Реферат по предмету "Государство и право"


Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в России

План
 
Введение
Глава 1 Историязаконодательства в области реализации права граждан на мирные собрания
Глава 2 Понятие исущность права граждан на проведение публичных мероприятий
§ 1 Конституционное правона свободу собраний
§ 2 Правовые основыорганизации и проведения публичных мероприятий в РФ
Глава 3 Основные видыпубличных мероприятий
Глава 4 Особенностипубличных акций в России
§ 1 Общая характеристика
§ 2 Наиболее частыенарушения при организации и проведении публичных мероприятий
Заключение
Библиография

Введение
Современныйэтап развития Российского государства ставит перед юридической наукой задачувсестороннего исследования процессов широкой демократизации современногообщества. Эти процессы проходят при непосредственном активном участии гражданРоссии, выражающих свою волю, в том числе путем проведения публичныхмероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования,которые в международно-правовых документах называются «свободой собраний» или«мирными собраниями». В процессе формирования правового государства происходитобновление мировоззренческих установок посредством преодоления отчужденияграждан от власти, создания эффективного механизма реализации основных прав исвобод человека и гражданина.
КонституцияРоссийской Федерации (1993) декларирует права и свободы человека и гражданина,гарантируя их защиту и реализацию. Закрепленные в ней положения требуют нетолько неуклонного претворения их в жизнь, но и дальнейшего их развития.Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостьювсестороннего, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и спецификиинститута свободы собраний как инструмента непосредственной демократии, а такжесовершенствования законодательства Российской Федерации о публичныхмероприятиях. Курс на создание правового государства, утверждениедемократических принципов управления обществом немыслим без признанияконституционного положения о том, что человек и его права являются высшейценностью (ст.2 Конституции РФ).
Вместес тем, декларируемое Конституцией Российской Федерации (ст.31) право граждансобираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирование не было урегулировано законодательно вплоть до принятияФедерального закона от 19 июня 2004 г.
Внынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важныйэлемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан вуправлении государственными и общественными делами. Данное политическое правовыступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, ихдобровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органоввласти — с другой.
Сегодняпроведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимаетсяобщественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такогоотношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации правана проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этихусловиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализациисвободы собраний, накопленного другими государствами, использование его всовременном российском законодательстве о публичных мероприятиях и впрактической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Посколькупонятия, принципы и формы деятельности различных субъектов обеспечения праваграждан на проведение публичных мероприятий, пока недостаточно изучены, это непозволяет выработать действенные меры по совершенствованию законодательстваРоссийской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях. Настоящее исследование позволит в определенной мере восполнитьпробел в теории и современной практике конституционно-правового механизмареализации гражданами России права на проведение публичных мероприятий.
Цельданной работы – выявить и охарактеризовать основные проблемы законодательнойрегламентации организации и проведения публичных мероприятий в РФ. Наиболееважными, требующими внимания и разрешения, являлись следующие задачи:
¾       исследоватьи уточнить такие базовые понятия как «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие»,«пикетирование», «публичные мероприятия», раскрыть их сущность;
¾       проанализироватьосновные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие организацию и проведениепубличных мероприятий;
¾       исследоватьпонятие и сущность конституционно-правового механизма реализации права гражданРоссии на проведение публичных мероприятий.

