Реферат по предмету "Государство и право"


Международный арбитражный (хозяйственный) процесс: некоторые проблемы правоприменения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ(ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ) ПРОЦЕСС: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Юрисдикциягосударственных и негосударственных судов (арбитражных, общих, третейских,хозяйственных, экономических) различных государств регулируется отрасльюмеждународного частного права, называемой международным гражданским процессом.Вместе с тем на современном этапе развития международного частного права можноговорить о самостоятельной его отрасли — международном арбитражном(хозяйственном) процессе. Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с действиемнорм и принципов международного гражданского процесса применительно к вопросамарбитражного (хозяйственного) процесса.
Определитьрассматриваемую отрасль можно как совокупность принципов и норм международногочастного права, регулирующих отношения по защите прав и законных интересовмеждународных и иностранных юридических лиц, а также иностранных граждан и лицбез гражданства (далее — иностранные лица), занимающихся предпринимательскойдеятельностью в Республике Беларусь, и белорусских предпринимателей(юридических лиц и граждан), осуществляющих свою деятельность за рубежом.
Кпредмету международного арбитражного (хозяйственного) процесса можно отнести:
  - определениеподсудности при рассмотрении дел с участием иностранных лиц;
  - пределыдействия международных иммунитетов;
  - проблемыпроцессуального положения иностранных лиц, участвующих в деле;
  - порядокустановления содержания норм иностранного права;
  - проблемылегализации доказательств, собранных за рубежом;
  - порядокобращения в суды иностранных государств с судебными поручениями и выполнениепоручений иностранных судов;
  - порядокобжалования решений международных и иностранных арбитражей (третейских судов);
  - порядокпризнания и исполнения международных и иностранных арбитражей (третейскихсудов);
  - порядокобращения за признанием и исполнением судебных актов в иностранныхгосударствах.
Решитьперечисленные вопросы только с помощью национального процессуальногозаконодательства невозможно, поскольку они затрагивают интересы различныхгосударств. Поэтому основным методом правового регулирования этих и иныхвопросов международного арбитражного процесса может быть только установлениеединых правил поведения посредством заключения многосторонних и двустороннихдоговоров о правовой помощи.
Судебнаяпрактика хозяйственных судов Республики Беларусь свидетельствует, что отдельныевопросы соотношения норм международного договора и национальногопроцессуального законодательства вызывают затруднения как у судей, так и уучастников экономических споров. Попытаемся прояснить некоторые их этихвопросов.
Хозяйственныйпроцессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК) посвящаетмеждународному арбитражному процессу и правовому положению иностранных лиц вхозяйственном процессе раздел V (ст. 306 — 314).
Обобщающийтермин «иностранные лица» в ХПК используется для обозначенияиностранных и международных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства.В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от07.06.2001 № 3 разъяснено, что к этой категории относятся и беженцы.
ХПКзакрепляет следующие основные принципы хозяйственного судопроизводства сучастием иностранных лиц:
1. Принцип приоритета международныхдоговоров Республики Беларусь перед национальным законодательством. Согласноэтому принципу если в международном договоре Республики Беларусь установленыиные правила, чем те, которые содержатся в ХПК и других законодательных актах,регулирующих хозяйственные процессуальные отношения, то применяются правиламеждународного договора.
Международныйдоговор — основной источник международного права, выражающий согласованную волюзаключивших его субъектов (государств, международных организаций и т.д.)относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав иобязанностей в соответствующей отрасли отношений. Термин «международныйдоговор» является обобщающим понятием, которое подразумевает разнообразныемеждународные соглашения. Они могут иметь различные наименования и форму,которые никак не влияют на их юридическую силу: декларация, договор, конвенция,коммюнике, пакт, протокол, соглашение, трактат, хартия и т.д. В ст. 2 Закона«О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон) вредакции Закона 08.07.1998 № 181-З подчеркнуто, что международный договор можетбыть заключен в одном документе или в нескольких связанных между собойдокументах.
