Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Российская академия правосудия
Приволжский филиал
Факультет подготовки специалистов длясудебной системы
(юридический факультет)
Эссе
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: Многопартийность, какконституционная форма реализации принципа идеологического многообразия
Выполнил: студент 2 курса
очной формы обучения
Илютин А.А.
Научный руководитель:
Евдокимов С.В.
Нижний Новгород 2009 г.
Содержание
Введение
1. История становления многопартийности вроссии
2. Сущность и содержание категории«многопартийность». Взаимосвязь многопартийности и парламентаризма
3. Необходимые условия и функции реализациимногопартийностью принципа идеологического многообразия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из существенных инеобходимых условий становления и развития демократического государства, помоему мнению, является наличие функциональной многопартийной системы, подкоторой понимается ее применимость к внутригосударственным конституционнымправоотношениям.
Институт многопартийностиимеет положительные оценки в рамках развития процесса демократизациигосударственно-организованного общества. Так, возникновение этого института –один из важнейших признаков формирования в стране гражданского общества.
Появление и развитиеполитических партий в значительной мере свидетельствует об эффективнойполитической системе общества, является важным фактором укреплениядемократической и конституционной природы государства, обеспечения политическихправ его граждан.
Хорошо развитая партийнаясистема способствует не только существованию идеологического и политическогомногообразия, но и формированию дееспособного парламента. Именно парламента,поскольку это единственный орган государственной власти, чей политический веспозволяет носителям той или иной идеологии влиять на управление государством.
Целью данной работыявляется изучение многопартийности как конституционной формы реализациипринципа идеологического многообразия.
Для достиженияпоставленной цели выделю ряд задач:
— рассмотреть историюстановления многопартийности в России;
— изучить сущность исодержание категории «многопартийность», а также проследить взаимосвязь междупарламентаризмом и многопартийностью;
— выяснить, что являетсянеобходимым условием и функциями реализации многопартийности в России.
Теоретической базой длянаписания моей работы послужили труды отечественных политологов и историков.
1.История становления многопартийности в России
Изучение многопартийностикак конституционной формы реализации принципа идеологического многообразияневозможно, на мой взгляд, без рассмотрения истории становлениямногопартийности в России.
Особенностью генезисамногопартийности в дореволюционной России было то, что ее становлениепроисходило в условиях запрета деятельности любых независимых от властиполитических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни былопредставительных органов. Так как любые политические организации могли бытьтолько нелегальными, их возникновение и дальнейшее развитие было возможнотолько в той части политического спектра, которая отличалась бы безусловнойоппозиционностью к власти.
В годы первой революции1905 г. сложилась многопартийность, для которой было характерно следующее:наличие сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо поотношению не только к самодержавию, но и к «центру», т. е. либералам;многочисленность, но крайняя организационная аморфность правого фланга; быстрыйрост достаточно нестабильного либерального «центра», правая часть которогооткрыто тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать междукрайне левыми и властью.[1]
17 октября 1905 г. былпринят Манифест, которым Николай II даровал свободы, в том числе образования иофициального функционирования «благонадежных» партий, которые стали участвоватьв выборах, выступать с программами преобразования общества и государства, иметьфракции в первом российском парламенте – Государственной Думе. После принятияМанифеста партии революционно-социалистической ориентации смогли хотя бывременно перейти на полулегальное положение и даже открыто выступать в 1906 –1907 гг. с трибуны I и II Государственной Думы.[2]
Видимость существования вдореволюционной России полноценной многопартийной системы поддерживалась во многомза счет политики властей, которые, с одной стороны, с помощьюдискриминационного избирательного права обеспечивали правым преимущество приформировании представительных органов, а с другой – путем репрессийискусственно ослабляли левый фланг и центр.
Революции 1917 года далиновый толчок многопартийности, развертыванию деятельности партий поформированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечениюдеятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятииполитических решений. Апогея эта деятельность достигла к концу 1917 года вовремя выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшуюсудьбу страны.
