Надзор заисполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности
СОДЕРЖАНИЕ
прокурорскийнадзор оперативный розыскной
1. Надзорза исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности
1.1 Сущность,понятие и задачи надзора за исполнением законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности
1.2 Предмети пределы надзора за исполнением законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности
1.3 Особенностипрокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Список использованныхисточников
1. Надзор за исполнениемзаконодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность, понятие изадачи надзора за исполнением законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности
Закон о прокуратуре,определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, чтопрокуратура в целях обеспечения верховенства права, единства и укреплениязаконности, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а такжеобщественных и государственных интересов осуществляет надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие.
Выделение надзора заисполнением законов указанными органами в отдельные направления по реализацииправозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органыосуществляют борьбу с преступностью.
Выполняя эти функции,прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ееорганизованными формами и коррупцией.
Рассматриваемые отраслипрокурорского надзора — приоритетные, поскольку борьба с преступностью — однаиз главных задач государства, особенно в настоящее время. Кроме того,осуществление борьбы с преступностью возложено на ряд органов, входящих вправоохранительную систему, которые наделены полномочиями, затрагивающими праваи свободы граждан, интересы общества и государства, что требует особоговнимания к соблюдению ими законности. Органы, осуществляющиеоперативно-розыскную деятельность, в том числе органы МВД, КГБ, таможенные иналоговые, следственные аппараты прокуратуры, МВД, КГБ, Департамента финансовыхрасследований КГК, наделены правом предварительного следствия. Именно они, хотяи являются органами предварительного расследования, принимают решение опривлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, принятии иныхпринудительных мер.
Практика показывает, чтоименно в этих органах при выполнении ими своих определенных законом функций ииспользовании предоставленных полномочий нередко нарушаются права и свободыграждан, допускаются нарушения законности.
Осуществляя правозащитнуюфункцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни однопреступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежалоустановленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимостьнаказания за совершенное преступление.
Прокурор обязан следитьза тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность,дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружениинарушений немедленно принимались меры к их устранению, восстановлениюнарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений закона. Борьба спреступлениями эффективна лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытияи недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственностиневиновных.
Задачиуголовно-процессуального закона, действующего на территории РеспубликиБеларусь, — обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовнымделам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод,интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия,изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебногоразбирательства и правильного применения уголовного закона.
Исходя из названныхтребований, сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводствеявляется:
— осуществление его натаком уровне, чтобы обеспечить своевременное и обоснованное возбуждениеуголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;
— своевременное раскрытиепреступления и проведение полного, всестороннего и объективного расследования,которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировалоневозможность привлечения к ответственности невиновного.
Таким образом, задачинадзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности, в ходе досудебного производства, при производствепредварительного следствия и дознания:
— обеспечить, чтобыоперативно-розыскная деятельность, оперативные и оперативно-розыскныемероприятия проводились на основании, в порядке и в соответствии сзаконодательством;
— обеспечить, чтобы ниодно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившеепреступление, не избежало установленной законом ответственности;
— обеспечить, чтобы никтоне подвергался необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
— обеспечить, чтобы никтоне подвергался незаконному задержанию или аресту;
— обеспечить неуклонноесоблюдение порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенныхпреступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовныхдел;
— обеспечить соблюдениепри расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовногопроцесса;
— строжайше соблюдатьтребования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявленииуличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;
— выявлять причины иусловия, способствующие совершению преступления, своевременное внесениепредставления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии сзаконом.
1.2 Предмет и пределынадзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности
В соответствии с Закономо прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства приосуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является соответствиезаконодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Согласно Закону от 9 июля1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) ОРДявляется государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свободи законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности обществаи государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласнооперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на тозаконом в пределах их компетенции.
В предмет прокурорскогонадзора входит законность следующих решений, принимаемых органами,осуществляющими ОРД:
— о заведении,приостановлении и прекращении дел оперативного учета;
— о проведении ипрекращении оперативно-розыскных мероприятий;
— о предоставлениидокументов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или всуд;
— о рассекречиваниисведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскныхмероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, олицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласныхсотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие наконфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведенияоперативно-розыскных мероприятий;
— об уничтоженииматериалов, отражающих результаты оперативно- розыскных мероприятий,проведенных на основании судебного решения.
В предмет прокурорскогонадзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа,осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонныхпереговоров, снятии информации с технических каналов связи, о контролепочтово-телеграфной корреспонденции.
