Реферат по предмету "Микроэкономика"


Конкуретные отношения на рынке труда

Введение Рынок труда имеет свои характерные особенности. Это связано со спецификой товара, который продается и покупается на этом рынке. В отличие от других ресурсов (факторов производства) труд является функцией жизнедеятельности человека и неотделим от личности. Поэтому сам труд не может быть продан, и на «рынке труда» продаются и покупаются услуги труда. Важной особенностью рынка труда является большая продолжительность взаимоотношений продавца


и покупателя. Если на рынке товаров контакт продавца и покупателя в большинстве случаев ограничивается передачей прав собственности, то есть крайне непродолжителен во времени, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся все то время, на которое заключен контракт. Надо также отметить, что большую роль на рынке труда играют неденежные факторы — престижность и сложность работы, условия труда и социальные гарантии и так далее.


Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза. Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно, о чем писали многие ученые-экономисты. Так же и проблема конкуренции на рынке труда актуальна в научном, практическом и образовательных аспектах, что определяется следующими обстоятельствами.


Во-первых, конкуренция является необходимым атрибутом рынка труда, одним из элементов его механизма. От масштабов, форм и методов конкуренции зависят как процессы развития данного рынка, так и качественно-количественные характеристики системы занятости. Это положение имеет особенное теоретическое и практическое значение для рыночных преобразований занятости. Во-вторых, несмотря на глубокую научную проработанность проблемы конкуренции, специфика конкурентных отношений в сфере занятости выявлена слабо.


Необходима разработка теоретических основ исследования конкуренции на рынке труда, позволяющих учесть специфику данного рынка в трансформируемой экономике. В-третьих, отношения конкуренции вовлекается каждый индивид, выходящий на рынок труда, а его положение в трудовой сфере во многом зависит от умения правильно оценить конкурентную ситуацию на том или ином рыночном сегменте, выбрать адекватные для данной ситуации методы конкурентной борьбы и т.д.


Это обусловливает целесообразность изучения теоретических основ конкурентных отношений в сфере занятости в рамках конкретных экономических дисциплин и доказывает актуальность темы исследования в образовательном аспекте. В-четвертых, многообразие форм конкуренции на рынке труда определяет сложный характер отношений, складывающихся между его субъектами, которые преследуют неодинаковые цели и интересы, применяя для их реализации различные методы конкурентной борьбы, что порождает неоднозначность ее социально-экономических


последствий. Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в изучении спроса, предложения на конкурентном рынке труда, формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда. Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач: -сформировать понятие рынка труда; -определить типологию и структуру рынка труда; -определить как формируется рынок труда; -изучить функции рынка труда; - определить сущность конкуренции на рынке труда;


Объектом исследования выступают конкурентный рынок труда и особенности его развития в современных условиях. Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, возникающие на конкурентном рынке труда. 1. Понятие и сущность рынка труда 1.1 Определение рынка труда Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные


или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.


В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения. С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились


экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п. Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей.


Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразоватльной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров,


их стабилизации. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда. Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента: предприниматели, профсоюзы и государство.


Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.


Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку


кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. 1.2 Типология и структура рынка труда Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать


по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в


каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие


должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.


Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия. Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда. Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение


сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия.


Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени. Сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут


существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд. Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы


в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства


товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа. Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих


различные гарантии занятости и материальной обеспеченности: - высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции; - работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников,


и рост их доходов равен росту уровня инфляции; - работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами; - работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда.


Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована; - контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным. Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое


качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы.


Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы. Образование международного рынка труда осуществляется двояко: - через миграцию труда и капитала; - путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.


Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период. 1.3 Формирование и развитие рынка труда Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики.


Проблемы рынка труда носят многоаспектный, многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сводить только к проблемам занятости и безработицы, при всем значении этих аспектов в экономическом и социальном отношениях. Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования. В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макро- и микроуровнях


(на предприятии и вне его). Суть формирования рынка труда состоит в создании устойчивых экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут существовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отличием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является


возможность многовариантного выбора и непосредственного сочетания интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения. В роли субъектов спроса и предложения труда выступают юридические и физические лица. Первую группу составляют нуждающиеся в рабочей силе; вторую – предлагающие рабочую силу и, наконец, третью – выполняющие посреднические и консультационные функции в процессе взаимоотношений между первыми


двумя группами лиц. Цель формирования внутренних рынков – это создание гибких форм обеспечения предприятия необходимым персоналом на основе оптимального сочетания принципов его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может ограничить постоянный штат работников основным контингентом требуемых рабочих и специалистов (костяком), привлекая остальных работников с внешних рынков по мере необходимости. Такой подход избавляет от необходимости постоянного содержания лишнего штата работников, как это практиковалось


при директивном планировании и сокращении штатов, традиционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна зависеть от темпов обновления продукции и технологии. Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприятиях, целесообразно в настоящих условиях на базе действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отдел кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.д.) создать


единую службу управления персоналом. Внешние же рынки труда формируются с учетом профессиональных и социальных признаков рабочей силы. Как видим, при рассмотрении рынка труда очень часто употребляется понятие «рабочая сила» и она признается товаром. Признание же рабочей силы товаром предполагает определение ее стоимости и цены, как основы установления уровня оплаты труда. Стоимость рабочей силы характеризуется двумя факторами: во-первых, профессионально-квалификационным


уровнем работника (набором необходимых знаний и умений) и во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину. Отсюда цена рабочей силы может быть определена в денежной форме исходя из удельных затрат на обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий. Для формирования полноценного рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками:


рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, воздание конкуренции на рынке труда, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, ее трудоустройства, переобучения, социальной защиты безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи обусловлены достижением максимально возможного сбалансированного спроса и предложения рабочей силы.


