Реферат по предмету "Государство и право"


Методология и практика особенностей обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗЫСКАНИЯС ДОЛЖНИКА
1.1.Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
1.2.Обращение взыскания на имущество должника по расчетам
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТОК ДОЛЖНИКА, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ
2.1.Порядок удержания алиментов в случае нахождения должникав местах лишения свободы
2.2. Практика обращения взыскания на заработок должника,отбывающего наказание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях,колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц,находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров истационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработкабез учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанныхучреждениях.
Применение меры наказания в виде исправительных работ предполагает, чтоосужденный остается по общему правилу в прежнем трудовом коллективе, но из егодоходов, согласно ст. 50 УК, осуществляются удержания в размере от 5 до 20%. Вслучае если на доходы должника обращается взыскание по исполнительнымдокументам, размер взыскания исчисляется без учета удержаний, произведенных наосновании ст. 50 УК. Таким образом, размер всех удержаний из доходов должника,осужденного к исправительным работам, состоит из денежной суммы, взыскиваемой впорядке, установленном ст. 66 Закона об исполнительном производстве, а такжеденежных средств, удерживаемых на основании ст. 50 УК (до 20%).
При применении мер наказания в виде лишения свободы из заработной платы,пенсий и доходов осужденного производятся удержания для возмещения стоимостипитания, одежды и коммунально-бытовых услуг (ст. ст. 99, 107Уголовно-исполнительного кодекса РФ. При обращении взыскания по исполнительнымдокументам размер взыскания исчисляется без учета указанных удержаний.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность изначимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое ивсестороннее изучение особенностей обращения взыскания на заработок должника,отбывающего наказание.
Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтомуактуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплениизнаний об особенностях обращения взыскания на заработок должника, отбывающегонаказание.
Актуальность и важность данной проблемы, а также недостаточнаятеоретическая разработанность, необходимость совершенствования и повышенияэффективности обусловили выбор темы исследования и определили круг исследуемыхвопросов.
Целью данной курсовой работы является освещение вопросовметодологии и практики особенностей обращения взыскания на заработок должника,отбывающего наказание.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующихвзаимосвязанных задач:
— исследование теоретических основ, раскрывающих общие вопросы взысканияс должника;
— анализ особенностей обращения взыскания на заработок должника,отбывающего наказание.
При написании работы возникли трудности с поиском библиографической базы,посвященной освещению изучаемого вопроса в связи со слабой изученностьюуказанной тематики, однако глубокое и всестороннее изучение источниковобусловило подробное раскрытие выбранной темы работы.
ГЛАВА1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗЫСКАНИЯ С ДОЛЖНИКА 1.1./> Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходовдолжника
В современном обществе, к сожалению, очень часто возникают ситуации,когда между людьми возникают отношения «взыскатель–должник». И согласнофедеральному законодательству, должник обязан выплатить долг. Если у должника отсутствуетимущество или его недостаточно для полного погашения взыскиваемых сумм, тогдаобращается взыскание на его заработную плату и иные виды доходов.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве»размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляетсяиз суммы, оставшейся после удержания налогов. С должника может быть удержано неболе 50% доходов до полного погашения взыскиваемых сумм. Ограничения размераудержаний не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей,возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущербв результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненныйпреступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы иприравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.
Взыскание обращается также и на причитающуюся должнику стипендию, пенсию,вознаграждения за использование авторского права, права на открытие,изобретение.
На определенных условиях взыскивается задолженность и с лиц, отбывающихнаказание. С осужденного к исправительным работам взыскание по исполнительнымдокументам должно производиться из всего заработка без учета удержаний,произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающихнаказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах,воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологическихотделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях,взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещениерасходов по их содержанию в указанных учреждениях.
По решению суда, судебному приказу долг может взыскиваться с пособия посоциальному страхованию.
Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:
·          в возмещение вреда, причиненного здоровью;
·          в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смертикормильца;
·          лицам, получившим увечья при исполнении ими служебныхобязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
·          в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцуили матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска ихродителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу заними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение,протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью;по алиментным обязательствам;
·          за работу с вредными условиями труда или в экстремальныхситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствиекатастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательствомРФ;
·          организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, срегистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольненииработника.
Взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается приисполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, непревышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должникаимущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм(ст.64 Федерального закона об исполнительном производстве). При этом размерудержаний из зарплаты и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейсяпосле удержания налогов, и не может быть более 50% заработка даже при удержаниипо нескольким исполнительным документам.
Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые: 1) ввозмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам,понесшим ущерб в результате смерти кормильца; 2) лицам, получившим увечья(ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членамих семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 3) в связи с рождениемребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержаниенесовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидамI группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание,санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случаепричинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам; 4) за работу свредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам,подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и виных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 5)организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака,а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
Из денежной суммы, в том числе полученной путем реализации имуществадолжника, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, оплачиваетсяисполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессеисполнения исполнительного документа, возмещаются расходы на совершениеисполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма используется дляудовлетворения требований взыскателя. Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворениявсех требований взыскателя, возвращается должнику.
Очередность удовлетворения требований взыскателя установлена ст.78Федерального закона об исполнительном производстве, а списания денежных средствсо счета — ст.855 ГК РФ (с изменениями и дополнениями).
Если должник добровольно не выполняет исполнительный документ в срок,установленный приставом, последний выносит постановление о взысканииисполнительного сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимостиимущества должника. При неисполнении исполнительного документа неимущественногохарактера исполнительный сбор с должника-гражданина составляет 5 МРОТ, сдолжников-организаций — 50 МРОТ. Из суммы исполнительного сбора 30% отчисляют вфедеральный бюджет, а остальную сумму — во внебюджетный фонд развитияисполнительного производства. При отмене судебного акта и прекращенииисполнительного производства сбор возвращают должнику.
Взыскатель вправе внести на депозитный счет подразделения судебныхприставов-исполнителей аванс в размере, достаточном для производствасоответствующих расходов либо их части. Аванс может быть использован на розыскдолжника или его имущества. При завершении исполнительного производства авансполностью возвращают взыскателю. Расходы на совершение исполнительных действийвзыскивают с должника и вносят полученные средства на депозитный счетподразделения с последующим возмещением внебюджетному фонду развитияисполнительного производства. В случае прекращения исполнительного производстваиз-за отмены постановления, на основании которого был выдан исполнительныйдокумент, расходы по совершению исполнительных действий относят на счетфедерального бюджета.
Ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающегодолжника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения,предусмотрена ст.85 Федерального закона об исполнительном производстве. Вслучае допущения таких нарушений пристав выносит постановление о наложении надолжника штрафа в размере до 200 МРОТ и назначает ему новый срок исполненияисполнительного документа. При последующих нарушениях должником безуважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размерштрафа каждый раз удваивается (400 МРОТ, 800 МРОТ, 1600 МРОТ и т.д.).
После повторного неисполнения без уважительных причин исполнительногодокумента пристав выносит представление о привлечении должника кадминистративной или уголовной ответственности. Постановление о наложенииштрафа утверждает старший судебный пристав, оно может быть обжаловано в10-дневный срок.
Неисполнение требований исполнительного документа банком или инойкредитной организацией о взыскании средств с должника влечет взыскание штрафа вразмере 50% от суммы, подлежащей взысканию.
За неисполнение гражданами и должностными лицами законных требованийсудебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РоссийскойФедерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительногодокумента либо несвоевременное его отправление, представление недостоверныхсведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщениедолжником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительствавиновные граждане и должностные лица подвергаются судебнымприставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение безуважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или кместу совершения исполнительных действий — приводу, о чем выноситсясоответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Этопостановление может быть обжаловано в соответствующем суде в 10-дневный срок.
При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно невыполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя илипрепятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательствоРоссийской Федерации об исполнительном производстве, признаков составапреступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органыпредставление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (ст.87Федерального закона об исполнительном производстве).
Согласно ст.91 Федерального закона об исполнительном производствевзыскатель вправе предъявить юридическому лицу иск о взыскании подлежащейудержанию суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскательосвобождается от уплаты государственной пошлины.
