Реферат по предмету "Государство и право"


Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация высшегопрофессионального образования «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право России
на тему: «Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека игражданина в Российской Федерации»
Выполнила студентка 4 курса Специальности юриспруденция группы Ю- 41 ДенисоваНаталия Анатольевна Руководитель: Красноглазов А.Ю.
Курсовая работа защищена с оценкой______
« »                     2009 г.
ПОДОЛЬСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1 Поколения прав человека
1.2 Права и свободы человека игражданина
1.3 Конституционные обязанности
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.2Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.3Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей
2.4Причины нарушения реализации прав и свобод
3.ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД ИОБЯЗАННОСТЕЙ
3.1Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
3.2Способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей
3.3Средства, обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей
3.4Процессуальные стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

ВВЕДЕНИЕ
Конституция каждой страны — этосвоеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политическогопериода, в котором она создавалась.
В Конституции Российской Федерацииправам человека посвящена специальная глава. В ней они не только провозглашены,но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируютсясогласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствиис настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек,его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституциигласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Принципы, закрепленные в КонституцииРоссии, адресованы всем ветвям государственной власти, связывают и обязываютих. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человекаи гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и вдругих законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права исвободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправленияи обеспечиваются правосудием.
Особо следует отметить, чтогосударственная защита прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Этигарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.
Так, в ч. 2 ст. 24 Конституциисказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, ихдолжностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создаетдополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует ихэффективной защите.
Соразмерность прав и обязанностей — один из важнейших признаков права, правовой справедливости. Антиправовой,этатистско-силовой характер носит превращение прав в обязанности (например,права на труд — в обязанность трудиться). В результате обязанностям однойстороны соответствуют обязанности же другой стороны, а правами по отношению кним наделяется государство. В основе подобных взглядов лежатфилософско-утопические проекты (например, Ж.Ж. Руссо) насильственного«осчастливливания» людей, чья свобода (права) должна статьнеобходимостью (обязанностью) под угрозой самых жестких санкций со стороныгосударства.
Многие люди знают о своих правах,свободах и обязанностях, но вот как их реализовать многие даже и недогадываются. Реализация основных прав, свобод и обязанностей — этопрактическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизнипредусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворениязапросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ вправоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод естьправомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемыхрезультатов юридическими средствами. Известно, что любой участникправоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридическиевозможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как членопределенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественныхсвязей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность вколлективной форме, являясь, по существу, «соучастником» коллективногоправоотношения. Механизм реализации прав, свобод и обязанностей очень важнаятема, которая необходима для информирования субъектов правоотношений вотношении того, каким образом можно отстаивать и защищать свою свободу и право– высшую ценность!
Вышесказанное определяет особуюактуальность исследуемой темы.
Основная цель данного исследования заключается в разработке основныхнаправлений механизма реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человекаи гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы исторических этапов развития Конституционныхправ, свобод и обязанностей человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей вРоссийской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы ихустранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающиереализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определитьпроцессуальные стадии их реализации.
Объектом в данной работе являются права, свободы и обязанности человека игражданина в Российской Федерации. Предметом исследования является механизмреализации и защита прав, свобод и обязанностей.
В процессе работы были использованы: Конституция РФ, нормативно-правовыеакты РФ, учебники, книги, монографии и статьи ведущих отечественных изарубежных учёных – юристов, а так же газеты и журналы. Активно использоваласьинформационная система «Консультант Плюс».

1. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой,приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание взависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.
Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.
Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
 
1.1 Поколения прав человека
 
Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека. 1
Так, права человека первого поколения- политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций вЕвропе.
теоретической основой были концепциибуржуазного либерализма, естественного права, общественного договора,разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольныхкамней конституционного устройства Так,во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось,что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведеноразделение властей, не имеет конституции»1. Эта концепция исходила из того, что основные права человека игражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладаютприоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправеограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественнымдоговором.
Права человека второго поколения — экономические, социальные и культурные — отражали уже иные историческиеусловия: становление экономической и социальной функций государства и появлениев мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модельсоциализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись вконце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил своеразвитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г.Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила,по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотренияэкономических, социальных и культурных прав — наряду с гражданскими иполитическими — в качестве обязательного элемента структуры основных правчеловека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций правчеловека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важноподчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал сокончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамкахМеждународного билля о правах человека. Права человека приобретают в этотпериод двойное измерение — не только национальное, но и международное.
Права человека третьего поколениясложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правахчеловека, а также значительное число развивающих его международных правовыхактов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатскихразвивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости.Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развитияэтих народов. Отсюда — провозглашение их права на развитие, на благоприятнуюокружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такогоподхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурныхправ в общем, комплексе прав человека. Так, в Преамбуле Африканской хартии правчеловека и народов подчеркивается неотделимость гражданских и политических правот экономических, социальных и культурных прав. При этом пользованиеэкономическими, социальными и культурными правами рассматривается как гарантияосуществления гражданских и политических прав.
Конституция каждой страны — этосвоеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политическогопериода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегдаостанется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурнымразвитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержнойприватизацией, резким обнищанием народа на фоне росталиберально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктатацентра, повышения политической активности населения, развития свободы слова исредств массовой информации.
Действующий в нашей стране ОсновнойЗакон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностьюможно утверждать, что это, лучшая из пяти действовавших в России Конституций.Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существованияявляется одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возвратастраны к авторитаризму и персонализации власти.
