду с руководителем филиала или представительства отимени юридического лица могут выступать и другие лица, которым руководительфилиала (представительства) вправе выдать доверенность на совершение отдельныхюридических действий. Но выдать доверенность работнику филиала(представительства) его руководитель может лишь при условии, что егособственная доверенность предоставляет ему такое право либо потребность впередоверии возникла вследствие обстоятельств, связанных с охраной интересовюридического лица. В последней ситуации юридическое лицо должно быть извещено опередоверии, что соответствует ст. 187 ГК РФ.
Филиалы, в отличие от представительств, вправе осуществлять все или частьфункций юридического лица, но в меньшем объеме, в том числе ипредставительские. Представительства же лишь представляют юридического лицо внеместа его нахождения без права совершать его функции. Главная и общая ихособенность заключается в том, что и филиалы и представительства — этонеправосубъектные образования, так как своего имущества не имеют, а потому немогут выступать в гражданских правоотношениях ни от своего, ни от чужого имени.В тех правоотношениях, где они принимают участие, стороной являетсясоответствующее юридическое лицо их создавшее. Ответственность за деятельностьфилиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо.
§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица
Анализируются признаки юридического лица у городскогорайонного органа внутренних дел, определяется возможность участия ОВД вгражданском обороте и пределы такого участия.
Вопросы правового статуса органов внутренних дел каксубъектов гражданского права вызывают значительный научный и практическийинтерес. Это связано с тем, что ОВД являются государственными органамиисполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности ссоответствующими задачами. С другой стороны, ГК РФ и ведомственные нормативныеакты закрепляют за ними статус юридического лица с правом участия в гражданскомобороте.
В настоящее время, анализируя деятельность органоввнутренних дел (ОВД) в области экономических отношений, мы говорим, что ОВДзанимаются хозяйственной деятельностью.
Сюда же мы включаем и деятельность, в результатекоторой ОВД получают доходы (прибыль). Такое толкование хозяйственнойдеятельности требует некоторого уточнения.
Исследования в области правового регулированияхозяйственной деятельности показали, что во многом она регламентируется нормамиадминистративного права, причем зачастую данные нормы подменяют нормыгражданского права.
Так, например, подразделения ГИБДД, горрайорганывнутренних дел осуществляют на возмездной основе технический осмотртранспортных средств. Однако это не позволяет вести речь о сделке междугражданином и горрайорганом о гражданско-правовом характере возникающих притехосмотре отношений. Здесь нет равенства сторон.[5]
Техосмотр проводится вГИБДД в порядке выполнения возложенных на неё задачи имеет своей целью проверку технического состояния автотранспортных средств. Он проводится в рамкахадминистративно- правовых отношений. Неявляются сделками и такие действия горрайорганов внутренних дел, как выдача паспортов, приём экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управлениятранспортными средствами и т. д. Сборы сграждан, взимаемые в этих сферах деятельности, поступают в государственный бюджет. Возникающие на этой стадииотношения определяются как отношения повертикали, субординационные, организационно-регулятивные.К властным отношениям относится и снабжениеОВД материальными и финансовыми ресурсами за счет средств выделяемых из бюджета. По-видимому, финансово-хозяйственнойдеятельностью ОВД следует называть несвободнуюдеятельность, основанную на отношениях власти– подчинения, из области хозяйственного управления (публичного права). Говоря о хозяйственной деятельностиОВД, мы можем иметь в виду существованиехозяйственного законодательства в этой сфере, включающеев себя нормативные акты из различных отраслей права, но не систему и принципы этой деятельности, т. е. мы не ведёмречь о хозяйственном праве.[6]
В тех же случаях, когдаорганизация самостоятельно устанавливает договорныеотношения, например, по ремонту служебных помещений, строительству жилых домов, по ремонту и профилактическомуобслуживанию автотранспорта и другого имущества, поохране квартир собственников, сопровождениюгрузов и т. д., то здесь участники этих правоотношенийвыступают как равноправные субъекты. Это уже отношения по горизонтали, равноправные, относящиеся кгражданско-правовым. Здесь присутствует иравноправие сторон и, в определенной мере, автономия воли и имущественная самостоятельность данных субъектов. Если жев результате этой деятельности у организациипоявляется прибыль, то мы имеем право утверждать,что данная деятельность при наличии дополнительных признаков является предпринимательской, согласно п. 1 ст. 2ГК РФ и п. 3 ст. 50 ГК РФ. Однако п. 3 ст. 298ГК РФ использует для разрешенной предпринимательскойдеятельности учреждений термин «деятельность, приносящаядоходы». Законодатель использует разные формулировки для одного и того же явления в зависимости от того, является лиэта деятельность основной или вспомогательной.
