Реферат по предмету "Государство и право"


Мусульманское право: основные черты и источники

ОглавлениеВведение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становленияШариата
1.2 Мусульманскоеправо
1.3 Переплетениеправа и религии
1.4 Сравнение сканоническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личногостатуса
3.2 Правовоерегулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовоерегулирование имущественных отношений
3.4 Наследственноеправо
3.5 Обязательственноеправо
3.6 Уголовное право(преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы

Введение
В данной работе, тема которой«Мусульманское право: основные черты и источники», мы попытаемся исследоватьправоотношения и общественные отношения в мусульманском мире. На эту тему рассуждалимногие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.;Санобар Шерматова; и др..
Чтобы раскрыть цели нашегоисследования мы поговорим о Шариате, об этапах его становления и развития, об источникахмусульманского права, таких как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим насколькотесно переплетено мусульманское право с религией, попытаемся сравнить его с каноническимправом. Рассмотрим, каким образом регулируются в мусульманском праве брачно-семейныеотношения, имущественные отношения, наследственное право, обязательное право, праволичного статуса, преступления и наказания. Посмотрим, как происходит суд ипроцесс.
При написании даннойработы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование ит.д., и частнонаучные: — логический, исторический методы.
Отечественная правоваянаука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемогов свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиальноне отделено от правового начала.
Ислам и Шариат имеютсерьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же рядареспублик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионовмусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимоеменьшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительномусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это право либодополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет и являетсябесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численностьболее 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние наполитику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманскаярелигия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развитияэтих регионов изучение Шариата имеет первостепенное значение.
Данная тема актуальна,так как в последнее время взаимоотношения мира мусульманского инемусульманского довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России,так и в других странах. Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играетполитика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликтыреже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы,обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропониманиемусульманского человека.
Рассуждать на эту тему, значитзатронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которойприближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестуюнаселения современного мира.
В данной работе поставленацель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связьс Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то,как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, вданной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любаяправовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату,и нигде в такой степени больше не проявляются.

Глава 1. Особенностимусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становленияШариата
Исламская традиция связываетпонятие Шариата с использованием данного термина для обозначения, начертанного Аллахомпути, идя которым правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и можетпопасть в рай. Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами,предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее,а, возможно, даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни,поведению мусульман в отношениях между собой, с властью, с иноверцами.
Шариат развивался в соответствиис основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техникавыведения Шариата из божественных источников и формулировка его основных идей ипринципов является продуктом интеллектуальных, социальных и политическихпроцессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможетпонять, как создавался Шариат, может быть полезен.
С самого начала Шариат развивалсякак строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введениев Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания,оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределенияпородило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Вэтот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристикимусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадноезначение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленныхэтнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природумусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.
Раннему Шариату были присущинормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Также нашли свое отражение и представленияо бессилии человека перед богом, а отсюда о покорности. В Коране подчеркиваласьнеобходимость проявлять терпение и смирение. Таким же образом в Шариате закрепляласьобязанность мусульманина подчиняться халифу и гос. власти.
Мистико-религиозная оболочкаШариата обусловила большое своеобразие составляющих его правовых конструкций и понятий,тормозила формирование в нем рациональных начал и логически обоснованной внутреннейсистемы. К 8- 9 в. Шариат перерастает рамки патриархально-общинного восприятия мираи сталкивается с феодальными общественными отношениями. Благодаря активной деятельностибогословов-правоведов, он все больше движется от божественного правопонимания крационалистическому. Ученые-юристы, не порывая с основополагающими началами Шариата,выработали серию новых правовых норм, имеющих сугубо юридическую природу.
Основная тенденция Шариата– оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормыШариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
1.2 Мусульманское право
Мусульманское право – этосистема норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманскойрелигии – Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха,который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает всесферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются вразъяснениях и толкованиях. Ислам самая молодая из трех мировых религий, ноимеет очень широкое распространение. Она содержит теологию, которая устанавливаетдогмы и уточняет, во что должен верить мусульманин, что он должен делать и чегоне должен.