Согласно ст. 4 названногоЗакона ОРД осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свободличности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласныхметодов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предметпрокурорского надзора.
Особого вниманиязаслуживают решения органов дознания и следствия, влияющие на движениеуголовного дела. Это относится прежде всего к законности и обоснованностирешений о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, опередаче по подследственности заявлений и сообщений о совершенных илиготовящихся преступлениях.
Согласно Закону опрокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производствепредварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов,решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительногоследствия и дознания.
К наиболее важнымрешениям, принимаемым в процессе предварительного расследования, относящимся кпредмету надзора и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: обизбрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводеобвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого;признании потерпевшим; привлечении гражданским истцом; привлечении лица вкачестве гражданского ответчика; производстве выемки; о производстве обыска;наложении ареста на имущество; назначении экспертизы; продлении срокаследствия; содержания под стражей; соединении и выделении уголовных дел.
Прокурорской проверкеподлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследованиярешения, как решения о приостановлении расследования и прекращении уголовныхдел.
К правовым средствамосуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД,дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь,Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон Республики Беларусь «Оборганах внутренних дел», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь идругие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОРД понимаетсясодержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний,создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели,место в структуре функций государственных органов, а также непосредственнорегламентирующих осуществление этой деятельности.
Актами прокурорскогонадзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:
— письменные указания опроведении оперативно-розыскных мероприятий;
— письменные требованияоб отмене незаконного постановления, принятого при осуществленииоперативно-розыскной деятельности;
— представление обустранении выявленных нарушений закона;
— протест, принесенный всвязи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфереОРД;
— возбуждение уголовногодела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, илисотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаковсовершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскныхмероприятий.
Отмена прокуроромпостановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании негласныхоперативно-розыскных материалов, является актом надзора как за законностью ОРД,так и за исполнением процессуальных законов органами дознания или следователем,принявшим необоснованное решение. Если они не содержат достаточных данных, указывающихна признаки преступления, прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст.34,174 УПК.
1.3 Полномочия прокурорапо осуществлению надзора за исполнением законодательства при осуществленииоперативно- розыскной деятельности
Для осуществления надзораза исполнением законов в сфере ОРД, дознания и предварительного следствияпрокурор наделяется соответствующими полномочиями и должен осуществлять своюдеятельность в рамках этих полномочий.
Надзор прокурора заисполнением законов в рассматриваемых сферах осуществляется в определенныхформах. Под формами надзора понимается целенаправленная деятельность прокурорапо предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при осуществленииОРД, производстве дознания и предварительного следствия путем предоставленныхему полномочий.
Полномочия прокурораустанавливаются УПК, Законом о прокуратуре и другими нормативными правовымиактами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процесседознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.
При определенииполномочий в сфере ОРД следует иметь в виду, что оперативно-розыскныемероприятия могут осуществляться не только в связи с расследованием уголовногодела. Они могут проводиться и до возбуждения уголовного дела или же в связи собстоятельствами, вообще не имеющими отношения к правонарушению, например, всвязи со сбором данных, характеризующих личность, для принятия решения одопуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, ОРД, вотличие от дознания и предварительного следствия, является непроцессуальнойдеятельностью. Следовательно, и полномочия прокурора в этой сфере отличны посвоему характеру. Так, при осуществлении надзора за исполнением законоворганами, осуществляющими ОРД, прокурор не вправе участвовать в проведенииоперативно-розыскных мероприятий, в то время как при проведении следственныхдействий и дознания прокурор наделен таким правом, а в необходимых случаяхобязан лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полномобъеме по любому делу.
В соответствии с Закономо прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательстваорганами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор иуполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
• проверять делаоперативного учета, другие материалы и документы, связанные соперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных ворганизованные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающихим содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведенияоперативно-розыскных мероприятий;
— давать санкцию либоотказать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий вслучаях, определенных законодательными актами;
— продлевать срокипроведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленномзаконодательными актами;
— давать письменныеуказания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, атакже о прекращении их проведения;
— требовать письменныеобъяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушенийзаконодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности;
— знакомиться сосведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступныеорганизации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этиморганам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц списьменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц куголовной ответственности;
— принимать меры по отмененезаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведенииотдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актовпрокурорского надзора;
— требовать отруководителей органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность,проведения проверок исполнения законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверокруководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлениинарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурорРеспублики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенциипринимают следующие меры прокурорского реагирования:
— опротестовываютпротиворечащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;
— в установленном порядкевносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения,обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, и их должностными лицами;
— составляют протоколы обадминистративных правонарушениях;
— выносят постановления овозбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальнойответственности;
— выносят постановления овозбуждении уголовных дел.