Закономустановлено, что «нормы права, содержащиеся в международных договорахРеспублики Беларусь, вступивших в законную силу, являются частью действующегона территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственномуприменению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что дляприменения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеютсилу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь наобязательность для нее соответствующего международного договора» (ст. 15).
Взависимости от числа участников международные договоры подразделяются намногосторонние и двусторонние. Выделяют также региональные и специальныемеждународные договоры. «Значение данной классификации проявляется впрактическом применении норм международных договоров: 1) двусторонние договорыобладают приоритетом в применении по сравнению с региональными имногосторонними договорами, регламентирующими одинаковый круг отношений,соответственно региональные договоры обладают таким приоритетом в применении вотношении многосторонних (универсальных) договоров; 2) международный договор(независимо от числа участников), носящий специальный характер, то есть болеедетально регламентирующий сходный круг отношений, обладает приоритетом вприменении по сравнению с иными международными договорами»1.
2. Принцип предоставления иностраннымлицам в хозяйственном судопроизводстве национального режима. Сущность егосостоит в том, что иностранные лица пользуются процессуальными правами ивыполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданамиРеспублики Беларусь, кроме случаев, установленных законодательством, в томчисле международными договорами.
3. Принцип судебного иммунитетаиностранных государств. В силу этого принципа предъявление в хозяйственный судиска к иностранному государству, привлечение такого государства к участию вделе в качестве третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащееиностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, обращениевзыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решенияхозяйственного суда допускаются лишь с согласия компетентных органовсоответствующего иностранного государства, если иное не предусмотренозаконодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
4. Принцип соблюдения юрисдикции судови других правоприменительных органов иностранных государств. Названный принципозначает, что компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь по делам сучастием иностранных лиц, а также правовые последствия неподсудности таких делопределяются в соответствии с ХПК, другими законодательными актами, в том числемеждународными договорами Республики Беларусь.
5. Принцип взаимности. Согласно этомупринципу решения иностранных судов признаются и исполняются на территорииБеларуси, если это предусмотрено законодательством, в том числе международнымидоговорами Республики Беларусь, либо на началах взаимности. Правительством РБмогут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц техгосударств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных праворганизаций и граждан Беларуси.
ВысшийХозяйственный Суд Республики Беларусь с учетом специфики применения нормматериального и процессуального права по делам с участием иностранных лиц и сцелью установить единообразие практики рассмотрения таких дел обобщил судебнуюпрактику за 2000 год по делам с участием иностранных юридических лиц. А ПленумВысшего Хозяйственного Суда 7 июня 2001 г. принял постановление № 3 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участиеминостранных лиц» (далее — постановление Пленума).
Обобщениесудебной практики и обсуждение ее на Пленуме ВХС позволило сделать конкретныевыводы и дать соответствующие разъяснения.
Вчастности, было установлено, что в 2000 г. иностранные лица обратились в хозяйственные суды за защитой своих прав и законных интересов по 60 делам. По 24делам их требования были удовлетворены. По 37 делам названные лица выступили вкачестве ответчиков, из них в 25 случаях требования к ним были удовлетворены.
Иностранныеюридические лица, выступавшие стороной по делам, принадлежали 23 различнымгосударствам. Чаще других стороной по делу являлись юридические лица РоссийскойФедерации, Республики Польша, Федеративной Республики Германия, СоединенныхШтатов Америки, Великобритании, Литвы. С исками также обращались юридическиелица Австрии, Болгарии, Голландии, Индии, Ирана, Италии, Чехии, Эстонии идругих государств.
Основнойпричиной возникновения споров с участием иностранных лиц служило неисполнениеили ненадлежащее исполнение одной из сторон договорных обязательств повнешнеторговой сделке. Лишь 20% споров связано с внедоговорнымиобязательствами.
