Министерствообразования Российской Федерации.
Южно-УральскийГосударственный Университет.
Юридическийфакультет.
Учебнаядисциплина – «Гражданское право».
Оптоваякупля-продажа в современном российском гражданском праве: приоритеты правовогорегулирования.
(курсоваяработа)
Выполнил:
студентдневного отделения
группы 313
Алексеев В.А.
Проверил:
научныйруководитель
к.ю.н.,доцент Богдановская Г.Н.
Челябинск, 2008г.
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1: Общие положения об оптовойкупле-продаже и поставке………….6
§1.Понятие оптовой торговли…………………………………………................6
§2.Понятие и правовое регулированиеоптовой купли-продажи и поставки…………………………………………………………………………..9
§ 3. Структура договорных связей вдоговорах оптовой купли-продажи и поставки…………………………………………………………………………13
Глава 2: Место договора оптовой купли-продажи в системе российскогоправа……………………………………………………………………………...16
§1. Связь оптовой купли-продажи срозничной торговлей………………...16
§2.Дифференциация оптовой купли-продажии поставки…………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Библиография…………………………………………………………………..24
Введение.
Два предыдущихдесятилетия ознаменованы для нашей страны коренными переменами во всех сферахобщественной жизни. Не обошёл ветер перемен стороной и сферу правовогорегулирования экономического сектора Российской Федерации.
Наряду с отказом откомандных методов регулирования экономики, государство закрепила в своихправовых источниках принципы свободной – рыночной экономики, дав возможностьпроявлять инициативу отныне свободным и равным в правовом отношении субъектам.С появлением качественно новой общности – предпринимателей назреланеобходимость перестраивать и детально регламентировать законом их права,организационно-правовые формы организации их деятельности, создавать новыеформы хозяйственных связей, новые формы договоров. Наиболее распространенным впредпринимательской деятельности, опосредующим оптовый товарооборот договоромявляется договор поставки.
Наследием советскогоправа и командно-административной системы в целом являются элементы договорапоставки, характеризующие ограничение свободы договорного регулированияотношений предпринимателей нормами административного, финансового права,предопределяющие приоритет волевых решений государственных органов ввыстраивании каналов товародвижения и хозяйственных связей.
В главе 30 ГК РФ выделенпараграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе обобщих положениях не даётся оснований для разграничения между видами реализационныхдоговоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора. Однакоосновной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничнуюкуплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулироватьоптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи внынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. Врезультате наиболее значимый договор рыночных отношений – оптовой купли-продажи– регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже вразных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного видадоговора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей кзаключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуютобъективные основания.
Вместес тем, за рамками правового регулирования остаются как само понятие оптовойторговли, так и правовые статусы: субъектов торгового оборота (дилеров,дистрибьюторов, торговых домов, оптовых объединений); субъектов, организующихоптовый оборот (оптовых ярмарок, промышленно-торговых выставок,оптово-продовольственных рынков). Также, нельзя не вспомнить в данном контекстепроблему дуализма частного права, выражающуюся в сложности взаимодействиядинамично развивающегося оптового торгового оборота и статично фундаментальнойотрасли российского гражданского права, регулирующей имущественный и торговыйоборот.
Цель данной работызаключается в исследовании договоров оптовой купли-продажи и поставки с точкизрения опосредования ими оптового товарооборота, а также построение моделиинститута норм на основе выводов исследования. Цель в процессе исследованиядостигается путём решения следующих задач:
1. определениесмысла и особенностей оптовой торговли;
2. определениепонятий и особенностей правового регулирования договоров оптовой купли-продажии поставки;
3. изучениеособенностей договорных связей в договорах оптовой купли-продажи и поставки;
4. определение местадоговора оптовой купли-продажи в системе российского права (выявление общих иотличительных черт договоров).