1.4 Функции рынка труда Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.


Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции. Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам.


Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.


Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне. Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены


профессии. 2. Формирование конкуренции на рынке труда 2.1 Что представляет собой конкуренция на рынке труда Теории рынка труда присуща методологическая неоднородность, выражающаяся в многообразии трактовок рынка труда, в наличии дискуссионных позиций в определении объекта найма на данном рынке, а также в неоднозначности рассмотрения категории "конкуренция" различными экономическими школами. Это обусловило необходимость эволюционного анализа конкуренции на рынке труда


и выбора методологии собственного исследования. Основным, доминирующим направлением современного микроэкономического анализа является неоклассическая теория, постулатами которой выступают абсолютная рациональность, информированность, игнорирование институтов. Процессы, протекающие на рынке труда, носят вероятностный характер. В этой связи значение институтов заключается в уменьшении неопределенности, случайности, и рынок труда в рамках институционального анализа утрачивает свойства вероятностной среды.


Представляется также важным учет проблемы, оправдывающей экономический выбор индивида и состоящей в мотивации человеческого поведения. Поэтому первостепенное значение отводится процессу принятия решений, его условиям (в том числе учету образовательных, возрастных, гендерных и прочих аспектов) при заключении сделок на рынке труда. Не менее существенно и то обстоятельство, что для неоинституционализма "обмен" и "рынок" являются фундаментальными понятиями.


Специфичность рынка труда связана также с человеческим фактором. Более того, институциональное направление представляет интерес в силу возможности анализа стихийного механизма рыночной конкуренции и влияния крупных корпораций на данный механизм в условиях недостаточности распространения конкурентных начал в экономике нашей страны и глубокой монополизации ряда отраслей. Интерес в области исследования рынка труда вызвали не только концепции западных экономистов, но и работы


отечественных ученых, свидетельствующие о неопределенности существующих представлений о том, что выступает в качестве объекта найма на рынке труда - труд, рабочая сила или трудовые услуги. Мы исходим из того, что на рынке труда происходит наем рабочей силы, базирующийся на полной свободе двух сторон при решении вопроса о трудоустройстве. Нанимающая сторона исходит из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику, которые


диктуются в первую очередь наличием свободных рабочих мест, квалификационно-профессиональным уровнем и половозрастной характеристикой работника, его морально-психологическими качествами. Нанимаемая сторона исходит из предлагаемого уровня оплаты рабочей силы, условий труда, профессионального соответствия рабочего места профилю работника, его специальности, меры привлекательности предлагаемого рода трудовой деятельности, степени ее стабильности, морально-психологического климата, контактности


с будущим руководителем. В результате проведенного исследования рынок труда понимается нами как институциональная система социально-экономических отношений между юридически свободными наемными работниками, работодателями и институтами, координирующими свое поведение в форме спроса и предложения рабочей силы, а также конкуренции и ценообразования. Изучение теоретических подходов к исследованию проблемы конкуренции разными российскими экономистами позволило определить следующие общие положения: конкуренция представляет собой состязание,


соревнование, борьбу (данные термины используются авторами как синонимы) на каком-либо поприще между отдельными экономическими субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели, наличие которой и обеспечивает столкновение интересов. Различие же точек зрения состоит в неоднозначном понимании целей конкурентной борьбы на рынке труда между однородными группами, что обусловлено разнообразием областей познавательного интереса, а также


методологическими причинами. 2.2 Конкурентные отношения на рынке труда Конкуренция на рынке труда квалифицируется нами как комплекс экономических отношений, возникающих между отдельными экономическими субъектами в лице поставщиков и потребителей рабочей силы в результате столкновения их интересов - индивидуальных, групповых, общественных. Целью конкурентного взаимодействия субъектов рынка труда является возможность присвоения благ для удовлетворения


потребностей. Институт конкуренции охватывает отношения между всеми типами экономических субъектов на всех уровнях управления, в том числе и на рынке труда. Как социальный институт, конкуренция - одна из форм согласования общественных интересов субъектов рынка труда. Как экономический институт, она предстает в виде правил и ограничений их экономического поведения. Институт конкуренции в экономических отношениях может носить формальный и неформальный характер.


Формально он определяется в виде официально принятых правовых норм, закрепляющих тот или иной допустимый уровень конкурентного поведения субъектов рынка труда. Неформально институт конкуренции устанавливает для всех его участников нормы поведения, складывающиеся на основе экономической культуры, системы ценностей, привычек и традиций, менталитета, других факторов, которые влияют на каждого в отдельности и процессы развития трудовых отношений в целом.


