Реферат по предмету "Государство и право"


Основные функции государства, тенденции их развития

Тема: «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ТЕНДЕНЦИ ИХ РАЗВИТИЯ»
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Определение понятиягосударства, сущность и социальное назначение государства
1.2. Понятие функцийгосударства и их классификация
ГЛАВА II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные внутренниефункции государства
2.2 Внешние функциигосударства
2.3 Функция обороныстраны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Государство— продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелостичеловеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных,психологических и других закономерностей, государство становится его основнойуправляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые(уникальные) возможности для своего существования: развития производительныхсил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международныхсвязей.
Государство— исторически развивающееся явление. С поступательным развитием обществаизменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.
Термин«функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важныхнаправлений деятельности государства, в которых проявляется его социальноеназначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной исудебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепеннойцелью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
Целькурсовой работы: в функциях государства выражается его сущность, та реальнаяроль, которую государство играет в решении основных вопросов общественногоразвития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населениястраны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящихперед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средствореализации этих задач. Содержание задач государства определяется различнымивнутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизнистраны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решенииэкономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предприниматьсерьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению иустранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессиимобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ееотражению.
Задачикурсовой работы:
— раскрытьособенности функций государства;
— рассмотреть классификацию функций государства, тенденции их развития.
Вопрос офункциях государства в отечественной юридической науке всегда былдискуссионным. Не ставя целью рассмотрение всех мнений по данной проблематике,отразим точку зрения, наиболее отвечающую, на наш взгляд, потребностямсегодняшнего дня.
Подфункциями современного государства чаще всего понимаются «основные направленияего деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначениегосударственного управления обществом».
Принаписании данной курсовой работы неоценимую помощь оказала учебная литературатаких авторов, как Хропанюк В.Н., Жикин С.А., также использовала статьи изжурналов: «Закон и право», «История государства и права».

