Реферат по предмету "Государство и право"


Международные акты об обращении с осужденными

МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
кафедра общеправовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ
С ОСУЖДЕННЫМИМосква 2000

План:Введение.                                                                                                 3
1. История международногосотрудничества в области
обраще­ния с осужденными.                                                                      6
2. Система действующих международныхактов
об обращении с осужденными.                                                               10
3. Основное содержание международныхстандартов
обраще­ния с осужденными к мерам,несвязанным
с лишением свободы.                                                                                13
4. Основное содержание международныхстандартов
обраще­ния с осужденными к наказаниюв виде лишения свободы.         16
Список  литературы.                                                                               26
Введение.
Международные акты о правах человека,об обращении с осуж­денными серьезно влияют на уголовно-исполнительнуюполитику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно ко­торому«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы».
Как известно, Советский Союз подписалв 1989 г. Венские согла­шения, на основе которых были приняты обязательствапривести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями озащите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступнос­тью. Согласноэтим соглашениям государства-участники должны «обеспечивать, чтобы со всемилицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, суважением достоинства, присущего человеческой личности»1. РоссийскаяФедерация как пра­вопреемник СССР является участником многочисленных междуна­родныхдоговоров, она признает ряд резолюций и решений- между­народных организаций, впервую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных. В числе такихдокументов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения сзаключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право­порядка(1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых за­держанию или заключениюв какой бы то ни было форме (1989), Ми­нимальные стандартные правила ООН,касающиеся отправления пра­восудия в отношении несовершеннолетних, Пекинскиеправила (1985) и др. В 1996 г. Российская Федерация была принята в СоветЕвропы. Она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). Наближайшей повестке дня — выполнение Европейских пенитенциарных правил (1987).Одно из требований Совета Европы к государствам — членам этой организациисостоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законода­тельствав его основу были положены принципы и стандарты Европы.
Значимость принципов,сформулированных в международных со­глашениях, и общих положений о защите правчеловека и обращении с осужденными для формирования целей и задач политики всфере исполнения наказания определяется тем, что они носят межгосудар­ственныйхарактер, стабильны, не подвержены воздействию социаль­ной и политическойконъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических икриминологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром дляразвития поли­тики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфереисполнения наказания.[1]
Существенным фактором обновленияроссийского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов сталаболее активная -интеграция Российской Федерации вмировое сообщество. В1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства болеепоследовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанныемеждународные нор­мы, составляющие юридическую основу деятельности мирового со­общества,и прежде всего — положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека игражданина.
Значительная их часть относится ксфере уголовной юстиции. Последняя, по сложившейся международной терминологии,охва­тывает не только собственно правосудие, но и предупреждение преступленийправоохранительными органами, а также исполне­ние назначенных судом уголовныхнаказаний. Очевидно поэтому стремление государств максимально скоординироватьуголовную и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обраще­ния слицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе меж­дународно признанныхгуманистических принципов.
В результате международногосотрудничества в сфере прав  человека применительно к системе исполнениянаказаний разра­батываются и принимаются положения, которые в современнойпенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения сосужденными. В них сконцентрирован мировой опыт  уголовно-исполнительнойпрактики, гуманистические тенденции системы развития наказаний.[2]
В ч. 2 статьи 3 УИК РФ содержитсяположение о приори­тете международных договоров перед национальнымуголовно-исполнительным законодательством. Такое положение может иметь местотоль­ко в том случае, если в самом межгосударственном договоре, заключен­номРоссией с каким-либо государством, содержатся иные, чем это установлено в УИК,правила исполнения наказания в отношении граж­дан соответствующего государства.[3]
Изучение процесса формирования иразвития сферы между­народных актов об обращении с осужденными показывает, чтопро­блему эту можно представить состоящей из четырех основных час­тей: 1)история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2)система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основноесодержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, несвязанным с ли­шением свободы; 4) основное содержание международных стандартовобращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

1. История международного сотрудничества в области обраще­нияс осужденными.