Глава 1 Историязаконодательства в области реализации права граждан на мирные собрания
Существующиеформы публичных мероприятий известны человечеству с древних времен, однакозаконодательно они были зафиксированы гораздо позже. Стоит отметить, чтоизначально выпускались законодательные акты запретительного характера, т.е.устанавливалось ограничение на место, время, количество и характер публичныхмероприятий. Так, в Англии 31 марта 1817 г. был принят акт о мятежных митингах.Особо упоминается IV ст., которая запрещала переменять день, назначенный длясобрания. Если митинг будет устроен не в тот именно день, который был указан впредварительном о нем заявлении, то такой митинг является незаконным собранием.Далее, акт 1817 г. содержит в себе постановление, сохранившее силу донастоящего времени. В силу этого постановления, собрания более, чем изпятидесяти человек, устроенные на улице, в саду или на открытом месте впределах Вестминстера или Миддльсекского графства, в расстоянии ближе одноймили от ворот Westminstеr Hall, созываемые для обсуждения петиций или жалобкоролю, или палатам, и с целью добиться каких-либо изменений в делах,касающихся церкви или государства, в дни, когда заседает парламент или те суды(Courts of Chancery, King's Bench, Common Pleas, Exchequer), которые имеютместо заседаний в Вестминстере, являются незаконными. Это запрещение нераспространяется, однако, на собрания для выборов членов парламента, a также налиц, присутствующих в обеих палатах парламента., иди в одном из судов.
ВоФранции в конце 18 века делался упор на ограничение собраний и митингов рабочиходной профессии. Конституция 1848 г. говорила о том, что граждане Франции имеютправо собираться мирно и без оружия, однако на протяжении несколькихдесятилетий это право осуществлялось с большой погрешностью (множествоисключений из законодательного акта).
ВГермании до 1908 г. право на мирные собрания регулировалось местнымрегиональным законодательством, где-то оно существовало, а где-то нет.Общеимперский закон о собраниях был принят только в 1908 г.
Естественно,что во многих странах право на публичные акции законодательно появилось толькопосле Второй мировой войны, когда мировое сообщество взялось за созданиеуниверсальных прав человека.
Правона осуществление публичных мероприятий является конституционным, основа егоюридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 КонституцииРоссийской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующейнормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различныхуровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права натерритории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР опорядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий идемонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.),Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., УказПрезидента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличныхшествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. Этот Указ утратил силу(Указ Президента от 03.11.2004 N 1392).
Всовременной России данное право регулируется Федеральным законом № 54 «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г.,а также законами субъектов Федерации. Он стал большим шагом вперед в развитиироссийской демократии.
Новыйзакон выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа ПрезидиумаВерховного Совета СССР. Последний предусматривал право органов исполнительнойвласти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, еслиих цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям еесубъектов, либо угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Напротив,Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь переченьмест, где их проведение запрещено. Таким образом, упомянутый федеральный законэффективно вводит уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.

Глава 2 Понятие исущность права граждан на проведение публичных мероприятий
 
§ 1 Конституционное правона свободу собраний
Свободасобраний закреплена в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека.
«Свободамирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – неотъемлемыйи основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократическогогосударства. Целью перечисленных выше публичных мероприятий является доведениедо сведения органов государственной власти и всего общества в целомколлективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикойгосударства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также спозицией или действиями каких-либо общественно-политических сил. Таким образом,обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан вуправлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе,как на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемыхзаконов – есть отступление от базовых принципов конституционного строядемократического государства, угроза его подлинной стабильности».[25]
Однойиз политических свобод, входящих в правовой статус российского гражданина,является конституционное право на проведение публичных мероприятий. КонституцияРоссийской Федерации (ст.31) декларирует: «граждане Российской Федерации имеютправо собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирования». Большинство современных конституций закрепляют такиеформы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов,демонстраций, шествий и пикетирования. Эти демократические институты являютсяформами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любомувопросу общественной или политической жизни государства. Указаннымиполитическими свободами граждане России пользуются как в интересах развитиясвоей личности путем самовыражения и самоутверждения, так и для активногоучастия в общественно-политической жизни страны.
Цельютаких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общиеинтересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее,стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.
Посуществу это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.Главная трудность его реализации – в совместимости публичных мероприятий собщественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят нагородских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта.
Свободамирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований — неотъемлемыйи основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократическогогосударства. Целью перечисленных выше публичных мероприятий является доведениедо сведения органов государственной власти и всего общества в целомколлективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикойгосударства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также спозицией или действиями каких-либо общественно-политических сил.