Формальные и неформальные нормы рассматриваемого института находятся в тесном взаимодействии. Систематизация видовых форм конкуренции на рынке труда потребовала конкретизации его субъектно-объектной структуры. В качестве субъектов рассматриваются: 1) наемные работники, формирующие предложение рабочей силы; 2) работодатели, формирующие спрос на рабочую силу; 3) институт государства, выступающий в качестве работодателя, с одной стороны, и формирующий институциональную


среду, с другой стороны; 4) совокупность институтов, позволяющих снижать трансакционные издержки. Определены объекты конкурентных отношений: рабочие места и должности, дифференцированные по ценовым и неценовым параметрам, за которые конкурируют работники; квалифицированные работники, по поводу которых вступают в конкурентные отношения работодатели; условия найма как объект конкуренции между наемными работниками и работодателями. Конкуренция служит основой формирования и проявления конкурентоспособности


на разных уровнях. Конкурентоспособность рабочей силы как объект отношений найма на рынке труда представляет собой интегрированную категорию, объединяющую в себе систему качественных (определяемых системой знаний, умений, навыков, способов и приемов деятельности, профессионально-квалификационной мобильностью) и коммерческих характеристик рабочей силы (выражаемых в уровне заработной платы, наличии или отсутствии социального пакета, в величине затрат на обучение и т.п.), а также ее привлекательность для работодателя.


Признак Формы Рис.1 Классификация форм конкуренции на рынке труда 2.3 Рынок труда: спрос, предложение, конкуренция Рынок труда - сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать и те кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Спрос на труд - отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда. Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризуемой


численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.). Ценой рабочей силы является ее заработная плата. Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ. На рынке труда роль равновесного положения спроса и предложения играет цена труда - заработная плата. В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого товара.


Это означает, что все работники получают равную заработную плату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Сам уровень заработной платы в условиях совершенной конкуренции максимален, согласно теории предельной производительности рабочий получает полный продукт труда: (предельные издержки в денежном выражении равны заработной плате одного рабочего). Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате.


В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы (совершенная конкуренция), от предпринимателя зависит только количество нанимаемых работников. Для фирмы выгодно нанимать дополнительных рабочих до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, то есть пока предельный продукт труда не сравняется с предельными издержками, то есть с зарплатой. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд.


Если зарплата вырастет, то количество нанятых работников сократится; если же заработанная плата упадет, то число занятых возрастет. То есть мы можем сделать вывод, что количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты. Цены на производительные услу­ги, т. е. услуги труда, капитала и т. д определяются на основе закона спроса и предложения. Анализ рынка труда начнем с классической концепции занятости примени­тельно к условиям совершенной конкуренции.


Напомним, что под классической теорией (а также классиками) в немарксистской экономической литературе подразумева­ется преимущественно теория английских и американских экономистов, базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Питу и другим ученым, посвятив­шим себя разработке теории общего экономического рав­новесия. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного пред­ложения труда, применимых к условиям рынка совершен­ной конкуренции.


Эти сложные функции получаются пу­тем агрегирования функций спроса отдельно взятых пред­принимателей и функций предложения отдельных работников. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нани­маемых предпринимателями работников определяется дву­мя показателями — реальной заработной платой и стоимо­стью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда.


С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы (см. гл. 9). Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия


должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между вели­чиной заработной платы и размером спроса на труд выра­жается в кривой спроса на труд. Рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воз­действие со стороны профсоюзов, государства и корпора­ций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигуриру­ющего


на нем товара. Проявление рыночных законов (на­пример, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового до­говора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения про­давец как бы «выводится» на время из текущей


конъюнк­туры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что ин­дивидуальный договор рабочих с предпринимателями при­знается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллек­тивном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как продавцами рабочей силы в


борьбе за получение рабочего места — ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями. Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжи­тельность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. Заключение Рынок труда — составная часть рыночной экономики, представляет собой систему конкурентных


связей между субъектами рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Разделяют внешний и внутренний рынки труда. Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования. Для формирования полноценного рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д.


Функции рынка труда: экономическая, социальная, размещающая, селективная, стимулирующая. Основным механизмом функционирования рынка труда является конкуренция - как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д. Основными элементами механизма конкурентного рынка труда являются спрос (со стороны


работодателей), предложение (со стороны трудоспособного населения) и цена труда (заработная плата). Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен. Суть формирования рынка труда состоит в создании устойчивых экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.


Список литературы. 1. Курс экономической теории: Учебное пособие / под редакцией проф. Чепурина M. H проф. Киселевой Б. А Киров, 1996. 2. Барышникова, А.А. Особенности проявления конкуренции на рынке труда [Текст] / А.А. Барышникова // Вестн. Оренбург. гос. пед. ун-та Оренбург, 2007 № 4(50). 3. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -1997. -№5. 4. «Толковый словарь


рыночной экономики». Москва. 1993. 5. Седов В.В. Экономическая теория: Учебн. пособие/ Челяб. гос. Ун-т. – Челябинск, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.