Таким образом, пониманиефинансово-хозяйственной и деятельности ОВД,приносящей доходы (а фактически разрешенной предпринимательской деятельности), лежат в разных плоскостях. Однако, ипредпринимательская, и финансово-хозяйственнаядеятельность являются экономической деятельностью(товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношенийвласти – подчинения, то мы в определеннойстепени можем утверждать, что такая хозяйственнаядеятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.
В хозяйственных отношенияхмогут участвовать все органы внутренних дел.Что же касается гражданско-правовых отношений, в том числе и предпринимательских, то самостоятельно приобретатьматериальные ценности и оказывать платныеуслуги, участвовать в других договорных отношенияхмогут только те организации, которые обладают правами юридического лица.
Юридическим лицом можетбыть не только система в целом (МВД, УВД), нои ее отдельные структурные подразделения. Существует точка зрения, что они являются юридическими лицами публичногоправа (государственными корпорациями). Статусюридического лица как правило закреплён вположениях о МВД, УВД и т. д. [3]. Согласно приказу МВД № 420 от 14 сентября1993 г. «О мерах по совершенствованию организацииработы городских, районных органов внутренних дел натранспорте» и с изменениямии дополнениями, внесёнными приказом МВД России№ 140 от 16 марта 1996 г., «горрайотделы внутренних дел являются основным звеном системы МВД РФ, от уровня организациикоторого зависит эффективность борьбы спреступностью, охрана общественного порядка и обеспечениеобщественной безопасности. Приложение № 10 к приказу МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. вводит в действие Типовоеположение об Управлении (отделе) внутреннихдел города (района), района в городе. П. 1.5
Типового положенияопределяет отдел внутренних дел как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба исобственное наименование. Согласно п. 1.14Положения о Главном управлении внутренних делгорода Москвы «ГУВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своимнаименованием, счета в банковскихучреждениях». Приказом МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. министрам МВД республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФпредоставлено право создавать юридические лица(государственные учреждения), подведомственныеМВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.[7]
Государство признаёт органывнутренних дел юридическими лицами и определяетдля них организационно-правовую форму – форму учреждения.
§ 3. Структурные подразделения в системе ОВД
Какие же правовые основаниясуществуют для того, чтобы выявить признакиюридического лица у структурных подразделений ОВД? Проведём сравнительно-правовой анализ.
Понятие «юридическое лицо»– это институт гражданского права. В соответствиисо ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество,может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическоелицо должно иметь самостоятельный баланс илисмету.[8] Из содержаниястатьи следует, что юридическими лицами могутбыть признаны лишь такие организации, которыеобладают следующими признаками:
1) организационнымединством,
2) имущественнойобособленностью (в том числе имеют самостоятельный баланс или смету),
3) несут самостоятельнуюимущественную ответственностью,
4) выступают в гражданскомобороте и в суде от своего имени.
С позиций названныхпризнаков рассмотрим горрайорган внутренних дел.Организационное единство горрайоргана внутренних дел.
Юридическим лицом можетбыть не любой коллектив людей, а лишь определённымобразом организованный, т. е. представляющий из себя организацию (ст. 48 ГК РФ).
Юридическое лицо должнобыть определённым образом организовано вкачестве единого целого, должно иметь организационнуюструктуру и органы, осуществляющие его правосубъектность.Организационное единство закрепляется в уставе (положении)юридического лица или в общем для организаций данного типа Горрайорганы внутренних дел действуют на основанииположений о них, в частности, положения,утверждённого приказом МВД РФ № 420 от 14 сентября1993 г. В Положении закреплены задачи, функции, руководящие органы отделов (управлений) внутренних дел.