В процессе проведенияисследования задействованы: формально-юридический метод правовой интерпретации,заключающийся в изучении специфики, значимых условий, сущности и содержаниядоговора поставки; метод правового моделирования, задействованный во внесениипредложений по изменению действующего гражданского законодательства; а такжетеоретический метод абстрагирования и анализа, использованный длятеоретического определения оптовой купли-продажи в сферу регулированияпредпринимательского права.
Для проведённого исследования былизадействованы различные источники. Правовую базу работы составляют: ГражданскийКодекс Российской Федерации (далее ГК РФ)[[1]];Федеральные законы: № 60-ФЗ от 13.12.1994 г. «О поставках продукции дляфедеральных нужд»[[2]];N 53-ФЗ от 02.12.1994 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд»[[3]];ПостановлениеПленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных сприменением положений ГК РФ о договоре поставки»[[4]].
Определенныйвклад в решение поставленной данной работой проблемы, внесли современныеотечественные цивилисты — Н. К. Фролова, В.О. Анохин, И. П. Вахнин, Н. О.Ваденин, В. П. Грибанов, Л. Я. Данилова. В своих работах, раскрывая сущностьпризнаков, как договора поставки, так и оптового товарооборота, учёныеуказывают на очевидные и требующие разрешения проблемы правового регулированияв исследуемой сфере.
Глава 1:Общие положения об оптовой купле-продаже и поставке.
§1.Понятиеоптовой торговли.
Как поставка, так иоптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однаков данной области необходимо выделять различные секторы. Одним из основныхсекторов (участков) товарного обращения является оптовая торговля.
В понимании оптовой торговлинет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предлагаютназывать различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участиемпосреднических организаций и т.д. Оптовая торговля представляет собой отрасльэкономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарномобеспечении системы розничной торговли. Оптовую торговлю можно понимать какдеятельность по перемещению товаров на основе возмездных сделок отизготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессурозничной продажи как важный и обязательный этап.
В соответствии с ГОСТ Р51303-99 оптовой торговлей признается торговля товарами с последующей ихперепродажей или профессиональным использованием. Такое определение оптовойторговли является предельно общим и не позволяет различать существующие в нейкачественно отличающиеся направления (области).
Наряду с вышеизложеннойвыше общей трактовкой следует выделять оптовую торговлю в специальном значениикак торговлю товарами, которые предназначены для последующей перепродажипредприятиями розничной торговли. Предлагаемое понимание оптовой торговлиявляется сходным с использовавшимся в советский период и вместе с тем имеющимотличия от предлагаемого в ГОСТ Р 51303-99. Главным отличительным признаком оптовойторговли в предлагаемом понимании является то, что продажа товаровизготовителями или оптовыми организациями предназначена для передачи их нелюбому потребителю, а исключительно организациям розничной торговли(индивидуальным торговым предприятиям) для последующей реализации населению.
Таким образом, оптоваяторговля в рассматриваемом виде выполняет посредническую роль междупроизводством и розничной торговлей. Осуществляя непосредственные связи междупроизводством и потреблением, оптовая торговля призвана обеспечить поступлениев розничную торговую сеть товаров высокого качества и в необходимомассортименте. Это возможно выполнить лишь путем обязательного предъявления корганизациям-изготовителям товаров и посредникам требований, вытекающих изучета потребительского спроса населения.
Конечная цель даннойдеятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса втоварах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте инеобходимом количестве. По своему содержанию оптовая торговля состоит втоварном обеспечении системы розничной торговли и предшествует процессурозничной продажи как важный и обязательный этап.
Участниками оптовойторговли выступают, прежде всего, производители товара. Другие важные ееучастники – оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющиеразные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступаюторганизации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели).Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предпринимательскийхарактер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлеченияприбыли и носит систематический характер.
В товарном обращениипомимо оптовой торговли имеются другие участки. Так, важнейшей областью служитобеспечение материальными ресурсами всех видов производственных и иных(медицинских, учебных, культурных, управленческих и т.д.) организаций иучреждений. Продажа ресурсов этим потребителям представляет деятельность,отличную от оптовой торговли. Она традиционно именуется материальнымснабжением. В материальном снабжении чаще используется договор поставки.
