Реферат по предмету "Микроэкономика"


АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСТЬ-КАТАВА

Введение Глава 1. Теоретические основы проведения социально-экономического анализа положения муниципального образования г. Усть-Катава 1. Понятие муниципального образования и его социально-экономического положения 2. Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО Глава 2. Характеристика объекта исследования (г. Усть-Катав) 1. Общая характеристика объекта исследования 2.2.


Характеристика уровня жизни населения 3. Экономическая база г. Усть-Катава 4. Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг Глава 3. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения 1. Общая оценка положения г. Усть-Катава 2. Ранжирование проблем МО и пути их решения Заключение Список использованных источников и литературы


Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождался повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Однако, дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране были


невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории и


т.п. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территорий. Правовой базой развития данного процесса послужил Федеральный Закон "Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в 1995 году. В соответствие с ним в составе регионов выделяются


муниципальные образования, в которых формируются местные органы власти, обладающие правом решения всех вопросов местного значения. Выделенные территории имеют право формирования собственного бюджета и практически полные права для проведения местной социально-экономической политики. В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в


Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. В свою очередь, для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы социально-экономического регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное прогнозирование и анализ социально-экономических тенденций.


Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации. Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления анализа социально-экономических реалий.


Целью данной работы является выявление проблем г. Усть-Катава Челябинской области и путей их решения на основе анализа социально-экономического положения на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть организацию, методику и информационную базу анализа социально-экономического положения муниципального образования; • охарактеризовать объект исследования; проанализировать проблемы муниципального


образования; • выявить пути решения основных проблем муниципального образования г. Усть-Катава. Объект исследования — муниципальное образование г. Усть-Катав Челябинской области. Предмет исследования — социально-экономическое положение муниципального образования. В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистика по муниципальному образованию г.


Усть-Катава и Челябинской области. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. УСТЬ-КАТАВА 1. Понятие муниципального образования и его социально-экономического положения Легальное определение муниципального образования содержится в


Федеральном законе №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон): «Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской


Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; • городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и


иные органы местного самоуправления; • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов


РФ; • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов


Российской Федерации; • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов


Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских


муниципальных образований). Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения. Моногород — город, основная часть работоспособного населения которого


трудится на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля. По определению руководителя проекта «Моногорода и градообразующие предприятия», моногород — это поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования включает общую информацию


о муниципальном образовании ( по району – включая каждое городское, сельское поселение) с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, структуре экономики, главных транспортных магистралях, состоянии окружающей среды. Анализ социально-экономического положения муниципального образования проводится (количественных и качественных показателей) за предшествующий 3-5 летний период по направлениям: а) качество жизни населения:


• демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение); • рынок труда и занятость населения; • доходы населения; б) состояние социальной сферы: • здравоохранение; • социальное обслуживание; • образование; • физкультура, спорт, туризм; • культура; • безопасность населения; • в) состояние и использование имущества и земли: • муниципальная собственность; • государственная собственность; • состав земель и их использование; г) финансовые институты:


• страховая система; • кредитная система; • д) финансовое положение: • государственные и муниципальные финансы, межбюджетные отношения; • налоговый потенциал; • финансовая деятельность организаций, состояние платежей и расчетов; е) структура экономики: • добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды; • наука и научное обслуживание; • сельское хозяйство; • дороги, транспорт и связь; • торговля и услуги населению; ж) инвестиции, строительство; з) малое предпринимательство;


и) жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территории; к) энергетика; л) природный потенциал и охрана окружающей среды (водные ресурсы, лесные ресурсы, минерально-сырьевая база, атмосферный воздух, отходы производства и потребления); м) регулирование планирования и застройки территорий; н) состояние системы управления. Для анализа могут быть использованы таблицы. Для более объективной оценки необходимо среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями


муниципальных образований, сходных по специализации и структуре экономики. Также следует использовать показатели, которыми располагает администрация муниципального образования по направлениям, не охваченным статистическим наблюдением, но важными для проведения анализа социально-экономического положения муниципального образования. По показателям, приводимым в разрезе городских и сельских поселений, располагающихся на территории


муниципального района, анализируется период, затрагивающий действие Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В случае несопоставимости данных за ряд предыдущих лет в связи с изменением действующего законодательства и невозможности приведения их к одинаковому виду, в анализе не рекомендуется учитывать периоды, отличающиеся от действующего законодательства. Качественно проведенный анализ социально-экономического положения


муниципального образования позволит оценить свой потенциал и степень его использования. Проведение сравнительной характеристики позволит оценить имеющиеся ресурсы и перспективы развития, обусловленные внутренними и внешними факторами. 1.2. Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой


принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с тактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие. Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций,


которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании. Основными исходными данными для проведения экономического анализа являются данные, получаемые от органов государственной статистики, других органов государственной власти и местного самоуправления.


Во исполнение постановления Правительства РФ от 28 октября 1995 года «О развитии системы муниципальной статистики» и в целях обеспечения органов местного самоуправления необходимой статистической информацией . Государственный комитет РФ по статистике Постановлением от 9 января 1998 г. №2 утвердил примерный перечень статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования. Работа с этой системой показала ее сложность и неприспособленность для оперативного


анализа. В Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) разработана система показателей социально-экономического положения муниципальных образований, наиболее часто используемых в практической работе местных органов управления, создан компьютерный банк этих данных и организован обмен показателями. Показатели разделены на представляемые ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять


органам Госкомстата всю необходимую статистическую информацию в установленном объеме и формах. Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации по территории муниципального образования, для чего устанавливают с ними договорные отношения на подготовку такой информации. На безвозмездной основе осуществляется обмен статистической информацией между органами местного самоуправления


и органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме статистических показателей, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан),


оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и др. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности. Впрочем, такой же подход необходим и к статистическим показателям (известное изречение о статистике как одной из форм лжи). Анализ специфических показателей для каждой сферы жизнедеятельности муниципального образования осуществляют соответствующие отраслевые подразделения администраций.