ГЛАВАI. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
1.1 Определениепонятия государства, сущность и социальное назначение государства
Определитьобщее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки исвойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем,невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будутсуществовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множествоособенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе стем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государствообладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всехэтапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признакипозволяют дать следующее определение государства:
Государство— это единая политическая организация общества, которая распространяет свою властьна всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальнымаппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладаетсуверенитетом.
Сущностьгосударства как общественного явления представляет собой, образно говоря,многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутреннихи внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальнойуправляющей системы.
Раскрытьсущность государства — значитвыявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективнуюнеобходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать иразвиваться без государства. (См.: приложение № 1)
Наиболееважной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всехсвоих разновидностях всегда выступает как единственная организация политическойвласти, управляющая всем обществом.В научном и практическом смыслевсякая власть есть управление. Государственная же власть — это особый видуправления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальнымиорганизационными возможностями еще и правом применения насильственногопринуждения для исполнения государственных велений.
Государствовозникает как классовая организация политической власти. Это положение прямоили косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно,рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, былополитической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охранялоинтересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это основной органполитической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий(купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство напервых (классических) этапах своего развития выступало как орган выраженияинтересов буржуазии.
Еслиотвлечься от тех сторон деятельности названных государств, в которых выражаетсяих общесоциальное назначение, то все они были прежде всего политическойорганизацией собственников основных средств производства. Маркс в этой связиписал, что капиталистическое государство «есть лишь организация, которуюсоздает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условийкапиталистического способа производства от посягательств как рабочих, так иотдельных капиталистов»[1].
Анализопределенных экономических и социальных закономерностей возникновения ифункционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил, каксчитали основоположники марксизма-ленинизма, дать «универсальное» определениесущности государства, охватывающее все исторические типы государств, в томчисле и современные.
Однакокачественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, неизбежновели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, азатем ряда однотипных государств в Европе и Азии после второй мировой войны ужене вкладывалось в классическую формулировку сущности государства как«организации классового господства». Не соответствовало реальнойдействительности и определение «социалистического государства» как политическойорганизации собственников основных средств производства, посколькусобственником этих средств был не рабочий класс, не крестьянство, неинтеллигенция, а партийно-государственный аппарат, реально и официально олицетворявшийи общество, и государство как нечто целое. В таком государстве отсутствовали тсположительные черты, которые накапливались по мере общественного развития и былиприсущи другим современным государствам. Оно превратилось в тоталитарнуюорганизацию политической власти, где принуждение являлось основным средствомуправления обществом.
Развитиегосударства — сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многимипротиворечивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинаютпреобладать прогрессивные.[2]
Болееили менее однотипные экономические и социальные условия существования общества(производственные отношения, социальная структура), соответствующие имнравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме икапитализме на первых этапах его развития придают государству известноевнутреннее единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, вкоторых преобладают элементы принуждения в государственном управлении,официально признается неравенство и угнетение как естественное состояниеобщественной жизни.
Особенностьисторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, чтоони в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев,феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессеего гуманизации, политического и нравственного «взросления» человекаэкономическая и социальная база государства расширяется, принудительный жеэлемент его власти сужается.
Такимобразом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно ворганизующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересыего членов.
Частнаясобственность, ставшая объективным фактором возникновения государства, являетсяи постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствованияобщественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числеи частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственностьбольшинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношенийсобственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, егоцели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной,кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности началаприобретать новые качественные черты и частная собственность, то естьсобственность индивида.
Еще А.Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственнойдеятельности, регулируемую конкуренцией. Он считал, что всюду, особенно вэкономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избираетнаиболее выгодные пути. И его действия, обусловленные личной выгодой, в то жевремя совпадают с истинными интересами общества.
Всовременном государстве частная собственность становится не столькогосударственным, сколько общественным институтом, который находится под государственнойзашитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида(индивидов), которая органически включается в общую экономическую системуобщества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющаягосударственная собственность, которая длительное время была фактическиединственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытаниявременем.
Государствокак историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организациейполитической власти экономически господствующего класса, оно одновременноявляется «организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества»[3].Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойствгосударства является основным? Марксистское учение о сущности государстваоднозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовыеначала.
Однакореальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение«классовых» и «общих» задач государства.
Сизменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущностигосударства как организации классового господства, с другой — расширение иобогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство какорганизацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественногоразвития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение»его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, изоргана, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащийобществу.
В каждомконкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное,выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное,присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своегоисторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и вто же время изменяется в своей конкретной сущностив силу меняющихсяусловий общественной жизни.
Социальноеназначение государства вытекает из его сущности. Какова сущностьгосударства,таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставитперед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще,отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том илиином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначениегосударства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителямиразличных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотельсчитали, что назначением всякого государства является утверждениенравственности.Позже этот взгляд на социальное назначение государстваподдержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождениягосударства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность(Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также виделв развитии и реализации свободы человека.
Основнымпредназначением государства марксистское учение считает создание такогопорядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя ихстолкновение[4].
В cepeдинeXX века возникает ряд теорий («государство всеобщегоблагоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.),которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамкахзакона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетомвозможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).
Взглядына социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективнымиусловиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С ихизменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе стем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периодысущественное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, преждевсего, истинность определенной теории, ее универсальность, способностьпредвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, еереализация в практике государственного строительства.
Марксистско-ленинскоепредставление о государстве как орудии классового господства в нашей науке допоследнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественнаяпрактика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинностьлишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К.Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатурыпролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полугосударство»опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположниковмарксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавлениябольшинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности»и «универсальности» теории классового государства.
Приверженностьлишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаиваламарксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм какканун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующемувидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм какобщественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенноукрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять иреально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.[5]
Значительноуглубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальнойсправедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитыхстранах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало ужекачественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» обществавремен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.
Какие жеизменения претерпело государство?
Будучипо-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает всеболее превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета икоординации интересов различных групп населения, проведения в жизнь такихрешений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. Вдеятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократическиеинституты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализммнений, высокая роль суда.
Существенноизменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность,требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей сдругими государствами.
Все этодает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство каксредство социального компромисса (по содержанию) и какправовоегосударство (по форме)[6].
1.2Понятие функций государства и их классификация
Государственныефункции характеризуются некоторыми общими чертами:
1. Содержание каждой функциигосударства складывается из совокупности однородных аспектов государственнойдеятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в однуфункцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которыеони воздействуют.
2. Вотличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых,народного образования, прокуратуры), специально предназначенных дляопределенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность вцелом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществленииопределенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущуюроль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженныхсил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функциигосударства необходимо отличать от функций его отдельных органов.Еслифункции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям егодеятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата икаждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельныхгосударственных органов находит выражение социальное назначение и сущностьгосударства.
3. Функциигосударства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощаетсясосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях еговнутренней или внешней деятельности.
4. Функциигосударства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которыемогут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либоструктурными подразделениями различных органов государства. Видамигосударственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел,таможенный контроль.
5. Функциигосударства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.Основнымиправовыми формами осуществления функций современного государства являютсяправотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительнаядеятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят передним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения,поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функциягосударства представляет собой единство содержания, форм и методовосуществления государственной власти, неразрывно связанных с даннымнаправлением деятельности государства.
Всяфункциональная деятельность государства направлена на достижение генеральнойцели: блага человека, его нравственного, материального и физическогоблагополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законныхинтересов личности. Через личность государство содействует общественномупрогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественныхотношений.
Такимобразом, функции государства — это основные направления его деятельности, вкоторых выражается сущность и социальное назначение государственного управленияобществом.
Всеосновные направления деятельности государства в зависимости от того, в какойсфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние.Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах:внутри страны и на международной арене.
Попродолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянныефункции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные жефункции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правилоимеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийногобедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