Выяснение сущностиоптовой торговли, таким образом, дает основания для выделения первичныхотличительных признаков, характеризующих оптовую куплю-продажу:
1) определенная сфераприменения – оптовая торговля;
2) специальныйсубъектный: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.
§2.Понятиеи правовое регулирование оптовой купли-продажи и поставки.
Процесс развития рыночнойэкономики в России несколько опережает соответствующую законодательную базу. Вобласти торговой деятельности это наглядно проявляется именно в отношенииоптовой торговли. Так, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу,разработчики кодекса не нашли возможным выделить и отдельно урегулироватьоптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Предполагаемой причиной такогоотношения к оптовой купле-продаже может признаваться то обстоятельство, чтотрадиционно оптовая купля-продажа регламентировалась и продолжаетрегламентироваться нормами о договоре поставки.
Такой подход несогласуется с зарубежной и внешнеторговой практикой. Во всех зарубежных странахосновным договором, регулирующим отношения в сфере оптовой торговли, являетсядоговор купли-продажи. Для регламентации внешнеторгового оборота в 1980 г. ООНбыла принята Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров,на базе которой заключается большинство внешнеторговых договоров. Вследствиеэтого стороны даже при заключении «внутренних» торговых договоров обращаются кмеждународному законодательству, правовые нормы которого, касающиесяосуществления торговой деятельности, разработаны более детально и масштабно.Таким образом, предприниматели вынуждены самостоятельно преодолевать пробелы вотечественном законодательстве.
Следует учитывать, чтовопросы, возникающие в данной области товарного обращения, имеют огромноезначение, поскольку от их непосредственного решения зависит уровеньобслуживания конечных потребителей, т. е. всего населения страны, ассортимент икачество товаров, предлагаемых гражданам. В свою очередь, это позволяет должнымобразом обеспечить осуществление потребительских прав граждан, что представляетсобой один из важных аспектов осуществления прав человека.
Таким образом,соответствующие вопросы в силу их значимости не могут быть оставлены наусмотрение самих сторон, их волевое решение. По всей видимости, необходимоввести в российский деловой оборот специальный договор – договор оптовойкупли-продажи, основная задача которого – более полное удовлетворение запросови защита законных интересов потребителя (гражданина). Следовательно, права иинтересы потребителя являются основополагающими в концепции разработки договораоптовой купли-продажи.
Отсутствие взаконодательстве в качестве самостоятельного вида договора оптовойкупли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традициидоговоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Приэтом из-за новизны поставленных задач, отсутствия необходимой правовой базы,низкой квалификации коммерсантов и юристов необходимые вопросы зачастуюостаются неурегулированными в договоре поставки. Это, в свою очередь, приводитк появлению на прилавках магазинов товаров ненадлежащего ассортимента икачества, а также по иным характеристикам не удовлетворяющих запросы населения.
В силу выработанныхтеорией и практикой признаков и свойств договора можно предположить следующееопределение оптовой купли-продажи. По договору оптовой купли-продажи однасторона – продавец (изготовитель товара, оптовый посредник) обязуется всогласованный срок или сроки передать в собственность покупателю вещи,предназначенные для последующей продажи населению в соответствии с требованиямитакой продажи, а покупатель (розничная торговая организация) принять вещи иоплатить их стоимость.
Договор же поставкиохватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельностипредпринимателей. По договору поставщик-продавец, осуществляющийпредпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок илисроки, производимые и закупаемые им товары покупателю для использования впредпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным,семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК). При этом подцелями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числеприобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качествеорганизации или гражданина — предпринимателя (оргтехники, офисной мебели,транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае,если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющегопредпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторонрегулируются нормами о розничной купле — продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). Вотдельных случаях для предпринимательских целей имущество может приобретаться ипо договору купли-продажи. Однако в этом случае количество единиц товара небудет многочисленным (оптом).
