Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности работы с несовершеннолетними

Содержание
Введение
1. Психологическиехарактеристики несовершеннолетних с асоциальным поведением
2. Психологические и правовыепроблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
3. Психологические особенностипрофилактики среди несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников

Введение
Несовершеннолетие- один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительнуюкратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждогочеловека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходитзавершение формирования характера и становление личности при активном влияниисоциальной сред, ближайшего окружения и общества в целом.
Обращаясь кпроблеме преступности несовершеннолетних, вероятно, всего надо исходить изтого, что она представляет часть преступности в обществе и развивается подвоздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим приизучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используютсяобщекриминологические характеристики. В то же время анализ фактов надонаправить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно дляпреступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику инеобходимые меры воздействия.
Распространенностьпреступлений среди детей и подростков, их качественные характеристики не безоснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Неслучайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается вмасштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступностив целом.
Одной изглавных причин роста преступности среди несовершеннолетних в последнеедесятилетие является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая социально-классоваянапряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность,однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего наподростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболееуязвимой частью общества.
«Уязвимость»заключается в том, что отличающее несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их подверженнымивлиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имеявозможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подросткиначинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты вмеру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступлений.
Всевышесказанное говорит об актуальности выбранной темы контрольной работы.
Цельюконтрольной работы является изучение психологических особенностей работы снесовершеннолетними. Для достижения поставленной цели в первой главе даннойработы рассмотрены психологические характеристики несовершеннолетних сасоциальным поведением. Во второй главе рассмотрены психологические и правовыепроблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. И втретьей главе рассмотрены основные психологические особенности профилактикипреступности среди несовершеннолетних.

1.Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним
Нарушениямиповедения или социальной дезадаптацией называютсятакие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения.Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохимиотношениями с другими несовершеннолетними и взрослыми, которые проявляются вдраках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением,разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включатьантиобщественные и противоправные поступки, такие как прогулы занятий в школе,бродяжничество, поджоги, хулиганство, воровство и т.д.
Чащевсего преступления совершают так называемые «трудные» подростки.
Личностьподростка – сложное единство общего и индивидуального. Общими являютсяособенности нервно-психической организации, закономерности протеканияпознавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резковозрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению,пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общиеособенности психического развития подростков всегда проявляются синдивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненныхцелей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье,отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьномобучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрастусодержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организоватьсистему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки дляпедагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных».Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательномотношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство,лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательныхпроявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность,интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), атакже в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общиедефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формыпроявления.
Приотсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могутперейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением исклонностью к правонарушениям. Существующие типологииподростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуреасоциальных групп и дефектов характеров:
1.Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексомасоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом,стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.).
2.Подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных,наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволеннымисредствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткампервой категории и тиранят более слабых.
3.Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивнымипобуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однакоэгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественныепоступки.
4.Безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений ивыступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли.
5.Аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающиесебя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим ит.д.
Личностьнесовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется низкимуровнем социализации.
Социализация– это процесс и результат включения индивида в систему социальных отношений.Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведенияего в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностьюи приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е.способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Содержаниемпроцесса правовой социализации является усвоение личностью:социальныхценностей, одобряемых и охраняемых правом;системыдействующих правовых норм как правил поведения и критериев социально-правовойоценки фактов, явлений и поступков, имеющих юридическое значение;знаний,навыков и привычек, необходимых для правильной ориентации в социально-правовойсреде, саморегуляции правового поведения и организации общения в рамкахправовых отношений; элементовправовой культуры (представлений, настроений, установок и стереотиповобщественного и группового правосознания и т.п.);функций,ролей, статусов и соответствующих субъективных прав и обязанностей, присущихчеловеку в связи с местом, занимаемым им в системе правового регулирования.
Правоваясоциализация как часть общего процесса социализациивключаетусвоение субъектом необходимого объема правовых знаний, правовых требований,определяющих меру возможного и должного поведения. Процесс социализации можетосуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различныхнеформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной изважнейших функций которых является социализация личности, относятся школа,профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации иобъединения.
Ответственностьявляется важнейшей характеристикой личности – это то, что отличает социальнозрелую личность от социально незрелой. В психологии в настоящее времяраспространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности.Ответственность первого типа (интернальность) связана с тем, что личностьсчитает себя ответственной за все происходящее с ней, и хорошее, и плохое. Вовтором случае (экстернальность) все, что происходит, человек связывает не ссобой, а с другими людьми, обстоятельствами, судьбой и т.д. Среди социальнонезрелых подростков чаще наблюдается экстернальность. Очевидно, это неслучайно, так как внешний локус контроля по существу означает снятие субъектомответственности с себя за все происходящее с ним. К факторам формирования каквнешнего локуса контроля, так и делинквентного поведения можно отнести:перенесенную в детском и подростковом возрасте эмоциональную изоляцию илиотвержение, влияние неблагоприятного психологического климата семьи, постоянныенегативные оценки деятельности и поведения.