ГЛАВАII. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
 
2.1Основные внутренние функции государства
 
Внутренниефункции — это основные направления деятельности государства по управлениювнутренней жизнью общества.
Классификациявнутренних функций проводится по сферам деятельностигосударства. Каждоегосударство, независимо от формы правления или государственного устройства,решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных иконтрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всехгосударств является охрана окружающей среды. В соответствии с указаннымисферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую,социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).(См.: приложение № 2)
1.Экономическая функция выражаетсяв выработке и координации государством стратегических направлений развитияэкономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Вправовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений,государственное регулирование экономики осуществляется в основномэкономическими, а не административными методами. Для такого государства характернасвобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальноеравенство и независимость как производителей, так и потребителей социальныхблаг.
Существуетдва основных экономических метода государственного регулирования:
1)определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяетгосударству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределятьчасть национального дохода в целях более сбалансированного развитияпроизводительных сил общества;
2)создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отрасляхэкономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
Экономическаядеятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1) государственноевоздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формированиигосударством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программэкономического развития в масштабе страны; в финансировании программпромышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителямматериальных благ для стимулирования производства. В государственномрегулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органыгосударственной власти, а также специализированные учреждения. Такимиучреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономическихконсультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральнаярезервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны.[7]
Стимулирующеевоздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Ониобеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории сцелью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживаяпредпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местныевласти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы.Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются подстроительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новыхпроизводителей.
Экономическаяфункция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих,консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительныхили запретительных механизмов. В современном гражданском обществе толькохозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какиеорганы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должнысостоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
2) Экономическаядеятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственномруководстве государственным сектором экономики(на государственныхпредприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступаетсобственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом сектореэкономики, принципиально не отличаются от общих методов государственногорегулирования экономических процессов в стране.
2. Социальнаяфункциягосударства призвана обеспечить социальную защищенностьличности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости отих непосредственного участия в производстве благ.
Социальнаяфункция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий вдоступе членов государства к общественным благам, с целью обеспечениястабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функциягосударства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основнойцелью социального государства было обеспечение публично-властными структурамиправа на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы,которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий побезработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени«социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальнойфункции патерналистского социального государства. Сегодня происходит сменаосновного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органовпубличной власти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовуюдеятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособныхгражданах), что определяет степень «социальности» современного социальногогосударства.
Современноесоциальное государство—это этап развития социального государства, следующий запатерналистским социальным государством. Социальное государство — это не этапразвития правового государства, а этап развития государственно-организованногообщества в целом. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают,что социальное и правовое государство как «атрибуты государства приобретаютясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления»[8],и толкуют о «фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началомего бытия»[9]. Такой атрибутгосударства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типагосударства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриальногообщества. Нестоящего государство (публичная власть и ее структуры) обязаныосуществлять социальную функцию, это обязанность всего современногогосударственно-организованного общества. Причем основным актором осуществлениясоциальной функции в современном государстве в зависимости от множествафакторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданскогообщества. Возможен и такой вариант — оба эти соактора реализуют социальнуюфункцию субсидиарно.
Современноенеопатерналистское социальное государство — это модернизированная формасоциального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить,что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальнойфункции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата.Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государствапобуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми ибезработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработныхтакая политика может быть оправданна, и государственно-организованное обществотолько выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины смалолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионерыпо старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопросстоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детейситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся безнеобходимого присмотра, безнадзорные дети — это проблема и обременение будущихпоколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающегопоколения.
Идеяновой исторической формы социального государства должна консолидировать весьнакопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанностигосударства по социальной защите, и обязанности гражданина активно ипродуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальнойфункции должна быть креативной, меры по сокращению государственногофинансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, испонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.
Надоотметить, что и приватизация социальной функции не может быть полной,всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либопричинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либоорганами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и сих субсидиарным финансированием в случае необходимости. Соответствующие группынаселения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.
Идеямодификации социальной функции не является исключительной прерогативойсовременной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. Впоследнее время практически во всех современных государствах весьма существеннопроявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, чтотребует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государстваприступили к подобного рода модификации еще в 80-90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойтипо новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, иПравительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства.Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данныхобъективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости ипопытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа «Семью длякаждого ребенка», а с другой — «монетизация льгот», которую можно считать модифицированнымспособом оказания социальной помощи определенным группам населения.«Монетизация льгот» — уступка необходимости, это тот самый вынужденныйрациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политикиоценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки,культуры весьма пессимистично: «Доведение до логического конца политики коммерциализацииэтих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России иустановленные Основным законом принципы социального государства»[10].Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяетметоды своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюсяситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборнойборьбе, но задача ученых — беспристрастно проанализировать мировой опыт,выявить критерии современной социальной функции, основные направления ееразвития, современные методы ее осуществления.
3. Функцияфинансового контролявыражается в выявлении и учете государством доходовпроизводителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется вгосударственный бюджет для удовлетворения социальных и другихобщегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностьюрасходования налогов.
Высшийфинансовый контрольза доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента.На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всехгосударствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.В Англии, например, контроль за распределением между ведомствами средствгосударственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролераи главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специальногооргана финансового контроля в США функционирует Генеральное управлениеотчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентоми может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франциисоблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и наместах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляютсяпрезиденту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет.Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролируетгосударственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Францииимеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог,лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежныхсредств государственным и частным секторами.
Специфическиефункции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которыеконтролируют провоз материальных ценностей через государственную границу ивзимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества,пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доходгосударства.
Эффективныйфинансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства сцелью их дальнейшего использования в интересах общества.
4. Функцияохраны правопорядка— это деятельность государства, направленная наобеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписанийвсеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, гдеобщественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов,интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконныхпосягательств. В центре правоохранительных действий государства находится впервую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, каксвободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому,охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняетсвои интересы, интересы всего общества.
Борьба справонарушениями — важная, но не главная сторона правоохранительнойдеятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числес помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок вобщественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм,заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильногоправопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов.Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает своюсилу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических,социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется вправовой порядок цивилизованного общества.
5. Природоохранительная(экологическая) функция — жизненно важная деятельность любого современногогосударства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместногопроживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткогоотношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительноезаконодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различныхорганизаций в области использования природной среды (приняты законы об охранеживотного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охранеокружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия кнарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязненияили вредных отходов производства. В США, например, действует Закон онациональной политике в области охраны окружающей среды, разработаныдолгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвыпроизводственными и бытовыми отходами. Предусмотрены конкретныепредупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияниядеятельности людей. При президенте США функционирует консультативный орган —Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство поохране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю завыполнением природоохранительного законодательства.
ВВеликобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции идругих странах существуют специализированные министерства и ведомства поконтролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционируетцелая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие мерыюридической ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими иместными органами государственной власти контроль за точным и строгимсоблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органыпрокурорского надзора.
 