Если возникает спор о принадлежности имущества, на которое обращеновзыскание, заинтересованные физические и юридические лица вправе обратиться всуд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Когда не выполняется исполнительный документ о восстановлении на работенезаконно уволенного или переведенного работника, ущерб, причиненныйорганизации выплатой ему денежных сумм, может быть взыскан с руководителя илииного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительногодокумента, в порядке, определенном ГПК РФ./>/>1.2. Обращение взыскания наимущество должника по расчетам
Глава 22 «Исполнение обязательств» ГК РФ предусматриваетнадлежащее исполнение обязательств в соответствии с условиями обязательств итребованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий итребований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычнопредъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств обеспечивается неустойкой, залогом, имуществом,на которое распространяются права залогодержателя (ст.340 ГКРФ), а ст.348-350ГК РФ предусмотрены обращение взыскания на заложенное имущество и егореализация. Выполнение обязательств обеспечивается также удержанием имущества,поручительством, банковской гарантией, задатком.
Обращение взыскания на имущество должника по Указу Президента РФ «Онекоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имуществоорганизаций» от 14.02.96 N 199 (в ред. от 25.07.2000) производится, еслииной порядок не предусмотрен федеральным законом или договором, только послеполучения взыскателем либо лицом, осуществляющим взыскание, отметки банка,обслуживающего расчетный (текущий) счет должника, о недостаточности денежныхсредств должника для удовлетворения требований взыскателя. Банк, получивисполнительный лист либо формленное в установленном порядке требование лица,осуществляющего взыскание, о взыскании денежных средств, обязан в 3-дневныйсрок осуществить взыскание либо сделать отметку о полном или частичном егонеисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должникаденежных средств. Невыполнение этого требования банком влечет ответственностьпо ч.1 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПКРФ).
В суточный срок со дня получения лицом, осуществляющим взыскание,исполнительного листа либо оформленного в установленном порядке требования овзыскании денежных средств с отметкой банка о полном или частичном неисполнениивзыскания оно направляет должнику письменное требование о погашениизадолженности, содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания наимущество должника в случае неисполнения данного требования. Решение обобращении взыскания на имущество должника принимается не позднее 5-дневногосрока со дня вручения должнику требования. Должник вправе обжаловать решениевзыскателя, а также действия должностных лиц, выполняющих требованиевзыскателя, но это не приостанавливает исполнения взыскания, если иное непредусмотрено федеральным законом.
Арест или административный арест на имущество должника налагается лицомили органом, уполномоченным на это федеральным законом, не позднее одногомесяца со дня вручения должнику требования взыскателя. В необходимых случаяхарест может быть наложен одновременно с вручением требования взыскателя, еслизадолженность не будет погашена до наложения ареста на имущество должника.
Арест налагается лишь на то имущество должника, которое принадлежит емуна праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативногоуправления, за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из обороталибо ограничиваемых в обороте, независимо от того, где и в чьем фактическомпользовании оно находится.
Обращение взыскания на наличные денежные средства должника производитлицо, осуществляющее взыскание. Наличные денежные средства в рублях ииностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся визолированном помещении этой кассы, а также денежная наличность независимо отместа ее хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документамдолжника, подлежат изъятию независимо от согласия должника незамедлительно поих представлении или обнаружении, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.
При обращении взыскания на имущество должника в первую очередьреализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве, — ценныебумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности,легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и др.; во вторую очередь — готовая продукция (товары), атакже иные материальные ценности, непосредственноне участвующие и не предназначенные для непосредственного участия впроизводстве; в третью очередь- объекты недвижимости иного имущества, а такжесырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства,предназначенные для непосредственного участия в производстве; в четвертуюочередь — имущество, предназначенное другим лицам по договорам аренды, займа,проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению.
Если арбитражным судом возбуждено производство по делу онесостоятельности (банкротстве) должника к моменту реализации имущества, накоторое обращено взыскание, то до рассмотрения дела в арбитражном судереализация имущества должника не производится.
В тех случаях, когда налагается арест на имущество должника третьей иличетвертой очереди реализации, лицо или орган в 3-дневный срок послеосуществления ареста направляет в Федеральное управление по делам онесостоятельности (банкротстве) при Минимуществе России уведомление с приложениемсведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также осумме требований взыскателя.
Копию такого уведомления направляют в налоговый орган в 3-дневный срокпосле ареста имущества. Налоговый орган в недельный срок со дня полученияуведомления направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности(банкротстве): справку о сумме задолженности должника перед бюджетами игосударственными внебюджетными фондами и сумме начисленных штрафных санкций,установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имуществадолжника; копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период сотметкой налогового органа; иные материалы, необходимые для возбуждения дела онесостоятельности (банкротстве).