Поскольку эти двадоговора имеют различное правовое регулирование, нужно с особой тщательностьюподходить к выбору вида договора, опосредующего сделку по приобретениюимущества, и, что самое главное, наиболее полно и четко формулировать всеусловия договора.
При определении правовойприроды договора поставки, отграничении его от других договоров купли-продажинеобходимо учитывать цель приобретения товара. Обычно товар приобретается вцелях предпринимательства, его перепродажи, а также в иных целях, не связанныхс личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, тогда как общимиположениями о купле-продаже не определены цели приобретения. То же касается илиц, участвующих в поставке. Если в общих положениях о купле-продаже нетспециального указания на особенности субъектного состава, то в поставке ониесть. Так, в соответствии с нормами закона, продавец в договоре поставки долженосуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 506 ГК РФ). Им можетявляться как индивидуальный, так и коллективный субъект. Закон прямо не говорито покупателе, как о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность, ноиз целей данной покупки явствует, что иная, не связанная с личнымиспользованием направленность сделки предназначена для обеспечения деятельностилица в качестве организации или гражданина – предпринимателя.
Таким образом, провестиразличие между договорами оптовой купли-продажи и поставки следует, преждевсего, по цели заключения данных договоров. В широком смысле цель единая –предпринимательская, но, рассматривая более детально, можно отметить, чтоконечной целью оптовой купли-продажи является реализация товаров населению всоответствии с устанавливаемыми правилами такой продажи, тогда как в нормах одоговоре поставки таких указаний нет. Что касается субъектного составаисследуемых договоров, то здесь также имеются отличия. Если сторонами договораоптовой купли-продажи следует считать предпринимателей — изготовителя товара иоптового посредника с одной стороны и розничную торговую организацию – сдругой, то в законе имеется указание о предпринимательском характере деятельностилишь в отношении продавца-поставщика, тогда как покупателем может являтьсялюбое лицо.
§3.Структурадоговорных связей в договоре оптовой купли-продажи и поставки.
Структура основныхдоговорных связей представляет собой регулярные, наиболее крупные по объемам,по стоимости товаров, либо по иным причинам значимые для организации связимежду участниками исследуемых договоров.
Различают два вида связейпо реализации товара:
1) прямые связи –они устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара,причем под потребителями предлагается понимать организации, получающие товардля предпринимательских или хозяйственных нужд;
2) связи с участиемпромежуточных организаций. Здесь процесс продвижения товара опосредуетсянесколькими договорами, составляющими так называемую договорную цепочку.
Посредническиеорганизации могут выполнять разные функции. В основном они занимаютсяперераспределением полученных ресурсов, т.е. закупкой крупных партий товара идробной перепродажей его мелким потребителям. Однако немало российскихпосредников покупают партию товара в одном месте и затем перепродают эту жепартию в другом месте.
Дляпредприятия-изготовителя более выгодна продажа товара оптовому посреднику, а ненапрямую потребителю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу ореализации товара. Целый комплекс трудоемких и сложных операций перелагается напосреднические звенья. Нередко оптовые организации создают на предприятиях своиучастки и службы, принимающие товар прямо из цехов и занимающиеся его отгрузкойпокупателям. Изготовитель получает значительный выигрыш, снимая с себя задачупоиска покупателей, подбора партий товара, отгрузок по множеству адресов.Посреднические организации сами не используют товар, они отдалены отпотребителей.
Таким образом,установление связей с торговым посредником дает выгоды изготовителю. Однако всеони могут быть сняты в связи с тем, что цена оптовой продажи всегда ниже той,которую уплачивает непосредственный потребитель.
