Реферат по предмету "Менеджмент"


Инвестиции в инновационном процессе

Инвестиции в инновационном процессе 1. Учебные цели элемента Инвестиции в инновационном процессе являются одним из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов - основной мотив финансирова­ния инноваций. Успех инновационной деятельности во мно­гом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Таким образом, управление инновациями должно учитывать осо­бенности инвестиционной деятельности, что и является предметом изучения в данном учебном элементе. Его цели:
· дать слушателям представление о роли цены различных источников капитала при принятии решений об инвестировании в инновации; · изучить основные источники инвестиций для инновационной деятельности; · проиллюстрировать взаимосвязь рынков новаций, капитала и инноваций; · рассмотреть систему критериев, используемых инвестором при принятии решения об инвестировании инноваций; · обосновать целесообразность существования ограничений на доходность инновационных проектов и определить значение этих ограничений; · раскрыть механизм перераспределения инвестиций в связи с изменениями отраслевой инвестиционной привлекательности; · раскрыть значение экономического смысла показателя нормы прибыли и его отличие от показателя рентабельности. 2. Инновационная деятельность как объект инвестирования 2.1. Источники инвестиций Инновации в любом из секторов экономики требуют фи­нансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнитель­ную прибыль, повысить эффективность деятельности орга­низации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вло­жений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наиболь­шей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности ин­новаций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств. В качестве источников инвестиций могут выступать ас­сигнования бюджетов всех уровней, иностранные инве­стиции, собственные средства организаций, а также ак­кумулированные в форме финансового капитала времен­но свободные средства организаций и учреждений, сбе­режения населения. 2.2. Бюджетные ассигнования Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию ин­новаций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий на­правления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия. Бюджетный кризис, характерный для экономики развива­ющихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возмож­ности государственного участия в развитии инновацион­ных процессов. 2.3. Иностранные инвестиции Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и час­тных предпринимателей. Международные частные инвестиции являются достаточ­но активными на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие инос­транные частные инвесторы стремятся обеспечить высо­кую доходность собственных инвестиций с помощью меж­дународной диверсификации деятельности. Риск инвести­ций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вло­жений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие от­расли промышленности, поскольку, как правило, эти от­расли не требуют значительных предварительных инвес­тиций, а достаточное для конкурентоспособности каче­ство вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфаб­рикатов может быть обеспечено даже без использования последних достижений научно-технического прогресса. В России, по оценкам Центра по иностранным инвести­циям Министерства экономики РФ, наиболее привлека­тельными для зарубежных инвесторов в 1996 г. были нефтегазодобыча и алюминиевая промышленность. 2.4. Собственные средства организаций Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс ак­тивно осуществлять инновационную деятельность. В пер­вую очередь это относится к отрасли связи, где за счет ко­роткой длительности производственного цикла предприя­тия практически не испытывали влияния инфляции и со­здали достаточный резерв для осуществления научно-тех­нических проектов. Организации с длительным технологическим циклом про­изводства в условиях инфляции не смогли сохранить соб­ственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее вре­мя практически все организации промышленности ли­шены реальной возможности финансирования иннова­ционной деятельности за счет собственных средств. Как показывает мировая практика, 80—90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями пре­имущественно за счет собственных финансовых средств. 2.5. Финансовый капитал Финансовый капитал формируется за счет аккумулиро­вания средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях (см. слайд 6.3). На этапе разработки и реализации инноваций рынок ка­питала выступает как один из главных факторов обще­ственного признания инноваций. Без достаточного фи­нансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспо­собным на рынке капитала. Поэтому наряду с показате­лями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономичес­кие показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и др. Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (фи­нансово-кредитного учреждения, которое готово органи­зовать финансирование разработки и реализации инно­вации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный мини­мум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доход­ности и сроке окупаемости вложений (см. табл. 6.1). Таблица 6.1 Примеры предложений для инвестирования инновационных проектов (по материалам российских СМИ) Наименова­ние предприятия Цель проекта Стоимость проекта, ДОЛ. Ожидаемая доходность, % Срок окупаемости, лет Форма участия внешнего инвестора Раменский опытный завод "Техно-прибор» Расширение и модер­низация производства внедрение новых разработок; освоение новой продукции в области бан­ковской техники и оборудования 2 млн 70 2 Доля в акционерном капитале, льготный кредит, компенсаци­онная сделка АО "Рецикл» (Ленин­градская область) Организация переработки изношенных покрышек с ре­зиновым кордом; организа­ция производства резино­вой крошки 1,5 млн, втом числе: на оборудо­вание -1050 тыс., наСМР-280 тыс., на подготовку производст­ва - 170 тыс. 55 2,5 Льготный кредит, обеспеченный имуществом АО Средневолж-ский завод химикатов Организация производства каустической соды и хлора мембранным методом мощ­ностью 65 тыс. т. соды в год и 56,7 тыс. т. хлора в год 1 20 млн 27 5 Льготный кредит, организация СП Жигулевский радиозавод Разработка, промышленное производство, комплектная поставка и эксплуатация те­лекоммуникационных сетей с применением цифровых мин и -АТС 64, 6 млн 32 4 Льготный кредит Завод полу­проводнико­вых прибо­ров (филиал ГПП «ЗИМ») Освоение производства оптотиристоров по передо­вой технологии; организа­ция производства «интел­лектуальных» модулей на основе оптотиристоров 20,93 млн 38 3 Льготный кредит 3. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности 3.1. Факторы инвестиционной привлекательности Условно факторы инвестиционной привлекательности ин­новационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономичес­кие. В большинстве случаев инвестора привлекают высо­кие финансовые показатели, однако, существуют ситуа­ции, при которых инноватор вынужден реализовать нов­шество, несмотря на его прямую экономическую неприв­лекательность. Например, если речь идет об экологичес­ких мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.
К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отрас­левая принадлежность как идеи для последующей практи­ческой реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть от­вергнут только потому, что у фирмы-инноватора недоста­точного опыта работы в той отрасли, где необходимо реали­зовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать аль­тернативные сегменты рынка, если речь идет о межотрас­левой диверсификации. 3.2. Отраслевая инвестиционная привлекательность Отраслевая инвестиционная привлекательность определя­ется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности нов­шества проводится маркетинговый отраслевой анализ*, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвес­тиционной привлекательности. Исследуя потенциал привлечения иностранных инвести­ций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Пра­вительстве России в 1996 г. установила наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия. Существенным внеэкономическим фактором, определя­ющим привлекательность инновации для инвестора, яв­ляется имидж и репутация инноватора. 3.3. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность С экономической точки зрения инвестиционная привлека­тельность определяется как внутренними характеристика­ми инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников. Инвестирование инновационной деятельности может осу­ществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время ос­новным источником инвестиций являются собственная при­быль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвести­ционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи. Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акцио­неры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недо­статочный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования ин­новационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под ин­новационную деятельность проводятся достаточно редко. За исключением беспроцентных ссуд привлеченный ка­питал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различ­ной форме. Наряду с традиционной формой кредитова­ния в инновационной деятельности широкое распрост­ранение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг. 3.4. Лизинг Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду аренда­тору. При этом права собственности на оборудование ос­таются у арендодателя. По окончании лизингового дого­вора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуще­ством, включающую амортизацию и доход арендодателя. 3.5. Форфейтинг Форфейтинг — финансовая операция, превращающая ком­мерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распре­делены во времени. Таким образом, инвестор получает от­срочку в платежах и гарантии банка по обеспечению пла­тежей. Форфейтинговые операции для инноватора являют­ся гарантией надежности финансового партнера. 3.6. Франчайзинг Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвес­тиционных ресурсов в инновационную деятельность явля­ется франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражи­рование инноваций с привлечением крупного капитала. Кро­ме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Фран­чайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга. 4. Критерии инвестиционной привлекательности Движущие мотивы финансирования инновационной дея­тельности существенно зависят от того, реализуется ли ин­новация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала. 4.1. Цена собственного капитала Цена собственного капитала определяется дивидендной по­литикой инноватора (цена привлечения акционерного ка­питала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации: (6.1), где Cs - цена собственного капитала; р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании(p/e-ratio); U - акционерный капитал; А - амортизационный фонд; М - прибыль; В - безвозмездные поступления. Цена собственного капитала для самофинансирования ин­новации является нижним пределом рентабельности: реше­ние о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора. Для внешнего инвестора цена собственного капитала ин­новатора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций. 4.2. Цена привлеченного капитала Цена привлеченного капитала рассчитывается как средне­взвешенная процентная ставка по привлеченным финансо­вым ресурсам: (6.2), где: Сinv - цена привлеченного капитала; ki - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых; Vi - объем привлеченных средств; m - число источников привлеченных средств.
Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и вне­шних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую ре­путацию фирмы влияют не только финансовые показате­ли ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмен­та, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного ка­питала, определяются макроэкономической ситуацией (уров­нем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпа­ми роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке. 4.3. Цена капитала Цена капитала - отношение общей суммы платежей за исполь­зование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов (6.3), где: WACC - средневзвешенная цена капитала; ki - цена i-го источника; di - доля i-го источника в капитале компании. Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - - норму прибыли на иннова­цию. Таким образом, инноватор, принимая решение о на­чале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы: · цену собственного капитала; · цену привлеченного капитала; · структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств). Интеграция этих факторов в показателе цены капитала яв­ляется базой для определения инвестиционной привлека­тельности инновационного проекта. 5. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов 5.1. Норма прибыли для инноватора Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой опре­деления нижней границы доходности инвестиций, в каче­стве которой, как правило, выступает норма прибыли. Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововве­дение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние по­требности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к кото­рым относится ставка банковских депозитов, цена привле­ченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой кон­куренции. Руководство компании-инноватора сталкивается, как мини­мум, с одной альтернативой инвестиций — вложить времен­но свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявлен­ных к погашению государственных ценных бумаг. Механизм влияния конкуренции на определение внутрен­ней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая до­ходность может быть выше, чем производственная рента­бельность инноватора. Это связано с различными масшта­бами производства: сохраняя конкурентоспособность про­дукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности (см. табл. 6.2), ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства. Таблица 6.2 Доходность компаний по некоторым отраслям экономики (по материалам СМИ) Отрасль США Япония Страны Европы Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, % Компьютерные услуги и программное обеспечение 22 21,2 3 4,9 13 23,1 Средства связи 30 19,1 6 9,0 10 15,5 Электроника 15 17,7 24 5,4 5 16,5 Многоотраслевое химическое производство 13 17,7 15 3,3 16 13,7 Издательское дело, включая газеты 11 13,9 2 8,4 12 27,9 Электротехническая промышленность 7 12,7 11 4,0 7 11,2 Машины и оборудование 9 12,2 22 4,3 14 12,4 Автомобилестроение 4 10.5 9 7,6 6 6,7 Коммерческие банки 45 8,8 43 2,6 57 19,6 Финансовые учреждения 15 7,5 13 4,8 4 4,8 5.2. Норма прибыли для инвестора Внешний инвестор, определяя норму прибыли иннова­ционного проекта, руководствуется альтернативными вло­жениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому при­нятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финан­совые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании ин­новационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (см. табл. 6.3).