Конституция РФ (ст. 2) объявляетчеловека, его права и свободы высшей ценностью. Тем самым декларируются новыеформы взаимоотношений личности, общества и государства. Впервые в историиРоссии в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие изнезыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Права человека и их защита — обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства.Для российской правовой системы признание прав человека означало необходимостьпересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целяхобеспечения признания, уважения и защиты, прав человека. Отсюда вытекаетпотребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитногорегулирования.
Таким образом, теоретическиеисследования защиты прав человека приобретают повышенную значимость иактуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда онинадежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работахТ.Д. Матвеевой, А.Я. Азарова, Л.Б. Алексеева, Т.М. Калининой, А.С. Мордовца,А.В. Стремоухова, Д.С. Варданяна и других 1. Этиавторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определениеобщего понятия «права и свободы человека» указания на необходимостьих защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита правчеловека основывается на праве человека на правовую защиту 2.
Рассмотрение основных направленийисследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяетсделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая вовнимание своеобразие исторического периода, переживаемого РоссийскойФедерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельногочеловека, можно согласиться с П.В. Анисимовым в том, что в практическойплоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличаетсянаибольшим социально-политическим и правовым напряжением, в которомпрослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека вРоссии 1.
1.2 Права и свободы человека и гражданина
Следует отличать понятия «права» и «свободы», а также«права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».
Категория «права» (человека и (или) гражданина)понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная наудовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяетсвое отношение к использованию имеющихся у него прав: в каких формах и объемахон готов реализовать эту допустимую меру.
Под «свободами» следует понимать облеченное в правовуюформу состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений,ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут бытьвведены государством или обществом в силу различных причин и в различныхобъемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использованиячеловеком и (или) гражданином своих прав.
Таким образом, состояние свободы реализуется черезсубъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер, а«свобода» (человека и (или) гражданина) в ее категориальном измерении можетвключать в себя несколько юридически закрепленных «прав» (человека и (или)гражданина). Например, свобода вероисповедания подразумевает, что человек имеетправо исповедовать ту или иную религию или же не исповедовать никакой. В данномслучае в составе одной «свободы» находятся два «права».
«Права человека» выступают в конституционном праве вкачестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные,общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Правачеловека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (внезависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер(они, например, не могут быть изъяты), признаются высшей социальной ценностью,а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Правачеловека — это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личностии позволяющий ей реализовывать свои интересы.
«Права гражданина» могут быть охарактеризованы какохраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегосяв устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащимиему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительныйнабор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либогосударства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современномдемократическом государстве оказывается большим по сравнению с объемом правчеловека.
Современное Российское государство на международномуровне взяло на себя обязательства, связанные с признанием, гарантированием,обеспечением и защитой прав и свобод человека, что нашло непосредственноеотражение в нормах Основного Закона. В основах конституционного строяРоссийской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшейценностью. Это показывает их чрезвычайную значимость и одновременноприоритетность перед интересами общества и государства.
Права и свободы человека и гражданина являют собойважнейший институт российского конституционного права. Им посвящена II глава федеральной Конституции, которая,подобно первой главе, защищена особым образом и фактически не подлежитизменению; по отношению к изменению конституционных положений, заключенных вданной главе, применяется термин «пересмотр».
Конституционные права и свободы закрепляются в ОсновномЗаконе государства и по своему значению являются основными, фундаментальными,наиболее важными. Они раскрывают естественное состояние свободы личности иполучают высшую юридическую защиту, которая в Российской Федерации обусловленаособым механизмом и степенью защиты конституционных норм, а также высшейюридической силой и прямым действием Конституции РФ.
1.3 Конституционные обязанности
Под конституционными обязанностями понимаютсязакрепленные в Основном Законе и конкретизированные в текущем законодательстветребования со стороны государства, предъявляемые каждому человеку и гражданинуи связанные с его участием в обеспечении интересов общества, государства,других людей. Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных иобщественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальныхценностей.
Конституционные обязанности, так же как и основные праваи свободы, имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Комплексконституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерацииразмещен во второй главе Конституции РФ, и, следовательно, содержаниеконституционных обязанностей не может быть изменено в ином порядке, кроме какпутем пересмотра Конституции России.
Основные обязанности человека и гражданина вРоссийской Федерации условно подразделяются:
·         на общие —распространяются на все без исключения категории населения (соблюдатьКонституцию РФ и российские законы, уважать права и свободы других людей,сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природнымбогатствам, заботиться о сохранении памятников культуры, истории, природы,исторического и культурного наследия);
·         конкретные — обязанности,адресованные конкретным категориям населения (родительские обязанности иобязанности детей, обязанность получить основное общее образование, обязанностиплатить законно установленные налоги и сборы, обязанность защищать Отечество).

2.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Величайшим достижением новойроссийской демократии явилось признание и закрепление в Конституции РоссийскойФедерации 1993 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Обращая наэто внимание, В.В. Путин в своей характеристике действующей федеральнойКонституции отмечает: «Ее раздел, посвященный правам и свободам личности,считается лучшим конституционным актом такого рода в мире». Важнейшейособенностью этого Основного Закона, безусловно, является также и то, что в егосодержании предусмотрены специальные органы государства, наделенныенеобходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализациюосновных прав, свобод и обязанностей; имеется нормативно-правовая база длядеятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защитыиндивида; сами носители конституционных прав и свобод получили юридическиесредства для правовой самозащиты.