Для определенияорганизационной структуры горрайоргана как юридическоголица следует обратиться к проблеме организационной структуры горрайоргана как органа управления.Организационная структура горрайорганавнутренних дел как юридического лица, вне сомнения, связана с его оргструктурой как органа управления. Однако тождествамежду ними нет.
В теории управленияорганами внутренних дел горрайорган внутренних делрассматривается как совокупность подразделений, входящих как в состав аппарата горрайоргана, так и непосредственно емуподчинённых.
Следовательно, структурагоррайоргана как органа управления включает в себяаппарат горрайоргана и подразделения, подчинённые этому аппарату.
Аппарат горрайорганавключает в себя отраслевые (выполняющие основные функции) и функциональные (выполняющие обеспечивающие функции) подразделения и штабные руководства органа. Отраслевыеподразделения (службы) представлены отделами(отделениями группами) уголовного розыска,следствия, дознания, ОБПСЭ, государственными противопожарными службами и некоторыми другими подразделениями.Функциональные подразделения (службы)представлены отделением (группой, инспектором) кадров,финансовой частью (бухгалтерией), хозяйственной службой и канцелярией.[9]
В числе подразделений,подчинённых аппарату горрайоргана внутреннихдел, называют: подразделения вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания, приёмники-распределителидля несовершеннолетних, для лиц задержанных забродяжничество и попрошайничество, специальныеприёмники для лиц, арестованных в административномпорядке, мед. вытрезвители, подразделения ГИБДД, территориальные отделения милиции и другие формирования милиции.
Таким образом,организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненныеему подразделения. Она включает в себя какподразделения, являющиеся самостоятельнымисубъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители идр.), так и подразделения, не обладающиегражданской правосубъектностью (подразделенияДПС ГИБДД, ИВС и др.).
Организационная структурагоррайоргана внутренних дел как юридическоголица охватывает аппарат горрайоргана и те подчинённые аппарату подразделения, денежными средствами которыхраспоряжается начальник горрайоргана.
Организационная структурагоррайоргана как юридического лица не включаетв себя подразделения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Одно юридическое лицо не может бытьсоставной частью другого юридического лица.Это обусловлено экономической сущностью какотдельного звена в цепи товарно-денежных отношений тем, что целое и часть немогут стать в одной цепи рядом. Не следует забывать, что в соответствии с ч. 1ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает для себя гражданские права и принимаетна себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии сзаконом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Действия начальника впределах его компетенции рассматриваются как действия самого органа внутреннихдел. Таким образом, юридическое лицо признаётся волеспособным, так какволеспособны его органы, то есть они могут совершать действия, имеющиеюридическое значение. Однако, орган юридического лица не является субъектомкаких-либо гражданских прав и обязанностей, обособленных от гражданских прав иобязанностей юридического лица. Именно благодаря наличию соответствующихорганов, начальника, осуществляющего руководство учреждением, органы внутреннихдел выступают во вне как единое целое, как единый субъект, хотя обладаетсложной внутренней структурой. Поэтому следует сказать, что компетенцияначальника органа производна от компетенции самого органа и находится в еёпределах.
Имущественнаяобособленность горрайоргана внутренних дел. В самом общем виде имущественнаяобособленность ГРОВД выражается в наличии у него материально-финансовой базы,состоящей из определённых материальных объектов (вещей), а также денежныхсредств и прав требования. Иначе говоря, имущества в широком его понимании.Согласно Приложению №1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничениигосударственной собственности РФ на федеральную собственность, государственнуюсобственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальнуюсобственность» (с изменениями от 21 июля и 24 декабря 1993г.), здесь мыпонимаем под имуществом совокупность вещей и прав требования.