Такимобразом, обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важнуюгарантию участия граждан в управлении делами демократического государства.Ограничение этой свободы иначе, нежели на основе разумных, понятных всемгражданам и универсально применяемых законов — есть отступление от базовыхпринципов конституционного строя демократического государства, угроза егоподлинной стабильности. Вместе с тем нельзя, конечно, не сказать и о том, чтоничуть не меньшей угрозой стабильности демократического государства и всегообщества является злоупотребление свободой мирных собраний и, в частности,использование ее для выдвижения антиконституционных экстремистских лозунгов, дляпровоцирования общественных беспорядков и иного посягательства на права иинтересы граждан.
Раскрываясущность права на проведение публичных мероприятий, можно прийти к выводу отом, что институт свободы собраний развивается на стыке естественных и политическихправ человека и гражданина. Естественное право принадлежит индивиду от рожденияи человек независимо от того, урегулировано это право законодательно или нет,пользуется им индивидуально или коллективно, выражая свое мнение по различнымвопросам жизни общества членом которого он является. Как политическое правосвобода собраний используется гражданами в качестве средства непосредственнойдемократии и для реализаций общественного контроля над властью.
 
§ 2 Правовые основы организациии проведения публичных мероприятий в РФ
Правона мирные собрания закреплено в ст. 31 Конституции РФ.
Основнымзаконом, регламентирующим организацию и проведение публичных мероприятий,является Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях» от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.
Такженекоторые особенности реализации права на мирные собрания закреплены в другихнормативно-правовых актах.
«Каждыйчеловек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». (Статья 20Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948).
«Признаетсяправо человека на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никакимограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которыенеобходимы в демократическом обществе в интересах государственной илиобщественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья инравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». (Статья 21Международного пакта о гражданских и политических правах (принят и открыт дляподписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) ГенеральнойАссамблеи ООН от 16.12.1966, вступил в силу 23.03.1976)
«Сучетом таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы вдемократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественногопорядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других и которыесовместимы с другими правами, признанными в соответствующих международныхдокументах, и которые изложены в настоящей Декларации, иностранцы пользуютсяследующими правами:
…с)правом на мирные собрания».
(Часть2 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихсягражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 ГенеральнойАссамблеи ООН от 13.12.1985)
«Каждыйимеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включаяправо создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которыепредусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересахнациональной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращениябеспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законныхограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженныхсил, полиции и государственного управления».
(Статья11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим,04.11.1950)
«…УказомПрезидента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на периоддействия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мери временных ограничений:
…е)запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций,шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий…»
(Статья11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» (в ред.Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 № 2-ФКЗ, от 07.03.2005 № 1-ФКЗ).
«… Наосновании указов Президента Российской Федерации на территории, на которойвведено военное положение, применяются следующие меры:
…9)запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций,шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий...»
(Статья7 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30.01.2002 №1-ФКЗ)
«Натерритории Российской Федерации запрещаются:
…5)ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий,демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий».
(Статья6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. от29.12.2006).
«Запрещаетсяприменять специальные средства в отношении женщин с видимыми признакамибеременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаевоказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иногонападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечениинезаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственногохарактера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций».
(Часть4 статьи 14 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в ред. от02.03.2007)
«…Запрещаетсяпривлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальныемоторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированныхсобраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственногохарактера».
(Статья18 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках министерствавнутренних дел российской федерации» (в ред. от 27.07.2006)
«Работникиимеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания,митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в периодрассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая периодорганизации и проведения забастовки».
(Часть8 статьи 401 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N90-ФЗ)).
«Профсоюзывправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют правона организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок,собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и другихколлективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прави интересов работников».
(Статья14 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 09.05.2005)
«Вслучае приостановления деятельности общественного объединенияприостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, емузапрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации,шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия,принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключениемрасчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещениюубытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов».
