Оглавление
Введение
1. Понятие ипризнаки льгот в финансовом праве
2. Правила предоставления льгот вфинансовом праве
2.1 Принципыльготирования
3. Формы налоговыхльгот
3.1 Налоговые режимы
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
льгота налоговый вычет
Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мереразвития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси подльготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан.
В XVIII—XIX вв. понятие льготы расширилось: подльготойстали пониматься удобство условий осуществления экономических отношений междуразличными категориями населения. Посредством льгот государство стало решатькрупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскомупризыву, воинские льготы казаками служилым людям.
В советский период значение льгот, с одной стороны,укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорийнаселения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны,экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовалинормальному механизму и функционирования льгот. В частности, предоставлявшиесяна льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците.
Количество законодательно закрепленных льгот в периодпереходной экономики России, с одной стороны, значительно расширилось, с другой— их реализация оказалась затруднительной, так как не были обеспеченыэкономические условия для их предоставления.
В настоящее время льготы являются одним из инструментовреализации государственной политики в социально-экономической жизни общества,потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.
Это обуславливает актуальность данной темы курсовой работы,новизну и практическую значимость.
Во многом объясняется обращение ученых — правоведов,социологов, экономистов, политологов к исследованию вопросов предоставленияльгот. В рассматриваемом аспекте нас прежде всего будут интересоватьюридические научные работы. Большинство публикаций посвящено применению льготеразличных отраслях права. В то же время общетеоретические проблемы рассмотренынедостаточно широко. Льготы как самостоятельное правовое явление рассматриваютне так много ученых, можно упомянуть следующих: А.В. Малько, И.С Морозова, Д.НБахрах, М.Н Марченко.
Часть работы посвящена практическим аспектам, в частностипроблемам монетизации льгот.
Какобщенаучная категория льгота — это «предоставление каких-либо преимуществ,частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей илиоблегчение условий их выполнения».
Принаписании данной работы были поставлены следующие задачи:
— определить понятие льгот и их признаков;
— рассмотретьоснования для предоставления налоговых льгот;
— изучитьформы налоговых льгот.
1. Понятиеи признаки льгот в финансовом праве
В необходимыхслучаях при установлении налога в акте налогового законодательства могутпредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельнымкатегориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачиватьего в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налоговогобремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то естьпредоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, посколькуих установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Дляотдельных налогов и сборов – например, для налога на игорный бизнес, водногоналога – какие-либо льготы могут и не устанавливаться. Налоговые льготыпредоставляются либо в целях социального выравнивания материального положенияразличных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особыезаслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств,направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественноготоваропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны)и т.д. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговыельготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целяхразвития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности,инвестиционной деятельности[1].
По мнению М. Карасева, под правовойльготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее емуполнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлениидополнительных, особых прав (преимуществ), так и освобождении от обязанностей[2].
Правовым льготам присущи следующиепризнаки.
Во-первых, они сопровождаются болееполным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий ихжизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественныхинтересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить,улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своихинтересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенноезначение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностейвыступает в качестве льготы.
Во-вторых, правовые льготы представляютсобой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативногохарактера, выступают способом юридической дифференциации .
Характеризуя правовые льготы, важноотметить, что они в теории права рассматриваются как элемент прежде всегоспециального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свободсубъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступаютправомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентнымиорганами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурамиправотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а неправоприменительных актов.
При этом основная цель правовых льготзаключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.
А.В. Малько, И.С. Морозова предлагаютследующее определение правовой льготы: «Под правовой льготой понимаетсяправомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворитьсвои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав(преимуществ), так и в освобождении от обязанностей».
Хрешкова В.В.попробовала определиться с понятием правовойльготы через ее признаки:
— льготы представляют собой исключения, отклонения отединых требований нормативного характера;
—льготы закрепляются в нормативном правовом акте;
—льготы являютсяспособом юридической дифференциации, с их помощью устанавливается специальныйстатус субъектов права;
—льготы носятстимулирующий и компенсационный характер.