2.2Внешние функции государства
 
Внешниефункции государства представляют собой основные направления его деятельности намеждународной арене.Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление иподдержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороныстраны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаютсядве основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество совсеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападенияизвне. (См.: приложение № 3)
Взаимовыгодноесотрудничество с другимигосударствами — это разнообразная деятельность государства, направленная наустановление и развитие равноправных экономических, политических, культурных идругих отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретнымии общими интересами всех государств. Современный уровень развития обществаобъективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизнивсех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для болееэффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности имирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий ивзаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилияминаходить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только даннойстраны, но и всех участников сотрудничества.[11]
Важноеместо в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международноеразделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшимитехнологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общуюкоординацию международного экономического сотрудничества осуществляет ОрганизацияОбъединенных Наций и ее специализированные учреждения. Так, Экономическийи Социальный Совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны вмасштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственныхэкономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономическийкомитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу,строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сфероймеждународного экономического и социального сотрудничества занимаются такиеспециализированные учреждения ООН, как Международная организация труда,продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютныйфонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.
Экономическоесотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств,которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привестиЕвропейское сообщество, целью которого является достижение всестороннегосотрудничества в экономической, политической и военной областях; постоянное иравномерное развитие; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связинародов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорилисьустранить все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тарифв торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижениялиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта,энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренциии другое.Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами другихконтинентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участникиЕвропйского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономическом иполитическом союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорилиськ 1 января 1999 года перейти к общей валюте и единой системе обороны.Врамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которыхвходит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики(Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие).
Экономическоесотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров междугосударствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическимивозможностями только данных государств.
Вполитической области сотрудничество государств проявляется прежде всего ввопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообществагосударств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическоесотрудничество между государствами осуществляется на всех уровняхгосударственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровнеорганов местного самоуправления.
Европейскоесообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные исудебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересамобъединившихся государств.
Подобныемежгосударственные образования обладают конфедеративными и отчастифедеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющиеорганы.
Возникшеев 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном напринципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывшихсубъектов Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайно затруднительнов силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономическихвзаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничествумежду ними в области политической, социальной, культурной и других — деловремени, разумного использования опыта мировой цивилизации.
Основныммеждународным органом, координирующим политические интересы современныхгосударств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, втом числе и военных, занимается Совет Безопасности— постоянный органООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержаниюмеждународного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самыхразнообразных сферах межгосударственных отношений.
Содействуютподдержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональныемеждународные организации: Лига арабских государств, Организацияафриканского единства, Организация американских государств и другие. Многиевопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическимпутем, на основе дву- или многосторонних переговоров.
Культурноеи научно-техническое сотрудничествоосуществляется в различных формах и на различныхмежгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такоесотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования,науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике(МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-техническогосотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоровмежду государствами, а также неправительственными организациями (например,Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научныхсоюзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). Врамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обменнаучной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной исценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного родафестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контактымежду учеными, деятелями культуры, спортсменами.
Сотрудничествов области охраны окружающей средыобъединяет усилия большинства государств по поддержаниюнормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеетвсеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий,которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активнопроводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональныхи других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используютсяновейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии,электроники.
Внешняядеятельность государств современности базируется на международно-правовыхнормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всехнародов, входящих в мировое сообщество.
 
