Реферат по предмету "Психология"


Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОCТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМВОЗРАСТЕ
1.1  Психологические особенности развитияличности в подростковом возрасте
1.2 Психологическаяхарактеристика внутриличностных конфликтов: понятие «внутриличностныеконфликты», особенности и виды
1.3Психологические особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте
Выводы
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОCТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и методики эмпирическогоисследования
2.2 Анализ и обобщение результатовэмпирического исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Наиболее ярким, трудным,переломным и опасным в развитии ребенка школьного возраста называютподростковый период. Не даром этот возраст считают самым трудным ввоспитательном отношении и чаще всего это связывают с половым развитием подростка.Перестройка работы важнейших систем организма не может пройти не замеченным имсамим. В этом возрасте возникает потребность в совершенствовании самосознания,личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностнойрефлексии. Все эти тенденции обязательно преломляются через их социализацию,происходящую по большей мере в группе сверстников.
Подростку, переживающемуодин из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойствененвнутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой,самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт можетвозникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениямисо сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Данная тема особенноактуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов объединяетпсихологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностныхобразований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознаниииндивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собойпротивостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоциональнопереживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема,требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на егопреодоление особенно, когда речь идет о внутриличностных конфликтах вподростковом возрасте. Таким образом, тема изучения внутриличностных конфликтовв подростковом возрасте, выявление их особенностей и характеристик, остаетсяаткуальной в настоящее время и составила интерес данной работы.
В современной литературепоявляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся уучителей и родителей в наше время, при этом многие вопросы до сих пор остаютсянерешенными и актуальными. Также появляются различные теории и мнения, говорящие об увеличении трудностей,с которыми сталкивается современный подросток и изменении самого содержания особенностейпротекания внутриличтностных конфликтов.
В результате анализасложившейся ситуации обнаруживаются следующие противоречия в рассматриваемойтеме:
1. между необходимостью изученияданной темы и недостаточной разработанностью исследований по данной проблеме;
2. между необходимостью иотсутствием качественного фундамента системы знаний среди родителей ипедагогического состава;
3. отсутствие полноценных профилактических мер в системероссийского образования с целью охраны психического здоровья детей иподростков, а также соответствующих практических разработок и рекомендаций,несмотря на высокую актуальность решения данной проблемы.
Это и многое другоеобусловило выбор темы работы: внутриличностные конфликты в подростковом возрасте.
Объект исследования – внутриличностные конфликты.
Предмет исследования –особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте.
Цель работы заключается в выявлении особенностей и спецификивнутриличностных конфликтов в подростковом возрасте.
Задачами данногоисследования являются:
1) выявитьпсихологическиеособенности развития личности в подростковом возрасте;
2) рассмотретьпсихологическую характеристику внутриличностных конфликтов: понятие«внутриличностные конфликты», особенности и виды;
3) изучитьнаучно-психологическую литературу по проблеме психологических особенностей внутриличностныхконфликтов в подростково возрасте;
4) обобщитьи проанализировать результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: большей части подростков харатерноналичие внутриличностных конфликтов, проявляющихся в определенных сферахжизнедеятельности.
Методологической основойнашего исследования стали работы таких авторов, как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., ГоноболинФ.Н., Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., БогословскийВ.В., Петровский А.В. и др.
Для решения поставленныхзадач были применены следующие методы исследования:
I. Теоретические: методы классификации и систематизации, методобобщения, сравнительный метод.
II. Эмпирические: метод тестирования,анкетирования. В качестве диагностики использовались следующие методики:
– Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различныхжизненных сферах»;
– Опросник терминальныхценностей (И.Г. Сенин);
– Тест смысложизненныхориентаций;
– Тест-опросниксамоотношения (В.В.Столин, С.Р. Пантелев);
– Субъективная оценка межличностныхотношений (СОМО) С.В. Духновский.
III. Методы статистической обработки.Полученные данные подвергались сравнительному анализу, математической обработкепри помощи пакета компьютерных программ «EXCEL» и «SPSS v15.0».
Эмпирическая база:исследование проводилось на базе СОШ № 69 г. Уфы. В обследовании принимали участие подростки 9-ых классов в количестве 30 человек.
Теоретическая ипрактическая значимость. Анализ научных исследований зарубежных и отечественныхспециалистов позволил обобщить и систематизировать знания по проблемеопределения особенностей и специфики внутриличностных конфликтов в подростковомвозрасте. Проведенное эмпирическое исследование позволяет выделить сферыжизнедеятельности, в которых возникают трудности, определить между какимиценностями возникают противоречия в их значимости и достижимости в глазахподростков, а также увидеть действительную картину, в которой будет отраженачастота встречаемости внутриличностных конфликтов среди обследуемых. Это знание помогут школьнымпсихологам, родителям и всему педагогическому составу учебных заведенийпонимать своих учеников, диагностировать отклонения и корректировать их, атакже осуществлять профилактические мероприятия с целью гармонизации личностнойсферы подростков.
внутриличноcтный конфликт подросток

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОCТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическиеособенности развития личности в подростковом возрасте
Отрочество, подростковыйвозраст – период жизни человека от детства до юности в традиционнойклассификации (от 11-12 до 14-15 лет).
Подростничество делитсяна две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст(11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15) лет.
Переход к подростковомувозрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностноеразвитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихсяу подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход отдетства к взрослости.
Подростковый возраст –это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов иидеалов, системы одиночных убеждений. В этот самый короткий по астрономическомувремени период подросток проходит великий путь в своем развитии: черезвнутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы ивосхождения он может обрести чувство личности. Личность может быть гармоничнойи дисгармоничной, в зависимости от того, насколько интегрированынейродинамический, психический и социальный ее уровни. Личность можетотличаться широтой и односторонностью, пластичностью и конфликтностью и т.д.Личность может совершенствоваться, развиваться, но также деградировать,распадаться [19].
Личность формируется вусловиях конкретной социальной среды, и ее развитие опосредовано деятельностью,общением, тем местом, которое она занимает в общественных отношениях. Одним изусловий развития личности является рассогласованность между расширяющимися ивозвышающимися потребностями и прежними возможностями личности. Человеквынужден перестраивать, развивать свою деятельность, чтобы удовлетворить этипотребности. Таким образом, деятельность ведет к психическому развитию.Психическому развитию способствуют новые формы и методы обучения. Ведущим типомдеятельности в подростковом возрасте является общение.
Одним из самых важныхмоментов в развитии личности подростка является формирование у негосамосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриватьсяв самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремиться познать сильные ислабые стороны своей личности.
Начало формирования идальнейшее развитие самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизньподростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношенийк окружающему, взаимоотношений его с людьми.
Развитие данного аспекталичности подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначалаотдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем – своих моральныхкачеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознанияподростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей и родителей),коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазамиокружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция, самостоятельнопроанализировать и оценить собственную личность. Исследования показали, что невсе качества личности начинают осознаваться подростком одновременно [24].