На раннем этапе становленияИслама богословие и правоведение были едины в рамках Исламского правоведения (фикха).Позже на базе фикха возникает суннитское богословие (калам), добившееся самостоятельностиименно как богословие, свободное от правоведения. Но калам многими своими корнямисвязан с правоведением, задача толкования Корана и увязывания его с реальными потребностямивсегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правовогохарактера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы при решенииразличных спорных проблем. Для чего в Исламе выработаны методы, в разной мере признававшиесяи использовавшиеся различными школами Исламского права. Метод 1 – рай (индивидуальноетолкование, какого либо из авторитетов калама) роль этого метода была ограничена.Метод 2 – иджма (согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени),этот метод всеми признавался. Метод 3 – кияс (заключение по аналогии). Метод 4 –истислах (признание возможности изменения хадисов Сунны, если их содержание оказалосьв противоречии с тем, что признано благом).
Опираясь на Коран и Сунну,обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решенияспорных богословских проблем, в 8 — 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыренаиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Ихосновали известные законоведы – имамы, по именам которых школы и были названы:ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.
Эти четыре школы включеныв сводную систему мусульманского права – Шариат. Шариат означает в переводе на русскийязык «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом.Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательствпо отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, Шариатоснован на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые онможет иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает,поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самиминормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государствоисполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — эторелигия закона.
Мусульманское право имеетчетыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенныхк последнему из его пророков Мухаммеду. Сунна, сборник традиционных правил, касающихсядействий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных целым рядом посредников. Иджма,конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов. Кияс,рассуждение по аналогии о явлениях жизни мусульман, которые не охватываютсяпредыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный,общественный характер.
К чертам мусульманского праваотносятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствиесистематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманскоеправо и никогда как его источник не рассматривались.
В правовой действительностишироко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормымусульманского права, но не считаются обязательными. В частности, Исламскоеправопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства,а воля Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в рамках Шариата.
Такая специфика Исламскогоправосознания придавала внешне религиозный характер и самому мусульманскому праву,ориентация которого на Шариат является непременным условием его легитимности. Религиозноеобоснование обеспечивает мусульманскому праву авторитет в глазах мусульман, которыевоспринимают его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право не отличалосьэтими качествами, оно не могло бы действовать в Исламском обществе в условияхвсепроникающего социально-религиозного контроля.
1.3 Переплетение права ирелигии
Основное содержание мусульманскогоправа — вытекающие из Ислама правила поведения верующих и наказания, обычно религиозноготолка, за невыполнение данных предписаний.
С самого начала Ислам определялне только религиозный ритуал, но и социальные институты, формы собственности, особенностиправа, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии,хотя на первом месте стояла все же духовная сторона.
В Исламской системе социально-нормативногорегулирования все нормы тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Однакопереплетение разнотипных правил поведения не только не исключает, но и предполагаетих различие. На практике юридические нормы во многом отличались от иных, восновном религиозных регуляторов. Широкое понимание мусульманского права не исключаетпостановки вопроса о его существовании как юридического феномена. Более того, анализсоотношения правовых норм с другими, прежде всего религиозными, правилами поведения,позволяет говорить о том, что в Исламской системе социально-нормативного регулирования,самостоятельно существует элемент – мусульманское право в узком, юридическомсмысле.
Самостоятельностьмусульманского права как юридического явления и его независимость от религиозныхпостулатов Ислама относительны. Более того, мусульманское право является самостоятельнойправовой системой, специфика которой заключается в сложном сочетании религиозногои юридических начал. Анализ их соотношения позволяет лучше понять основные характерныечерты мусульманского права, отличающие его от других правовых систем. Переплетениеиррационального и рационального моментов предопределяет идейную основумусульманского права, его ценности и общую направленность Исламского правосознания,включая правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.