(Статья43 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественныхобъединениях» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)
«Военнослужащие,реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ кполучению и распространению информации, не вправе разглашать государственную ивоенную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащиевправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, безоружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетировании, проводимых вне территории воинской части»
(Статья7 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»(в ред. от 16.03.2007, с изм. от 05.04.2007)
«Обучающиеся,воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебноевремя собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрацияобразовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собранийи митингов, в том числе на территории и в помещении образовательногоучреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполненыусловия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставомобразовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться внарушение установленных законодательством Российской Федерации требованийсоблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному ивоспитательному процессам».
(Часть3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в российской федерации» (в ред. от 21.12.2004)
«Граждане имеют право:
…приниматьучастие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сбореподписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и виных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях…»
(Статья11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ («Об охране окружающейсреды» (в ред. от 05.02.2007)
«Проведениенесанкционированных собраний, митингов, демонстраций и другихнесанкционированных общественных мероприятий на территории ядерной установкиили пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается.
Недопускаются организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования,блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий запределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок,если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядернойустановки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерныхустановок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметьместо иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам изаконным интересам других лиц. Протесты против недопущения и запрещенияуказанных действий разрешаются в порядке, устанавливаемом законодательствомРоссийской Федерации.
Ущерб,причиненный эксплуатирующей организации в результате указанных действий,посягающих на безопасную работу ядерной установки или пункта хранения,возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебномпорядке».
«Нарушениедолжностными лицами органов государственной власти, органов местногосамоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органовгосударственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций,организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующихорганизаций, работниками (в том числе командированными) ядерных установок,радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числекомандированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в областииспользования атомной энергии, а также гражданами законодательства РоссийскойФедерации в области использования атомной энергии влечет за собойответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кчислу таких нарушений относятся:
участиев организации и проведении на территории ядерной установки, радиационногоисточника или пункта хранения несанкционированных общественных мероприятий;
организацияи проведение митингов, других общественных мероприятий вне территории ядернойустановки, радиационного источника или пункта хранения, если в результатеорганизации и проведения таких общественных мероприятий может произойтинарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника илипункта хранения, либо будет затруднено выполнение работниками указанныхобъектов своих трудовых обязанностей, либо будут иметь место иные угрозыбезопасности населения и окружающей среды».
(Статьи39 и 61 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использованииатомной энергии» (в ред. от 05.02.2007)
«Журналистимеет право:
…7)посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которыхобъявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях…»
(Статья47 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»(в ред. от 16.10.2006)
«…Вслучае приостановления деятельности общественного или религиозного объединенияприостанавливаются права общественного или религиозного объединения, егорегиональных и других структурных подразделений как учредителей средствмассовой информации, им запрещается… организовывать и проводить собрания,митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции илипубличные мероприятия…»
«…Припроведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования недопускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовыхакций несут ответственность за соблюдение установленных законодательствомРоссийской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций,недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также еесвоевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовойакции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутреннихдел Российской Федерации.
Участникаммассовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением техместностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национальногокостюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные дляпричинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим июридическим лицам.
Припроведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в нихэкстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а такжераспространение экстремистских материалов.
Вслучае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящейстатьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за еепроведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанныхнарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовойакции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерациии ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены законодательством Российской Федерации».
«…Запретдеятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечетза собой:
…е)запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равноучастие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещеннойорганизации (или ее официальных представителей)…»
(Статьи10, 16, 17 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N148-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
«Воспрепятствованиеорганизации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия илипикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них — влечетпредупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере доодного минимального размера оплаты труда; на должностных лиц — от одного дотрех минимальных размеров оплаты труда».
«Нарушениеустановленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия илипикетирования – влечет наложение административного штрафа на организаторов вразмере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Нарушениеустановленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия илипикетирования — влечет наложение административного штрафа на организаторов вразмере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников- от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Организациялибо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествияили пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки,радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов илирадиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложниловыполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создалоугрозу безопасности населения и окружающей среды, — влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеровоплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».