Глубинная социальная сущность иполитическое значение института подлинного народовластия заключается именно втом, что суверенная политическая воля индивида объективируется в реальнойобщественно-политической практике посредством осуществления конституционныхправ, свобод и обязанностей.
За время, прошедшее после принятияпервой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие внормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировалсядостаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционныхправ, свобод и обязанностей.

2.1 Понятие и условия реализации основных прав, свободи обязанностей
Реализация основных прав, свобод иобязанностей — это практическое осуществление гражданами и другими участникамиобщественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с цельюудовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных идуховных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав исвобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достиженияжелаемых результатов юридическими средствами.
Правовая природа механизмареализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характеромсамого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участникправоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридическиевозможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как членопределенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественныхсвязей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность вколлективной форме, являясь, по существу, «соучастником»коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного актареализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда являетсяиндивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственнойвласти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданскогоголосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как членизбирательного корпуса, который только и способен создать представительныйорган публичной власти, реализует в коллективной форме.
Фактическое осуществление основныхправ и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий,способствующих их успешной реализации.
Во-первых, необходимо, чтобыпризнаваемые за личностью права и свободы были формально закреплены внормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе иестественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, вконституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве.Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможностиобратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализконституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, иособенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительнофедеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовойзащиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правоваясамозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правоваяобщественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальнаяюридическая защита прав и законных интересов другого лица.
Во-вторых, предпосылкой реализацииосновных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. Всоответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособностьроссийских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигаютгражданского совершеннолетия.
В-третьих, важнейшим условиемэффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдениезакрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципатеории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одноголица не должна нарушать свободу других».
В-четвертых, обязательным элементомрациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод являетсяобязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление ихестественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 КонституцииРФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации гарантируется».
2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод иобязанностей
Под субъектом реализации в данномслучае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основеправовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности игарантии их осуществления.
Естественно, что в первую очередьсубъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носителив личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этимиправами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующиеконституционно-правовые модусы или состояния:
Первый правовой модус — «человек». Человек как правовое понятие используется в Конституции РФдля обозначения такого юридического статуса физического лица, каким долженобладать любой член человеческого общества. Перечень естественных правчеловека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовыхдокументах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.
Второй правовой модус — «гражданин Российской Федерации». Этот правовой статус лица включаетв себя 3 элемента:
1.        правовойстатус человека;
2.        правовойстатус, установленный для данного лица российским государством в силу того, чтоэтот человек обладает российским гражданством;
3.        конвенциальныеправа, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоровРоссийской Федерации.
Третий правовой модус — «иностранный гражданин». Он указывает на такое правовое положениелица, которое состоит из 4 элементов:
1.        правовойстатус человека;
2.        правовойстатус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцыограничены по закону;
3.        правовойстатус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть вматеринском государстве;
4.        права,вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данноелицо.
Четвертый правовой модус — «лицо без гражданства». Это такое правовое состояние, котороевключает 3 элемента:
1.        правовойстатус человека;
2.        правовойстатус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лицабез гражданства;
3.        праваи обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусеапатридов, то есть лиц без гражданства.
Пятый правовой модус — «лицо сдвойным гражданством». Правовое положение этих лиц определяется в такихправовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РоссийскойФедерации» и международные договоры Российской Федерации. Эти лицаобладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоихгосударств, гражданами которых они являются.
Шестой правовой модус — «лицос правовым статусом „гражданин двух государств“. Эти лица, имеядокументальное подтверждение наличия гражданства двух государств, в ситуации,когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства,могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляютсягражданам того государства, на территории которого они находятся в данноевремя.
Самостоятельную группусубъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органыгосударства, которые в силу своего социального назначения призваны создаватьусловия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры дляудовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются вдействующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации всоответствии с пунктом „е“ ч. 1 ст. 114 Конституции РФ»осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью".Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органыгосударственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, ФедеральноеСобрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органыгосударственной власти.
Прямое действие конституционных нормотносительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный СудРФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции иарбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФподчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФобращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть впределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На даннуюобязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применениясудами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел,связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права исвободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является однимиз видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина ипредставляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свободчеловека и гражданина, установленный государством через системуспециализированных государственных органов – судов 1.
В науке судебную защиту рассматриваюткак институт конституционного права, как общественное отношение игосударственную функцию 1. Иногда судебная защитаотождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему.В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупностьорганизационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому,обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» 2.
Значительный объем работы поюридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения,такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образованияи другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатсячеткие указания на необходимость выполнения этой обязанности.
2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод иобязанностей
Гарантом Конституции РоссийскойФедерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 ОсновногоЗакона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свободчеловека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральномузаконодательству постановления Правительства Российской Федерации, а такжеприостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом(ст. 85 и 115 Конституции России).
Гарантии реализации основных прав,свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно вчисле таких гарантий выделяют социально-экономические, политические,духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1.При этом, как правило, под гарантиями понимаются «материальные,организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающиереальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностейчеловека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений ипосягательств» 2.
Однако в последнее время впонимании правовой природы гарантии обозначился новый подход, который былвоспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями вшироком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не толькоусловия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные праваучастников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когдаобъединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямойдемократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» с помощью двухслойного правовогорегулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базыи выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания,ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляютсобой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержкувыдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, еслибы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с однойстороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся втесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга.Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеетцелью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности,в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности,а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требованийи предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные праваучастников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличаетпрежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайносамо французское слово «garantie» означает «обеспечение, осуществлениечего-либо», «ручательство, порука в чем-либо» 1.Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, вкоторых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные правазакрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило,представлены в процессуальных правовых нормах.