Для философии и теории мусульманскогоправа характерно преобладание религиозного взгляда на юридические проблемы. С учетомэтого следует анализировать его структуру и технико-юридическое содержание. Так,абстрактные и неоднозначно понимаемые положения сочетаются в нем сдетализированными казуальными нормами и индивидуально-правовыми решениями.Причем между этими двумя сторонами мусульманского права нет противоречия, посколькуобращенные к мусульманам предписания, имеющие преимущественно характер религиозно-этическихориентиров, могут быть реализованы на практике только в виде конкретных правил поведения,которые и формулируются мусульманско-правовой доктриной. Однако соотношение общихориентиров и конкретных правил не одинаково для двух частей мусульманского права,первая из которых включает предписания, касающиеся, исполнения религиозных обязанностей(ибадат), а вторая сводится к нормам, определяющим взаимоотношения людей междусобой (муамалат). Если Коран и Сунна содержат все основные правила «ибадат»,то большинство конкретных норм в сфере «муамалат» было сформулированомусульманскими юристами. В целом, эффективность механизма действия мусульманскогоправа, в близости правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать ихбез вмешательства государства и особого аппарата принуждения. Сочетание в нем жесткостии постоянства с гибкостью и способностью изменяться имеет отношение к его двойственнойприроде. Преемственность и традиционализм мусульманского права, его авторитет объясняетсятем, что правоверные воспринимают его как систему предписаний, имеющих, божественноепроисхождение. В то же время свободная трактовка юристами положений Корана и Сунныи поиск рациональных правовых решений, дают ему возможность приспосабливаться кизменяющимся общественным отношениям, что касается главным образом «муамалат».Тесная связь права с теологией нашла свое выражение в установлении в Шариате пятивидов действий мусульманина, которым придавался правовой и морально-религиозныйсмысл: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущиеза собой наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Кодекс Шариата подразделяетсяна: укубат — система наказаний; муамалат — юридические нормы; ибадат — религиозныеобязанности Предписания Шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормывзаимоотношений в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения,порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм Шариата предусмотренаочень жесткая система наказаний.
1.4 Сравнение сканоническим правом
Мусульманское право, как иканоническое — это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается;далее идут существенные различия. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,неотъемлемая часть религии Ислама. Оно несет на себе характер откровений, как иэта религия; следовательно, нет никакой власти в мире, которая могла бы изменитьмусульманское право. Тот, кто ему не подчиняется — грешник, который будет наказанна том свете; тот, кто оспаривает его решения — еретик, который изгоняется из обществаИслама. Наконец общественная жизнь не создает других норм, кроме религиозных, неотъемлемойчастью которых является мусульманское право. Всеми указанными чертами мусульманскоеправо отличается от канонического права христианских обществ. Как конфессиональноеправо Шариат отличался от канонического права стран Европы тем, что он регулировалне очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал каквсеохватывающая нормативная система. Со временем нормы Шариата вышли за пределыБлижнего и Среднего Востока и распространили свое действие в других странах. Широкоераспространение Ислама и Шариата повлекло за собой все большее проявление в немместных особенностей при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретныхправовых споров. Так, с утверждением двух главных направлений в Исламе, произошелраскол в Шариате, где наряду с «суннизмом» возник «шиизм».Противоборство между ними нашло свое отражение и в правовых нормах, касающихся разныхсторон жизни государства и общества. Так, в шиизме имел место правовой порядок передачигосударственной власти по наследству, удержание религиозного авторитета в рукахдуховных лиц-имамов. Более того, шииты признавали те предания о Мухаммеде, которыевосходили к последнему праведному халифу — Али. Таким образом, к концусредневековья доктринальная и нормативная основа Шариата усложнилась и претерпелаизменения, и он стал очень сложным и необычным правовым явлением. Несмотря нато, что Шариат и мусульманское право в общем имеют религиозные источники, времянакладывает свой отпечаток. Анализ современных правовых систем мусульманскихстран дает основания для вывода о формировании в настоящее время «современного»мусульманского права, которое отличается от традиционного рядом существенныхособенностей. В результате трансформации предписания «современного»мусульманского права приобретают привычный для законодательства видединообразных общих правил поведения.

Глава 2. Источникимусульманского права
2.1 Источники
Мусульманское право имеетчетыре источника права. Это, прежде всего Коран – священная книга Ислама; затемСунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашениемусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или суждение по аналогии.
2.2 Коран
Коран — священная книга мусульман,состоящая из проповедей, молитв и притч. Полный его текст, который мусульмане считаютокончательным истинным посланием Аллаха, был собран на раннем этапе мусульманскойистории. Окончательная редакция Корана произведена при халифе Османе. Коран предписываетарабам покинуть «обычаи отцов» в пользу определенных Исламом правил. Всамом Коране его правовая значимость определяется таким образом: «Итак, мыниспослали его как арабский судебник». Большая часть стихов Корана имеет мифологическийхарактер, и лишь около 500 содержат предписания, относящиеся к правилам поведениямусульман. Не более чем 80 из них можно отнести к правовым, остальные касаютсярелигиозного ритуала и обязанностей. Основная часть Корана носит казуальный характер,представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями.Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут иметь разный смыслв зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословскойпрактике и правовой доктрине в результате свободного толкования они получили своевыражение в противоречивых, нередко взаимоисключающих правовых предписаниях.
