Реферат по предмету "Государство и право"


Международные конференции. Право вооруженных конфликтов

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
Вариант 9
 
Международныеконференции
Правовооружённых конфликтов

Сузун2009г

1. Международныеконференции
 
Понятиемеждународных конференций
В зависимости отучаствующих субъектов международные конференции делятся на межправительственныеи неправительственные. Межправительственные конференции являются формоймногосторонней дипломатии и одним из главных средств международных переговоров.
Современнаямежправительственная конференция — это временный коллективный орган суверенныхгосударств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей. Цели идеятельность любой межправительственной конференции должны соответствоватьобщепризнанным принципам международного права.
Различия в наименованияхмежправительственных конференций (съезд, конгресс, конференция, совещание)юридического значения не имеют.
По кругу участниковмежправительственные конференции подразделяются на универсальные, в работекоторых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные,участниками которых являются государства, принадлежащие к определенномурегиону.
На многие конференции,особенно на те, которые созываются ООН, в качестве наблюдателей допускаютсяпредставители заинтересованных межправительственных и неправительственныхорганизаций, а также государств, не участвующих в конференции. Кроме того, нанекоторые современные межправительственные конференции в качестве наблюдателейприглашаются представители национально-освободительных движений.
В зависимости от уровняпроведения конференции, который определяется важностью вопросов или степенью ихготовности для обсуждения и урегулирования, делегации на межправительственныхконференциях возглавляются главами государств и правительств, министрамииностранных дел или другими официальными лицами. Важно то, что в любом случаеглава делегации уполномочен выступать от имени государства или правительства.
Межправительственныеконференции созываются либо международными организациями (в рамках последнихили под их эгидой), либо государствами-инициаторами. Созыв конференции в рамкахили под эгидой межправительственной организации не изменяет ее характера каксамостоятельного международного органа. Некоторые конференции являютсяпериодическими и длятся по многу лет (например, Совещание по безопасности исотрудничеству в Европе продолжается с 1973г.).
В зависимости от целейсозыва межправительственные конференции делятся на мирные, политические,экономические, дипломатические и смешанные. Конференции созываются для целейподготовки и принятия международных договоров, в том числе и уставовмежправительственных организаций, обсуждения определенных международныхпроблем, обмена мнениями и информацией, а также выработки рекомендаций.
 
Подготовкаи созыв международных конференций
 
Конференциягосударств-участников зачастую является высшим органом международнойорганизации. Обычно уставом международной организации предусматривается, чтоконференции проводятся периодически или в связи с возникновением особыхобстоятельств. Чаще полномочия по внеплановому созыву международной конференциив рамках какой-либо международной организации принадлежат какому-либо органумеждународной организации или любому из ее членов. Международные конференциииграют важную роль в международных отношениях, в т.ч. и в принятиимеждународных нормативно-правовых актов. Подавляющее большинство ведущихмеждународных документов принято на различных международных конференциях, вт.ч. и такой документ, как Устав ООН. Международная конференция можетпроводиться не только в рамках уже существующей организации, хотя международныеорганизации, как правило, являются организаторами и инициаторами проведениямеждународных конференций. Иногда международные конференции проводятся междугосударствами, не являющимися членами какой-либо одной международнойорганизации, или преследуют цели, отличные от целей этой организации. Путемпроведения международных конференций возможно создание новой международнойорганизации, при условии, что международная конференция примет решение об этом.Процедура проведения международной конференции регламентируется в установленномгосударствами-участниками порядке. Обычно она проводится в соответствии срегламентом. Обязательными стадиями международной конференции являются:внесение предложений; обсуждение; голосование и принятие решения. В настоящеевремя международные конференции, как правило, проводятся в рамках множествамеждународных организаций и их органов. Такие конференции проводятся наофициальных языках ООН, но могут быть использованы и иные языки (например,языки государств, принимающих участие в международной конференции), при этомобеспечивается синхронный перевод, который как явление состоялся благодарянеобходимости экономии времени на международных конференциях. В международныхконференциях могут принимать участие не только государства—участникимеждународной организации, организующей международную конференцию, но и иныегосударства и представители иных субъектов международною права, приглашенные намеждународную конференцию. Путем проведения международной конференции принимаютсяважные международные решения, резолюции и другие акты.

Работамеждународных конференций
Как правовой институтмеждународные конференции имеют много общего с международными организациями:они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечениядеятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); этиорганы действуют на основе правил, установленных государствами — участникамиконференции. Основное отличие конференций от международных организацийзаключается в том, что конференции — это временные органы[1].
Различают конференции,созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые внемеждународных организаций; универсальные и региональные конференции;конференции с участием высших руководителей государств и конференции министровиностранных дел, послов и т.д.
Право международныхконференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычныенормы и акты международных организаций.
Конференции созываются поинициативе одного или нескольких государств или международной организации.Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются времяи место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня.В конференции могут участвовать наблюдатели[2](без права решающего голоса)
Порядок работыконференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференцииили органами созывающей международной организации.
На конференции обычносоздаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работыконференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовкерешения и др.
Решения конференции могутприниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет наконференции один голос. Акты конференции могут содержать тексты международныхдоговоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельнымиисточниками международного права[3].
 
Актымеждународных конференций и их правовое значение
Конференции считаютсязаконченными, когда достигается цель их работы в виде заключения тех или иныхсоглашений или после того, как участники переговоров приходят к выводу оневозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленныхгосударств. Окончание конференции обычно оформляется заключительным актом илипротоколом, подписанным всеми участниками. Существуют и другие формы, напримердекларации, заявления.
На межправительственныхконференциях принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы иподводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседаний, ковторой — документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т.д.). Необходимо различать также акты процедурного характера и акты, принимаемыепо существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.
Результаты работы успешнозавершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различнымправовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнаннойклассификации таких наименований не существует. Выбор наименования часто связанс политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеетюридического значения.
Международное право несодержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важныйэлемент — наименование) актов межправительственных конференций. Некоторыенаименования в результате длительной практики их употребления сталиотносительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых намежправительственных конференциях. Так, заключительными актами чаще называютсядокументы, содержащие основные, характеризующие конференцию факты. Актыконференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международногоправа, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендациигосударствам или межправительственным организациям,- резолюциями.
Дипломатическиеконференции созываются для заключения многосторонних конвенций по раз-личнымспециальным вопросам международного сотрудничества в правовой, социальной,экономической, гуманитарной и других областях.
Современныемежправительственные конференции нередко принимают разнообразные резолюции попредмету своей деятельности. Наиболее яркими примерами могут служить резолюции,принимаемые конференциями, созываемыми под эгидой ООН. В частности,состоявшаяся в 1975 году в Вене Конференция ООН по вопросам о представительствегосударств в их отношениях с международными организациями приняла целый рядрезолюций. Наиболее важными среди них являются резолюция, касающаяся статусанационально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ и/или ЛАГ, и резолюция,затрагивающая вопросы применения принятой на конференции конвенции о будущейдеятельности международных организаций. Резолюции, принимаемыемежправительственными конференциями, независимо от адресата имеют характеррекомендаций. Государства — участники той или иной конференции определяют своеотношение к ее резолюциям в строго индивидуальном порядке. Предусматриваемые вэтих резолюциях мероприятия также являются рекомендательными и юридическихобязательств для их адресатов не создают.
В резолюциях частовыражается признательность правительству, его главе и народу страны проведенияконференции, исполнительному секретарю конференции и другим членамсекретариата, Генеральному секретарю ООН (в тех случаях, когда конференцияпроводится в рамках или под эгидой ООН), КМП ООН и эксперту-консультанту (т. е.специальному докладчику на кодификационных конференциях).
Большинствомежправительственных конференций завершается принятием заключительного акта.Заключительные акты представляют собой перечни основных событий в деятельностимежправительственной конференции.
Наряду с этим существуютзаключительные акты, значение которых невозможно свести к простому перечню,протоколу или отчету, тем более что на межправительственных конференциях обычноведутся формальные протоколы заседаний и в заключительном акте, выполняющем теже функции, не было бы необходимости.
Такие заключительные актысодержат не только перечень наименований принятых конференцией документов, нои/или тексты этих документов. Поэтому правовое значение заключительных актовследует устанавливать, исходя из содержания того реального соглашения, котороележит в их основе. Именно это соглашение государств — участников конференцииотражает результат согласования их позиции относительно придания определеннойюридической силы положениям заключительного акта.

Список использованной литературы
1.        Бородулина Л.П.,Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации. М., 2007. С.304.
2.        Галенская Л.Энциклопедия международных организаций. В 3 томах. Том 2. Международныенеправительственные организации. М., 2007. С. 476.
3.        Глебов И.Н.Международное право. М., 2007. С. 368.
4.        Каламкарян Р.А.,Мигачев Ю.И. Международное право. М., 2007. С. 448.
5.        Капустин А.Международное право. М., 2008. С. 624.
6.        Ковалев А.Международное право. М., 2008. С. 832.
7.        Кузнецов В.Международное право. М., 2007. С. 940.
8.        Мешкова И.Н.,Шереметьева О.А. Международные организации системы ООН. Международный суд. М.,2007. С. 80.
9.        Федоров В.Н.Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в 21веке. М., 2007. С. 944.
10.     Цыганков П.А.,Дробот Г.А. Международные отношения. Теории, конфликты, движения, организации.М., 2008. С. 320.
11.     Шестаков Л.Международное право. М., 2007. С. 128.

2. Правовооружённых конфликтов
 
Цели, принципыи источники правого регулирования
Юридическая наука донедавнего времени не могла выработать единого понятия, определяющего ту отрасльправа, нормы которой регулируют ведение вооруженной борьбы; среди ученых нетединства относительно содержания этой отрасли права. Наиболее распространеннымитерминами, применимыми к данной отрасли права, являются “право войны”,“международное военное право”, “законы и обычаи войны”, “законы войны”. С 1968года, в материалах и документах ООН, в исследованиях юристов-международниковстал усиленно дискутироваться вопрос о нормах права, применяемых в периодвооруженных конфликтов, и он сразу же оказался предметом полемики междуюристами специалистами международного права разных стран.
Вокруг проблемыформирования права вооруженных конфликтов как самостоятельной отраслимеждународного права идет оживленная дискуссия.
Известно, что уже издавна(сначала в форме обычая, а затем и юридических норм) в рамках общегомеждународного права существовала и существует группа действующих иобщепризнанных норм и принципов, имеющих своим содержанием защиту индивида впериод вооруженного конфликта. Другое дело, что эти нормы не всегдасоблюдаются, что они в тот или иной период времени, не полностью отвечалитребованиям развития науки и военной техники.
Содержание и место этойотрасли права попытался вывести, и нужно сказать не безуспешно, Арцибасов И.Н.в 1989 году. Он поясняет, что право вооруженных конфликтов как самостоятельнаяотрасль международного права должна “вписываться” в сложившуюся единую системусовременного международного права. Прагматический подход к обоснованиюсамостоятельной отрасли права может только повредить стройной теоретическойконструкции системы современного международного права, нарушить ее. Как онотмечает, право вооруженных конфликтов, с одной стороны, как бы не“вписывается” единую систему международного публичного права как права мира имирного сосуществования государств, права, запрещающего агрессию и содержащегопринцип неприменения силы, права, требующего от государств разрешатьвозникающие между ними споры только мирным путем. С другой стороны, правовооруженных конфликтов содержит значительное количество норм и принципов,присущих только этой, специфической отрасли международного права и регулирующихотношения между государствами в условиях вооруженной борьбы, поскольку таковыеимеют место быть.
Для того чтобы показатьсуществование самостоятельной отрасли права в той или иной системе права,следует, прежде всего, определить критерии, которые лежат в основе признанияотраслей самостоятельными. В юридической литературе по поводу таких критериевнет единства, и Арцибасов И.Н. пользуется, на наш взгляд, наиболее правильнойпозицией Лазарева М.И., который называет следующие критерии, присущие отрасли:
предмет правовогорегулирования (специфический круг общественных отношений);
специфические нормы,регулирующие эти отношения;
достаточно крупнаяобщественная значимость определенного круга общественных отношений;
достаточно обширный объемнормативно-правового материала;
заинтересованностьобщества в выделении новой отрасли права;
специальные принципыправа, регулирующие построение новой отрасли права.
Если рассмотреть этикритерии применительно к совокупности норм и принципов права, применяемого впериод вооруженных конфликтов, можно вывести следующее:
Предметом правовогорегулирования права вооруженных конфликтов являются специфические общественныеотношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженнойборьбой, которая может принять форму войны, международного вооруженногоконфликта, конфликта немеждународного характера.
Специфический характернорм права вооруженных конфликтов вытекает из предмета регулирования изаключается в том, что они в основном устанавливают поведение субъектовмеждународного права в период конфронтации между ними (война, вооруженныйконфликт). Никакая другая отрасль международного права не содержит таких норм.Действие этих норм ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта –относительная новизна принятия таких норм. Например, научно-техническаяреволюция в военном деле привела к появлению мин-ловушек и шариковых бомб.Содержимое этих бомб составляют шарики, которые не просматриваются вчеловеческом теле рентгеном. Мины-ловушки и шариковые бомбы – антигуманное оружие(если какое- либо оружие и можно рассматривать как гуманное), от применениякоторого страдает, прежде всего, гражданское население. В 1980 году былапринята специальная конвенция, запрещающая применение этого оружия противгражданского населения и в 1996 году она была дополнена Протоколами ООН №№ I,II.
Международное право впериод вооруженных конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как впроцессе международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтовнемеждународного характера.
Согласно положениямЖеневских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтамипризнаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяетвооруженную силу против другого субъекта.
Таким образом, сторонамив вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности,борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющиеколлективные вооруженные меры по поддержанию мира и международногоправопорядка.
Согласно ст. 1Дополнительного протокола I Женевских конвенций, касающегося защиты жертвмеждународных вооруженных конфликтов, международными являются также вооруженныеконфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства ииностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего правана самоопределение.
Вооруженный конфликтмежду повстанцами и центральным правительством является, как правило,внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны “воюющей стороной”,когда они:
1. Имеют своюорганизацию;
2. Имеют во главеответственные за их поведение органы;
3. Установили свою властьна части территории;
4. Соблюдают в своихдействиях “законы и обычаи войны”.
Признание повстанцев“воюющей стороной” исключает применение к ним национального уголовногозаконодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.д. Назахваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могутвступать в правоотношения с третьими государствами и международнымиорганизациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Такимобразом, признание повстанцев “воюющей стороной”, как правило, свидетельствуето приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом кпризнанию нового государства.
Вооруженные конфликтынемеждународного характера – это все непопадающие под действие ст. 1Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территориикакого-либо государства “между его вооруженными силами или другимиорганизованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет имосуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения
Протокола II, касающегосязащиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Вооруженные конфликтынемеждународного характера обладают следующими признаками:
применение оружия иучастие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
коллективный характервыступлений. Действия влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренниебеспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
определенная степеньорганизованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
продолжительность инепрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо организованныхгрупп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународногохарактера;
осуществление повстанцамиконтроля над частью территории государства.
К вооруженным конфликтамнемеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренниеконфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Этиконфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем,что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, вто время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральноеправительство.
Государства не должнывмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако,на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившиеназвание “гуманитарной интервенции”. Именно так, например, былиохарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с цельюприостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихсямассовыми человеческими жертвами.
Началовойны и его правовые последствия. Театр войны
 
Военные действия междугосударствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленногопредупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлениемвойны (ст. 1 Гаагской Конвенции об открытии военных действий 1907 года).Однако, согласно определению агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14декабря 1974 года, сам факт объявления войны, которая не является актомсамообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, не превращает войнупротивоправную в войну законную и является актом агрессии. Начало жеагрессивной войны без ее объявления представляет собой отягчающееобстоятельство, повышающее ответственность агрессора.
Объявление войны входит вкомпетенцию высших органов государственной власти и определяется конституциейкаждой страны. Хотя, в нашей конституции этот вопрос, сказать прямо, неурегулирован. Статья 87 в п. 2 определяет, что в случае агрессии противРоссийской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РоссийскойФедерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ееместностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе. Об объявлении и начале войны, а также о томкому принадлежит данная компетенция, Конституция РФ не предусматривает.
Объявление войны, дажеесли оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состояниювойны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конецмирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические иконсульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается;политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о венном союзе)прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры, приостанавливаютсвое действие в отношениях между воюющими государствами; международныемногосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в периодвооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющимисторонами.
Особенности такихдоговоров заключается в том, что они не могут быть денонсированы (денонсация –правомерный односторонний отказ государства от договора во время войныучаствующими в вооруженном конфликте сторонами. С началом войны начинаетсяфактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируютотношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны,нейтральными и другими невоюющими государствами – с другой. К гражданамстраны-противника может быть применен специальный режим; их право на выборместа жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительнопоселены в определенном месте (ст. 41 и 42 Женевской конвенции 1949 года озащите гражданского населения во время войны).
Военные действияразвертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театромвойны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская ивоздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вестивоенные действия. Под театром военных действий понимается территория, накоторой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.
Территория (сухопутная,морская, воздушная) нейтральных и невоюющих государств не должна использоватьсяв качестве театров военных действий.
Под театром военныхдействий на море понимается пространство, включающее внутренние итерриториальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, атакже воды открытого моря, которые должны быть ограниченны военными илиблокадными зонами, и воздушное пространство над ними.
Вместе с тем действующиенормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театравойны, в том числе в пределах территории воюющих государств. Так, например, немогут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения иуничтожения:
1. территория(сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других, невоюющих государств;
2. международные проливыи каналы (Магелланов пролив по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года,Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, рекаДунай по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);
3. части Мирового океана,острова, архипелаги, на которые распространяется режим нейтрализованных идемилитаризованных территорий;
4. санитарные зоны иместности, в том числе на оккупированной территории, имеющие отличительныеэмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войныраненных и дольных, а также персонал, на который возложены организация иуправление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут тамсконцентрированы (ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненных ибольных в действующих армиях 1949 года);
5. культурные ценности,здания и центры культурных ценностей, имеющие большое национальное иобщемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей,находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. ст.1, 16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженныхконфликтов 1954 года);
6. районы расположенияатомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чреватокатастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения(Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертввойны).
Участникивойны
В вооруженном конфликтемеждународного характера воюющие стороны представлены, прежде всего, своимивооруженными силами. Согласно
Дополнительному протоколуI к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные силы воюющих сторон “состоят извсех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся подкомандованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своихподчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью непризнанными противной стороной.
Такие вооруженные силыподчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего,обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в периодвооруженных конфликтов” (п. 1 ст. 43).
Участников вооруженныхконфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) инесражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I, лица,входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, ипринимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами.Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самимдопустимо в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физическогоуничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требоватьобращения с ними как с военнопленными.
К несражающимся относитсяличный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющейстороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевыхдействиях, но не принимающие непосредственного участия в этих действиях. Этоинтендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство идр. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженногонападения противника. В то же время, оружие, имеющееся у них, они обязаныиспользовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного имимущества.
Таким образом, делениевооруженных сил на сражающиеся и несражающиеся основывается на ихнепосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и винтересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерновключены.
Поскольку партизанскаявойна квалифицируется современным международным правом как правомерная формаборьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, запартизанами, согласно Женевским конвенциям 1949 года, признается статускомбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевыхдействий законы и обычаи воины. В свете современного международного правастатусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.
 
Средства иметоды ведения войны
IV Гаагская конвенция1907г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства пораженияпротивника не является неограниченным.
Согласно этой конвенции,а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:
* использовать яды илиотравленное оружие;
* убивать или ранитьпротивника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться,сдался;
* отдавать приказ неоставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
* использовать оружие,боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
* употреблять не поназначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равнокак и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;
* уничтожать иликонфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военнойнеобходимостью;
* атаковать незащищенныегорода, селения и здания;
* объявлятьприостановленными или лишенными силы права или требования подданныхнеприятельской державы.
Кроме того, запрещаетсяиспользовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если онисостояли на военной службе в этом государстве до начала войны.
Во время осады илибомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадализдания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки,благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненыхи больных, если только эти здания не используются в военных целях.
Грабеж и мародерствозапрещены.
Запрещенное оружие ибоеприпасы.
В Петербургскойдекларации 1868г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны являетсяослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей,применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенномуиз строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.
Эта идея послужилаосновным источником запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.
Разрывные снаряды массойдо 400г. запрещены. Данный запрет имеет целью исключить использование разрывныхпуль как боеприпасов, причиняющих излишние страдания.
Пули, легко расширяющиесяили сплющивающиеся в теле человека запрещены (III декларация к Гаагскимконвенциям 1899 г.). К этим пулям относятся пули с надрезами или полостями,благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, приносядополнительные повреждения. Кроме того, такие пули гораздо быстрееостанавливаются и, таким образом, позволяют использовать всю кинетическуюэнергию пули для разрушения.
Химическое ибиологическое оружие запрещены.
Ранние договоры запрещалитолько использование химического и биологического оружия. Договоры 1972 и 1993гг. запрещают как применение, так и производство соответствующих видов оружия.Существующие запасы химического и биологического оружия должны быть всоответствии с этими договорами уничтожены в оговоренные сроки.
Оружие, порождающееосколки, невидимые в рентгеновских лучах запрещено (I протокол к Конвенции онекоторых видах обычных вооружений 1980г.). К таким осколкам относятсянебольшие кусочки пластмассы, дерева и стекла.
Противопехотные мины имины-ловушки запрещены или ограничены. Оттавская конвенция вводит полный запретна производство, использование и накопление противопехотных мин. Однако, многиегосударства (включая Россию, США и Китай) до сих пор не подписали её. IIпротокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений не запрещаетиспользование противопехотных мин, но накладывает на него ограничения:
* мины должнырасполагаться на четко обозначенных и охраняемых минных полях или иметьмеханизм самоуничтожения, срабатывающий от времени;
* мины должныопределяться стандартными миноискателями.
Зажигательное оружие ибоеприпасы ограничены (III протокол к Конвенции о некоторых видах обычныхвооружений 1980г.). Ограничения касаются только того оружия, зажигательныйэффект которого является основным. На его применение накладываются следующиеограничения:
* запрещено применениелюбого зажигательного оружия по мирным объектам;
* запрещено применениезажигательных авиабомб в городах, селениях или вблизи таковых (даже по военнымобъектам).
Ослепляющее лазерноеоружие ограничено (IV протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений1980г.). Запрещено использование лазеров, специально созданных дляперманентного ослепления. Однако, не запрещено применение других лазеров, дажеесли они могут привести к постоянной слепоте, если они не были специальносозданы для этой цели.
Необходимо заметить, что,вопреки распространенному мнению, кассетные бомбы, боеприпасы объёмного взрыва(термобарические боеприпасы) и боеприпасы, содержащие обеднённый уран, прямо незапрещены международными договорами, хотя за их запрещение и выступаютнекоторые организации. В то же время, некоторые из них можно отнести к оружиюнеизбирательного действия, применение которого запрещено I протоколом кЖеневским конвенциям 1949г.
 
Нейтралитетв войне
 
Под нейтралитетом вовремя войны понимается правовое положение государства, при котором оно неучаствует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права иобязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношениинейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющихгосударств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностяхнейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года, в соответствии скоторой территория нейтрального государства является неприкосновенной и неможет быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствамзапрещается проводить через территорию нейтрального государства войска ивоенные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющимсоздавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции, другиесредства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим(на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Нейтральное государствоне должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе стем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действийза счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимностии одинакового отношения к воюющим.
Нейтральное государствовправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.
Нейтральное государствовправе разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторонпри условии отсутствия в транспорте оружия и боеприпасов.
Нейтральное государствообязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своейтерритории военных отрядов для воюющих.
Вместе с тем нейтральноегосударство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходятграницу и вступают в армию воюющих.
Нейтралитет в морскойвойне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральныхдержав в случае морской войны 1907 года, согласно которой в территориальныхводах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со сторонывоюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооруженияодной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, еслиесть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на сторонеодного из воюющих. Что касается допуска и пребывания военных судов втерриториальных водах нейтрального государства, то последнее решает эти вопросына основе одинакового отношения ко всем воюющим. Оно устанавливает разумныйсрок их пребывания, по истечении которого может потребовать, чтобы они покинулитерриториальные воды. Находясь в территориальных водах нейтральногогосударства, военные суда могут пополнять свои запасы по лимитам мирноговремени, брать столько топлива, сколько необходимо для достижения ближайшегопорта своей страны.
Специальных соглашений,определяющих правовой режим нейтралитета в условиях воздушной войны, несуществует. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета,изложенные в действующих конвенциях. В обобщенном виде их содержание можносформулировать следующим образом: воздушное пространство над территориейнейтрального государства неприкосновенно; запрещается пролет через неголетательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление сним в бой; приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипажинтернируется до конца войны; воюющим сторонам запрещается транспортироватьчерез воздушное пространство нейтрального государства войска и военную технику,однако, допускается транспортировка на самолетах раненых и больных воюющихсторон.
 
Окончаниевойны и его правовые последствия
Окончание военныхдействий и состояния войны – это акты, отличающиеся один от другого как поспособам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям,которые они порождают для воюющих сторон.
Наиболеераспространенными формами прекращения военных действий являются перемирие икапитуляция. Перемирие – временное прекращение военных действий, осуществляемоена основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта.Различают два вида перемирия: местное и общее.
Местное перемириепреследует цель приостановить военные действия между отдельными частями иподразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, ононаправлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение мертвых,эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылкапарламентеров и т.д.).
Общее перемириесущественно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемириявоенные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий.Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, еслистороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)способно не только приостановить военные действия, но и привести к ихпрекращению.
Специфической формойприостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликтегосударствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН“о временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня,отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории ит.д.).
Согласно IV Гаагскойконвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенноенарушение перемирия одной из сторон дает право другой стороне отказаться отнего и даже, в крайнем случае, возобновить военные действия (ст. 40). Однаконарушение перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину,дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенныепотери, если таковые случились (ст. 41).
Капитуляция – этопрекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, прикапитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолетыпереходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену.Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишаетсядаже формального равенства с победителем.
Так, после разгромафашистской Германии 8 мая 1945 года в Берлине был подписан Акт о военнойкапитуляции германских вооруженных сил. После победы над Японией 2 сентября1945 года в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Актыпредусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японскихвооруженных сил, их полное разоружение и сдача командованию союзных армий.
Согласно обычной нормемеждународного права, нарушение условий капитуляции составляет международноеправонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны,или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такоенарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказаниевиновных как военных преступников.
Основныммеждународно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющимисторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватываютширокий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических,территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлениеммира между воюющими.
Так, окончание первоймировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирныхдоговоров 1919 – 1920 гг., которые составили так называемую Версальскую системумирных договоров. После второй мировой войны страны антигитлеровской коалицииподписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирныедоговоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.
Практике известны идругие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация,когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы однойстороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германиейпутем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года.Также, состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации.Например, 10 октября 1956г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию опрекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией“прекращалось состояние войны” и восстанавливались “мир и добрососедские,дружественные отношения”. Обращение к последним двум формам прекращениясостояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией – ее расколом, ас Японией – существованием неурегулированного территориального вопроса.
 
Уголовнаяответственность военных преступников
Международно-правоваяответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасностидополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм обобеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектовпреступлений:
1) главные военныепреступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несутответственность как за свои преступления, так и преступления рядовыхисполнителей;
2) непосредственныеисполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающиепреступления по своей инициативе.
Судить военныхпреступников могут как специально созданные международные суды (международныевоенные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территориикоторых эти лица совершали преступления.
Первая попытка привлечь кмеждународной уголовной ответственности военных преступников была предпринятапосле первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора1919г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однакопосле войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось еговыдать.
На состоявшихся во время второймировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции(Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войнысправедливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов,принятые в 1945 г., сформулировали составы преступлений, за совершение которыхфизические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, изафиксировали процессуальные нормы деятельности международных военныхтрибуналов.
Уставами и приговорамитрибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:
преступления против мира,а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны иливойны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а такжеучастие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этихдействий;
военные преступления, аименно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства,истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населенияоккупируемой территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихсяв море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности;бессмысленное разрушение городов и деревень и другие преступления;
преступления противчеловечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другиежестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во времявойны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с цельюосуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции трибунала независимоот того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где былисовершены, или нет.
Перечень преступлений,установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, неявляется исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949г., нормамиДополнительного протокола I, положениями других международных документов.
Согласно нормаммеждународного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище.Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям ипреступлениям против человечества 1968г. установила правило о неприменимостисрока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а кпреступлениям против человечности — также и от того, были они совершены ввоенное или в мирное время.
Что касаетсяответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международноговоенного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945г.зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжениюправительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».
В 1993г. СоветомБезопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовноготрибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Былутвержден Устав трибунала, а в 1995г. начался процесс над руководителяминекоторых государств. В 1994г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредилМеждународный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных вгеноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права втечение 1994г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды сталазаметным шагом в формировании международного уголовного права.

Список использованных нормативных актов и литературы
1.        Конвенция озаконах и обычаях сухопутной войны 1907г. // Действующее международное право. /Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. Стр. 573 – 574.
2.        Конвенция обулучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР.Вып. XVI. М., 1957, стр. 71 – 97.
3.        Конвенция обобращении с военнопленными 1949г.//СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 125 – 204.
4.        Конвенция озащите гражданского населения во время войны. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 204 – 280.
5.        Дополнительныйпротокол I к Женевским конвенциям от 12 августа1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г. //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990г.
6.        Конвенция озапрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могутсчитаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательноедействие, 1980г. // Ведомости СССР, 1984г. №3.
7.        Международнаяконвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучениемнаемников // Действующее международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С.Кривчикова. Т. 2. Стр. 812 – 819.
8.        Протокол озапрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств споправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый кКонвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия,которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения // Московский журналмеждународного права. – 1997г. №1. Стр. 200 – 216.
9.        Конституция РФ,главы IV, V, VI, М. – С.- П.:“Герда”, 1997г
10.     Арцибасов И.Н.“Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.: Международныеотношения, 1989г. – 245с.
11.     Бирюков П.Н.“Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание переработанное идополненное. – М.: Юристъ, 1999г. – 416с.
12.     Григорьев А.Г.“Международное право в период вооруженных конфликтов”. – М.: Воениздат, 1992г.– 32с.
13.     Исакович С.В.“Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте” //Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. – 1976г. — №3. – стр. 27 – 28.
14.     Колосов Ю.М.“Массовая информация и международное право”. – М., 1974г., стр. 152.
15.     Колосов Ю.М.,Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-е, доп. и пререраб. –М.: Международные отношения, 1998г. – 624с.
16.     Лазарев М.И.“Теоретические вопросы современного международного морского права”. – М.:1983г. – стр. 21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.