(Статьи5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
«Незаконноевоспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия,пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если этидеяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положениялибо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафомв размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трехлет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
(Статья149 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Глава 3 Основные идыпубличных мероприятий
Публичноемероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания,митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетанияхэтих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации,политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формированиемнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической,экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешнейполитики.
Публичноемероприятие может проводиться с различными целями: заявить требование, протест,собрать средства, направить обращение и т.д. Публичное мероприятие –сильнодействующий инструмент, поскольку у органов власти оно вызываетобязанность рассмотреть проблему, принять решение по существу, сообщить об этомрешении организаторам мероприятия. Публичное мероприятие иногда необходимо,чтобы показать поддержку населения, заставить организации пойти на переговоры,принять то или иное решение.
Сцелью более глубокого проникновения в суть изучаемого правового явления,следует проанализировать определения основных понятий «собрание», «митинг»,«демонстрация», «шествие», «пикетирование», которые являются составной частьютакого обобщающего понятия как «публичные мероприятия». В международно-правовыхактах публичные мероприятия охватываются понятиями «мирные собрания» или«свобода собраний». Так как Конституция Российской Федерации признает приоритетмеждународного права, то в контексте данной работы будет вполне логичноназывать «право граждан России на проведение публичных мероприятий» всоответствии с международными стандартами «мирными собраниями» или «свободой собраний».
Учеными-правоведамипериодически предпринимались попытки дать определения понятий, перечисленных вКонституции РФ (ст.31), а также сформулировать конкретные признаки иотличительные черты каждого из видов публичных мероприятий.
Ст. 2Федерального закона № 54 – ФЗ дает следующие определения публичных мероприятий:
1)  публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга,демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих формакция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политическихпартий, других общественных объединений и религиозных объединений. Цельюпубличного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, атакже выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической,социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
2)  собрание — совместноеприсутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого местедля коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
3)  митинг — массовоеприсутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественногомнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политическогохарактера;
4)  демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан сиспользованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средствнаглядной агитации;
5)  шествие — массовоепрохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения вниманияк каким-либо проблемам;
6)  пикетирование — формапубличного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использованиязвукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объектаодного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средстванаглядной агитации.
Вкачестве варианта можно предложить следующие дефиниции тех или иных формпроведения публичных мероприятий:
собрание — совместное присутствиеграждан Российской Федерации в установленном для этого месте и в заранееопределенное время с целью коллективного обсуждения и решения каких-либовопросов, не связанных с производственной деятельностью;
митинг — форма организованноговыражения как коллективного, так общественного мнения, массовой поддержкирезолюций, требований и других обращений граждан Российской Федерации,проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;
демонстрация — форма организованноговыражения коллективного и индивидуального мнения граждан Российской Федерациипо вопросам общественной и государственной жизни;
шествие — форма демонстрации,проводимая путем передвижения граждан Российской Федерации колонной либо в иномпорядке по заранее определенному маршруту и в заранее определенное время;
пикетирование — форма публичноговыражения коллективного или индивидуального мнения граждан РоссийскойФедерации, осуществляемой ими не только в движении, но и стоящими без движения,держащими в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы,иллюстрирующие их идеи и взгляды.

Глава 4 Особенностипубличных акций в России
 
§ 1 Общая характеристика
Та илииная форма проведения публичных мероприятий позволяет выявить обобщающие черты,а также обозначить специфические особенности каждой из них.