На их основе экономическая служба администрации осуществляет сводный анализ социально-экономического положения территории. Среди сводных показателей, комплексно характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, можно отметить следующие: • показатели, связанные с населением: численность, демографический состав, миграция, занятость; • показатели, связанные с уровнем жизни населения: заработная плата, пенсии, среднедушевой доход, величина прожиточного минимума по основным группам населения,


доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, динамика потребительских цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения, сумма вкладов населения в банках, объемы продаж населению ценных бумаг и валюты; • показатели работы промышленности, строительства, транспорта, связи, других отраслей экономики на территории муниципального образования: количество предприятий по формам собственности, объемы производства в натуральном и денежном выражении, производительность


труда, средняя заработная плата, прибыль, рентабельность, дебиторская и кредиторская задолженность, другие экономические показатели; при этом отдельно должны быть установлены показатели работы предприятий муниципального сектора экономики; • объем розничного товарооборота по продовольственным и непродовольственным товарам, объем оказания платных услуг населению; • объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ, источники их финансирования, ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов,


жилых домов и объектов социального назначения, объемы незавершенного строительства, в том числе по объектам, финансируемым за счет средств муниципального образования; • движение форм собственности на территории муниципального образования, показатели приватизации собственности, в том числе муниципальной собственности, доходы от приватизации; • финансовые показатели: суммарный объем финансовых ресурсов территории, в т.ч. поступление налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды,


исполнение расходной части местного бюджета, дебиторская и кредиторская задолженность муниципального образования и др. Качество анализа в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования. При анализе социально-экономического положения г. Усть-Катава за основу была взята методика «Городской барометр», так как она позволяет наиболее полно


и качественно проанализировать различные аспекты социально-экономической жизни города. Задача сопровождения и обеспечения процесса муниципального экономического развития определяет ряд требований содержательного и технического характера к системе показателей социально-экономического положения муниципальных образований. Поэтому предлагаемая система показателей представляет собой компромисс между тем, чего было бы целесообразно достичь с теоретической точки зрения, и тем, что на практике можно создать с учетом


доступных данных, их достоверности, отражения существующими данными современных социально-экономических процессов. Так как в задачи данной курсовой работы не входит расчет как можно большего числа показателей и индикаторов, то анализ проводился по отдельным, наиболее общим, выбранным показателям. Для выявления проблем данного МО использовалась методика SWOT- анализа. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов


и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ (Г. УСТЬ-КАТАВ) 2.1. Общая характеристика объекта исследования Город Усть-


Катав расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань, в 260 км от Челябинска, на территории Исторического Башкортостана. Центр города окружён холмами. Имеет выгодное географическое положение – расположен на железнодорожной магистрали и вблизи магистральной автодороги Федерального значения Уфа – Челябинск, связывающей центральные районы страны с


Сибирью и Дальним Востоком. Площадь города 26 тыс. гектаров. Современная численность Усть-Катавского городского округа 28 тыс. человек. Город Усть-Катав был основан как железоделательный завод и поселок при нем в 1758 году. Предприятие в устье реки Катав было основано компанией сибирских купцов-горнозаводчиков братьев Ивана и Якова Твердышевых и Ивана Мясникова. Первоначально оно представляло собой лесопильную мельницу


и судовую пристань. Несколько позже был пущен в эксплуатацию железоделательный завод, который переделывал в железо чугун соседних заводов. С 1810 года заводом стала владеть влиятельная княжеская семья Белосельских-Белозерских. Заводская продукция сбывалась в Центральной России, Поволжье. Туда она до начала 1890-х гг. сплавлялась с усть-катавской судовой пристани на баржах-коломенках по рекам Волго-Камского бассейна.


Излишки заводской товарной продукции, нераспроданные внутри страны, шли за границу. В 1889-1890 гг. близ Усть-Катавского поселка была проложена железная дорога, через два года заводскую продукцию стали отправлять по ней. В 1899 г. князь К. Э. Белосельский-Белозерский сдал завод в аренду бельгийскому акционерному обществу. Иностранные арендаторы постепенно преобразовали предприятие в вагоностроительное, начав выпуск железнодорожных


вагонов. В 1901 году изготовлен первый трамвай открытого типа для города Тифлиса. В июле 1919 г. предприятие было национализировано Советской властью. В первые дни Великой Отечественной войны защищать Родину ушло около 1500 усть-катавцев, а поселок стал принимать промышленное оборудование и население, эвакуированные из ряда западных прифронтовых городов страны.


В 1942 году поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город. Завод перестроился на выпуск продукции для фронта. Усть-катавские рабочие внесли весомый вклад в общую победу над фашистами, дав армии 12357 танковых пушек, 13230 зенитных платформ, 3096 минометов и на десятки миллионов рублей другой продукции, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После


Великой Отечественной войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова вместе с некоторой оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения, к которой позднее прибавились изделия, необходимые при освоении космического пространства. Трамвайные вагоны производства УКВЗ неоднократно признавались специалистами лучшими. В 1960 г. на предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного


состава. Разработан трамвайный вагон модели КТМ-5М, которых было выпущено 14000. Такое рекордное количество нигде в мире не выпускалось. По настоящее время выпущено более 25 тысяч трамвайных вагонов различных модификаций, которые перевозят пассажиров в 89 городах. Сегодня СКБ завода разрабатывает новые модели трамвая, ориентируясь на отдельные заказы городов. Помимо трамвайного производства Усть-


Катавский вагоностроительный завод располагает спецпроизводством по изготовлению жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок, предназначенных для космических аппаратов различного назначения. Это корабли серии «Союз», «Прогресс», «Космос» и другие. Также предприятие занимается разработкой, производством и поставкой оборудования для нефтегазового и агропромышленного комплексов. За шестьдесят с лишним послевоенных лет город


Усть-Катав заметно преобразился. В 1950-х гг. началось строительство многоэтажных домов, построен Дворец культуры, в 1962 г. открылся первый в районе широкоэкранный кинотеатр. Благодаря стараниям усть-катавского скульптора И.И. Акулова город украсился рядом памятников. Заложено несколько скверов, открыты новые предприятия, школы, детские сады, магазины, филиал Южно-Уральского Государственного


Университета, Усть-Катавский механический техникум, Профессиональный лицей № 22, историко-краеведческий музей, спортивно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами и многое другое. В настоящее время сеть муниципальных учреждений здравоохранения города Усть-Катава включает:  27 образовательных муниципальных учреждений: • 13 дошкольных образовательных учреждений; • 14 общеобразовательных учреждений (13 дневных и 1 вечернее/сменное); • 1 государственное


среднее специальное учебное заведение;  1 больничное учреждение с общим числом больничных коек 142, на 10000 человек населения — 50,5 коек, 37 врачей;  3 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждения;  7 муниципальных учреждений культуры;  11 общедоступных библиотек;  1 музей;  9 учреждений культурно-досугового типа;  8 детский оздоровительных учреждений (лагерей);  3 муниципальных учреждений спорта.