Чтобы правильно понять рольКорана при разработке Шариата, следует признать, что Коран был призван, выработатьопределенные нормы поведения у мусульман, а не оформить эти нормы в виде прав иобязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованногообщества, это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях,неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран не определяетюридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу«публичного права» за исключением нескольких случаев. Он смотрит глубже,говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом,главная задача Корана в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем,а не с другими людьми.
Таким образом, Коран не являетсясводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый призыв к людямповиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однакобыло бы большой ошибкой недооценить роль Корана в сознании Исламской правовойсистемы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что Шариат являетсяпрямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники,технологии и отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран,либо как минимум, соответствовать его положениям.
Так как все мусульманесчитают текст Корана не подлежащим обсуждению, стоит пересмотреть методы егоиспользования, как основы позитивного права.
2.3 Сунна
Сунна первоначально означала обычай, пример,путь по которому следует идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка,как пример для всех мусульман. После его смерти оказалось, что предписаний Корананедостаточно для решения всех государственных и общественных проблем. Возник поискпрецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самогопророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к мнению судьи,который должен был решать «по справедливости». Так, уже на раннем этапеформирования мусульманской общины возникло две тенденции. Одна предлагалаиспользовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документальнозафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который брална себя ответственность за принятие решения.
Признание Сунны Пророка единственной,представляющей собой второй источник Шариата, было достигнуто в конце второговека Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно для членов мусульманскойобщины. Отсюда возникло название «сунниты» – те, кто следует путем. Послесмерти Мухаммеда на основе Сунны решались многие вопросы жизни общины и дажехалифата. Пропагандистами Сунны изначально выступали сподвижники пророка и членыего семьи, сохранившие в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчаниев некоторых ситуациях. Проблема соотношения Сунны и Корана занимает важное местов трактатах по основам религии. В частности, высказывалось мнение, что если Суннаможет обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны. В трудах по основамфикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовыхказусов кроме Корана и Сунны.
Мусульманская Суннавключает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественногоправа, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначальноза основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама,вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию илитературу. Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах,сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабскойлитературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования.В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Суннесверяются все нововведения, в противном случае они объявляются (ненужнымновшеством).
2.4 Иджма
Когда понятие Сунна было сведенотолько к Сунне Пророка, ей был придан более низкий статус, но она сохранила значениекак Иджма, третий источник Шариата. Кроме логического основания для этого, мусульманскиеправоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип Иджмы как источник Шариата,ибо Пророк сказал: «Мой народ никогда не будет единодушен в заблуждении».
Несмотря на то, что приопределении сферы и способа применения Иджмы возникают сложности, она была мощнойдвижущей силой развития Шариата не только как один из его источников, но и каксредство определения надежности текстов самих Корана и Сунны и их трактовки.Ведь первоначально запись Корана и Сунны были признаны истинными и окончательнымиименно на основании Иджмы. Более того, было признано, что только те интерпретацииКорана и Сунны являются верными, которые были приняты на ее основании. И толькомнения и тексты тех людей считаются авторитетными, которые были признаны таковымина основании Иджмы всей общины; не каким-нибудь синодом или собором, но почти бессознательновозникшим общим мнением народа, который в единстве своем считался неспособнымна ошибку.
Хотя принцип Иджмы какисточника Шариата был признан с самого раннего времени, его значение и сфераприменения трактовалась весьма противоречиво. Необходимость в поддержании единствамусульман после гражданских войн, принесших раскол в ранний период, породила в Исламскоймысли средних веков идею об использовании Иджмы в качестве политического инструмента.Необходимо было подчиняться правителю при любых обстоятельствах, так как он пришелк власти посредством Иджмы или получил согласие от Иджмы на свое правление.Таким образом, политическая роль, которую играла Иджма факихов постиджтихадскогопериода, заключалась в сохранении статус-кво, стабилизации общества инедопустимости анархии.