2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Принимая во внимание обширность икомплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав исвобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свободдолжны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет,минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют,что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных исоциально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. Онедостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав исвобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилосьчисло поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. Внастоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителейвсех стран, входящих в Совет Европы.
Нарушение законов, принципов и нормКонституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежениеинтересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое инравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству идолжностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскуюапатию.
Каковы причины этих негативныхявлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.
Первая — Конституция РоссийскойФедерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации:права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизмих осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе другихзаконодательных актах существенным образом не определен.
Вторая — принцип всеобщностисоблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законепровозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только незакреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несутответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии сКонституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Третья — деятельность многихгосударственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечениюзаконности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многихслучаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с темдемократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности исправедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытогоконтроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая — низкий уровеньправосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабоосведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которыепровозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в«Российской газете»: «К сожалению, наши граждане не всегда имеютдостаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвамимошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан темболее актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромныесредства на повышение качества социальных услуг населению» 1.
Пятая — начавшаяся в 1991 г. судебнаяреформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственнойвласти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сихпор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последниегоды, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой«тихой».
Подводя итоги вышеизложенному,отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свободчеловека и гражданина необходимы не только соответствующие меры посовершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельностиисполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но иповышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положенияо том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИРЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
 
3.1 Правовая защита основных прав, свобод иобязанностей
Признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина — новая реальность современной России, одна из техсфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызываетозабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
В юридическом словаре даетсяследующее определение названному термину: «Права человека — понятие, характеризующееправовой статус человека по отношению к государству, его возможности ипритязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах» 1.
В современных условиях основные правачеловека изложены, как правило, в конституции каждого государства и вмеждународно-правовых документах по правам человека, в частности вМеждународном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961г.).
Под защитой понимается восстановлениеположения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действийили бездействия) того или иного права. Государственная защита — это правоваязащита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита — это усилиягосударства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов)восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а такжеиспользование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленныхим законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.
Очевидно, что право может бытьреализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства илидругого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) — эторучательство, обеспечение, заверение.
Провозглашение гарантируемой каждомучеловеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, содной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанностизащищать права и свободы, с другой стороны — наличие корреспондирующего ейправа человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнениевзятой на себя обязанности.
В защите прав и свобод человека игражданина в России участвуют все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и впределах очерченной законом компетенции.
Органы представительной(законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулироватьотношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свободроссийских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство,которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан,развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридическиемеханизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свободв случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защитуправ и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельностьорганов исполнительной власти — на уровне Федерации, и ее субъектов, а такжеорганов местного самоуправления.
Вид правовой защиты — этообособленная на основе однородных критериев и отличающаяся собственнымипризнаками система действий субъектов правореализационного процесса,направленная на осуществление прав, свобод и обязанностей.
Индивидуальная правовая самозащита.Право каждого человека на правовую самозащиту установлено Конституцией РФ в ч.2 ст. 45, где сказано: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом». Этот вид юридической защиты основныхправ и свобод характеризуется тем, что:
·         во-первых,инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенныхправ и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или ужеущемлены;
·         во-вторых,закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты,кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого видаправовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участиемгражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например,при проведении митингов, демонстраций, забастовок.
Очевидно, что конституционныенормы, закрепляющие право каждого на юридическую самозащиту, составляютнадежную нормативную основу охраны жизни, чести и достоинства каждого человека,и в том числе служат гарантией реализации института необходимой обороны.
Государственная юридическая защитаправ и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 КонституцииРФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Напрактике это означает, что все органы Российского государства в соответствии сосвоей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения иосуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прави свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод.Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личностипо своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболееэффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимыеинституты и формы.
Важное значение имеет судебнаязащита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностныхлиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть какколлегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций,их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе всоответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты.
Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан» 1.
В Конституции России содержится такжеважный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие илиумаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Судебная реализация перечисленных идругих принципов и норм Конституции по защите прав и свобод гражданобеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями иКонституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и позапросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
В своих решениях Конституционный СудРФ неоднократно опирался на норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестведополнительного аргумента в обоснование установленных им нарушений правчеловека или для защиты таких прав. Об этом свидетельствуют, в частности,следующие примеры.
В деле о проверке конституционностиотдельных статей Арбитражного процессуального кодекса Конституционный Суд РФконстатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ правокаждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1. В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверкеконституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР КонституционныйСуд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст.17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав,предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и виндивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к КонституционномуСуду РФ 3. Однако ни заявители, ни самКонституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормаммеждународного права придается особый правовой статус в российской правовойсистеме.
Широкое признание получиладеятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, должность которогоустановлена в нашей стране впервые по Конституции 1993 г. О степени его влиянияна правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрениеУполномоченного по правам человека РФ поступило от населения по почте 32 477жалоб, кроме того, в приемную Аппарата Уполномоченного обратились более 5 тысячзаявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даныконсультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защитеправ и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что
Государственная Дума в соответствиисо ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должностиУполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечениегарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдениегосударственными органами, органами местного самоуправления и должностнымилицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вмененоосуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охранесобственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительнаявласть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств,исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерациинепосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, вчастности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целямслужит их нормотворческая деятельность.
Публично-правовая общественнаязащита свобод и законных интересов личности. Публично-правовая общественнаязащита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод — этоюридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числесубъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональныесоюзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организацииадвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняютсвои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населенияна основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ «ОбОбщественной палате Российской Федерации», определяя цели и задачи этогоинститута гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палатапризвана обеспечить согласование общественно значимых интересов гражданРоссийской Федерации, общественных объединений, органов государственной властии органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан РоссийскойФедерации.
Международно-правовая защитаинтересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерацияявляется полноправным участником многих межгосударственных и международныхорганизаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующейфедеральной Конституции в нашей стране общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации являютсясоставной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанногоКонституция РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов.Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: «Каждый вправе в соответствии смеждународными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защитеправ и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственныесредства правовой защиты». Такими органами являются, например, Европейскийсуд по правам человека или Международный суд ООН.
Согласно ст. 79 Конституции РФ самавозможность участия или неучастия Российской Федерации в межгосударственныхобъединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека игражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только приусловии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и непротиворечит основам конституционного строя Российской Федерации.
Индивидуальная юридическая защитаправ и законных интересов других лиц. Реально существующая юридическая практикапозволяет говорить о том, что имеет право на признание институт индивидуальнойправовой защиты законных интересов другого лица. Например, правозащитнаядеятельность общественного защитника в судебном процессе. Или оказаниеюристом-специалистом в частном порядке возмездной или безвозмездной (вчастности, в статусе третейского судьи) юридической помощи другому лицу.Обязательными условиями здесь должно быть соблюдение таких требований, какналичие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специальногоюридического образования, а инициатива о совершении юридически значимыхдействий должна исходить от другого лица.
3.2 Способы активной реализации основных прав,свобод и обязанностей
Практика реализации основных прав,свобод и обязанностей знает немало способов объективирования содержащихся в нихпотенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способовпрактически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивидапроисходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выборасоответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения крелигии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основеиспользования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободулитературного, художественного, научного, технического и других видовтворчества и преподавания.
Естественная потребность каждогочеловека во власти реализуется через участие избирателей в выборах органовгосударственной и муниципальной власти, через активное поведение участниковреферендума во время проведения всенародного голосования по важнейшим вопросамгосударственной и общественной жизни; в соучастии в организации и проведениитаких массовых публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия. Однимиз проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод являетсяуведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человекаи гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своемнамерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительныйпринцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов идемонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действияуведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективыдемократизации и развития свободы.
Широко распространенным способом реализацииконституционных прав и свобод является развитие способностей индивида посредствомматериализации возможностей, заключенных в нормах, составляющих конституционныйстатус личности. Данныйстатус является первичным, ис­ходным, все остальные социальные статусы лишьдополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующейформулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционныеобязанности = конституционный статус личности.
Так, реализуя конституционное правона образование, индивид получает специальные научные знания, приобретаетпрактические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.
Исключительно широкоераспространение имеет такой способ практической реализации основных прав,свобод и обязанностей, как приобретение и приумножение личностью материальных идуховных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых для полноценногосуществования и развития, человек получает на основе использования техвозможностей, которые заложены в базовых нормах Основного Закона, и в частностив ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях Конституции РФ. То есть черезреализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила ипринципы действия в сфере отношений собственности, свободного духовногоразвития и цивилизованного образа жизни. В условиях становления и утверждения внашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способреализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями иих динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основепрактической реализации конституционных прав идет процесс освоения такихценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра исправедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичнойвласти посредством свободных демократических выборов.

3.3 Средства, обеспечивающие реализацию основныхправ, свобод и обязанностей
Наиболее эффективными средствамиосуществления возможностей конституционного статуса личности являются те изних, которые установлены в нормах действующего законодательства.
Универсальным средством,обеспечивающим реализацию основных прав, свобод и обязанностей, выступаетправоотношение. Содержащиеся в конституционных правах и свободах внутренниеправомочия объективируются в реальной общественно-политической практике и обретаютформу материального мира в конкретном правоотношении. Правореализационнаяпрактика в сфере реализации основных прав и свобод охватывает самые важныестороны социальной, экономической, политической и духовной жизни индивида.Особенность этих правоотношений в том, что они отличаются персонифицированнойопределенностью, поскольку одной из сторон здесь является конкретный субъект — носитель конституционного права или обязанности.
Эффективным средством обеспеченияреализации основных прав и свобод служит подача жалобы на решения и действия(или бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц в соответствии сост. 46 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
Хорошо известным средством обеспеченияреализации конституционных прав и свобод служит применение компетентнымиорганами государственной власти соответствующих мер юридическойответственности, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Во многом способствует систематическомуи полному осуществлению конституционных прав и свобод постоянная и повседневнаядеятельность юридических организаций и учреждений, таких, как адвокатскиеобразования, юридические отделы и договорно-правовые управления органовгосударства и органов местного самоуправления; юрисконсульты и юридическиеслужбы предприятий и организаций по оказанию юридической помощи гражданам июридическим лицам. В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право наполучение квалифицированной юридической помощи.
Под квалифицированной юридическойпомощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Какуказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П,«гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи,государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовкеквалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридическойпомощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные ииные квалификационные требования и критерии».
Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции озащите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права наюридическое представительство по уголовным делам. Европейский суд постановил,что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления назащиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является однойиз фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».
Процессуальными правами адвокатнаделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он можетоказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, даваяконсультации, разъясняя законодательство, составляя документы правовогохарактера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.
Сейчас в России действует Федеральныйзакон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре), пришедший на сменуПоложению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.
В случаях, предусмотренных законом,юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данногоконституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридическойпомощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионахстраны создаются постоянно действующие центры бесплатной «скоройюридической помощи для населения».
В ст. 49 Конституции закрепленапрезумпция невиновности граждан: «Каждый обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законнуюсилу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба(ст. 52).
Важной составляющей в системесредств обеспечения реализации основных конституционных возможностей личностиявляется постоянный мониторинг состояния дел в сфере соблюдения прав человека игражданина со стороны уполномоченных на то органов государства, проверка иконтроль за соблюдением действующего законодательства, периодическоерассмотрение вопросов о соблюдении прав и свобод на заседаниях органовпубличной власти.
3.4 Процессуальные стадии реализации основных прав, свободи обязанностей
Реализация конституционных прав,свобод и обязанностей как система действий, имеющих правовое значение,представляет собой юридический процесс. Этот процесс имеет определеннуювременную протяженность, логически и хронологически организован, отличаетсямонографической целостностью и состоит из ряда последовательно сменяющих другдруга этапов или стадий. Решающее значение имеют четыре стадии: 1)информационная; 2) организационная; 3) основная правореализационная и 4)правозащитная.
1. Информационная стадияпредставляет собой начальный этап процесса реализации основных прав и свобод.На этой стадии субъект правоотношения использует свое право на получениенеобходимой информации, получает сведения о содержании своих прав и обязанностей,овладевает этими сведениями и осваивает их. Именно на этом этапе знанияпревращаются в убеждения и реальную социальную силу.
2. Организационная стадияначинается с поиска и определения адреса того органа, организации или другогоструктурного подразделения, в компетенции которого находится решениесоответствующего вопроса. Для этого субъект права должен владеть надежнойинформацией о подведомственности, подсудности и ином компетенционном потенциалеконтрагента, участвующего в правоотношении по реализации своего намерения.После этого следует акция инициирования правоотношения по реализации основногоправа или обязанности посредством составления и подачи процессуальногодокумента, являющегося основанием для возбуждения юридического производства.Таким документом могут быть жалоба, исковое заявление, требование о выдачеинформации или опровержении порочащих лицо сведений и так далее. Обычно моментначала такого делопроизводства обусловлен представлением и оформлениемнеобходимых в каждом конкретном случае документов, составляющих содержаниеособых условий.
3. Основная правореализационнаястадия находит свое выражение в том, что осуществление основных прав, свобод иобязанностей как воплощение потенциальных возможностей, содержащихся в правовойнорме, в материальные формы фактического поведения людей представляет собой акт(действие), имеющий собственное содержание. Этот акт объективируется в принятииюридического решения, обладающего обязательной силой, он регулируется правовымипредписаниями и должен отвечать определенным требованиям.
4. Правозащитная стадия реализацииосновных прав, свобод и обязанностей является завершающей. Ее наличиеобъективно обусловлено тем, что не существует стопроцентной гарантии отвозможных ошибок и упущений, которые могут иметь место в процессе осуществленияправ и свобод. По своему содержанию она представляет собой те правовыеинституты и юридические средства, которые позволяют устранить негативныепоследствия состоявшегося правореализационного акта.
 Подводя итоги вышесказанному можноустановить следующие факты, для того чтобы реализовать свои права, свободы иобязанности человеку необходимо в первую очередь обратиться за разъяснениями квысококвалифицированному юристу, дальнейшие свои действия согласовывать с нимже. Для того, чтобы защитить и отстоять свои права гражданин может так жеобращаться в муниципальные органы и в суд с различными жалобами и с исковымизаявлениями. А также знакомиться с различными материалами по делу,постановлениями и решениями, как в его пользу, так и с отказами.
Таким образом, установлено, длятого, чтобы человеку реализовать свои права, свободы и обязанности емунеобходимо очень серьёзно потрудится, и пройти четыре процессуальные стадии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследованияможно сделать следующие выводы.
Что касается развития конституций, тоони, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялисьправами и свободами человека
Для человека они являются необходимыми условиямиобеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности;естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления темобществом, членом которого он является; социальных и экономических условий,необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовныхпотребностей. В итоге концепция и структура прав человека включают рядкультурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называютпоколением прав человека.
«Права человека» выступают в конституционном праве вкачестве универсальной категории, а состояние свободы реализуется черезсубъективные права, которые носят неотъемлемый и неот­чуждаемый характер.
А конституционные обязанности нацелены на реа­лизациюличных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимыхсоциальных ценностей. Обязанности, так же как и основные пра­ва и свободы,имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом.
За время, прошедшее после принятияпервой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие внормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировалсядостаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализацииконституционных прав, свобод и обязанностей. Фактическое осуществление основныхправ и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий,способствующих их успешной реализации.
Субъектом реализации является любойучастник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы,закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.
Под гарантиями понимаются «материальные,организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающиереальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностейчеловека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений ипосягательств»
Анализируя проделанную работу, выявлено некотороенесовершенство законодательства. Очень основательно определены права, свободы иобязанности человека, но нет чёткого определения наказания за их нарушение.