Несмотря на финансовые и другие проблемы, Усть-Катав живет насыщенной хозяйственной, культурной, спортивной жизнью. Любовь устькатавцев к искусству открывает новые возможности и перспективы для развития города, поднятия его культурного статуса. На предприятиях города осваиваются новейшие технологии, имеется мощный технический и производственный потенциал. Все это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. 2.2. Характеристика уровня жизни населения 2.2.1.


Демографическая характеристика муниципального образования г. Усть-Катава Население - это важнейшая функциональная подсистема муниципального образования. Анализ демографических показателей необходим для понимания процессов, происходящих с населением МО и, соответственно, для разработки мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Исходя из имеющихся данных, можно сказать, что численность населения города


Усть-Катава постепенно уменьшается, и с 2004 по 2008 год уменьшение составило 1,3 тыс. человек, так же уменьшается численность населения и в целом по Челябинской области на 52,7 тыс. человек с 2004 по 2008 год (Рис. 2.1, Приложение Таблица 1). Рис.2.1. Динамика численности населения Важными показателями, характеризующими демографическую ситуацию, являются коэффициенты рождаемости и смертности и естественного прироста. Судя по полученным данным, рождаемость в г.


Усть-Катаве постепенно увеличивается с 2005 года и в 2008 году количество родившихся на 1000 человек составило 11,3 тыс но при этом растёт и смертность населения, составившая в 2008 году 18,2 тыс. на 1000 человек. В Челябинской области в целом рождаемость увеличивается с 2005 года и в 2008 году составляет 12,8 тыс. на 1000 человек, а показатели смертности колеблются в течение этого периода (Рис. 2.2). Рис.2.2. Количество родившихся и умерших В целом наблюдается относительно постоянная убыль населения


в городе Усть-Катаве (-0,2‰) в отличие от Челябинской области, где естественная убыль населения сокращается из года в год (Рис.2.3, Приложение Таблица 2). Рис.2.3. Динамика естественного прироста населения Также следует отметить, что изменяется уровень младенческой смертности, в городе Усть-Катаве в период с 2004 по 2007 год произошло резкое снижение младенческой смертности с отметки 0,7‰ до 0,3‰, однако в 2008 году младенческая смертность снова возросла до первоначальной


отметки 0,7‰. В Челябинской же области наблюдается тенденция снижения уровня смертности с 2004 по 2008 год с отметки 3,5‰ до 2,5‰ (Рис. 2.4), что, скорее всего, обусловлено достижениями в медицине и обновлениям материально-технической базы родильных домов. Рис. 2.4. Динамика младенческой смертности Говоря об изменении численности населения, необходимо учитывать не только естественное, но и механическое движение населения, которое характеризуется числом прибывших


и выбывших человек, а также коэффициентом миграции. Рис.2.5. Механическое движение населения Количество человек, прибывших в г. Усть-Катав до 2007 года уменьшалось, в 2008 году немного выросло. Что касается количества выбывших, то четких тенденций в росте или снижении не наблюдается (Рис.2.5). Поло-возрастной состав населения г. Усть-Катава характеризуется следующими показателями:


1) Численность мужчин и женщин, а также их доля в общей численности населения. Рис.2.6. Доля мужчин и женщин в общей численности населения Наблюдается небольшое постепенное увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в общей численности населения как по Челябинской области в целом, так и в городе Усть-Катаве. Если в 2004 году дисбаланс составлял 7,5% по области и 8,8% в г.


Усть-Катаве, то в 2008 году он возрос до 8,2% по области и 9,2% в г. Усть-Катаве соответственно (Рис. 2.6, Приложение Таблица 3). 2) Распределение населения по возрастным категориям. Происходит уменьшение доли лиц моложе трудоспособного возраста при относительной стабильности и даже несколько возрастающей доле лиц трудоспособного возраста, также постепенно увеличивается доля населения


старше трудоспособного возраста (Рис. 2.7, Приложение Таблица 4). Аналогичная ситуация в распределении населения по возрастным группам складывается и по Челябинской области. Рис.2.7. Распределение населения по возрастным категориям (доля от общего количества населения) 3) Коэффициент пенсионной нагрузки и коэффициент замещения. На рисунке 2.8 наглядно изображена тенденция уменьшения коэффициента замещения, что говорит о снижения


численности населения до трудоспособного возраста, приходящегося на 1000 человек в трудоспособном возрасте: с 2004 по 2008 год этот показатель снизился с 289,6‰ до 252,8‰. Также снижается и коэффициент пенсионной нагрузки вплоть до 2007 года, хотя в 2008 году он повысился до 342,7‰ (с 331,5‰ 2007 года). Рис.2.8. Динамика коэффициентов замещения и пенсионной нагрузки Заканчивая демографическую характеристику, можно сделать следующие выводы: • аналогично


России в целом и Челябинской области в городе Усть-Катаве происходит депопуляция населения (сокращение его численности). Несмотря на то, что рождаемость увеличилась и сохраняется на постоянном уровне, процессы естественной убыли не прекращаются, так как уровень смертности остается достаточно высоким; • механическое движение характеризуется уменьшением потока как пребывающих, так и выбывающих граждан; • наблюдается, аналогичное


и в области, небольшое постепенное увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в общей численности населения; • уменьшение числа лиц до трудоспособного возраста способствует «пополнению» трудовых ресурсов города, увеличение же числа лиц старше трудоспособного возраста увеличивает экономическую нагрузку на категорию лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. 2.2.2. Характеристика доходов населения На уровень жизни непосредственным образом влияют доходы, получаемые