Именно с Октябрьскогопереворота 1917 года в российском государстве начинается период подменымногопартийной системы однопартийной. Так, компартия однозначно выразила своюпозицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП (б): «Чтобызакрепить победу пролетариата и отстоять в обостряющейся гражданской войнедиктатуру его, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации всете политические группировки, которые были враждебны Советской власти».[3]
Далее, в течениенескольких десятилетий, вообще отсутствовала какая-либо возможностьвозникновения политических партий. Известный правозащитник Л. Тимофеев пишет:«Коммунистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами.Даже попытка создания политической партии, оппозиционной коммунистам, квалифицироваласькак измена Родине».[4]
К 1920 году российскаямногопартийность как политико-правовой институт была ликвидирована. Однако,несмотря на внешнюю статичность, сложившаяся в стране однопартийная система загоды своего существования пережила глубокую внутреннюю эволюцию. Если период1917 – конца 1920-х гг. явился временем ее становления, 1930-е – перваяполовина 1950-х гг. – временем расцвета, то в 60 – 80-е гг. система вступила встадию старения, сопровождавшуюся девальвацией идеологических ценностей иразмыванием социальной базы.[5]
60-е – 80-е годы ХХ векаможно охарактеризовать как период разложения однопартийной системы иформирования предпосылок реставрации многопартийности на территории российскогогосударства.
Необходимо отметитьособое значение этапа реставрации многопартийности на российской почве. Так,характерно, что большинство исследователей феномена многопартийности обращаютвнимание именно на этот этап формирования российской многопартийности, причемрассматривают его в отрыве от более ранних периодов.[6]
Рассматривая данный этапреставрации многопартийности, доктор юридических наук, профессор В.В. Лапаевапишет: «В годы перестройки в нашей стране начался процесс формирования новыхсубъектов политической жизни – массовых движений, народных фронтов,политических клубов, ассоциаций, партий и т. д. Важным шагом на пути кмногопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССРконституционного положения о руководящей роли КПСС и легализации таким образомпринципа политического плюрализма.[7] На основеэтого вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политическихпартий».[8]
Следующий этап развитияроссийской многопартийности наиболее интересен в контексте настоящей статьи,поскольку связан с процессом формирования в Российской Федерации современнойпарламентской системы и с конституциональным оформлением данной системы, атакже парламентаризма как особого принципа организации политической жизнироссийского государства. Так, в основе дальнейшей активизации политических партийв РФ лежал конфликт между представительной и исполнительной ветвями власти.События сентября – октября 1993 года резко изменили общественную и политическуюситуацию в России. В чрезвычайно напряженной обстановке предстояло в короткиесроки принять новую Конституцию РФ (по существу, постсоветскую ипостсоциалистическую) и сформировать новые органы представительной власти.2.Сущность и содержание категории «многопартийность». Взаимосвязьмногопартийности и парламентаризма
Многопартийность — один из основных конституционных принциповорганизации политической жизни в современных демократических государствах,являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма(многообразия).
Российская многопартийностьимеет серьезную конституционную основу. Так, ст. 13 Конституции РФ закрепилаважную норму о политическом и идеологическом плюрализме, обусловленном наличиемв обществе разных социальных слоев со своими специфическими интересами ипотребностями. Причем политический плюрализм невозможен без идеологическогоплюрализма – многообразия идеологий, которые исповедуют политические общественныеобъединения. Под политическим плюрализмом понимается создание возможностей дляоказания влияния на политический процесс всем социально-политическим силам,действующим в рамках закона; это свобода политических мнений и политическихдействий и гарантия реализации принципа народовластия.[9]
Институт многопартийностиимеет положительные оценки в процессе развития демократизациигосударственно-организованного общества.
Юридически принцип многопартийности означает, что государствопризнает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии,равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможностьучреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие вполитической жизни страны.
Замечу, что признание принципа многопартийности возлагает на государствоопределенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такойрежим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального законаот 11 июля 2001 г. «О политических партиях», конкретизируя ст. 30 КонституцииРФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законныхинтересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности.
Государство гарантирует равенство политических партий перед закономнезависимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных ипрограммных документах.
