МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Заочноеотделение
Кафедра
Теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине
Административное право
На тему:
10.Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса
Выполнила студентка
группы ЮЗВ 30
_______________/
Подпись студента (ФИО студента)
№ зач. книжки
27 ноября 2010 г.
принял
_______________/_ Профессор, д.ю.н. _
________________
Подпись преподавателя (ФИО преподавателя)
«_____»_____________________ 2010 г.
Таганрог2010 г.
Содержание
Введение
Понятиеи виды обращения граждан
Правоваяоснова обращения граждан
Общийпорядок подачи и рассмотрения обращений граждан
Устныеобращения
Письменныеобращения
Срокирассмотрения письменного обращения
Заключение
Списоклитературы
Введение
В отличие от советскихконституций на первое место в Конституции 1993 года выдвинуты гражданские(личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом — экономические, социальные и культурные. Особое внимание в данной главеКонституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод.Статьями 33 и 46 Конституции Российской Федерации определено, что гражданеРоссийской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления.
Обращения граждан являются одним из источниковинформации о социально-экономическом положении различных групп населения или ихместе проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях.Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, взначительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженностив обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению ихсвязи с населением.
Степень разработанностипроблемы.
Анализ юридическойлитературы показал, что институту обращения граждан уделялось пристальноенаучное внимание как в советский период, так и с принятием КонституцииРоссийской Федерации 1993 г. и Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.Этой проблемой в разных аспектах занимались такие ученые, как А. Н. Алистратов,П. А. Астафичев, А. В. Беляев, Р. Ч. Бондарчук, И. А. Бородин, Н. В. Витрук, Е.Е. Глушко, М. В. Головацкая, В. А. Карташкин, Е. И. Лыскова, М. В. Мархгейм, Л.А. Нудненко, Д. Е. Потяркин, Е. В. Прокопьев, Н. Ю. Хаманева и др.
Общетеоретические иконституционно-правовые вопросы принципов организации, функционирования ивзаимодействия государственных органов исследованы в трудах М. В. Баглая, Н. А.Бобровой, Л. М. Карапетяна, И. Ю. Козлихина, О. Е. Кутафина, И. В. Левакина, В.С. Нерсесянца, Л. И. Никоновой, В. Н. Самсонова, Е. В. Самсоновой, М. Д. Сомова,Е. Е. Тонкова, Б. Н. Топорнина, В. А. Черепанова, В. Е. Чиркина и др.
Юридические проблемы иособенности рассмотрения обращений граждан в отдельных государственных органахраскрыты такими учеными, как П. П. Баранов, В. Н. Бутылин, Г. А. Грузнова, О.Н. Доронина, А. В. Ищенко, М. В. Костенников, В.О. Лучин, В. В. Любогощинский,А. Е. Новикова, Е. М. Переплеснина, А. С. Плетень, В. А. Сафронов, С. В. Рыбак,А. В. Чаптыков, др.
Понятиеи виды обращения граждан
Статья 4. Федеральногозакона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской Федерации» дает понятие обращение гражданина (далее — обращение) как направленное в государственный орган, орган местногосамоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление илижалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, органместного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные вданном Законе:
1. предложение- рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативныхправовых актов, деятельности государственных органов и органов местногосамоуправления, развитию общественных отношений, улучшениюсоциально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2. заявление- просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав исвобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушениизаконов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственныхорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикадеятельности указанных органов и должностных лиц;
3. жалоба- просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свободили законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Статья 2 Законазакрепляет две формы обращения: личное и письменное.
Личное обращениезаключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме вгосударственно или муниципальном органе или у должностного лица.
Письменное обращениеможет заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче вканцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документальнооформленных обращений.
Коллективное обращение- обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосованияили сбора подписей участников митинга или собрания. Правовая основа обращения граждан
обращениегражданин заявление
Основным документом,определяющим правовую основу обращения граждан является Конституция РФ. Федеральныйзакон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации» устанавливает единые принципы рассмотрениякомпетентными органами государственной власти и местного самоуправления и ихдолжностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.
Закон РоссийскойФедерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан(по состоянию на март 2009 г.вред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)
ПостановлениеПравительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452
«О Типовомрегламенте внутренней организации федеральных органов исполнительнойвласти»(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)
Приказами отдельныхминистерств и ведомств были так же утверждены инструкции по работе собращениями граждан:
- Приказом Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2010 года N 70/122. утверждена Инструкция опорядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации опроисшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан;
- ПриказМВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 «Об утверждении Инструкции по работе собращениями граждан в системе МВД России» (с изменениями от 11 января, 27августа 2010 г.);
- ПриказМИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986 «Об утверждении „Инструкции оработе с обращениями граждан и приеме посетителей в ПредставительствеМинистерства иностранных дел Российской Федерации на территории РоссийскойФедерации“;
- ПриказМЧС РФ от 15 июня 2004 г. N 283 „Об утверждении Инструкции о порядкеприема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных спожарами, и иной информации о пожарах“;
- ПриказМО РФ от 28 декабря 2006 г. N 500 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ СОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ и др.
Обращения работников вкомиссию по трудовым спорам регулируются ст.378 Т К РФ.
Федеральный закон от02.05.2006 г. № 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации“ в п.2 ст.3 предусматривает для субъектов РФ возможностьдетализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами.Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только всторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не всторону их ущемления.[1]Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан,законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяетих положения на следующие обращения:
- обращения,связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями,порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
- обращения,рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражногосудопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
- обращения,отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенцииКонституционного Суда Российской Федерации, а законодательством субъектовРоссийской Федерации — к компетенции конституционного (уставного) суда того илииного субъекта Федерации;
- обращения,направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации иУполномоченному по правам человека субъектов Федерации;
- обращения,вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций иобщественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, ихуставами и положениями;
- запросыв архивы;
- иныеобращения, в отношении которых законодательством Российской Федерацииустановлен специальный порядок рассмотрения.[2]/>
Общийпорядок подачи и рассмотрения обращений граждан
Граждане реализуютправо на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права наобращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Для реализации этогоправа не нужно чьего-либо предварительного согласия. Работа с обращениямиграждан рассматривается в законодательстве как одно из направлений реализациигосударственным органом своей компетенции, а потому осуществляется бесплатно.
В отличие от порядка,установленного Законом, обжалование в суд действий и решений, нарушающих праваи свободы граждан, оплачивается государственной пошлиной.
Заявитель можетуполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы подоверенности, заверенной нотариусом. Заявления или жалобы в интересахнесовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законныепредставители, а также органы опеки и попечительства.
Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется направоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лицбез гражданства, за исключением случаев, установленных международным договоромРоссийской Федерации или федеральным законом (п.3 ст.1).
Принципподведомственности, установленный ч. 1 ст. 8 Закона, определяет, чтонаправленное гражданином обращение должно рассматриваться тем органом илидолжностным лицом, в чью компетенцию входит разрешение по существу вопросов,поставленных в обращении. При этом прямой обязанности граждан знать окомпетенции того или иного государственного либо муниципального органа, а такжедолжностного лица в Законе не установлено. Таким образом, при направленииобращений граждане вправе самостоятельно определять орган, в который ониобращаются. [3] Важнойгарантией является установление положения о том, что анонимные (без личнойподписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса)письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушениемуказанных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.
Устныеобращения рассматриваются в тех случаях, когдаизложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительнойпроверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращенияграждан, как правило, дается ответ в устной форме.
В отдельных случаяхввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либонеобходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лицадают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.
Устные обращенияграждан регистрируются по их поступлении и в случае необходимости ставятся наконтроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению кпроизводству.
Результатырассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведениязаинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации и субъекта Российской Федерации.
Письменныеобращения граждан также регистрируются по ихпоступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации.
Результатырассмотренных письменных обращений граждан также доводятся до сведениязаинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации и соответствующего субъекта Российской Федерации.[4]
Законом неустанавливается каких-либо требований ни к форме, ни к содержанию письменногоответа, единственное требование — это дача ответа по существу поставленных вобращении вопросов.[5]
Согласно Федеральномузакону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации»,запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственныйорган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикойдеятельности указанных органов или должностного лица либо в целяхвосстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав,свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотренииобращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, атакже сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Неявляется разглашением сведений, содержащихся в обращении, направлениеписьменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправленияили должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вобращении вопросов.
Статья 5. Определяетправа гражданина при рассмотрении обращения
государственныморганом, органом местного самоуправления или должностным лицом:
- представлятьдополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об ихистребовании;
- знакомитьсяс документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это незатрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанныхдокументах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственнуюили иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получатьписьменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключениемслучаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление опереадресации письменного обращения в государственный орган, орган местногосамоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решениепоставленных в обращении вопросов;
- обращатьсяс жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) всвязи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке всоответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращатьсяс заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В случае необходимостив подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращениюдокументы и материалы либо их копии.
Федеральным законом от27 июля 2010 г. N 227-ФЗ ч. 3 ст. 7 изложена в новой редакции, вступающей всилу с 1 января 2011 г.
Обращение, поступившеев государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу поинформационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке,установленном настоящим Федеральным законом
Статья 7 Федеральногозакона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации» закрепляет основныереквизиты обращения .
1. Впервую очередь в вводной части обращения указывается адресат (государственныйорган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностноголица, которому подается обращение и его должность). Далее гражданин указываетсвои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержитсвоеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Какправило, гражданин России имеет отчество. Данный подход реализован для случаевподачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. Ввводной части указывается так же адрес гражданина. Это необходимо дляпоследующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации.Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.
2. Восновной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращаетсягражданин, доводы на которых основываются просьбы и предложения, а так же самипросьбы и предложения.
3. Завершаяобращение, гражданин ставит свою подпись, а так же указывается дата подачиобращения.
В Законе не приводитсятермин „анонимные обращения“, зато он употребляется в Типовомрегламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Канонимным Типовой регламент относит те сообщения, которые не содержат: фамилию,имя, отчество и почтовый адрес, а также подпись автора. Если в таком обращении,а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемомили совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем,совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственныйорган в соответствии с его компетенцией.[6]
4. Письменныеобращения желательно подготовить в двух экземплярах — на втором экземпляреставится подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариатаили канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а также дата принятия.
ч. 6 Ст.7 закрепляетрежим оборота обращений, поступивших в государственный орган, орган местногосамоуправления или к должностному лицу по такому специфическому каналу какинформационные системы общего пользования. Адрес электронной почты автора иэлектронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
Положения ст. 10 Рассмотрение обращениянеобходимо рассматривать в единстве с нормами ст. ст. 5 и 8 Закона, которые,как и в данной статье, содержат требования к процедуре рассмотрения обращения.В частности, в ст. 5 перечислены те права, которыми обладает гражданин прирассмотрении его обращения. Части 3 — 6 ст. 8 корреспондируют положениям,изложенным в ст. 10.
Данная статья содержитосновные требования, предъявляемые к процедуре рассмотрения обращения.
Законодатель счел необходимым передать вопрос о детальной регламентации процедуры рассмотрения обращенийграждан органам государственной власти, местного самоуправления или должностнымлицам, которые на основе общих принципов, закрепленных в федеральном законе, ис учетом специфики того или иного органа государственной власти, местногосамоуправления либо должностного лица должны разработать и закрепить внормативно-правовом акте конкретные процедуры рассмотрения обращений граждан.
Статья 11.Порядокрассмотрения отдельных обращений содержит перечень обращений,на которые субъекты последних не обязаны давать ответы по существу поставленныхвопросов. Закон выделяет шесть видов подобных обращений, причем по каждому изних, за исключением ситуации, предусмотренной ч. 1 статьи, предусмотренонаправление ответа.
1. В случае, если вписьменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, ипочтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение недается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом,совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, егоподготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению вгосударственный орган в соответствии с его компетенцией.
2. Обращение, в которомобжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрациивозвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядкаобжалования данного судебного решения.
3. Государственныйорган, орган местного самоуправления или должностное лицо при полученииписьменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительныевыражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членовего семьи, вправе оставить обращение без ответа ..
4. В случае, если текстписьменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается ионо не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, органместного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину,направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5. В случае, если вписьменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократнодавались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемымиобращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы илиобстоятельства, руководитель государственного либо уполномоченное на то лицовправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращениипереписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляетсягражданин, направивший обращение.
6. В случае, если ответпо существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашениясведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным закономтайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности датьответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостьюразглашения указанных сведений.
7. В случае, еслипричины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не могбыть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направитьобращение в соответствующий государственный орган, орган местногосамоуправления или соответствующему должностному лицу.Сроки рассмотрения письменногообращения
Важной гарантиейреализации прав граждан в рассматриваемом производстве является законодательноеустановление сроков и процедуры рассмотрения обращений.
Срок рассмотренияобращения гражданина определен в ч. 1 статьи 12 — 30 дней со дня регистрацииобращения. Как определено в ст. 8, поступившее обращение должно бытьзарегистрировано в течение трех дней. В большинстве органов государственнойвласти и местного самоуправления разработаны и действуют положения(регламенты), регулирующие различные вопросы, связанные с регистрацией ипрохождением входящих документов.
В ч. 2 ст. 12рассмотрены ситуации, допускающие увеличение сроков рассмотрения обращения на30 дней. Во-первых, это ситуация, предусмотренная ч. 2 ст. 10, т.е. тот случай,когда рассматривающий обращение субъект направляет запрос в иной орган илииному должностному лицу с целью получения необходимой информации относительновопросов, содержащихся в обращении. Как явствует из текста Закона,запрашиваемый субъект обязан дать ответ на запрос в течение 15 дней со дня егополучения. Во-вторых, такое продление срока возможно, как определилзаконодатель, «в исключительных случаях». Закон не содержит перечняисключительных случаев, и это, вероятно, вряд ли возможно, но, продлевая срокна 30 дней и сообщая об этом, как требует Закон, автору обращения, субъект,рассматривающий обращение, должен привести веские аргументы в пользу продлениясрока.
Заключение
Обращения граждан вгосударственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобамиявляются важным средством осуществления и охраны прав личности, укреплениясвязей государственного аппарата с населением, существенный источникинформации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросовгосударственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Все государственные иобщественные органы должны обеспечивать гражданам России необходимые условиядля осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией РоссийскойФедерации и федеральным законодательством прав вносить в письменной и устнойформе в государственные органы и общественные организации предложения обулучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться взаявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественныхорганов.
Являясь одной из формучастия граждан в управлении, обращения способствуют усилению контроля народаза деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой,бюрократизмом и другими недостатками в их работе.
Обращение может бытьподано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц,публичных прав и интересов.
Списоклитературы
Нормативныеправовые документы
1. КонституцияРоссийской Федерации .-М.: Эксмо, К 65 2010.-32 с. –(Законы и кодексы).
2. Федеральныйзакон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации“
3. ПравительствоРоссийской Федерации Постановление от 28 июля 2005 года N 452 О Типовомрегламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (сизменениями на 24 сентября 2010 года)
Комментарии кзаконодательству
4. БондарчукР. Ч. Прокопьев Е. В. Комментарий ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (постатейный)
5. СмушкинА.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ „О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации“. –
Периодическиеиздания
6. МинашкинА.В. Концепция развития административно-процессуального законодательства //Концепции развития российского законодательства: Сб. / Под ред. Т.Я. Хабриевой,Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М Юрист, 2007, N 7