Иджма является плодомсогласия всего сообщества мусульман, начиная от появления Ислама, до настоящеговремени. Что ее составляет? Требует ли она всеобщего согласия или допускает разногласияи наличие несогласного меньшинства? Означает ли она консенсус Сподвижников Пророка,или всех мусульманских ученых-правоведов, или вообще всех мусульман? Говорим лимы об Иджме одного поколения, или нескольких? Является ли Иджма прежних поколенийобязательной для всех последующих поколений? Эти и другие вопросы, связанные с природойИджмы и сферой ее применения, остаются источником многих противоречий. Споры поэтим вопросам, результат неадекватности методов, позволяющих ученым-правоведам илимусульманам вообще достичь консенсуса. При появлении современных средств организациии связи, процедурные вопросы перестали быть проблемой. Но принципиальный подходк определению природы и сферы Иджмы остается проблемой. Кто правомоченустановить обязательную для всех Иджму, и какая должна быть ее связь с Иджмой прошлых,современных и будущих поколений? Можно ли считать, что Иджма – это консенсус определенногополитического сообщества мусульман. Может ли она быть определена избранными представителяминарода, или на основе референдума данной общины? Если «да», может литакая Иджма отменить принцип или концепцию Шариата, основанную на Иджмемусульманского сообщества более раннего периода, особенно Иджме первых поколениймусульман, которая пользуется особым религиозным авторитетом у их большинства. Воснове всех этих вопросов и возможных ответов на них лежит фундаментальный вопрособ основании Иджмы; должна ли она основываться на принципе народного суверенитета,или, ориентироваться на религиозный авторитет, благочестие и мораль?
2.5 Кияс
Один из наиболее спорныхисточников мусульманского права, вызывающий острые разногласия между разными направлениями,- Кияс (решение правовых дел по аналогии). Согласно Киясу правило,установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, котороепрямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс позволял быстроурегулировать новые общественные отношения и способствовал освобождению Шариатаот теологического налета. Обязанные толковать закон мусульманские юристыпризывают на помощь рассуждение. Этим путем они смогли сочетать откровение сразумом человека. Кияс вызывал сопротивление, так как основывал Шариат начеловеческих суждениях, а не божественном откровении. Наиболее широко Кияс былобоснован ханифитами. Наиболее резко против него выступили ханбалиты и особенношииты, которые не признавали его в качестве источника права. Обвинений в сторонуКияса можно избежать, только если ограничить его применение теми случаями, вкоторых невозможно применить другие источники Шариата, и если принимаемое в результатерешение полностью соответствует Шариату, всем его принципам и правилам.
Хотя Кияс очевидно связанс независимым юридическим суждением, его сочли необходимым признать независимымисточником Шариата.
Религиозное воспитание ивера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаряименно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуютему.

Глава 3. Отраслимусульманского права
3.1 Право личного статуса
Праву личного статуса вШариате уделялось особое внимание. У мусульман юридическое положение лица определялосьвероисповеданием. Полноправный личный статус по Шариату имели толькомусульмане. Остальные находились в приниженном положении и платили тяжелыйгосударственный налог. Нормы Шариата применялись к ним лишь в тех случаях,когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Характернойчертой правового статуса личности по Шариату было также неравенство мужчины иженщины.
3.2 Правовоерегулирование брачно-семейных отношений
Основными источникамимусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Иджма, Кияс, фетвы(юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов идругих народов, исповедующих Ислам). Мусульманская религия и Шариат рассматриваютбезбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина.Но на деле брачный договор часто выступал как своеобразная торговая сделка.Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты.Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договорчасто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отецраспоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимальновысокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилосьдевять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин.У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По Шариатумусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от Ислама.Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалосьжениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, чтомуж обратит жену в свою веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замужза иноверца.
Коран признавал замусульманином право иметь четырех жен одновременно и помимо этого иметьналожниц из числа рабынь. На практике содержать гарем и нескольких жен моглилишь представители верхушки феодального общества. Коран разрешал мужу применятьк женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском праве подробноопределялись поводы к разводу и его процедура. Любой из браков мог быть расторгнут,число последующих браков и разводов не регламентировалось.