населением и их соотношение с уровнем прожиточного минимума. Первый показатель, характеризующий доходы населения – это средняя заработная плата. В период с 2004 по 2008 год заработная плата по г. Усть-Катав в среднем выросла на 5836,5 руб в то время как по области рост составил 8329,6 руб. (Рис.2.9). Рис.2.9. Средняя заработная плата Немаловажным является и соотношение средней заработной платы населения


с величиной прожиточного минимума. Рис.2.10. Соотношение средней з/п и прожиточного минимума В наблюдаемый период наблюдается увеличение разницы между средней заработной платой и установленным прожиточным минимумом, в 2004 году средняя заработная плата была больше прожиточного минимума в 1,8 раз, а в 2008 году — уже в 2,3 раза (Рис.2.10, Приложение Таблица 5). Такая категория населения, как люди пенсионного возраста, зачастую денежных доходов, помимо


пенсий, не получают. Поэтому, необходимо выяснить соотношение размера пенсий и величины прожиточного минимума. Рис.2.11. Соотношение размера пенсий с величиной прожиточного минимума С 2002 по 2006 год происходил рост размера пенсий, но не смотря на это, они оставались гораздо ниже величины прожиточного минимума, в 2004- 2006 годах – в 0,9-0,95 раз, а к 2008 году пенсии стали выше прожиточного минимума в 1,04 раза (Рис. 2.11, Приложение


Таблица 6). Аналогичная ситуация и по Челябинской области в целом — в 2004-2006 годах пенсии ниже прожиточного минимума, примерно в 0,9-0,96 раз, а в 2008 году они уже выше в 1,06 раз. Существуют показатели, которые косвенно характеризуют уровень благосостояния населения, одним из них является количество автомобилей приходящихся на 1000 населения. Рис.2.12. Количество автомобилей на 1000 человек Количество автомобильного транспорта, приходящегося


на 1000 человек населения с 2004 по 2008 год выросло с 139,5 до 183,9 (Рис.2.12), что косвенно свидетельствует о повышении благосостояния жителей города как и всей Челябинской области в целом. Проведённый анализ позволяет судить о повышении уровня жизни населения: • за период с 2004 по 2008 год изменилась заработная плата — значительно увеличилась; • на фоне повышения денежных доходов населения увеличивается их разница с величиной прожиточного минимума, у людей появляются


дополнительные финансовые средства; однако иначе складывается ситуация с лицами пенсионного возраста: средний размер назначенных пенсий, увы, остаётся ниже прожиточного минимума; • повышение благосостояния населения косвенно характеризуется увеличением количества автомобилей, приходящихся на 1000 населения. Всё больше жителей города могут позволить себе приобрести автомобиль. 2.3. Экономическая база г. Усть-Катава Согласно выбранной методике в экономическую базу муниципального


образования включаются занятость населения, производственный сектор, включающий промышленность и сельское хозяйство, инвестиционная деятельность и малое предпринимательство. 2.3.1. Занятость населения Коэффициент занятости показывает, сколько занятого населения приходится на 1000 всего населения данного МО. Рис.2.13. Динамика занятости населения Исходя из рассчитанных данных, можно сделать вывод, что количество занятых, приходящихся на 1000 всего


населения, с 2004 года растет, исключение лишь составляет 2008 год, в котором произошел спад до отметки 334‰, в отличие от Челябинской области в целом, где ситуация в течение этого периода более стабильна, за исключением 2006 года, когда произошел незначительный спад на 4-5‰ (Рис.2.13, Приложение Таблица 7). Прирост численности занятых составил с 2004 по 2008 год 326 человек (103,6%), в Челябинской области — отрицательный прирост — минус 16105 человек (98,7%).


Такой показатель, как коэффициент безработицы отражает избыток предложения рабочей силы над спросом. В городе Усть-Катаве на конец 2008 года он составил 4-4,9% от экономически активного населения, по Челябинской области в целом около 1,8%. Рис.2.14. Динамика численности безработных Численность безработных за период с 2004 по 2008 год снизилась практически в два раза (1024 до 538 человек), что говорит о снижении неудовлетворённости спроса на труд (Рис.2.14,


Приложение Таблица 8). В Челябинской области численность безработных упала примерно на четверть (на 10686 человек). Более всего население занято на обрабатывающих производствах, в 2008 году там трудилось 4524 человека, по Челябинской области также преобладает эта сфера — 353094 человека, что составляет 16% и 10% соответственно от общей численности населения. Доля занятых в трудуспособном возрасте в экономике МО также является важным показателем. В Челябинской области в целом ситуация стабильна -


55%, а в городе Усть-Катаве эта доля возрастает с 2004 по 2008 год с 50% до 53% (Рис.2.15). Рис.2.15. Доля занятых в трудоспособном возрасте в экономике МО 2.3.2. Характеристика производственного сектора Индекс промышленного производства – это относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Рис.2.16. Динамика индексов промышленного производства


Масштабы производства в городе снижаются в 2006 году, а с 2007 по 2008 год наблюдается тенденция роста масштабов промышленного производства, в области же до 2007 года — увеличение масштабов производства, в 2008 году — их резкий спад. В г. Усть-Катаве общий прирост объема продукции составил 14,3%, по Челябинской области — минус 9,2% (Рис.2.16). К производственному сектору относятся не только предприятия промышленности, но так же и сельского хозяйства. Рис.2.17.


Изменение количества продукции сельского хозяйства За период с 2003 по 2007 год прирост объема продукции в сельском хозяйстве составил 161,1 миллионов рублей (256,2 %) (Рис.2.17). Индекс физического объема продукции сельского хозяйства колеблется за рассматриваемый период (как и по Челябинской области), это означает, что создаваемая в процессе производства стоимость также меняется в результате изменения только физического объема производимой продукции. (Рис.2.18,


Приложение Таблица 9). Рис.2.18. Значение индекса физ.объема продукции с/х Говоря об экономике муниципального образовании, следует охарактеризовать темпы роста количества предприятий и организаций. Рис.2.19. Темпы роста количества предприятий и организаций С 2004 года тенденции изменения количества предприятий и организаций одинаковы как по области, так и по г. Усть-Катав , в 2006 году значения темпов роста практически совпадают (Рис.