Таблица 6.3 Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций № П/п Группы инвестиции
Требуемая норма прибыли 1 Замещающие инвестиции - категория 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) Цена капитала 2 Замещающие инвестиции - категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п. , которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений! Цена капитала + 3% з Замещающие инвестиции - категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6% 4 Новые инвестиции - категория 1 (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) Цена капитала + 5% 5 Новые инвестиции - категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8% 6 Новые инвестиции - категория II (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) Цена капитала + 15% 7 Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала +10% 8 Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен) Цена капитала +20% 6. Обоснование экономической эффективности проекта Эффективность инновационного проекта может быть раз­ной (исходя из особенностей инновации): техническая, тех­нологическая, экологическая, социальная, организацион­ная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обес­печить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финанси­ровании инновации, является также период, в течение ко­торого будут возмещены понесенные расходы, а также пе­риод, необходимый для получения расчетной прибыли. В соответствии с Методическими рекомендациями по оцен­ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Утверждены Госстроем РФ, Минэ­кономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94), основными методами оценки экономи­ческой эффективности являются: · метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД); · метод срока окупаемости; · метод индекса доходности и рентабельности проекта; · метод внутренней нормы доходности; · расчет точки безубыточности проекта. 6.1. Обоснование дисконта Основная формула для расчета коэффициента дисконтиро­вания (d): d = a + b + с (6.4), где: а - принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств; b — уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации); с - уровень инфляции. 6.2. Премия за риск Премия за риск рассчитывается исходя из среднего класса инновации (), определяемого на основе таблицы 6.4. ki — класс сложности инновации по i-му классификацион­ному признаку (i-й строке табл. 6.4); п — количество классификационных признаков. Таблица 6.4 Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска (в скобках указан класс по признаку) Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса 1. По содержанию (виду) нововведения (8) Новая идея (4) Новое решение (7) Новый продукт (6) Новая технология (метод) (4) Новый регламент, структура (5) Новая услуга 2. Тип новатора (сфера создания новшества) (6) Научно-техни­ческие организа­ции и отделения (7) Производст­венные фирмы и отделения (4) Маркетинго­вые подразделе­ния и фирмы (3) Потре­бители и их организа­ции 3. Тип новатора (область знаний и функций) (6) Фи­нансы и эко­номика (4) Ор­ганиза­ция и управ­ление (7) Про­извод­ство (3) Юри-спру-ден-ция (8) Тех­ника и техно­логия (1) Кон-суль-тан-ты (8) Ес-тес-тво-зна- (2) Ноу-хау (5) Социаль­ные и об-ные и общест­венные звенья 4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) (7) Научно-тех­нические звенья (6) Про­мышлен­ные звенья (5) Финансовые, мар­кетинговые и ком­мерческие звенья (4) Эксплуата­ционные и обслуживаю­щие звенья 5. Уровень инноватора (7) Подразделение фирмы (8) Фирма (6) Концерн, кор­порация (5) Отрасль, группа отраслей 6. Территориальный масштаб нововведения (4) Район, город (5) Об­ласть, край (6) Российская Федерация, страны СНГ и Балтии (5) Интернаци­онализация 7. Масштаб распростра­нения нововведения (5} Единичная реализация (6) Ограниченная реа­лизация (диффузия) (7) Широкая диффузия 8. По степени радикальности (новизны) (8) Радикальные (пио­нерные, базовые) (4) Ординарные (изобре­тения, новые разработки) ^[Усовершен­ствующие (мо­дернизация) 