Кобобщающим чертам следует отнести следующие:
1) вкаждом случае при проведении публичных мероприятий проявляется коллективнаяволя определенного количества граждан, объединенных единой целью, при этомвозможно проявление каких-то индивидуальных интересов, но в любом случае онипринципиально не смогут отличаться от коллективных, поскольку просто не найдутподдержки масс и по сути будут безрезультатными;
2)осуществлению большинства публичных мероприятий предшествует согласительный (посути разрешительный) порядок определения места, времени его проведения и,думается, лишь для такой формы как пикетирование, возможен уведомительныйпорядок проведения, поскольку согласительная процедура как бы не соотносится сего сутью. На мой взгляд, проведению любого из публичных мероприятий долженпредшествовать только лишь уведомительный порядок, это согласуется с публичнойпервоосновой этих мероприятий, так как народ как единственный носитель и властив стране и данного права в принципе не должен проводить какие-то согласительныепроцедуры относительно места и времени их проведения. Это не означает, чтоданные мероприятия могут проводиться где угодно. Необходимо законом установить,что публичные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах(площади, центральные улицы, проспекты, перед зданиями органов государственнойи муниципальной властей и т.д.). Ответственность за поддержание порядка вовремя проведения публичных мероприятий возлагается на правоохранительныеорганы.
3)единый субъектный состав. Согласно статье 31 Конституции РФ это право принадлежиттолько гражданам Российской Федерации, то есть конституционно закреплен субъектправа, который обладает гражданством Российской Федерации и, естественно,правосубъектностью (дееспособностью и правоспособностью). Во всехцивилизованных государствах право на публичные мероприятия принадлежит всемлюдям (гражданам, иностранным гражданам, апатридам), проживающим на территориисоответствующей страны. Данное право никоим образом не соотносится с такимиважнейшими политическими правами, как избирательные, которые напрямую связаны сформированием органов государственной власти и самоуправления, в связи, с чемможно было бы расширить сферу действия этого права, законодательно наделив имтакже иностранцев и апатридов. Такой подход позволил бы выдержать определеннуюсистемность и логичность в международно-правовом и национальном регулированииправа на публичные мероприятия, поскольку в таких международных документах (Всеобщаядекларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских иполитических правах 1966 года) это право закреплено за «каждым»человеком.
§ 2 Наиболее частыенарушения при организации и проведении публичных мероприятий
Проведениепубличных акций в России имеет уведомительный характер. Местные органы властипри получении заявки не имеют право отменять мероприятие, но могут вноситьпредложения по изменению даты, времени и места его проведения. В реалиях данноеположение не всегда учитывается, зачастую проведение митинга (шествия,демонстрации и т.п.) просто запрещается муниципалитетом. В случае еслиорганизаторы настаивают на нем, то событие приобретает название«несанкционированной акции», что противоречит действующемузаконодательству.
Многиеграждане сами совершают множество недочетов в оформлении уведомления, тем самымдают повод для так называемого «отказа». Органы муниципалитета частоаргументируют отказ тем, что уведомление оформлено неправильно, или подано не всрок.
Следует,однако, заметить, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях,шествиях и пикетированиях» имеет лазейку, позволяющую властям не допуститьпроведения публичного мероприятия, запретить которое они формально не могут.Согласно ч.5 ст.5 указанного закона, организатор публичного мероприятия невправе проводить его, если с органом исполнительной власти или местногосамоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложениюместа и (или) времени проведения этого мероприятия. Наличие в законе этогоположения чревато тем, что любые разногласия, возникающие между органами властии организаторами публичного мероприятия относительно места и времени егопроведения будут решаться в пользу первых. Что, по всей видимости, не в полноймере согласуется с уведомительным порядком проведения публичных мероприятий. Властине вправе запретить публичные мероприятия, а могут лишь предложить изменитьместо и время его проведения, это изменение должно быть обосновано исогласовано с организаторами акции. То есть право на свободу собраний первично,и ограничения не должны лишать права самого его содержания.
Выдвигаяпредложение об изменении времени и места в ультимативной форме и отказываясьобсуждать альтернативные варианты с организаторами, власти обесценивают сампроцесс согласования, который подразумевает равноправное участие сторон.
Отправляявыступающих митинговать в безлюдные места, власти лишают их возможностивыразить свое мнение целевой аудитории, тем самым делают выражение их мнениябессмысленным. Накладывая ограничения на численность участников публичныхмероприятий, власти обычно обосновывают это превышением установленных нормпредельной заполняемости данной территории.