Для потребителей вобстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупныхпосредников возможности выбора структуры связей существенно ограничены. По мереразвития рыночных отношений проблема выбора структуры связей встанет и передпотребителями. Для потребителя решение вопроса о том, покупать ли товар уизготовителя либо у оптового посредника, также не может быть одинаковым. Выборструктуры связей должен осуществляться с учетом тех преимуществ, которые даетпервая и вторая структура.
Заключение договора соптовым посредником предполагает два варианта отгрузки товара:
1) транзитнаяотгрузка, когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу вадрес потребителя;
2) складскаяотгрузка. При ней товар доставляется от изготовителя сначала на складпосредника и уже затем переотправляется потребителю.
Транзитная отгрузка недаёт потребителю никаких выгод. Более того, приходится платить наценкупосреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственноизготовителем. При складском режиме поставок потребителю следует выяснять,какие преимущества дает ему участие посредника. Преимущество прежде всего можетсостоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасысоответствующего товара. Нет необходимости в складских помещениях, в расходахна хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно получить нужноеколичество ресурсов со склада снабженческой организации. Важно лишь точнознать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удовлетворениязапросов потребителей. Если такой гарантии нет, то запас придется создаватьсамому потребителю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.
Для потребителейпредставляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способеноказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:
1) подборкаассортиментных групп товара, составление комплектов изделий, производимыхразными изготовителями. Сами производители просто не в состоянии оказыватьтакие услуги;
2) предпроизводственнаяподготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласнозаказам покупателя;
3) расфасовка иупаковка товара в количествах, удобных для потребителей.
Имеется множество другихуслуг, которые способны оказывать посреднические организации. Нередко толькочерез посредников, из создаваемых ими запасов можно приобретать малыеколичества изделий, получать запчасти для снятого с производства оборудования.Для изготовителей осуществлять отпуск мелких партий или сохранять производстводеталей к старым видам машин крайне невыгодно.
Конкуренция заставляетпосредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабоиспользуется возможность расширения видов услуг, предоставляемых потребителям.Организации оптовой торговли используют свои складские площади всегонаполовину, остальные сдают в аренду, хотя площади могли бы использоваться дляопераций с товаром.
Исследовав особенностиоптовой торговли, а, также дав определения договорам поставки и оптовойкупли-продажи, обозначив проблемы правового регулирования в данной области насегодняшний день, и отобразив структуру связей договоров данного типа, можноговорить об объективно существующей проблеме правового регулированияобщественных отношений в сфере оптовой торговли. Существует необходимостьзакрепления договорно-правового института оптовой купли-продажи, отвечающегособлюдению интересов всех заинтересованных сторон оптового товарооборота.
Глава 2:Место договора оптовой купли-продажив системе российского права.
§1.Связьоптовой купли-продажи с розничной торговлей.
Для рассмотрения функциональныхи содержательных особенностей договора оптовой купли-продажи необходимопроанализировать связь оптовой торговли с розничной торговлей. Розничнаяторговля в отличие от оптовой имеет свои особенности. Этот вид торговли,характерным для которого является реализация товаров конечному потребителю,служит завершающим звеном в сфере товарного обращения. Операции, выполняемые наэтой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны снепосредственным обслуживанием граждан-покупателей. Следовательно, основнаяфункция розничной торговли состоит в удовлетворении потребительского спросанаселения. Договор розничной купли-продажи является основным договором,регулирующим отношения розничных торговых организаций с покупателями.
Следует отметить, чтоучастники этого договора находятся в неравном положении. Гражданин, выступая вкачестве покупателя, не обладает профессиональными навыками в сфере торговли. Врозничной торговой организации ему противостоит специальный субъект – торговыйпредприниматель, коммерсант. Коммерсант – это тот, кто по роду своих занятийобладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров,являющихся предметом сделки.