Сначала начинаютосознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности(трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем – качества,выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость,сдержанность, упрямство). Еще позже – качества, выражающие отношение к самомусебе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и, наконец, — сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности(чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность,целеустремленность). Такая последовательность в расширении круга осознаваемыхкачеств личности понятна и легко объяснима: во-первых, учебная деятельность иотношение к людям справедливо считаются подростками основными проявлениямиличности; во-вторых, эти качества личности относительно просты и проявляютсяболее наглядно. С течением времени осознаются все более сложные и менее наглядныекачества (сравним, например, с этой точки зрения трудолюбие и чувство чести).
Важной особенностьюсамосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя инедостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточнымуровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты,рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальнымположением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествамсвоей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослыхи сверстников. А.Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оцениватьличность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаковоотрицательных переживаний – чувства превосходства над другими и чувстванеполноценности [4].
Решающее значение дляразвития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуютправильные оценочные отношения, которые формируют у подростка вернуюсамооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка,стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношенийтакже помогают развитию самосознания.
Новый этап в развитиисамосознания подростков связан с выделением образца, своего рода моральногоэталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такиеобразцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможностьсамовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития,определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием [28].
Итак, на основе развитиясамосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований кподростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление ксамовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себяположительных качеств и торможения отрицательных проявлений, преодолениюотрицательных черт, устранению своих недостатков.
Центральным испецифическим новообразованием в личности подростка является возникающее у негопредставление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым,стремится быть взрослым [24].
Сознание собственнойвзрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастаниесвоих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическаясила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков.Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительнорасширяются, что кое в чем в этом отношении он начинает превосходить многихвзрослых, например, своих родителей, а порой (в частых вопросах) и отдельныхучителей. Наконец подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людейстановится значительнее, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняетвесьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьнойобщественной жизни.
Но подросток склонен,явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая своивозможности, подросток приходит к убеждению, что они почти не отличаются отвзрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным.Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизнивзрослых в качестве полноценных членов и несоответствием этому реальныхвозможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление ксамостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принятьотрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признаютавторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования [30].
Они видят недостатки вповедении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родителями учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознанияявляется потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.
Для учащихся среднихклассов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства вдостижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них,особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своихволевых качеств.
В младшем подростковомвозрасте происходит становление интересов. Интересы подростка обычнонеустойчивы, завысят от привлекательности самого объекта или от егоактуальности и значительности для подростка в данный момент. Однако интересможет перейти в увлечение, которому подросток будет отдавать все свободноевремя, и иногда оно идет в ущерб учебной деятельности. Наличие увлечения дляподростка является типичным.
Старшие школьники стоятна пороге самостоятельной жизни. Перед ними отчетливо встает проблема выборапути в жизни, в выборе профессии. Это приводит к тому, что старшеклассникиначинают оценивать учебную деятельность главным образом с точки зрения своегобудущего. У них меняется отношение к отдельным учебным предметам. Учебные интересыи склонности становятся более определенными, четко выраженными [11].
Отрочество – период,когда потребность в общении становится одной из центральных потребностейподростка и приобретает новое качество – и по содержанию, и по формамвыражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка– в его переживаниях, мыслях.
В мотивационной сферепроцесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют своюактуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимостьприобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится болееглубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуальногообщения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, какдружба и любовь.
Эмоционально-смысловойдоминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъектдеятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков совсеми категориями партнеров во всех сферах жизнедеятельности определяетсярешением проблем, связанных с собственным становлением подростка и егопроявлением как субъекта жизнедеятельности. Круг общения подростков состоит извзрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего ипротивоположного полов и иногда старших и младших ребят [28].
Общение со сверстникамистановится для подростка ведущим мотивом деятельности, так что на второй планмогут отодвигаться и общение с взрослыми и даже учение. В группе можно сравнитьсебя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение,получить признание, уважение среди сверстников; своими действиями (не толькосоциально положительными) утвердиться в их глазах. Поэтому подросток стремитсяк воспитанию таких качеств, которые наиболее ценятся сверстниками в этотпериод: знание, сообразительность, смелость, умение владеть собою, физическая сила,и устранению отрицательных свойств – жадности, эгоизма.
Структура круга общенияподростков довольно подвижна. Однако ее подвижность различна в классе и вненего. В классе общение подростков идет в составе различных временныхобъединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела.Свободное общение в классе и вне него протекает в приятельских группах [19].
Подростки, имеяценностно-ориентационные качества, приобретенные при общении с взрослыми,пытаются проявить их по отношению к сверстникам. Своеобразие раннегоподросткового возраста в общении со сверстниками заключается в том, чтоформирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физическиесвойства, которые выступают в качестве основных критериев, регулирующихличностные отношения подростков, как мальчиков, так и девочек. В старшемподростковом возрасте, также как и в общении с взрослыми, в качестве главногокритерия отношений между мальчиками и девочками выдвигается нравственно-этический.
Таким образом,подростковый возраст с его бурным биологическим и социальным развитием являетсяодним из наиболее сложных периодов в формировании личности. При этом на данномотрезке жизненного пути старший подросток должен решить ряд весьма значимых длянего задач – кем быть, что, как и зачем делать? В зависимости от того, какиеставятся задачи и как они сочетаются с задачами общества в целом, будетзависеть перспектива развития личности, ее устойчивость, активность, идейность,моральная чистота, целенаправленность, оригинальность, широта,одухотворенность, а также гармоничность нейродинамического, психического исоциального уровней личности, насколько она будет содержательна и ценна дляобщества.
1.2 Психологическая характеристикавнутриличностных конфликтов: понятие «внутриличностные конфликты»,особенности и виды
Категориявнутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие встолкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов ит.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такиеконфликты являют собой противостояние 2 начал в душе человека, воспринимаемое иэмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическаяпроблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу,направленную на его преодоление.
Для описания конфликтовэтого вида в психологии используются понятия интрапсихические, внутренние,личностные, внутриличностные, интрасубъектные, персональные или психологические.Все эти термины употребляются как синонимы. Воспользуемся понятиемвнутриличностный конфликт.
Среди отечественныхпсихологов внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностнымконфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются двесильные, но противоположно направленные тенденции [6].
Значительный вклад вразвитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В.Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностныйконфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивови отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояниедлительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий междуразличными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такоепсихическое состояние является внутриличностным конфликтом.
По Н. Левитову внутреннийконфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживаниедушевного разлада.
Ф.Е. Василюк предложилсвое представление понимания конфликта и границу между дугими критическимиситуациями. Согласно его концепции конфликт возможен только при условии наличияу индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесьпроходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта.Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретовили преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые,являясь по существу психологически внешними [7].
Таблица 1
Типология критическихжизненных ситуаций (См. Ф.Е. Василюк):Тип критической ситуации Онтологическое поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия Стресс Витальность Жизнедеятельность организма Здесь-и-теперь удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ Фрустрация Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность Конфликт Внутренний мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность Кризис Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность
Таким образом, вотечественной литературе существует понятие критической ситуации, котороеопределяется как ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается сневозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов,стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическимижизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт икризис. Здесь становится понятным, что конфликт признак довольно сложнойдушевной организации личности.