2.3Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства
Функциягосударства по обороне страны от внешнего нападения составляет важноенаправление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развитиягосударственно-организованного общества существовала объективная необходимостьзащиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета итерриториальной целостности.
Войны взащиту Отечества, за освобождение территории государства от оккупантов с точкизрения международного права считаются законными и справедливыми. Функцияобороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими ивоенными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка странык отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимаетформу прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходитобъединение всех сил страны для достижения победы.
Подавляющеебольшинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, сутькоторой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств дляпредотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группыгосударств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мереснижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущемперспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны емко имногогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий поукреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных силкак в мирное, так и в военное время.
Обороннаядеятельность государства базируетсяна его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.
1. Укреплениеоборонной мощи страны. Высокуюобороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика,опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяетудовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить всенеобходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономикаобеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производствановейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья ипродовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.
2. Повседневноесовершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности ибоеготовности. Каждое государство постоянно заботится о том, чтобы еговооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствамизащиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имеливысокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности иположений международного права.
3. Охранагосударственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войскамиили другими специальными подразделениями и направлена на обеспечениепограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства.
4. Организациягражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирноевремя в целях противостояния возможному нападению извне и обеспеченияустойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельностьпредусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболеевероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальныхзащитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.
5. Военноеобучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуетсяпериодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Этопозволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертыватьвооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государствоорганизует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высшихучебных заведениях.
Функцияобороны страны связана с другими функциями государства. Рассмотрим это на некоторых примерах.
Взаимодействиефункции обороны страны с экономической функцией выражается в том, что посредством эффективнойэкономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силысовременной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военныхобъектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.
Взаимодействиефункции обороны с социальной функцией государства позволяет удовлетворять социальныенужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечениежильем, предоставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии наобщегосударственном уровне и другие).
Посредствомвзаимодействия функции обороны страны с функцией охраны правопорядка успешнорешаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережениявоенного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.
Благодарятесному взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутреннимифункциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепленияобороноспособности страны, а с другой — обеспечиваются благоприятные условиядля мирного созидательного труда во всех сферах внутренней жизни страны.
Следуетособо отметить взаимодействие оборонной политики государств мировогосообщества. В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращениеядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждогогосударства бактериологического, химического, биологического и других видоворужия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства,если таковое в силу определенных причин возникает между враждующимигосударствами. Снижение уровня военного противостояния различных странблагоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств,культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.
Такимобразом, функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всейсистемы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое,социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии исотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерствогосударств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих передчеловечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельностиотдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений имирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество всовременных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координациифункциональной деятельности образующих его государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Такимобразом, существует мнение о наличии так называемой «генеральной функциигосударства». Этим понятием по существу охватывается решение всех возможныхзадач государства — задач, относящихся к минимальной функции государства, иособых задач современного социального (социального правового) государства.
Различаютвнутренние и внешние функции государства. Последние означают решение задач вмеждународных отношениях. Однако в середине XX в. в мире начались интенсивные интеграционные процессы:сначала в экономике (появление мощных транснациональных корпораций), а затем ив политике — возникновение межгосударственных объединений (Евросоюз и др.). Вэтих условиях деление функций на внутренние и внешние во многом потеряло своезначение. Так, экономика России и решение внутренних экономических функций внедавнее время в значительной степени зависели от внешних займов, а сейчас — отэкспорта нефти, газа и т.п. Вряд ли можно различить внутренние и внешниефункции в государствах Евросоюза, где прозрачны границы, существует единаявалюта и т.п.
В связис этим наиболее приемлема для современных государств так называемая «единаяклассификация функций государства»: выделение их видов, соответствующихосновным сферам жизни общества, независимо от отнесения к той или инойклассификационной группе. При таком подходе авторы выделяют от четырех до шестикомплексных функций, которые должно осуществлять любое современное государство.
На нашвзгляд, таковыми функциями являются:
—политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности,социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующихсоциальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств ит.п.);
—экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, втом числе посредством охраны существующих форм собственности, организацииобщественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономическихсвязей и проч.);
— социальная(охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер поудовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровняжизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта ит.п.);
—идеологическая;
—экологическая;
— охранительная(охрана прав и интересов личности, общественного порядка, борьба справонарушениями).
Традиционносчитается, что основной сферой жизни общества является экономика исоответственно приоритетна экономическая функция государства.
Однакосуществующие реалии свидетельствуют о несколько ином положении.
Во-первых,события конца 1917 г. иначала 90-х годов прошлого века свидетельствуют о том, что государство (явлениепрежде всего политическое) способно, изменив основную форму собственности насредства производства, резко деформировать экономику, весь экономический стройобщества.
Во-вторых,прежде чем осуществлятькакое-либо существенное воздействие на любую сферу жизни общества, государствовырабатывает экономическую, экологическую, социальную и т.п. политику, а равнои правовую политику, определяя формы (правовые или неправовые) реализации соответствующихфункций. То есть осуществлению всех остальных функций предшествует (или должнапредшествовать) реализация политической функции.
 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.    Денисов А.И. Советское государство.Возникновение, развитие, сущность и функции. М., 1967. С. 136—137.
2.    Жикин С.А. Теориягосударства и права: конспект лекций/ К.А. Жинкин.- Изд. 9-е – Ростов н/Д:Феникс, 2008.- 218 с.
3.    Королев СВ.Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис…д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 26.
4.    Кутафин О.Е., Основыгосударства и права. — М.: Юрист, 2001.- 234 с.
5.    Лужков Ю. Развитиекапитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальнойполитике. М., 2005. С. 36.
6.    Марченко М.Н. Теориягосударства и права: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2003.- 640 с.
7.    Проблемы общей теории права игосударства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма,2008. С. 629-630.
8.    Теория государства иправа (конспект лекций в схемах).- М.: «Притор-издат», 2005.- 192 с.
9.    Увачев В.А.Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи:правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран ЗападнойЕвропы и США). Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.
10.  Хропанюк В.Н. Теориягосударства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред.профессора В.Г. Стрекозова.- М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2004.- 382 с.
11.  Черноголовкин Н.В. Теория функцийсоциалистического государства. М., 1970. С. 125.
12.  ГнатенкоА. «Оклассификации функций государства». // Закон и право.- 2008.- № 10.- С. 32-34.
13.  Каск Л.И., Николаев Л.В. О некоторых вопросахпонятий функций государства // Вестник ЛГУ. Сер. «Экономика, философия, право».1974. Вып. 2. С. 107—110.
14.  Лившиц Р. 3. Государство и право всовременном обществе: необходимость новых подходов //Советское государство иправо.- 1990.- № 10.- С. 16—17.
15.  Радионов О.В. Характерныечерты социальной функции современного государства. // История государства иправа.- 2007.- № 3.- С. 9-10.

Приложение№ 1
 
Общеепонятие и признаки государства
/>

Приложение№ 2
/>

Приложение№ 3
 
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.