Реферат по предмету "Государство и право"


Основные политические права и свободы граждан Российской Федерации

Тема:Основные политические права и свободы граждан РФ

Содержание
Введение
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ
1.1 Свобода как категория права
1.2 Правовой статус гражданина РФ
1.3 Политические права и свободы граждан РФ
1.4 Концепция прав человека и ее отражение вКонституции РФ
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав исвобод
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина РФ
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека вРоссии
Заключение
Список использованных источников

Введение
Актуальностьработы. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративнымправовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1).[1]Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократическогоправового государства, воплощением воли многонационального российского народа,выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основжизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы,исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.[2]
Демократическоегосударство – выступает наиважнейшим элементом демократии гражданскогообщества, которое основано на свободе людей. При этом основой власти илегитимации всех органов в демократическом государстве является суверенитетнарода.[3] Государствоназывается демократическим, когда его устройство и его деятельностьсоответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека игражданина.
Понятиедемократического государства напрямую связано с понятиями конституционного иправового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этихтрех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременноконституционным и правовым. Государство соответствует характеристикамдемократического государства только при условии сформированности гражданскогообщества. При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государстводемократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовымиинститутами, реальными гарантиями демократизма.[4]
Права исвободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционногоправа, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства иличности, ее правовой статус.
Свобода — этонеобходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода»,идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи,политическом и научном лексиконе. Вместе с тем «свобода» при всей ее кажущейсяпростоте — явление достаточно сложное и для понимания, и тем более дляпрактического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно многопримеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободыприносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.
В историичеловечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой заосвобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенскогосуществования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самимпроцессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главноевнимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Цельюкурсовой работы выступает изучение правового регулирования основныхполитических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Предметомкурсовой работы правовое регулирование основных политических прав и свободграждан Российской Федерации.
Задачамикурсовой работы являются:
— раскрытиепонятия основные свободы гражданина, как категории права;
— изучить правовойстатус гражданина РФ;
— рассмотретьполитические права и свободы граждан РФ;
— изучить концепциюправ человека и ее отражение в Конституции РФ;
— рассмотретьгарантии прав и свобод гражданина РФ;
— рассмотретьработу института Уполномоченного по правам человека в России;
— изучить обязанностичеловека и гражданина РФ.
Нормативно-правовуюоснову курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, ЗаконыРоссийской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации идр.
Структура курсовойработы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами.
Курсоваяработа включает введение, две главы, разделенные на 6 параграфов, заключения,списка использованных источников.

Глава 1.Основы прав и свобод гражданина РФ
 
1.1     Свобода,как категория права
Право естьформа общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы.Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и естьправовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенствои формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает,противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Такимобразом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует согласиться с выводамиЛ.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется черезправовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют овозможности получения каких-либо социальных благ, а свободы — о возможностиизбежать определенных ограничений со стороны государства.[5]
Эта позицияявляется более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающихэти понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призванподчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.[6]
Разграничениепонятий «право» и «свобода» имеет практический смысл. Если государство в своемосновном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность заего обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет насебя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вреддругим лицам и самому государству.
Свободаиндивидов и свобода их воли — понятия тождественные. В праве воля — этосвободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие отпроизвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловленименно тем, что право — это форма свободы людей, т.е. свобода ихволеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность — необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другойформы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру ихравенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщегомасштаба, единой меры, без права — это не свобода, это идеология элитарныхпривилегий.[7]
Проблемысвободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически вовсех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до нашихдней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена,Локка, Монтескье, Руссо и др.
В древнейфилософии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политическогодеспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понималибеспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности.[8]
Марксистыопределили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости»,согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целомзаключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а вспособности выбирать, принимать решения «со знанием дела».[9]
Энциклопедическийсловарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободойгражданской.[10]
Такаятрактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представителикоторой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку смомента рождения, а, вступая в общество, люди обретают гражданские права.Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течениемвремени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538 — 1645) выводиттри основных принципа естественного права: воздержание от посягательства начужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государствоесть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права иобщей пользы».[11]
На начальномэтапе английской революции демократические силы выступали за религиознуюсвободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа.[12]
Существенныйвклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII векаДж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь,свободу и имущество.
