Реферат по предмету "Государство и право"


Орхусская конвенция, как источник экологического права

Содержание
1. Конвенция о доступе к информации,участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию ввопросах, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) как источникэкологического права.
2. Правовая охрана озонового слоя.
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
 
1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессепринятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды(Орхусская конвенция) как источник экологического права
Конституция РеспубликиБеларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровьяокружающую среду [9, ст. 46]. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусьграждане имеют право на получение, хранение и распространение полной,достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов,общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни,состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовуюоснову экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто вспециальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охранеокружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статусаграждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право наблагоприятную окружающую среду является новым для конституционногозаконодательства Республики Беларусь.
Впервые право наблагоприятную окружающую среду было закреплено в Законе «Об охране окружающейсреды». Закон называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды –обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающуюсреду [14, ст. 2].
Право на благоприятнуюокружающую среду, предполагает знание об её состоянии. Реализовать права иобязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличиидоступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятиирешений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа кэкологически значимой информации на международно–правовом уровне урегулированыв Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятиярешений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды».Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) ипризнана нашим государством [12, с. 541].
Конвенция ЕвропейскойЭкономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности впроцессе принятия решений и доступе к правосудию, касающихся окружающей среды»– революционный документ для стран постсоветского пространства. Орхусскаяконвенция имеет силу закона в странах – сторонах конвенции. В БеларусиОрхусская конвенция подписана 16 декабря 1998 года, ратифицирована 9 марта 2000г.
В Конвенции разработаны ивведены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическаяинформация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условиядоступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихсясостояния окружающей среды.
Реализация права насвободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установленияправовых гарантий, к которым могут быть отнесены:
— свободный доступ кэкологической информации;
— свободноефункционирование средств массовой информации;
— возможностьбеспрепятственного обращения граждан и общественных объединений вгосударственные органы.
Свободный доступ кэкологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что всоответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» насведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространятьсярежим секретности.
Ст. ст. 4, 5 Конвенциирегулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации:государственные органы в ответ на запрос об экологической информациипредоставляют общественности названную информацию в рамках национальногозаконодательства, включая копии фактических документов, содержащих илиохватывающих эту информацию. В соответствии со ст. 9 Конвенции государства, еёподписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе вэкологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом.Обязанность предоставления экологической информации возлагается нагосударственные органы.
Орхусская конвенцияпозволяет любому человеку получать необходимую экологическую информацию,участвовать в принятии экологически значимых решений и отстаивать эти права всуде.
Здесь находятся ресурсныематериалы для людей, желающих использовать права, предоставляемые конвенцией. Вресурсных материалах трактуются положения Орхусской конвенции, приводятсяпрактические советы и примеры применения положений Конвенции государственнымиорганами и общественностью. Материалы, содержат комплексные учебно-методическиематериалы с подробными рекомендациями по проведению обучения по Орхусской конвенциии публикацию, описывающую двенадцать примеров выполнения Конвенции на практике.Материалы конвенции содержат ресурсы, отражающие специфику выполнения конвенциив странах-участницах проекта, а также информацию регионального характера,которая может быть полезна для других стран Центральной и Восточной Европы,Кавказа и Центральной Азии [4, с. 345].
Таким образом, Орхусскаяконвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее вБеларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализацииконституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом нераскрывает содержание понятия «экологическая информация».
Международные договоры,соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды,в которых участвует Республика Беларусь, традиционно являются источникаминационального экологического права. Международные договоры, конвенции исоглашения – это особый источник права. Его нормы обладают приоритетом переднормами, предусмотренными национальным законодательством.
Согласно ст. 8Конституции Республики Беларусь, если международным договором установлены иныеправила, чем предусмотрены законом Республики Беларусь, то применяются правиламеждународного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностьюподдержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия обществаи природы. Белоруссия является участницей многих многосторонних международныхдоговоров, соглашений и конвенций.
Конституция РеспубликиБеларусь к источникам национального права отнесла общепризнанные принципы инормы международного права [9, ст. 8].
2. Правовая охранаозонового слоя
Озоновый слой – это слойатмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологическиопасное солнечное ультрафиолетовое излучение.
Охрана озонового слоя –одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемоев глобальном и национальном масштабах. Разрушение озонового слоя влияет наздоровье людей не только нашей страны, но и всего мира.
В настоящее времянормативная база Республики Беларусь в сфере охраны озонового слоя весьмаобширна. В нее входят многочисленные международно-правовые, национальные илокальные акты. Например:
— Закон РеспубликиБеларусь от 12 ноября 2001 г.  (с изменениями и дополнениями от 15 ноября 2004г.) «Об охране озонового слоя»;
— Закон РеспубликиБеларусь от 26.11.1992г. (ред. от 20.07.2006г.) «Об охране окружающей среды»;
— ПостановленияПравительства Республики Беларусь, санитарно-гигиенические нормативы МинздраваРеспублики Беларусь.
Охрана озонового слояпредставляет собой систему мер, осуществляемых государственными органами,юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращениюразрушения озонового слоя, восстановлению озонового слоя в целях защиты жизни издоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванныхразрушением озонного слоя.
Государственноерегулирование деятельности в области охраны озонового слоя в соответствии сЗаконом «Об охране озонового слоя» осуществляют:
— Президент РеспубликиБеларусь;
— Совет МинистровРеспублики Беларусь;
— Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальныеорганы;
— местные Советыдепутатов;
— исполнительные и распорядительныеорганы в пределах совей компетенции, которая определена законодательствомРеспублики Беларусь.
Основными задачами инаправлениями государственного регулирования деятельности в области охраныозонового слоя являются:
— правовое,экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венскойконвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г., Монреальского протоколапо веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. [6, с. 418];
— уточнение перечнейозоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, всоответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола иратифицированными Республикой Беларусь;
— введение ограничений изапретов на обращение с озоноразрушающими веществами;
— определение порядкаобращения с озоноразрушающими веществами в Республики Беларусь;
— лицензированиедеятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими веществами;
— организацияфинансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охранеозонового слоя;
— государственные органыконтролируют соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямизаконодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;
— осуществлениемеждународного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки иреализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.
В соответствии со ст. 5Закона «Об охране озонового слоя» Совет Министров Республики Беларусь впределах своей компетенции в области охраны озонового слоя:
— принимает государственныецелевые программы по охране озонового слоя;
— утверждает переченьозоноразрушающих веществ, ограниченных или запрещенных для потребления вРеспублике Беларусь;
— устанавливает размерплаты за ввоз в нашу страну озоноразрушающих веществ и (или) продукции,содержащей озоноразрушающие вещества;
— устанавливает порядокпроведения мониторинга озонового слоя и использования его данных [15, ст. 5].
Министерство природы какреспубликанский орган государственного управления в области охраны окружающейсреды в пределах своей компетенции:
— организует икоординирует разработку и выполнение государственных целевых программ по охранеозонового слоя;
— координируетдеятельность национального научного исследовательского центра мониторингаозоносферы;
— определяет порядоклицензирования деятельности связанной с обращением с озоноразрушающимивеществами;
— устанавливаеттребования в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающимивеществами;
— разрабатывает ипринимает нормативно-правовые акты в области охраны озонового слоя;
— осуществляетгосударственный контроль в области охраны озонового слоя;
— выдает юридическимлицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписанияпо устранению выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь обохране озонового слоя.
В заключение данноговопроса следует повторить, что правовые меры по охране озонового слоянаправлены на сохранение и улучшение его качества, а также предотвращениевредного воздействия производства на окружающую среду. Охрана озонового слояпредставляет собой систему мер – эти меры предусмотрены Законом РеспубликиБеларусь «Об охране озонового слоя».
Закон «Об охранеозонового слоя» регулирует отношения в области охраны озонового слоя в целяхобеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения ивосстановления природных качеств озонового слоя.
Законом РеспубликиБеларусь «Об охране озонового слоя» предусмотрены требования по охранеозонового слоя от вредного воздействия промышленного производства и другойпроизводственной деятельности.
Белорусскоезаконодательство соответствует выработанным международным сообществом подходовк охране озонового слоя и базируется на принципах приоритета охраны жизни издоровья человека.
Задача 1
На территориисадоводческого товарищества «Березка» находился пруд, в котором купались иловили рыбу также жители соседних дачных массивов и местные жители. Однакоданным обстоятельством были недовольны члены кооператива «Березка», так как,во-первых, пруд был выкопан за их счет, а во-вторых, присутствие большогоколичества людей создавало шум и мешало отдыху.
Правление садоводческоготоварищества приняло решение об ограничении права пользования водным объектом.В результате около пруда появилась доска с объявлением: «Купаться и ловить рыбуразрешено только представителям садоводческого товарищества «Березка».
Правомерны ли действияправления садоводческого товарищества?
В соответствии со ст. 1Водного кодекса Республики Беларусь водопользование представляет собой использованиеводных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности.
Совокупность правовыхнорм, определяет порядок и условия рационального использования вод, составляетправо водопользования в объективном смысле.
В субъективном смыслеправо водопользования представляет собой правомочия конкретноговодопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях,предусмотренных законодательством.
Водопользователь – этоюридическое или физическое лицо, которому предоставлено право пользованияводным объектом. Водопользователями в Республики Беларусь могут бытьюридические и физические лица, в том числе иностранные, в порядке определенномзаконодательством Республики Беларусь [5, ст. 19].
В соответствии со ст. 12Водного кодекса водопользование имеет виды:
— общее и специальное;
— обособленное исовместное;
— первичное и вторичное.
Порядок и условияпредоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видовводопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либоразрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительномпорядке. Основаниями для возникновения права водопользования являетсяразрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов,исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов вобособленное пользование или договор аренды таких объектов.
Из условия задачи мызнаем, что члены садоводческого товарищества «Березка» своими силами и за своисредства выкопали пруд. Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь прудявляется водоемом.
Водоем — поверхностныйводный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением водыили полным его отсутствием (озеро, водохранилище, пруд, пруд-копань) [5, ст.1].
Так же из условия задачиизвестно, что члены кооператива «Березка» являются специальнымводопользователем, так как пруд находится на территории их товарищества.
Согласно ст. 31 Водногокодекса водопользователь имеет право передавать для использования добытую водудругим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных сорганами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающейсреды, предоставившими право специального водопользования, и местнымиисполнительными и распорядительными органами. Следовательно, решение правлениясадоводческого товарищества правомерны.
Надо также отметить, чтосогласно ст. 33 Водного кодекса Республики Беларусь права водопользователеймогут быть ограничены или прекращены местными исполнительными и распорядительнымиорганами в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственныхинтересах или интересах других водопользователей. При этом преимущество виспользовании вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и бытовыхнужд.
 