Таким образом, торговоеобслуживание населения предполагает наличие со стороны работников розничнойторговой организации специальных знаний или опыта в области торговойдеятельности. Гражданин-потребитель, в свою очередь, такими знаниями и опытомне обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, законпредоставляет повышенную защиту более слабой стороне – покупателю (гражданину).В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, регулирующихотдельные сферы потребительского законодательства. Перечень нормативных актовоткрывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан иустанавливает гарантии осуществления этих прав.
Основное регулированиеотношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом РФ иЗаконом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Важное значениедля розничной торговли имеют и другие нормативные акты. ПостановлениемПравительства РФ от 19.01.98 № 55 утверждены в новой редакции Правила продажиотдельных видов товаров. Правила предусматривают различные правовые иорганизационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечениеинтересов населения. Продажа товаров организациями розничной торговли должнаосуществляться в строгом соответствии с названными Правилами продажи отдельныхвидов товаров.
Установленные требованияадресуются розничным торговым организациям с целью обеспечения интересовграждан-потребителей. Однако, для того, чтобы все эти установления реальноосуществлялись, они должны быть предусмотрены в договоре оптовой купли-продажи,заключаемом с этими лицами. Другими словами, необходимо предусмотреть вдоговоре условия, отражающие специфику продажи товаров народного потреблениядля розничной продажи, вытекающую из требований Закона «О защите правпотребителей» и других правовых актов, определяющих порядок применения этогозакона.
Таким образом,условия, предусмотренные для розничной торговли, одновременно создают видовыеотличия договора оптовой купли-продажи. В связи с этим, ключевыми условиямидоговора оптовой купли-продажи должны быть следующие:
— обязанность продавца(изготовителя или оптовика обеспечить наличие на каждом изделии необходимоймаркировки либо ярлыков с данными о товаре, предусмотренными законом и иныминормативными актами о защите прав потребителей;
— обеспечениепредоставления продавцом для покупателя копий сертификатов качества и иныхсертификатов, заверенных в установленном порядке, либо наличия на изделии знакасоответствия;
— определениеорганизации, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийныйремонт и техническое обслуживание изделий, предоставленных к продаже;
— установлениеобязанности изготовителя или оптовика заключить с организацией, осуществляющейгарантийный ремонт и техническое обслуживание, договор о гарантийном илисервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары;
— условия, касающиесяпредмета договора, которые состоят в необходимости расфасовки товара вколичествах, приемлемых для покупателей, применения упаковки, удобной дляпользования и хранения.
В связи с этим, общееназначение договора оптовой купли-продажи состоит во всемерном обеспечениирозничной торговой сети необходимыми товарами, соответствующими требованиямтакой продажи, и расширении возможности защиты прав потребителей.
§2.Дифференциацияоптовой купли-продажи и поставки.
Квалифицирующимипризнаками, отличающими договор оптовой купли-продажи от иных видов договоракупли-продажи, могут быть признаны следующие особенности этого договора.
Во-первых, особыйсубъектный состав данного договора, характеризующийся тем, что участникамиданного договора выступают, прежде всего, производители товаров, оптовыеторговые и иные посреднические организации, осуществляющие различные видыопераций по продвижению товаров, а также организации розничной торговли (илииндивидуальные торговые предприниматели).
Во-вторых, необходимымпризнаком действий участников договора служит их предпринимательский характер.Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носитсистематический характер. Предпринимательский характер в договоре оптовойкупли-продажи присутствует в действиях, как продавца, так и покупателя.
Что касается договорапоставки, то в нем покупателем может быть не только предпринимательскаяорганизация или учреждение, а даже гражданин, использующий товар для целей, несвязанных с личным, семейным, домашним и иным подобным назначением.
Таким образом,предпринимательский характер, присущий договору оптовой купли-продажи, взначительной мере отличает его как от договора поставки (поставки товаров длягоснужд), так и от договора контрактации, цель которых состоит в обеспеченииматериальными ресурсами различных потребителей.