Так каков же правовойстатус имущества, закреплённого за ОВД? Государство признаёт ОВД юридическимилицами и определяет для них организационно-правовую форму учреждения. Всоответствии со ст. 120 ГК учреждением признаётся организация, созданнаясобственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[10]По смыслу ст. 120 ГК основной целью создания учреждения являются функциинекоммерческого характера. Государственные бюджетные учреждения для того исоздаются, чтобы решать специальные, управленческие и иные задачи. Согласно ч.1 ст. 296 ГК, «учреждение в отношении закреплённого за ним имуществаосуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своейдеятельности, заданиями, собственниками и назначением имущества права владения,пользования и распоряжения».
Данная совокупность прав наимущество, закреплённое в данной статье, получило в науке гражданского праваназвание «право оперативного управления».
Согласно разделу 3, п. 39Положения о Министерстве внутренних дел РФ, имущество, закреплённое заМинистерством, находится у него на праве оперативного управления. Правооперативного управления, как способ закрепления имущества за несобственникомполучает всё большее распространение в системе МВД России. Так, Указом ПрезидентаРФ от 21 апреля 1996 г. № 572 «О передаче в оперативное управление МВД РФарендуемых зданий, сооружений и помещений» в п. 1 Правительству РФ приказанообеспечить в установленном порядке ОВД РФ, их подразделениям и учреждениям воперативное управление арендуемых ими зданий, сооружений и помещений,относящихся к федеральной собственности и используемых для размещения исоциально-бытового обслуживания сотрудников и личного состава ОВД.
Так каково же содержаниеправа оперативного управления для ОВД?
Согласно п. 1 ст. 296 ГКРФ, это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник,согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ, вправе по своему усмотрению совершить в отношениипринадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и инымправовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.Субъект права оперативного управления согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ осуществляет своиправа на имущество в пределах, установленных законом в соответствии с целямисвоей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственникв своих действиях руководствуется только указаниями закона, а субъект иныхвещных прав не только законом, но и теми условиями (по договору), которыепоставил ему собственник того имущества, которым он владеет, пользуется илираспоряжается. Право собственности совсем не исчерпывается той «триадой»,которая закреплена в действующее гражданском законодательстве. Для праваоперативного управления характерна тесная взаимосвязь с обязанностями горрайорганавнутренних дел.
Каждое из правомочий,входящих в право оперативного управления, содержит одновременно определённыйэлемент обязанности горрайорганов внутренних дел перед государством. РОВД,приобретая право, основанное на законе владения имуществом, вместе с темобязываются тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдатьправила его хранения и т. д. Право пользования, означающее основанную назаконе, возможность эксплуатации имущества путём извлечения из него полезныхсвойств, одновременно налагает на горрайорганы внутренних дел обязанностьиспользовать имущество наиболее эффективно, в строгом соответствии с егоназначением.[11]
Право распоряжения,предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменениеюридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность дляРОВД распоряжаться имуществом с согласия собственника.
Таким образом, категорияоперативного управления, как и категория юридического лица, служит общейуниверсальной предпосылкой участия учреждений в разнообразных отношениях. Правооперативного управления возникает там, где необходимо признать гражданскуюправосубъектность, то есть статус юридического лица за организацией, неявляющейся собственником закреплённого за ним имущества.
В соответствии со ст. 298ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжатьсязакреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств,выделенных ему по смете, например, сдавать в аренду, предоставлять в залог,реализовывать имущество, предоставленное собственником. К сожалению, естьслучаи противозаконного использования имущества, закреплённого за различными учреждениямисистемы МВД России на праве оперативного управления.
Милиция РФ согласно ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальнуюмилицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).
Основными задачами криминальной милиции являются предупреждения,пресечение и раскрытие преступлений, по делам, о которых обязательнопроизводство предварительного следствия, а также организация и осуществлениерозыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихсяот исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.д. (ст.8 Закона омилиции).
В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения:подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с преступлениями всфере экономики, экспертно-криминалистические подразделения, подразделения поборьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделения по борьбе сорганизованной преступностью.
Эти подразделения созданы для решения стоящих перед ними задач и оказанияпомощи милиции общественной безопасности.
В соответствии со ст.9 Закона о милиции основными задачами милицииобщественной безопасности являются обеспечение безопасности личности,общественной безопасности, охрана собственности, охрана общественного порядка,выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административныхправонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производствопредварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц,установление место нахождения которых отнесено к компетенции милицииобщественной безопасности. Местная милиция оказывает содействие криминальноймилиции в исполнении и возложенных на нее обязанностей. Милиция общественнойбезопасности является органом дознания.
В состав милиции общественной безопасности, порядок создания,реорганизации и ликвидации ее подразделений, численность финансируется за счетсредств федерального бюджета, определяется Правительством РФ.
Численность милиции общественной безопасности, финансируемая за счетсредств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается органами исполнительнойвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
К милиции общественной безопасности относятся подразделения милициивневедомственной охраны при ОВД, дежурные части, подразделения ГИБДД и ДПС,подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции,изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц,отряды милиции особого назначения, подразделения по предупреждениюправонарушений несовершеннолетних, подразделения паспортно-визовой службы,специализированные подразделения дознания и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что отдельныеструктурные подразделения ОВД и МВД РФ в целом, как субъекты гражданскогоправа, обладают статусом юридического лица в организационно-правовой формеучреждения и имеют возможность участвовать в гражданском обороте вдифференцированных имущественных режимах. С одной стороны, ОВД не вправесамостоятельно распоряжаться средствами, выделенными им по смете, а с другойстороны, должны иметь фактически реализуемое право самостоятельно распоряжатьсяимуществом, полученным ими от разрешенной деятельности, приносящей доходы всвоих уставных целях.
Заключение
Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели особенности Органоввнутренних дел как юридических лиц. Хотелось бы отметить, что понятие «юридическое лицо» – это институт гражданскогоправа. В соответствии со ст. 48 ГК РФ«юридическим лицом признаётся организация, котораяимеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Финансово-хозяйственная деятельностьОВД, приносящая доходы (а фактически разрешеннаяпредпринимательская деятельность), являютсяэкономической деятельностью (товарно-денежныеотношения). Однако, если мы говорим освободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать,что такая хозяйственная деятельность включаетв себя как составную часть и предпринимательскуюдеятельность.
Организационная структурагоррайоргана внутренних дел как органауправления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения,являющиеся самостоятельными субъектамигражданского права – юридическими лицами (отделывневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью(подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января,26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)\
2. Гражданский процессуальныйкодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.).
3. Жилищный кодекс РоссийскойФедерации. Принят 22 декабря 2004 г. Раздел.VI«Товарищество собственников жилья».
4. Федеральный закон от 23сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров» (в ред. от 22 декабря 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 42.Ст. 2322;
5. Федеральный законот 8 февраля 1998 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об обществах сограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261;1999. № 1. Ст. 2.
6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Обакционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1; 2001. № 33. Ст. 3423.
7. Федеральный законот 8 мая 1996 г. (в ред. от 21 марта 2002 г.) «О производственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
8. Федеральный законот 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
9. Федеральный закон от 19 мая1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930;1998. № 30. Ст.3608: Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ.1995. № 33. Ст.3340; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.148.
10. Закон РФ от 19 июня 1992 г. «Опотребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. от 21 марта 2002 г.)// ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.
11. Федеральныйзакон от 7 июля 1993 года № 5340-I «Оторгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВС РФ. 1993.№ 33. Ст.1309.
12. Федеральный закон от 8 августа 2001(в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431. В настоящийзакон Федеральным законом от 23 июня 2003 г. введена дополнительная глава «Государственнаярегистрация индивидуального предпринимателя». См. также: ПостановлениеПравительства РФ от 26 февраля 2004 г. « совершенствовании процедурыгосударственной регистрации и постановки на учет юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.
13. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве изаконодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
14. ДозорцевВ. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданскийкодекс России. – М., 1998.
15. Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита// Законодательство. 2000. № 10.
16. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовоерегулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.
17. КряжевскихК. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом,приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от«предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права.Выпуск шестой. НОРМА. 2003.
18. Гражданскоеправо: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1 Санкт-Петербург, 2002. С. 208.
19. Финансовоеобеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическоепособие //А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. ТитовМ.,1998.