Однако длянего характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: «Свободалюдей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметьпостоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленноезаконодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своемусобственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не бытьзависимым от непостоянной самовластной воли другого человека».[13]
Основнойидеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазныхреволюций в конце XVIII в., было «равенство возможностей». Принцип правовогоравенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, вданном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляцииобщественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.
Однакоформальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактнымопределением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзятолковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определятьсятолько его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью,цветом кожи, полом или иными факторами».[14]
В русскойправовой науке XIX — XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правамчеловека:
— главенствующая роль принадлежит государству и праву;
— законстановится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен нарегулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.
Первый подходназывался позитивным, а второй — естественным правом. Ярким представителемпозитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считатьсянеприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имячужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть толькосам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем направа человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не могограничить или даже уничтожить».[15]
Сторонникамиестественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривалиправо не как переменчивое общественное установление, а как явление и законличной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям,а не предоставленными им государством.[16]
М.М.Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свободчеловека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположнымиточками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право игосударство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечаютодной и той же потребности — человеческой солидарности».[17]
1.2Правовой статус граждан РФ
В юридическомсмысле свобода есть нормативно закрепленная возможность человека совершатьдействия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других,определенный правовой статус человека.
Нормативно–правовыедокументы, регулирующие правовое положение человека и гражданина подразделяютсяна две основные группы:
Международно-правовыеакты;
Национальноезаконодательство. Законы Российской Федерации: «О гражданстве РоссийскойФедерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.
Анализсодержания международно-правовых документов и национального законодательствапозволяет сделать вывод, что все права и свободы делятся на две группы:
— Правачеловека, которые принадлежат ему от рождения, естественные права человека,которые государство обязано признавать, но не может предоставлять, даровать илиограничивать и которые существуют безотносительно к конкретному государству;
— Права исвободы гражданина, которые закрепляются за человеком национальнымзаконодательством.
В теорииконституционного права различаются правовой статус человека и правовой статусгражданина.
Правовой статусчеловека — суть его положение, зафиксированное в международных пактах,определенный стандарт, к которому стремиться или должно стремиться национальноезаконодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающийна территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческогосообщества.
Правовойстатус гражданина — это правовой статус человека, который дополненсоответствующими правами и свободами национальным законодательствомгосударства.
По объемуправ, свобод и обязанностей выделяют:
а) базовый(основной) — им обладает каждый — гражданин, иностранный гражданин, лицо безгражданства — всем им от рождения принадлежат основные права и свободы,естественные права человека;
б) полный(имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.
Национальноезаконодательство демократического государства, регулируя вопросы личности,призвано:
— Признать закаждым человеком необходимые для жизнедеятельности естественные права;
— Закрепитьза каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;
— Гарантироватьправа и свободы, обеспечить их охрану и защиту;
— Предусмотретьобязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.
Отражение внациональном законодательстве комплекса названных вопросов образует институтправового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормыразличных отраслей права: административного, конституционного, трудового,гражданского и др.
Такимобразом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляетсобой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности.Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности сколлективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическаясвобода личности, закрепленная в законе.
Правовойстатус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав,обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системойРоссийской Федерации.
Термин«личность» — собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусероссийского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства.Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом жесодержание правового положения человека и гражданина охватывает собойсовокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физическихлиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношенийличности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида сокружающими.