Актуальна также мысль о том, чтокомпенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерноравных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силубиологических и социальных причин.
Отсутствие классификации налоговых льготи их основных идентифицирующих признаков в федеральном законодательстве,позволяет говорить об определенном дисбалансе в сочетании фискальной ирегулирующей функций налога, необходимость которого обусловлена различиямиэкономических потенциалов налогоплательщиков, особенностями их социальногостатуса, различными индивидуальными особенностями, позволяющими, обобщая этиособенности, группировать налогоплательщиков по каким-либо качественнымпризнакам, что позволяет отграничивать их от иных участников экономическойдеятельности.
Рассматривая вопрос о правовойклассификации налоговых льгот и их основных признаках, отметим различныеподходы.
Так, С.В. Барулин и А.В. Макрушинпредлагают разделять налоговые льготы на:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех налогоплательщиковльготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорийплательщиков;
3) безусловные и условные налоговыельготы;
4) общеэкономические и социальныеналоговые льготы.
Отдельные авторы предлагают подразделятьльготы на: изъятия, скидки и освобождения. То есть исходя из механизма ихприменения и не связывая их с правовым статусом налогоплательщиков.
Однако с точки зрения современногороссийского законодательства о налогах и сборах налоговые освобождения далеконе всегда могут однозначно рассматриваться в качестве налоговых льгот, так какони по большей части связаны не с субъектом, а с объектом, в отношении которогоустанавливаются определенные изъятия с точки зрения налогообложения. А это невполне соотносится с пониманием льготы как определенного преимущества,предоставляемого определенной категории налогоплательщиков, имея в виду наличиеу этой категории или группы налогоплательщиков определенных идентифицирующихпризнаков, позволяющих установить различия в правовых статусах различных группналогоплательщиков для оценки возможности и целесообразности установления поотношению к ним определенных правовых механизмов и предоставления имвозможности использовать различные правовые средства при исчислении и уплатеналогов и сборов, с целью облегчения их налогового бремени и создания болееблагоприятных по сравнению с другими группами налогоплательщиков условий. Вприведенных примерах используется смешанный подход, который в качестве условияпредоставления налоговой льготы в одних случаях предлагает исходить изиндивидуально обобщенных особенностей различных налогоплательщиков, позволяющихих идентифицировать в качестве самостоятельной группы (категории), с другойстороны, использовать иные критерии, позволяющие налогоплательщикамминимизировать налоговую нагрузку, исходя не из особенностей правового статуса,а в связи с какими-либо «внешними», не связанными с их правовымстатусом обстоятельствами. Наиболее частым критерием здесь выступает характеросуществляемой налогоплательщиком деятельности.
Особенно такой способ стимулированияраспространен на уровне законодательства субъектов Российской Федерации
Налоговыельготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, ихиспользование не может свидетельствовать о недобросовестностиналогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те илииные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму,обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость ихуплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этойчасти на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законноустановленных налогов (Постановление КС РФ от 27.05.2003 № 9-П). Налоговаяльгота – разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправеотказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на одинили несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ отсоответствующей льготы может быть ограничено законодателем. Дело в том, чтоналоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридическойконструкции налога, и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщикаот реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушатьмеханизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия для реализацииконституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, кактого требует ст. 57 Конституции РФ, и существенно затруднялся бы налоговыйконтроль. В частности, ст. 145 НК РФ, регулирующая освобождение организаций и индивидуальныхпредпринимателей от исполнения обязанностей плательщика НДС, не предусматриваетдобровольный отказ налогоплательщика от данной льготы до истечения соответствующегосрока; такой отказ возможен только в отношении будущих налоговых периодов.Налогоплательщик, освобожденный от исполнения обязанностей, связанных сисчислением и уплатой НДС, не вправе включать сумму данного налога в цену товара.Налоговое законодательство лишь предоставляет налогоплательщику право, но необязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один илинесколько налоговых периодов. Однако, подчеркнул КС РФ, осуществляя соответствующийвыбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизмапредоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этомустановление в НК РФ особенностей применения налоговых льгот, в том числе ввиде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговойльготы, также не направлено на ущемление конституционных прав и свободналогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправепредусмотреть и особый порядок ее использования (Постановление КС РФ от05.02.2004 № 43-О).
