Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное законодательство в Германии во второй половине XIX века

Министерство образования и наукиРФ
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный университет
Институт дополнительного образования
Юридическое отделение
Курсовая работа
по истории государства и правазарубежных стран
на тему: Конституционное законодательствов Германии во второй половине XIXвека
Ульяновск 2011

Содержание
 
Введение
1. Конституционное законодательствогерманских государств на пути к объединению
1. 1 Конституционная хартия Пруссии1850 г.
1. 2 Первые конституции германскихгосударств
1. 3 Франкфуртская конституция 1849г.
2. История создания КонституцииГерманской империи 1871 г.
2.1 Создание Северогерманского союза.Конституция Северогерманского союза 1867 г.
2.2 Провозглашение Германской империи
2.3 Конституция Германии 1871 года
Заключение
Библиографический список
конституционныйзаконодательство франкфуртскийконституция
/>Введение
Актуальность темы обусловленотем, что Германия является государством, которое первым выдвинула идею построения правового государстваи неуклонно и последовательно шла к её реализации.
Исторический период с концаXVIII и до конца XIX вв. ознаменовался для Германии небывалой волной кодификаций,которая коснулась практически всех сфер общественной жизни. К основным факторам,которые явились историко-политическими и социально-экономическими предпосылкамиунификации германского права в указанный период, следует отнести в первую очередьэволюцию государственного строя Германии, в результате которой «пёстрый конгломерат»множества государственных образований, превратился в единое национальное государство.Значительную роль сыграло также перерождение феодального общества в капиталистическое,появление классов, заинтересованных в образовании сильного государства, построенногона началах действующего права. Быстрый экономический рост требовал безотлагательногопринятия законов, способствующих развитию предпринимательства. Благоприятную средудля формирования единой законодательной базы создало основанное на принципах либерализмаи демократии философское и правовое мышление. В обществе созрели необходимые предпосылкидля крупномасштабного реформирования в области права, а также появились и окреплисоциальные слои, кровно заинтересованные в приспособлении законодательства к новымусловиям, и прослойка юристов, имеющих познания и опыт для участия в законодательныхработах.
Объектом исследования являютсяобщественные отношения, складывающиеся в сфере развития конституционного законодательстваГермании во второй половине XIX века.
Предметом исследования являетсяконституционное законодательство Германии второй половины XIX века в контексте исследования кодифицированныхнормативно-правовых актов.
Цель работы – комплексныйанализ истории развития конституционного законодательства Германии во второй половинеXIX века.
В соответствии с поставленнойцелью в работе выделяются следующие задачи:
1. рассмотреть историюразвития конституционного законодательства в Германии во второй половине XIX века;
2. охарактеризовать первыеконституции германских государств;
3. определить дальнейшееразвитие конституционного законодательства Германии и дать общую характеристику;
4. изучить предпосылкии условия создания Конституции Германской империи 1871 г.
Методологической основой исследованияявляются методы познания, в частности общенаучный диалектический метод познанияи вытекающие из него частнонаучные методы: логический, историко-юридический, сравнительно-правовой,а также формально-юридический и формально-лингвистический при работе с оригинальнымитекстами конституционных документов.
Теоретическуюоснову исследования составили труды отечественных ученых, затрагивающие различныеаспекты исследуемой проблемы, а именно таких юристов как: Д. Л. Златопольский, Ж.И. Овсепян, В. Г. Графский, О. А. Омельченко и многие другие.
/>/>1. Конституционноезаконодательство германских государств на пути к объединению/>/> 1. 1 Конституционная хартияПруссии 1850 г.