Должник вправе просить орган, обладающий в соответствии с федеральнымзаконом правом на принятие решения, об отсрочке исполнения решения (реализацииимущества должника) до рассмотрения вопроса о несостоятельности (банкротстве).
Вопрос о возбуждении в арбитражном суде дела о несостоятельности(банкротстве) должника решается в двухнедельный срок Федеральным управлением поделам о несостоятельности (банкротстве), которое уведомляет о возбуждении делалиц, осуществляющих взыскание.
Имущество должника реализуется путем продажи в течение 2 месяцев со дняналожения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Имущество продается на комиссионных началах организацией, уполномоченнойлицом, осуществляющим взыскание. Оставшиеся после удовлетворения требованийкредиторов суммы от реализации имущества за вычетом расходов на обращениевзыскания направляют должнику.
ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТОК ДОЛЖНИКА, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ 2.1.Порядок удержания алиментов в случае нахождения должника в местах лишениясвободы
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своихнесовершеннолетних детей. Но все чаще вопрос об уплате алиментов решается непутем взаимного соглашения, а в судебном порядке. Только за Iполугодие 2006г. в Курганский городской отдел УФССП России по Курганскойобласти на принудительное исполнение поступило более 800 исполнительныхдокументов по взысканию алиментов.
В соответствии со ст.211 Гражданского процессуального кодекса РФдокументы, выдаваемые судом по взысканию алиментов, подлежат немедленномуисполнению. При получении исполнительного листа по взысканию алиментов судебныйпристав-исполнитель незамедлительно уведомляет должника о возбуждении вотношении его исполнительного производства, направляет запросы в регистрирующиеорганы о наличии у должника счетов в отделениях банка, имущества,принадлежащего неплательщику на праве собственности. В случае неисполнениятребований исполнительного документа должником и при наличии задолженности поуплате алиментных обязательств более двух минимальных размеров оплаты трудасудебным приставом-исполнителем применяется уже весь комплекс мерпринудительного взыскания: списываются денежные средства, находящиеся набанковских счетах должника, арестовывается имущество, принадлежащее «нерадивомуродителю» на праве собственности, с последующей реализацией, направляютсятребования об удержании долга по месту работы должника, в том числе и в месталишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты алиментов приставом поистечении 4 месяцев с момента предупреждения должника об уголовнойответственности за подобные действия направляются материалы по ст.157 УК РФ дляпривлечения неплательщика к уголовной ответственности.
При обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказание,судебный пристав-исполнитель, установив достоверность информации о нахождениинеплательщика в местах лишения свободы, направляет в бухгалтериюисправительного учреждения документы с требованием, предписывающим порядок иразмер удержания задолженности по алиментам. К требованию прилагаются реквизитывзыскателя для перечисления денежных сумм с указанием его домашнего адреса. Вслучае отсутствия данных о месте жительства взыскателя судебныйпристав-исполнитель обязан установить его местонахождение: направляются запросыв Информационный центр Управления внутренних дел, Адресное бюро. В целяхнедопущения халатности по исполнению требования документа бухгалтерисправительного учреждения предупреждается приставом об ответственности занеисполнение возложенных на него обязанностей по перечислению денежных средств,предоставления неверных сведений о доходах должника, несвоевременноеперечисление удержанных сумм взыскателю. Согласно ст. 107Уголовно-исполнительного кодекса РФ, взыскание алиментов с осужденных,находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иногодохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию. Взыскательуведомляется о поступивших на его счет денежных средств по взысканию алиментовпочтовым извещением.
Но трудности по исполнению документов, предписывающих взысканиезадолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают не прирасчете периода и суммы взыскания и не при уведомлении взыскателя о произведенныхперечислениях. Дело в том, что сам факт нахождения должника в местах лишениясвободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-то в обывательскомсознании прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит — значитработает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено иполучает определенный доход; чаще всего это лица, отбывающие наказание вколониях с поселением. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебногопристава – исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило,необоснованны. Нужно понимать, пристав сам заинтересован в скорейшем исполнениитребований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающихнаказание, рабочими местами он не в силах.
Однако, отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местахлишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщикадокументы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновьсудебному приставу для исполнения. Размер задолженности по содержанию ребенказа период отбывания наказания в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФначисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на моментвзыскания задолженности.