2. Правила предоставления льгот вфинансовом праве
Налоговые льготы традиционно выступают вдвух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и какважнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.
Как считает Хрешкова В.В., льготы по налогам и сборам могутпредоставляться в следующих целях:
—реализации федеральных,региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных кчислу приоритетных;
—стимулированияиспользования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения иобновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства,выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;
—повышения уровнясоциальной защиты населения;
— обеспечения полноты и своевременности поступлений суммналогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней[3].
Два основных критерия, по А.В. Демину, являющихсяоснованием для предоставления налоговых льгот:
Во-первых, выделяются категорииналогоплательщиков по субъектному составу (то есть используются определенныеиндивидуально обобщаемые признаки налогоплательщиков, связанные с их личнымиособенностями и в конечном счете — их правовым статусом, например обществаинвалидов) причем, для законодательства характерно освобождение от уплатыотдельных налогов и сборов не только непосредственно этих организаций, но иорганизаций, учрежденных обществами инвалидов.
Сюда же можно отнести и субъектов малогопредпринимательства, которые соответствуют определенным количественнымкритериям, устанавливаемым законодательством о малом предпринимательстве.Однако здесь отсутствуют индивидуально обобщенные признаки, позволяющиеидентифицировать субъектов малого предпринимательства в качестве особой группыили категории налогоплательщиков. За основу берутся определенные экономическиепоказатели, установленные законодательством о малом предпринимательстве,позволяющие идентифицировать субъектов экономической деятельности в качествесубъектов малого предпринимательства.
Во-вторых, нередко налоговые льготыустанавливаются независимо от принадлежности налогоплательщиков к определенной«категории», а исходя из характера (вида) осуществляемой имидеятельности. И через характер (вид) деятельности формируется определеннаякатегория (группа) налогоплательщиков, что не вполне соответствуеттеоретическим подходам относительно правовой льготы, как преимущества,предоставляемого субъекту определенного правоотношения, исходя из особенностейего правового статуса.
Теоретически льготы, в отличие от другихналоговых инструментов, должны быть в первую очередь связаны с качественнымихарактеристиками субъектов налоговых правоотношений, позволяющимиидентифицировать этих субъектов в виде самостоятельной группы участниковобщественных отношений, и получающих вследствие такой идентификации право наполучение и использование налоговых льгот (инвалиды, общества инвалидов,граждане из социально незащищенных семей, лица, пострадавшие в результатетеррористических актов, техногенных катастроф и т.д., организации, привлекающиек участию в работе инвалидов, малые предприятия и т.д.).
При этом нельзя не оговориться, чтокачественные признаки здесь тесно связаны и с определенными количественнымихарактеристиками (например, для получения статуса малого предприятия необходимосоответствовать признакам, установленным Федеральным законом N 88-ФЗ «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации»)[4].
2.1Принципы льготирования
В частности, среди основных претензий к законодателю отметимнеконкретность и расплывчатость определения льготы по налогам и сборам; «… тепризнаки, которые установлены в НК РФ в настоящее время, позволяют подналоговую льготу подводить любое нормативно установленное освобождение отуплаты налогов или условие, в связи с которым налогоплательщик получаетвозможность законно минимизировать суммы налогов, подлежащих уплате в бюджеты».Также не совсем ясно, использует ли законодатель термины «налоговая льгота» и«льгота по налогам и сборам» как синонимы или подобные разночтения связаны с«техническими» ошибками. В доктрине же многие исследователи используют эти дватермина как взаимозаменяемые.
Далее, характеризуя налоговые льготы, я рассмотрю принципы ихпредоставления:
—не допускаетсяустанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности,гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
—нормы законодательствоо налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льготпо налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер;
—налогоплательщиквправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использованиена один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотренозаконодательством о налогах и сборах;
—льготы по налогом исборам могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах.