2.19, Приложение Таблица 10). 2.3.3. Инвестиционная деятельность Инвестиционная деятельность в муниципальном образовании может быть охарактеризована такими показателями, как инвестиции в основной капитал и структура инвестиций по формам собственности. Рис.2.20. Динамика вложений инвестиций в основной капитал Из рисунка 2.20 видна тенденция роста вложений инвестиций в основной капитал, за исключением 2006 года,


когда вложения незначительно сократились, но затем наблюдается стабильный рост вложений (Приложение Таблица 11). Прирост объема инвестиций в основной капитал из всех источников составил за период с 2004 по 2008 год в городе 202,2 миллиона рублей (423,52%) и по области 119409 миллионов рублей (302,4%). В объеме инвестиций на душу населения также наблюдается стабильный рост как в городе, так в области (Рис.2.21). Рис.2.21. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения


Также характеризует инвестиционную деятельность такой показатель как доля инвестиций из собственых средств. Рис.2.22. Доля инвестиций из собственных средств Наблюдается стабильный рост доли инвестиций до 2006 года, в 2007 году происходит спад на 31,5% (Рис.2.22). За период с 2004 по 2008 год изменилась структура инвестиционных вложений по формам собственности: на 21,7% снизились вложения в государственные предприятия, на 17,3% выросли вложения в предприятия муниципальной


формы собственности, в частные предприятия инвестиционные вложения возросли к 2007 году на 20,6%, но в 2008 году упали на 16,5% (Рис.2.23). Рис.2.23. Структура инвестиционных вложений по формам собственности По экономическому положению города Усть-Катав можно сделать следующие выводы: • экономика города характеризуется динамичным развитием всех ее отраслей; • поддержанию позитивных темпов экономического развития способствует повышение инвестиционной активности; • растет количество предприятий и организаций, что ведет к увеличению


рабочих мест, повышению занятости населения; • развивается сельское хозяйство быстрыми темпами, однако масштабы промышленного производства снижаются; • численность занятого населения возросла; уровень безработицы составил 4-4,9%, что отражает относительно невысокий разрыв между уровнем предложения и спроса на труд; численность безработных снизилась практически в 2 раза, что говорит о снижении неудовлетворенности спроса на труд; • занято население более всего на обрабатывающих производствах.


2.4. Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг В выбранной методике данный блок включает достаточно большое количество индикаторов, но так в задачи курсовой работы не входит анализ как можно большего числа показателей, то целесообразно ограничиться следующими: 2.4.1. Жилье и его доступность Рис.2.24. Жилищный фонд Жилищный фонд г. Усть-Катав по состоянию на конец 2008 года составляет 611 тыс. м2 общей


площади, увеличение по сравнению с 2004 годом составляет 20 тыс. м2 — 2,5% (Рис. 2.24, Приложение Таблица 12). На 1,6 м2 увеличилась площадь жилищ, которая в среднем приходится на одного жителя города (Рис. 2.25). Рис.2.25. Средняя площадь жилищ, приходящаяся на 1 жителя Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда стабилен и составляет на 2008 год 2,9% от общей площади жилых помещений (Рис.2.26). Рис.2.26. Доля ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде 2.4.2.


Здравоохранение Показателями характеристики здравоохранения муниципального образования является такие как обеспеченность населения местами в больницах для стационарного лечения, обеспеченность населения услугами амбулаторно-клинических учреждений, численностью врачей и среднего медицинского персонала на 10000 человек населения. Рис.2.27. Число больничных коек Рис.2.28. Число амбулаторно-клинических учреждений


Рис.2.29. Число врачей и среднего мед.персонала на 10000 человек За 2004-2007 года увеличились численность среднего медицинского персонала, число амбулаторно-клинических учреждений и численность врачей, приходящихся на 10000 населения, в 2008 году упало число больничных коек, незначительно уменьшилось число врачей и среднего медицинского персонала (Рис. 2.27, 2.28, 2.29), что говорит об ухудшении ситуации в области здравоохранения за последний год.


2.4.3. Образование Систему образования г. Усть-Катав можно охарактеризовать следующими показателями: 2004 2005 2006 2007 2008 Число постоянных дошкольных учреждений 12 12 12 13 13 Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях 1090 1100 1145 1229 1493 Число детей на 100 мест в постоянных дошкольных учреждениях 82 86 88 95 100 Число дневных общеобразовательных учреждений 12 12 12 13 13


Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях 3062 2864 2646 2494 2421 Число учителей в дневных общеобразовательных учреждениях 282 247 276 245 243 Доля учащихся, занимающихся во II смену, % Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных 17,1 Исходя из данных таблицы можно сделать следующие выводы: • открытие нового детского сада в 2007 году не решило проблему переполненности детских дошкольных учреждений города,


число детей на места в них увеличилось; • численность обучающихся в дневных общеобразовательных школах, как и численность учителей, ежегодно сокращается, несмотря на то, что в 2007 году также было открыто одно новое такое учреждение; так число учащихся в 2008 году уменьшилось на 20,9% по сравнению с уровнем 2004 года, а число учителей, соответственно, на 13,8%; • отсутствуют в городе филиалы высших учебных заведений, что препятствует получению высшего образования без выезда из города.