Таким образом, Ф. Василюкрассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненныхситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает врезультате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании ввиде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого«ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта являетсясомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался вжизни субъект.
Такова позициярассмотрения конфликта в отечественной психологии. Западная традиция иначерассматривает это явление. Особенность зарубежных исследований состоит в том,что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности,которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
В концепциивнутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцентделается на его биопсихологической трактовке. У человека в состояниивнутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личностиотстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К.Юнга внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики,т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностныйконфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений кудовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротическихпотребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистическойпсихологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основеконфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности междуосознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течениежизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данногонаправления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает какнереализованную потребность человека в самоактуализации.
По К. Левинувнутриличностный конфликт — это ситуация, в которой на субъекта одновременнодействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, исубъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями;между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной иотрицательной тенденциями [18].
Сущностью внутриличностногоконфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смыслажизни.
Когнитивная психологиярассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л.Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее вситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний.Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личностьстремится устранить его.
В рамках бихевиоризмавнутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочноговоспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард)конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.
Интеракционизм прианализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликтаролей (А. Голднер).
Основатель концепциипсихосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличииострых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я» [6].
В большинстве зарубежныхтеорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами,основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятиепсихологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностногоконфликта связывается с негативными переживаниями.
Итак, в нашей работе мыбудем понимать под внутиличныстным конфликтом острое негативное переживание,вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивыесвязи с социальной средой и задерживающее принятие решений.
Е. Донченко и Т. Титаренковыделяют три уровня развития психологического противоречия:
̶ психологическоеравновесие внутреннего мира личности;
̶ нарушениеравновесия, осложнения, затруднение основных видов деятельности, проекцияпсихологического дискомфорта на работу, общение с окружающими;
̶ невозможностьреализации планов и программ, разрыв жизни, невозможность выполнять своижизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис [26].
Спецификавнутриличностного конфликта состоит в следующем:
1. особенностьструктуры конфликта отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лицеотдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различныевнутриличностные образования;
2. специфичностьформ протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелыхпереживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями,стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
3. латентностьпротекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Внутриличностныеконфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащихв основе конфликта:
̶ результатперехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные,адаптационные конфликты);
̶ возникающие изпротиворечий внутреннего мира личности как отражение отношения личности кокружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка) [18].
Показателивнутриличностного конфликта по А.Я. Анцуповуи А.И. Шипилову [7]:
Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижениесамооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержкапринятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора,сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранееруководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительныеотрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивностидеятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативныйэмоциональный фон общения.
Интегральные показатели: нарушение нормального механизмаадаптации; усиление психологического стресса.
Таким образом,внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание,вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающеепротиворечивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Исходя из этого выделяютследующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.
• Мотивы, отражающие стремленияличности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.).Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
• Ценности, воплощающие всебе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мыимеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которыене принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личностьвынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
• Самооценка,определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своихвозможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровняпритязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ееактивности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
В зависимости от того,какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяютсяшесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационныйконфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, вчастности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты междубессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и кбезопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическаядилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт.В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В.Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт междужеланием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В.Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать всоответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногдарассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следоватьему (Ф. Василюк, В. Франкл).
3. Конфликтнереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликтмежду желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтнаягруппа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров). Конфликт может возникатьне только когда действительность блокирует реализацию желания, но и врезультате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты,возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными испособностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основекоторых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
4. Ролевой конфликтвыражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализоватьнесколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи сразличным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнениюодной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностныеконфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликтпонимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушенияравновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — принарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликтмежду требованиями действительности и возможностями человека —профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностейличности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временнаянеготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватнойсамооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности,требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение междупритязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человекавозникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М.Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты междузавышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова),между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, атакже между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успехи понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен) [30].
1.3 Психологическиеособенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте
Ребёнок, переживающийочередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это свойственноподростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраставидела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точкезрения, причина конфликтов в подростковом возрасте — неразвитость детских формповедения. Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности вкрайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренныйопытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается винфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения иответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили этоделать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах(постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки,поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты,поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдаетсяцеликом, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, подвлиянием сверстников [10].
Подростку, переживающемуодин из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойствененвнутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой,самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт можетвозникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениямисо сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Споры с самим собой,познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутрисебя. Внутренний конфликт всегда, так или иначе, связан с внешнимиобстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведениичеловека, в его поступках. Окружающие замечают эмоциональное неблагополучие,которое обычно сопутствует внутреннему конфликту, пока он не разрешился. Лишениеребенка того участия старшего, которое ему необходимо для нормальногопсихического развития, — это тоже конфликт, первоначальный. Он порождаетхронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимостьребенка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает при взросленииуровень самозащиты. Создается порочная цепь конфликтной готовности.
Подростки особенно частопереживают состояние внутреннего конфликта. При этом им сложно описать, понять,что с ними происходит. Какие же тенденции и отношения столкнулись между собой?Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с нимпроисходит. Обычно подростки и даже — увы — многие взрослые с большим трудом ине полностью могут объяснить, что с ними происходит. Происходит накоплениеэмоционального неблагополучия и создается основа конфликтной готовности. Отнего требуют невозможное, т. е. то, чего ему никто не дал и не помог обрести.Он почти всегда (не по своей воле) находится в ситуациях, исключающихформирование корректных, благоприятных способов общения [25].
Это всегда можно заметитьпо изменениям в их поведении. Сам факт его самозащиты вызывают дискомфорт ираздражение у старших. Виновным, разумеется, считают младшего — «трудный». Не понимая, что происходит с подростком, старшие нередковыражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничныхедких замечаниях. От него требуют, чтобы он стал удобным, чтобы «хорошовел себя». Требуют терпения, выдержки, любви, уважения. При этом из года вгод льют упреки, обвинения, оскорбления, раздражение нетерпение, гнев. Всепроявления детского нервно-психического неблагополучия вызывают у старшихстремление к «усиленному воздействию».
Такой конфликт дляподростка является сверхсильным, непереносимым раздражителем, и он защищается,как может. «Хочу» (или «надо») и «не могу» — классический вариант внутриличностного конфликта. Неразрешенный, затяжнойвнутриличностный конфликт создает значительное внутреннее напряжение, подавляет(хотя и не исключает) способность к самостоятельному рациональному решению.
Подростки могут заниматьсамое разное положение среди сверстников: от очень хорошего до «крайненеблагоприятного», «отверженного». Основными переживаниями подростков,связанными с общением со сверстниками, являются тревога, зависимость,подражание и конфликт. Достаточно выраженным является внутриличностныйконфликт, выражающийся в переживание беззащитности, в то время как защищенностьв группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучныешкольники. Все это, на наш взгляд, дает основания считать, что нестолькоособенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько,напротив, тревожность определяет конфликтное поведение такого общения. Такимобразом, переживания таких подростков, связанные с отношениями со сверстниками,во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там издесь доминируют чувства незащищенности, зависимости [18].