Задача 2
Фермер Алексеевсамовольно скосил сено на участке площадью 3 га, входящем в состав лесов 2группы Климовичского лесхоза. Во время сенокошения, которое проводилось внесенокосных угодий, был частично поврежден четырехлетний сосняк, предназначенныйдля возобновления леса.
Какие нарушениязаконодательства имеются в действиях Алексеева?
Как исчислить размерущерба, причиненного действиями Алексеева?
Лес – это охраняемыйзаконом природный объект, составная часть окружающей природной среды,представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданнойдревесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных имикроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных,рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательскихцелях [6, с. 263].
Согласно Лесного кодексуРеспублики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальнымзначением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми функциямипроизводится деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесовпервой группы по категориям защитности.
В лесном фонде выделяютсялеса первой и второй групп. Ко второй группе относятся леса – эксплуатационные.Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции.
Основу лесных отношенийсоставляет государственная собственность на леса. В ст. 13 КонституцииРеспублики Беларусь говорится, что леса составляют исключительную собственностьгосударства.
В нашей стране все лесаподлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленногопорядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу [11, ст. 73].К числу мер правовой охраны и защиты леса относится совокупность правовыхсредств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные,карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшениесостояния лесных ресурсов.
Лесонарушением принятосчитать противоправное виновное действие (или бездействие), наносящее ущерблесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны,защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов [20, с. 461].
Из вышесказанногоследует, что фермер Алексеев за самовольное скашивание сена на участке входящемв состав лесов 2 группы Климовического лесхоза и частичное повреждениечетырехлетнего сосняка  будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 277«Незаконная порубка деревьев и кустарников» Уголовного кодекса РеспубликиБеларусь.
Согласно п. 2 ст. 277 УКРеспублики Беларусь действия фермера Алексеева приравниваются к причинениюущерба в особо крупном размере, так как четырехлетний сосняк был предназначендля возобновления леса.

Списокиспользованных источников
1. Балашенко С.А. Государственноеуправление в области охраны окружающей среды. Учеб. пособие. Мн.: Амалфея.2000. – 389 с.
2. Балашенко С.А., Демичев Д.М.Экологическое право/ Учебник. – Мн.: «Урожай», 2000. – 398 с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право:Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2005. – 670 с.
4. Васильева М.И. Судебная защитаэкологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологическоговреда: Учеб. пособ. – М.: Юристъ. 2006. – 652 с.
5. Водный кодекс Республики Беларусь:Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998г. № 191-З (ред. от 20.07.2006г.) //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. –1998. -№ 33.
6. Демичев Д.М. Экологическое право.Особенная часть: Учебник. Мн.: Вышэйшая школа. 2007. – 494 с.
7. Дубовик О.Л. Экологическое право:Учебник. – 2-е изд. М.: ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006. – 688 с.
8. Кодекс Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. №194-3 (ред. от 04.01.2007г.) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -2003. -№ 63. –Ст. 2/946.
9. Конституция Республики Беларусь(ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -1999.- № 1.
10. Кодекс о земле РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 4.01.1999г. № 226-З (ред. от20.10.2006г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2002.–№ 2-3.
11. Лесной кодекс: Кодекс РеспубликиБеларусь от 14.07.2000 г. (ред. от 04.08.2005 г.) //Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 196.2/1163.
12. Международное право: Учебник.Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения. 2003. –720 с.
13. Макарова Т.И. Право общегоприродопользования: Проблемы правового закрепления. Мн.: Вестник БГУ. – 2004. — № 2.
14. Об охране окружающей среды: ЗаконРеспублики Беларусь от 26.11.1992г. № 1982-XII (ред. от 20.07.2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 85.
15. Об охране озонового слоя: ЗаконРеспублики Беларусь от 12.11.2001 г. (ред. от 15.11.2004 г.) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№ 180.2/1084.
16. О растительном мире: ЗаконРеспублики Беларусь от 14.06.2003 г. (ред. от 19,07.2005 г.) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. — № 121.2/1139.
17. Овчаренко Е.В. Экологическиепреступления в уголовном праве: Учеб. пособ. М.: Юристъ-Гардарика. 1997. – 345с.
18. Тихиня В.Г., Павлова Л.В. Основымеждународного права: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом. 2006. – 320 с.
19. Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от01.03.2007г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.-№  76. – Ст. 277.
20. Уголовное право РеспубликиБеларусь. Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В.Борода; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Мн.: Новое знание. 2002. – 912 с.
21. Шестерюк А.С. Вопросы кодификациизаконодательства об охране окружающей среды. С-Пб.: Изд-во АСТ. 2002. – 567 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.