Характерв узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида,в которых выражаются способы его поведения и способы эмоциональногореагирования. Очень важно понимать различие между личностью и характером.Говоря о характере, используют слова «скверный», «мягкий», «тяжелый»,«прекрасный» и т.п. В отношении личности используются выражения: «выдающаяся»,«творческая», «серая», «преступная» и т.д.
Чертыхарактера отражают стиль поведения и эмоционального реагирования, т.е. то, какдействует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. То же самоеотносится и к личности, и к характеру преступника (может быть немало хорошихчерт характера в сочетании с преступным деянием).
Вкачестве критериев различения патологических и нормальных характеров можнорассматривать критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.
Патологическийхарактер имеет следующие черты: относительнаястабильность во времени, т.е. мало меняется в течение жизни; тотальностьпроявлений; одни и те же черты характера проявляются в любых обстоятельствах: идома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих;социальнаядезадаптация – самый важный признак психопатий; заключается в том, что человекпостоянно испытывает жизненные трудности, не может приспособиться, причем этитрудности испытывает или он сам, или окружающие его люди, или и тот и другиеодновременно.
Вчем же отличие акцентуаций характера от психопатий?
Вслучае акцентуаций характера может не быть ни одного изперечисленныхвыше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все трипризнака сразу.
Отсутствиепервого признака выражается в том, что акцентуированный характер проявляется невсю жизнь, но часто обостряется в подростковом возрасте, а по мере взрослениясглаживается. Второй признак – тотальность, также не обязателен, чертыакцентуированного характера могут проявляться не в любой обстановке, а только вособых условиях. Социальная дезадаптация может не наблюдаться или бываетнепродолжительно.
Поводомдля временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия(как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшегосопротивления характера, своеобразная «Ахиллесова пята» (слабоезвено).
Основныетипы акцентуаций характера (по А.Е.Личко): гипертимный, циклоидный, лабильный,астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный,истероидный, неустойчивый и конформный.
Основныечерты психологически незрелой личности несовершеннолетнего:
1.В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильностьотношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования нафрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий приотсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям.
2.В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационнаятолерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная илинестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность.
3.Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности взащищенности, самоутверждений, принадлежности, временной перспективы.
4.Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективнаялогика»: а) произвольное отражение– формирование выводов при отсутствии свидетельства в их поддержку, например: «я– неудачник» или «я– супермен»;б) селективная выборка – построение заключения,основанного на деталях, вырванных из контекста: «меняв школе никто не любит, так как я плохо учусь»;в) сверхраспространенность – построение глобальноговывода, основанного на одном изолированном факте; г)абсолютное мышление, проживание опыта в двух противоположных категориях: «всеили ничего», «мирили черный, или цветной»;д) ориентация в жизни на слишком жесткие нормы итребования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личностиобрести устойчивость; е)персонализация – отнесение внешних событий к собственной личности при отсутствииаргументов для такой связи: «этареплика не случайна, она относится ко мне»;ж) преувеличение негативных событий и минимизацияпозитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратныхсвязей»,«построениюсвоеобразной стены между собой и социальным окружением».
Мотивычеловеческого поведения связаны с потребностями личности. Потребности формируютнормальные социально-значимые и социально-одобряемые мотивы деятельности:
1)физиологические потребности формируют; 2)потребность в физической и психологической безопасности;3) необходимость в привязанности и любви; 4)потребность в уважении со стороны членов общества;5)потребность в самореализации.
Можнопредложить следующую классификацию мотивов противоправного поведения несовершеннолетних.
1.Биологические мотивы, обеспечивающие физиологическое выживание организма(зачастую подросток кормит себя, родителей-алкоголиков и младших братьев исестер): украл еду, дрова и т.д.
2.Общегуманные мотивы, удовлетворяющие личные потребности родных и близких.Например, украл велосипед для себя или брата, игрушки для сестры и т.д.
3.Корыстные мотивы с целью материального обогащения.
4.Инфантильные мотивы, где отсутствуют цели жизнеобеспечения или наживы, адоминируют гедонистические (гедонизм – наслаждение) цели с романтическим иприключенческим оттенком. Например, ограбление ларька с целью «приятного»проведения досуга в компании; награбленным не дорожат, остатки еды и питьямогут отдать другим.
5.Мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе, здесьнаблюдаются различные варианты групповых противоправных действий.
6.Агрессивные мотивы, которые приводят к хулиганству, актам вандализма, мести,убийствам и т.д., как дифференцированные, так и недифференцированные по направленности.