Предметомзаявляемых требований, как правило, были:
  - взысканиезадолженности по договору и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащееисполнение договорных обязательств;
  - истребованиеимущества либо освобождение его из-под ареста (исключение из описи);
  - признаниесделки недействительной;
  - понуждениесовершить определенные действия;
  - возмещениеущерба;
  - расторжениедоговора;
  - признаниенедействительным акта государственного органа (чаще — налоговых и другихконтролирующих органов).
Впостановлении Пленума особое внимание было уделено таким вопросам, как:
  - определениекомпетенции хозяйственных судов Республики Беларусь по спорам с участиеминостранных лиц;
  - форма исодержание арбитражного соглашения;
  - порядокнаправления поручений хозяйственных судов Республики Беларусь по совершениюотдельных процессуальных действий в иностранных государствах и выполнениепоручений иностранных судов;
  - условия ипорядок приведения в исполнение решений иностранных судов на территорииРеспублики Беларусь;
  - установлениестатуса иностранного лица, участвующего в хозяйственном судопроизводстве;
  - определениеприменимого права при рассмотрении споров с участием иностранных лиц;
  - порядок иусловия отказа в оказании правовой помощи.
Разграничениесудебной юрисдикции между судами и другими правоприменительными органамиразличных государств регулируется как национальным законодательством каждогогосударства, так и межгосударственными договорами.
Вомногих странах (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и др.) национальноегражданское процессуальное и арбитражное (хозяйственное) процессуальноезаконодательство содержит специальные разделы о судопроизводстве по делам сучастием иностранных лиц. В некоторых государствах (Венгрия, Германия,Швейцария, Чехия и др.) приняты специальные законы по вопросам международногочастного права и процесса.
Какуже упоминалось, в ХПК Республики Беларусь также имеется специальный раздел,посвященный судопроизводству по делам с участием иностранных лиц. Он несодержит исчерпывающего перечня норм, которые бы регулировали всепроцессуальные вопросы по делам указанной категории. Поэтому возникаетнеобходимость в разъяснениях, в том числе посредством постановлений ПленумаВХС. Хозяйственные суды Беларуси руководствуются нормами названного разделаХПК, если они не противоречат правилам международных договоров РеспубликиБеларусь.
Еслиправила, установленные национальным законодательством одного государства,соответствуют аналогичным нормам права других государств, то они становятсяобщепризнанными и применяются судами разных государств по делам с участиемотечественных и иностранных субъектов предпринимательской деятельностинезависимо от того, заключен или нет соответствующий договор между этимистранами.
Вчастности, общепризнанным является право суда государства, на территориикоторого находится недвижимое имущество, рассматривать имущественные споры обэтом имуществе. Также общепризнанным, за некоторым исключением, является правосуда государства, в котором проживает или имеет постоянное место нахожденияответчик, рассматривать дела с его участием. В странах общего права вопрос омеждународной подсудности решается на основе формального принципа — фактическойвозможности вручить ответчику приказ о вызове в суд 2.
Однакоопределение юрисдикции судов только по одному-двум основаниям несоответствовало бы динамике развития экономических связей между разнымигосударствами и их субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому в рядемежгосударственных договоров о взаимном оказании правовой помощи можновстретить и другие основания для разграничения юрисдикции судов, не зависящиеот места нахождения или проживания ответчика.
Примеромможет служить Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша оправовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым иуголовным делам 3. В ст. 38 названного Договора указано, что в делах обобязательствах, вытекающих из договорных отношений, компетентным является судтой Договаривающейся стороны, на территории которой ответчик имеет местожительства или место нахождения. Компетентным является также суд тойДоговаривающейся стороны, на территории которой имеет место жительства илиместо нахождения истец, если на этой территории находится предмет спора илиимущество ответчика. Кроме того, Договор позволяет участникам обязательственныхотношений изменить по договоренности между собой юрисдикцию суда по этим делам.