1.3 Политическиеправа и свободы граждан РФ
Основы политическихправ и свобод имеют прямую связь с суверенитетом народа. Они дают гражданамправо на участие в политической жизни страны, управлении делами государства, осуществлениигосударственной власти, а так же позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Духовнаясвобода, свобода мнений, в том числе и в области политики, проявляются вконституционных свободе мысли и слова, праве на информацию. Они гарантируют отпротивозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваныпредотвращать политический и идеологический контроль над духовной жизньючеловека, его политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с темони позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать,распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственнойжизни. Средства массовой информации — сильное средство воздействия наполитическое поведение людей, на их политическое сознание.
КонституцияРФ, закрепляет фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и слова,вместе с этим Конституция дает гарантию того, что никто не может быть принужденк выражению своих мнений и убеждений, а так же отказу от них (ч. 3 ст. 29). Вто же время не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещаетсяпропаганда социального, расового, национального, религиозного или языковогопревосходства (ч. 2 ст. 29).[18] К названномуправу тесно примыкает право на информацию — право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральнымзаконом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует свободу массовой информации,провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).[19]
Важнейшей,наиболее массовой и действенной формой осуществления указанных выше правявляются средства массовой информации — периодические печатные издания (газеты,журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующиечасто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации,распространение, их отношения с гражданами и организациями, права и обязанностижурналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах массовойинформации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятымиФедеральными законами в редакции от 09.02.2009 г. данный закон гарантируетреализацию соответствующих прав и свобод.[20]
Однакозаконодательством не допускается чрезмерное злоупотребление свободой массовойинформации. Так не допускается использование средств массовой информации длясовершения противоправных деяний, для разглашения сведений, которые могут содержатьгосударственную или же иную тайну, специально охраняемую законом. Так же недопустимо использование средств массовой информации с целью призыва к захватувласти, насильственному изменению конституционного строя и целостностигосударства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиознойнетерпимости или розни, а так же с целью пропаганды войны.
Учреждениесредств массовой информации разрешается любым дееспособным гражданам, которыедостигли 18-летнего возраста (исключение составляют лица отбывающие наказания вместах лишения свободы). Учредителями средств массовой информации так же могутбыть объединения граждан, организации, учреждения, предприятия игосударственные органы.
Исходя из общегоправила, средство массовой информации подлежит обязательной регистрации. Однакоесть и исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшойтираж. Не требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданийтиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм,распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Законпредусматривает возможность и порядок прекращения и приостановлениядеятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредительили суд при наличии обозначенных в законе оснований.
Проявлениемполитического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждогона объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1ст. 30 Конституции).[21] Однако нельзяпринуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст.30).[22]
Осуществлениеправа собираться мирно, без оружия, проведения митингов и демонстраций, уличныхшествий и пикетирований не должно нарушить права и свободы других лиц. Запрещеноиспользование данного права в целях насильственного изменения конституционногостроя, для пропаганды насилия и войны, а так же для разжигания расовой,национальной, классовой и религиозной ненависти. При проведении митингов,уличных шествий, демонстраций и пикетирования, охрану общественного порядкаосуществляют органы внутренних дел, которые должны предупреждать и пресекатьлюбые противоправные действия, а в случае необходимости привлечь виновных кответственности в соответствии с законодательством.
Свободаслова, массовой информации, право на объединение, право проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирование иногда рассматриваются в числегражданских, а не политических прав и свобод.
Центральноеместо в системе политических прав и свобод занимает право граждан РоссийскойФедерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, таки через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции).[23]Участие граждан в управлении делами государства и общества может быть реализованопосредством выборов, референдумов, собраний, а так же через местноесамоуправление и т.п.
КонституцияРФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которыхосуществляются разные формы участия в управлении делами государства;избирательные права граждан, право участвовать в референдуме, право на равныйдоступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия.Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан — право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органыместного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют праваизбираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а такжесодержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Установленоправо граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления (ст. 33).[24] Эти структуры впределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по нимрешения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Специальныйнормативный акт довольно подробно регламентирует порядок рассмотрениязаявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и жалобы гражданразрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения ипроверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Политическиеправа — это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующиесвободу действий граждан по участию в формировании и управлении органовгосударственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право наобъединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митингии демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управленииделами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32Конституции РФ) и др.[25]
Политическиеправа, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а гражданамгосударства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и незапрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например,реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально.Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечениеих в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделенияполитических прав и свобод служит участие в управлении делами государства,взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваютсяст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.