Итак, термины «многопартийность», «многопартийная система» в настоящеевремя перешли в разряд общеупотребительной лексики и применяются в различныхотраслях общественной деятельности. В общем смысле трактовка терминамногопартийность заложена в нем самом. Так, в словаре русского языка подмногопартийной системой понимается общественная система, имеющая несколько илимного партий.[10]
Так, в политологии и юриспруденции под понятием «многопартийность»принято понимать «один из конституционных принципов в организации политическойжизни в современных демократических государствах, являющийся выражением болееобщего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия)».[11]
Доктор юридических наук, профессор И.В. Баглай определяет многопартийностькак форму политической демократии и важнейшую предпосылку формирования органовгосударственной власти.[12]
В.В. Лапаева отмечает, что многопартийность – это своего рода формасамоорганизации общества, которая проявляет себя в сфере политики (то есть всфере, связанной с государственно-властными отношениями).[13]
И все же суть категориимногопартийности не выражает ни одно из приведенных выше определений; т.к.заключается в разрешении создания политических партий и разработки механизмових участия в политической жизни государства.
Таким образом, уместнотрактовать многопартийность как конституционный принцип, определяющий формусамоорганизации общества и предпосылку формирования органов государственнойвласти и заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмових участия в политической жизни государства.
Несмотря на то что вКонституции РФ многопартийность и парламентаризм не находят точексоприкосновения, эти два политико-правовых явления весьма тесно связаны междусобой. Так, партии, выражая политическую волю своих членов, в качестве основныхзадач позиционируют участие в формировании органов государственной власти иуправления и в осуществлении власти через своих представителей, избранных взаконодательные и иные представительные органы власти. Партии имеют правовыдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числеединым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции в представительныхорганах из своих сторонников.
Таким образом, развитиепарламентаризма тесно связано с уровнем развития многопартийности. Хорошоразвитая партийная система способствует не только существованию идеологическогои политического многообразия, но и формированию дееспособного парламента.Именно парламента, поскольку это единственный орган государственной власти, чейполитический вес позволяет носителям той или иной идеологии влиять науправление государством.
Рассматриваямногопартийность как одно из условий существования установленного в Россииконституционного строя вообще и парламентаризма в частности, отмечу, чтовзаимозависимость и взаимообусловленность парламентаризма и многопартийности имеетмножество подтверждений, в том числе и в отечественной истории. Так, в началеXX века усилиями сторонников марксистко-ленинской доктрины государства и правапонятия и институции, связанные с парламентаризмом, были подвергнуты серьезнойкритике.[14]
Ленинская формула «непарламентская республика, а страна Советов» означала не просто отказ от представительныхучреждений, но и полное неприятие данных органов как институционально-властныхструктур государственности.[15]Последователимарксистко-ленинской доктрины выдвинули тезис о так называемой доминирующейпартии. В результате единственным способом реализации программных установокстало установление и упрочение единовластия одной партии. Причем однопартийнаядоминанта легла в основу всей политической системы вновь созданного государства– СССР.
Отсутствие единого мнения о зависимости действенности парламента отфункциональной многопартийной системы позволяет защищать однопартийную системукак пригодную для конституционного строя России.[16]россия многопартийность парламентаризмконституционный3. Необходимые условияи функции реализации многопартийностью принципа идеологического многообразия
Государственная властьдолжна представлять собой конституционно организованную, открытую систему,формирующуюся и функционирующую под контролем общества. Для этого, в частности,она должна включать в себя в качестве необходимого звена независимыепредставительные и судебные органы. Иначе говоря, эффективное функционированиемногопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых либо активноформирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознаннымисоциальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересовпутем воздействия на политические структуры через общественные объединения.
Отмечу, чтозаконодательство Российской Федерации устанавливает цель создания политическойпартии – участие граждан в политической жизни общества.[17]В связи с этим представляется, что такое понятие, как «политическая жизнь»,довольно абстрактно, а способы или формы участия в политической жизни, такие,как формирование и выражение политической воли граждан, имеют не правовой, аполитологический смысл. При этом почти единственной формой участия партии вполитической жизни закон устанавливает участие в выборах.
