Тема: Организационные договоры в торговом обороте
Содержание
1. Сущность организационныхдоговоров
2. Основные видыорганизационных договоров
3. Особенности отдельныхорганизационных договоров
1.Сущность организационных договоров
Организационный договор— это соглашение об упорядочении взаимосвязаннойдеятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общиеусловия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или)мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.
Определение сущности организационных договоров представляетизвестную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служитьвспомогательной частью «основных» имущественных договоров, хотяорганизационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этиморганизационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняясамостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговойдеятельности.
Транспортные уставы и кодексы на протяжении многих десятилетийпредусматривали и предусматривают заключение организационных договоров. Внастоящее время ст. 798 ГК РФ устанавливает необходимость заключения договоровоб организации перевозок грузов. Организационный характер носят договоры опростом товариществе (гл. 55 ГК РФ), о создании финансово-промышленных групп,холдингов и др.
Предметоморганизационных договоров служит определениенаиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут бытьпредусмотрены в заключаемых субъектами разовых, отдельных договорах. Весьмаважно то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношенийсоздается не в результате законодательного регулирования, как в публичномправе, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъявления самихдоговорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии волилиц расширяет возможности использования организационных договоров в сфереторгового оборота.
Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездныйхарактер и имеет целью получение имущества или иного блага. В отличие от этогоцелью организационных договоров служит создание возможностей и предпосылок дляболее успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышениекоординированности и согласованности совершаемых в дальнейшем имущественныхопераций.
Организационное содержание и направленность рассматриваемыхдоговоров не являются самоцелью, а ориентированы на последующие имущественныеотношения сторон, связаны с ними. Таким образом, организационные договорырассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко — на детализацию иконкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.
Поскольку организационные договоры направлены преимущественно нарегламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, как правило, носятдолгосрочный или бессрочный характер. Лишь в установленных законом случаяхони заключаются на годичный или иной краткий срок.
Организационные договоры упорядочивают имущественные отношениясубъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной ихсовокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общиетребования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств впределах его действия. Данная функция организационных договоров определяетсякак формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора.
Организационные договоры могут являться предпосылкой заключенияего участниками любых видов имущественных договоров. Так, участникиконтрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самыеразличные договоры, вытекающие из взаимосвязанного характера их деятельности.Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения иисполнения договоров определенного вида. Например, транспортные организационныедоговоры определяют отдельные условия выполнения договоров на перевозкуконкретных партий грузов.
Спецификой организационныхдоговоров является то, чтопредусматриваемые ими организационные, производственные, технологическиеусовершенствования осуществляются за счет одной из сторон. Затраты на указанныецели не компенсируются другой стороной, не распределяются между участниками.Однако положительный результат произведенных улучшений используетсяодновременно обоими участниками договора.
2.Основные виды организационных договоров
1) договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжениюресурсами и сбыту товаров. Названные договоры предусматривают различныеформы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций дляобеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимымиресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемойсотрудничающими сторонами.
Основной формой взаимодействия является создание несколькимипроизводственными либо оптовыми торговыми организациями на договорной основеснабженческих или сбытовых структур. Образуемые организации являютсяподконтрольными по отношению к своим учредителям, что принципиально отличает ихот независимых в организационно-экономическом отношении посредников.
Порядок деятельности создаваемой снабженческой или сбытовойорганизации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором.В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбытатоваров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем укаждого в отдельности) ассортимента изделий, разведения конкурирующих товаровна разные потребительские рынки и др. Относительно снабжения предусматриваютсявозможность и порядок займа одними из учредителей ресурсов из имеющихся неиспользуемыхзапасов других партнеров, обмена различных ресурсов и т. п. Определяетсяпорядок распределения прибыли от деятельности снабсбытовой структурыпропорционально вложенному капиталу либо уровню продаж товаров каждогоучредителя;
2) договоры об образовании контрактных объединений. Таковы договоры о простомтовариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры междуцентральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений идр.
Договоры осоздании контрактного объединения требуют урегулирования в них разных вопросовв зависимости от характера стоящих перед субъектами задач.
Так,заключение договора о создании простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ)предполагает определение в нем:
а) видов истоимости имущества и иных благ, вносимых каждым из товарищей в общее дело;
б) порядкаучета общего имущества товарищей, а также произведенной продукции и полученныхдоходов на отдельном балансе; в) поручения о ведении общих дел одному изтоварищей;
г)систематического распределения прибыли, полученной товарищами в результатесовместной деятельности;
3) договоры об организации перевозок грузов.Они заключаются принеобходимости осуществления систематических перевозок грузов и носятпреимущественно долгосрочный характер.
Договоры об организации перевозок позволяют сторонам решатьширокий круг вопросов их взаимоотношений в связи с перевозками грузов. Ониопределяют общие условия выполнения отдельных договоров перевозки. В самихотдельных договорах эти вопросы не могут получить решения в силу краткосрочногохарактера таких договоров. Именно поэтому необходимы долгосрочные договорыорганизационного содержания.
В договоре об организации перевозок грузов могут полно и детальноопределяться положения, единые для транспортной деятельности сторон. Так, вдоговоре согласовываются минимальные и максимальные объемы грузов,предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно), определяютсяусловия о месте передачи и приема вагонов, порядке погрузки (выгрузки) грузов,видах и количестве механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работахи др. Могут быть предусмотрены условия, отражающие специфические особенностиперевозки определенных видов грузов и подлежащие учету при каждой конкретнойотправке таких грузов;
4) организационный характер носятдоговоры, заключаемыемежду организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов. Таковы узловые соглашенияорганизаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованныйзавоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты,пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношениямежду различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.