Политическиеправа человека и гражданина:
— Право наобъединение (ст. 30);
— Правособираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия ипикетирование (ст. 31);
— Право насвободу массовой информации (ст. 29);
— Право наполитическое убежище (ст. 63);
— Правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
— Право назащиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40).
Всемиполитическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России,государство наделяет и иностранцев, проживающих на территории России. Причемместным советам дано право предоставлять таким иностранцам без всякихзатруднительных формальностей права российского гражданства.[26]
Такимобразом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях,декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любогочлена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государствомустойчивую юридическую связь, — граждан. Это положение следует признать верным,поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественныеотношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данногогосударства.
1.4Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ
Правачеловека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самойприроды человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важнымиблагами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.[27]
Концепцияправ человека[28] — этообщепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека вобществе и государстве.
Закреплениеоснов правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новуюконцепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению стой, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода.[29]Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статусаличности.
В основусовременной концепции прав человека положен новый подход к личности как ксубъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне признанакатегория «права человека». Еще одной чертой новой концепции прав человекаявляется отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритетагосударственных интересов перед интересами личности. Новое конституционноезаконодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человеканеотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).[30]В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданинасогласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности вобласти прав человека.[31]
Институт прави свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется насочетании естественно-правовых и позитивистских подходов.
Естественноеправо как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себяидеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народав качестве единственного источника власти.[32] Применяяестественно-правовой подход, Конституция России «признает автономию личности,ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставитзаслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы ииндивидуальности личности».[33]

Глава 2.Правовые и политические гарантии прав и свобод
 
2.1 Гарантииправ и свобод гражданина России
Для человека,его повседневной жизни важно не только провозгласить его права и свободы, но иобеспечить их фактическое осуществление. Необходимо создать благоприятныеусловия для претворения в жизнь прав и свобод человека, обеспечить их охрану изащиту, устранить препятствия, мешающие использованию людьми своих правомочий.Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.
Гарантии прави свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечениепрактического их осуществления, охрану и защиту. Можно выделить несколько группгарантий прав и свобод: экономические, политические, правовые, организационные.В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты,которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры поих охране и защите, ответственность за их нарушение. Велико значение деятельностигосударственных органов в этом направлении. Большую роль играют правомочиясамого человека по защите своих прав и свобод.
ДействующаяКонституция РФ большое внимание уделяет правовым гарантиям прав и свобод,закрепляя ряд таких гарантий в гл. 2, посвященной правам и свободам человека игражданина, где зафиксированы и конституционные правомочия человека по защитесвоих прав и свобод.[34] Конституция РФотражает большую роль государства в обеспечении прав и свобод. Она даетгарантии по государственной защите прав и свобод человека и гражданина РФ. ВКонституции закрепилось также право каждого гражданина на защиту своих прав,свобод и законных интересов всеми способами, которые не противоречат законодательству.
Закрепленаобязанность государственных органов, учреждений и должностных лиц обеспечениякаждому возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственнозатрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст.24). Это создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод, способствует ихэффективной защите.
Полномочиягаранта прав и свобод человека и гражданина возложены Конституцией РФ наПрезидента РФ, который обладает широкой компетенцией в этой сфере (ч. 2 ст.80).
В числеюридических гарантий прав и свобод особое значение имеет судебная защита, онагарантируется каждому (ч. 1 ст. 46). Конституция РФ устанавливает, что решенияи действия (или бездействие) должностных лиц, государственных органов иобщественных объединений, органов местного самоуправления могут быть обжалованыв суде. Текущее законодательство регламентирует порядок осуществления этих правспециальным Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан».[35] Гражданин вправеобратиться в суд с жалобой, если считает, что произошло нарушение его прав исвобод посредством неправомерных действий (решений) государственных органов,органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих.