7.Мотив страха, возможный в двух вариантах: а) подчинение в силу психологическойзависимости от членов группы или ее руководителя и б) принуждение в силуфизической зависимости и прямых угроз расправы. Именно здесь ярко проявляетсяборьба мотивов, когда субъект осознает и понимает противоправность деяния, ноне может руководить своими действиями.
Преступностьнесовершеннолетних имеет свои особенности, которые проявляются в уровне идинамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений,совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны сопределенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в обществе.Понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастнымиграницами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет;15-16 лет; 16-17 лет и 17-18 лет.
Можнонарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних.
Группа1. Несовершеннолетние правонарушители с диссоциальным расстройством личности.Им свойственно: завышенная самооценка, выраженная личностная незрелость,склонность к демонстративному поведению, эгоизм, выраженное желаниедоминировать в группе, высокая агрессивность, в особенности – физическая,вербальная агрессия и негативизм, высокий уровень моторных автоматизмов.
Группа2. Несовершеннолетние правонарушители с другими формами расстройств личности.У них отмечается субдепрессивная реакция на ситуацию задержания, привлечения кответственности, что сказывается на работоспособности и продуктивности продолжительноевремя, выражена личностная незрелость, демонстративность, раздражительность.Они также склонны доминировать, делают все возможное для самоутверждения,готовы отстаивать свое мнение, убеждение, трудно переносят субъективно сложныеситуации. У них высокий уровень агрессивности, но выражено чувство вины.
Группа3. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью.Они являются трудным объектом для исследования, поскольку часто не усваиваютинструкций экспериментатора. У них снижена память, отмечается неадекватность вповедении и в процессе эксперимента, очень низкая самооценка.
Группа4. Несовершеннолетние правонарушители с органическим поражением головногомозга.Специфических признаков для этой группы не выявлено.
Группа5. Здоровые несовершеннолетние правонарушители. Им свойственныровное настроение, хорошее внимание, личностная зрелость (по крайней мере –соответствие возрасту), отсутствие противопоставления себя обществу, согласие вобщем плане с общественными стандартами, низкий уровень агрессивности,отсутствие внешнеобвиняющих установок, способность к альтруистическимпоступкам.
Числозарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при ихучастии, а также выявленных подростков-преступников за последние годы существенновозросло. Наблюдается процесс омоложения уголовно наказуемого поведениянесовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрымитемпами, чем 16-17 летних.
Почти¾ преступлений, совершенных подростками, исчерпывается тремя составами:кражи (немногим более 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). Числоумышленных убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью,изнасилований по каждому виду значительно меньше. Несовершеннолетнимипостепенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие,как захваты заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками,валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.
Преступлениянесовершеннолетних носят преимущественно групповой характер (в трех случаях изпяти были совершены в группе). Вместе с тем до недавнего времени такие группыбыли малочисленны: по 2-3 человека и, как правило, возникали ситуативно, апосле совершения преступления распадались.
Несовершеннолетним,как известно, свойственно стремление к группированию со сверстниками. Свободноеобщение с ними – не только способ проведения досуга, но и средствосамоутверждения и самовыражения личности (семья и школа не всегда создаютусловия для удовлетворения этих важнейших для несовершеннолетних потребностей).
Анонимностьгруппового поведения рождает чувство личной безответственности,безнаказанности.
Характеризуяповедение несовершеннолетних правонарушителей, исследователи часто отмечаютнизкий уровень интеллектуального развития, как одну из причин преступления,объясняя его недостаточно развитым правосознанием (важно для определениястепени вины). Но, как уже было сказано выше, правосознание не исчерпываетсяобъемом правовых знаний и не сводится только к мышлению, степени овладения речью.
Социально-психологическаяспецифика преступной группы несовершеннолетних заключается в том, что онаявляется тем фактором, который формирует у подростков антисоциальные взгляды ипотребности, способствует осознанию силы группы и приводит к совершению правонарушений.В этих условиях появляются большие возможности для возникновения ираспространения определенного преступного «опыта». Как правило, вгруппах совершаются наиболее тяжкие преступления: грабежи, разбои, хулиганство,изнасилования.
Подростковыйи юношеский возрасты отличаются стремлением к общению, неустойчивостьюценностных ориентаций, уязвимостью психики. Несовершеннолетние зачастуювовлекаются в преступную деятельность групп путем уговоров, просьб. Этонаглядно подтверждает отсутствие у многих несовершеннолетних четкой позиции воценке явлений общественной жизни.
Необходимоучитывать, что у несовершеннолетних процесс социализации, т.е. включение вобщественные отношения, только начинается, отсутствуют необходимый жизненныйопыт, знания, недостаточно совершенны познавательные процессы.Подростка-правонарушителя характеризует отсутствие либо слабое развитиеличностно-социального контроля: он зачастую не может либо не стремитсяправильно оценивать свои поступки.