3.Особенности отдельных организационных договоров
Более подробного рассмотрения требуют два вида организационныхдоговоров, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированиюторгового оборота.
Первый — это соглашения о межрегиональных поставках товаров,заключаемые между органами исполнительной власти российских регионов.
Предметом таких соглашений является определение конкретных поставщикови покупателей и общих условий договоров поставки, оформляемых на основаниимежрегиональных соглашений.
Особенностью соглашений является то, что заключают их однисубъекты, а фактическое осуществление поставок производится совершенно другимилицами по самостоятельно оформляемым договорам. Отсюда возникает необходимостьв организационных мерах, обеспечивающих перевод условий межрегиональныхсоглашений в конкретные договоры поставки между непосредственнымиисполнителями.
С учетом указанных обстоятельств организация межрегиональныхторговых связей предполагает одновременное установление трех видовобязательственных отношений:
1) отношений, определяемых соглашениями между органамиисполнительной власти различных регионов об организации взаимных поставоксоответствующих товаров. В таких соглашениях должны предусматриваться виды игрупповой ассортимент товаров, общие объемы поставок, предельные уровни цен,порядок и сроки заключения договоров между непосредственными исполнителями;
2) отношений, устанавливаемых на основе договоров между органомисполнительной власти и хозяйствующими субъектами соответствующего региона опродаже (покупке) ими товаров субъектам другого региона, сроках заключениядоговоров поставки, мерах содействия поставщикам (покупателям) со стороныорганов исполнительной власти. Эти договоры также носят организационныйхарактер;
3) отношения между хозяйствующими субъектами различных регионов опоставках конкретных партий товаров в объемах и ассортименте, соответствующихусловиям соглашения о межрегиональных поставках.
Заключению соглашения о межрегиональных поставках предшествуетзначительная работа по подысканию потенциальных поставщиков и покупателейсоответствующих ресурсов, согласованию с ними объемов продажи (покупки),предельных уровней цен и т. п. Эти данные включаются в протоколы, представляемыекаждой из сторон соглашения о межрегиональных поставках. После подписаниясоглашения работниками исполнительных органов должна быть проведена проверкафактического заключения договоров между поставщиками и покупателями, заменанедобросовестных субъектов исправными. Должен осуществляться контроль зафактическим выполнением поставок, в том числе встречных, по межрегиональнымсоглашениям.
Еще одну группу составляют соглашения органов исполнительнойвласти и местного самоуправления с производственными и. торговыми организациямипо вопросам хозяйственной деятельности. Эти договоры чрезвычайно важныдля использования возможностей органов исполнительной власти и местногосамоуправления в деле развития производства и торговли на своей территории,решения различных экономических и социальных задач.
Здесь следует различать две группы договоров. Одни предусматриваютвыполнение необходимых хозяйственных работ в интересах населения даннойтерритории. Речь идет о строительстве общественных зданий, прокладкеинженерных коммуникаций, ремонте дорог, уборке улиц и т. п. Такие работы должнызаказываться на основе конкурса и оплачиваться из средств бюджета. Подобныедоговоры носят гражданско-правовой характер и не представляют интереса длякоммерческого права.
От них следует отличать договоры органов исполнительнойвласти и местного самоуправления с предпринимательскими организациями опринятии последними на себя обязанностей содействия развитию экономики даннойтерритории и решению социальных задач. Закон запрещает вмешательство вдеятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому единственным способом привлеченияпредпринимателей к участию в решении местных проблем является заключениевластными структурами договоров с производственными и торговыми организациями.
В правовой литературе указанные договоры называют управленческимиили административными. По содержанию они относятся к типу организационныхдоговоров. Они способствуют выявлению территориальных ресурсов для развитияэкономики, улучшения условий труда и быта граждан. В отдельных регионах странызаключение таких договоров внедрено в постоянную практику. Подобные договорызаключаются и за рубежом.
В отношениях с организациями-изготовителями такие договоры могутпредусматривать обязанности сохранения объемов производства или освоениявыпуска социально значимых групп товаров, сохранения неизменным уровня цен наподобные товары, поддержания или установления кооперационных связей попоставкам необходимых ресурсов производителям своего или других регионов.
В договорах с торговыми организациями может предусматриватьсяобязанность поддерживать наличие определенного ассортимента товаров длясоциально незащищенных слоев населения, продажи товаров со скидкой с ценыотдельным группам граждан (пенсионерам, инвалидам и др.). Может устанавливатьсяобязанность магазинов принимать на реализацию товары от местных производителей,чтобы содействовать развитию производства и продаж товаров своего региона,снижению цен.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления располагаютширокими возможностями, чтобы добиться от предпринимателей заключения подобныхсоглашений. Так, они могут в качестве эквивалента предоставлять земельныеучастки и помещения для аренды по дифференцированным ставкам платы с учетомдополнительных затрат арендатора на местные нужды. Предпринимателям могутустанавливаться льготы по уплате региональных и местных налогов.Соответственно, невыполнение предпринимательской организацией принятых на себяпо договору обязанностей будет влечь лишение предусмотрены льгот и другиеотрицательные последствия.
В законодательстве нередко встречаются ориентировки на договорноерегулирование отношений между органами исполнительной власти ипредпринимательскими организациями. Так, п. 11 постановления Правительства РФот 15.04.98 № 393 обязывает органы агропромышленного комплекса заключать ссельскохозяйственными организациями соглашения, предусматривающие обязательствапо объемам производства продукции и встречным мерам государственной поддержки.В числе встречных мер предусмотрено согласование с организациями —производителями удобрений и химикатов предельных уровней договорных цен в интересахсела.