Военное поражение Франциипозволило образовать на бывшей территории Священной Римской империи, так называемый,Германский союз (1814), состоящий всего из 34 государств и нескольких вольных городов— Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Главенство в Союзе принадлежало Австрии.Его связующим учреждением стал Союзный сейм, состоящий из уполномоченных от 34 государстви четырех вольных городов. Для принятия решения требовалось согласие всех уполномоченных,которые, однако, действовали по инструкциям своих правителей и правительств. В большинствегосударств господствовал княжеский абсолютизм, но в некоторых, входивших в своевремя в Рейнский союз, были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции(Вюртемберг, Ганновер, Бавария и еще девять государств). Следующим важным шагомна пути воссоединения стало образование в 1834 г. Таможенного союза, в состав котороговошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Лидирующее положение в этомСоюзе заняла Пруссия. Она стала претендовать на роль объединяющей силы во всей Германиии таким образом выступила соперницей Австрии.
Королевство Бранденбург-Пруссиявозникло под началом Фридриха-ВильгельмаI (1701 — 1740), современникаи собеседника Петра I, грозного военного противника Швеции и Франции (1733—1735).При нем была заложенацентрализованная бюрократическаяиерархия,введено деление подданных на солдат, чиновников и покорных обывателей. Сменившийего Фридрих II Великий (1740—1786) зарекомендовал себя защитником немецкой свободыот императорской (австрийской) власти, попечителем Вольтера, защитником на словахсвободы печати и претендовал на лавры короля-философа. При нем прусский абсолютизмприобрел черты военно-полицейского государства со всеобщим обязательным образованием.
Дворяне провозглашались людьмивысшей расы, крепостные считались пребывающими в подчинении у дворян — офицерови чиновников. В 1763 г. вышел королевский указ о сельских школах, вводивший обязательноепосещение деревенских школ, но денег на это выделено не было. На должность учителейбыли назначены солдаты-инвалиды с окладом в виде пенсии. Фридрих II пытался такимобразом перестроить средневековую монархию в культурное администрируемое государство своего времени, в котором «король— первый слуга народа» и т. д.
В трактате «Анти-Макиавелли»(1740), отредактированном Вольтером, он (в отличие от наставлений флорентийца Макиавелли)усмотрел обязанности государя в поддержании законов, в принятии решений по справедливости,в энергичнейшем сопротивлении падению нравов, в защите государства от врагов. Он считал возможным наказывать тюремным заключениемза избиение крестьян их господами. Идеальное государство представлялось ему организацией,в которой правитель действует продуманно,вся политика государства, его финансы и военное дело нацелены на достижение однойцели — укрепление государства и его могущества.
По всей видимости, именнос этими взглядами на политику государства спорил философ И. Кант, когда писал отом, что «правление, основанное на принципах благоволения народу… есть величайшийдеспотизм, какой только можно себе представить». Маркс в этой связи употреблял термин«просвещенный деспотизм». Кант выразил свое отношение к идее короля-философа в следующемобобщении: «Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями;да этого и не следует желать, так как обладание властью неизбежно извращает свободноесуждение разума».
Фридрих II всвоих реформаторских планах выступал за«независимость и добродетельность» судей, за обновление законодательства впатриотическом немецком духе. Именно принем была начата и долгое время велась работа над Общим земским законом прусских провинций, введенным в действие в 1794 г. Весьма перспективным оказался такжесозданный по его инициативе антиавстрийский Союз князей (1785). При нем королевствопочти удвоилось территориально за счет Силезии (1740—1745) и раздела Польши (1772).Прусский просвещенный абсолютизм, таким образом, больше напоминал «просвещенныйдеспотизм», поскольку на практике был «смесью деспотизма, бюрократизма, феодализма».
В период наполеоновского нашествияПруссия едва не прекратила свое независимое существование, сохранив его лишь благодарязаступничеству российского императора Александра I. Наполеону пришлось довольствоватьсяналожением большой контрибуции и размещением 150-тысячного войска. Иностранное присутствиене помешало прусскому правителю провести ряд важных реформ.