Подростку может помочьнаше дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях. Нужно, чтобы он видел, чтоему готовы помочь, что его самооценке ничто не угрожает в общении со старшим. Еслис подросткового возраста не приобретается опыт благоприятного разрешениявнутренних конфликтов, то переживать их в дальнейшем человеку будет тяжело. Еслипомочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживатьдома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможетему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
Выводы
Подводя итогитеоретическому блоку изучаемой проблемы, стоит отсановится кратно еще раз намоментах, на которых мы будем основываться в своем эмпирическом исследовании.
Итак, переход кподростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющихна личностное развитие ребенка. В этот период происходит формированиямировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночныхубеждений, формирование у него самосознания, потребности осознать себя какличность. Важной особенностью самосознания подростка является противоречиемежду потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализироватьличностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этойоснове порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнемпритязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречиеммежду отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением кнему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все этипротиворечия находят свое место во внутриличностных конфликтах.
При этом в нашей работемы будем понимать под внутиличныстным конфликтом острое негативное переживание,вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивыесвязи с социальной средой и задерживающее принятие решений. В зависимости оттого, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт,выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта:
1. Мотивационныйконфликт.
2. Нравственный конфликт.
3. Конфликтнереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов).
4. Ролевой конфликт.
5. Адаптационныйконфликт.
6. Конфликт неадекватнойсамооценки.
Спецификавнутриличностных конфликтов в подростковом возрасте проявляется впадением изкрайности в крайность. При этом им сложно описать, понять, что с нимипроисходит. Помочь разобраться в этом могут взрослые.
Итак, мы изучилитеоретический аспект проблемы внутриличностных конфликтов в подростковомвозрасте. Воспользовавшись типологией видов этого явления, перейдем к эмпирическомуего изучению.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОCТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и методики эмпирическогоисследования
В исследовании принималиучастие старшие подростки (9-ые классы), в количестве 30 человек, обучающиеся вСОШ № 69. Сам процесс включал в себя проведение последовательного ряда шагов:1) теоретический анализ изучаемой проблемы, 2) на его основании подбор ипроведение диагностических методик, 3) анализ полученных данных и ихинтерпретация.
Таким образом, в нашемисследовании мы использовали 3 группы методов: 1) теоретические (методклассификации и систематизации, метод анализа и обобщения,сравнительно-сопоставительный метод), 2) эмпирические – метод тестирования. Вкачестве диагностики использовались следующие методики:
– Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различныхжизненных сферах»;
– Опросник терминальныхценностей (И.Г. Сенин);
– Тест смысложизненныхориентаций;
– Тест-опросниксамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелев);
– Субъективная оценкамежличностных отношений (СОМО) С.В. Духновский.
3) методы статистическогоанализа: данныеподвергались сравнительному анализу, математической обработке при помощи пакетакомпьютерных программ «EXCEL» и «SPSS 15.0»по коэффициенту ранговой корреляции rsСпирмена.
Рассмотрим вторую группуметодов.
1. Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различныхжизненных сферах». Данная методика предназначена для распознавания внутреннихконфликтов как “расхождений” между “ценностью” и “доступностью” в одной илинескольких жизненно важных сферах. Целью разработки данной методики было —показать, что одной из существенных детерминант мотивационной сферы личностиявляется подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности и взависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя “плоскостями”сознания. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущихжизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостьювсего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлениемконкретных легко достижимых целей, находящихся в “обозримом психологическомполе”, в “зоне легкой досягаемости”. Таким образом, основной психометрическойхарактеристикой настоящей методики явился показатель “Ценность — Доступность”(Ц — Д), отражающий степень внутреннего дискомфорта и блокады, функционирующихв мотивационной сфере ценностно-смысловых образований. Испытуемым предлагается12 ценностей. Им необходимо оценить их по значимости и их доступность в своейжизни по 10-и балльной шкале. Анализ и интерпредация данных исходит из разныхвариантов соотношений: 1. Ц и Д полностью совпадают; 2. Ц и Д в значительнойстепени совпадают; 3. Ц и Д в значительной степени расходятся, и такоерасхождение имеет два варианта; 4. Ц превышает Д (Ц>Д); 5. Д превышает Ц(Ц
2. Опросник терминальныхценностей (И.Г. Сенин). Этотопросник основывается на 2х предположениях: во-первых, что жизненные сферы, втой или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разныхлюдей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из нихреализуются различные для каждого человека желания и стремления, которыеявляются одним из компонентов направленности его личности. Переченьтерминальных ценностей диагностируемых в начале опросника включает в себя 8наименований: собственный престиж, высокое материальное положение,креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовноеудовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. По своему сходству все эти особенности объединяются вопределенные жизненные сферы: а) профессиональная жизнь; б) обучение иобразование; в) семейная жизнь; г) общественная жизнь; д) увлечения. Опросниксостоит из 80 утверждений, требующих ответа по 5-и балльной шкале (приложение 2).
3. Тест «смысложизненныхориентаций». Тест смысложизненных ориентации является адаптированной Д.А. Леонтьевымверсией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL)Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами наоснове теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Данныйдиагностический инструмент направлен на выяснение смысложизненных ориентаций.Он представляет собой перечень 20 пар утверждений. Задача испытуемого выбратьодно из них, которое больше соответствует действительности, и подходящую к немустепень выраженности этого утверждения по 3-х балльной шкале. При анализе иинтерпретации данных определяются 5 суюшкал: цель в жизни, интерес иэмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, локусконтроля-Я и локус контроля-жизни (приложение 3).
4. Тест-опросниксамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелев). Тест опросник самоотношения (ОСО)построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической модельюструктуры самоотношения.Опросник включаетследующее шкалы: Шкала S –измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других.Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержиттакже семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иныевнутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2– отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство,самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7– самоионимание. Испытуемым предлагаетс оценить 57 утверждений в рамкахсогласия — несогласия. Показатель по каждому фактору подсчитывается путемсуммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят вфактор с положительны знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый несогласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл»по каждому фактору переводится, по приведенным таблицам, в накопленные частоты (приложение 4).
5. Субъективная оценкамежличностных отношений (СОМО). Данная методика была разработана С. В.Духновским. СОМО представляет собой психодиагностический инструмент дляизмерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощьюсамооценок обследуемого. Индикаторами дисгармоничности отношений выступаютнапряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях междулюдьми. Данная методика может применятся как в групповом, так и виндивидуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий40 пунктов. Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов. Обработкарезультатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим всоответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводят в шкальные оценки понормативным таблицам (приложение5).
Итак, мы дали краткоеописание используемых в эмпирическом исследовании диагностических методик иопределились с математическим критерием. Теперь перейдем к описанию полученныхданных в ходе качественной и количественной обработки.