Однако,согласно проводимой политике действующей власти, подобные ущемления не касаютсямероприятий, проводимых партией «Единая Россия» и движением «Наши».
Крометого, сроки подачи уведомлений также варьируются от количества выходных ипраздничных дней, что является еще одним поводом для «отказа» в проведениимероприятия. Иногда неверно рассчитывая, организаторы подают уведомление поздно(необходимо учитывать праздничные дни и т.п.), т.к. количество выходных дней вовремя государственных праздников корректируется почти ежегодно.
ВФедеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях» закреплен перечень мест, в которых не допускается проведение публичногомероприятия. К ним относятся:
1)территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и киным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правилтехники безопасности;
2)путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-,газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3)территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РоссийскойФедерации, к зданиям, занимаемым судами, к зданиям учреждений, исполняющихнаказание в виде лишения свободы;
4)пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на топограничных органов.
Какбудто в рамках той же логики закон предоставляет органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации право определять порядок, то есть по существуограничивать проведение публичных мероприятий на любых территориях, которые онисвоим решением объявят памятниками истории и культуры. На деле, однако, этоположение федерального закона представляется необоснованно расширительным идопускающим произвольное толкование.
Стольже неоднозначным оказывается на практике и используемое в федеральном законепонятие «непосредственно прилегающая территория». Согласно закону, «территории,непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам – это земельныеучастки, границы которых определяются решениями органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления всоответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфереземлеустройства, землепользования и градостроительства».
Значительныйрост нарушений прав на мирную демонстрацию в большой степени предопределилзакон «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с этимзаконом при МВД и ФСБ в регионах России были созданы специальные отделы поборьбе и профилактике экстремистской деятельности. Однако, постепенно этиорганы взяли на себя задачи контроля за любой публичной деятельностью,связанной с критикой органов власти, в том числе по поводу нарушений правчеловека. Расширяя практику злоупотреблений своими полномочиями, эти органыстали вести активную борьбу с любым инакомыслием. В некоторых случаях,правоохранительные органы на местах получают прямые указания о недопущениипроведения акций, а также задержании (под любым, и фактически всегда незаконнымпредлогом) их участников.
Параллельноусилиям по изменению федерального законодательства, региональные органы властипринимаются за собственное законотворчество. Иногда, – используязаконодательные «лазейки», но чаще, – попросту игнорируя федеральноезаконодательство.
Резюмируя,можно выделить следующие основные виды нарушений прав на мирные собрания,наиболее характерные для Российской Федерации:
1.   Превышениетребований, предъявляемых к организаторам акций
2.   Использование«режимных» ограничений для запрета проведения акций
3.   Создание«особых территорий», где запрещается проведение акций
4.   Использованиенадуманных причин при запрете проведения акции
5.   Невыполнениесобственных обязательств органами власти при проведении публичных акций
6.   Отсутствиевнесудебной защиты при обеспечении прав человека на мирные собрания
7.   Преступленияпротив участников акций
8.   Неэффективностьсудебной защиты
9.   Препятствиев правосудии
10.  Нарушения равенствасторон
 

Заключение
Внынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важныйэлемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан вуправлении государственными и общественными делами. Данное политическое правовыступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, ихдобровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органоввласти — с другой.
Сегодняпроведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимаетсяобщественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такогоотношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации правана проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этихусловиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализациисвободы собраний, накопленного другими государствами, использование его всовременном российском законодательстве о публичных мероприятиях и впрактической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Особуюозабоченность вызывает факт отсутствия в России средств защиты права на мирныесобрания. Судебные органы не обеспечивают разбирательства, находясь взависимости от государственных органов. А сами органы власти проявляюточевидную нетерпимость к публичным, а особенно – к протестным акциям граждан.При этом, политическими и административными средствами обеспечиваетсябезнаказанность представителей власти за чинимые препятствие в проведениимирных собраний и за уголовные преступления, совершаемые в отношении активистов.