В третьих, этот договорпредполагает последующую перепродажу товара предприятиями розничной торговлигражданам. Таким образом, за договором оптовой купли-продажи с необходимостьюследует розничная купля-продажа, что также является существенным отличительнымпризнаком данного договора, определяющим его направленность на обеспечениерозничных торговых организаций товарами, необходимыми для нужд населения.
Принципиальные отличияимеются в предмете и требованиях к содержанию договора оптовой купли-продажи идругих смежных договоров. Учитывая тот факт, что за договором оптовойкупли-продажи следует, как правило, розничная продажа, то предметом договорамогут быть только товары, которые предлагаются впоследствии к продаже врозничную торговую сеть.
В отличие от этогопредметом договора поставки могут быть любые вещи, независимо от того,предназначены они или нет для продажи населению. Важно отметить, что реализацияимущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя ина основании специальных разрешений, но по договору поставки.
Основными целями договораоптовой купли-продажи, предполагается выделить:
— обеспечение ритмичногои бесперебойного поступления в розничную торговую сеть необходимых товаров;
— обеспечение структурытоварного ассортимента, максимально удовлетворяющего потребительские интересыграждан-покупателей;
— постоянное обновление иулучшение товарного ассортимента, максимально удовлетворяющего потребительскиеинтересы граждан-покупателей;
— поступление в розничнуюторговую сеть товаров высокого качества;
— поступление товаров вупаковке и расфасовке, удобных для последующего пользования и хранения;
— обеспечение полнотыинформации покупателя об основных характеристиках, порядке использования ихранения товара, гарантийном сроке и сроке годности;
— обеспечение дляпокупателя возможности замены товара ненадлежащего качества доброкачественным;
— обеспечение возможностиполучения гарантийного ремонта и сервисного обслуживания товаров.
Таким образом, выявленанеобходимость создания отдельного института правовых норм «оптоваякупля-продажа», ввиду неприспособленности договора поставки для полноценногорегулирования отношений в сфере оптовой торговли, надлежащего соблюдения правпотребителей.
Ввидуобъективно-существующих современных условий развития рыночных отношений вообщеи перехода из социалистической системы-хозяйствования в капиталистическую,постепенно отпадает необходимость использования договора поставки в его значениикак договора, опосредующего оптовый товарооборот. Данный институт представляетсобой рудиментарное явление, присущее эпохе плановой экономики. Представляетсянеобходимым и настоятельно рекомендуется дальнейшее реформирование договорнойсистемы, а в частности – выделение в качестве правового института оптовойкупли-продажи, сочетающей в себе не только опыт правотворческой деятельностизарубежных стран, но и учесть существующие элементы договора поставки в частиопосредования отношений оптовой торговли.
Заключение.
Исследовавдоговоры поставки и оптовой купли-продажи, их основные характеристикивыделяются многие специфические особенности, присущие их предпринимательскойсущности, а именно как форме существования оптовой торговли.
Наряду с этим, назрелаявная необходимость правового регулирования отдельных элементов оптовоготоварооборота вообще. Так, необходимо включить в законодательное определениесубъекта оптовой торговли такие признаки, как: предпринимательская или инаяпрофессиональная цель перепродажи партий товаров, профессиональное началоосуществляемой предпринимательской деятельности, приобретение и перепродажатоваров является для этих лиц основной деятельностью.
Что касается определениядиспозитивных условий соглашения, то в этом случае стороны не должны надеятьсяна указания власти или закона; это сфера договорного регулирования. Упомянув одиспозитивности, нельзя не сказать о необходимости окончательного перехода срельс командно-административной системы хозяйствования на качественно новый уровеньэкономических взаимоотношений, решающим фактором в которых является не волевоерешение власти, а инициатива свободного, наделенного правами, сзаконодательно-закрепленным правовым статусом субъекта предпринимательскойдеятельности.
В этом же контекстенеобходимо напомнить, как уже было сказано выше, включения норм, регулирующихпредпринимательские отношения по вопросам оптовой купли-продажи качественно вотрасль российского предпринимательского права с последующим изданиемпредпринимательского кодекса. Это также поспособствует разрешению проблемыдуализма частного права.
Наоснове сделанных выводов, предлагается сконструировать из уже существующих нормдоговора поставки, а также выработанных в практике осуществленияпредпринимательской деятельности принципов оптовой торговли единыйдоговорно-правовой институт оптовой купли-продажи, наиболее полно отвечающийтребованиям всех заинтересованных сторон. Помимо являющихся основой норм одоговоре поставки, данный институт предположительно должен включать основные,детально регламентированные правовые статусы субъектов оптовой купли-продажи(дилеров, дистрибьюторов, торговых домов, оптовых объединений); субъектов,организующих оптовый оборот (оптовых ярмарок, промышленно-торговых выставок,оптово-продовольственных рынков). При этом, правовое регулирование данногоинститута следует полностью передать отрасли гражданского(предпринимательского) права, отстранив от руководства данной сферойадминистративное и финансовое право.
Формойзакрепления вышеуказанных изменений предлагается, на первом этапе, избратьинтегрированный в ГК РФ новый параграф №3 «Оптовая купля-продажа», такимобразом, заменив договор «Поставка товаров». Впоследствии, для более детальнойрегламентации положения субъектов оптовой купли-продажи и других важных условийи принципов, следует разработать новые нормы с последующим включением их впредпринимательский кодекс, необходимость принятия которого с каждым годомвозрастает.
Совокупностьвышеперечисленных правовых норм должна разрешить сложившуюся коллизию иурегулировать деятельность организаций, соблюдая при этом гражданско-правовыепринципы. Решение проблем в области правового регулирования оптовоготоварооборота неизбежно влечёт решение проблем в экономической сфере испособствует дальнейшему прогрессу, приспособлению к экономическим реалиямсовременности.
Библиография.
РАЗДЕЛ 1.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
1. ГражданскийКодекс Российской Федерации. Часть первая от 21.10.1994г.// Собраниезаконодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
2. Федеральныйзакон № 60-ФЗ от 13.12.1994 г. «О поставках продукции для федеральных нужд»//Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3540.
3. Федеральныйзакон N 53-ФЗ от 02.12.1994 «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»// Собраниезаконодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3303.
РАЗДЕЛ 2.ЛИТЕРАТУРА.
1. Анохин В. О. Осоотношении договоров купли-продажи и поставки // Хозяйство и право. 1993. № 1.
2. Анохин В. О.Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. 1996. № 1.
3. Брагинский М. И.,Витрянский В. В. Договорное право, часть 2. М., 2001.
4. Вахнин И. П.Формулирование условий и заключение договора поставки продукции // Хозяйство иправо. 1996. № 9, № 11, № 12. 1997. № 1.
5. Гражданскоеправо. Часть 2: Учебник. Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.
6. Гражданскоеправо. Часть 2: Учебник. Под ред. М.В. Осиповой. М., 1997.
7. Гражданскоеправо. Часть 2: Учебник. Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С-П., 1996.
8. Грибанов В. П.Ответственность сторон по договору поставки. М., 1962.
9. Данилова Л. Я.Гражданско-правовые основания ограничения принципа свободы договора призаключении договора поставки товаров для государственных нужд // «Актуальныепроблемы права России и стран СНГ-2004». Материалы VI международной научно-практической конференции (1-2апреля 2004 г.). Челябинск, 2004.
10. Пугинский Б. И.Коммерческое право России. М. 2003.
11. Фролова Н. К. Квопросу о понятии субъекта оптовой торговли // «Актуальные проблемы праваРоссии и стран СНГ-2004». Материалы VI международной научно-практической конференции (1-2 апреля 2004 г.).Челябинск, 2004.
РАЗДЕЛ 3.МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
Постановление Пленума ВАС РФ от22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГКРФ о договоре поставки»// «Вестник ВАС РФ», N 3, 1998.