В отношении порядка установления и отмены льгот применяются следующиеправила:
—льготы пофедеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются только Налоговымкодексом РФ;
—льготы порегиональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или)законами субъектов Российской Федерации о налогах;
—льготы по местнымналогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах(законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)[5].
3. Формыналоговых льгот
В налоговом законодательстве вопрос о формах налоговых льготи их основных признаках четко не регламентирован. Есть несколько теоретическихподходов к определению форм налоговых льгот. Например, исходя из механизма ихприменения льготы могут предоставляться в следующих формах: изъятия, скидки иосвобождения». Встречается также более детальное разграничение льгот нанеоблагаемый минимум объекта налога (сбора); изъятие из обложения определенныхобъектов налога (сбора); освобождение от уплаты налога (сбора); понижениеналоговых ставок; вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате; иныепредусмотренные законодательством о налогах и сборах. К иным можно такжеотнести изменение срока уплаты налога и реструктуризацию задолженности поналогам, пени и штрафам.
Формы налоговыхльгот достаточно разнообразны. Рассмотрим отдельные виды налоговых льгот, ккоторым относятся:
1) Освобождениеотдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Так, согласно п. 1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождениеот исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатойНДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручкиот реализации товаров (работ, услуг) этих лиц без учета НДС не превысила всовокупности один миллион рублей. Законы многих субъектов РФ освобождают отуплаты некоторых региональных налогов и сборов пенсионеров, инвалидов, другие категорииналогоплательщиков. Освобождение от уплаты налога может носить бессрочный характерили же предоставляться на определенный срок (т.н. «налоговые каникулы»).
2)Освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, ст. 217 НК РФ предусматриваетболее тридцати видов доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходыфизических лиц, включая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационныевыплаты, алименты, гранты и др. От налогообложения акцизами освобождается передачаподакцизных товаров одним структурным подразделением организации дляпроизводства других подакцизных товаров другому такому же структурномуподразделению этой организации; реализация денатурированного этилового спирта; первичнаяреализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и др.(ст. 183 НК РФ). НК РФ устанавливает 14 видов выплат, не облагаемых единымсоциальным налогом (ст. 238) и почти три десятка доходов, не подлежащих налогообложениюналогом на прибыль организаций (ст.251). В отношении имущественных налогов этальгота выражается в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.В частности, от налогообложения освобождаются памятники истории и культурыфедерального значения, объекты социально-культурной сферы, используемые для нуждкультуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохраненияи социального обеспечения, космические объекты и некоторые другие видыимущества (ст. 381 НК РФ).
Иногда налоговыельготы представляют собой определенное сочетание налоговых освобождений и посубъекту, и по объекту одновременно. Например, согласно ст. 381 НК РФ от уплатыналога на имущество освобождаются организации и учрежденияуголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении имущества,используемого для осуществления возложенных на них функций; религиозные организации– в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности,и т.п.
3)Понижение налоговой ставки. В настоящее время общая ставка по НДС составляет 18%, но в отношении некоторых продовольственных товаров и товаров для детей, периодическихпечатных изданий, отдельных медицинских товаров применяется ставка в два разаменьшая. Общая ставка по налогу на доходы физических лиц составляет 13 %, но вотношении дивидендов размер ставки снижается до 9 %.
4)Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм из налоговойбазы. В некоторых случаях налоговые вычеты производятся непосредственно изисчисленной суммы налога, подлежащей к уплате. В зависимости от влияния нарезультаты налогообложения налоговые вычеты подразделяются на лимитированные(размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая базаможет быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).
Глава 23«Налог на доходы физических лиц» устанавливает четыре вида налоговых вычетов – стандартные,социальные, имущественные и профессиональные. Так, каждое физическое лицо имеетправо на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, которыйпредоставляется ежемесячно и действует до месяца, в котором доходналогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периодаработодателем, предоставляющим данный налоговый вычет, превысит 20 тыс. рублей(пп. 3 п.1 ст. 218 НК РФ). Данный вычет представляет собой реализацию идеи о необходимостиустановления в законодательстве некоторого минимума доходов, свободных отналогообложения, который существует в налоговых системах большинства государствмирового сообщества. «Величина этого минимума всегда определялась в зависимостиот уровня средних потребностей населения, от уровня инфляции, от фискальныхпотребностей государства». К сожалению, какое-либо обоснование размеровналогового вычета в 400 рублей, его привязка к прожиточному минимуму,потребительской корзине, инфляционным процессам либо другим показателям внастоящее время отсутствуют.