А вДоговоре между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 4 компетенция судов Договаривающихся сторон еще более расширена. Статья 20Договора, помимо вышеупомянутого общего правила, устанавливает, что по искам кюридическим лицам компетентным является суд того государства, на территориикоторого находится орган управления, представительство или филиал юридическоголица. По письменному соглашению спорящих сторон может быть изменена компетенциясудов по любым делам, кроме дел исключительной компетенции.
Какдолжны решаться вопросы разграничения подсудности в случаях, когда одно и то жедело вправе рассматривать суды обеих договаривающихся сторон?
ХПКгласит, что дела исключительной компетенции хозяйственных судов РеспубликиБеларусь (дела, связанные с признанием права собственности на здания, сооружения,земельные участки, другие объекты недвижимости, а также с изъятием их из чужогонезаконного владения, устранением нарушенных прав собственника или законноговладельца) всегда рассматриваются только белорусскими хозяйственными судами — даже в тех случаях, когда тождественное дело рассматривается или ужерассмотрено в суде другого государства (ст. 310). При двойной подсудности спорадело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в судедругого государства было возбуждено ранее. Такие же нормы включены вмежгосударственные договоры о правовой помощи Республики Беларусь с ЛитовскойРеспубликой, Латвийской Республикой и Республикой Польша. А в постановленииПленума это правило закреплено в качестве общего.
Прирассмотрении белорусскими хозяйственными судами дел с участием иностранных лициз государств — участников СНГ решающее значение имеет Соглашение о порядкеразрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от20.03.1992 (далее — Киевское соглашение; Соглашение), подписанное в г. Киевевсеми странами СНГ, кроме Грузии 5.  В соответствии со ст. 4 этогодокумента компетентный суд государства — участника Соглашения, помимо случаев,когда ответчик имеет постоянное место жительства или место нахождения натерритории данного государства на день предъявления иска, вправе рассматриватьдела по экономическим спорам, возникающим из гражданских и административныхправоотношений, также в тех случаях, когда на этой территории:
  - осуществляетсяторговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия илифилиала ответчика;
  - исполнено, илидолжно быть исполнено, или частично исполнено обязательство из договора,являющегося предметом спора;
  - имело местодействие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования овозмещении вреда;
  - находитсяконтрагент — поставщик, подрядчик или лицо, оказывающее услуги (выполняющееработы), а спор касается заключения, изменения и расторжения договоров;
  - имеетпостоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловойрепутации.
Крометого, компетентный суд Договаривающегося государства имеет право рассматриватьэкономический спор и в других случаях при наличии письменного соглашения стороно передаче данного спора этому суду. Предметом договорной подсудности не могутбыть иски о вещных правах на недвижимое имущество, о признании недействительнымненормативного акта государственного и иного органа, а также о возмещенииубытков, причиненных субъектам хозяйствования такими актами или возникшихвследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношениюк названным субъектам. Эти дела в силу Киевского соглашения относятся кисключительной компетенции судов того государства, в котором находятся соответственнонедвижимое имущество либо указанные органы.
Многиеиз приведенных положений Соглашения содержатся и в Конвенции о правовой помощии правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной вМинске 23.01.1993 (далее — Конвенция) 6. Участниками этой Конвенции являютсявсе страны СНГ, в том числе и Грузия. Названный документ имеет более широкийспектр действия, поскольку распространяется не только на субъектыпредпринимательской деятельности, но и на граждан, не занимающихсяпредпринимательством.
Судебнаяпрактика складывается таким образом, что хозяйственные суды чаще применяютположения Киевского соглашения, нежели Конвенции, поскольку в нем предусмотреныболее простые и благоприятные условия и формы сотрудничества по достаточноузкому и специфическому кругу правоотношений в сфере предпринимательской и инойхозяйственной деятельности. Положения Конвенции применяются по вопросам,которые не урегулированы Соглашением, а также при взаимодействии хозяйственныхсудов Беларуси и судов Грузии.