9. По глубине преобра­зований инновэтора (6) Системные (4) Комплексные П) Элементные, локальные 10. Причина появления нового (инициатива) (7) Развитие науки и техники (5) Потребности водства произ- (3) Потребности рынка 1 1 . Этап ЖЦ спроса на новый продукт (8) Заро­ждение Е (3) Ускоре­ние роста G, (4) Замедле­ние роста G2 (5) Зре­лость М (7) Затухание (спад) D 12. Характер кривой ЖЦ товара (1)Типовая, клас­сическая кривая (3) Кривая с «повторным ЦИКЛОМ" (5) «Гребешковая» кривая (7) "Пике вая» кривая 13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой) (7)Выведение на рынок (4) Рост (5) Зрелость (8) Упадок (спад) 14. Уровень изменчивости технологии (1 ) «'Стабильная технология № (5) «Плодотворная» технология (8) «Изменчивая» технология 15. Этапы ЖЦ технологии (8) Зарож­дение Е (2) Ускоре­ние роста (3, (4) Замедле­ние роста С„ (б) Зре­лость м (7) Затухание (спад! D 16. Этапы ЖЦ организа-ции-инноватора (8) Создание (6) Станов­ление (2) Зрелость (3} Перестройка (7) Упадок 17. Длительность иннова­ционного процесса (2) Оперативные (до 0,5 года) (4) Краткосроч­ные (до 1 года) (6) Среднесроч­ные (2-3 года) (8) Долгосроч­ные (более 3 лет) Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 6.5). Таблица 6.5 Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса
Средний класс инновации 1 2 3 4 5 6 7 8 Премия за риск, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 30,0 Например, средний класс инновации по расчетам соста­вил 2,78 = 3, тогда премия за риск должна составить 1,0%. Дисконт (d). Если периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта следует перевести в соответ­ствующие единицы: из процентов годовых в проценты в месяц (квартал, полугодие): , (6.6), где: dk -пересчитанный дисконт; d — исходный дисконт, % годовых; k — количество периодов пересчета в году (k = 12 для пе­риода, равного 1 месяцу, k = 4 для периода, равного 1 кварталу, k = 1 для периода, равного 1 полугодию). Расчет по конкретной ситуации: d = 12+7+1 = 20% годовых = 4,7% в квартал. Денежный поток (ДП). В качестве основных исходных дан­ных для последующих расчетов служат расчеты денежного потока (ДП.), представляющего собой разность чистых до­ходов и затрат на реализацию проекта: (6.7), где: ЧДi - чистый доход i-го периода; Кi — единовременные затраты i-го периода; Рi - выручка от реализации i-го периода; Si - текущие затраты i-го периода. Если для реализации инновационного проекта привлекает­ся кредит, то единовременные затраты (капитальные вло­жения) в сумме кредита учитываются в момент погашения основной задолженности. При этом амортизация начисля­ется на всю стоимость основных средств (независимо от срока погашения кредита) по первоначальной стоимости. Расчет по конкретной ситуации: а) стоимость оборудования (Т): Т = 200 млн. руб. во втором квартале, б) проценты за отсрочку: %О = = 25 млн. руб. во втором квартале в) оплата услуг консалтинговой фирмы: У — 212,5 млн. руб. в третьем квартале г) итого: Квартал 1 II III IV V VI Единовременные затраты 0 225 212,5 0 0 0 Поступления (по кварталам) Квартал 1 II III IV V VI Доходы от клиентов 0 120 280 360 400 400 Амортизация 10 10 10 10 10 10 Итого поступлений 10 130 290 370 410 410 Текущие затраты (по кварталам) Квартал 1 II III IV V VI Аренда 45 45 45 45 45 45 ФОТ с отчисления ми 90 90 90 90 90 90 Амортизация 10 10 10 10 10 10 Итого текущих затрат 145 145 145 145 145 145 Потоки денежных средств (Cash Flow) по кварталам Квартал 1 II III IV V VI Приток 10 130 290 370 410 410 Отток 145 370 357.5 145 145 145 Сальдо -135 -240 -67,5 225 265 265 Рис. 6.1. Диаграмма динамики денежных потоков В течение I—III кварталов сальдо денежных поступлений отрицательно, что говорит о дефиците средств для реализа­ции проекта. Поэтому на стадии реализации необходимо либо использовать собственные накопленные средства (аморти­зационный фонд, нераспределенную прибыль и др.), либо привлечь краткосрочный заем, уточнив при этом настоя­щий расчет. Возможно также получение инвестиционного налогового кредита на этот период.