Пренебрежение интересами граждан крайне отрицательновлияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызываетнедоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическуюактивность, порождает гражданскую апатию.
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Для защиты прав и свобод человека создаются множественные механизмы, но они либо несовершенны, либо вообще бездействуют. Необходимы кардинальные реформы в коррумпированной власти и судебных структурах. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Действительность в сфере положения личности в Россиина сегодняшний день такова, что можно констатировать: Конституцией РФ идействующим законодательством в соответствии с международными стандартамигарантированы основные права и свободы, установлены основные обязанностичеловека и гражданина в Российской Федерации; в то же время состояние российскогообщества и государства еще достаточно далеко от правового, что во многомподтверждается практикой правоприменения и деятельности органов власти.Заданные высокие стандарты в области прав и свобод человека и гражданина вомногом еще остаются недостижимым идеалом, хотя достаточно позитивноепродвижение России в направлении наполнения конституционных норм о правах исвободах конкретным содержанием.
Обеспечение защиты прав и свободчеловека и гражданина — длительный и постепенный процесс преобразований всегонашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущнойнеобходимости создания комплексного механизма реализации и защиты прав и свободнаселения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административныесредства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этомсуть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государствапризнавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. — Изд.5-е,испр. – Ростов н/Д: Феникс,2009. – 316 с.
2. Закон Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. (в ред. от30.12.2008) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан».
3. Федеральный Закон РФ № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 30.12.2008г.) «О гражданстве в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 23.07.2008г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон РФ № 32-ФЗ от 04.04.2005 г. (в ред. от 25.12.2008г.) «Об общественной палате в Российской Федерации».
6. Федеральный Закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации».
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РоссийскойФедерации при осуществлении правосудия».
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №14-П от13.06.1996 г. «По делу о проверке Конституционности части пятой статьи 97Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В.Щелухина».
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 19-П от16.06.1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125,126,127Конституции РФ».
10. Авакьян С.А. Конституционноеправо России: Учебный курс: В 2-х т. Т. 1. -М.: Омега-Л. — 2005. — 728 с.
11. Анисимов П.В., Папичев Н.В.Правовое регулирование прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. – М.: НАУКА,2003. — 432 с.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд.,изм. и доп. М.: Норма, 2005.- 525 с.
13. Большой словарь иностранныхслов. -М.: Мартин, 2006. – 723 с.
14. Большой юридический словарь. -М.: Инфра-М, 1999. – 514 с.
15. Варданян Д.С. Российская правозащитная система и личность. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
16. Воеводин Л.Д. Юридическийстатус личности в России. -М.: КНОРУС, 1997. — 400 с.
17. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в системе защитыконституционных прав и свобод человека. -М.: Юристъ, 1998. — 475 с.
18. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Ростов н/Д: Феникс, 1987.-358 с.
19. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человекаи гражданина. — Саратов, 1996. — 315 с.
20. Муромцев Г.И. Сборник «Право и права человека в условияхглобализации». -М.: Юристъ, 2006. — 518 с.
21. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -576 с.
22. Стремоухая А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. — СПб.: Питер, 2001.- 318 с.
23. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2:Современное государство и право / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. — М.: КНОРУС,2003. – 432 с.
24. Вестник КС РФ. 1996. N 4.1998. N 3. 1999. N 4, 6.
25. Путин В.В. Россия на рубежетысячелетия // Российская газета. № 48. 31 декабря1999г.
26. Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 15 марта2007 г.
27. Информационная система «Консультант Плюс».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
В _____________________________ суд
г._____________________________________
Заявитель:____________________________
Адрес: ____________________________
Судебный пристав исполнитель:_____
__________________________________
Дело N________________________________
ЖАЛОБА
на действия судебногопристава-исполнителя
 "___"__________ ___ г.______________ судом г.__________________
принято решение по делу N ____________о_______________________.
В производстве судебногопристава-исполнителя ___________________
находится исполнительный лист,выданный_________________ судом
г.__________________________.
При совершении исполнительных действийсудебный пристав-исполнитель
__________________ с"___"_____________ г.по"___"_________ ___ г.
неправомерно отказывает_______________ в ______________________,
чем нарушает________________________________________________
 (указать ссылки на законы и иныенормативно-правовые акты)
и права заявителя на__________________________________________.
В связи с вышеизложенным и всоответствие с ______________________________________________________________,
(указать статьи нормативных актов, накоторых заявитель основывает свои требования)
а также со статьями 122 — 124, 128ФЗ «Об исполнительном производстве»,
ст. 441 ГПК РФ 45
ПРОШУ:
1. Признать действия судебногопристава-исполнителя ______________,
нарушающие право____________________________________________
(указать, чье право нарушено)
_____________________________________________________________
(указать, какие права нарушеныдействиями пристава)
при совершении исполнительныхдействий по решению ________ суда
г. ___________ от"___"_____________ г.по заявлению _____________
к _______________о________________________, незаконными.
2. Обязать судебногопристава-исполнителя ________________ надлежащимобразомисполнить, в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», требованияисполнительного документа (исполнительного листа) о____________
_____________________________.
Приложения:
1. Копия жалобы на действиясудебного пристава-исполнителя.
2. Копия решения____________ суда г. __________ поделу N______
от "___"_________________ г.
3. Копия постановления овозбуждении исполнительного производства.
4. Доверенность представителя (еслижалоба подписана представителем).