Предметом надзора заисполнением закона в ходе досудебного производства, при производствепредварительного следствия и дознания является соответствиеУголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действия)органов предварительного расследования и их должностных лиц.
Полномочия прокурора приосуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства,при производстве предварительного следствия и дознания определяютсяУголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Согласно приказуГенерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Об организациипрокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Обоперативно-розыскной деятельности» при организации и осуществлении надзорапрокурорам следует исходить из того, что его предметом является обеспечениегарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частнойжизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции,законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также соответствиезакону решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность и их должностными лицами.
Работа уполномоченныхпрокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскнойдеятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений,изобличению виновных и розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия исуда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску безвести пропавших граждан.
Проверки законностиоперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решении необходимопроводить:
а) по результатамизучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или припоступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органадознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в производстве, атакже в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;
б) в плановом порядке, втом числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
в) по жалобам граждан иобращениям должностных лиц;
г) в необходимых случаях,при рассмотрении постановлений о проведении оперативно-розыскных мероприятий,ограничивающих конституционные права граждан, либо уведомлении об их проведениибез санкции прокурора;
д) в других случаях, сучетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия должныхрезультатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых и совершенныхпреступлений, а также при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых илиподозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших;
Уполномоченным прокурорампри проведении проверок особое внимание необходимо обращать:
а) на законность иобоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскныхмероприятий, а также на использование результатов оперативно-розыскнойдеятельности;
б) обязательностьрегистрации и законность заведения дел оперативного учета, их прекращения;
в) соответствиеоперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскнойдеятельности;
г) наличие полномочий улиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
д) возможность проведенияоперативно-розыскных мероприятий, определенных исключительно перечнем Закона обОРД;
е) наличие оснований дляпроведения оперативно-розыскных мероприятий;
ж) соблюдение условий ипорядка их проведения;
з) своевременностьуведомления прокурора и его заместителя органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, о проведении без их санкции в случаях, нетерпящих отлагательства и способных привести к совершению тяжких или особотяжких преступлений, а также при наличии данных о событиях и действиях,создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также их права нанеприкосновенность жилища.
При осуществлении надзорапрокурорам следует иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных ворганизованные преступные группы и преступные организации, о штатных негласныхсотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а такжео лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе,предоставляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, заисключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Уполномоченный прокурор входе проведения проверок должен:
а) знакомиться сподлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя делаоперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий сиспользованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документыи статистические сведения, а также иные документы, необходимые дляосуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;
б) давать письменныеуказания об осуществлении конкретных оперативно-розыскных мероприятий;
в) вносить представленияоб устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов,осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, возбуждать в отношении ихдисциплинарное производство, использовать иные акты прокурорского реагирования;
г) при обнаружениипризнаков преступления в действиях должностных лиц поднадзорных органовпроводить проверку в соответствии с требованиями ст. 147 УПК.
Уполномоченным прокурорамнеобходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических июридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приниматьсвоевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и приналичии оснований — привлечению виновных должностных лиц к установленнойзаконом ответственности.
Прокурорам областей, г.Минска, Белорусскому военному и Белорусскому транспортному прокурорам следуеторганизовывать:
— накопление и анализсведений об исполнении надзорными органами Закона об ОРД с учетомскладывающейся криминогенной обстановки и состояния законности;
— своевременное изучениенаходящихся в производстве оперативных подразделений органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, дел оперативного учета для обеспечениязаконности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и определения ихэффективности.
В целях комплекснойоценки имеющихся доказательств изучение уголовно-розыскных дел по фактамнераскрытых преступлений, розыскных дел в отношении пропавших без вести лиц(наряду с изучением материалов соответствующих уголовных дел) поручать восновном прокурорам отделов по надзору за следствием, дознанием в органах внутреннихдел и следствием в органах прокуратуры.
Изучение надзирающими заследствием в органах прокуратуры прокурорами уголовно-розыскных дел по фактамнераскрытых убийств обязательно.
Проверка законностизаведения, ведения и прекращения дел оперативного учета в полном объемепроводится не реже одного раза в полугодие.