Приизучении групповой преступной деятельности несовершеннолетних наибольшийинтерес представляют группы с насильственной ориентацией. Подростки,совершающие насильственные преступления, характеризуются устойчиво преступнойдеформацией поведения. Например, причинение тяжких телесных повреждений илисмерти – не самоцель, а способ устранения препятствий на пути достижения ихжеланий, способ удовлетворить потребность в самоутверждении.
Мотивыгрупповых преступлений несовершеннолетних имеют некоторые особенности. Особыйинтерес представляет явление конформизма. В процессе групповой преступнойдеятельности конформизм проявляется через влияние группового мнения наиндивида. Конформность же означает степень и характер подверженности индивидагрупповому мнению.
Следуетзаметить, что в условиях чрезвычайной, экстремальной ситуации, котораявозникает при совершении преступления, конформность выше, чем в обычныхусловиях, поскольку индивид не располагает временем для анализа конкретнойобстановки, оценки своего положения. Существуетопределенная зависимость между возрастом несовершеннолетнего правонарушителя –участника преступной группы и уровнем конформности: он наиболее высок в 14-15летнем возрасте, когда подражательные мотивы, влияние мнения группы либо еелидера являются основой, определяющей характер деятельности и поведенияподростка. Следует заметить, что зачастую в основе формирования преступныхгрупп несовершеннолетних лежит многолетнее общение. Изучение обстоятельстввозникновения и формирования преступных групп несовершеннолетних свидетельствуето том, что большинство их участников – жители одного района, улицы и т.д. изнакомы друг с другом продолжительное время.
Группанесовершеннолетних с социально отрицательной ориентацией характеризуетсявосприимчивостью к отрицательным явлениям, отсутствием социально полезныхцелей.
Прирасследовании групповых преступлений несовершеннолетних чрезвычайно важновыявить индивидуально-психологические особенности личности участников, когдакаждый из них, сознавая неизбежность наказания, старается исказить истинноеположение вещей, умалить свою роль в содеянном, а лидер группы стремитсяпредстать рядовым исполнителем и т.п. Если же совершено насильственноепреступление, то обвиняемые, как правило, стремятся преувеличить степеньвиктимности ситуации.
Вплане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступниковхарактеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Преждевсего на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастныеособенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность ксоциально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм,известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильностьэмоционально-волевой сферы. Для большинства преступников-подростков характерны отсутствиеинтереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полнаяутрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В большей степени ихпривлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативнымсодержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, наулицах, чердаках, рок-музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков,половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых ит.д.).
Логическимпродолжением этих антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи играбежи, для того чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «надевочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет,хулиганские выходки ради самоутверждения и т.д.
Опоследствиях своих противоправных действий, возможно трагических, подросткиредко задумываются, чему способствует прежде всего низкий уровень развитияправосознания. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются»,в то время как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются врезко негативные тона.
Длянесовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкийуровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицитсовести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертамидля многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль,эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность,мстительность, агрессивность.
Социальнуюнеадаптированность части несовершеннолетних преступников усиливают умственнаяотсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо ввиде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.
Большинствонесовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипамиантиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение кобщепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков,наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательныхучреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в кругеобщения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к темподросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших повозрасту.
Всложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказалисьподростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Наподростков из неблагополучных семей, которые не порвали связей со школой,негативное влияние оказывают новые дефекты социализации в этих типахмикросреды. Например, в школе – это «черный рынок», приторговываниеспиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье –усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствиеперманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств ксуществованию и т.п.).
Имеютсясвои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитиенесовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это,например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительнойроскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенноервачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты вовзаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.
Отрицательновлияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся впоследнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Этоочень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалосьустойчивых убеждений, цельного мировоззрения. И некоторые подростки находятвыход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.
Преступностьнесовершеннолетних высоколатентна. Это связано с тем, что о многихпреступлениях (например, кражах, изнасилованиях) потерпевшие лица не заявляют,считая, что они не будут раскрыты в силу своей незначимости, а это в своюочередь усиливает чувство безнаказанности у преступившего закон подростка, илисамо потерпевшее лицо, пережившее сексуальное надругательство (илиродственники), не желает об этом событии рассказывать, чтобы окружающие люди обэтом не узнали. Может сказываться также низкий уровень профилактической работыправоохранительных органов в жилых массивах и т.д.
Ксамым значимым криминогенным условиям преступности несовершеннолетних можноотнести беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработицу,низкий материальный достаток, слабость ранней профилактики.
2.Психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершаемыхнесовершеннолетними
ВРоссийской Федерации в 1995 году был принят новый Уголовный Кодекс, всоответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, ав случаях, специально указанных в статье 20 УК РФ, с четырнадцати лет. Такимобразом, законодательно установлено, что уголовной ответственности подлежат инесовершеннолетние.
Выделениеособенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельнуюглаву означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственностиприменяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе.Введение в УК таких особых положений обусловлено социально-психологическимиособенностями лиц, этой возрастной категории.
В соответствии со ст. 20 УК РФуголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершенияпреступления 16-летнего возраста.      
Уголовнаяответственность для четырнадцатилетних – это исключение, и такаяответственность устанавливается за совершение отдельных, наиболее тяжкихпреступлений. Это означает, что за их совершение может быть назначено наказаниев виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, либо на срок свыше 10 лет илиболее строгое наказание. Согласно ст. 20УК РФ, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнеговозраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленноепричинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111),умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112),похищение человека (ст. 126),изнасилование (ст. 131),насильственные действия сексуального характера (ст.132),кражу (ст. 158), грабеж(ст. 161)и т.д.
Учитываято обстоятельство, что личность несовершеннолетнего еще окончательно несформировалась, а уголовное наказание – очень сильное средство воздействия наличность, уголовный закон устанавливает ряд серьезных ограничений в применениимер наказания к несовершеннолетним преступникам. Например, ст.88устанавливает, что несовершеннолетним могут быть назначены только следующиевиды наказания: а) штраф;б)лишение права заниматься определенной деятельностью;в)обязательные работы; г)исправительные работы; д)арест; е) лишение свободы наопределенный срок.
Ограничениядействуют и при назначении этих видов наказания. Так, штраф назначается толькопри наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка илиимущества, на которое может быть обращено взыскание. Обязательные работыназначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются ввыполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им всвободное от учебы или основной работы время. Исправительные работы назначаютсянесовершеннолетним осужденным на срок до одного года.Арестназначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судомприговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.Уголовнаяответственность может быть заменена применением принудительных мервоспитательного воздействия.
Практикапоказывает, что знание психологических особенностей подростков способствуетправильному решению задач расследования преступлений и перевоспитаниянесовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов,используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личностинесовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболеесоответствующих ситуации тактических примов.
Изучениеличности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, какправило, проводится по схеме:
1)наследственно-биологическиефакторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного изродителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательноевлияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;
2)ближайшеесоциальное окружение подростка: семья, социально-экономический статусродителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер,особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения сучителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников,друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;
3)личностныехарактеристики подростка: особенности характера и темперамента,ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровеньпритязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение кпрофессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностейподростка, планы на будущее;
4)правосознаниеподростка.
Дляпознания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого илиобвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы иучебы. Необходимо выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и послесовершения преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители илидругие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, средикоторых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативноеповедение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись мерынаказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях распитияспиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот подростокзанятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась в школе,каково было его отношение к общественной работе, как он учился, с кем дружил,каков этот подросток в общении с другими школьниками (агрессивен,раз­дражителен, напорист, избивает младших и т. д.); общителен, замкнут,правдив, жаден или щедр, считается ли с мнением коллектива, в котором онучится, его непосредственное отношение к родителям и учителям. Важно установитьи знать, как он воспринимал меры наказания за совершенные проступки и каковоего отношение к принятым мерам и т. д.
Еслиподросток уже работает, то надо выяснить, с какого времени и какую работу онвыполняет, работал ли он раньше, сколько классов окончил, как он относился кработе, размер заработной платы, его жилищные условия, а также круг друзей наработе, интересовался ли искусством, спортом, книгами, техникой; имелись лислучаи нарушения трудовой дисциплины, принимал ли какое-либо участие вобщественной жизни, если нарушал дисциплину, то как он относился к применяемыммерам наказаний, и т. п.
Следуетпомнить, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимостицентральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения ипреобладание процессов возбуждения, неадекватность и дезинтегрированность реакцийподростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиямжизни, стремление к участию в них, различная самооценка своих сил ивозможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности.Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянииопределить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющейуголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего.
Приэтом важна психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда уследователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, встепени развития его интеллекта и т. п. Психолог при анализе причинантиобщественной ориентации личности подростка исследует особенностиформирования его правосознания, реальных жизненных ценностей,нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделеннымииндивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. Безусловно,что при специфике принятия решений, которая в подавляющем своем большинствеучтена в уголовно-процессуальном законодательстве, изучаются индивидуальныесвойства личности несовершеннолетнего подростка. Поэтому следователь долженхорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних иучитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иногоследственного действия.
Придопросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными дляэтого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных свозрастом несовершеннолетних. В частности, допросы маленьких детей в рядеслучаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрогополучения информации о личности преступника и т. п. Следует учитывать, что детипри восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложноесобытие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей вместожизненного опыта есть воображение, помогающее им хорошо воспринимать предметы исобытия, близкие их интересам.