3.3 Правовоерегулирование имущественных отношений
Нормы, регулирующие имущественныеотношения, занимали в Шариате
важное положение.Поскольку согласно религиозным представлениям Шариата субъектом права являлся лишьАллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей.Поэтому у правоведов стоял вопрос не о правоспособности, а о дееспособностилица, то есть о возможности его участвовать в сделках и иных правовых актах.Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретенияимущественных прав. Нормы, регламентирующие имущественные отношения, занимали важноеместо в мусульманской правовой доктрине. Прежде всего, было закреплено представлениеоб имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которыене могли и не должны были находиться в собственности мусульманина. Это: воздух,пустыня, мечети, море, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульмани на так называемые «нечистые вещи» — вино, свинину, и т.д.Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые,заменимые и незаменимые, вещи с индивидуальными признаками и не имеющие таковыхи т.д. Большое внимание уделялось классификации земельных имуществ. В особые группывыделялось государственное имущество; земли принадлежащие частным лицам; брошенныеземли; земли, непригодные для обработки и т.п. Сложившийся в мусульманскихгосударствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялсянормами Шариата. Праву частной собственности приписывалось божественноепроисхождение, рассматривалось оно как постоянное и неограниченное, собственникимел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственностивыводилась непосредственно из Корана, где говорилось: «И не простирайсвоих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары».
3.4 Наследственное право
Наследственное правоимело большие различия в разных правовых школах, оно было чрезвычайно сложным изапутанным. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещаниене могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более третиимущества завещателя, оно составлялось в присутствии двух свидетелей. Особенноразработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего сначалапокрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги.Особенностью Шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные праваумершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшеесяимущество переходило к законным наследникам умершего, которые делились на несколькокатегорий, внутри которых устанавливалась своя очередность наследования. Так, впервую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д…Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получениенаследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, хотя бы и неумышленнымидействиями, вызвавшие смерть наследодателя. Только «маликиты» признавалиправо на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливымимотивами.
3.5 Обязательственноеправо
Вопросы договорного права,регулирующие торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние,срочные и бессрочные. В мусульманском обществе были распространеныспецифические односторонние обязательства – обеты.
Договор по Шариатурассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое вусловиях имущественного неравенства имело формальный характер. Условия договорамогли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно.Заключенные договоры были незыблемы. Коран рассматривал обязанность соблюдать«свои договоры» как священную. Недействительными считались договоры, заключенныес использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей. Мусульманскиеправоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре.Согласие сторон на вступление в договор и его условия могли быть выражены влюбом виде. В Шариате подробно регламентировались различные виды договоров:купля-продажа, товарищество, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз и т.д…В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров былакупля-продажа. О правомерности торговли «по взаимному согласию»говорилось еще в Коране.
Договор купли-продажи имелместо только в отношении реально существующих вещей, и лишь ханифиты признавалипродажу вещей, которые должны быть произведены в будущем. При обнаружениискрытых недостатков в купленных вещах, покупатель имел право расторгнутьдоговор. В Шариате были положения, формально осуждающие ростовщичество, но напрактике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство, ноон должен был отработать свой долг кредитору.
Большое внимание в мусульманскомправе уделялось имущественному найму, прежде всего аренде земли. Было известно нескольковидов найма и первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взиманияарендной платы в пользу собственника. Широкое распространение также получили договорысоюза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместногоорошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д..
3.6 Уголовное право(преступление и наказание)
Нормы уголовного правапредставляли собой наименее разработанную часть Шариата – отличались архаичностью,отражали низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятиепреступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие,смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Все преступления былиразделены на три группы. Первая: посягательства на «права Аллаха»,сюда относилось отступничество от Ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же суровокарались наиболее дерзкие преступления против порядка управления. К этой же группепреступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употреблениеспиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в таковом.
Вторую группу преступленийсоставляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательствана права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменногостроя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так,умышленное убийство и смертельное ранение влекли за собой кровную месть состороны родственников убитого. В Шариате, правда, уже предусматривалась возможностьзамены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячнымпостом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления даннойгруппы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала попринципу возмездия.
Третью группу преступленийсоставляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становленияхалифата, а поэтому не упоминались в основных источниках Шариата. С развитием праваи стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядокначинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядкетакие действия, как несоблюдение поста, легкие телесные повреждения,оскорбления, хулиганство и т.д… Мера наказания по таким делам зависела отмнения муджтахидов и от усмотрения отдельных судей.
Преступления первой и второйгруппы влекли за собой суровые и строго фиксированные наказания. Наказания запреступления, относящиеся к третьей группе, отличались большим разнообразием игибкостью, но также имели ярко выраженный карательный характер. Шариат допускали тем самым узаконивал кровную месть, либо компенсацию потерпевшему или егородственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
Наказания по мусульманскомуправу отразили как разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии,так и архаичные способы возмездия. Так в Шариате предусматривались типичные длясредневековья жестокие и устрашающие наказания. Смертная казнь, назначавшаясяпо целому ряду преступлений, обычно совершалась публично, а затем телоказненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни,как утопление и закапывание заживо. Широко использовались отсечение пальцев,рук и ног, бичевание, битье камнями и т.д… Тюремное заключение применялосьобычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться икак мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение.Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.Мусульманское право знало также имущественные санкции и позорящие наказания (бритьебороды, лишение права носить чалму и т.д.).