Для защитыосновных прав и свобод человека и гражданина был создан институт Уполномоченногопо правам человека.
Цельюдеятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантийгосударственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважениягосударственными органами, органами местного самоуправления и должностнымилицами.
Однако,правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности — тоесть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должногоповедения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическуюответственность.
Закрепляяширокий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность поих реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целымнабором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить наобязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинствообязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.
В обязанностичеловека и гражданина Российской Федерации входит:
— соблюдениеКонституции РФ и законов РФ;
— защитаОтечества и несение военной службы (ст. 59);
— оплатазаконно установленных налогов и сборов (ст. 57);
— сохранениеприроды и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам страны(ст. 58);
— забота осохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников историии культуры (ст. 44);
— забота родителейо своих детях, и их воспитание (ст. 38);
— забота трудоспособныхдетей, достигших 18 лет, о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38).
2.2 ИнститутУполномоченного по правам человека в России
ДолжностьУполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена всоответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственнойзащиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственнымиорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
СогласноФедеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[36]уполномоченный назначается на должность и освобождается от должностиГосударственной Думой РФ.
Уполномоченныйпо правам человека способствует:
— восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательствао правах человека и гражданина и приведению его в соответствие собщепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитиюмеждународного сотрудничества в области прав человека;
— правовомупросвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Согласно ст.3 Закона об Уполномоченном его деятельность дополняет существующие средствазащиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенциигосударственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прави свобод. Должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации можетучреждаться в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъектаФедерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека всубъекте Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджетасоответствующего субъекта Федерации.
Вдеятельность Уполномоченного по правам человека входит:
1) рассмотрениежалоб граждан Российской Федерации, равно как и находящихся на территорииРоссийской Федерации иностранных граждан, а так же лиц без гражданства(заявителей);
2) рассмотрениежалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов,должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных служащих,если до этого заявителем уже были обжалованы данные решения или действия(бездействие) в судебном или административном порядке, однако он не согласен срешениями, принятыми по его жалобе.
Жалоба на имяУполномоченного по правам человека подается не позднее истечения года со днянарушения прав и свобод заявителя либо с того дня, когда заявителю сталоизвестно об их нарушении. Жалоба должна содержать:
— фамилию,имя, отчество и адрес заявителя;
— изложениесущества решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, помнению заявителя, его права и свободы;
— сопровождатьсякопиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном илиадминистративном порядке.
При получениитакой жалобы, Уполномоченный по правам человека имеет право:
1) на принятиежалобы к рассмотрению;
2) на разъяснениезаявителю средств, которыми он имеет право воспользоваться в целях защиты своихправ и свобод;
3) на передачужалобы в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностномулицу, в чьей компетенции находится возможность разрешения жалобы по существу;
4) на отказ отпринятия жалобы к рассмотрению.
О принятомрешении Уполномоченный по правам человека должен уведомить заявителя в течениедесяти дней. В случае принятия жалобы на рассмотрение Уполномоченныйинформирует также государственный орган, орган местного самоуправления либо должностноелицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.
Припроведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека имеет право:
1) на беспрепятственноепосещение всех органов государственной власти, органов местного самоуправления,присутствие на заседаниях их коллегиальных органов, а также на беспрепятственноепосещение предприятий, учреждений и организаций в независимости оторганизационно-правовых форм и форм собственности, воинских частей, общественныхобъединений;
2) на запрашиваниеи получение от государственных органов, органов местного самоуправления и удолжностных лиц и государственных служащих сведений, документов и материалов,необходимых при рассмотрении жалобы;
3) на получениеобъяснений от должностных лиц и государственных служащих, за исключением судей,по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) на проведениесамостоятельной или совместной с компетентными государственными органами,должностными лицами и государственными служащими проверки деятельностигосударственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) на поручениекомпетентным государственным учреждениям проведения экспертных исследований иподготовки заключений по вопросам, которые подлежат выяснению в ходерассмотрения жалобы;
6) на ознакомлениес уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях,решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также наознакомление с прекращенными производством делами и материалами, по которымотказано в возбуждении уголовных дел.