Копии актов прокурорскогонадзора необходимо представлять в соответствующие структурные подразделенияГенеральной прокуратуры в пятидневный срок со дня их подписания для анализа ииспользования в надзорной работе, а также определения эффективностипрокурорского надзора в соответствии с распоряжением Генерального прокурораРеспублики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 32 «Об основных критериях оценкидеятельности органов прокуратуры Республики Беларусь».
Состояние прокурорскогонадзора и ведомственного контроля за исполнением Закона об ОРД рассматриваетсяна коллегиях, межведомственных совещаниях, координационных советах не реже двухраз в год, по результатам принимаются соответствующие организационные меры,направленные на совершенствование стиля и методов работы, достижение конкретныхрезультатов в этой сфере.
В соответствии с приказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерахпо совершенствованию организации надзора за исполнением законов припроизводстве предварительного следствия и дознания»1 при проведении проверокнеобходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:
— законность иобоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий,а также использования результатов ОРД;
— обязательностьзаведения и регистрации дел оперативного учета;
— соответствиеоперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимостьприменения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни издоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
— наличие полномочий улиц, осуществляющих ОРД;
— возможностьосуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которыхопределен законом;
— наличие оснований дляпроведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе разрешение напроведение которых дано судом;
— соблюдение условий ипорядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— своевременностьуведомления судьи в проведении оперативно- розыскных мероприятий, которые позакону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебногорешения в случаях, не терпящих отлагательства;
— законность привлеченияграждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольногосогласия с органами, осуществляющими ОРД.
К полномочиям,направленным на выявление нарушения закона, относится и право прокуроратребовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя делаоперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий сиспользованием оперативно-технических средств. По требованию прокурора должнытакже предоставляться учетно-регистрационная документация и ведомственныенормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно- розыскныхмероприятий.
На выявление нарушенийзакона направлено и полномочие прокурора требовать письменные объяснения отдолжностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона.
При обнаружении признаковпреступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным ст. 174 УПК,и решает вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела вотношении сотрудников оперативных подразделений.
Прокурор, используя своиполномочия, предоставленные ему законодательством, должен приниматьсвоевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физическихи юридических лиц при проведении ОРД, восстановлению нарушенных прав,возмещению причиненного вреда и, при наличии оснований, к привлечению виновныхдолжностных лиц к установленной законом ответственности.
Организация надзора заисполнением законов органами, осуществляющими ОРД, регулируется специальнымиприказами Генерального прокурора.
Осуществляя надзор засоблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания ипроцессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:
— истребовать отнижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверкиуголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела,материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительногорасследования;
— изымать от органадознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовноедело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии сподследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователядругому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследованияобстоятельств уголовного дела;
— участвовать впроизводстве дознания и предварительного следствия, а также лично производитьотдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительноерасследование в полном объеме по любому уголовному делу;
— поручатьпредварительное расследование уголовного дела группе следователей, формироватьее состав и возглавлять группу следователей;
— отменять незаконные инеобоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органадознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящегопрокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;
— давать нижестоящемупрокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания опроизводстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действие,а также о применении мер по обеспечению безопасности;
— применять, изменять илиотменять меры пресечения;
— прекращать производствопо уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;
— разрешать отводы исамоотводы;
— разрешать жалобы нарешения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания идознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенциисуда;
— отстранять нижестоящегопрокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя отпроизводства предварительного расследования по данному уголовному делу, еслиими были допущены нарушения законности при его расследовании;
— обращаться всоответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовногопреследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовномуделу в качестве обвиняемых;
— санкционироватьприменение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста,залога; производство обыска, осмотр жилища; наложение ареста напочтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов,содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, ииных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумацию); помещениеподозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое(психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности;продление и установление срока предварительного расследования, содержания подстражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке,установленных УПК;
— возвращать уголовныедела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменнымиуказаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальныхдействий;
— направлять уголовноедело в суд;
— использовать другиеполномочия, предоставленные ему УПК.
Полномочия прокуроров,содержащиеся в УПК, можно разделить на три группы:
— направленные навыявление нарушений закона;
— направленные наустранение нарушений закона;
— направленные напредупреждение нарушений закона.
Особенностью этихполномочий является то, что они носят властно- распорядительный характер.
Полномочия, направленныена выявление нарушений законов:
— требовать отнижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверкиуголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела,материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительногорасследования (ч. 1 п. 5 ст. 34 УПК);
— проводить проверкиисполнения требований законов о приеме, регистрации, разрешении заявлений исообщений о готовящихся преступлениях (ст. 172-174 УПК);
— рассматривать жалобы надействия и решения следователя, органа дознания (п. 10 ч. 5 ст. 34 УПК).