В 1807—1810 гг. в Пруссиипроизводится отмена крепостного права. В 1806—1808 гг. под руководством Штейна проводитсяреформа государственного управления, в результате которой вместо стародавних и плохоуправляемых «коллегий» времен Фридриха-Вильгельма I учреждаются министерства поделам военным, иностранным, финансовым, внутренним и юстиции. Совет министров сталвозглавлять канцлер. В городах были организованы учреждения местного самоуправления(муниципальные советы), избираемые ограниченным числом наиболее состоятельных налогоплательщиков.В 1813—1815 гг. проведена военная реформа, которая ввела всеобщую воинскую повинность.Все эти реформы имели далеко идущие последствия в деле воссоединения Германии подначалом Пруссии.
В 1848 г. ряд европейскихгосударств переживает период революционных выступлений, повлекших за собой переменыконституционного характера. После февральской революции во Франции следует нарастаниесоциальной напряженности в Берлине (март 1848 г.), Вене и Праге. В Пруссии корольбыл принужден к упразднению феодальных судов над крестьянами, распространению компетенциисудов присяжных на политические преступления и к выборам в учредительный ландтагс последующей конституционной реформой 1849 г. Правители других немецких государствбыли вынуждены согласиться на созыв Учредительного собрания представителей всехгерманских государств для выработки конституции единой Германии. Указанные представителисобрались во Франкфурте-на-Майне, однако работа их закончилась весьма скромным результатом— выработкой конституции, которая поначалу осталась только на бумаге.
В этой обстановке прусскийкороль Фридрих-Вильгельм IV выступил с новой реформаторской инициативой и даровалсвоим подданным конституцию — Конституционную хартию Пруссииот 31 января 1850 г. Высшие органы власти, согласно Хартии, состоялииз короля, министров, двухпалатного парламента, Верховного суда.
Деятельность представительныхучреждений и администрации местных органов власти — общин, уездов, округов и провинций— регулировалась специальными законами. Законодательная власть осуществлялась совместнокоролем и обеими палатами. При этом «согласие короля и обеих палат необходимо длякаждого закона» (ст. 62). Право законодательной инициативы принадлежало королю икаждой из палат. Законопроекты, отвергнутые одной из палат или королем, не моглибыть вновь внесены в течение той же сессии. Вначале верхняя палата — Палата господ— наполовину избиралась, наполовину назначалась, но после 1853 г. она уже целикомформировалась назначениями короля — «наследственно или пожизненно» (принцы крови,князья и другие представители сословия господ). Вторая палата — Палата депутатовландтага — состояла из 350 членов, избираемых выборщиками трех курий. Избирателив куриях должны были отвечать ряду требований: достичь 25-летнего возраста, уплачиватьгосударственный налог определенного размера. (Каждая курия представляла налогоплательщиков,выплачивающих треть налогов, но различие между ними состояло в том, что первые двекурии выплачивали наибольшее количество разных налогов, и поэтому их представительствобыло обеспечено от гораздо меньшего числа избирателей, чем у третьей курии.)
Во втором разделе конституции,озаглавленном «О правах пруссаков», были перечислены многие либерально-демократическиеположения о «гражданско-политических правах» пруссака: равенство перед законом,неприкосновенность личности, жилища, переписки.
Здесь же было записано, чтогражданская смерть и наказание конфискацией не могут применяться. Пользование религиознойсвободой «не должно стоять в противоречии с гражданскими и гражданско-политическимиобязанностями». В другой статье уточнялось в этой связи, что «христианская религияслужит основой для тех государственных учреждений, которые представляют религиозныйхарактер, без ущерба, однако, свободе религии...». О свободе науки и ее преподавания говорилось, как и в проекте Франкфуртской конституции1849 г., в нескольких статьях. Так, в ст. 22 было записано: «Право преподавать,основывать и руководить учебными заведениями свободно для каждого, если он докажетподлежащим государственным учреждениям свою нравственную, научную и техническуюспособность».
Судебная власть осуществляласьот имени короля. Судьи считались независимыми — «не подчиняющимися другой власти,кроме закона» (ст. 86). Они назначались на должность пожизненно королем и от егоимени, могли быть смещены или временно отстранены от должности лишь на основаниисудебного решения и по причинам, установленным законом.
Исполнительная власть принадлежалаодному королю. Он осуществлял высшее командование армией и назначал на высшие военныедолжности. Министры могли быть привлечены к ответственности по обвинению в нарушенииконституции, в подкупе или измене. Члены обеих палат и все государственные чиновникиприносили присягу верности конституции и повиновения королю и клялись честью соблюдатьконституцию. Армия присягала королю и не присягала соблюдению конституции. В 1851г.был принят Закон об осадном положении, который предоставлял королю и центральнойвласти фактически бесконтрольные властные полномочия, что дало основание К. Марксуназвать этот закон «настоящей конституцией» страны.
Конституционная хартия Пруссии1850 г. была заимствована в некоторых структурных частях разработчиками КонституцииЯпонии 1889 г. и оказала определенное влияние на выработку Основных законов Российскойимперии начала XX столетия./>/>1.2 Первыеконституции германских государств
С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государствбыли приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, восновном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий.
По формам правления, высшим органам государственной власти(во главе с монархом «божьей милостью», как правило, двухпалатным, контролируемыммонархом сословно-представительным органом — ландтагом и назначаемым и ответственнымперед монархом правительством) эти конституции мало отличались одна от другой.
Так, согласно конституционному акту Великого герцогстваБаденского, принятого в 1818 г., наследственныйВеликий герцог («священныйи неприкосновенный») объединял в своем лице все права государственной власти,но «в согласии с предписаниями Конституции» (ст. 5), то есть, прежде всего,в согласии с создаваемым на основе конституции сословно-представительным двухпалатныморганом -ландтагом.
Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальноеучреждение, состоящее из принцев «великого герцогского дома», глав бывшихвладетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов илиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельскихокругов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста,с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов повышался до 30 лет.Порядок выборов нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных формнародного представительства, лишенного, однако, каких бы то ни было самостоятельныхполномочий.
Конституция всю полноту исполнительной власти и контрольнад властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускатьландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащихего обсуждению, «если они не были отнесены к их ведению самой Конституцией»(ст. 50).
Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательнойинициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародованиязаконов, а также издание для их исполнения «распоряжений, регламентов и общихуказов» (ст. 66).
Более того, Конституция предусматривала и прямое законотворчествогерцога в форме указов в связи с принятием мер, «которые по своему значениюотносятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видахгосударственной пользы...» (ст. 66).
Конституция, однако, не соответствовала бы своему новомуназначению, если бы она не говорила и об определенных ограничениях законодательныхправ герцога, которые касались бюджета и изменения самой конституции. Налоги немогли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие,разъясняющие или изменяющие конституционный акт, требовали 2/3 голосов присутствующихв каждой палате членов «для их принятия» (ст. 64).
Отдав формально дань буржуазному конституционному принципу«никаких налогов без представительства», конституция выхолащивала егомножеством оговорок, предусмотрев, например, возможность заключения займов и установлениявоенных налогов без согласия палат (ст. 63), включив в бюджет статьи «о секретныхрасходах» и «долговременных налогах», связанных с договорами правительства(ст. 63), а, также категорически запретив ландтагу «ставить свое согласие навзимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий» (ст. 56).
Правительство по Конституции отвечало в своей деятельноститолько перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходахпредыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, немогла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только королем.
Все германские конституции включали ограниченный переченьдемократических прав и свобод (в некоторых хартиях содержался специальный «каталогОсновных прав»), которые, однако, не предусматривали правовых гарантий их осуществленияи содержали оговорки, которые сводили их фактически на нет.
Так, провозглашенное в баденской Конституции положениео равноправии баденцев соседствовало с многочисленными привилегиями дворянства.Например, с особым сословным порядком создания верхней палаты или с положением онераспространении воинской повинности на «членов бывших владетельных фамилий»(ст. 10).
В декларируемый перечень прав и свобод входили свободысовести, печати, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственностии личности, независимость судей и право баденцев на ведение их уголовных дел в обычныхсудах, запрещение произвольных арестов. О том, что требование неприкосновенностичастной собственности касалось, прежде всего, феодального землевладения, свидетельствоваласт. 11 Конституции, устанавливающая обязательность справедливого вознаграждения«за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанностии за все оброки, вытекающие из уничтоженной крепостной зависимости крестьян».
Говоря о крайне ограниченном характере либерально-демократическихположений первых германских конституций, нельзя не отметить и их исторического значения.Конституции, давшие начало развитию германского конституционализма, стали однимиз факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютистскихмонархий Германского союза в ограниченные, и тем самым открывали возможности дляформирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкойбуржуазии в борьбе за политическую власть.
Некоторым побочным негативным эффектом их принятия сталовременное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своихмонархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с могущественнымимонархиями — Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не былиприняты.
В Австрии сословная конституция была введена только в однойпровинции — Тироль. Обещание прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1815 г.принять конституцию, за которым последовала работа четырех конституционных комиссий,вылилось в королевские указы 1823-1824 гг. о создании местных ландтагов в каждойиз восьми провинций Пруссии. И только в 1847 г. необходимость в финансовых поступленияхзаставила короля созвать первый общепрусский ландтаг.
 />/>1.3 Франкфуртская конституция1849 г.
Объединение Германии на основепризнаваемой всеми государствами конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших государств (Австрия, Пруссия)стало к середине века довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшемв себя одну империю (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер,Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.
В апреле 1848 г. собраниепредставителей местных ландтагов выступило с инициативой созыва общегерманскогопарламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательнойсистемы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г.,когда революционное движение уже ослабло. Основная же его деятельность происходилав обстановке нарастающей контрреволюции. Собрание состояло главным образом из представителейлиберальной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии, большин­ство которыхв качестве своей главной задачи считало принятие конституции объединенной на федеральнойоснове Германии с закреплением в ней широкого перечня демократических прав и свобод.Конституция была опубликована в 1849 г. с явным запозданием, когда реакционные силы,прежде всего Пруссии, консолидировали свои ряды и вновь были готовы отстаивать старыепорядки.
Германия по Франкфуртскойконституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, которыйдолжен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а имперскую конституциюсоблюдать точно и добросовестно». Такую присягу приносит не только император, нои каждый имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосновенностиличности, равенстве перед законом, отдельных свободах. Парламент (рейхстаг) состоялиз двух палат — Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципунеравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 — от Австрии, 18 — от Баварии,10 — от Саксонии, два от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств),и Палаты народа (нижней палаты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкиегосударства имели свою конституцию, правительство, чиновную иерархию. Планировалосьтакже создание Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельныхгосударств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых разногласиймежду государствами. Судебная власть признавалась только за государством, родовыесуды упразднялись, и провозглашалось, что «все равны перед судом».
Перед имперскими властямибыла поставлена, прежде всего, задача создания единой дипломатической службы и проведенияединой внешней политики. Только имперская власть должна была впредь назначать посланникови консулов, заключать международные договоры. Отдельные немецкие государства имелиправо заключения договоров с другими немецкими государствами, с не немецкими же- только по ограниченному кругу вопросов, главным образом частного права. При этомлюбой договор,«затрагивающий имперские интересы», подлежал утверждениюимперии (ст. 1, разд. II).
Статьи 2-3 этого раздела посвященыисключительно военной власти империи, которой принадлежало право войны и мира, распоряжениявсеми вооруженными силами объединенной Германии, издания законов, касающихся военнойорганизации, назначения в случае войны высшего имперского командования, а такжеисключительное право содержания военно-морского флота. Логически связанные с предшествующими,ст. 4-6 предусматривали установление верховного надзора над имеющими общеимперскоестратегическое значение морскими, речными, сухопутными и железнодорожными путямисообщения.
Последующий блок статей (7-9)закреплял конституционные основы создания единого экономического пространства. Толькоза имперской властью признавалось право издавать законы, касающиеся таможенного,почтово-телеграфного дела, осуществление надзора за монетным делом, регулированиебанковского дела и выпуска бумажных денег. Имперская власть «была обязана»,таким образом, ввести единые таможенную и монетную системы, единство меры и весадля всей Германии.
Составители Конституции главнымусловием создания единого федеративного государства считали сильные финансовые рычагицентра, наличие самостоятельных каналов финансирования общефедеральных органов.В ст. 7 были четко сформулированы положения о том, что «определенная частьдоходов в размере обыкновенного бюджета снимается прежде всего для имперских расходов»и что только имперское законодательство определяет, «какие предметы могут отдельныегосударства облагать налогами на производство и потребление в свою пользу.»
Конституция вместе с введениемединого гражданства предусмотрела необходимость создания единого правового пространства,закрепив право и обязанность империи «издавать общие уложения гражданского,торгового, вексельного и уголовного права».
За главой империи закреплялосьправо законодательной инициативы, право созыва и роспуска народной палаты, публикацииимперских законов и издания для их исполнения распоряжений. Но и издание, и отмена,и изменения, и объяснения имперских законов требовали обязательного постановлениярейхстага (§ 102, ст. 5, разд. IV). Столь же тщательно, как и в прусской Конституции,был разработан вопрос о контроле рейхстага за кредитно-финансовой сферой, принятиембюджета, росписью расходов и пр.
Любой закон, согласно Конституции,должен был быть принят обеими палатами рейхстага: палатой государств и палатой народов,и утвержден правительством, несогласие которого с ним могло быть преодолено, «еслиодно и то же постановление было принято без изменения в трех непосредственно следующиходна за другой сессиях» (§ 101).
Раздел VI Конституции былпосвящен широкому перечню «основных прав германского народа» к числу которых относилисьравенство перед законом и судом всех германских граждан, в том числе равенство гражданских,уголовных и процессуальных прав (при уничтожении всех сословных привилегий), неприкосновенностьличности (при отмене смертной казни, кроме как по приговору военного суда или наоснове морского права в случае мятежа), неприкосновенность жилища, свобода слова,печати (при ликвидации цензуры), «полная» свобода собраний, союзов (безразрешения властей, кроме как собраний под открытым небом в случае серьезной опасностидля общественного порядка и безопасности), неприкосновенность собственности (приотмене всех личных и поземельных платежей и повинностей феодального характера иконфискации имущества), суд присяжных, несменяемость судей, тайное и гласное судопроизводствои пр.
Всякий немец, говорилось вст. 159, имеет право обращаться с письменными прошениями и жалобами к правительству,к народным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного преследования противгосударственного чиновника за действие по службе «не требовалось предварительногосогласия начальства». Последнее положение повторено и в Конституции 1871 г. В концевека это же положение было включено, по инициативе В. И. Ленина, в программу российскихсоциал-демократов, но здесь его судьба сложилась иначе. Оба монарха, которым собраниепредложило корону императора, отказались от нее. Король прусский заметил в этойсвязи, что корона дается «милостью Божией» и не может быть делом собрания. Ее принятиепринесло бы «величайшее несчастье своим привкусом революции 1848 года «.