2.4.4. Услуги, торговля и общественное питание Рис.2.30. Оборот розничной торговли, общественного питания, платных и бытовых услуг Судя по статистическим данным, можно говорить о том, что с 2004 по 2008 год розничный товарооборот увеличился на 18998,6 рублей, общественного питания — на 409,9 рублей, платных услуг — на 6584 рубля, бытовых услуг — на 943 рубля (Рис.2.30, Приложение Таблица 13). Подводя итоги развития городского хозяйства, социальной


сферы, и сферы услуг, можно сделать следующие выводы: • увеличивается жилой фонд города, пусть невысокими, но стабильными темпами; • в области здравоохранения ситуация не улучшилась, а даже ухудшается; • проблема переполненности детских дошкольных учреждений не решается; в общеобразовательных — напротив, численность учащихся падает, как и число учителей; отсутствие филиалов высших учебных заведений затрудняет получение качественного образования; • оборот услуг, торговли, общественного питания растет, данная сфера постепенно,


но стабильно развивается. 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 3.1. Общая оценка положения г. Усть-Катава Для оценки социально-экономического положения, а также для выявления проблем муниципального образования целесообразно воспользоваться методикой SWOT-анализа, который позволит выявить отрасли и сферы деятельности


МО, в которых оно значительно преуспело и которые являются «сильными сторонами», а также те, по которым существует отставание от других МО, так называемые, «слабые стороны». Также SWOT-анализ позволяет определить возможности и угрозы, существующие во внешней среде МО. Матрица SWOT-анализа по г. Усть-Катав Сильные стороны Слабые стороны • Увеличение количества предприятий и организаций в городе. •


Активная инвестиционная деятельность предприятий города. • Значительное увеличение оборота розничной торговли. • Увеличение объемов продукции сельского хозяйства. • Падение младенческой смертности в городе. • Рост заработной платы, пенсий, количества автомобилей у жителей города. • Рост занятости, снижение безработицы в городе. •


Увеличение масштабов производства в городе. • Увеличение жилого фонда. • Депопуляция населения. • Достаточно низкий уровень доходов населения. • Дифференциация заработной платы по отраслям экономики. • Напряженная ситуация в области здравоохранения: нехватка врачей, среднего мед.персонала, мест в лечебных учреждениях. • Переполненность дошкольных образовательных учреждений. •


Увеличение дисбаланса мужчин и женщин. • Напряженная ситуация в области образования: нехватка учителей, сокращение численности учащихся. Возможности Угрозы • Действие программ по поддержке малого и среднего бизнеса. • Проведение национальных проектов в сфере образования и • Повышение спроса на продукцию здравоохранения. • Повышение спроса на продукцию «Усть-


Катавского вагоностроительного завода им. С.М.Кирова». • Появление новых технологий, позволяющих делать продукцию предприятий более конкурентоспособной. • Тенденции снижения экономического роста в Челябинской области. • Процессы перераспределения собственности в Челябинской области и городе. • Депопуляция населения в Российской Федерации. 3.2.


Ранжирование проблем МО и пути их решения В каждом муниципальном образовании, несмотря на его размеры, численность населения и многие другие факторы существует ряд проблем, которые требуют своевременного решения. Город Усть-Катав не исключение. Проведенный SWOT-анализ, а также анализ социально-экономического положения позволил выявить и классифицировать городские проблемы. Наиболее приоритетными и важными, конечно, являются:


Основной проблемой города является проблема экономического характера — затухание производства. Сейчас «Усть-Катавский Вагоностроительный Завод» (УКВЗ) испытывает трудности с реализацией трамвайных вагонов. Завод живет главным образом заказами оборонной промышленности. Одним из выходов из этой проблемы должно стать спасение производства моногорода Усть-Катава. Путем спасения может стать перепрофилирование производства.


А также поиск инвестиций и заказов. Например, первый конкурент УКВЗ — трамвайно-ремонтный завод в г. Санкт-Петербурге — недавно нашел партнера в Италии, будут совместно производить более современные трамваи. Значит будет рынок. Почему бы и УКВЗ не найти иностранного партнера? Но это уже вопрос менеджмента завода. Но, к сожалению, завод и его администрация — сами по себе, мэрия


— сама по себе. Другой немаловажной проблемой, социальной и демографической, в городе является невозможность молодежи реализовать себя, найти работу с достойным заработком, чтобы обеспечить молодую семью, завести детей, купить жилье, в конце концов. Многие молодые семьи «бегут» в другие города, где заработки могут превышать усть-катавские в два, а бывает и в три раза. Следовательно, появляется возможность даже копить на квартиру, не говоря уж про ежедневное обеспечение


семьи. А из этой проблемы вытекает и другая, не менее важная — проблема рождаемости. Ведь уезжают не старики, а молодежь. Выходит, проблема рождаемости гораздо сложнее, чем мы думаем. Нерождаемость нужно дополнять еще и выбытием. А много ли построено за последние годы бюджетных многокватрирных домов? Где селиться молодым семьям? Где работать? В плане стратегического развития города прописано, что Усть-Катав будет теперь развиваться за счёт строительства домов усадебного и коттеджного типа.


Но молодежи не под силу приобретать такие дома. Стоит разработать план по застройке городских территорий многоквартирными домами, разработать программу реализации жилья молодым семьям. А также при решении первой проблемы, указанной выше, при восстановлении производства на УКВЗ у молодежи появятся перспективы с поиском работы. Иначе эта проблема будет лишь усугубляться. Еще одна социальная проблема — вечная проблема


России, удвоенная в таких местах, как г. Усть-Катав — дороги. Тем, кто живет в частных домах по крутым склонам, с абсолютным отсутствием того, что именуется словом дорога, приходится ежедневно заниматься «тренировками по скалолазанию». Плачевное состояние дорожного хозяйства во многом вызвано именно теми особенностями, которые приобрели государственный порядок и идеологию финансирования дорожных дорог, начиная с 2001 года.


Дорожная отрасль в настоящее время финансируется по остаточному принципу без учета реальной, действительной потребности в строительстве, реконструкции и ремонте дорог. Выход из создавшегося положения справедливо видится в создании частно-предпринимательско-государственно й модели дорожного строительства и эксплуатации дорог. Необходимо принятие законодательных актов, способствующих привлечению в дорожное хозяйство, особенно


для строительства дорог негосударственных, в том числе и иностранных инвестиций. Все перечисленные проблемы, с которыми столкнулся г. Усть-Катав, требуют повышенного внимания. Для их решения необходимо взаимодействие населения, администрации города, а также бизнеса. Только при этом возникнут условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И в заключение сделаем общие выводы, в целом характеризующие проведенную


работу. В соответствии с поставленной задачей было определено понятие муниципального образования и социально-экономического положения. Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (в соответствии с


Федеральным Законом №154-ФЗ от 28 августа 1995 года). Характеристика социально-экономического положения муниципального образования включает общую информацию о муниципальном образовании ( по району – включая каждое городское, сельское поселение) с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, структуре экономики, главных транспортных магистралях, состоянии окружающей


среды. Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с тактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие. Качественно проведенный анализ социально-экономического положения


муниципального образования позволит оценить свой потенциал и степень его использования. В ходе курсовой работы был проведен анализ социально-экономического положения муниципального образования г. Усть-Катава. При анализе социально-экономического положения г. Верхний Уфалей за основу была взята методика «Городской барометр», так как она позволяет наиболее полно и качественно проанализировать различные аспекты социально-экономической жизни города.