3.7 Суд и процесс
Процесс по мусульманскомуправу носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от именигосударственных органов, а заинтересованными лицами (за исключениемпреступлений, направленных против государственной власти). Различия междууголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке)практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно вмечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вестидело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменноеделопроизводство не применялось, хотя по гражданским делам и составлялисьсудебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показаниясвидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не моглооткладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался всвоеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были вравном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительнонебольшой категории дел, обладал большой свободой усмотрения, что давало емувозможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальноеположение сторон. Особенностью процессуального права Шариата было то, чтосудебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случаеустановления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судьямог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор длязлоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовалформализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двухдостойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались какполовинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительныхдоказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчикили обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкойна Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Онаосвобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчаланаказание. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним,вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестведоказательства, достаточного для вынесения решения суда.
Можно сказать, что вовсех отраслях мусульманского права присутствует архаичность, что многое требуетдоработок и т.д… Но, несмотря на все это, следует отметить, что в истинноисламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующимиэтому состоянию преступлениями. Не существует воровства, супружеских измен, жесткогоизбиения детей и стариков, не существует обмана и мошенничества. В наше время вэто, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизньюнастоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствиепреступности и беззакония.

Заключение
Подводя итог работе,хотелось бы добавить, что мусульманское право не может существовать без Ислама,а Ислам без мусульманского права. Религиозное воспитание и вера мусульманиграют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именнорелигиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.
Несмотря на то, чтоШариат и мусульманское право в общем имеют религиозные источники, времянакладывает свой отпечаток. Анализ современных правовых систем мусульманскихстран дает основания для вывода о формировании в настоящее время «современного»мусульманского права, которое отличается от традиционного рядом существенныхособенностей. В результате трансформации предписания «современного»мусульманского права приобретают привычный для законодательства видединообразных общих правил поведения.
Путем многовековогоразвития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Ноотнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, могут быть отнесены кмусульманскому праву. Правом в полном смысле слова становятся только те из них,которые реально действуют и поддерживаются государством.
Проследив путь развитиямусульманского права, рассмотрев его источники, ознакомившись с его отраслями,мы многое узнали о нем и исламском обществе. Делать конкретные выводы на этутему, наверное, не стоит, но данная информация будет нам полезна при дальнейшемизучении права в общем.

Список литературы
религиозный мусульманин исламский шариат
1.Жидков О.П.История государства и права зарубежных стран ч.1. – М., 1996
2.Давид Р.,Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999
3.Васильев Л.С.История религий востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
4.Галазны П.Н.История государства и права зарубежных стран. – М., 1980
5.Радугин А.А.Введение в религиоведение. – М., 1997
6.Крымский А.Е.История мусульманства. – М., 2003
7.Прозоров С.М.Ислам как идеологическая система. – М., 2004
8.Петрушевский И.П.Ислам в Иране в VII — XV веках. Ленинград. 1996
9.Сюкияйнен Л.Р.Шариат и мусульманская правовая культура. – М., 1997
10. Сюкияйнен Л.Р.Нужна ли России мусульманская правовая культура
11. Сюкияйнен Л.Р.Ислам: вопросы истории, культуры и философии. – Н. Новгород, 1995
12. Сюкияйнен Л.Р.Мусульманское право и российское законодательство
13. Сюкияйнен Л.Р.Найдется ли Шариату место в российской правовой системе? – М., 1998
14. СанобарШерматова. Исламский фактор в руках политических элит.
15. Сюкияйнен Л.Р.Шариат: религия или право? – Россия, 2004
16. Усубалиев Эсен.Некоторые особенности политического ислама в Центральной Азии. – Р., 2008
17. Бибикова О.Сунна. Энциклопедия Кругосвет. – Р., 2009
18. Ислам.Ру –Независимый Исламский Информационный Канал. Статья. Иджма – разумное решение. –Р., 2009
19. Малашко А. доктористорических наук, Московский Центр Карнеги. Статьи. – Р., 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.