Убольшинства детей от 11 до 15 лет отмечаются широкие познавательные процессы,рост самосознания, стремление общаться с людьми, проявление чувства долга иответственности. Эти качества в целом способствуют запечатлеванию ивоспроизведению информации. У несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет вцелом действуют психические закономерности, характерные уже для взрослогочеловека, однако у отдельных юношей и девушек этого возраста отмечаютсянеправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением кнезависимости.
В.Л.Васильев выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего.
Вчастности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получаетот несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задачаследователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологическийконтакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса.На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они,как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений ит. д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг другаобщую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, какее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельныхслучаях основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимополучить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило,удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляетполученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытаетсяустранить противоречия, неясность, неточности и т. д. И уже на заключительномэтапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную врезультате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном видедопрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, егоподписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речинесовершеннолетнего.
Подготовленныйсо знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностныхособенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только вбесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену егопреступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания совсеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для егоблизких.
Следовательв процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательностьи формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и взависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всехобстоятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. В зависимости отматериалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений сдопрашиваемым. На допросе следователь должен избрать такую тактику общения сдопрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастностиследователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностяхнесовершеннолетнего (жестокость, агрессивность, доброта, правдивость, лживостьи т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса.Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первуюочередь его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться вхудшую сторону, выяснить, какие причины способствовали этим изменениям. Всесобранные данные позволят следователю создать правильное представление оположительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, обусловиях жизни, учебы, работы и т, д. Это необходимо следователю не только для полученияправдивых показаний, но в первую очередь для надлежащего воздействия нанесовершеннолетнего в плане критического осмысливания как совершенногопреступления, так и негативного поведения в целом.
Наибольшуюобщественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые имногоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступленийважно выделить организатора — «главаря» преступной группировки. Несовершеннолетниепо самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов такихгруппировок и нередко их вину берут на себя.
Известно,что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступаютранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые ужепривлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее ифизически сильнее остальных. Бравируя своим «уголовным прошлым»,превосходством в физической силе, «главари» подчиняют другихнесовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтомуследователю необходимо добыть не только доказательства, изобличающие лидера всовершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака,разрушающие ореол героя. Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен,безусловно, продумать последовательность и формулировку вопросов, порядокпредъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показанийсвидетелей и т. д.
Отвыбора места и обстановки во многом зависит успешность проводимого допроса. Сдопрашиваемым недопустимо панибратское поведение, необходимо дать понятьнесовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что отего правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должнабыть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные,подчеркивающие важность происходящего отношения.
Расспрашиваянесовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, ПТУ, о работе,об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вестидопрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучныхсемей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим даютправдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потерепсихологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе. Вслучае признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства,объективно свидетельствующие о совершенном допрашиваемым преступлении.Определяя в групповом преступлении роль каждого из соучастников, следуетпозаботиться о доказательствах, которые могли бы объективно осветить поведениевсех членов группы. Важно знать судьбу добытых преступным путем предметов иорудий преступления, если они применялись, а также рассказывал ли кому-нибудь ослучившемся допрашиваемый.
Проведениеочной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностейего личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этимследователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего,его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение ксовершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этихкачеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очнойставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.
3. Психологическиеособенности профилактики преступности среди несовершеннолетних
Профилактикапреступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних являетсясущественной предпосылкой воспитания подрастающего поколения.
Несовершеннолетнийпреступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Какправило, антисоциальные свойства его личности формируются постепенно и задолгодо совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание длякачественно новой социально-правовой оценки его личности как личностипреступника.
Предупреждениепреступлений – это, прежде всего, выявление и устранение факторов, ихдетерминирующих.
Впредупреждении преступности несовершеннолетних большую роль играетобщесоциальная система профилактики и раннее предупреждение правонарушений.
Кобщесоциальным профилактическим мерам относятся:а)исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение или смягчениеэкономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних;б)решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспризорностинесовершеннолетних в маргинальных и нищих семьях;в)существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы;г)материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга;д)нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками срешительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождениемпсихологии коллективизма, традиций славянской общности, сострадания,справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;е)организация правового «ликбеза» средствами массовой информации,позволяющего в доступной, желательно увлекательной форме усваивать правовыезнания, нормы правопослушного поведения; ж)прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия,сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственническойпсихологии, материального успеха любой ценой;з)усиление индивидуальной результативной профилактики девиантного поведения состороны подростков с психическими аномалиями.
Специальныемеры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, преждевсего, инспекциями по делам несовершеннолетних, подразделениями попредупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями поместу жительства.