Проблема трудоустройства лиц, отбывающих наказание и имеющих задолженностьпо алиментам, должна решаться на самом высоком законодательном уровне. Исходяиз особой социальной значимости алиментных обязательств это проблема не местного,а федерального значения: освобождение должника из мест лишения свободы еще неговорит о его готовности и наличии возможности погасить задолженность поалиментам.2.2. Практика обращения взысканияна заработок должника, отбывающего наказание
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своихнесовершеннолетних детей. Но все чаще вопрос об уплате алиментов решается непутем взаимного соглашения, а в судебном порядке. Только за 1-е полугодие 2006г. в Курганский городской отдел УФССП России по Курганской области напринудительное исполнение поступило более 800 исполнительных документов повзысканию алиментов.
В соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФдокументы, выдаваемые судом по взысканию алиментов, подлежат немедленномуисполнению. При получении исполнительного листа по взысканию алиментов судебныйпристав-исполнитель незамедлительно уведомляет должника о возбуждении вотношении него исполнительного производства, направляет запросы врегистрирующие органы о наличии у должника счетов в отделениях банка,имущества, принадлежащего неплательщику на праве собственности. В случаенеисполнения требований исполнительного документа должником и при наличиизадолженности по уплате алиментных обязательств более двух минимальных размеровоплаты труда судебным приставом-исполнителем применяется уже весь комплекс мерпринудительного взыскания: списываются денежные средства, находящиеся набанковских счетах должника, арестовывается имущество, принадлежащее «нерадивомуродителю» на праве собственности, с последующей реализацией, направляютсятребования об удержании долга по месту работы должника, в том числе и в месталишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты алиментов приставом поистечении 4 месяцев с момента предупреждения должника об уголовнойответственности за подобные действия направляются материалы по ст. 157 УК РФдля привлечения неплательщика к уголовной ответственности.
При обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказание,судебный пристав-исполнитель, установив достоверность информации о нахождении неплательщикав местах лишения свободы, направляет в бухгалтерию исправительного учреждениядокументы с требованием, предписывающим порядок и размер удержаниязадолженности по алиментам. К требованию прилагаются реквизиты взыскателя дляперечисления денежных сумм с указанием его домашнего адреса. В случаеотсутствия данных о месте жительства взыскателя судебный пристав-исполнительобязан установить его местонахождение: направляются запросы в информационныйцентр Управления внутренних дел, адресное бюро. В целях недопущения халатностипо исполнению требования документа бухгалтер исправительного учрежденияпредупреждается приставом об ответственности за неисполнение возложенных нанего обязанностей по перечислению денежных средств, предоставление неверных сведенийо доходах должника, несвоевременное перечисление удержанных сумм взыскателю.Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ взыскание алиментов сосужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всегозаработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по ихсодержанию. Взыскатель уведомляется о поступивших на его счет денежныхсредствах по взысканию алиментов почтовым извещением.
Но трудности по исполнению документов, предписывающих взысканиезадолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают не прирасчете периода и суммы взыскания и не при уведомлении взыскателя опроизведенных перечислениях. Дело в том, что сам факт нахождения должника вместах лишения свободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-тов обывательском сознании прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит –значит, работает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено иполучает определенный доход; чаще всего это лица, отбывающие наказание вколониях с поселением. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебногопристава-исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило,необоснованны. Нужно понимать, пристав сам заинтересован в скорейшем исполнениитребований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающихнаказание, рабочими местами он не в силах.
Однако отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местахлишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщикадокументы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновьсудебному приставу для исполнения. Размер задолженности по содержанию ребенказа период отбывания наказания в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФначисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на моментвзыскания задолженности.
Проблема трудоустройства лиц, отбывающих наказание и имеющихзадолженности по алиментам, должна решаться на самом высоком законодательномуровне. Исходя из особой социальной значимости алиментных обязательств этопроблема не местного, а федерального значения: освобождение должника из местлишения свободы еще не говорит о его готовности и наличии возможности погаситьзадолженности по алиментам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый этап судебной и правовой реформы в нашей стране был связан преждевсего с совершенствованием конституционного, гражданского и процессуальногозаконодательства. Реформа материального права показала необходимостьобеспечения условий для реализации и принудительного осуществления прав всемизаинтересованными участниками гражданского оборота и публично-правовыхотношений. Поэтому в 1997 году с принятием федеральных законов «Обисполнительном производстве» и «О судебных приставах» системапринудительного исполнения была организована на совершенно иных принципах, чтопозволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы.Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ — еще одинвид федеральных органов исполнительной власти.