Исследуя правовую природу налоговыхвычетов, отметим, что этот институт налогового права используется (не всегдаоправданно) применительно к совершенно различным по своей природе отношениям.То есть правовые основания для их использования весьма различны. Налоговыевычеты используются в Налоговом кодексе Российской Федерации одинаково и вкачестве «налоговых льгот», и в качестве «освобождений». Так, статьей 218Налогового кодекса Российской Федерации установлены стандартные налоговыевычеты. Эти вычеты предоставляются налогоплательщикам, обладающим обобщеннымииндивидуальными признаками, — например, лица, получившие или перенесшие лучевуюболезнь, и т.д. В данном случае налоговые вычеты явно выражаются как налоговыельготы, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков, всмысле статьи 56 Кодекса.
Статьей 219 Кодекса установленысоциальные налоговые вычеты. Здесь используются иные основания для ихприменения. В качестве квалифицирующего признака здесь выделяется совершениеналогоплательщиком какого-либо активного действия. В соответствии с подпунктом2 пункта 1 указанной статьи налогоплательщик имеет право на получениеналогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение вобразовательных учреждениях.
Статьей 220 Налогового кодексаРоссийской Федерации установлены имущественные налоговые вычеты.
Эта категория вычетов применяется присовершении налогоплательщиком определенных сделок – продажа жилых домов,квартир, дач, садовых домиков и т.д.
Важным аспектом данного вычета являетсявозможность использования вместо права на получение имущественного налоговоговычета уменьшения суммы фактически произведенных и документально подтвержденныхрасходов налогоплательщика, связанных с получением этих доходов за исключениемреализации принадлежащих ему ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров(работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации, если иное не установлено главой 21, невключаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыльорганизаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, когдасуммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг),в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактическиуплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальныхактивов, в установленных случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога надобавленную стоимость в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса на установленныестатьей 171 налоговые вычеты.
При этом вычетам в соответствии спунктом 2 указанной статьи подлежат суммы налога, предъявленныеналогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) натерритории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозетоваров на таможенную территорию в соответствующих таможенных режимах выпускадля свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможеннойтерритории.
Теманалоговых льгот нередко увязывается с проблемой справедливости налогообложения.С одной стороны, справедливость требует, чтобы все налогоплательщики обладалиравным правовым статусом, без учета их индивидуальных особенностей. Налоговые льготыодним социальным группам перекладывают налоговое бремя на другихналогоплательщиков. С другой стороны, абсолютное юридическое равенство можетобернуться тяжелыми социальными последствиями для отдельных категорийналогоплательщиков. В частности, для инвалидов, пенсионеров, детей, безработныхили лиц, пострадавших от стихийных бедствий, отсутствие привилегий изначальноне позволит наравне со всеми конкурировать в условиях единого правопорядка.Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их налогово-правовойстатус должен содержать льготы, преференции, преимущества, различные формы социальнойподдержки (например, предоставление льгот для благотворительной деятельности). Последнееявляется неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонениемобоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма.Предоставлением различного рода налоговых льгот в сфере налогообложенияреализуется идея социальной солидарности. «Справедливые льготы отдельным гражданам,– верно отмечает М.В. Баглай, – исправляют этические пороки формальногоравенства между всеми гражданами».
Не во всех перечисленных случаях предоставление льгот зависитот категории налогоплательщика. Ведь, по определению законодателя,предоставление той или иной льготы должно быть связано с субъектом,уплачивающим налог или сбор. Например, единым социальным налогом не облагаютсяряд выплат — то есть льгота в данном случае предоставляется на объектналогообложения. Понижение ставки НДС связано с категорией товара. 6 связи сэтим можно отметить еще одно из многих несовершенств, данных законодателем вопределении льготы по налогам и сборам: предоставление льгот зависит от рядакритериев, а не одного, т.е. категории налогоплательщика.