Так как в задачи данной курсовой работы не входит расчет как можно большего числа показателей и индикаторов, то анализ проводился по отдельным, наиболее общим, выбранным показателям. Для выявления проблем данного МО использовалась методика SWOT- анализа. Согласно выбранной методике был произведен расчет показателей, характеризующих социально-экономическое положение города. Анализ позволяет сделать следующие выводы по развитию муниципального


образования: • в городе Усть-Катаве происходит депопуляция населения; несмотря на то, что рождаемость увеличилась и сохраняется на постоянном уровне, процессы естественной убыли не прекращаются, так как уровень смертности остается достаточно высоким; уменьшение потока как пребывающих, так и выбывающих граждан; «пополнение» трудовых ресурсов города, увеличение экономической нагрузки на категорию лиц, находящихся в трудоспособном возрасте; • значительно увеличилась заработная плата; на фоне повышения


денежных доходов населения увеличивается их разница с величиной прожиточного минимума; однако средний размер назначенных пенсий, увы, остаётся ниже прожиточного минимума; • экономика города характеризуется динамичным развитием всех ее отраслей; поддержанию позитивных темпов экономического развития способствует повышение инвестиционной активности; растет количество предприятий и организаций; сельское хозяйство развивается быстрыми темпами, однако масштабы промышленного производства снижаются; численность занятого


населения возросла; численность безработных снизилась практически в 2 раза, что говорит о снижении неудовлетворенности спроса на труд; • увеличивается жилой фонд города, пусть невысокими, но стабильными темпами; в области здравоохранения ситуация не улучшилась, а даже ухудшается; проблема переполненности детских дошкольных учреждений не решается; в общеобразовательных — напротив, численность учащихся падает, как и число учителей; отсутствие филиалов высших учебных заведений затрудняет получение качественного образования; оборот


услуг, торговли, общественного питания растет, данная сфера постепенно, но стабильно развивается. Подводя общий итог, можно сказать, что город Усть-Катав, несмотря на финансовые и другие проблемы, живет насыщенной хозяйственной, культурной, спортивной жизнью. Развивается город постепенно и стабильно, однако имеет немаловажные проблемы как в демографической, социальной, так и в экономической сферах. Эти проблемы имеют срочный характер, так как со временем


степень их серьезности будет лишь возрастать. На ближайшее будущее главной целью развития города должно стать возрождение и спасение производства главного предприятия города — «Усть-Катавского Вагоностроительного Завода», потому что Усть-Катав является моногородом, и гибель предприятия может понести за собой и гибель всего города. Также немаловажно содействие в приобретении жилья молодыми семьями, разработка программы в помощь решению


данной проблемы. Поставленная цель работы достигнута. С помощью решения задач выявлены недостатки и разработаны предложения по их устранению. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Википедия — свободная энциклопедия. [http://ru.wikipedia.org/wiki] 2. Викисловарь — многоязычный открытый словарь. [http://wiktionary.org/wiki/] 3. Вопросы муниципальной экономики — учебное пособие. —


М.: Р.В.Бабун, З.З.Муллагалеева, 2001. 4. Государственное и муниципальное управление — справочник. — М.: Глазунова Н.И Забродин Ю.М Поршнев А.Г 2003 320с. 5. Конституция Российской Федерации. [http://constitution.ru] 6. Курс социально-экономической статистики — учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» — Гриф МО РФ: Назаров М.Г. 7. Муниципальные образования


Челябинской области: основные социально-экономические показатели — стат. сборник в 2 ч. — Чел.: Н.С.Колотова, 2009. 8. Основы местного хозяйства. — М.: Филиппов Ю.В Авдеева Т.Т 2007 763с. 9. Официальный сайт правительства Челябинской области. [http://www.pravmin74.ru] 10. Подходы фонда «Институт экономики города» к разработке системы индикаторов социально-экономического


развития муниципальных образований. 11. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления. [http://www.rosreforma.ru/?id=404] 12. Социально-экономическое развитие района. — Вавенков И.В 2006 240 с. 13. Стратегическое управление в городском хозяйстве — учебное пособие. — Чекалин В.С 2001. 14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по


Челябинской области. [http://chelstat.gks.ru] 15. Усть-Катав: О городе//Усть-Катавская неделя 2009.[http://ukn.oblast74.ru/] 16. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [http://www.consultant.ru/online/base/?r eq=doc;base=LAW;n=99147] 17.


Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [http://nalog.consultant.ru/doc45410.htm l] 18. Шагреневая кожа Усть-Катава//Усть-Катавская неделя 2009 29 октября, №93. [http://ukn.oblast74.ru/] 19. Я хочу, чтобы Усть-Катав был городом добрых дел и согласия:


Андрей Перепеловский//Среди вершин 2009 13 ноября, №51 (129). [http://www.sv-uk.ru/] 20. BN.RU Газета. [http://bn.ru/articles/2009/10/21/50200. html] ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1 Численность населения Объект Год 2004 2005 2006 2007 2008 Чел.обл. (тыс.чел) 3562,5 3541,3 3523,8 3513,7 3509,8 г.Усть-Катав (тыс.чел) 29,6 29,2 28,9 28,6 28,3 Таблица 2


Коэффициенты рождаемости, смертности и ест. прироста Коэффициенты Года 2004 2005 2006 2007 2008 Коэффициент рождаемости Челябинской области (‰) 3 2,9 3,1 3,4 3,6 Коэффициент смертности Челябинской области (‰) 4,5 4,6 4,4 4,2 4,3 Коэффициент ест.прироста Челябинской области (‰) -1,5 -1,7 -1,3 -0,8 -0,7 Коэффициент рождаемости г.