В практикехозяйственных судов много вопросов возникало по форме и содержанию арбитражныхсоглашений, то есть договора сторон внешнеэкономического контракта о суде,который полномочен рассматривать их возможный спор. В этой связи впостановлении Пленума арбитражным соглашениям посвящен специальный раздел.
Характерно,что Пленум ВХС применил здесь два принципа хозяйственного процесса — приоритетамеждународного договора над национальным законодательством и аналогии закона. Вчастности, в п. 13-15 постановления Пленума делаются ссылки на Европейскуюконвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йорк). С помощью такого приема толкования Пленум ВХС разъяснил, в каких случаяххозяйственные суды вправе рассматривать спор с участием иностранных лицнезависимо от наличия арбитражного соглашения о передаче спора на разрешениетретейского (негосударственного) суда.
Впервыев постановлении Пленума уделено внимание необходимости установления статусаиностранного лица, участвующего в хозяйственном судопроизводстве.
Обобщениесудебной практики показало, что не все хозяйственные суды, рассматривая делауказанной категории, проверяли правовое положение иностранного лица, его правовыступать лицом, участвующим в деле. При этом в постановлении Пленума примененметод широкого толкования, позволяющий участвовать в хозяйственномсудопроизводстве большому кругу иностранных лиц с целью защиты своих прав изаконных интересов. В п. 29 постановления Пленума, в частности, подчеркнуто,что юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, какправило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страныпроисхождения. Кроме того, он может подтверждаться иными эквивалентнымидоказательствами юридического статуса, признаваемыми таковыми законодательствомстраны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица.
Важныммоментом при рассмотрении дел с участием иностранных лиц является установлениеприменимого права для разрешения конкретного спора. Речь идет не опроцессуальном законодательстве (хозяйственные суды Беларуси, как и суды другихгосударств, вправе руководствоваться только национальным процессуальнымзаконодательством при рассмотрении дел, в том числе с участием иностранныхлиц), а о нормах материального права. В силу отдельных международных договоровили коллизионных норм национального законодательства хозяйственные суды должныприменять материальные законы иностранного государства.
Применяяиностранное право, хозяйственный суд обязан установить содержание его норм всоответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктринойсоответствующего иностранного государства. Поэтому Пленум в п. 31 постановленияобратил внимание хозяйственных судов на их право обращаться в установленномпорядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции РеспубликиБеларусь, иным компетентным органам и специалистам в целях установлениясодержания норм иностранного права.
Приопределении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторонвнешнеэкономической сделки, исходным является принцип автономии сторон.
Право,применимое к обязательствам сторон, может быть избрано сторонами по соглашению,то есть стороны могут в контракте указать, что применяется правостраны-покупателя, либо страны-продавца, либо третьей страны, на территориикоторой могла заключаться сделка. Включение в контракт условия о применимомправе означает, что стороны принимают на себя обязательство руководствоваться всвоих отношениях нормами данного права. При этом оно может быть изменено в силупоследующего соглашения сторон. Если стороны в контракте в качестве применимогоправа в общей форме указали на законодательство нескольких государств,хозяйственный суд вправе определить применимое право на основании коллизионныхнорм.
Насегодняшний день немногие внешнеэкономические контракты белорусских субъектовхозяйствования содержат условия о подлежащем применению праве. В тех же случаях,когда такое условие имеется, как показала судебная практика, стороны чащевыбирают право страны, суд которого будет рассматривать спор, то естьзаконодательство Республики Беларусь. В таких случаях следует учитывать, чтомеждународные договоры, регулирующие отдельные виды правоотношений, участницейкоторых является Республика Беларусь, одновременно являются частью действующегона территории нашего государства законодательства. Эти договоры имеют приоритетперед национальным законодательством и подлежат применению при рассмотренииконкретных споров по внешнеэкономическим сделкам.
В п.34 постановления Пленума указано, что хозяйственный суд при разрешении спора,вытекающего из внешнеэкономической сделки, регулируемой по соглашению сторонправом Республики Беларусь, но отношения по которой подпадают под действиемеждународного договора Республики Беларусь, должен руководствоваться в силуст. 8 Конституции РБ нормами международного договора. Вопросы, неурегулированные международным договором, рассматриваются в соответствии сбелорусским законодательством.
Участникивнешнеэкономической сделки в контракте могут также указать на применениеобычаев международного делового оборота, изложенных в Международных правилахтолкования торговых терминов Инкотермс или Принципах международных коммерческихдоговоров (Принципах УНИДРУА). Хозяйственный суд вправе принимать решение наоснове обычаев делового оборота, касающихся базиса поставки в сферемеждународной торговли, когда стороны договорились об их применении или изменилисоглашение о базисных условиях внешнеторговой поставки в письменной форме (п.35 постановления Пленума).
Порядокобращения суда одного государства к суду другого государства с просьбой опроизводстве процессуальных действий на территории этого другого государства(судебные поручения) определен ст. 313 ХПК. Часть 4 ст. 313 предусматривает,что поручения, связанные с совершением отдельных процессуальных действий(вручением документов участнику хозяйственного судопроизводства, опросомсвидетелей, производством экспертизы, обеспечением иска, признанием иисполнением судебного решения и т.д.), выполняются в порядке, предусмотренноммеждународными договорами Республики Беларусь.
Судебныепоручения хозяйственных судов нашей страны судам иностранных государств должны,как правило, направляться через Высший Хозяйственный Суд — центральный органдля хозяйственных судов Беларуси. В то же время международными договорамиРеспублики Беларусь может быть предусмотрен иной центральный орган для оказаниявзаимной правовой помощи.
Так,межгосударственные договоры о правовой помощи Республики Беларусь с ЛатвийскойРеспубликой, Литовской Республикой, Китайской Народной Республикойустанавливают порядок непосредственных сношений между центральными органамиюстиции Договаривающихся сторон. Но по смыслу ст. 1 Договора с ЛатвийскойРеспубликой под учреждениями юстиции понимаются в том числе и суды, ккомпетенции которых относятся гражданские (вклюячая хозяйственные) дела 7.Следовательно, Высший Хозяйственный Суд и здесь будет правомочным центральныморганом для сношения с судами Латвии. То же относится и порядка сношений ссудами Литвы 8. А в Договоре с КНР в качестве центрального учреждения длясношений прямо названо Министерство юстиции РБ 9.
Особыйпорядок выполнения судебных поручений, направляемых в Армению, Казахстан,Кыргызстан, Молдову, Российскую Федерацию, Таджикистан, Туркменистан,Республику Узбекистан, Украину, установлен ст. 5 Киевского соглашения. Судебныепоручения хозяйственных судов Республики Беларусь направляются в названныегосударства почтовой связью без перевода на национальный язык запрашиваемогогосударства непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические спорына территории этих стран, или в иные органы перечисленных стран.
Пункт19 постановления Пленума предусматривает, что направление судебного поручения впорядке оказания правовой помощи возможно и на условиях международнойвежливости и взаимности в отсутствие международного договора об оказанииправовой помощи. В этом случае с целью оказания правовой помощи ВысшийХозяйственный Суд сносится с компетентными организациями государств, несвязанных с Республикой Беларусь договорами о правовой помощи, подипломатическим каналам (через Министерство иностранных дел РБ). Таков жепорядок обратной связи с белорусскими хозяйственными судами.
Понятие«правовая помощь» носит весьма объемный характер и включает в себятакже признание и исполнение судебных актов иностранных государств. Такой выводследует, в частности, из ст. 6 уже упоминавшейся Конвенции.