После 1997 года данная Служба смогла улучшить работу системыпринудительного исполнения. Однако наряду с достижениями проявились болееглубоко и зримо многие проблемы исполнительного производства, которые неполучили разрешения в ранее принятых федеральных законах, обозначились пробелыв правовом регулировании. В этих условиях встал вопрос о дальнейшемсовершенствовании нормативной основы как деятельности органов принудительногоисполнения, так и самого исполнительного производства.
Ряд специалистов высказался за необходимость разработки полноценногоИсполнительного кодекса РФ, который бы вобрал оправдавшие себя положенияфедеральных законов «Об исполнительном производстве» и «Осудебных приставах», устранил и ликвидировал многочисленные пробелы, свелвоедино разрозненные положения федерального законодательства, так или иначерегулирующие вопросы исполнительного производства. Конечная цель любой реформы,в том числе и в данной сфере, — повысить уровень защиты прав граждан иорганизаций, улучшить эффективность и результативность работы органовпринудительного исполнения, обеспечив тем самым стабильностьгражданско-правовых и публично-правовых отношений.
С этой целью Администрацией Президента РФ образована рабочая группа поразработке кодифицированного акта в сфере исполнительного производства, котораяначала свою деятельность под эгидой и при активной поддержке Департаментасудебных приставов Министерства юстиции РФ. Одним из первых вопросов,обсуждаемых и положительно решенных группой, стал вопрос о правовой формекодифицированного акта и его предполагаемой структуре. Рабочая группа приняласьза разработку Исполнительного кодекса Российской Федерации. Почему именноКодекса, а, например, не федерального закона? Потому что объем материала,нуждающегося в кодификации, и уровень решаемых проблем требуют разработки акта,который как по статусу, так и по масштабу может быть только Кодексом.
Сразу оговоримся, разработка такого акта — дело новое, поскольку аналоговв нашей стране, у соседей по СНГ и странам дальнего зарубежья не было. Поэтомуавторы данной статьи во главу угла поставили разработку структуры и решениеряда принципиальных вопросов, которые будут определять содержание проектаИсполнительного кодекса РФ (далее — ИК). Мы сознательно выносим их наобсуждение, поскольку для нас крайне важно узнать мнение специалистов (какпрактиков, так и занимающихся правовой доктриной) о структуре и возможномсодержании ИК.
Можно выделить несколько значимых вопросов для обсуждения, определяющихработу над структурой и содержанием ИК:
1. Предмет ИК: должен ли он охватывать только процесс исполнения либовключать и вопросы организационного плана — организацию и полномочия Службысудебных приставов, ее должностных лиц? Мы считаем, что в определенных пределахв ИК необходимо решение вопросов организации органов принудительного исполненияв части регулирования исполнительного производства. Ведь при одновременномзакреплении в Кодексе вопросов организации и процедур исполнения будетдостигнута большая целостность правового регулирования.
Вместе с тем мы полагаем, что целесообразна разработка отдельногофедерального закона об органах принудительного исполнения, который бы вцелостном виде регламентировал организацию данного федерального органаисполнительной власти.
2. Соотношение ИК с иным законодательством, регулирующим вопросыпринудительного исполнения, — гражданским, о несостоятельности, процессуальными другим. Нам представляется более верным следующий вариант: без прямого инепосредственного дублирования ИК должен содержать развернутые процедуры,«алгоритмы» действий судебного пристава-исполнителя, позволяющие емуработать в рамках определенной юридической модели. Кодекс в этом плане долженбыть относительно подробным, исключая по возможности усмотрение как со стороны судебногопристава-исполнителя, так и других участников исполнительного производства. Мыдолжны избежать главного недостатка действующего исполнительногозаконодательства — внешне процессуальное по форме и названию, оно на самом делене содержит развернутых процедур юридической деятельности, чем и должноотличаться процессуально-процедурное право.
3. Структура ИК. С точки зрения структуры представляется оправданнымсложившееся в нашей стране деление кодифицированных актов на общую и особеннуючасти. Соответственно ИК будет также разделяться на общую и особенную части.При этом в первой части будут регулироваться статические вопросы организации ипорядка исполнительного производства, а в особенной — вопросы динамики, т. е.порядок осуществления отдельных видов исполнительных действий.