Усть-Катава (‰) 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 Коэффициент смертности г.Усть-Катава (‰) 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 Коэффициент ест.прироста г.Усть-Катава (‰) -0,3 -0,3 -0,2 -0,2 -0,2 - численность всего населения; - количество родившихся; - количество умерших. Кмл см= А/S*1000, S - численность всего населения, А - количество младенческих смертей. Таблица 3 Доля мужчин и женщин в общей численности населения


Доля лиц (%) Года 2004 2005 2006 2007 2008 Доля мужчин, Чел.обл. 46,1 46,1 46 45,9 45,9 Доля женщин, Чел.обл. 53,9 53,9 54 54,1 54,1 Доля мужчин, г.Усть-Катав 45,6 45,5 45,5 45,4 45,4 Доля женщин, г.Усть-Катав 54,4 54,5 54,5 54,6 54,6 Таблица 4 Распределение населения по возрасту Доля лиц (%)


Года 2004 2005 2006 2007 2008 Моложе трудоспособного возраста, Чел.обл. 17,4 16,8 16,4 16,1 16 В трудоспособном возрасте, Чел.обл. 62,2 62,8 63,1 63,1 62,9 Старше трудоспособного возраста, Чел.обл. 20,4 20,4 20,5 20,8 21,1 Моложе трудоспособного возраста, г.Усть-Катав 17,8 16,8 16,2 15,9 15,7 В трудоспособном возрасте, г.


Усть-Катав 61,4 62,6 63 63 62,7 Старше трудоспособного возраста, г.Усть-Катав 20,8 20,6 20,8 21,1 21,6 Коэффициент пенсионной нагрузки: Кпенс.нагр.= (население старше труд. возраста) / (население в труд.возрасте) Коэффициент замещения: Кзамещ.= (население моложе труд.возраста) / (население в труд.возрасте) Таблица 5. Соотношение средней заработной платы с величиной прожиточного минимума 2004 2005 2006 2007 2008


Средняя з/п, Чел.обл. (руб.) 4038,5 4793,2 6237,8 7685,1 9875 Величина прожиточного минимума (руб.) 2256 2546 2928 3410 4234 Средняя з/п, г.Усть-Катав (руб.) 5959,6 7462,7 9356,5 11897,5 14289,2 Таблица 6 Соотношение пенсии с величиной прожиточного минимума 2004 2005 2006 2007 2008 Размер пенсии, Чел.обл. (руб.) 2008,4 2504,5 2808,1 3611,5 4485


Величина прожиточного минимума (руб.) 2256 2546 2928 3410 4234 Соотношение пенсии Чел.обл. и прожиточного минимума 0,9 0,98 0,96 1,06 1,06 Размер пенсии, г.Усть-Катав (руб.) 1991,7 2481,4 2778 3551,5 4388,1 Соотношение пенсии г.Усть-Катава и прожиточного минимума 0,9 0,97 0,95 1,04 1,04 Коэффициент занятости: Кзанят.= (численность занятых)/S*1000,


S - численность всего населения. Таблица 7 Динамика численности занятого населения 2004 2005 2006 2007 2008 Численность занятых (Чел.обл.), чел. 1225920 1220168 1200951 1215083 1209815 Численность занятых (г.Усть-Катав), чел. 9127 9241 9248 9591 9453 Таблица 8 Динамика численности безработных 2004 2005 2006 2007 2008 Численность безработных (Чел.обл.), чел. 44260 36303 30538 27924 33574


Численность безработных (г.Усть-Катав), чел. 1024 793 715 630 538 Коэффициент безработицы: Кбезр.=(численность безработных) / (численность эк.активного населения). Таблица 9 Значение индекса физ.объема продукции с/х Индекс физ.объема продукции с/х (%, к пред.году) 2003 2004 2005 2006 2007 Челябинская область 110,8 85,2 128,1 114,6 99 г. Усть-


Катав 121,9 113,1 96,5 122,9 96,6 Темп роста количества предприятий (%): Троста= yi/yi-1*100, где yi - количество предприятий в текущем году, yi-1 - количество предприятий в предыдущем году. Таблица 10 Темпы роста количества предприятий и организаций 2004 2005 2006 2007 2008 Количество предприятий и организаций, Чел.обл. 85098 91999 86989 94266 103523 Темп роста количества предприятий и организаций, Чел.обл. (%) 106,8 108,1 94,6 108,4 109,8


Количество предприятий и организаций, г.Усть-Катав 356 363 340 334 348 Темп роста количества предвприятий и организаций, г.Усть-Катав (%) 101,1 102 93,7 98,2 104,2 Таблица 11 Инвестиционная деятельность 2004 2005 2006 2007 2008 Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 62,5 137,1 134,1 206,6 264,7


Инвестиции в осн.капитал на душу населения, руб. 2110 4694 4639 7223 9354 Доля инвестиций из собственных средств, % 35,2 50,5 64 32,5 33,7 Государственная, % 56,9 36,5 25,5 21,3 35,2 Муниципальная, % 11,6 43,3 33,8 27,1 28,9 Смешанная, % 0,5 - - - - Частная, % 31 20,2 40,7 51,6 35,1 Другие, % - - - - 0,8 Таблица 12 Жилищный фонд 2004 2005 2006 2007 2008


Общий жилищный фонд, тыс. м2 591 592 601 606 611 Площадь жилья на 1 жителя, м2 20,1 20,3 20,9 21,3 21,7 Доля ветхого аварийного жилья, % 2,9 2,8 2,8 2,9 2,9 Таблица 13 Оборот торговли, общественного питания, платных и бытовых услуг на душу населения 2004 2005 2006 2007 2008 Розничный товарооборот на 1 жителя 12460,1 15992,5 19601,7 24009,7 31404,7 Оборот общественного питания на 1 жителя 307,4 411 491,3 580,4 717,3


Объем платных услуг на 1 жителя 4123 9237 8059 9251 10707 Объем бытовых услуг на 1 жителя 255 315 588 896 1198



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.