История международного сотрудничествав области обраще­ния с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще вXVIII в. стали появляться первые, получившие общественное зву­чание, идеи овозможности и необходимости обмена информацией: по вопросам пенитенциарнойполитики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовалоширокое распространение  в мире идей английских основоположников пенитенциарнойнауки  Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США.  В XIX в.потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала стольвелика, что не могла не вылиться в оп­ределенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная поинициативе общественности серия благотворительных, организованных частнымилицами, меж­дународных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во: Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857г. снова во Франкфурте[4].Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международнымипенитенциарны­ми проблемами направленность, на втором — был образован размес­тившейсяв Париже Тюремный комитет действия, на третьем — пред­метно обсуждался рядпенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессахпревалировал благотворительный ха­рактер намечаемых мер.
Осознание государственнойнеобходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привелок соедине­нию усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительст­веннойкомиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. международнойпенитенциарной комиссии, затем междуна­родной уголовной и пенитенциарнойкомиссии) была проведена вто­рая серия из двенадцати тюремных конгрессов,состоявшихся в Лон­доне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.),Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936г.), Гааге (1950 г.).
Тюремные конгрессы второй серииприняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела —резолюций, но­сивших для государств рекомендательный характер. Принятые актыпозволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандарти­зироватьотдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросыцелесообразности одиночного тюремного за­ключения (пришли к выводу, что оновредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослыхрецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложилипримерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить переченьдисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишен­ных свободы(предложили считать труд обязательным для осужден­ных, оплачивать его и т.п.),об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создатьнаблюдательно-попечи­тельские органы при каждом месте заключения и т.п.) идругие про­блемы пенитенциарной политики и практики.
В 1950 г. возникшая в русле тюремныхконгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределычисто пени­тенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенци­арнаякомиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор­ганизацияОбъединенных Наций[5].
Под эгидой ООН проблематикаприменения уголовных наказа­ний развивается, главным образом, в рамкахКонгрессов ООН по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями,ко­торые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960(Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985(Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр).
На первом конгрессе (1955 г.)обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными,статус пенитенци­арного персонала, организация труда заключенных.
На втором конгрессе (1960 г.)освещались проблемы краткосроч­ного лишения свободы, обращения снесовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению иоказания им пост­пенитенциарной помощи.
На третьем конгрессе (1965 г.) наобсуждение были вынесены во­просы применения мер, не связанных с изоляциейосужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения ре­цидива.
На четвертом конгрессе (1970 г.)обсуждались проблемы приме­нения и совершенствования Минимальных стандартныхправил об­ращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной прак­тики.
На пятом конгрессе (1975 г.) былиосвещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, несвязанным с изо­ляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение.
На шестом конгрессе (1980 г.)изучались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных сизоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишениясвободы.
На седьмом конгрессе (1985 г.)обсуждались вопросы разработки применения стандартов ООН в области уголовногоправосудия.
На девятом конгрессе (1990 г.) былирассмотрены проблемы стан­дартизации обращения с несовершеннолетнимиосужденными и дру­гие вопросы пенитенциарной политики и практики.
На десятом конгрессе (1995 г.)рассматривались вопросы прак­тической реализации минимальных стандартных правилобращения с осужденными в различных странах.

2. Система действующихмеждународных актов об обращении с осужденными.
Система действующих международныхактов об обращении с осужденными— часть системы международных, актов поконтролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в даннойобласти.
Стандарты, содержащиеся вмеждународных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать,как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3)обя­зательности для государств-применителей.
По масштабам действия все стандарты визучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные.[6]
Универсальные — это стандарты,вырабатываемые ООН, а реги­ональные — Советом Европы или иными региональнымиобъедине­ниями государств. В настоящем учебнике будут затронуты толькоуниверсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует ихмногочисленность.
По специализации международные акты,содержащие универ­сальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на двакласса:
1) акты общего характера, непредназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, носодержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированногохаракте­ра, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осуж­денными.Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поискестандартов обращения с осужденными она ори­ентирует не только на специализированныемеждународные акты, но и на акты общего характера.
По обязательности длягосударств-применителей рассматривае­мые стандарты можно отнести к двумосновным разрядам: 1) обяза­тельные нормы — принципы и общие положения; 2)конкретные стан­дарты — рекомендации, не носящие обязательного характера. Необ­ходимостьданной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательныенормы от рекомендательных. Если стандар­ты-принципы и общие положенияобязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие.международныеакты, то стан­дарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в тойстепени, в которой имеются необходимые экономические, политичес­кие и другиепредпосылки для их реализации.
Исходя из приведенных классификаций,в систему действую­щих международных актов об обращении с осужденными можновключить следующие универсальные международные акты, приня­тыеООН.
I. Акты общего характера:
— Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
— Международный пакт об экономических,социальных и куль­турных правах (1966 г.);
— Международный пакт о гражданских иполитических правах (1966г.);
— Декларация ООН о ликвидации всехформ расовой дискри­минации (1963 г.);
— Декларация о ликвидации всех формнетерпимости и дискри­минации на основе религии или убеждений (1981 г.);
— Декларация прав ребенка (1959 г.);
— Декларация о правах умственноотсталых лиц (1971 г.);
— Декларация о правах инвалидов (1975г.)[7].
 
II. Специализированные акты:
— Минимальные стандартные правила обращения сзаключенны­ми (1955 г.);
— Декларация о защите всех лиц отпыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видовобращения и на­казания (1975 г.);
— Конвенция против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания(1984 г.);
— Кодекс поведения должностных лиц поподдержанию право­порядка (1979 г.);
— Принципы медицинской этики,относящиеся к роли работни­ков здравоохранения, в особенности врачей, в защитезаключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных илиунижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
— Меры, гарантирующие защиту правтех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
— Минимальные стандартные правилаООН, касающиеся от­правления правосудия в отношении несовершеннолетних(Пекинские правила) (1985 г.);
— Свод принципов защиты всех лиц,подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
— Минимальные стандартные правила ООНв отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);
— Правила ООН, касающиеся защитынесовершеннолетних, ли­шенных свободы (1990 г.);
— Руководящие принципы ООН дляпредупреждения преступ­ности среди несовершеннолетних ( Эр-Риядекие руководящиеприн­ципы) (1990 г.).
Анализприведенных международных актов показывает, что дей­ствие их целесообразноосвещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) прииспользовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишениясвободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительноеколичество специфических принципов, общих положений и конкрет­ных норм,совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждойсфере.
3. Основное содержаниемеждународных стандартов обраще­ния с осужденными к мерам, несвязанным слишением свободы.
 
Подавляющая часть стандартоврассматриваемого профиля сосредо­точена в Минимальных стандартных правилах ООНв отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержа­ние, исходя изданного международного акта.
Цель стандартов рассматриваемойгруппы — содействие рацио­нальному использованию мер, не связанных с тюремнымзаключени­ем, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартовгосударствам — членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:1) обес­печить активное участие общественности на всех стадиях реализациирассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правамипреступников, их жертв, интересами общественной безопас­ности и предупрежденияпреступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны ицелей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобыгибко реаги­ровать на характер и степень тяжести преступления, личность и ин­тересыобщества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуютследующий набор мер, не свя­занных с тюремным заключением:
— устные санкции: замечание,порицание, предупреждение;
— условное освобождение отответственности;
— поражение в гражданских правах;
— экономические санкции и денежныенаказания, такие как ра­зовые и поденные штрафы;
— конфискация или постановление олишении права собствен­ности на имущество;
— возвращение имущества жертве илипостановление о компен­сации;
— условное наказание или наказание сотсрочкой;
— условное освобождение из заключенияи судебный надзор;
— постановление о выполненииобщественно полезных работ;
— направление в исправительноеучреждение с обязательным ежедневным присутствием;
— домашний арест;
— любой другой вид обращения, несвязанного с тюремным за­ключением;
— сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремногозаключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальнойжизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск ипо­мещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) ос­вобождение всвязи с работой или учебой; 3) различные формы ос­вобождения под честное слово;4) сокращение срока; 5) помилование.
Если компетентным органомопределяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, тоони должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными иуменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной дея­тельности.
Определенные требования предъявляютсяи к режиму обращения., В рамках применяемых мер должны использоватьсяразличные ме­тоды, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, про­граммыпо месту жительства, особое обращение с различными кате­гориями преступников.Выбор обращения зависит от биографии лич­ности, наклонностей, уровняумственного развития, системы ценнос­тей, обстоятельств, которые привели ксовершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекатьсяобще­ственность и система общественной поддержки.
При Нарушении условий отбыванияназначенной меры, не свя­занной с тюремным заключением, она может быть измененаили от­менена. Такое решение принимается только после тщательного ис­следованияфактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенноймеры либо перейти к другой мере, не свя­занной с тюремным заключением. Толькоисчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуютпоощрять участие общественнос­ти в исполнении мер, не связанных с тюремнымзаключением, рассмат­ривая его как один из важнейших факторов укрепления связеймежду осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводитьконференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содейст­вующиеосознанию общественностью необходимости участия в реали­зации рассматриваемыхмер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. Сучетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы,которых следует под­готовить для выполнения конкретных обязанностей.Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Стандартами рекомендуется планироватьи осуществлять про­граммы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемле­муючасть планирования национальной системы уголовного право­судия.

4. Основное содержание международных стандартов обраще­нияс осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Главная масса стандартов в даннойобласти сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения сзаключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенныхсвободы. Оста­новимся на содержании их основных положений[8].
Основные положения рассматриваемыхстандартов можно разде­лить напять групп: 1) организация родовой и видовойклассификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условийотбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лише­ния свободы; 4)организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификацияпредставляют собой разделе­ние осужденных на группы по полу, возрасту и инымпризнакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организацииотбывания наказания. Классификация направлена на создание бла­гоприятныхусловий для достижения целей уголовного наказания.
Родовая классификация состоит вразделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системымест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняетродовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведенияосужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основепрогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарномзаконодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по организацииупомянутых выше классификаций состоят в следующем:
— в качестве критериев классификациипредлагается использо­вать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно),возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступни­ков),предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые),юридические причины осуждения и предпи­санное обращение с заключенными(неосужденные содержатся от­дельно от осужденных и т.д.);
— система классификации должна бытьдостаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждуюклассификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с нейотдель­ном учреждении или отдельной секции одного учреждения;
— цели классификации — отделениеосужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательныхчерт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужден­ныхна категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
— в каждом учреждении следует иметьсистему льгот и разраба­тывать различные методы обращения с разными категориямиосуж­денных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувствоответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Из анализа приведенных рекомендацийвидно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход кродовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому го­сударствуна основе предложенной выше стратегии предстоит само­стоятельно разрабатывать иусовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов.
Организация микросоциальных условийотбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальнымиусловиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных,создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище,медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существованиечеловека в пенитенци­арном учреждении. Уровень цивилизованности этих условийдолжен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могутвыступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбываниянаказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для при­мененияразличных средств воздействия (режима, труда, воспита­тельной работы), либо,напротив, вести к деградации личности, вы­зывать озлобление, создавая почву длявнутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальныхусловий отбывания наказа­ния состоит из шести подгрупп, определяющих требованияк орга­низации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены;
3) одежды и спальных принадлежностей;4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.
Стандарты жилых помещений дляосужденных предусматривают:
— если имеется возможность, помещатькаждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату;
— если такой возможности нет, топеред помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобыони могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещен­нымиосужденными ночью постоянный надзор;
— в помещениях, где живут и работаютосужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступсвежего воз­духа и можно было читать и работать при дневном (либо искусст­венном)освещении без опасности для зрения;
— санитарные установки должны бытьдостаточны, чтобы удов­летворить естественные потребности в условиях чистоты ипристой­ности;
— количество банных установок и душейдолжно быть достаточ­но, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться такчасто, как  этого требуют условия общей гигиены с учетом географического районаи времени года;
— все помещения, которыми пользуютсяосужденные, должны со­держаться в строгой чистоте.
Требования стандартов относительноличной гигиены состоят в следующем:
— от заключенных следует требовать,чтобы они содержали себя в чистоте, представляя им для этого воду и туалетныепринадлеж­ности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья;
— чтобы осужденные могли сохранятьвнешний вид, совмести­мый с человеческим достоинством, им следует даватьвозможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярнобриться.
Стандарты одежды и спальныхпринадлежностей требуют:
— если осужденный не имеет праваносить гражданскую одежду, ему следует выдавать обмундирование, соответствующееклимату и позволяющее- поддерживать здоровье в удовлетворительном состоя­нии,не носящее оскорбительного или унизительного характера;
— одежда должна содержаться в чистотеи исправности, со стир­кой и выдачей свежего белья в соответствии стребованиями гигиены;
— если осужденным разрешено носитьгражданскую одежду, то она должна 'быть чистой и пригодной к ношению;
— каждому осужденному предоставляетсяотдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в ис­правностии своевременно меняться.
Стандарты питания предписывают:
— в обычные часы обеспечивать каждогоосужденного пищей, до­статочно питательной для поддержания его здоровья;
— пища должна быть хорошего качества,хорошо приготовлена и подана;
— каждый осужденный долженрасполагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней.
Стандарты по организации физическихупражнений и спорта предполагают следующее:
— осужденные, не занятые работой насвежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения на дворе, еслипозво­ляет погода;
— несовершеннолетним и инымосужденным подходящего воз­раста, находящимся в соответствующем физическомсостоянии, сле­дует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр вовремя упражнений, для чего следует располагать необходимыми пло­щадками,установками и оборудованием.
Стандарты по организации медицинскогообслуживания требуют:
— все заведения должны иметь не менееодного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии;
— медицинское обслуживание осужденныхорганизуется в тес­ной связи с органами здравоохранения, охватываетпсихиатрические службы, лечение психически ненормальных осужденных;
— больных осужденных, нуждающихся вуслугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;
— тюремные больницы должнырасполагать необходимым обо­рудованием, установками, лекарствами и достаточноквалифициро­ванным персоналом;
— женские учреждения должнырасполагать помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами;
— если осужденным матерям разрешаетсяоставлять младенцев при себе, необходимо предусматривать создание ясель сквалифици­рованным персоналом;
— каждого осужденного следуетподвергать медицинскому ос­мотру, чтобы установить, не болен ли он физическиили умственно, а также изолировать осужденных, страдающих инфекционной или за­разнойболезнью; необходимо выявлять физические или умственные недостатки осужденных,препятствующие их исправлению, опреде­лять их физическую трудоспособность;
— о физическом и психическом здоровьеосужденных заботится врач, который должен ежедневно принимать или посещать всехболь­ных либо жалующихся на болезнь;
— если врач считает, что физическоеили умственное равновесие осужденного нарушено в связи с заключением, он докладываетоб этом начальнику учреждения;
— врач осуществляет инспекциюсоблюдения микросоциальных условий содержания осужденных и докладывает онедостатках на­чальнику учреждения, который обязан принять необходимые меры.
Важное значение для совершенствованиянациональных пенитен­циарных систем имеют стандарты организации режима в местахли­шения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:
— режим необходимо организовыватьтак, чтобы, по возможнос­ти, не разрушить социально полезные связи осужденных свнешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки вре­мени ипод должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимисянезапятнанной репутацией друзьями;
— до сведения заключенных следуетрегулярно доводить новости, позволяя читать им газеты, журналы или тюремныеиздания, слушать радио, присутствовать на лекциях либо использовать иныесредства, допускаемые администрацией; — в случае смерти, серьезного заболеванияили ранения осуж­денного или перевода его в заведение для психически больных не­медленно.уведомляется его супруг (супруга) либо ближайшие род­ственники или лицо,указанное осужденным;
— осужденным иностранным гражданамобеспечивается возмож­ность поддерживать связь с дипломатическими иконсульскими пред­ставителями их страны;
— режим в местах лишения свободыдолжен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и насвободе. В об­ращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их изобщества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращенияосужденных к жизни в обществе при каждом учреж­дении необходимо иметьсоциального работника, привлекать к со­трудничеству общественность,поддерживать связь с семьями осуж­денных;
— следует принимать меры к тому,чтобы осужденные могли со­хранить максимум совместимых с законом и условиямиприговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения исоциальных льгот.
Особое внимание рекомендуется уделятьукреплению связи осуж­денных с семьями.
Ряд предписаний касается средствобеспечения режима. Среди них рекомендации:
— твердо поддерживать дисциплину ипорядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечениянадёж­ности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении;
— законом или распоряжением должны вобязательном- порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарныйпро­ступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания;
в).орган, имеющий право наложитьего;
— осужденный не может быть наказан,не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получиввозможности высказаться в свое оправдание;
— запрещается использовать в качестведисциплинарных взыс­каний телесные наказания, заключение в темной камере,жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.
Важную роль выполняет группастандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенныхсвободы. Их основ­ное содержание заключается в следующем:
— труд осужденных не должен приноситьим страданий;
— осужденные обязаны трудиться всоответствии с их физичес­кими и психическими способностями, удостовереннымиврачом;
— работа осужденных должна быть, повозможности, такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудитьсяпосле освобождения;
— осужденные должны иметь возможностьвыбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины вучреж­дении;
— организация и методы работыосужденных должны быть мак­симально близки к условиям труда на свободе, чтобыони привыкли к одинаковым требованиям;
— интересы осужденных и ихпрофессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли оттюремного производ­ства;
— для осужденных должны применятьсятакие же правила безо­пасности и охраны здоровья при использовании их труда,которые действуют на свободе;
— рабочее время осужденных следуетраспределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю ирасполагали вре­менем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необ­ходимыхдля их исправления;
— за свой труд осужденные должныполучать справедливое воз­награждение, позволяющее расходовать часть заработкана приоб­ретение дозволенных предметов личного обихода, часть — посы­лать семьеи часть — оставлять на хранение у администрации учреж­дения, передающей этисбережения осужденному в момент освобож­дения.
Еще одна группа стандартоврегламентирует организацию воспи­тательного воздействия на лиц, лишенныхсвободы. Основные реко­мендации:
— каждое учреждение должно иметьбиблиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
— в учреждениях, где находитсядостаточное количество осуж­денных одного вероисповедания, следует назначатьквалифицирован­ного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять тамрелигиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
— каждый осужденный в пределахосуществимого должен иметь возможность удовлетворять свои религиозныепотребности;
— для достижения целей лишениясвободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные,моральные и дру­гие виды помощи, которыми оно располагает;
— обращение с осужденными должноукреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своейответственности;
— после поступления осужденного вучреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программуработы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности исклонности;
— осужденным, способным извлечь изэтого пользу, следует обес­печивать возможность дальнейшего образования, в томчисле рели­гиозного;
— осужденным необходимо предоставлятьвозможности для от­дыха и культурной деятельности.
Описанные группы стандартов создают всовокупности пример­ную модель организации исполнения наказания в виде лишениясво­боды, реализация которой позволяет эффективно усовершенствоватьнациональные пенитенциарные системы.
В связи со вступлением России в СоветЕвропы важное значение приобретает постепенная реализация европейскихстандартов орга­низации и правового регулирования исполнения уголовного наказа­ния.
К документам, содержащим европейскиестандарты рассматрива­емого профиля, относятся:
— Европейская Конвенция о надзоре заусловно осужденны­ми или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября1964г.;
— Европейская Конвенция о защите прави основных свобод че­ловека 1950 г.;
— Европейская Конвенция попредупреждению пыток, бесчело­вечного или унижающего достоинство обращения илинаказания 1987 г.;
— Европейские пенитенциарные правила,объявленные рекомен­дацией № R (87)3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы от 9 марта 1976 г. “О некоторых мерах наказания, альтернативных лишениюсво­боды”;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы относитель­но избирательных, гражданских и социальных прав заключенныхот 1 февраля 1962 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы о труде за­ключенных от 18 сентября 1975 г.;
— Резолюция Комитета министров СоветаЕвропы об образова­нии в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;
— Рекомендация Комитета министровСовета Европы относи­тельно системы заключения и обращения с опасными преступникамиот 24 сентября 1982 г.;— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относи­тельнопредоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.[9]
Европейские стандарты развивают идетализируют универсаль­ные стандарты ООН, рассмотренные выше, учитываяособенности стран, входящих в Совет Европы. В настоящее время продолжаетсяработа экспертов Совета Европы, государственных и негосударствен­ных структурпо внедрению рассматриваемых стандартов в уголовно-исполнительную системуРоссии. Вместе с тем, учитывая реаль­ные финансовые возможности РоссийскойФедерации, процесс этот займет достаточно продолжительное время.

Список  литературы.
1. Комментарий кУголовно-исполнительному  кодексу Российской Федерации. — М.:  Вердикт-1м, 1997
2. Сборникдокументов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы спреступностью. М„ 1998. С. 197-268.
3.Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова — М.:ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
4. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред.проф. В.И. Селиверстова — М.: Юристъ, 2000
5.Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В.   Шмарова    М.:Издательство  БЕК, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.