2.2 Анализ и обобщениерезультатов эмпирического исследования
Проведя диагностическоеобследование испытуемых подростков, мы получили определенные результаты.Рассмотрим их в отдельности по каждой методике. В начале проанализируем иподвергнем качественному анализу данные по методике Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения“ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах». Проанализировав расхождения междузначимостью ценностью для подростков и их доступностью, мы разделили всехиспытуемых на две группы: 1 — подростки, испытывающие внутриличностныйконфликт, 2 — обследуемые без внутриличностного конфликта. Таким образом,полученные данные по этой методике, мы отразим в двух видах таблицах: в первой- процентное соотношение между двумя группами испытуемых, во второй покажем покаким параметрам были выявлены различия в значимости ценностей и ихсубъективной оценки достижимости на данный момент жизненого этапа.
Таблица 2Группы испытуемых Процентное соотношение подростки, испытывающие внутриличностный конфликт 60% обследуемые без внутриличностного конфликта 40%
Таблица 3Ценность % Достижимость % подростки, испытывающие внутриличностный конфликт Активная, деятельная жизнь 3% Активная, деятельная жизнь 9% Здоровье (физическое и психическое) 1% Здоровье (физическое и психическое) 16% Интересная работа 3% Интересная работа 3% Красота природы, искусства, переживания прекрасного 3% Красота природы, искусства, переживания прекрасного 14% Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 14% Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3% Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 14% Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 3% Наличие хороших друзей 10% Наличие хороших друзей 3% Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 14% Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 6% Познание (возможность расширять образование, культуру, развивать интеллект) 3% Познание (возможность расширять образование, культуру, развивать интеллект) 18% Свобода как независимость в поступках и действиях 18% Свобода как независимость в поступках и действиях 3% Счастливая семейная жизнь 14% Счастливая семейная жизнь 6% Творчество 3% Творчество 16% обследуемые без внутриличностного конфликта Активная, деятельная жизнь 6% Активная, деятельная жизнь 10% Здоровье (физическое и психическое) 3% Здоровье (физическое и психическое) 12% Интересная работа 3% Интересная работа 6% Красота природы, искусства, переживания прекрасного 3% Красота природы, искусства, переживания прекрасного 14% Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 12% Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3% Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 6% Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 3% Наличие хороших друзей 10% Наличие хороших друзей 10% Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 12% Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 12% Познание (возможность расширять образование, культуру, развивать интеллект) 6% Познание (возможность расширять образование, культуру, развивать интеллект) 12% Свобода как независимость в поступках и действиях 16% Свобода как независимость в поступках и действиях 16% Счастливая семейная жизнь 14% Счастливая семейная жизнь 14% Творчество 9% Творчество 10%
Исходя из представленныхрезультатов, мы видим, что большиство из выборки подростков испытываютвнутриличностный конфликт (60%). Это говорит о том, что эта категорияобследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциямиличности и возможностями их удовлетворения. Среднее значение индекса R у этих подростков равно 44,7, чтоуказывает на высокий уровень рассогласования в мотивационно-личностной сфере.Минимальное значение индекса в этой группе равно 34 баллам, а максимальное –67. Для этих подростков характерно расхождение между «желаемым» и«реальным», между «хочу» и «могу» вценностно-смысловой сфере. Процентная составляющая второй группы испытуемыхравна 40%. это говорит о том, что в этой категории подростков тенденцииличности реже вступают в борьбу и не приносят огромного ущерба в процессе социально-психологическогоразвития человека. В этой ситуации он чаще выступает как источник становленияличности.
Теперь рассмотримотдельно соотношение значимости ценностей и их достижимости в глазахподростков. Итак, в первой группе, обследуемых, испытывающих внутриличтностныйконфликт, наиболее значимыми выступают следующие ценности: свобода какнезависимость в поступках и мыслях (18%), счастливая семейная жизнь (14%),уверенность в себе (14%), материально обеспеченная жизнь (14%), любовь (14%). Кнаименее значимым жизненным сферам могут быть отнесены: познание (3%),творчество (3%), активная деятельная жизнь (3%), наличие хороших и верныхдрузей (3%), красота природы и искусства (3%) и здоровье (1%). При этомнаиболее доступными сферами в среде подростков данной группы являются: познание(18), творчество (16), здоровье (16%), активная деятельная жизнь (9%). Менеедоступны: счастливая семейная жизнь (6%), интересная работа (3%), материальноеблагосостояние (3%), любовь (3%), свобода (3%). Для группы подростков безвнутриличностных конфликтов значимыми выступают такие сферы жизни, как: наличиехороших друзей (10%), свобода (16%), любовь (12%), уверенность в себе (12%),счастливая семейная жизнь (14%). Эти же сферы являются наиболее доступными,исключая сферу любви (3%), которая, по сравнению с другими, менее доступна дляданных подростков. К наименее значимым жизненным сферам могут быть отнесены:активная деятельная жизнь (3) творчество (2), красота природы и искусства (2).А к наименее доступным: интересная работа (6%), материально обеспеченная жизнь(3%). Таким образом, мы видим, что в первой группе происходит существенноерасхождение между ценностями, которые являются значимыми для подростков и ихстепенью достижимости. Этим и объясняется наличие у них переживаниявнутриличностного конфликта. Кроме того, мы видим, что нет существенной разницыв выделенных подростками обеих групп значимых доминирующих ценностях.Присутствует некоторое расхождение между показателями в категориях«познание», «творчество», «активная деятельностнаяжизнь». Во втрой группе они являются более ценными, чем в первой, чтохарактерно адекватному развитию данному возрасту. При этом в субъективнойоценки достижимости результатов во втрой группе обследуемых процентноераспределение происходит полее ровно и в доминирующих аспектах не расходится позначениям в группе ответов по значимости ценностей.
Итак, расхождение междузначимостью и доступностью в той или иной ценностной сфере у подростковсвидетельствует о наличии конфликта в этой сфере. Самой конфликтогенной сферойжизнедеятельности для подростков первой группы, переживающих внутриличностныйконфликт, выступает: «счастливая семейная жизнь», испытуемых имеютконфликты в такой жизненной сфере как «свобода», «материальнообеспеченная жизнь», «любовь». Часть респондентов этой группыимеют внутриличностные конфликты в таких областях жизнедеятельности, как:уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Это объясняется тем, чтонаиболее значимые потребности в счастливых семейных отношениях, свободе, любви,в материальной независимости блокируются со стороны общества и остаютсянеудовлетворенными. Конфликт в системе ценностей у данных подростковотсутствует в таких областях, которые характеризуются в подростковой среде неочень высокой доступностью, но и значимыми также не являются: красота природы иинтересная работа. В таких сферах, как активная деятельная жизнь, познание,творчество, наблюдается снижение или отсутствие мотивации вообще. У подростковвторой группы, не переживающих внутриличностный конфликт, не было выявленоявных конфликтных сфер. В большинстве случаев для всех жизненных сферхарактерны либо высокая значимость и доступность, либо низкая значимость инизкая доступность ценностей. Эти подростки реально оценивают свои желания ивозможности для их удовлетворения.