Заключение
Успешныереформы в современной России связаны с установлением и реализацией политическихправ и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна статьформирующаяся новая система политического народовластия демократической российскойгосударственности.
РоссийскаяФедерация — демократическое государство. Само понятие «демократии»предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданамив равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции РоссийскойФедерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам этогарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства иосновного закона — Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовойработе, как основные политические права и свободы граждан в РоссийскойФедерации, переплетаются с основными личными, социальными иобщегосударственными правами.
П.2 ст. 6Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает наее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,предусмотренные Конституцией Российской Федерации».[37]Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает натерритории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Вовторой части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закрепленважнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевоезначение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, ихсоотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равныеобязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые посвоей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку,политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Этои есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому,политические — «гражданам». Связь политических прав с гражданством не означает,однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и неявляются естественными правами каждого гражданина демократического государства.В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных,предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государствоих признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 КонституцииРоссийской Федерации.[38]

Список использованныхисточников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).// Российская газета от 25 декабря1993г. №237.
2. «О средствах массовой информации» (о СМИ) от27 декабря 1991 № 2124-1 Закон РФ, (ред. от 09.02.2009). Российская газета,1992. 08.02. № 32.
3. «О внесении изменений в Федеральныйконституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 24.04.2008 №1-ФКЗ (одобрен СФ ФС РФ 16.04.2008), Российская газета, 2008. 30.04. № 94.
4. «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ(принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (ред. от 28.06.2009), Собрание законодательстваРФ, 2002. 03.06. № 22, ст. 2031.
5. «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан», Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от09.02.2009). Российская газета, 1993. 12.05. № 89.
6. «О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. Федеральных законов от02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымзаконом от 25.12.2008 № 281-ФЗ). Российская газета, 1993. 10.08. № 152.
7. «Об Уполномоченном по правам человека вРоссийской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (Принят Гос. Думой 25.12.96г.) (Одобрен Советом Федерации 12.02.97 г.) (в ред. Федеральных конституционныхзаконов от 16.10.2006 N 4-ФКЗ, от 10.06.2008 N 3-ФКЗ) Российская газета, 1997.04.03., № 43-44.
Литературные источники
1. Воеводин Л.Д., Юридический статус личности вРоссии: Учеб. пособие. М., 1997.
2. Гаджиев Г.А., Основные экономические права:сравнительное исследование: дис. докт. юрид. наук. М., 1996.
3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Правачеловека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
4. Гошуляк В.В., Теоретико-правовые проблемыконституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации.М.: Янус-К, 2000.
5. Гурлев А.В., Право человека на достойную жизнькак основная ценность социального государства. СПб., 2001.
6. История буржуазного конституционализма XVII — XVIII вв. М., 1983.
7. Кистяковский Б.А., Социальные науки и право.М., 1916;
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционноеправо России: Учебник. М.: Юрист, 2001.
9. Ковалевский М.М., Учение о личных правах. М.,1906.
10. Конституционное право России в вопросах иответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юрист, 2003.
11. Локк Дж., Избранные философские произведения.Т. 2., М., 1960.
12. Лукашева Е.А., Общая теория прав человека.М., 1996.
13. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Т. 20. Изд.2-е. М., 1961.
14. Патюлин В.А., Государство и личность в СССР//Правовые аспекты взаимоотношений. М., 1974.
15. Саидов А.Х., Общепризнанные права человека:Учеб. пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004.
16. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего иКрестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции.1918. № 5. 17. Чичерин Б.Н., Курс государственной науки. Ч. I. М., 1894.
18. Философский энциклопедический словарь. М.,1999.
19. Фридман М., Капитализм и свобода // Фридман иХайек о свободе. Минск, 1990.
20. Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :