СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Понятие экологической преступности
1.1 Правовая охрана природы и её составных компонентов
1.2 Экологические системы, подлежащие правовой охране
Глава 2 Криминологическая характеристика экологической преступности
2.1 Состав экологического преступления
2.2 Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве
2.3 Особенности детерминации и причинности
2.4 Борьба с экологической преступностью
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Закон РФ 1997 г. «Об охране окружающей природной среды» отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.
В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.
Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.
В последние годы мы столкнулись с появлением новых, притом опаснейших видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это захоронение на территории России сотен тонн радиактивных, токсичных, опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.
Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняют трудностями экономического положения. Производители не только экономят на природе и нарастающими темпами потребляют природные ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.
Всвязи со сказанным, предупреждение экологической преступности приобретает самоеострое значение. Эффективность же организации борьбы с данным видомпреступности возможна только при наличии полного и ясного представления о самомкриминологическом явлении экологической преступности и причинах, еепорождающих.
Всевышеуказанные обстоятельства, а также недостаточность освещения проблематикиэкологической преступности как криминологического явления в современнойотечественной науке и обусловили выбор темы курсовой работы.
Глава 1 Понятие экологической преступности
Экологическаяпреступность – это общественно опасное, сопряженное с экологическим рискоми/или влекущее вред окружающей среде и представляющее угрозу экологическойбезопасности общества, относительно массовое и устойчивое, социально-правовое ипсихологически обусловленное явление, подрывающее биологические основы жизнивсего живого на Земле.
Размах, который приобрели экологическиеправонарушения в современной России, поистине огромен. В целом, удельный весэкологических преступлений в общем количестве зарегистрированной преступностивырос более, чем в пять раз за последние семнадцать лет. По сравнению с 1990годом прирост экологической преступности составил в 2006 году 1061,94%. Приэтом количество официально зарегистрированных преступлений и правонарушений несоответствует реальной картине. По мнению специалистов, латентность в этойсфере составляет почти 100%. Все эти обстоятельства заставляют говорить уже необ отдельных фактах правонарушений, а об экологической преступности каккриминологическом явлении. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать ростколичества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в25,8 раза, т.е. 88050 преступлений.
Обращаетна себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологическойпреступности, но и организованность и профессионализм ее форм, что приводит ксамым тяжким последствиям. Для занятия данным преступным бизнесом создаютсяорганизованные преступные группы. Примерно от 70% до 80% совершенныхпреступлений имеют транснациональный характер. Излишне говорить о том, чтосовершение противоправных действий и рост экологической преступности усиливаютвлияние антропогенных и природных факторов и усугубляют экологический кризис.
1.1 Правовая охрана природы и ее составных компонентов
В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы — составная часть природопользования В России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование).
Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.
Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.
Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.
Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.
Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека.
Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.
1.2 Экологические системы, подлежащие правовой охране
Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».
Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая — санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая — охрана природы и неистощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще обширного Отечества.
Существует насущная необходимость уменьшения «потребительного давления» человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня своей жизни. В условиях индустриального общества — это главный фактор отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня.
Разумеется, это воздействие — неизбежное следствие жизнедеятельности человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но этот процесс необходимо регулировать нормами экологического права.
Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская (региональные), Красная книга — совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.
Нормирование качества — это установление показателей (нормативов) предельно — допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.
Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).
Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.
Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.
Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).
Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.
Государственный экологический мониторинг — это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. Кроме Роскомгидромета его осуществляют Минприроды, Россанэпиднадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.
Примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.
Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:
повреждение — частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;
истощение — уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);
уничтожение — полное качественное и количественное приведение в негодность;
загрязнение — любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.
Ст. 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяют термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же время «порча» — это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле — это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» — это стадии «разрушения» — процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи).
Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством в пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.
Следует различать две взаимосвязанные формы вреда — ущерб, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).
Экологический ущерб — это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права.
Экономические убытки определяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки — это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.
Глава 2 Криминологическая характеристика экологической преступности
2.1Состав экологического преступления
Согласнотеории права совершенное деяние — объективное основание юридическойответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющаясостав и признаки данного преступления, а вина служит субъективным основанием.Однако выделение нормы, вины и деяния в качествеоснований в известной мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточнодля реального привлечения преступника к ответственности. Поэтому единственным идостаточным юридическим основанием ответственностиявляется наличие в деянии предусмотренного нормами уголовного права составаэкологического преступления.
Экологическоепреступление можно охарактеризовать как общественно опасного, виновного,запрещенного законодательством под угрозойнаказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии (всравнении со Ст. 14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенноеобщественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозойнаказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально исодержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, нов силу малозначительности не представляющее общественной опасности (в ред. ФЗРФ от 25.06.98 г. № 92-ФЗ).
Состав экологическогопреступления (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:
-объект преступления,
-объективная сторона,
-субъективная сторона,
-субъект.
Объектэкологического преступления представляет собой совокупность общественныхотношений, сложившихся в сфере охраны окружающей природной среды, рациональногоиспользования ее ресурсов и обеспечения экологическойбезопасности, хозяйственной деятельности, разработке недр и др.
Предметомэкологического преступления является окружающая природная среда в целом и ееотдельные компоненты (земля, недра, вода, воздух, животные). Это один из важнейших элементовэкологического преступления. Именно он позволяет определить, в какие отношения вовлечен тот или иной природныйресурс (какова его социально-экономическаясущность) и ограничить рассматриваемые преступления от иных. Так, ловля рыбы снарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а теже действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства — хищениеимущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом,находящимся в естественной среде обитания, а представляет собой товарно-материальную ценность. По этим причинам нельзя рассматривать в качестве экологического преступлениязагрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.), посколькуэто деяние посягает не на отношения по охране окружающей природной среды, а наотношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
Предмет экологического преступленияследует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета непозволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки ипутаницу в правовой оценке правонарушения. Предметом экологических преступленийследует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом отестественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенноеколичество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся вприродной среде, либо внесенные в нее человеком для выполнения своихбиологических и иных природных функций (лесные насаждения, выпущенные дляразведения звери, птицы, мальки рыб и др.).
Для объективной стороны экологического преступления характернонарушение путем действия или бездействия общеобязательных правилприродопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вредаэкологическим интересам личности, общества илигосударства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличиепричинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.
Впредусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место,время, обстановка, орудия, способы, методы совершения экологическогопреступления. Например, состав административно-наказуемой охотыопределяется охотой в а) запрещенное время, б) в запрещенном месте, в) безразрешения, г) запрещенными орудиями и способами квалифицируется как (ст.201.2КоАП РФ; ст.256 УК РФ), а охота а) с причинениемкрупного ущерба, б) с применением механического транспортного средства иливоздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массовогоуничтожения птиц и зверей; г) в отношении птиц и зверей, охота на которыхполностью запрещена; д) на территории заповедника, заказника либо в зоне чрезвычайнойэкологической ситуации входит в состав уголовного преступления (Ст. 258 УК РФ).
Ссубъективной стороны могут иметь место обе формы вины:умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым икосвенным, а неосторожность — в виде небрежности илисамонадеянности (легкомыслия). Так, незаконная охота (Ст. 258 УКРФ), незаконная добыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ), незаконнаяпорубка деревьев и кустарников (Ст. 260 УК РФ),уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Краснуюкнигу Российской Федерации (Ст. 259 УК РФ) совершаютсяумышленно. Другие, как например, уничтожение или повреждение лесов – врезультате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышеннойопасности (Ст. 261 УК РФ) – только по неосторожности. Ряд деяний, какнапример, загрязнение природной среды (ст. 77 КоАП, ст 251, 252 УК), нарушение правил охраны ииспользования недр (ст.255 УК РФ) могут быть совершены как умышленно, так ипо неосторожности.
При этоммотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самымиразличными и, как правило, в качестве признаков состава преступления неуказываются, но могут учитываться при назначении наказания в качествеотягчающих или смягчающих обстоятельств.
Ст.88 Закона»Об охране окружающей природной среды", учитываяположения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общегоправила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вредпричиняется источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагаетсяна владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежитвозмещению в силу самого факта его причинения, еслине будет доказано, что он произошел вследствие непреодолимой силы или умыслапотерпевшего.
Субъектамиэкологического преступления могут быть лишь физические лица, в то время каксубъектами экологического правонарушения – как физические, так и юридическиелица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности иподчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Действующимзаконодательством предусмотрено, что административная и уголовнаяответственность физических лиц за экологические преступления наступает с16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет — полную, т.к. с этого возрасталицо становится полностью дееспособным.
Каких-либовозрастных ограничений относительно возможности возложений дисциплинарной иматериальной ответственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях сработодателями, не предусмотрено.
Изучение уголовных дел об экологическихпреступлениях позволяет провести их классификацию на: а) совершаемыедолжностными лицами; б) совершаемые лицами, не занимающими должностногоположения. Эти преступления могут совершаться как умышленно, так и понеосторожности, иметь корыстную или иную направленность.
Должностные экологические преступленияотличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняютогромный, подчас трудновосполнимый экологический вред.
Связано этоглавным образом с тем, что противоречия, являющиеся причинами упомянутой группыдолжностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером трудаи экономическими, а подчас и политическими интересами отдельных ведомств,регионов, групп населения; между необходимыми и реально примененными методамиуправления, а также использованием технических ресурсов, технологий и т.п.),лежат в основе выполнения организационно-распорядительных илиадминистративно-хозяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляютсяфункции планирования, распределения, оперативного управления, созданияорганизационных структур, контроля, технико-технологического и ресурсногообеспечения взаимодействия общества с окружающей средой.
Таким образом, число должностных лиц, которыемогут принимать экологически важные решения, весьма значительно, причем в этихусловиях повышается роль должностных лиц среднего звена, что снижаетвозможности социального контроля за своевременной нейтрализацией противоправнойэкологической деятельности. И на фоне, например, неправомерных в недавнемпрошлом решений о судьбах Байкала, Арала, Севана, Ладоги, северных рек,контроль за осуществлением которых постоянно находился в зоне вниманияобщественности, что имело конкретное позитивное антикриминогенное воздействие внастоящее время, ежегодно принимаются сотни решений, не поддающихся практическини- какому контролю.
Негативное воздействие на противоправноеэкологическое ведение должностных лиц оказывают: ориентация на мнимоеудешевление добычи полезных ископаемых и сырьевых ресурсов за счет отказа отсвоевременных природоохранных мероприятий; игнорирование побочных вредныхпоследствий экологически значимой деятельности; неоправданное упрощение илиубыстрение производственного планирования неглубокой переработки и неполногоиспользования природных ресурсов и др.
Экологические преступления могут совершаться как умышленно,так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушения умышленно,характерны: эгоизм; пренебрежительное, отношение к общественным интересам;игнорирование экологического законодательства; неудовлетворительнаяпрофессиональная подготовка; неоправданная жестокость, самодурство и др.Указанные свойства личности нередко имеют в конечном корыстную ориентацию (впрошлом — план любой ценой; ныне прибыль, а как результат — незаслуженныенаграды, премии, продвижение по службе и т.п.).
Должностные экологические преступления понеосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственнылегкомыслие, пренебрежение законами, регламентирующими охрану окружающей среды,некомпетентность и слабая профессиональная подготовленность, социальнаяпассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др.
Для личности должностных правонарушителей,совершающих как умышленные, так и неосторожные экологические преступления,характерен внешний довольно устойчивый ореол законопослушных членов общества,который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем затрудняется,как правило, своевременное предупреждение этих преступлений.
При рассмотрении причин экологическихпреступлений, совершаемых лицами, не занимающими должностного положения,целесообразно учитывать особенности, характер и основные виды противоправнойдеятельности. Прежде всего, это незаконное рыболовство, охота, морскойпромысел, лесозаготовки.
К общим причинам этого ряда преступленийотносятся: серьезные недостатки в планировании, обеспечении и осуществленииразличных промыслов; отсутствие достаточного развития правомерных средствудовлетворения потребностей; все возрас тающие потребности в продуктахпроизводственной деятельности, выраженные в состоянии «рынка», высокой«рентабельности» указанной категории преступлений. Кроме того, это слабое, малоэффективноевоздействие на преступную деятельность средств надзора и контроля;неэффективное действие законодательства, регламентирующего уголовную иадминистративную ответственность за экологические преступления (безнаказанностьотдельных преступников) и др.
К субъективным причинам относятся: низкий уровеньэкологического и правового сознания; позиции отдельных групп населения,заключающиеся в безразличии к преступлениям этого рода либо в наличииустойчивых деформаций, ориентированных на корыстное извлечение доходов отпротивоправных промыслов.
Большое значение в последнее время имеет также иобщее обнищание значительной части населения, безработица. В этих условияхдоминирует стремление любым путем обеспечить себе и своим близким возможностьвыживания.
Под воздействием теневой экономики и образованиязначительных сумм неконтролируемых денежных масс постоянно расширяется круглиц, желающих заниматься, например, одним из доходных видов противоправнойэкологической деятельности — незаконным рыбным промыслом. Так, более 70%злостных браконьеров, длительное время занимающихся ловом осетра, белуг,севрюги на территории Астраханской области, имеют постоянных потребителей(скупщиков) икры, реализующих продукцию коньерства по устойчивой, отработаннойсистеме сбыта. Указанная деятельность в последние годы стала сферой устойчивыхинтересов со стороны организованной преступности, в том числе и международной(транснациональной).
Весьма незначительная часть браконьеровориентируется на случайных покупателей, а доля правонарушителей, занимающихсянезаконным промыслом для удовлетворения собственных потребностей (семьи,родственников, знакомых), составляет вообще мизерную часть.
Следует, правда, сказать, что масштабыпромышленного негативного воздействия на водоемы (неправильная эксплуатацияэлектростанций, залповые и иные загрязняющие сбросы вредных веществ и др.)значительно превышают ущерб, наносимый рыбному хозяйству браконьерами.
Наряду с характеристикой причин двух основныхвидов преступной экологической деятельности целесообразно выделить причинысугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровнеиндивидуального противоправного дения.
Имеется в виду вандализм с хулиганскоймотивацией. Например, уничтожение лесных массивов. Прежде всего, это лесныепожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило лицами,находящимися в нетрезвом состоянии, при сознательном грубом пренебрежениимерами предосторожности или при поджоге леса из хулиганских побуждений. Дляэтих и подобных праворарушений (незаконная порубка леса, загрязнение водоемов ивоздуха, бессмысленный отстрел животных, в том числе и занесенных в Краснуюкнигу, и др.) характерна высокая латентность, то же время ущерб от этихпреступлений весьма велик. Анализ ситуативно-личностных факторов указаннойкатегории правонарушений показывает, что здесь взаимодействуют: обстановкамнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающихначал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанныхс противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм,правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям,морали крайне низкий уровень применяемости норм ответственности за подобныепреступные деяния и т.д.
Анализируя экологические преступления, следуетиметь в виду, что наличие в деянии признаков состава преступления еще неявляется достаточным основанием для привлечения виновного к уголовнойответственности. Главное основание уголовнойответственности за экологическое преступление – это степень ущерба. Так,если незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степенипрекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо вособо защищенных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников илиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяниясовершены в значительном размере (Ст. 260 УК РФ) классифицируется какпреступление, в незначительном размере – как административное правонарушение. 2.2 Экологические преступления в действующем российскомуголовном законодательстве
Введениеспециальной главы об ответственности за экологическиепреступления является особенностью нового УК РФ. В прежнем УК былоболее десятка норм об охране природы, но содержалисьони в различных главах. В новом УК ПФ в главе 26. “Экологическиепреступления” содержится семнадцать статей (Ст.246-Ст. 262 включительно).
Уголовнойответственности подлежат следующие виды экологических преступлений:
-Нарушениеправил охраны окружающей среды при производстве работ (Ст. 246 УК РФ);
-Нарушениеправил обращения экологически опасных веществ и отходов (Ст. 247 УК РФ);
-Нарушениеправил безопасности при обращении с микробиологическими либо другимибиологическими агентами или токсинами (Ст. 248 УК РФ);
-Нарушениеаетеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями ивредителями растений (ст. 249 УК РФ);
-Загрязнениевод (Ст. 250 УК РФ);
-Загрязнениеатмосферы (Ст. 251 УК РФ);
-Загрязнениеморской среды (Ст. 252 УК РФ);
-Нарушениезаконодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и обисключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);
-Порчаземли (Ст. 254 УК РФ);
-Нарушениеправил охраны и использования недр (Ст. 255 УК РФ);
-Незаконнаядобыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ);
-Нарушениеправил охраны рыбных запасов (Ст. 257 УК РФ);
-Незаконнаяохота (Ст. 258 УК РФ);
-Уничтожениекритических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РоссийскойФедерации (Ст. 259 УК РФ);
-Незаконнаяпорубка деревьев и кустарни ков (Ст. 260 УК РФ);
-Уничтожениеили повреждение лесов (Ст. 261 УК РФ);
-Нарушениережима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (Ст. 262 УКРФ)
Уголовнойответственности также подлежит экоцид – “массовое уничтожениерастительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, атакже совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.” (Ст.358 УК РФ), сокрытие информации обобстоятельствах, создающих опасность для жизни илиздоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК РФ), нарушение правилбезопасности на объектах атомной энергетики(Ст. 215 УК РФ). Эти составыпреступлений размещены в других главах УК, но ониустанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда окружающей природной среде.
Примечательно,что в УК РФ дано четкое определение видов экологических преступлений, позволяющее выстроить их в единую систему, данаклассификация этих преступлений, прежде вызывавшая споры. Суть, однако, не в этом. Главное — изменился подход к общественной и правовой оценкеэкологических преступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство восновном было ориентировано на то, чтобы пресечьрасхищение природных ресурсов. Оно рассматривалоприродную среду как своеобразную «кладовую»природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепциюприоритета экономических интересов перед экологическимии интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятныхприродных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровьячеловека, экологического благополучия населения прирешении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.
В новом УКсодержание главы «Экологические преступления» как и других,приводится в соответствие с иерархией социальныхценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятымимеждународными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видамитак сказать экологической преступности. Думается, чтоУК должен быть ориентирован на признание окружающей природнойсреды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека.С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления противчеловека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания.Существенно меняются и представления об общественной опасности данныхпреступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных,второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, вгосударственных программах борьбы с преступностью они не значились.
В связи сизложенным, дается дифференциация уголовной ответственности за экологическиепреступления в зависимости от характера и степени опасности содеянного, последствий,личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкцияуголовно-правовых норм, как правило, учитывает характери тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизничеловека. Однако, дифференциация уголовной ответственности за экологическиепреступления в современном Российском уголовном законодательстве далека отсовершенства. И обусловливается она прежде всего четырьмя основными аспектами:
-низкимуровнем правовой культуры россиян;
-наличиемцелого комплекса пересекающихся с уголовными нормами административно-правовыхнорм в области экологии и охраны окружающей среды;
-малоэффективнойработой природоохранной прокуратуры;
-недостаточнымвзаимодействием правоохранительных органов с общественностью, общественнымиорганизациями, партиями “зеленых”, фондами и т.п.
Раньше в УК РФ преобладали нормы, предусматривавшиеответственность за незаконное завладение природнымиресурсами, тогда как число норм об ответственностиза гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде издоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбноебраконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологическиепреступления за год, за незаконную охоту — 24.,1%, за незаконную порубку леса — 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушногобассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за этипреступления, была еще меньше.
В новом УК РФколичество норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде,увеличилось более чем втрое (с 4 до 14). Понятия экологических преступлений вУголовном кодексе не дается. Между тем формулирование его значимо длядостижения многих важных целей. Ведь представление о совокупной общественнойопасности экологически вредных деяний необходимо для правильной классификациитех деяний, которые следует признать преступными. Отсюда — правильноетолкование экологического преступления служит методологической базой нормотворческого процесса.
Внеправильного представления о сущности общественно опасного деяния невозможнопостроение санкций, определение целей действия уголовно-правовой нормы, объемаи задач профилактической работы. Оценкаэффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-правовых санкцийнеизбежно связана с анализом противоправного поведения, четким уяснением егомодели.
Общее понятиеэкологического преступления есть не что иное, как его родовое понятие,включающее в себя ряд родовых признаков –преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние,запрещенное уголовным Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлениемдействие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либодеяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности непредставляющее общественной опасности (Ст. 14 УК РФ). В юридическойлитературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общимипризнаками преступления, указанными в уголовном кодексе. Как правило, они связанылибо вытекают из определения объекта преступноговоздействия и строятся по схеме: «преступлением в сфере охраныприроды признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует ихизложение)». Многие юристы считают,что этого достаточно.
Концепцияэкологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятийэкологических отношений. Они образуют единство основных направленийчеловеческой деятельности:
-охранаокружающей среды, соблюдение правил охраны и использования земли, недр, морскойсреды, континентального шельфа, соблюдение правил охоты;
-рациональноеиспользование ее богатств как одному из способов охраны;
-сохранениенадлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека исохранение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгуРФ (защита от загрязнения и отравления окружающей среды, шумового, теплового,вибрационного воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности,улучшение и воспроизводство природных ресурсов.
Неудачныепрошлые попытки рассматривать экологические преступления как разновидность преступлений в сфере экономической деятельности непозволили в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраныокружающей природной среды, перенося центр тяжести с отношений экологических наматериальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрениясовременных представлений о взаимодействии общества и природы. Кроме того, всобственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определеннойвещественной формой и могут находиться во власти людей. Однако уголовное правоохраняет и такие элементы природной среды, которыене могут находиться ни в чьей собственности вообще, например, атмосферу, недра,воды открытого моря, морскую среду, фауну и флору Антарктики. Международнымисоглашениями ограничивается право государств на распоряжение определенными,особо охраняемыми видами животных, занесенными в Красную книгу РоссийскойФедерации.
Не включаетпреступления в области охраны природы в кругпреступлений против собственности и законодатель, иначе он поместил бы нормыэкологического характера в главу УК«Преступления против собственности».
В КонституцииРоссийской Федерации (ст. 9), Законе Российской Федерации «О собственностив Российской Федерации» (ст.6), Земельном Кодексе (ст.3), гражданскомзаконодательстве и в ряде других нормативных актов на природные ресурсыустанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, чтоотношения собственности являются объектом экологических преступлений. Какизвестно, собственность рассматривается в объективном и субъективном смысле какэкономическая категория и как юридическое понятие, как право собственности. Вэкономическом смысле собственность — это исторически обусловленная формаприсвоения элементов природной среды, в которой выражены общественные отношениямежду людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребленияматериальных благ. То есть собственность представляет собой прежде всего важнейшее производственное социально-экономическоеотношение.
Нетрудноубедиться, что отношения в сфере экологии отнюдь не сводятся к производственнымотношениям. Собственность же как юридическая категория (субъективное право)предполагает наличие у собственника полномочий использоватьпринадлежащее ему имущество по своему усмотрению и а своих интересах, выражает состояние присвоенности, принадлежностисредств производства и продуктов труда. Таким образом, право собственности закрепляет субъекта, которомупринадлежит праве пользования, владения ираспоряжения теми природными ресурсами, которые могут кому-либо принадлежать.
Отношения жев сфере экологии имеют иное содержание и участникомих может быть не только собственник того или иного элементаприродной среды. Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности, поскольку объектпреступления определяетсяисходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и изсодержания, сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетомего социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когдавоздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предметы, но при этом затрагиваются совершенноразличные общественные отношения, охраняемые законом. Так, оружие, яды,наркотические и психотропные средства формально являются имуществом (изъятым изоборота). Однако нарушение правил обращения с этими предметами, хищение ихобразуют составы преступлений не против собственности, а против общественнойбезопасности и здоровья населения (ст.ст.226, 229, 231 УК РФ).
Сравнивая экологическиепреступления с преступлениями в сфере экономической деятельности,следует отметить, что некоторые нормы об охране природной среды связаны сэкономическим использованием природных ресурсов:
-Нарушениезаконодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и обисключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);
-Нарушениеправил охраны и использования недр (Ст. 255 УК РФ);
-Незаконнаядобыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ);
-Незаконнаяохота (Ст. 258);
-Незаконнаяпорубка деревьев и кустарников (Ст. 260 УК РФ)
Ответственностьэти нормы предусматривают за нарушение правил охраны природных ресурсов путемнеблагоприятного воздействия на них следующих факторов: уничтожения, повреждения,отравления, загрязнения. Конечно, с экономической точки зрения, природаявляется сырьевой базой современной экономики, но акцент при анализе экологических преступлений надо делать на то, что природные ресурсы в своейсовокупности образуют среду обитания человека и иных живых существ. Поэтомудолжен учитываться не только экономический ущерб, но главным образом — ущербэкологического характера: сдвиги в экологической системе, нарушение радиационного,теплового, энергетического баланса, влияние на здоровье людей, исчезновение растений и животных и т.д.
2.3Особенности детерминации и причинности
Комплекс взаимодействующих факторов,детерминирующих экологическую преступность, состоит из многочисленных иразноплановых обстоятельств. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают изпротиворечий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характери динамические особенности взаимодействия человека и природы.
Переход России с плановой на рыночную экономикунаряду с определенными положительными результатами привел к целому рядуэкономических и экологических проблем. Причины не благоприятных тенденцийэкологической преступности определяются прежде всего сложнойсоциально-экономической ситуацией которая сложилась в постперестроечный периодразвития России.
Обозначились противоречия интересов общества,государства и его граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды.Приватизация предприятий, деятельность которых негативно воздействует наокружающую среду и требует значительных затрат на ее охрану и минимизациювредных воздействий, привела к тому, что на этих предприятиях происходитнезаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранныецели, которые становятся для них крайне обременительными. Устранение отразработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы, а такжененадлежащее их выполнение все чаще оправдываются руководителями предприятий ипредпринимателями тем, что они вызываются необходимостью избежать банкротства,сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции.Фактически же в основе такой политики лежит стремление получения сверхприбылей,в том числе за счет экономии средств на экологические мероприятия,совершенствование технологий и другие средства минимизации вредного воздействияна окружающую среду.
Дешевизна природных ресурсов в России, в своюочередь, также способствует их хищнической эксплуатации с целью получения вкратчайшие сроки максимальной прибыли.
Антиэкологический характер носит динамикавнешнеэкономических связей. Далеко не все экспортные потоки из России находятотражение в официальной статистике. Так, по оценкам компетентных органов,примерно пятая часть российского экспорта нефти и нефтепродуктов имеетконтрабандный характер. Правительственные и деловые круги ряда зарубежныхгосударств рассматривают природные богатства России как ресурсы, которые можноиспользовать для решения своих национальных или корпоративных задач, не обращаявнимания на негативные экологические последствия такой деятельности.
В стране накапливаются вредные для человека иприродной среды токсичные отходы, ядерные материалы, которые не утилизируются ине перерабатываются из-за отсутствия средств. Повысилась угроза экологическойбезопасности населения страны.
Технически сложные, экологически опасные объектытребуют соответствующей системы управления и контроля. Они несовместимы сэкономическим хаосом «дикого рынка» и аморфностью управляющих структур.Рыночная экономика начинает серьезно угрожать экологии.
К росту числа экологических правонарушенииприводит судорожная погоня предпринимателей за прибылью в условиях слабеющегогосударственного контроля. Только прокуратурой ежегодно их выявляется около 80 тыс.
Располагая почти четвертью лесов планеты,Российская Федерация на мировом рынке обеспечивает в настоящее время лишь 2%древесины. Государство сохранило за собой только управление лесами,фактически уйдя с лесного рынка. Это привело к ослаблению государственногоконтроля в сфере лесопользования и хищническому разбазариванию лесных богатствРоссии.
Сложная криминальная ситуация создается и в сфереземлепользования. При проведении реорганизации органов управления в областиприродопользования[1] небыла предусмотрена федеральная служба по земельному контролю и надзору. В то жевремя земля стала объектом купли-продажи, возник «земельный рынок», которыйкриминализируется при отсутствии надлежащего контроля со стороны государства.
Значительную экологическую опасность представляютнезаконные постройки в водоохранных зонах, обеспечивающих питьевоеводоснабжение населения. При исполнении решений судя о признании возведенныхкапитальных объектов строительства самовольным захватом и об их сносе службасудебных приставов сталкивается с рядом организационных трудностей: оценкаобъектов недвижимости, определение стоимости затрат по сносу и др. Однако еслинезаконно возведенные объекты недвижимости не сносить, а ограничиться лишьштрафами, размер которых минимален, предотвратить дальнейший захват земельбудет практически невозможно.
Многие зарубежные инвесторы, особеннопредставляющие средний и мелкий бизнес, размещают на российской территорииэкологически вредные производства, чтобы избежать дополнительных расходов навыполнение жестких отечественных норма-типов, снизить издержки и сбытьпродукцию, не отвечающую требованиям безопасности: генно-модифицированные,патогенные, синтетические и иные вредные для здоровья населения товары.
Падение жизненного уровня населения, низкиедушевые доходы, углубление материально-вещной дифференциации населения,безработица и другие негативные факторы создают благоприятную почву длякриминализации населения. В условиях, когда остановлена значительная частьпроизводства, незаконная добыча природных ресурсов для многих становитсяединственным источником существования. Не случайно на протяжении последних летсреди лиц, совершивших экологические преступления, 60% не имеют постоянногоисточника доходов и 7% являются безработными, тогда как среди иных категорийпреступников данные составляют соответственно 53 и 5%. Многие лица,потерявшие легальные источники существования в результате экономическихтрудностей, идут на это вынужденно.
Рост экологической преступности связан и снесовершенством законодательства, его пробельностью, наличием различныхколлизий и рассогласований. Это относится и к законодательству обответственности за экологические преступления[2], вкотором содержится множество отсылочных норм, отмечается несогласованностьмежду разными нормами, отдельные недостаточно четкие формулировки и т. д.
Существенное влияние на рост экологическойпреступности оказало снижение активности государственных контролирующихорганов, связанное с постоянными реорганизациями и кадровыми переменами. В результатеадминистративной реформы органы управления в области охраны окружающей среды и природопользованияподверглись такому же количеству реорганизаций, что и за всю свою предыдущуюисторию. Это привело к ослаблению контроля, снижению эффективностирегулирования и координации деятельности данных органов. Они до сих порнаходятся в процессе реорганизации и не могут обеспечить эффективноговыявления, пресечения и предупреждения экологических правонарушений.
В этих условиях значительно возрастает рольправоохранительных органов, призванных в какой-то мере компенсироватьнедостатки государственного экологического контроля. Вместе с тем борьба сэкологическими правонарушениями и преступлениями не стала приоритетнымнаправлением в деятельности правоохранительных органов: на экологическиеправонарушения и даже преступления данные органы не реагируют либо реагируютслабо.
Кроме того, как последствия пожаров, так ипоследствия аварий чаще всего не получают никакой правовой оценкиправоохранительных органов2. В целом по стране на объектах Госгортехнадзора имагистрального трубопровода в 2003 г. произошло около 300 аварий, повлекших засобой отравление, загрязнение и порчу земли, однако по ст. 254 «Порча земли» УКРФ было возбуждено только четыре уголовных дела и привлечено к уголовнойответственности всего два человека.
К причинам роста экологической преступностиследует отнести: заметное снижение уровня взаимодействия правоохранительныхорганов с природоохранными; слабое информационное обеспечение деятельности поорганизации борьбы с экологическими преступлениями; ее слабую финансовую иматериально-ресурсную обеспеченность; организационно-управленческуюнестабильность экологической милиции; отсутствие эффективного механизма участияобщественности в борьбе с экологической преступностью и др.; низкуюэкологическую культуру основной части населения страны, многих должностных лици руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателей,невысокий уровень их правосознания[3].
2.4 Борьба сэкологической преступностью
Борьба с экологической преступностью связанапрежде всего с:
необходимостью признания обеспеченияэкологического благополучия населения приоритетным направлением государственнойполитики России, а также приоритетным направлением деятельности государственныхконтролирующих и правоохранительных органов;
обеспечением соблюдения экологическогозаконодательства в деятельности государственных, коммерческих и другихорганизаций, должностных лиц, предпринимателей и граждан;
совершенствованием экологического и иногосвязанного с ним законодательства;
совершенствованием деятельности контролирующих иправоохранительных органов, укреплением их координации и взаимодействия в целяхукрепления экологической законности и правопорядка в России.
Общесоциальные меры предупреждения такой преступностидолжны быть направлены на развитие и укрепление экономики страны, повышение уровняблагосостояния населения, его экологической и правовой культуры. К первоочередныммерам следует отнести развитие и совершенствование законодательства,направленного на обеспечение экологического благополучия населения, гарантии которогопредусмотрены ст. 42 Конституции РФ. Большую роль в этом призвана сыгратьсозданная Указом Президента России от 13 июля 1993 г. Межведомственная комиссияСовета Безопасности РФ по экологической безопасности. По ее инициативеправоохранительными министерствами и ведомствами рассматриваются вопросыприменения уголовной и административной ответственности за экологическиеправонарушения.
Совершенствование законодательной базыобеспечения экологического благополучия населения в первую очередь связано снеобходимостью срочного принятия ряда законов — об экологической безопасности населения,о рыболовстве, других законов также внесением необходимых изменений вдействующее законодательство, Лесной и Водный кодексы и проч.
Принятие новых и внесение изменений в действующиенормативные правовые акты должно быть достаточно продуманным обоснованным,подкрепленным глубоким и всесторонним анализом ситуации и правоприменительнойпрактики.
Необходима разработка и осуществление системы меробеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду[4].
Важна разработка федеральной программыоздоровления окружающей среды Российской Федерации с надлежащим ее финансововыми материально-техническим обеспечением.
Борьба с экологическими преступлениями ведется наосновании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов. В последнихдетально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращениеэкологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительными природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередныхмероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Ониопределяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признакамиэкологических преступлений в органы милиции и прокуратуры.
В борьбе с экологической преступностью важнопостоянно помнить, что она создает реальную угрозу самим биологическим основамжизни, здоровья и развития человека. В связи с этим необходимо усилитьвоздействие на нее правоохранительной системы.
Особую роль в системе органов специальногопредупреждения экологических преступлений играет прокуратура: во-первых,осуществляя надзор за исполнением экологического законодательства, принимаетмеры к выявлению и пресечению экологических правонарушений, препятствуя ихперерастанию в преступления; во-вторых, в процессе расследования экологическихпреступлений выявляет причины и условия, им способствующие, и принимает меры ких устранению; в-третьих, надзирая за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие, влияет на качество такой деятельности, в том числе борьбы сэкологическими преступлениями; в-четвертых, осуществляет координацию всехправоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью. Большоевнимание прокуроры уделяют выявлению и устранению незаконных правовых актов. Растетчисло удовлетворенных протестов и удельный вес отмененных и измененных правовыхактов. В настоящее время вследствие многолетней настойчивой работы, проводимойпрокурорами, наметилась благоприятная тенденция снижения числа незаконныхправовых актов, хотя о стабильности такой тенденции пока говорить рано.
Ежегодно органы прокуратуры выявляют и устраняютбольшое количество правонарушений в сфере охраны земель, вод и атмосферноговоздуха. Вместе с тем в статистике данные показатели даются суммарно, что непозволяет дифференцировать их по отдельным видам и снижает в целом уровеньинформационного обеспечения борьбы с экологическими правонарушениями. Этосвидетельствует о необходимости расширения системы статистических показателей.
Важную роль в борьбе с экологическойпреступностью призваны играть специализированные природоохранные прокуратуры. Ксередине 1990-х гг. в Российской Федерации уже сложилась система такихпрокуратур. Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора заисполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализуютнегативные Последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, средствамипрокурорского надзора противодействуют нарушениям экологическогозаконодательства.
В предупреждении экологических преступлений врамках своей компетенции участвуют иные правоохранительные и другие органыгосударственной власти. Велика роль деятельности работников многочисленныхприродоохранных органов, контрольных и надзорных служб (Минприроды,Госсанэпиднадзора, МЧС ФПС и др.).
В условиях ухудшения экологической обстановкижизненно важным является ужесточение государственного экологического контроля (включаяэкологический мониторинг), усиление государственного принуждения к исполнениюнорм и требований экологического законодательства. В настоящее время имеютсянемалые резервы повышения эффективности последнего. Растет число незаконченныхрасследованием уголовных дел, количество нераскрытых преступлений, дела окоторых приостановлены за нерозыском и неустановлением виновных. Такая ситуацияведет к безнаказанности виновных и стимулирует их к продолжению своейпреступной деятельности. Кроме того, уголовная политика в сфере борьбы сэкологической преступностью демонстрирует далеко не всегда оправданную«гуманизацию».
При назначении уголовного наказания судамиповсеместно допускались необоснованные послабления лицам, совершившимэкологические преступления, назначались наказания ниже низшего предела,предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, применялось условноеосуждение и т.п. К лицам, осуждаемым за экологические преступления, применяютсяв основном наказания, не связанные с лишением свободы. Такая практика борьбы сэкологической преступностью не оказывает должного профилактического воздействия,в частности, на лиц, совершающих экологические преступления на организованнойоснове, в виде промысла, ради извлечения сверхдоходов.
Отрицательно сказывается на борьбе сэкологическими правонарушениями и преступлениями до сих пор нерешенный вопрос отерриториальных органах экологической милиции. При этом в современныхусловиях ухудшения экологической ситуации, роста числа соответствующихправонарушений и преступлений, при наличии угрозы терроризма и экоцидаповсеместное создание таких органов, а также специального экологическогоподразделения, курирующего их работу в центральном аппарате МВД России,представляется необходимым, вызывает поддержку ученых и практиков.
Консолидации сил и средств для защиты прав изаконных экологических интересов личности, государства, общества могло быспособствовать формирование системы экологической юстиции, включаяэкологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другиеспециализированные правоприменительные органы. Пока в России действуют толькоотдельные звенья такой юстиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологические преступления являются одним из наиболеераспространенных и общественно опасных видов противоправных деяний, хотязаконодатель только два из них считает тяжки' ми (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261УК). Они представляют реальную угрозу национальной безопасности. Ихпоследствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее кснижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности иухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия;деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв,сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощениеминерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменениеклимата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления;разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупныхэкологических и техногенных катастроф; и др.
В начале ХХI века пришло времяпризнать ошибки, переосмыслить деятельность человечества и принять всенеобходимые меры к сохранению природы и самого человека как вида жизни наЗемле. Под предупреждением экологической преступности следует понимать комплексмер экономического, социального, правового, культурно-воспитательного инравственного характера, осуществляемых государственными и общественнымиорганами, организациями, учреждениями и направленных на устранение илинейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращениеэкологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений.
А между тем, предупреждение экологическойпреступности до сих пор не считается приоритетным направлением в деятельностиправоохранительных органов. Упор по-прежнему приходится накорыстно-насильственную и экономическую преступность, несмотря на то, чтонередко экологические преступления являются одновременно экономическими исовершаются по корыстным мотивам. Например, стоимость незаконно изымаемых инелегально вывозимых в другие страны биологических ресурсов шельфа иэкономической зоны экспертами оценивается в несколько млрд. долларов. Ущерб отнезаконной порубки леса с 671 млн. рублей в 1990г. поднялся до 2 млрд. 850 млн.рублей в 2001 году. Только в Республике Татарстан, начиная с 2002 года ущерб,причиняемый экологическими преступлениями, давно составил более 100 млн.рублей. Контрабанда животных и растений, находящихся на грани исчезновения,уступает по масштабу только обороту наркотиков. Так, например, несмотря на то,что осетровые породы рыб с 1998г. занесены в международную Красную книгу каквид рыб, которому в ближайшем будущем грозит исчезновение, браконьерская добычачерной икры в Дагестане является самым доходным видом бизнеса.
В современнойроссийской ситуации несовершенство экологического законодательства приводит ктому, что не обеспечиваются должным образом даже такие задачи, как защита правлюдей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; соблюдение прав человека; обеспечение элементарнойэкологической дисциплины; ответственность высшихдолжностных лиц, субъектов федерацииза противоправную экологическую деятельность; согласование экологических иэкономических интересов хозяйствующих субъектов,населения.
Общая оценкасостояния экологического законодательства и влияющих на его развитие факторовпозволяет предположить, что даже широкомасштабная, принципиальная реформа несможет дать ожидаемых результатов, если она натолкнется на отсутствиеполитической воли, финансовых средств, низкую правовую культуру граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Законодательство и иные нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12.12.93 г.
1.2. Уголовный кодекс РФ (по состоянию на 1 апреля 2007 года).
1.3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть./ Под ред.Ю.И.
Скуратова.-М.: ИНФРА.М.: НОРМА, 2006 г.
1.4.Постановление Правительства РФ от 19.02.96 г. “ О Красной книге РФ”.
1.5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
1.6. Закон РФ “ О животном мире “ от 24.04.95 г.// Собрание законодательстваРФ.1995. №17.Ст.1027
1.7. Закон РФ “ Об особо охраняемых природных территориях” от 14.03.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№12.Ст.1024
1.8. Закон РФ ” Об охране окружающей природной Среды в РФ” от 12.02.97г.
2. Специальная литература
2.1. Клетнева Е.Г. Экологическая преступность нарубеже ХХ – ХХIвеков / Казань: КЮИ МВД России, 2005.
2.2. ЕрмаковВ.Д. Обеспечение права граждан на возмещение вреда от экологическихправонарушений // Россия в третьем тысячелетии. М., 2004.
2.3.Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Обстоятельства, способствующие совершениюэкологических правонарушений, и основные пути их устранения. М., 2006 г.
2.4. ЖевлаковЭ.Н. Экологические преступления. М., 2007 г.
2.5. ДубовикО.Л., Жалинский А.Э. Причины экологической преступности. М., 2008 г.
2.6.Винокуров А.Ю., Суслова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением в сфере охраныи использования водных биологических ресурсов. М., 2005 г.
2.7. КлетневаЕ.Г. Понятие экологического преступления в уголовном праве / Е.Г. Клетнева //Научные труды Казанского юридического института МВД России: Вып.6. – Казань:КЮИ МВД России, 2005 г.
2.8. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО ”Бизнес -школа. Интел-Синтез”, 2006 г.
2.9. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на природные богатства. Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. — М.: ВЮЗИ, 2008 г.
2.10. Селеванов Н.А., Скоромников К.С. Расследование преступных загрязнений
природной Среды. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2004 г.
2.11. Экологическое право России./Под ред.Ермакова В.Д., СухареваА.Я. М.: ИМПЭ, 2003 г.
2.12. Криминология / Учебник под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005 г.
2.13. Королёва М.В., Шарова Г.Н. Влияние преступности, связанной с производством и сбытом товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности на экологическую ситуацию в Российской Федерации. 2004 г.
2.14. Королёва М.В., Суслова Н.В. Обеспечение исполнения природоохранного законодательства органами прокуратуры // Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2005 году». М., 2006 г.
2.15. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ. — М.: Изд-во “ Спарк”, 2006.
2.16. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной Среды в РФ: Учеб.пособ./ — М.: ВЮЗИ, 2007 г.
2.17. Боголюбов С.А. Экологическое право. — М.: Изд-во Норма — Инфра, 1998.