Еслихозяйственным судом Республики Беларусь вынесено решение, которое подлежитисполнению на территории иностранного государства, и взыскатель обращается всуд этого государства с ходатайством о принудительном исполнении, хозяйственныйсуд, вынесший решение, выдает по ходатайству взыскателя комплект документов,необходимых для испрашивания признания и исполнения принятого судебногорешения. Иностранный процессуальный закон может предусматривать особый переченьдокументов, необходимых для признания и исполнения иностранных судебныхрешений. В этом случае хозяйственный суд по ходатайству заявителя принимаетопределение о выдаче соответствующих документов.
Порядокисполнения в Беларуси решений иностранных судов, международных арбитражных(третейских) судов определяется международными договорами Республики Беларусь инациональным законодательством, в том числе приложением 2 к ХПК.
Всилу Киевского соглашения государства — участники СНГ взаимно признают иисполняют вступившие в законную силу решения компетентных органов. Решения,вынесенные компетентными судами одного государства — участника СНГ, подлежатисполнению на территории других государств — участников СНГ. Решения,вынесенные компетентным судом одной страны СНГ в части обращения взыскания наимущество ответчика, подлежат исполнению на территории другой страны СНГорганами, назначенными судом либо определенными законодательством этой страны(ст. 7).
Исполнениерешения производится по ходатайству заинтересованной стороны.
Висполнении может быть отказано по просьбе стороны, против которой ононаправлено, только если эта сторона представит компетентному суду по месту, гдеиспрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:
  - судомзапрашиваемого государства — участника СНГ ранее вынесено вступившее в законнуюсилу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому жеоснованию;
  - имеетсяпризнанное решение компетентного суда третьего государства — участника СНГ либогосударства, не входящего в СНГ, по спору между теми же сторонами, о том жепредмете и по тому же основанию;
  - спор всоответствии с Киевским соглашением разрешен некомпетентным судом;
  - другая сторонане была извещена о процессе;
  - истектрехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению(ст. 9 Соглашения).
Статья55 Конвенции расширяет приведенные основания отказа в признании и исполнениирешений следующими случаями:
  - решение позаконодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступилов законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когдарешение подлежит исполнению до вступления в законную силу;
  - отсутствуетдокумент, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности.
Таковыосновные особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц и исполненияпо ним судебных актов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативныеправовые акты
1.                Устав Организации Объединенных Наций. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
2.                Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров, от 8 февраля 1991г. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
3.                Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
4.                Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
5.                Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с.
6.                Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. — Мн.: Амалфея, 1999. — 320с.
7.                Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-3 «О международном арбитражном (третейском) суде», в ред. Закона от 27 декабря 1997 г. № 344-3, вступил в силу с 24 сентября 1999 г. Юридическая база «ЮСИАС».
8.                Постановлением Совета Министров от 27 декабря 1999 г. № 2013 «О государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов». Юридическая база «ЮСИАС».
Доктринальная литература
9.                Богуславский М.М Международное частное право. М.,2006г.
10.             Международная торговля. Международный гражданский процесс. Сборник международных договоров. Мн., 2004г.
11.             Международное частное право. Сборник нормативных актов. 3-е изд., перераб. и доп.: Под ред. Дмитриева Г.К. Проспект, Велби 2007г.
12.             Международное частное право: Под ред., Дмитриева Г.К. Проспект, Велби 2007г.
13.     Международноерегулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П. Александров, А.В. Бобков,С.А. Васьковский и др.; Под ред. В.С. Каменкова. – М.: Издательство деловой иучебной литературы. – Мн.: Дикта, 2005. – 800с.
14.             Международное частное право: Сборник нормативных актов. Сост., Дмитриева Г.К., Филимонова М.В.Проспект 2007г.
15.             Международное частное право: Экзаменационные ответы студенту вуза. Сост., Ларионова Е.Л. БУКЛАЙН 2006г.
16.             Содружество Независимых Государств. Экономический Суд. Решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 1992—2006 / [Экономический Суд Содружества Независимых Государств]. — Минск: Ковчег, 2007г.
17.             Тихиня В. Г. Международное частное право:— Минск: МИУ, 2007г.
18.             Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000г.
19.             Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. — 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.