4. Важный вопрос для обсуждения — система построения особенной части ИК.Что мы будем брать за критерий дифференциации регулирования порядка совершенияисполнительных действий: 1) статус должника (физические и юридические лица); 2)содержание исполнительных действий, в частности, передача имущества, взысканиеденежных средств, реализация имущества с целью получения денежных средств,совершение должником активных действий либо воздержание от них; 3) особенностиправового положения имущества должника, например, ценные бумаги, имущество подзалогом, движимое и недвижимое имущество и т. д.
Нам представляется, что в структуре особенной части ИК исходным критериемдолжен быть характер мер принудительного исполнения, которые во многих случаяхединообразны и не зависят от статуса должника (например, в отношениинедвижимого имущества), и только в некоторых случаях дифференцированы,например, исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов возможнотолько в отношении граждан.
5. Государство как должник. Надо ли включать в ИК порядок исполнения втех случаях, когда должником является государство, федеральный бюджет, субъектыРоссийской Федерации и органы местного самоуправления? С одной стороны, этоострые и злободневные вопросы, поскольку государство является одним изкрупнейших должников в гражданском обороте. С другой стороны, здесь нетопределенности в регулировании, есть только попытки юридического разрешенияданного вопроса в Бюджетном кодексе РФ, законах о федеральном бюджете и другихактах. Проблема в том, что это вопрос не столько юридический, сколькоэкономический и политический: ответственность государства за свои действияперед гражданами. Мы полагаем, что с учетом особого правового статусаРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления поставленные вопросы нуждаются в специальном правовомрегулировании в ИК.
6. Детализация исполнительных процедур. Полагаем, что здесь следуетпопытаться соблюсти баланс между необходимой конкретизацией и чрезмернойдетализацией, которая может снизить разумную инициативу судебногопристава-исполнителя и взыскателя. Следует учитывать, что по сложившейсяюридической традиции и правопониманию в отличие от закона кодекс предполагаетдетальное правовое регулирование определенной сферы юридической деятельности.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
Нормативные акты
1.   КонституцияРоссийской Федерации / Москва: «Новая Волна», 1993 г.
2.   Уголовныйкодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-М — Норма, 2004 г.
3.   Уголовно-процессуальныйКодекс РФ. По состоянию на 01.08.2002 года Издательство:Т.Д.«Элит-2000». 2002.
Научнаялитература
1.   ДьяченкоМ. С. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения //Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А.Лупинской.М., 1995. С. 276.
2.   КарнееваЛ.М. Особенности предъявления обвинения и допрос обвиняемого в условияхдеятельности органов внутренних дел. М., 1989.
3.   Комментарийк Уголовно-процессуальному Кодексу РФ от 22 ноября 2001 года Рыжаков А.П.Издательство: Инфра-М, 2002.
4.   Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс в России: Лекции-очерки /Отв. ред. проф. В.М. Савицкий. М.: БЕК, 1997.
5.   Уголовныйпроцесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 13.
6.   Уголовныйпроцесс. Учебник (с источниками нормативных материа­лов, образцамипроцессуальных документов, схемами и библиогра­фией) / Отв. ред. проф. К.Ф.Гуцснко. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Зерцало, 1997.
7.   Уголовныйпроцесс/Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995. Гл. X. § 9—10.
8.   Уголовныйпроцесс: Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская М.:
9.   Уголовныйпроцесс: Учебник. Общая часть / Отв. ред. проф. В.П. Божьев. М,: Спарк, 1997.
10.     Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. XI,§ 16.
11.     Учебник уголовного процесса / Отв. ред. проф. А.С. Кобликов. М.: Спарк,1995.
12.     Черкасов А.Д; Громов Н.А. О допросе обвиняемого с позиции презумпцииневиновности // Государство и право. 1995. № 12. С. 70—75.
13.     ШадринВ.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений.Волгоград, 1997. Гл. 2. С. 64—135.
14.     Юристь, 1995; Уголовно-процессуальнос право России. Учебник / Отв. ред.проф. П.А. Лупинская. М.: Юристъ, 1997.
15.     Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. канд. юрид. наук.В.Н. Галузо. М… Зерцало, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.