3.1 Налоговые режимы
Также дискуссионным является вопрос о месте специальныхналоговых режимов, а именно можно ли относить их кразновидностямналоговых льгот. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядокисчисления и уплаты налогов, в том числе за/>мену совокупностиналогов и сборов одним налогом. К специальным налоговым режимам относятся:
1)системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единыйсельскохозяйственный налог);
2)упрощенная системаналогообложения;
3)системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности;
4)системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налоговые режимы, как правило, предоставляются в зависимостиот характера деятельности, осуществляемой налогоплательщиками. Такженеобходимость в налоговых режимах обоснована в случаях, когда нет объективныхвозможностей отследить порядок определения налоговой базы в силу спецификидеятельности налогоплательщиков или когда объем доходов налогоплательщиков непревышает законодательно установленных пределов. В конечном итоге посредствомприменения отдельных налоговых режимов налогоплательщики, соответствующие темпризнакам, которые обязательны для их использования, могут значительно снизитьналоговое бремя по сравнению с другими налогоплательщиками. То есть специальныйналоговый режим предусматривает льготы, но не только, поэтому относить егополностью к виду налоговой льготы представляется невозможным.
Финансово-правовые льготы могут предоставляться не только поуплате налоговых платежей. В частности, в данной связи следует упомянуть ильготы по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 318 Таможенногокодекса РФ к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог надобавленную стоимость (далее — НДС), акцизы и таможенныесборы, взимаемые приперемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в системульгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывознойпошлины (далее — НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаровна таможенную территорию РФ.
Как и таможенные сборы, таможенная пошлина отнесена к такомувиду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Еслирассматривать льготы по уплате указанных таможенных платежей с точки зренияналогового и бюджетного регулирования, то можно было бы подразделить их на двегруппы — налоговые и неналоговые (или просто иные). Классифицировать льготы поуплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам,форме предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления,по моменту уплаты.
Льготы по уплате таможенной пошлины в доктрине именуютсятаможенно-тарифными[6]. В законодательстве вотношении льгот по уплате таможенной пошлины применяются следующие термины:«тарифная льгота» и «тарифная преференция». В соответствии со ст. 34 Закона РФ«О таможенном тарифе»[7] «под тарифной льготой(тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или водностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерациильгота в отношении товара, перемещаемого через таможеннуюграницуРоссийской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения отоплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот напреференциальный ввоз (вывоз) товара». Предоставление тарифных льгот ипреференции осуществляется в разных формах. Тарифные льготы предоставляются ввиде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобожденияот пошлины Тарифные преференции предоставляются в виде: установления тарифныхквот, освобождения от оплаты ввозных пошлин, снижения ставок ввозных таможенныхпошлин. Предоставление тарифных преференций прежде всего зависит от страныпроисхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифныхльгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли ипод каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т.д.
При рассмотрении льгот по «внешним» НДС и акцизам нельзязабывать о соотношении таможенного законодательства и законодательства оналогах и сборах: «при регулировании отношений по установлению, введению ивзиманию таможенных платежей таможенное законодательстве Российской Федерацииприменяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерациио налогах и сборах» (ст. 3 ТК РФ). Следовательно, по отношению к «внешним» НДСи акцизу мы можем пользоваться положениями о льготах по налогам и сборам,закрепленными в Налоговом кодексе РФ и иных актах законодательства о налогах исборах, уже рассмотренных выше.
Льготы по уплате таможенных сборов (за таможенное оформление,сопровождение и хранение) предоставляются в форме освобождения от уплаты ивозврата ранее уплаченных сборов, отсрочки (рассрочки) их уплаты.
Если обратиться к подрезделу 3 ТК РФ, в котором описываютсяспециальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они. по сути,представляют собой совокупность льгот (как и в случае со специальныминалоговыми режимами), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемыхчерез таможенную границу предметов и лиц, перемещающих через таможенную границутовары. Но опять же, данные льготы предоставляются не только по уплатеплатежей, но и по порядку прохождения таможенного оформления и контроля. Данныельготы носят комплексный характер, и выделять их в качестве самостоятельнойформы льготы было бы ошибочным.
Можно выделить льготы и в бюджетных правоотношениях. Речьидет о федеральных дотациях, направляемых на поддержку регионов. Так, например,Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на2006 год» предусмотрено распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетнойобеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовойподдержки субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектовРоссийской Федерации. При этом критерием для предоставления указанной помощиявляется степень обеспеченности региона.
Рассматривая льготы в финансово-правовом аспекте, нужновспомнить и о порядке финансирования расходов на льготы. Если обратиться кположениям Бюджетного кодекса РФ, то среди документов и материалов,составляемых одновременно с проектом бюджета, составляется ряд документов иматериалов, в частности оценка потерь бюджета от предоставленных налоговыхльгот. Действительно, если рассматривать льготы сточки зрения их влияния наразмер поступлений в бюджет, то можно прийти к выводу о льготах какисключительно «негативном» явлении. Устанавливая обязанность по уплатеналоговых платежей, государство преследует прежде всего фискальную цель.
Что касается таможенно-тарифных льгот, то их предоставлениеблаготворно сказывается не только на экономической ситуации внутри станы. Такжеони призваны регулировать международный рынок товаров и благоприятновоздействовать на межгосударственные политические отношения.
Заключение
Краткиевыводы по разделам исследования льгот в финансовом праве:
Понятие правовых льгот следует отличать от ряда иных правовыхкатегорий, на первый взгляд являющихся синонимичными: дозволений, поощрений,компенсаций, гарантий, привилегий, иммунитетов, преференций, субсидий,социальных пособий.
Льготы можно классифицировать по различным основаниям. Вчастности, в зависимости от отрасли права, которой регулируется порядок ихпредоставления, выделяют льготы в гражданском, административном,конституционном, трудовом, финансовом, таможенном и др.
Во избежание злоупотреблений в области предоставления льготгосударство должно создать прочную нормативно-правовую базу, основанную наобщей концепции. Однако в ходе рассмотрения льгот не раз быливыявлены«неточности» регулирования института финансово-правовых льгот, начиная с общихпонятий о льготах.
Если говорить о том, необходимы ли льготы как правовойинструмент (данный вопрос является дискуссионным), среди ряда аргументов впользу льгот можно привести перечисленные положения о роли льгот вэкономической сфере. Однако отсутствие единого подхода, четкости нормативногорегулирования ставит под сомнение возможность их успешного применения иреализации возложенных на них функций.
Источниками информации для написания работы по теме «Льготы вфинансовом праве» послужили базовая учебная литература, фундаментальныетеоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи иобзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература,прочие актуальные источники информации.
Список использованныхисточников
1.Налоговый кодексРФ. Часть 1.31 июля 1998г.
2.Налоговый кодексРФ. Часть 2.5 августа 2000г.
3. Закон РФ «Отаможенном тарифе» 21 мая 1993г. №5003-1
4.Бахрах Д.Н.Правовые льготы// Справедливость и право. Свердловск.1989
5.Беляева Н.А.Налоговые льготы по налогу на имущество организаций// Налоги.2007 №29
6.Демин А.В. Налоговоеправо России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер.
агентство по образованию;Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006.
7.Карасев М. Налоговыельготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты// Финансовоеправо.2004 №5
8.Малько А.В. Льготыв праве: общетеоретический аспект//Правоведение 1996 №1
9.Малько А.В.Льготная и поощрительная правовая политика СПб.,2004
10.Малько А.В.Льготы и поощрения как важнейшие средства регионального законодательства//Правоведение 1999г. №1.
11.Налоги иналоговое право/ под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс,1999
12.Комментарий кНалоговому кодексу РФ/ под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова
13.Кучеров И.И.Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. И доп. М.: ЦентрЮрИнфор,2006
14.Хрешкова В.В.Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект// Финансовое право.2007№2.
15.Халипов С.В.Таможенные льготы по действующему законодательству
Размещено на www.