Изучениеюридической литературы показало, что в настоящее время механизмконституционно-правового регулирования свободы собраний разработаннедостаточно, что отрицательно сказывается на законодательном оформлении иреальном пользовании этим правом субъектами исследуемых правовых отношений.
Обеспечениесвободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участияграждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этойсвободы иначе как на основе разумных, понятных всем гражданам и универсальноприменяемых законов – есть отступление от базовых принципов конституционногостроя демократического государства, угроза его подлинной стабильности.
Анализпрактики применения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях,шествиях и пикетированиях» показывает, что при всей своей прогрессивности он, ксожалению, недостаточно технологичен. Четких и исчерпывающих оснований длязапрета публичного мероприятия закон, как известно, не устанавливает. При этом,однако, в силу некоторой недоговоренности отдельных своих формулировок он, приизвестном насилии над здравым смыслом, допускает использование техническойпроцедуры «согласования» в целях фактического запрета публичного мероприятияорганом власти, что создает предпосылки для объективного конфликта междуорганизаторами публичного мероприятия и органами власти.
 

Библиография
 
Нормативные акты
1.   Всеобщаядекларация прав человека 1948 г.
2.   Международныйпакт о гражданских и политических правах 1966 г.
3.   Декларациио правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которойони проживают
4.   ЕвропейскойКонвенции о защите прав человека и основных свобод, 04.11.1950 г.
5.   КонституцияРФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
6.   «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федеральныйзакон РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.
7.   КодексРФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от19.07.2009 г., с изм. и доп. 22.08.2009 г.).
8.   Уголовныйкодекс РФ
9.   «Освободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон РФ от26.11.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.)
10. «Опротиводействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 25 июля 2002года № 114-ФЗ
11. «Осредствах массовой информации»
12. «Омилиции» Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 (в ред. от 26.12.2008 г., с изм. от15.07.2009 г.)
13. «Очрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
14. «Овоенном положении» федеральный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ
15. «Оборужии» федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)
16. «Овнутренних войсках министерства внутренних дел российской федерации»Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ
17. Трудовойкодекс РФ
18. «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N10-ФЗ
19. «Обобщественных объединениях» Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ
20. «Остатусе военнослужащих» Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ
21. «Обосновных гарантиях прав ребенка в российской федерации» Федеральный закон от24.07.1998 № 124-ФЗ
22. «Обохране окружающей среды» от 10.01.2002 Федеральный закон №7-ФЗ
23. «Обиспользовании атомной энергии» Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ
24. «Оподразделениях милиции общественной безопасности» Постановление ПравительстваРФ от 07.12.2000 г. № 926 (в ред. от 29.05.2006 г.).
Источники
25. Специальныйдоклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о соблюдениина территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания,2007 г.
26. АнисимовЛ.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа.// «Юстицинформ», 2006 г.- 168 с.
27. БаглайМ. В.Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов — 6-е изд.,изм. и доп.// М.: Норма, 2007. — 784 с.
28. НикулинВ.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. // Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2003. — 96 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система деизма
Реферат Анализ финансовой отчетности 5
Реферат Методика и технология разработки web-сайта образовательного учреждения (на примере сайта социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)
Реферат Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг - общепринятая историческая версия
Реферат Пути сохранения высокой работоспособности маркетологов в условиях напряжённого умственного труда
Реферат Загальні принципи управління мережними ресурсами в ТКС
Реферат Формирование слоговой структуры слова логопедические задания
Реферат Особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков
Реферат Центральный район России
Реферат Отграничение гражданского права от смежных отраслей права
Реферат Афанасий фет - Стихотворение а. а. фета сияла ночь. луной был полон сад. лежали
Реферат Анализ системы автоматического регулирования температуры воздуха в птичнике в летний период
Реферат Необходимость финансовых отношений в 80-е гг.
Реферат Nazism And World War II Essay Research
Реферат Как понимают счастье герои и автор поэмы НАНекрасова Кому на Руси жить хорошо