Представим полученныеданные графическим образом в виде следующих диаграмм:
/>
Рис.1. Результатыметодики Е.Б. Фанталовой
/>
Рис.2. Результатыметодики Е.Б. Фанталовой(где 1- 12 — ценности в 1 группе испытуемых)
/>
Рис.3. Результаты методикиЕ.Б. Фанталовой (где 1-12 — ценности во 2 группе испытуемых)
Теперь перейдем кпредставлению результатов опросника терминальных ценностей (И.Г. Сенина). Аналогичным образом расположимрезультаты в виде таблицы.

Таблица 4Сферы жизнедеятельности
1 группа испытуемых
%
2  группа
% профессиональная жизнь 6% 6% обучение и образование 12% 18% семейная жизнь 40% 38% общественная жизнь 10% 6% увлечения 32% 32%
Из представленныхрезультатов видно, что наиболее ценными сферами жизни среди обеих групп подростковвыступает семейная жизнь (40% и 38% соответственно). Это говорит о том, что вцелом большинство подростков заинтересованы в мнении других людей о различныхаспектах своей семейной жизни. Как правило, они убежденны, что семейноеблагополучие заключается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи. Имхарактерно стремление к тому, чтобы каждый член его семьи занимал какую-либосоциальную позицию и выполнял строго определенные функции. Их также отличаетвысокая заинтересованность в информации о себе (характере, способностях,особенностях личности и т.п.). Они часто бывают заинтересованы в информации осемейной жизни других людей, так как хотят убедиться в весомости достиженийсвоей семейной жизни по сравнению с достижениями семейной жизни других. Сфераувлечения также является одной из доминирующих сфер жизнедеятельностиподростков внезависимости от наличия или отсутствия эмоциональных переживаний икритических ситуаций (по 32% в каждой группе). Незначимой в данный возростнойпериод выступает профессиональная сфера (по 6% в обоях группах). Различияпроявляются по двум сферам: «общественная жизнь» (10% и 6%),«обучение и образование» (12% и 18%). Это говорит о том, чтоподросткам не испытывающих сильные внутриличностные конфликты отличаются особойзаинтересованностью в мнении других людей относительно уровня своегообразования или того уровня образования, которого они хотят достичь. А такжеони чаще характеризуются желанием повышать уровень своего образования, еслисуществующий его уровень не приносит желаемого материального благополучия. Дляних характерно желание глубже проникнуть в предмет изучения с целью открыть вчем-либо ранее изученное. В то время как среди подростков, испытывающихвнутриличностные конфликты, присутствует желание активно участвовать вразговорах, на общественно-политические темы, однако при этом они, как правило,выражают не свое собственное мнение, а мнение своих авторитетов. Испытуемыеотличаются тем, что получают наибольшее удовольствие не от результатов своейобщественной деятельности, а от ее процесса. Но при всем описании, стоитотметить тот момент, что в целом по расположению значимости жизненных сфер нетразличий между подростками, что подтвержает картину, полученную и описанную впредыдущей методике.
Теперь для наглядности полученные результаты поориентационной анкете представим в виде диаграммы:
/>
Рис. 4. Результаты по опроснику терминальных ценностей(И.Г. Сенин)
Теперь рассмотримполучившиеся данные по тесту смысложизненныхориентаций. Аналогичнымобразом расположим результаты в виде таблицы.
Таблица 5Параметры
1 группа испытуемых
%
2 группа
% цели в жизни 28% 24% эмоциональная насыщенность жизни 32% 26% удовлетворенность самореализацией 10% 20% Я – хозяин жизни 14% 16% управляемость жизни 14% 14%
Сравнивая результаты двухгрупп испытуемых мы можем отметить следующие моменты.
Вне зависимости отналичия или отсутствия внутриличностного конфликта доминирующим аспектоввыступает «эмоциональная насыщенность жизни» (32% и 26%соответственно). Этот показатель говорит о том, что в целом подросткивоспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный инаполненный смыслом. При этом достаточно высокие показатели по шкале «целив жизни» (28% и 24%) свидетельствуют о наличии в жизни испытуемого целей вбудущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временнуюперспективу. Но в случае с 1 группой испытуемых при больших расхожденияхзначений по шкале «цели в жизни» и «удовлетворенностьсамореализацией» (28% к 10%) можно отметить, что таких подростков можнохарактеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёрами, планыкоторых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностьюза их реализацию. В товремя как во втрой группе такое расхождение минимально(26% к 20%), что говорит о том, что подростки не испытывающие внутриличностыеконфликты как кризистные ситуации чаще живут сегодняшним днем, планируютбудующее, основываясь на вчерашних поступках.
При этом обоям группамхарактерны низкие результаты по шкалам «Я – хозяин жизни» (14% и 16%соответственно) и «управляемость жизни» (по 14%). Этот фактсвидетельствует о присутствующей некоторой неуверенности в своих силах вконтроде жизни и убежденности в том, что жизнь человека с большим трудомподдается сознательному контролю.
Теперь для наглядности полученные результаты по тесту смысложизненных ориентаций представим в виде диаграммы:
/>
Рис. 5. Результаты потесту смысложизненных ориентаций
Теперь рассмотримполучившиеся данные по тесту-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелев). Аналогичным образом расположимрезультаты в виде таблицы.
Таблица 6Шкалы
1 группа испытуемых
%
2 группа
% Шкала S 37% 63% Шкала I – самоуважение 14% 18% Шкала II –аутосимпатия 16% 26% Шкала III – ожидаемое отношение от других 32% 24% Шкала IV – самоинтерес 38% 32%
Теперь для наглядности полученные результаты по тесту-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р.Пантелев) представим ввиде диаграммы:
/>
Рис. 6. Результаты потесту-опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелев)

Исходя из представленныхданных в табличном и графическом виде, отметим ряд моментов. Во-первых,результаты по «Шкале S»(37% и 63%) повторяют картину, полученную в первой методике: среди подростков 1группы присутствует противоречие в чувстве «за» и «против»в самом себе, что собственно показывает наличие внутриличностного конфликта.Среди подростков, испытывающих внутриличностые конфликты, доминируют высокиезначения по шкалам «ожидаемое отношение от других» (32%) и«самоинтерес» (38%). При этом занчения по шкалам«самоуважение» (14%) и «аутосимпатия» (16%) оказываютсязначительно ниже. Эти данные позвволяют сказать, что этим подросткам характерноневерие в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своихвозможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным,понимание самого себя. Кроме того, эти данные описывают 1 группу испытуемых каклюдей с видением в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку,готовность к самообвинению. При этом присутствует интерес к собственным мыслями чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своейинтересности для других. Эта картина отражает противоречивость чувствподротсков и объясняет наличие внутриличностных конфликтов. Теперь перейдем кописанию результатов 2 группы обследуемых. Мы можем увидеть, что данные по всемшкалам распределяются относительно равномерно. Также самоинтерес остается насамом высоком уровне (32%). далее расположились значения по шкале«аутосимпатия» (26%), что позвоялет сказать о наличии у подростковэтой группы таких особенностей как одобрение себя в целом и в существенныхчастностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Высокие значения по шкале«ожидаемое отношение от других» (24%) свидетельствуют о наличииположтельного отношения к себе и к другим. Значения по шкале«самоуважение» самые низкие относительно других (18%), что такжеопказывает, что среди подростков 2 группы присутствует некоторая неуверенностьв своих силах и способностях. Но за счет равномерного распределения остальных,эта особенность чаще стимулирвет их к критичности восприятия себя и мира,развивает личность испытуемых.