Перспективнымпредставляется участие церкви в воспитании трудных подростков, в формированииподростковой психологии; организационная и финансовая поддержка ввосстановлении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-трудовыхколоний.
Воснову деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должнобыть положено фундаментальное положение психологии: человек не толькопроявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходереализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социальнополезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущейактивностью является общение в деятельности.
Включениенесовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) являетсяважной профилактической мерой.
Процессдеморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает вусловиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьногонеблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактикиправонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удаетсядобиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которойнаходится подросток.
Каковыже конкретные условия неблагоприятного нравственного формирования личности?
Преждевсего следует указать на обстановку в семье и условия семейного воспитания. Всемье начинается социализация человека – здесь он приобретает первыепредставления об окружающем его мире, о людях, о дозволенном и недозволенном.Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие надлежащую организациюсемейного воспитания: низкий культурно-образовательный уровень некоторыхродителей, их занятость на работе, не позволяющая в должной мере осуществлятьнеобходимый надзор за ребенком, недостаточная материальная обеспеченность иненадлежащие жилищно-бытовые условия части семей. Однако наиболее существеннысубъективные обстоятельства, характеризующие нравственно-психологическуюобстановку в семье, поведенческие позиции ее членов, отношение родителей ксвоим обязанностям по воспитанию детей.
Одноиз серьезных проявлений семейного неблагополучия – разводы, число которыхвесьма велико и имеет тенденцию увеличиваться. Развод означает крушениесемейного коллектива, что существенно отражается на детях, серьезно затрудняетих надлежащее нравственное формирование, способствует безнадзорности иправонарушениям. «Механизм» криминогенного влияния распада семьисвязан с психическим воздействием, которое это событие оказывает на членов «брошенной»семьи, особенно детей, у которых вырабатывается презрительно-осуждающееотношение к родителям, не сумевшим сохранить семью, возникает тенденцияотделить и противопоставить себя окружающим. Сложность складывающихся в семьеотношений, чувство обиды и отчужденности побуждают подростка искать компенсациюна стороне, в среде сверстников со сходной неудачной судьбой, способствуетнежелательным связям и неблагоприятным влияниям.
Ненадлежащеенравственное формирование может иметь место и в формально «полной»семье, если ее характеризуют ненормальные взаимоотношения, ссоры, скандалы,грубость, равнодушие, цинизм. Подобная семья утрачивает качество коллектива ипотому не способна воспитать у своих членов коллективистскую психологию,высокие моральные свойства. Ненормальная обстановка в семье побуждает подросткапроводить время вне семьи, а иногда вообще бежать из дома, что почти неизбежноприводит к правонарушениям, а порой и к преступлениям.
Ещеболее вредно, чем воспитательная бездеятельность и пассивность, неправильноевоспитание, проявляющееся в отсутствии должной требовательности к детям,потакании всем их желаниям и капризам, безудержном баловстве, стремленииуберечь своего ребенка от всех жизненных неудобств и трудностей, облегчить иливовсе избавить от необходимости выполнять какие-либо обязанности как внутрисемьи, так и вне ее – в школе, учебном заведении, на производстве и т.д.Нередко подобные извращения в воспитании допускаются в особо обеспеченныхсемьях, где родители чрезвычайно щедро делятся со своими детьми теми большимивозможностями, которыми обладают в силу своего служебного положения, профессии,рода деятельности.
Существеннаяроль в нравственном формировании растущего человека, в становлении его какличности принадлежит школе. Здесь подросток получает опыт общественногосуществования, приобретает не только знания, но и навыки социального поведения,вырабатывает нравственные качества сознательного гражданина. Школа призванавоспитать в своих питомцах порядочность и честность, трудолюбие и общественнуюактивность, неприятие жестокости, грубости, равнодушия, эгоизма. Однакосредиосужденных подростков более трети – школьники или учащиесяпрофессионально-технических учебных заведений. Да и среди работающихнесовершеннолетних правонарушителей многие лишь недавно расстались со школой.Таким образом, подавляющая часть несовершеннолетних преступников – этоподростки, так или иначе упущенные школой.
Какиеже обстоятельства в работе школы создают почву для криминогенного развитияличности?