Расчет дисконтированных затрат и поступлений. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) рассчитывается как раз­ность накопленного дисконтированного дохода от реализа­ции проекта и дисконтированных единовременных затрат на внедрение инновации (6.8): (6.8), где
Di - доходы i-го периода; Кi - затраты i-го периода; ni - количество периодов реализации проекта; di - дисконт. Критерием экономической эффективности инновационно­го проекта является положительное значение ЧДД. Таблица 6.6 Расчет по конкретной ситуации Квартал 1 II III IV V VI Итого Норма дисконта 1 0,955443 0,912871 0,872196 0,833333 0,796202 Дисконтированные еди­новременные затраты 0 214,97 193,99 0 0 0 408,96 Дисконтированные чистые поступления -135,00 -14,33 132,37 196,24 220,83 210,99 611,11 ЧДД -135,00 -229,31 -61,62 196,24 220.83 210,99 202,15 ЧТС -135,00 -364,31 -425,92 -229,68 -8,85 ЧДД проекта>0, следовательно, проект эффективен. Динамика показателей ЧДД и ЧТС представлена на рис. 6.2. Рис. 6.2. График чистого дисконтированного дохода и текущей стоимости Индекс доходности. Индекс доходности (ИД), или индекс рентабельности - это отношение суммарного дисконтиро­ванного дохода к суммарным дисконтированным затратам (в основном на капитальные вложения): (6.9) Критерием экономической эффективности инновационно­го проекта является индекс доходности, превышающий 1. Расчет по конкретной ситуации: следовательно, проект эффективен. Среднегодовая рентабельность (СР) инвестиций. Рентабель­ность проекта (среднегодовая рентабельность инвестиций) является разновидностью индекса доходности, соотнесен­ного со сроком реализации проекта. Этот показатель пока­зывает, какой доход приносит каждый вложенный в проект рубль инвестиций, его удобно использовать при сравнении альтернатив инвестиций: (6.10). Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительная рентабельность проекта. что выше доходности безрисковых вложений. Следовательно, проект эффективен. Срок окупаемости. Срок окупаемости (Ток) проекта пред­ставляет собой расчетную дату, начиная с которой чистый дисконтированный доход принимает устойчивое положи­тельное значение. Математически срок окупаемости находится при решении экспоненциального уравнения расчета ЧДД с неизвестным периодом реализации (Х), при этом значение ЧДД прини­мается равным 0 (дисконтированный доход равен или по­крыл дисконтированные затраты: (6.11) Однако на практике применяют метод приблизительной оценки срока окупаемости(Ток): (6.12), где: t - последний период реализации проекта, при кото­ром разность накопленного дисконтированного до хода и дисконтированных затрат принимает отри дательное значение; ДД(t-) - последняя отрицательная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат; ДД(t+) - первая положительная разность накопленного дис­контированного дохода и дисконтированных затрат. Критерием экономической эффективности инновацион­ного проекта является значение срока окупаемости, не превышающее срок реализации проекта. Расчет по конкретной ситуации: Срок реализации превышает срок окупаемости, следова­тельно, проект эффективен. Внутренняя норма доходности. Внутренняя норма доход­ности (ВИД) - это такое значение дисконта, при кото­ром ЧДД принимает значение, равное 0. Математически внутренняя норма доходности находится при решении экспоненциального уравнения расчета ЧДД с неизвестным дисконтом (X). При этом значение ЧДД принимается равным 0: (6.13). Однако на практике применяют метод приблизительной оценки внутренней нормы доходности. Для этого прово­дится ряд вычислений ЧДД с постепенным увеличением дисконта по тех пор, пока ЧДД не станет отрицательным. Затем рассчитывается приближенное значение ВНД но формуле: (6.14), где d+ - максимальное значение дисконта (из ряда проведенных расчетов), при котором ЧДД принимал положительное значение; d_ - минимальное значение дисконта (из ряда проведенных расчетов), при котором ЧДД принимал отрицательное значение; ДД(d+), ДД(d-) - соответственно, значения ЧДД при дисконтах, равных d_ и d+. Критерием экономической эффективности инновацион­ного проекта является значение внутренней нормы до­ходности, превышающее значение дисконта, принятого при обосновании эффективности проекта. Расчет по конкретной ситуации: ВНД>d, следовательно, проект эффективен. Зависимость показателя ЧДД от величины дисконта пред­ставлена на рис. 6.3. Рис. 6.3. Внутренняя норма доходности проекта Точка безубыточности может рассчитываться на любой календарный период (год, квартал, месяц и др.), соот­ветственно изменяются и наименования показателей
Точка безубыточности. Определение точки безубыточнос­ти служит (Т,} для подтверждения правильности расчетного объема реализации. Точка безубыточности (Те) рас­считывается из соотношения равенства издержек и вы­ручки от реализации новой продукции, услуг и др.: (6.15), где:
С - условно-постоянные расходы на годовой выпуск но­вой продукции; р - цена единицы новой продукции; Р - выручка от реализации новой продукции в расчете на годовой выпуск; v - переменные затраты на производство единицы новой продукции; V - переменные затраты на годовой выпуск новой про­дукции; М - годовая прибыль от реализации новой продукции; N - годовой выпуск новой продукции в натуральном вы­ражении. Расчет по конкретной ситуации: Условно-постоянные затраты на производство посудомоеч­ных машин составляют 100 млн руб. за квартал, а прямые затраты на производство — 45 тыс. руб. в квартал- Тогда для нахождения точки безубыточности используется 1-й вари­ант формулы: Те = 282 > 1000 шт. по плану, то есть безубыточность проекта обеспечена. График для определения точки безубыточности представ­лен на рис. 6.4. Рис. 6.4. График определения точки безубыточности. Проверка расчетов. Если расчеты произведены верно, то должны выдерживаться следующие соотношения при за­данных дисконте (d) и сроке реализации (Тр): если ЧДД>0, то Tок1, ВНД>d; если ЧДДТр ИД7. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом Экономическая экспертиза проекта предполагает прове­дение пофакторного анализа устойчивости и чувствитель­ности с целью определения «узких мест». 7.1. Устойчивость Под устойчивостью понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором со­храняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируе­мого показателя (х) рассчитывается исходя из приравни­вания к 0 уравнения для расчета ЧДД: (6.16) 7.2. Чувствительность Чувствительность проекта к изменению показателя опре­деляется также с помощью пофакторного анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого ЧДД проекта остается положительным, то проект считается нечувстви­тельным к изменению данного фактора. Если ЧДД при­нимает отрицательное значение, проект имеет чувстви­тельность менее 10%-го уровня и признается рискован­ным по данному фактору. Показатели устойчивости и чувствительности связаны меж­ду собой. Поэтому, рассчитав устойчивость проекта по данному факторообразующему показателю, можно оп­ределить чувствительность как относительное отклонение (%Ч): (6.17), где: X - исходное значение факторообразующего показателя; х - значение факторообразующего показателя, определя­ющего уровень устойчивости проекта. Если %Ч>10%, проект считается нечувствительным к из­менению показателя, если %ЧВыводы В рыночных условиях хозяйствования очень важны такие показатели, как рентабельность, срок окупаемости инвес­тиций в инновации, чистый дисконтированный доход организации-инноватора и ряд других. Однако приведенные по­казатели следует дополнять инвестиционной привлекатель­ностью инновационных проектов, определяемой страте­гией фирмы-инноватора, условиями привлечения финан­совых ресурсов и их источниками, дивидендной полити­кой инноватора. При решении вопроса о реализации ка­кого-либо проекта необходимо руководствоваться нижней границей доходности от инвестиций (нормой прибыли). Кроме того, допустимость проектов должна превышать став­ки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при кото­ром покрываются все издержки производства. Следователь­но, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем, решаемых инвестором. Наибольшим предпочтением пользуются такие инновации, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды про­дукции или оказываемые услуги.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.