Теперь рассмотримполучившиеся данные по методике, определяющей субъективную оценку межличностных отношений(СОМО). Аналогичным образом расположимрезультаты в виде таблицы.
Таблица 6Значения напряженность в отношениях отчужденность в отношениях конфликтность в отношениях агрессия в отношениях общая картина подростки, испытывающие внутриличностный конфликт высокие 46% 12% 37% 16% 30% средние 48% 72% 48% 63% 64% низкие 6% 16% 9% 21% 6% обследуемые без внутриличностного конфликта высокие 21% 9% 16% 16% 24% средние 63% 57% 75% 63% 64% низкие 16% 34% 9% 21% 12%
Из табличных данныхвидно, что самые высокие показатели в первой группе испытуемых по шкалам«конфликтность»(46% по высокому уровню) и «напряженность вотношениях» (57% по высокому уровню). Это говорит о том, что у подротсков,испытывающие внутрилчностные конфликты, в межличностном общении присутствуютпротиворечия, противоборства между окружающими их людьми. При этом не всегдаэта картина соотвествует реальности, а только лишь их субъективнымпереживаниям. В своих отношениях каждый ориентируется на свои интересы,стремиться навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется зареализацию своих интересов. Доминирование средних значений по шкалам«агрессия» (63% по среднему уровню) и «отчужденность» (72%по среднему уровню) свидетельствуют, что среди подростков 1 группы отутствуюттакие танденции личности как присутствие намерения подчинить себе других,доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, властьнад другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как ввербальной, так и невербальной форме). Доминирование средних значений по этимшкалам во 2 группе испытуемых дает право утверждать, что при общении небольшомуколичеству подростков свойственно умеренно выраженное напряжение, необходимоедля поддержания интенсивности отношений. Таким людям свойственно субъективноеощущение эмоционального благополучия. Серьезные трудности в отношенияхприсутствуют, но при определенных условиях эффективно и легко разрешаются. Имсвойственно стремление устанавливать близкие и доверительные отношения сосверстниками и желание иметь такие отношения с взрослыми. Видеть в нихнаставника. Кроме того, подросткам свойственно в межличностных отношенияхстремление занять позицию «на равных», присутствует амбивалентные тенденции: содной стороны они стараются проявлять дружелюбие, сотрудничество, искренность инепосредственность в отношениях, а с другой — неумение эффективно и правильновыстраивать отношения таким образом, чтобы эта цель была достигнута.
Анализируя общиепоказатели (доминируют средние значения – 64%), видим, что в целомкоммуникативными особенностями подростков носят относительно стабильный,открытий характер, присутствуют как сближающие чувства так и удаляющие(одиночество, неприязнь, раскаяние, вина, стыд и др.).
Для наглядностиполученные результаты по методике СОМО представим в виде диаграмм:
/>
Рис.7. Результаты по СОМО(1 группа испытуемых)

/>
Рис.8. Результаты по СОМО(2 группа испытуемых)
Итак, нами был проведенкачественный анализ результатов, полученных в ходе диагностическогообследования. Теперь представим полученные результаты статистического анализа спомощью U – критерия Манна-Уитни, которыепомогут нам сравнить результаты двух групп испытуемых между собой и определитьдостоверность различий между ними. Подсчитав данные в статистике, представим конечные результатыв виде общей таблицы. При этом будем учитывать критические значения: Uкр=61 (при p≤ 0,05) и Uкр= 47 (приp≤ 0,01).
Таблица 7
Результаты статистическойобработки данныхМетодики Параметры Uэмп Методика Е.Б. Фанталовой Активная, деятельная жизнь 83 Здоровье 64 Интересная работа 72 Красота природы, искусства, переживания прекрасного 76 Любовь 64 Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 28 Наличие хороших друзей 52 Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 14 Познание 86 Свобода как независимость в поступках и действиях 22 Счастливая семейная жизнь 18 Творчество 72 Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) профессиональная жизнь 68 обучение и образование 78 семейная жизнь 38 общественная жизнь 64 увлечения 66 Тест смысложизненных ориентаций цели в жизни 76 эмоциональная насыщенность жизни 66 удовлетворенность самореализацией 26 Я – хозяин жизни 64 управляемость жизни 68 Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р. Пантелев) Шкала S 14 Шкала I – самоуважение 68 Шкала II –аутосимпатия 22 Шкала III – ожидаемое отношение от других 38 Шкала IV – самоинтерес 76 СОМО напряженность в отношениях 12 отчужденность в отношениях 66 конфликтность в отношениях 34 агрессия в отношениях 82
Из представленныхрезультатов видно, что что между выборками существуют значимые различия поуровню развития таких признаков как: отсутствие материальных затруднений,уверенность в себе, свобода как независимость в поступках и действиях,счастливая семейная жизнь, удовлетворенностью в самореализации, по шкале S, по шкале аутосимпатии,напряженности в отношениях (при p≤0,01). При этом при были также обнаружены различия между группой подростков,испытывающих внутриличностные конфликты, и группой, не подверженных этимпереживаниям: по параметру наличия хороших друзей, по конфликтности вотношениях и ожидаемому отношения от других (при p≤ 0,05). Эти результаты говорят о том, что подростки 1группы имеют по описанным сферам и аспектам жизнедеятельности противоречия,которые при их сложности в разрешении переходят во внутриличностный конфликт.
Учитывая полученныеданные в ходе статистического анализа, стоит сказать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы,подтвердилась: большей части подростков харатерно наличие внутриличностныхконфликтов, проявляющихся в определенных сферах жизнедеятельности. Теперьперейдем к подведению итогов эмпирической части нашей работы.
Выводы
Подводя итог эмпирическойчасти нашей работы, направленной на выявление особенностей внутриличностныхконфликтов в подростковом возрасте,остановимся на ряде ключевых моментов.Во-первых, в нем принимали участие подростки 9-ых классов в количестве 30человек, обучающиеся в СОШ № 69 г. Уфы. Во-вторых, для подтверждения илиопровержения гипотезу, мы использовали следующие диагностические методики:
– Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различныхжизненных сферах»;
– Опросник терминальныхценностей (И.Г. Сенин);
– Тест смысложизненныхориентаций;
– Тест-опросниксамоотношения (В.В.Столин, С.Р. Пантелев);
– Субъективная оценкамежличностных отношений (СОМО) С. В. Духновский.