Полномочия, направленныена устранение и предупреждение нарушений закона:
— отменять незаконные инеобоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органадознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящегопрокурора, руководителя следственного подразделения;
— давать нижестоящемупрокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания опроизводстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также оприменении мер по обеспечению безопасности;
— возвращать уголовныедела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменнымиуказаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальныхдействий (ч. 5 п. 14 ст. 34 УПК);
— отстранять нижестоящегопрокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя отпроизводства предварительного расследования по данному уголовному делу, еслиими были допущены нарушения законности при его расследовании (п. 11 ч. 5 ст. 34УПК);
— вносить представленияоб устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов,осуществляющих ОРД (ст. 199 УПК, ст. 29 Закона о прокуратуре);
— изымать от органадознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовноедело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии сподследственностью, определенной ст. 182 УП К, а также от одного следователя кдругому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследованияобстоятельств уголовного дела (п. 2 ч. 5 ст. 34 УПК);
— участвовать впроизводстве дознания и предварительного следствия, а также лично производитьотдельные следственные и иные процессуальные действия илипредварительное«расследование в полном объеме по любому уголовному делу(п. 3 ч. 5 ст. 34 УПК);
— выносить постановленияо возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 34 УПК), о прекращении производства поуголовному делу (ч. 5 п. 8 ст. 34 УПК);
— применять, изменять илиотменять меры пресечения (ч. 5 п. 7 ст. 34 УПК).
Прокурорский надзор заисполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающийхарактер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно режедопускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные снарушением конституционных прав личности.
Поэтому большинствополномочий, предоставленных прокурору при осуществлении надзора за исполнениемзаконов органами дознания и предварительного следствия', должны использоватьсяне только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушенийзакона.
Своевременная проверкауголовного дела, находящегося в производстве следователя или лица,производящего дознание, позволяет не только выявить, допускались лиследователем какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколькоорганами предварительного следствия выполняются обязанности, предусмотренныест. 2 УПК.
Проверка дел, находящихсяв производстве, позволяет выявить, например, когда по уголовным деламследственные действия длительное время не производятся. Основным способомпредупреждения нарушения закона следователями и лицом, производящим дознание,является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, котораядолжна проводиться в следственном подразделении. Речь идет о проведениирегулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда онипоступают к прокурору для направления их в суд, а в процессе расследования.
К числу полномочийпрокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнестиправо проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешениизаявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что являетсяи обязанностью прокурора); участвовать в производстве дознания ипредварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения;передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органапредварительного следствия другому или от одного следователя другому в целяхобеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.
1.3 Особенностипрокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
В соответствии с действующимзаконодательством прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами,осуществляющими ОРД. Однако осуществлять надзор может не каждый прокурор, атолько специально назначенный Генеральным прокурором Республики Беларусь ипрокурором области и к ним приравненным прокурором.
Это объясняетсяследующим:
— прокурор,осуществляющий надзор, сам должен хорошо знать специфику ОРД и быть к нейподготовленным;
— утечка информации можетпомешать работе органов, осуществляющих ОРД, а также поставить под угрозу жизньи здоровье как сотрудников, осуществляющих ОРД, так и лиц, которые оказываютсодействие в ее проведении.
Специфика ОРД, в первуюочередь ее конспиративный характер, обусловливает необходимость ведомственногонормативного регулирования широкого спектра вопросов примененияоперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Конкретные аспектыорганизации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм регламентированысекретными нормативными актами МВД.
Организация, методы иформы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРДрегламентированы соответствующими приказами Генерального прокурора, которыетакже являются секретными.
Приказом Генеральногопрокурора как в Генеральной прокуратуре, так и в подчиненных прокуратурахперсонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц — прокуроровсоответствующего органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, чтовлечет за собой оформление соответствующего допуска к работе с секретными исовершенно секретными документами.
При проведении провероксогласно требованиям Генерального прокурора уполномоченные прокуроры должныобращать внимание:
— на законность иобоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскныхмероприятий, а также использования результатов ОРД;
— обязательностьрегистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятияс оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскныемероприятия;
— соответствиеоперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимостьприменения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни издоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
— наличие полномочий улиц, осуществляющих ОРД;
— возможностьосуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которыхопределен законом;
наличие оснований дляпроведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которыхразрешение дано судом;
— соблюдение условий ипорядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— своевременностьуведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешениясудьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершениютяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях,создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологическойбезопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающихконституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической ипочтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
— законность привлеченияграждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципадобровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.
Прокурорам, используяпредоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законныхинтересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, приниматьсвоевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и приналичии оснований — привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Методы прокурорскогонадзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику.
Наиболее характернымоснованием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнениязаконов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являютсясведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.
Проводя соответствующуюпроверку, прокурору необходимо:
— выяснить поустановленной регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли вотношении данного гражданина оперативно- розыскные мероприятия;
— если будет установлено,что мероприятия проводятся, — проверить своевременность и обоснованностьзаведения соответствующего оперативного дела, наличие законных основанийпроведения мероприятий;
— проверить, какие мерыприняты по предупреждению преступления;
— выяснить, какие мерыприняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность;
— проверить соблюдениесроков и законность принимаемых решений по материалам;
— решить вопрос онеобходимости реагирования и его форме.
Большой объем работыуполномоченного прокурора по осуществлению надзора за законностью ОРД попредупреждению и обнаружению преступлений составляет надзор за розыском безвести пропавших граждан.
Заявление или сообщение обезвестном исчезновении гражданина не равнозначно заявлению, сообщению осовершенном или подготавливаемом преступлении, так как в нем, как правило, нетданных, указывающих на совершение преступления в отношении без вестипропавшего.
При проведении проверокпрокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:
— проведены ли проверкипо учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей,приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений;
— использовались ликриминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированныхсравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам.При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыскебез вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможностиавтоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения,функционирующих в ГИЦ МВД;
— ориентированы ли поприметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел;
— опрошены ли все лица,могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестногоисчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которымибез вести пропавший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, ит.д.);
— полно ли выяснены приопросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы,ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.;
— осмотрено ли жилище илиместо последнего пребывания пропавшего без вести;
— произведен литщательный осмотр этих объектов, присутствовали ли при этом понятые,участвовали ли в нем нужные специалисты, применялись ли необходимые техническиесредства;
— направлены лисоответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие территориальные,транспортные органы внутренних дел;
— объявлен ли розыск приналичии имеющихся оснований;
— как выполняютсяпоручения других органов о проведении необходимых мероприятий по розыску безвести пропавших граждан;
— приняты ли решения позаявлениям и сообщениям о без вести пропавших;
— соблюден ли срокпринятия решений;
— соответствуют липринятые решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалам проверки;
— заведены ли розыскныедела;
— соблюден ли срокзаведения розыскного дела;
— проведены линеобходимые оперативно-розыскные мероприятия, наличие оснований для ихпроведения и предусмотренного порядка;
— обоснованно липрекращен розыск.
В соответствии с п. 7приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Оборганизации прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Обоперативно-розыскной деятельности» уполномоченный прокурор в ходе проведенияпроверок должен:
— ознакомиться сподлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя делаоперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий сиспользованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документыи статистические сведения, а также иные документы, необходимые для осуществлениянадзора за исполнением Закона об ОРД;
— давать письменныеуказания об осуществлении конкретных оперативно-розыскных мероприятий;
— вносить представленияоб устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов,осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, возбуждать в отношении ихдисциплинарные производства, использовать иные акты прокурорского реагирования;
— при обнаружениипризнаков преступления в действиях должностных лиц поднадзорных органовпроводить проверку в соответствии с требованиями ст. 174 УПК.
Основные усилия принадзоре за исполнением законов в сфере ОРД прокуроры принимают при раскрытиипреступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими этудеятельность.
Успешное раскрытиепреступлений, как правило, зависит от тех мероприятий, которые могут проводитьорганы, осуществляющие ОРД. Хорошо продуманные оперативно-розыскные мероприятияпомогают обнаружению орудий совершения преступлений и иных источниковвещественных доказательств, похищенных ценностей, выяснению местонахожденияважных по делу материалов и документов, выявлению возможных свидетелей,установлению лиц, совершивших преступление, их связей, соучастниковпреступления и т.д.
При осуществлении надзораза исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживаютследующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета,соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведенияконкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение порученийследователей.
Материалы прокурорскихпроверок свидетельствуют о том, что не всегда своевременно заводятся делаоперативного учета, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям, а внекоторых случаях такие дела вообще не заводятся. Имеют место фактынеобоснованного заведения дел оперативного учета, влекущие не только затратысил и средств оперативных служб, но и создающие реальные условия для нарушениязаконных интересов и прав граждан.