Преждевсего, обучение в школе недостаточно связывается с жизнью, с практическимизадачами общественного существования. Оторванность школьного обучения оттрудового воспитания приводит к тому, что после окончания общей образовательнойшколы из нее выходят почти взрослые люди, плохо приспособленные ксамостоятельной практической деятельности, не умеющие применить свои силы вкаком-либо общественно полезном деле. Средняя школа долгое времяориентировалась на подготовку своих питомцев к получению высшего образования,психологически ориентируя на это и самих учащихся. Неудивительно, что некоторыеюноши и девушки, окончив школу, не только не могут, но и не хотят заниматьсяпроизводственным трудом, считая единственно приемлемой для себя перспективойпоступление в институт. А если это не удается, болезненно воспринимают «крушениевсех надежд», ощущение ненужности и неустроенности, душевнуюрастерянность, таящие в себе опасность поведенческих срывов и ненадлежащихпоступков. Другой недостаток школьного трудового воспитания – ориентацияучащихся преимущественно на престижные и высокооплачиваемые виды трудовойдеятельности. Однако по ряду объективных и субъективных причин не каждомуокончившему школу подростку открывается перспектива подобной трудовойдеятельности, что приводит к психической неудовлетворенности, чреватой возможностьюпедагогического срыва.
Анализкриминологических исследований показывает, что вероятность у подростка встатьна преступный путь тем выше, чем раньше он оставил школу: срединесовершеннолетних правонарушителей примерно каждые двое из трех оставилишколу, не получив среднего образования, значительная часть такихнесовершеннолетних правонарушителей отстает на 2-3 года от соответствующего ихвозрасту уровня образования.
Исключениеиз школы, преждевременное прекращение учебы лишают подростка воспитательного воздействияшкольного коллектива, вызывают озлобление против школы и педагогов, побуждаютискать компенсацию утраченного в связях с такими же «неудачниками». Вподобных случаях подросток часто нигде не работает, бездельничает, «болтается»на улице, контактируя порой с социально сомнительными лицами, или устраиваетсяна работу, которая ему неинтересна, где нет надлежащих условий дляположительного воспитательного воздействия на него.Неблагоприятнымифакторами нравственного формирования подростков в школе являются нередковстречающиеся случаи применения неправильных педагогических и воспитательныхметодов и приемов, черствость и предвзятость в отношении к учащимся, подавлениеих самостоятельности и инициативы, подмена воспитания голым администрированием.
Следуетналадить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойноефункционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткамдолжны быть предоставлены все возможности для систематического участия впосильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, таки в частных предприятиях.
Запоследнее время под влиянием конъюнктурно-политических, а порой и откровеннодемагогических соображений и лозунгов, по существу, сведено на нетвоенно-патриотическое воспитание подростков и молодежи.Междутем с учетом того, что подавляющее число несовершеннолетних преступниковявляются лицами мужского пола, это направление воспитательной работы имеетособое антикриминогенное значение.
Важноенаправление профилактики правонарушений несовершеннолетних – их правовоепросвещение и воспитание. Актуальными задачами здесь являются подготовкаквалифицированных кадров педагогов для проведения такой работы, обеспечениеактивного участия в ней ученых-юристов, сотрудников правоохранительных органов,психологов. Доведениеправовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше,осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковойпсихологии, в эмоционально привлекательных формах.
Необходимовозродить оправдавшие себя и создать новые центры организованного досуга детейи подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего ихгармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целяхцелесообразно использовать возможности не только государства, но и коммерческихструктур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественныхобъединений и движений, религиозных конфессий, установить жесткий контроль заиспользованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных дляорганизации досуга несовершеннолетних. Государству следует всяческиподдерживать физических и юридических лиц, оказывающих денежную помощьподросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченнымсемьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.
Необходиморасширять практику применения к несовершеннолетним, совершившим впервыепреступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательногохарактера: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, либо специализированных государственных органов; возложениеобязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установлениеособых требований к поведению, а также помещение, с освобождением от наказания,в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
Какпоказывает опыт, несовершеннолетние нередко совершают преступления в видеответной реакции на насильственные действия, направленные против них (илиугрожающие им). В этой связи следует более активно использовать все правовые (втом числе уголовно-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей иподростков.

Заключение
Причиныпреступлений, действующие вроде бы на всех несовершеннолетних, заставляютсовершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивлятьсяих воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждыйподросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностныепричины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностныхориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.
Бесспорно,наиболее значимо для подростка ближайшее окружение- семья. Состояниевнутрисемейных отношений во многом определяет поведение подростка. Даже борясьс родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у нихнаучился.
Важнейшейсферой приложения сил и понимания собственной значимости длянесовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается снаибольшими жизненными трудностями, от преодоления которых зависит еговнутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для собственнойполноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причинойсрывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может повлиять на конфликтность егоповедения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.
Компенсациянеудовлетворенности для трудных подростков — это чаще всего сфера досуга. Недобившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности заниматьсяпрестижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении сосверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто исовершая преступления.
Помочьподростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, датьвозможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратитьпреступление.
Учитывая высокий динамизм групповой преступности икриминальную активность и мобильность преступных групп несовершеннолетних,важно внимательно следить за процессом группирования учащихся, вовремя выявлятьлидеров, группы асоциальной ориентации и оперативно принимать меры по ихпереориентации, разобщению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.