Проведя качественный иколичественный анализ исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство подростковиспытывают внутриличностный конфликт (60%). Это говорит о том, что этакатегория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутреннимитенденциями личности и возможностями их удовлетворения. Самой конфликтогенной сферойжизнедеятельности для подростков первой группы, переживающих внутриличностныйконфликт, выступает: «счастливая семейная жизнь». Испытуемые имеютконфликты в такой жизненной сфере как «свобода», «материальнообеспеченная жизнь», «любовь». Часть респондентов этой группыимеют внутриличностные конфликты в таких областях жизнедеятельности, как:уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Эти данные подтвердились входе математической обработке, за исключением шкалы «любовь».Расхождения в значимости и доступности имеют и подростки, не переживанющиесильные внутриличностные конфликты.
2. Наиболее ценными сферами жизни средиобеих групп подростков выступает семейная жизнь. Их также отличает высокаязаинтересованность в информации о себе (характере, способностях, особенностяхличности и т.п.). Сфера увлечения также является одной из доминирующих сфержизнедеятельности подростков внезависимости от наличия или отсутствияэмоциональных переживаний и критических ситуаций. Математическая обработкарезультатов показала различия в области семейной жизни, что говорит о наличии вней причин для эмоциоанльных переживаний 1 группы испытуемых.
3. Вне зависимости от наличия илиотсутствия внутриличностного уонфлика доминирующим аспектов выступает«эмоциональная насыщенность жизни». В случае с 1 группой испытуемыхпри больших расхождениях значений по шкале «цели в жизни» и«удовлетворенность самореализацией» можно отметить, что такихподростков можно характеризовать не только целеустремленного человека, но ипрожектёрами, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и неподкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В товремя как во втройгруппе такое расхождение минимально, что говорит о том, что подростки неиспытывающие внутриличностые конфликты как кризистные ситуации чаще живутсегодняшним днем, планируют будующее, основываясь на вчерашних поступках.
4. Среди подростков 1 группыприсутствует противоречие в чувстве «за» и «против» в самомсебе, что собственно показывает наличие внутриличностного конфликта. Средиподростков, испытывающих внутриличностые конфликты, доминируют высокие значенияпо шкалам «ожидаемое отношение от других» и «самоинтерес».При этом значения по шкалам «самоуважение» и «аутосимпатия»оказываются значительно ниже. При этом данные во 2 группе обследуемых по всемшкалам распределяются относительно равномерно.
5. Подростки свнутриличностным конфликтом испытывают субъективные трудности, отражающиеся вчувстве наличия конфликтности и напряженности в межличностных отношениях.
Итак, гипотеза, выдвинутая в начале работы,подтвердилась: большей части подростков харатерно наличие внутриличностныхконфликтов, проявляющихся в определенных сферах жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении стоитотметить ряд моментов. Во-первых, в нашей работе под внутиличныстным конфликтом мы понималиострое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мираличности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающеепринятие решений. Во-вторых, именно в подростковом возрасте мы можем встретитьразнообразие внутриличностных конфликтов, распростроняющиеся на многие сферыжизнедеятельности человека.
Нами было проведеноэмпирическое исследование, направленное на исследование спецификивнутриличностных конфликтов в подростковом возрасте. Эмпирическая база былапредоставлена СОШ № 69 г. Уфы. В качестве испытуемых выступили подростки 9- ыхклассов в количестве 30 человек. Наоснове полученных данных, мы пришли к следующим выводам.
Большинство испытуемыхподростков испытывают внутриличностный конфликт. Это говорит о том, что этакатегория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутреннимитенденциями личности и возможностями их удовлетворения. Самыми конфликтогеннымисферами жизнедеятельности для подростков, переживающих внутриличностныйконфликт, стали в первую очередь отсутствие материальных затруднений,уверенность в себе, свобода как независимость в поступках и действиях,счастливая семейная жизнь, удовлетворенностью в самореализации, а такжеаналогичные выводы были по шкале S и пошкале аутосимпатии. При этом они испытывают внутриличностные конфликты также ив межличностной сфере, поэтому подростки, испытывающие внутриличностныеконфликты часто субъективно оценивают их как напряженные и конфликтные.
Итак, гипотеза, выдвинутая в начале работы,подтвердилась: большей части подростков харатерно наличие внутриличностныхконфликтов, проявляющихся в определенных сферах жизнедеятельности.
Эти результаты позволяютв дальнейшем использовать выделенные диагностические методики для определения спецификии уровня развития внутриличностных конфликтов в рассматриваемой возрастнойгруппе, а также определить в каких сферах жизнедеятельност ипроисходитпротиворечия. При неблагоприятной ситуации развития, возможно составление ипроведение коррекционно-развивающих занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Ананьев Б.Г. О психологическихэффектах социализации. – М., 1999.
2.  Ананьев Б.Г. Человек, как предметпознания. – СПб., 1999.
3.  Белинская А.Б. Социальные технологииурегулирования конфликтов (в подростковой среде). – М., 2004.
4. Волков Б.С.Психология подростка. – М., 2002
5. Выготский Л.С.Собрание сочинений, т. 5. – М., 1999.
6. Грешнев Д.В.Психологические особенности внутриличностного конфликта: – Тамбов, 2003.
7. Гришина Н.В.Психология конфликта. – СПб., 2003.
8. Драгунова Т. В. Подросток. – М., 1996.
9. Каган М.С. Миробщения. – СПб., 1999.
10. Каширский Д.В.Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами //Вопросы психологии. – 2001. – № 6.
11. Ковалев А.Г.Психология личности, изд. 3. – М., 1999.
12. Кон И. С. Психологиястаршеклассника. – М., 2000.
13. Кузин В.С.Психология. — М., 2005.
14. Лазурский А.Ф.,Классификация личностей. – СПб, 2001.
15. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.
16. Леонтьев Д.А.Тест смысложизненных ориентаций. — М., 2003.
17. Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М., 2005.
18. Первышева Е.В. Экспериментальные исследованиямежличностных конфликтов // Идеологические и психологические аспектыисследования массового сознания. М., 1999.
19. Психологияподростка. Полное руководство / под ред. Реана А.А. – М., 2008.
20. Психологическийсловарь. Под ред. В.П. Зинченко, Мещерякова 2-е изд. переработ. и доп. – М.,2006.
21. Ратанова Т.А.,Шляшта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М., 1998.
22. Рояк А.А. Психологический конфликт иособенности индивидуального развития ребенка. – М., 2008.
23. Рубинштейн С.Л.,Основы психологии. – М., 2007.
24. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессесоциализации. –Саратов, 2000.
25. Фанталова Е.Б.Диагностика внутриличностного конфликта. – М., 2001.
26. Фанталова Е.Б. Ободном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов//Психол. журнал, 2002, №1,
27. Фанталова Е.Б.Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненныхсферах» //Журнал практического психолога, 2006, № 2.
28. Фельдштейн Д.И.Психология развивающейся личности. – М., 2006
29. Чайка Р.П.Школьный психолог и конфликты в школе // Интернет: www.genesis.ru/conf/s204.htm.30. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков вшколе и дома // Интернет: lotos.by.ru/mo_ps_shul_01.html.10
31. KluckhohnC. Valuss andValue Orientations in the Theory of Action (Toward a General Theory of Action)Eds. T. Рarsons, E. Shils. Cambridge, 1951.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :