Реферат по предмету "Государство и право"


Международное авторское право

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
В В Е Д Е Н И Е ........................................3
 
Глава I.  Основныеинституты и понятия    международного авторского права .......................................7
Глава II. Основныемеждународные соглашения об авторском праве .................................................14
Заключение.............................................22
Библиография ..........................................24
 
Приложения..............................................

В В Е Д Е Н И Е
                                                                          
                                                                                                      
  В последнее  время  вотечественной и зарубежной  прессе всё чаще и чаще стали появляться  статьи онарушении прав интеллектуальной собственности, как правило речь идёт о“пиратском” аудио- и видео-рынке. Если верить исследованию, подготовленномунаходящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофоннойпродукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажаммузыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году вРоссии было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн.долларовСША. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальныхзаписей достиг 2,1 млрд. долларов США, причём каждая пятая запись быланезаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дискови долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире понезаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более40 процентов сбыта таких записей. Кроме того в России огромные темпы набираетнезаконный оборот безлицензионных копий программных   продуктов предназначенныхдля вычислительной техники. Ни для кого не секрет, что сегодня во многих городахРоссии за совершенно смехотворные деньги ( от 75 до 300 рублей)  можноприобрести “пиратские” копии программных продуктов  фирм “Microsoft”,  ”Symantec” и многих других известныхво всём мире фирм, хотя в России  лицензионный пакет программ “Microsoft Office XP Professional” стоит около 140 долларовСША. Если подсчитать, то можно понять что реальный владелец авторских правтеряет миллиарды(!) долларов из-за деятельности Российских, Китайских иБолгарских производителей -“Пиратов” .
  
    Если бы такая ситуацияпроизошла в какой-нибудь европейской стране, то таких “горе-производителей”давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас до недавнеговремени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривалабы наказание за подобный вид противоправной деятельности.
        Специфика подобного рода нарушений состоит втом, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного)права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько навнутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.Наиболее важнейшими из них являются Бернская конвенция (the Berne Conventionfor the Protection of Literary and Artistic Works) и Всемирная конвенция поавторскому праву (the Universal Copyright Convention — далее: Всемирнаяконвенция)[1]
Цель данной работызаключается в раскрытии основных моментов понятия «международного авторскогоправа», описании развития системы международной охраны авторских прав и местеРоссии в данной системе, а также в изложении точки зрения автора по заданнойтематике.

Глава I.  Основные институты ипонятия    международного авторского права
 
Авторское право ирегулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны ссозданием и использовании произведений литературы науки и искусства. Авторскоеправо как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включаютвсемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законныхинтересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятныхусловий  для создания научных и художественных произведений; широкоеиспользование их обществом[2].Международное авторское право является частью международного частного права:
А) Круг произведенийпользующихся конвенционной охраной.
 
В первоначальном текстеБернской конвенции 1886 года понятие “литературные и художественныепроизведения” было определено через перечисление различных конкретных видовпроизведений (книги, брошюры, картины и т.п.).Здесь же говорилось опроизведениях в области литературы, науки и искусства которые могут бытьвыпущены в свет “любым способом издания или воспроизведения.” На сегодняшнийдень круг произведений намного расширился. Можно выделить следующие основныеобъекты международного авторского права:
 
Литературные произведения — составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том,что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальнойкомпозиции и оригинальном изложении.
 В структуре литературногопроизведения выделяются тема, материал, идеология, образная система, сюжет,язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются наюридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, июридически значимые — образная система и язык. Использование значимых элементовпроизведения в ряде случаев требует согласие автора[3].
Литературная обработка — особый объект авторского права. Представляет собой музыкальную или литературнуюобработку произведений авторов, которые в силу некоторых причин (отсутствиенавыков и др.) не в состоянии сами привести своё произведение в законченныйвид. Кроме того обработке могут подвергаться народные произведения,произведения неизвестных авторов и т. д… Записанный и обработанныйлитературный  материал отвечает требованиям, предъявляемым законом клитературным и музыкальным произведениям.
Музыкальные произведения — выражаются в сочетании звуков, образующих мелодию и связанных ритмом игармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т.п. Кроме музыкальныхпроизведений существуют также музыкально-драматические произведения, которыесоздаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сценев виде опер, балетов, оперетт.
Музыкальные произведениязаписываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир,представляющий собой переложение музыкального произведения для фортепиано, илиже партитуру, содержащею все партии многоголосного музыкального произведения.Так же музыкальное произведение может фиксироваться на аудио носителях (кассеты, компакт-диски и т.п.).
    Обработка чужихпроизведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права,если они содержат элемент творчества.
Хореографическиепроизведения или пантомимы — произведения искусства создаваемые при помощипластических движений человеческого тела. В сочетании с музыкой  хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение. Всвязи с тем что хореографические произведения достаточно сложно закрепить спомощью каких-то особых знаков на бумаге, для этих целей, как правилоиспользуют фото, кино и видео запись.
 Произведенияизобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства и т.п. Художники, скульпторы создаюторигинальные произведения, которые могут воспроизводится путём изготовлениякопий либо самими авторами, либо иными лицами.
     Архитектурныепроизведения (проекты) -  также являются объектами авторского права. Онипредставляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры,науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел автора, содержит решениябудущего произведения, внутреннее  развитие его сочлененных пространств, ихобъёмы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта  строятсяздания, сооружения, комплексы и т.п.
    Аудиовизуальныепроизведения — достаточно широкая категория, охватывающая  многообразныепроизведения для кино, телевиденья, радио, интерактивных сетей и т. п.:сценарий, сценарные планы, текст, тексты песен, кинофильмы, телепередачи,радиопередачи, заставки  и многое другое. Данная категория произведений, какправило, закрепляется на аудио, кино и видео носителях (плёнка, кассеты,цифровые носители и т.п.)
     Программные продуктыдля вычислительной техники — Данные программы могут представлять собой какотдельные прикладные программы (текстовые редакторы, компиляторы и т.п.), так ицелые базы данных, энциклопедии, мультимедийные программы. Кроме тогоособенность этой категории заключается в том, что в программах для ЭВМ можетиметь место использование других объектов авторского права, это могут быть  произведения литературы, музыкальные произведения, произведения  изобразительного искусства, кинематографии, а также многое другое. В связи состремительным  прогрессом в области использования вычислительной техники,закономерно  ожидать появления новых норм внутригосударственного имеждународного права направленных на разрешение множества коллизионных вопросов[4].
   Все вышеперечисленныеобъекты международного авторского права можно отнести к категории оригинальныхпроизведений создаваемых авторами. Кроме них под конвенционной охране подлежаттакже  зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальныхпроизведениях. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки,составительства.
   Зависимость переводалитературного, художественного, научного произведения от оригинала не лишаетего самостоятельности. Конвенция относит переводы к объектам авторского права,сохраняя для них те  же критерии охраноспособности, что и для другихпроизведений. Если же переводчик ограничивает свою работу лишь подборомравнозначных слов к языку оригинала, то подобный перевод (“подстрочник”) неможет быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласия автораили его правопреемников одним лицом, не может препятствовать другому лицуосуществлять новый перевод этого же произведения.
    К объектам авторскогоправа относятся сборники произведений. В сборники могут включатся произведения,не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, статистика,судебные решения и т. д.), а также произведения отдельных авторов. Творческийхарактер  труда составителя заключается в подборе и расположении материала.Авторское право составителя сборника не может мешать другому лицусамостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те жепроизведения[5].
    Научное произведение — это определённая система понятий. Научное произведение может быть выражено вформе учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы  воплощениянаучных произведений: чертежи, планы, эскизы, модели, компьютерные программы,различного рода карты и т.п.
     Основное отличиеавторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальнойдеятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусствастановится объектом авторского права в силу самого факта его создания автором безкакой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей.
Б) Субъекты авторскогоправа.
 
Субъектами авторского прававыступают лица, создавшие  творческим трудом произведения литературы, науки иискусства (авторы).Возникновение субъективных авторских прав у гражданина независит от  возраста, имущественного положения, местом создания и выпускапроизведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человекпризнанный судом недееспособным (напр. по причине душевной болезни)[6].
       Иностранный гражданинможет быть субъектом российского авторского права, если его произведениевпервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится  наеё территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранногоавтора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективнойформе, он становится субъектом российского авторского права только в силузаключённых РФ соглашений и в пределах, ими установленных.
    Наряду с авторамипроизведений к субъектом авторского права относятся лица (граждане иорганизации), которые не участвуют в творческом создании произведенийлитературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникампереходит определённый круг авторских правомочий по использованию произведенийавтора, основанием такого перехода служит закон, наследование или договор савтором.
    Соавторство. Как правилоавтором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало еготворческим трудом. В работе над произведением литературы науки и искусствамогут быть объединены усилия нескольких лиц.
Особое место в международнойсистеме охраны авторских прав, занимают обладатели так называемых смежных прав.Это новое понятие для нашего права, а в некоторых странах понятие “обладателисмежных прав” вообще не используется.
К такого рода субъектамотносится достаточно широкий круг лиц, таких как:
Режиссеры, актеры,исполнители, продюсеры, звукорежиссёры, и т.п.
В международном праве охранаправ примыкающих к авторским осуществляется  в соответствии с международнойконвенцией о охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, ивещательных организаций. Подписанной в Риме в 1961 году. Эта конвенцияпредставляющая собой попытку сбалансировать охрану всех категорий субъектовавторского права.
 
В) Права обладателейавторских прав
 
1.Автором произведенияпризнаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано.
2.Автору произведенияпринадлежит исключительное право на свое произведение, включающее:
-право авторства;
-право на имя;
-право на неприкосновенностьпроизведения;
-право на опубликованиепроизведения;
-право на использованиепроизведения (право осуществлять или разрешать: его воспроизведение любымиспособами — в печати, путём публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- извукозаписи, по кабельному телевиденью, с помощью спутников, иных техническихсредств;  перевод, переработку               произведения; распространениеэкземпляров воспроизведенного произведения; реализацию архитектурного и дизайнерскогопроекта и т. п.);
-право на вознаграждение заразрешение использовать и использование произведения.
Автор может передать правона использование своего произведения как на территории своего государства, таки за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе и иностранным
3.Авторское право напроизведение, созданное совместным творческим трудом двух или более граждан,принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такоепроизведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которыхимеет также самостоятельное значение.
Взаимоотношения соавторовмогут определятся договором между ними.
Каждый из соавторовсохраняет авторское право на созданную им часть произведения, имеющеюсамостоятельное значение, и вправе использовать такую часть произведения посвоему усмотрению.
4.Составители сборниковпроизведений, которые представляют собой по подбору и расположению материаловрезультат творческого труда, пользуются авторским правом на сборник при условиисоблюдения прав авторов каждого из произведений, включённых в сборник.
Авторы произведений,включённых в сборник, сохраняют авторское право каждый на свое произведение имогут использовать свои произведения независимо от сборника в целом[7].
Организации, выпускающие всвет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы, периодические ипродолжаемые сборники научных трудов и другие периодические издания, пользуютсяправом на использование издания в целом, если иное не установлено в договорах савторами, произведения которых включены в такое издание.
5.Авторы кино -, теле — ивидеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма егоизготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений,использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение,передают изготовителю право на его использование и могут использоватьпроизведение независимо от фильма в целом.
6.К наследникам авторапереходит право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять илиразрешать его опубликование или использование, а также право на получениевознаграждения  за разрешения использовать или использование произведения.
К иным правопреемникамавтора, в том числе юридическим лицам может переходить только право даиспользование произведения.
Обладатели смежных правтакже обладают рядом прав.
 1.Исполнителям — артистам,режиссерам — постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право назащиту постановки  и исполнения искажения, право осуществлять или  разрешатьиспользование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Записьисполнения, трансляция, запись исполнения и иное использование могутпроизводится только с согласия исполнителя.
2.Лицу, создавшему звуко- ивидеозапись, принадлежит   право осуществлять или разрешать её воспроизведение.Использование звуко- и видеозаписи допускается только с разрешения этого лицаили его правопреемника (правообладателя).
Право на звуко- ивидеозапись включает право её воспроизведения любыми способами, право еёпубличного распространения, в том числе передаче за границу, а также право азащиту от импорта и распространения экземпляров записи без разрешенияправообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписипринадлежит не её создателю, исключительное право коммерческого прокатасохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись.
3.Организациям эфирноговещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись ивоспроизведения их передач. Организациям публичного вещания принадлежит такжеправо разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач, если онопроизводится за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц.
4.Создатели звуко- ивидеозаписей, организации эфирного вещания осуществляют свои права в пределахправ, полученных по договору с автором и исполнителем, а организации эфирноговещания — также без ущерба правам создателей звукозаписи.
Исполнители осуществляютсвои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений.      

Глава II. Основные международныесоглашения об авторском праве.
 
Бернская конвенция об охранелитературных и художественных произведений 1886 года является самой старой имногосторонней Международной конвенцией и устанавливает более высокий посравнению с Всемирной конвенцией уровень охраны авторских прав. К серединедевятнадцатого столетия стало окончательно ясно, что одним лишь национальнымзаконодательством невозможно обеспечить эффективную охрану в сфере прававторов. Третья четверть девятнадцатого столетия характеризуется повышеннойдипломатической активностью в данном направлении. В частности, к моментуподписания Бернской конвенции в 1886 году, между 15 странами Западной Европы иАмерики было заключено 33 двухсторонних соглашений о взаимной охране авторскихправ, в этот же период было проведено несколько международных конгрессов поданной тематике[8].Накопленный опыт был использован при составлении норм Бернского соглашения.
Соглашение первоначальнобыло подписано 10 государствами. Затем соглашение неоднократнопересматривалось, и состав участников неуклонно расширялся. Россия участвовалав работе Берлинской конференции стран участников Бернской конвенции в 1908 годупутем посылки наблюдателей. (Именно на этой конференции конвенция былаполностью пересмотрена и приведена к форме, близкой современной, там же онаполучила действующее и поныне официальное название -«Бернская конвенция поохране литературных и художественных произведений»[9]).
Первоначально создателиБернской конвенции, имея перед собой цель разрешить проблемы противоречийнациональных законодательств, базировались на двух основных принципах :принцип ассимиляции или национального регулирования (lex fori), то есть предоставления иностранцу прав в объеме, определенном для своих граждан; принцип минимального объема охраны, подразумевающий установление границ, ниже которых не может опускаться уровень охраны авторского права иностранца.
При признании охранысоздатели первоначальной редакции конвенции исходили из территориальногопринципа — охрана признавалась за произведением, впервые опубликованным на территориигосударства — члена конвенции, вне зависимости от национальности автора. (Такойподход был обусловлен действующим на тот момент «соотношением сил»между авторами и издателями — роль последних была не обосновано велика).
В дальнейшем ( Брюссельскаяконференция 1948 года и Стокгольмская конференция 1967 года) даннаянесбалансированность интересов была преодолена, и в настоящее время имеет местосочетание двух принципов — территориального и национального(национальный принцип — предоставление охраны вне зависимости от места первойпубликации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора встране участнице).
Теперь автор можетрассчитывать на охрану если он:
1. Является гражданином какой-либо страныБернской конвенции или имеет там обычное местопребывание (в отношении какопубликованных, так и неопубликованных произведений) ст.3. п.1, п.2;
2. Если он, хоть и не является гражданиномстраны конвенции, впервые (или одновременно — т.е. в течение 30 дней)опубликует свое произведение в одной из стран конвенции (ст. 3 п. 1).[10]
Принцип ассимиляции такжепретерпел определенные изменения и теперь предусмотрены две категории охраныправ:
A. Национальный режим в стране происхождения.
B. В странах Бернского союза за исключениемстраны происхождения предоставляется национальный режим плюс права «особопредоставляемые конвенцией» (jus conventionis).
Таким образом, в странахконвенции иностранное произведение в ряде случаев может пользоваться дажебольшими правами на охрану, по сравнению с произведениями, для которых данноегосударство признано страной происхождения.
Другим принципом,выработанным в процессе развития конвенции, является принцип«автоматической охраны»,[11]согласно которому охрана, предоставляемая произведению, не должнаобуславливаться выполнением каких либо формальностей.
Предусмотренный конвенциейминимальный обязательный срок охраны авторского права, исчисляемый со днясмерти автора (post mortem autoris), также имел тенденцию к росту и внастоящее время составляет 50 лет (по сравнению с 10 в 1886 году). Наконференции в Стокгольме представители некоторых стран (ФРГ, Италия) вносилипредложение об установлении более длительного срока, но это предложение не былоподдержано[12].
На конференции в Стокгольмев 1967 году был принят Протокол о развивающихся странах, положениякоторого должны были стать составной частью Бернской конвенции. Протоколпредусматривал некоторое снижение уровня охраны авторских прав дляприсоединяющихся к конвенции развивающихся стран. В материально-правовомотношении новеллы протокола относились к срокам охраны авторского права и кобласти прав на перевод и радиотрансляцию. Следует отметить что ряд развитыхстран — членов Бернской конвенции (16 из 51 одного участника конференции)отказались подписать Стокгольмский текст, считая такое снижения уровня охранынеприемлемым[13].Возникшие противоречия были частично преодолены в 1971 году на Парижскойконференции, где протокол о развивающихся странах был заменен на дополнительныйраздел, который в соответствии со ст. 21 конвенции является ее неотъемлемойчастью.
В соответствии со статьей 20конвенции страны-участники оставляют за собой право вступать между собой в специальныесоглашения, предоставляющие авторам более широкие права. В этой связи былзаключен целый ряд международных соглашений, регулирующих авторские права дляспециальных видов произведений (фонограмм — Рим 1961 и Женева 1971,передаваемых через спутники несущих программы сигналов — Брюссель 1974 и др.).Такие соглашения, регламентирующие авторские права в сфере компьютерныхпрограмм будут рассмотрены в следующем разделе.
Исторически Бернскаяконвенция охватывала прежде всего государства Старого света. В тоже время наАмериканском континенте шли схожие процессы, выражающиеся в проведениимежгосударственных конференций по подготовке и подписанию аналогичногопанамериканского соглашения. После второй мировой войны встал вопрос об болееинтенсивной интеграции американских государств в единую международную системуохраны авторских прав. Прежде всего речь идет о США с их громадным внутреннимрынком и огромными производственными мощностями. Американцы, с одной стороны,были недовольны своими потерями, возникавшими в результате отсутствия правойохраны за пределами США произведений, впервые опубликованных на их территории.С другой стороны, США не были готовы к присоединению к Бернской конвенции,прежде всего в силу того, что уровень охраны авторского права по конвенции былслишком высок по сравнению с их внутренним законодательством.
Кроме того, следуетотметить, что участие в Бернской конвенции государств системы общего права(Common Lаw), может быть осложнено некоторыми специфическими чертами этойправовой системы. В частности, общее право не знает разделения прав автора наличные неимущественные и имущественные. Признание Римской конференцией в 1928г. личных прав автора, сохраняющихся за ним и при отчуждении имущественныхправ, первоначально вызвало возражение английской делегации, опасавшейсянеобходимости внесения соответствующих изменений в национальноезаконодательство. Возражения были сняты лишь после специальных заверений оботсутствии необходимости внесения таких изменений.
В конце сороковых — началепятидесятых годов США, используя аппарат ЮНЕСКО, начинают предприниматьактивные попытки создания новой глобальной международной конвенции,характеризующейся по сравнению с Бернской более низким уровнем охраны прав. Этуидею поддерживает ряд других государств, прежде всего из числа развивающихсястран, не готовых к вступлению в Бернскую конвенцию из-за ее высокого уровняохраны.
Эти усилия привели кпринятию на дипломатической конференции в Женеве в 1952 году Всемирной(Женевской) конвенции об авторском праве.[14]
Следует отметить, чтоВсемирная конвенция, в отличие от Бернской, не имеет обратной силы. Этоследует из Статьи 7 Всемирной конвенции, установившей принцип, согласнокоторому правила конвенции не применяются в отношении произведений, охранакоторых ко времени вступления в силу этого документа в договаривающемсягосударстве, где испрашивается защита, окончательно прекратилась или некогда несуществовала. В отличие от Бернской конвенции, где установления факта наличияили отсутствия охраны происходит из законов страны происхождения, Всемирнаяконвенция предписывает устанавливать вышеуказанные факты по законам государствав котором испрашивается защита.
Другое характерное отличие — отношение к вопросу формальности. Пункт 2 статьи 3 Всемирной конвенцииразрешает странам участницам требовать выполнения формальностей дляприобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям,впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениямотечественных авторов, независимо от места их опубликования. Однако пункт 1данной статьи предписывает считать все такие формальности соблюденными для всехохраняемых на основании данной конвенции произведений, впервые выпущенных всвет вне территории данного государства и авторы которых не являются егогражданами, если начиная с первого выпуска в свет все экземпляры будут носитьзнак охраны авторских прав с указанием имени обладателя авторского права и годапервого выпуска в свет.
Статья 17 Всемирнойконвенции, регулируя связь между Всемирной и Бернской конвенцией, устанавливаетсвоего рода санкции к странам, покинувшим Бернский союз (с целью защиты Бернскойконвенции от конкурирующего влияния Всемирной), там же устанавливается особыйпорядок применения Всемирной конвенции к странам-участникам Бернского союза. (Вчастности, если и страна происхождения, и страна где испрашивается защита, обеявляются членами и Бернского союза и Всемирной конвенции, то применяются нормытолько Бернской конвенции).[15]
Вопросы взаимосвязи Бернскойи Всемирной конвенций были окончательно урегулированы в Париже в 1971 году наконференции по одновременному пересмотру Бернской и Всемирной конвенций. Внастоящее время Российская Федерация участвует в обеих конвенциях именно вредакции 1971 года. А.П. Сергеев, анализируя уровень авторско-правовыхгарантий, требуемый в настоящее время и Бернской и Всемирной конвенцией,отмечает, что они, при наличии некоторых различий, практически совпадают.[16]
Российская Федерацияучаствует в региональном соглашении государств — участников СНГ осотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24сентября 1993 года.[17]Государства- участники договорились о применении в отношениях между собойправил всемирной конвенции в редакции 1952 года, считая себя связаннымиположениями данной конвенции с даты вступления ее в силу для бывшего СССР (27мая 1973 года). Участники заявили о намерении принятия законов, обеспечивающихавторскую охрану на уровне требований Бернской конвенции.
Участие Российской Федерациив Международной охране авторских прав является, безусловно, темой отдельнойработы. Но поскольку в этом вопросе Россия выступает как полноценный партнер,то по-мнению автора стоит рассмотреть и этот момент.[18]
 
Хотя первымизаконодательными актами в области охраны авторских прав в России были цензурныйустав и положение о правах сочинителя 1828г., вопросы международной охранырусских изданий возникали на практике и в предшествовавший период, когда охранаправ в этой области основывалась на системе привилегий, предоставляемыхгосударством отдельным типографиям на выпуск книг.
Первый известный случайподобного рода был связан с деятельностью типографии Академии Наук в 1732г., уАкадемии появился иностранный  конкурент, который стал ввозить в Россию книги,перепечатанные с изданий академической типографии. По просьбе Академииимператрица Анна Иоанновна  издала 26 октября 1732 года специальный указ, вкотором запретила ввоз в Россию подобных книг.
Интересно заметить, что впереписке великого русского поэта А.С. Пушкина, имя которого связано ссозданием первого российского закона в области авторского права, можно найтивысказывания касающиеся непосредственно международной охраны авторских прав. Вдекабре 1836г. Французский посланник в России А.Г. Берант обратился к А.С.Пушкину с письмом, в котором просил сообщить различные сведенья об охранелитературной собственности в России, в частности в отношении тогораспространяется ли действие соответствующих законов на другие страны.
Первой литературнойконвенцией, заключённой Россией с иностранными государствами, были конвенции сФранцией “О литературной и художественной собственности” 25марта-6апреля 1861г. Аналогичная конвенция была заключена с Бельгией. На практике значение этихконвенций было невелико и они практически не применялись.
В связи с истечением срокадействия конвенции Франции и заключением в 1886г.  Бернской конвенции широкообсуждали в печати конца 80х начала 90х годов XIX в. вопрос о возможномучастии России в Бернском союзе.
Одновременно с этим,представители издателей и книготорговцев, заинтересованных в сохранении полнойсвободы переводов, принимали различные меры против участия России в каких-либоконвенциях. Но всё-таки Россия заключила ряд соглашений со странами Европы обохране авторских прав. Это были: Конвенция с Францией 10.4.1912 (была заключенасроком на 3 года), с Германией 1.8.1913 (на 5 лет), с Бельгией (1915) и Данией (1915).Все эти договоры прекратили своё действие вследствие истечения срока ианнулирования советским государством такого рода международных договоров,заключённых царским правительством.
Интересно заметить, чтоСССР, при всей своей нелюбви к капиталистическому западу не допускал со своейстороны грубых нарушений прав находящихся под охраной международного авторскогоправа. Долгое время в СССР на практике не  признавали внутреннее авторскоеправо как  самостоятельный институт гражданского права способный реальнорегулировать отношения по поводу создания произведений науки, литературы иискусства. Считалось, что “Социалистическое авторское право, исходя из принципасочетания личных и общественных интересов, обеспечивает моральное иматериальное стимулирование творческих работников к созданию общественнополезных произведений и распространения в массах научных и культурныхценностей.[19]”
Дело в том, что в то времяпрактически не применялась практика улаживания споров связанных с вопросамиавторства в суде, а тем более выплат каких-либо компенсаций за нарушения прававторов. Это не говорит о том, что такого рода нарушений просто не происходило,но если такие нарушения и рассматривались, то это происходило в порядкерассмотрения на заседаниях соответствующих организаций, таких как союзкомпозиторов, союз писателей и т.д… Как правило ответственность в такихслучаях была чисто дисциплинарно -общественной. Учёные которые работали  в этойотрасли в первую очередь занимались вопросами  регистрации авторства исвязанных с  ней вопросами (сроки, ставки вознаграждения, порядки оформления идр.).
Не смотря на всё это,Советское государство понимало, что вопросы авторства зачастую выходят далекоза границы одного государства. В Москве было образованно целое ведомствозанимавшееся тем, что контролировало порядок использования произведенийсоветских авторов за рубежом. Эти произведения приносили не плохой доходстране, зачастую оставляя непосредственных авторов без достойноговознаграждения ( хотя иногда случалось и иное). Практически во всехцивилизованных странах автор полностью получал сумму вознаграждения, а затемплатил с неё налоги своему государству. В СССР было всё на оборот, государствополностью получало всю сумму, а затем уже решало стоит ли вознаграждать автораили нет. Я не хочу сказать, что авторы оставались без внимания, некоторые изних получали даже государственные премии (Сталинская, Ленинская и др.), что отем временам сулило настоящее благосостояние (и не только материальное), но ксожалению так случалось далеко не всегда.
Права зарубежных авторов вто время в нашей стране практически не нарушались. После войны в кинотеатрахпоявилось множество иностранных фильмов, их прокат приносил хороший доход в казну(сравнимый, разве что, с доходом от ликероводочной индустрии), все эти фильмыприобретались только на законных основаниях ( закупки, ленд-лизу[20], обмену и т.д.).Что касалось зарубежных литературных произведений, то работысовременников практически не печатались, а если и печатались, то это, какправило, были работы дружественных советскому режиму авторов, которых Союз умелблагодарить за их работу (зачастую в большем размере, чем этотребовалось.).Всесоюзная фирма звукозаписи “Мелодия” огромными тиражамивыпускала лицензионные грампластинки зарубежных исполнителей, не забывая приэтом исправно платить обладателям прав на авторство.
Однако несмотря на всё это,Союз не спешил присоединятся к международным конвенциям по охране авторскихправ.
Что касается Бернскогодоговора, то Россия присоединилась к нему лишь спустя почти сто лет после егопервого опубликования, в ноябре 1993 года[21].
В принятом в 1993 годуЗаконе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» вполном соответствии с положениями Всемирной конвенции об авторском правепредусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются не толькопроизведения, срок действия авторского права на которые истек, но ипроизведения, которым на территории Российской Федерации «никогда непредоставлялась охрана»[22](в частности, произведения иностранных авторов при отсутствии соответствующегомеждународного договора).
Следует отметить, что вопросо сроках действия авторских прав в России — один из самых сложных, что связанос неоднократными нововведениями в данной области, в частности, с продлениямисрока действия авторских прав физических лиц (в 1973 г. — с 15 до 25 лет послесмерти автора, а в 1992 г. — до 50 лет) и ограничением этого срока в отношенииавторских прав юридических лиц (в 1993 г. — 50-тью годами с моментаобнародования, ранее возникавшие непосредственно у юридических лиц авторскиеправа признавались бессрочными)[23].До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения, были ли в1993 году сроки действия авторских прав восстановлены или только продлены[24],хотя постепенно складывающаяся судебная практика находит все более«устойчивые» решения для отдельных из указанных выше проблем.

Заключение

В заключении хотелось быотметить, что система международной охраны авторского права  в основе своейстроится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римскаяконвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированиемобязательного минимума охраны.
Я считаю, что на сегодня внашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальнойохраны и регулирования вопросов в сфере авторства.
Большая роль в регулированиивопросов охраны, на мой взгляд должна отводится органам ОВД, особенно в связи стем, что с января 1996 года, в уголовном законе появился новый составпреступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многихстранах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные  отделыкоторые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.
Государство не должноупускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов,из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.
Фильмы, литературные имузыкальные произведения, картины художников и т.п., обладая нематериальнойценностью, приносят их творцу помимо духовных (слава и признание) также иматериальные блага и считаются собственностью лица, творческим трудом которогоони созданы. Как и любое другое имущество, авторские произведения могут бытьобъектами кражи и незаконного пользования. Если материальные объекты собственностимогут быть защищены от кражи путем помещения их под замок, объекты творческоготруда, в силу своего нематериального характера, нуждаются в специальной защите.По этой причине имущественные и неимущественные права авторов (авторские права)охраняются специальными законами как на национальном, так и на международномуровне.
В век всеобщей глобализации(как в экономике, так и в культуре) эффективная защита авторских прав зарубежом приобретает особое значение. Россия и ведущие западные державы являютсякрупнейшими «экспортерами» и «импортерами» авторскихпроизведений и других объектов интеллектуальной собственности. И хотя все этидержавы являются участницами Бернской конвенции и имеют современноезаконодательство об авторском праве, случаи массового и грубого нарушенияавторских прав далеко не единичны. В России по-прежнему нарушаются права наголливудские фильмы, в США, к примеру, — права ведущих российских издателей исредств массовой информации[25].И это — только наиболее известные случаи несоблюдения авторских прав.
Возникает естественныйвопрос — можно ли избежать такие нарушения? К сожалению, искоренение пиратства- задача практически невыполнимая, по крайней мере на данном этапе. Вместе стем, любое заинтересованное лицо может вполне успешно бороться за соблюдениесвоих авторских прав на конкретные произведения. Необходимо признать:отстаивание своих прав всегда требует затраты энергии, времени и денег,особенно в Америке. И вместе с тем, защита авторских прав в США вполне доступнаи реально осуществима. Стоит отметить однако, что правовая система США особенноблагоприятствует тем, кто предпринял определенные предварительные действия позащите своих прав[26].Таким образом, доступная в финансовом отношении защита авторских прав целикомзависит от самих авторов и организаций, в которых или с которыми авторысотрудничают.
И между тем”… РоссийскаяФедерация как правопреемница СССР получила в наследство вполне«приличную» систему авторского права, в целом отвечавшуюмеждународным стандартам. После модификации своего авторского законодательствав 1992 г. и вступления в члены Бернской конвенции в 1995 г., Россия, можносмело утверждать, обладает современным законодательством по охране авторскихправ.[27]Произведения российских авторов охраняются как на территории России, так и заграницей. Иск российских СМИ к «Рашн куриер» наглядно показал, чтоохрана авторских прав за рубежом (в частности, в США) может быть вполнеуспешной. При этом надо, однако, всегда помнить, что судебная тяжба натерритории иностранного государства требует хороших знаний не толькомеждународного права, но и права этого государства. ”[28]
 
Библиография
 
I. Нормативные акты
 
 ЗаконРоссийской Федерации от 09.07.93 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежныхправах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1242; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2866).
Закон Российской Федерации “Об авторском праве исмежных правах” 9 июля 1995 года.
Гражданскийкодекс РСФСР 1964 года
Постановление правительства РФ “О присоединении кБернской конвенции ...”
ПостановленияВерховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 г. «О порядке введенияв действие Закона Российской Федерации „Об авторском праве и смежныхправах“ (Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатовРоссийской Федерации, 1993, № 32, ст. 1244).
Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года(пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года.).
Конвенция об охране производителей фонограмм отнезаконного воспроизводства их фонограмм. От 29 октября 1971 года.
Текст Бернской конвенции “Об охране литературных и художественныхпроизведений”  1886 года.
Текст Бернской конвенции “Об охране литературных ихудожественных произведений”  с изменениями от 24 июля 1971 года
Соглашение о сотрудничестве в области охраныавторского права и смежных прав. Подписано в г. Москва 24 сентября 1993 года.Сборник „Авторское право и смежные права“. Минск. Амалфея. 1999. Стр.273-276.
II.Научная и учебная литература
 
Богуславский М.М. “Вопросы авторского права вмеждународных отношениях.” Москва 1973
 
БурякЕ.М., Международное авторское право, М.,1999 г.
Гаврилов Э.В. “Издательство и автор. Правовыевопросы.” Москва 1991.
Кузнецов М.П. “Международное сотрудничество вобласти изобретательского и авторского права.” Москва 1977
Матвеев Ю.Г. “Международные конвенции об авторском праве”Москва 1983.
Матвеев Ю.Г. “Международная охрана авторских прав.”Москва 1987.
Попова И.В. Авторское право и смежные права. Минск.Амалфея. 1999
Суханов Е.А.(под ред.) “Гражданскоеправо”учебник в 2-х томах. Москва-Бек 1995
СергеевА.П. Авторское право России.СПб, 1994

III.Материалы периодической печати
 
ВольченкоМ. “Иск российских средств массовой информации к „Рашн куриер“: судНью-Йорка применяет нормы международного, американского и российскогоавторского права (правовой комментарий судебного решения”// ZiP № 1-2(41-42)www.miripravo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика международного стандарта финансовой отчетности
Реферат Александр Николаевич Радищев Путешествие из Петербурга в Москву
Реферат Италия в стихах А Блока и Н Гумилева
Реферат Демографічна ситуація в Україні та шляхи її покращення
Реферат Роль инвестиционных институтов в инновационно-индустриальном развитии Казахстана
Реферат Причины давления и стресса. Способы смягчения давления и стресса
Реферат Политика преодоления кризиса неплатежей в экономике
Реферат Законодавче регулювання робочого часу
Реферат Культура как социальное явление 2
Реферат The Telecommunications Industry Essay Research Paper The
Реферат Диалог как форма психологического воздействия Проблемы связанные
Реферат Вывих плечевого сустава. Комплекс восстановительных упражнений
Реферат Революция и Гражданская война в русской литературе ИЭ Бабель и МА Шолохов
Реферат Организационное обеспечение деятельности отдела документационного обеспечения управления Костромской таможни
Реферат «Порт-Артур и другие воинские мемориалы за рубежом как инструмент поддержания международного имиджа России»