Кроме того, исходя изопределения политической партии перечень ее целей, формализованный в п. 4 ст. 3Федерального закона РФ «О политических партиях», представляется неполным инеточным. Так, политические партии должны ставить своей целью не толькосодействие формированию общественного мнения, но в большей мере содействие формированиюи выражению политической воли граждан, поскольку именно они способны воплотитьее в конкретных решениях органов государственной власти и местногосамоуправления. При этом формирование политической воли и общественного мнения– категория, возможная только применительно к внутреннему миру субъекта воли, аполитическая партия может только содействовать формированию этой воли, но не всилах ее формировать, ибо это будет навязывание воли, недопустимое вдемократическом государстве. «Между тем ясно, что политическая воля общества –это именно та всеобщая, разумная свободная воля, которая должна лежать в основегосударственной (в том числе и законодательной) политики. А общественное мнениеи политическая просвещенность общества – это категории иного порядка».[18]
Будучи специфическимисубъектами политической системы и конституционного строя, партии, выполняя своифункции, влияют на другие субъекты. Специфика политических партий заключаетсяименно в большом количестве, а главное, в разнообразии этих функций. Такимобразом, порой многопартийные системы в самом начале своего развития строятсяна реализации политической партией какой-то одной функции, что, в свою очередь,приводит к неминуемой стагнации развития данной системы.
В связи с двойственнымхарактером института многопартийности (партия выражает интересы лишь частигражданского общества, являясь при этом структурным элементом системы властныхотношений) функции, выполняемые политической партией, можно разделить наполитические, т. е. непосредственно связанные с реализацией властных отношений(например, функция «политического рекрутирования» и конституирующая функция),общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной,экономической, идеологической и т. д. (например, инновационная, аккумулятивнаяи интегрирующая функции).[19]
По мере становлениямногопартийности все большее развитие получает конституирующая функция –установление прочных двусторонних связей между политическими институтами ирядовыми избирателями. Конституирующая функция партии имеет две существенныестороны. Во-первых, партия берет на себя задачу разрешать возникающие вобществе противоречия политическими средствами, т. е. выступает в роли«адвоката» социальных групп. Таким образом, политический и социальный баланс вобществе поддерживается в немалой степени за счет делегирования партиям правапредставлять и отстаивать в рамках закона чьи-либо интересы. Во-вторых, партииспособствуют преобразованию социальных интересов и ценностей, зачастую неимеющих политического содержания, в программы и действия политическогохарактера. Таким образом, партии осуществляют политизацию общественныхинтересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучивысказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.
Следует признать, чтоконституирующую функцию российские политические партии пока выполняют крайненеудовлетворительно. Объясняется это переходным характером формирования новойсоциальной структуры российского общества и другими причинами.
Для того чтобы выполнениеназванной функции российскими политическими партиями стало, по крайней мере,заметно, необходимо повышать авторитет политической партии в российскомобществе. Для этого требуется, прежде всего, через пропаганду деятельностиполитических партий создавать некий положительный образ общественныхорганизаций, к помощи которых могут прибегнуть самые широкие народные массы.Таким образом, только ассоциирование политической партии с правозащитнойорганизацией, не только имеющей политическую самостоятельность, но и способнойсерьезно влиять на власть при принятии того или иного решения, будет способствоватьразвитию конституирующей функции российских политических партий.
Помимо политических,партии выполняют не менее значимые социальные функции. Последние, в отличие отфункций политических, достаточно опосредованно влияют на конституционный стройРоссии. Но такое влияние, несомненно, поскольку все они, в конце концов,замкнуты на формировании политической позиции партии и воплощении в жизнь ееполитических задач и планов.
Как наиболее важныеследует отметить инновационную, аккумулятивную и интегрирующую функции.
Интегрирующая функциязанимает ключевое место в структуре социальных функций, что обусловлено ееогромной социальной значимостью. В самом общем виде под интегрирующей функциейпонимается деятельность политических партий по сплочению отдельных индивидуумовв единую общность. Эта функция осуществляется в двух направлениях: внутренняяинтеграция (упрочение единства организации) и внешняя интеграция (завоеваниесоциальной базы).
Инновационная функциясостоит в поиске новых, в том числе альтернативных, путей решения социальных,экономических и политических проблем. Ее выполнение почти не зависит отчисленности партии и ее представленности в органах государственной власти,напротив, огромное значение приобретает интеллектуальный потенциал партийнойэлиты и работающих на него экспертно-аналитических служб, а также возможность испособность довести свои разработки до сведения государственной власти, ееконкретных носителей и до общественного мнения.
Аккумулятивная функциясостоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересовсоциальных, этнических, возрастных категорий населения. Аккумуляция социальныхинтересов – непременное условие совершенствования стратегии партии, залог ееуспешного функционирования. При решении этой задачи партия должнаориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, корректироватьпрограммные установки в соответствии со структурными изменениями общества.
Заключение
Подводя итоги сказанному можносделать ряд обобщающих выводов:
1. Под многопартийностьюнеобходимо понимать конституционный принцип, определяющий форму самоорганизацииобщества и предпосылку формирования органов государственной власти,заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмов их участияв политической жизни государства.
2. В настоящее время вРоссийской Федерации сложилась многопартийная система, способная, благодаряформализации специфических правовых механизмов, влиять на развитиепарламентаризма и конституционализма. К данным механизмам следует отнестиформализованную в законе пропорциональную систему выборов, возможность созданияи деятельности внутри российского парламента партийных фракций, а такжемножество других механизмов, производных от совокупности прав политическойпартии закрепленных в Федеральном законе «Ополитических партиях».
3. История российскоймногопартийности доказала невозможность существования парламентской системы вусловиях однопартийности, а также взаимозависимость и взаимообусловленностьпарламентаризма и многопартийности. Так, в России сначала произошлаодновременная замена парламентских органов системой Советов и многопартийнойсистемы – однопартийной, а затем – одновременная реставрация того и другого.Сама взаимозависимость данных категорий кроется в природе, как политическойпартии, так и парламента. Причем парламент принимает форму государственнойструктуры формирующей его партии, а цели существования политической партии вобществе и методы и формы ее воздействия на других субъектов политическойсистемы лишний раз подтверждают, что только в условиях многопартийностиполитическая партия наиболее полно реализует свой потенциал специфическогосубъекта конституционного права.
4. В настоящее времяполитические партии играют большую роль в конституционном строе РФ, во-первых,способствуя существованию политического и идеологического многообразия и,во-вторых, обеспечивая функционирование политической системы и государственногоаппарата Российской Федерации.
Список используемойлитературы
1. Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 8.12.2003) «О политических партиях». Ст. 3//СЗ РФ. 2001. № 29.Ст. 2950.
2. Закон СССР от 9.10.1990 № 1708-1(ред. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях»//Ведомости СНД и ВС СССР.1990. № 42. Ст. 839.
3. Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 №79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР»//ВедомостиСНД и ВС РСФСР. 1991. № 35. Ст. 1149.
4. Баглай М.В.Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд.,изм. и доп. М., 2002. С. 149.
5. Вырыпаев О.В. История развития многопартийности вРоссийском обществе (1985 – 1995). Автореф. дисс. … канд. истор. наук. Воронеж,1997.
6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах.Учебное пособие. М., 2005.
7. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление,функционирование, развитие. М., 1996.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов,конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500.
9. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели.К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1
10. Лапаева В.В. Становление многопартийности вРоссии (социально-правовой анализ)//Государство и право. 1995. № 8. С. 3.
11. Ленин В.И.Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 – 48.
12. Маслов Н.Н. Крах однопартийной системы.Политические партии России: история и современность. М., 2000.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Подред. Н.Ю. Шведовой.М., 1990.
14. Орлов Б. Может ли Россия обойтись безпартий//Известия. 1998. 6 февраля.
15. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис иорганизационное оформление//Политические исследования. 1998. № 5.
16. Степанов И.М. Российское парламентское право:сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право.1994. № 11.
17. Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев? М., 1992.С. 104.
18. Энциклопедический юридическийсловарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских.М., 1998. С. 178.