Процент раскрываемостипреступлений является важным показателем работы оперативных аппаратов. Учитываяэто, сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, ихсовершившие, неизвестны, и не принимают меры к раскрытию.
Бывают случаи, когдаоперативные аппараты, располагая достаточными данными о совершенномпреступлении, проводят под видом проверки по существу расследование в целяхполучения «весомых результатов» и сокращения сроков последующего расследования.
Уполномоченный прокурорпри каждой проверке должен рассматривать необходимость проведениядополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытиепреступления.
При проверке законностиоперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимообращать внимание, во- первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, наиспользование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, насвоевременность выполнения поручения и направления информации следователю. Приэтом следует иметь в виду, что ОРД по уголовному делу, находящемуся впроизводстве следователя, может проводиться без его поручения лишь в одномслучае — если преступление не раскрыто. С учетом того, что из года в годувеличивается число лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда,местонахождение которых остается неизвестным, большую актуальность приобретаетнадзор за исполнением законов о розыске этих лиц.
Проверяя законностьдействий работников органов, осуществляющих ОРД, при проведении розыскаскрывшихся обвиняемых, прокурору необходимо выяснить следующие вопросы:заведены ли розыскные дела; своевременность их заведения; своевременностьобъявления в республиканский розыск; все ли необходимые розыскные действия иоперативно- розыскные мероприятия выполнены и соответствуют ли они требованиямзакона; обоснованность прекращения розыска.
Исследование причин иусловий нарушения законности в ОРД, обстоятельств, способствующих этимнарушениям, свидетельствует о том, что большинство нарушений совершаютсявследствие низкой профессиональной подготовки, а также в связи снедобросовестным отношением исполнителей к своим служебным обязанностям. Исходяиз этого, задача прокурора состоит в том, чтобы средствами прокурорскогонадзора выявлять эти нарушения и принимать такие меры реагирования, которыеоказали бы эффективное воздействие не только на исполнителей, но и (по причинеотсутствия надлежащего ведомственного контроля) на руководителейсоответствующих подразделений, в том числе вышестоящих органов.
Проведениеоперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных ииных переговоров, телеграфных сообщений, передаваемых по техническим каналамсвязи, неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации олицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающихлибо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора помотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя)соответствующего органа, осуществляющего ОРД.
В случаях возникновенияявной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или же с согласияграждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий наосновании постановления, утвержденного руководителем (заместителемруководителя) органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлениемпрокурора в течение 24 часов.
Другие виды оперативно-розыскныхмероприятий осуществляются по мотивированному постановлению, утвержденномуруководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД.
Закон предусматриваетисчерпывающий перечень оснований и порядок рассмотрения прокурором постановленийорганов, осуществляющих ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно ст. 14 Закона обОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан,затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений,передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иныхзаконных владений граждан, а также об осуществлении слухового контроля припроведении оперативно-розыскных мероприятий, о проведении оперативногоэксперимента осуществляется Генеральным прокурором, а также прокурорами поместу проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа,ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваютсяпрокурором незамедлительно.
Прокурору представляетсямотивированное постановление органа, осуществляющего ОРД, с обоснованиемнеобходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного сограничением конституционных прав граждан. Прокурор вправе потребоватьпредставить ему также иные материалы, касающиеся основания для проведенияоперативно- розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных ворганизованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющихОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, оборганизации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатамрассмотрения представленных материалов прокурор санкционирует проведениесоответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в егопроведении, о чем делается отметка в постановлении. Санкционированноепрокурором постановление заверяется печатью и выдается инициатору проведенияоперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных имматериалов.
При отказе прокурора вдаче санкции на проведение оперативно- розыскного мероприятия, ограничивающегоконституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться поэтому же вопросу к вышестоящему прокурору.
При осуществлении надзораза этим видом деятельности прокуроры призваны постоянно иметь в виду такоеважное обстоятельство: какой бы сильной, профессионально подготовленной итехнически оснащенной ни была служба ОРД (а она, в отличие от следственногоаппарата, действительно, неплохо оснащена), она никогда не может обойтись безсодействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Но этосодействие может быть только на добровольной основе. Поэтому любой случай,когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, «вербуютпомощников» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и дажеобвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозитим за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречается), должен рассматриватьсякак грубое нарушение законности.
Осуществлениепрокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности — дело для насне только новое, но и непростое. Понадобится какое-то время для выработкинаиболее эффективных и действенных форм и приемов. Сегодня же многиеследователи сетуют на то, что закон не разрешает им в достаточной мереиспользовать материалы этой деятельности, влиять на тактику и методику еепроведения.
Закон, равно как иведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел, не определяет и непредопределяет порядка использования следователями материалов и выводов, ккоторым пришли оперативно- розыскные органы и службы, а поэтому к ним надоотноситься критически. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут провереныпроцессуальным путем.
Ни Закон об ОРД, ниведомственные акты не предоставляют следователю права и возможности знакомитьсяс материалами ОРД. Это прерогатива прокурора. Но когда следователюпредставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Прокурор, в своюочередь, обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам ирезультатам. Если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнутсомнения в их объективности или применении недозволенных приемов и методов, онобязан доложить об этом прокурору, который должен проверить соблюдениезаконности при производстве ОРД.
Независимо от того, ктоиз должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления — следовательили сотрудник органа дознания, оперативно-розыскной службы, прокурор не тольковправе, но и обязан реагировать на нарушения закона и принимать меры к ихустранению, от кого бы они ни исходили.
Следует обратить вниманиена то, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут бытьиспользованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только послеих проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальнымзаконодательством.
Согласно ст. 16 Закона обОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществленияследственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятийпо предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению иустановлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также длярозыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихсяот исполнения наказания цбез вести пропавших.
Результаты ОРД могут бытьповодом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться органудознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которых находитсяуголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам всоответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства,регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление данных орезультатах ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд производитсяна основании постановления органа, осуществляющего ОРД, в порядке,предусмотренном законодательством.
В случаях нарушенияорганом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересовфизических и юридических лиц прокуроры обязаны принять меры к восстановлениюнарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причиненматериальный ущерб, органы обязаны принять меры к его возмещению.
Одним из наиболееэффективных средств (и им следует пользоваться в полной мере и принципиально!),применение которых обеспечивает соблюдение законности в уголовномсудопроизводстве, является предоставление прокурору права санкционироватьпроизводство ряда оперативно- розыскных мероприятий, которые в существенноймере и наиболее болезненно затрагивают конституционные гарантии и законныеинтересы граждан, в частности такие, как тайна переписки, телефонных и иныхпереговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища.При этом обследование иных помещений (обыск) допускается лишь в исключительныхслучаях и только с санкции прокурора области (г. Минска) и других прокуроров,имеющих те же полномочия, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могутпривести к совершению террористического акта, диверсии или иного тяжкогопреступления.
Следует помнить, чтооперативно-розыскные мероприятия осуществляются на основании мотивированногозаключения одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющегоОРД, с незамедлительным уведомлением об этом соответствующего прокурора ипоследующим получением санкции в течение 24 часов. В случае угрозы жизни,здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменногосогласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефона илидругих переговорных устройств, на основании постановления, утвержденногоруководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД, и собязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов.
Важен такой момент:санкция прокурора в названных случаях по проведению оперативно-розыскныхмероприятий дается лишь после получения информации о лицах, подготавливающихили покушающихся на тяжкие преступления, совершающих или уже совершивших тяжкиепреступления. При этом должны быть соблюдены следующие условия: наличиевозбужденного уголовного дела; наличие достоверных данных о совершаемом илисовершенном преступлении, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствияили суда; поступление запроса международных правоохранительных организаций илиправоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договором(соглашением) о правовой помощи.
При санкционированииоперативно-розыскных мероприятий прокурору в обязательном порядкепредоставляются оперативные дела и иные материалы оперативногодокументирования, подтверждающие необходимость получения санкции. Присанкционировании этих мероприятий прокуроры принимают меры по сохранениюгосударственной и служебной тайны и несут установленную Законом о прокуратуреответственность за разглашение такого рода сведений, ставших им известными.
Указания прокурора овыполнении каких-либо мер оперативно- розыскного характера должны быть четкими,определенными и конкретными, чтобы не было их неправильного понимания иразнопланового толкования исполнителями. Такого рода указания и поручениядолжны быть оформлены в письменной форме. Указания приобщаются к уголовномуделу. Копии этих указаний должны находиться на контроле у прокурора ипомещаться в наблюдательное производство по уголовному делу.
Список использованныхисточников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Об оперативно-розыскнойдеятельности: Закона Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор[Текст]: учебное пособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.
3. Кеник А.А.Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.