Заявитель
(представитель заявителя) _______________________
(подпись)
"___"______________ ____г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В______________________суд
г.____________________________
Истец:_______________________,
проживающий по адресу:_____
_______________________________
Ответчик:____________________,
проживающий по адресу:_____
___________________________
третье лицо:_________________,
проживающее по адресу:____
______________________________
Дело N_______________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о выдаче копии решения (определения)суда общей юрисдикции
"__"______________ ____ г.судьей__________________ районного
(городского) суда г.___________________ было вынесено решение (определение) поделу N ______ о ________________________________.
В заседании суда я отсутствовал(или присутствовал). До настоящего времени я копию решения (определения) судане получил.
На основании изложенного и всоответствии со ст. ст. 35, 214 (277) ГПК РФ
ПРОШУ:
1. Выдать мне копию решения(определения) от "__"____ ____ г., вынесенного___________________________ районным (городским) судом г._______________ поделу N __________________ "__"_____________ ____ г.
(подпись заявителя)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В _________________________суд
Истец _________________________
(Ф.И.О., адрес)
Ответчик:_____________________
(наименование органа власти
или должностного лица,
адрес)
ЖАЛОБА
на неправомерные действия (бездействие)органа государственной
власти, органа местного самоуправления,должностного лица
"___"_____ ___ г._____________________________________________
(указать наименование органа властиили должностного лица)
в отношении меня,____________________________, были совершены
 (Ф.И.О.)
неправомерные действия (бездействие)________________________
_____________________________________________________________,
(указать, какие действия(бездействие))
нарушающие мои права и свободы, чтоподтверждается __________
_____________________________________________________________.
(привести обоснование)
На основании статей 1 — 4 Закона РФ«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан»,
ПРОШУ:
Обязать____________________________________________________
(указать наименование органа властиили должностного лица)
выполнить__________________________________________________.
 (указать, какиедействия)
Приложения:
1. Доказательства, подтверждающиенеправомерность действий ответчика.
2. Копия жалобы для ответчика.
3. Квитанция об уплатегосударственной пошлины.
"___"____________ _____ г.____________/____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В _______________________________
(название суда)
районный суд г.___________
истец:_________________________,
(Ф.И.О.)
проживающий по адресу:______
________________________________,
ответчик:_______________________,
(отдел (управление)
внутренних дел)
адрес:__________________________
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании материального ущерба икомпенсации морального
вреда, причиненных виновныминеправомерными
действиями сотрудника милиции
 "__"__________ ____ г.в 00 ч. 00 мин. я был задержан ________
___________________________________сотрудникоммилиции отдела
 (указать(управления) место задержания)
внутреннихдел____________________________инаправлен на медицинское
освидетельствование для определенияналичия в организме алкоголя (наркотических веществ).
По результатам медицинскогоосвидетельствования, проведенного
"___"_________ _____ г.в 00 ч. 00 мин. в ________________________
 _____________________________________былоустановлено, что у меня в организме
(наименование медицинскогоучреждения)
отсутствует алкоголь (наркотическиевещества).
 "___"________ ____ г.я обратился в _________________ районный
суд г.______________________ с заявлением о признании незаконными действийсотрудника милиции.
Решением_______________ районного суда г._____________ заявление было удовлетворено.
В результате неправомерного задержания,которое длилось в течение__ ____________________,мне причинен материальный ущерб
(указать время)
в сумме____ (______________________) рублей, выразившийся_____
_________________________, чтоподтверждается _______________
_____________________________________________________________.
(привести необходимые доказательства,обосновывающие характер
причиненного ущерба и его сумму)
Кроме того, неправомернымидействиями сотрудника милиции мне был причинен моральный вред, выразившийся в_______________________,
который я оцениваю в сумме(________________) рублей.
В соответствии со ст. 40 Закона РФ«О милиции» от 18 апреля 1991 г.,
ст.ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ,ст.ст. 131 — 132 ГПК РФ
ПРОШУ:
Взыскать с ответчика__________________________________________
в мою пользу:
1. Причиненный материальный ущерб всумме(____________)рублей.
2. Компенсацию причиненного моральноговреда в сумме (_______) рублей.
Приложения:
1. Копии искового заявления почислу ответчиков.
2. Решение суда о признании действийсотрудника милиции по задержанию незаконными.
3. Документы, обосновывающие суммупричиненного материального ущерба.
4. Доказательства, обосновывающие фактпричинения морального вреда (справки медицинского учреждения, свидетельскиепоказания и т.д.).
5. Квитанция об уплате госпошлины.
"__"_____________ ____ г.___________/_____________/
(подпись)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды информационных сетей и их топология
Реферат Taxes Essay Research Paper Taxes A Necessity
Реферат Характеристика автоматизованої системи обробки економічної інформації на підприємстві ВАТ ВЕК Сумигазмаш 2
Реферат Пренатальный (внутриутробный) этап развития ребенка
Реферат Азвитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в г
Реферат Saint-Petersbourg. Moscou, La peinture. La Galerie Tretiakov. Le musee Russe. La nature
Реферат The Taxes We Pay Essay Research Paper
Реферат Women The Effect Of Industrial Revolution Essay
Реферат Slavery Essay Research Paper The issue of
Реферат Печорин как герой своего времени
Реферат Industrial Revolution Essay Research Paper Industrial RevolutionThe
Реферат Сталин - культ личности
Реферат Enviromental Science Profit Or Loss Essay Research
Реферат А. П. Чехова «Ванька». Учитель начальных классов: Юркина Л. Е. Цель урок
Реферат Вера разум и опыт