После того как Франкфуртскаяконституция осталась бездействующим проектом, а самих делегатов национального (учредительного)собрания разогнало правительство Вюртемберга, на первый план выдвинулся другой путьобъединения — через создание малой федерации германских государств, группирующихсявокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом увенчались усилия Пруссии, в чемвыдающуюся роль сыграл канцлер Прусского королевства, одаренный дипломат и политиккнязь Отто фон Бисмарк(1815—1898). Его ближайшимишагами стали меры по ускоренному экономическому росту, затем война с Данией за включениеШлезвига и Голштинии в Германский союз. Наиболее благоприятные условия сложилисьв 50—60-е гг. Бисмарк в этот период берет курс на личное руководство политикой Пруссии,и в особенности на реорганизацию армии. Все это делалось с дальним прицелом — перехватитьглавенство в Союзе у Австрии и воссоздать Германию под главенством Пруссии. КурсБисмарка на милитаризацию вначале не встретил поддержки в палате депутатов. В однойиз своих речей 1862 г. в ландтаге Бисмарк с присущей ему прямотой заявил: «Великиевопросы века разрешаются не речами и не решениями большинства в парламенте, а железоми кровью. Пруссия должна держать свои силы наготове, в ожидании благоприятного момента,который несколько раз был упущен». Военные приготовления были продолжены, и этооказалось ненапрасным: Пруссия с большим успехом провела войну против Австрии (1866)и против Франции (1870).
/>2. История создания Конституции Германской империи 1871 г./>/> 2.1 Создание Северогерманскогосоюза.Конституция Северогерманского союза 1867 г.
Между двумя крупнейшими из германских государств – Пруссией(в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властьюимператора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединенииГермании.
В 1861 г. прусским королемстал Вильгельм I. Вскоре он призвалк власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это былпрусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии– войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения.Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединенаГермания». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).
Дания стала первой жертвойбисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрия отторгли от Дании две немецкиепровинции – Шлезвиг и Гольштейн – и стали управлять ими совместно.
Такое совместное управлениестало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможностьвоенных столкновений. Это как раз и входило в расчеты Бисмарка.
Летом 1866 г. началась войнамежду Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые были лучше вооружены и подготовленык войне, наголову разбили австрийцев в битве при Садовой.
Победа при Садовой открыладорогу немецким войскам вглубь Австрии. Важнейшим итогом австро-прусской войны былоприсоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в числе которых были Ганновер,Гессен — Кастель, Франкфурт–на-Майне, Нассау.
Под именем Северогерманскогосоюза в Центральной Европе возникло по сути дела новое государство. Оно получилоновую особую конституцию, датированную 1867 годом. Согласно Конституции, президентуСоюза — прусскому королю — передавалась вся полнота исполнительной власти и ряддругих важных полномочий.
Создавался на основе всеобщегоравного, прямого избирательного права Общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежатьисключительное право вотирования налогов. Он состоял из 297 депутатов (по 1 на 100000 жителей). При разработке конституции О. Бисмарк, главный вдохновитель и исполнительобъединения Германии «железом и кровью», заявил о своем стремлении единоличноуправлять делами Союза, утверждая, что с введением «коллективности пропадаетответственность». Впоследствии в объединенной Германии был создан лишь рядуправлений и ведомств, подчиненных непосредственно канцлеру. Это создавало условиядля усиления роли прусских министров.
Другим органом союза был союзныйсовет, составленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза.Голоса (всего было 43) были распределены между государствами неравномерно: так,Пруссия, например, имела 17 голосов, а Саксония — 4. Делегаты были связаны определеннымиинструкциями своих правительств. Функции союзного совета заключались в вотированиизаконов; обычно они проходили простым большинством, а для всякого изменения конституциитребовалось большинство двух третей. Львиную долю власти в новой организации получилпрусский король, как президент союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключатьмир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначатьи принимать посланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел правоназначать высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще. Он был верховнымглавою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал ираспускал рейхстаг.
Всеми внешними и внутреннимиделами союза заведовал назначенный королем Пруссия канцлер, не несший никакой ответственностиперед рейхстагом и председательствовавший в союзном совете. Государства, вошедшиев союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но должны были уступить союзувоенное и морское управление, дипломатические сношения, заведование почтой, телеграфами,железными дорогами, денежной и метрической системами, банками, таможнями.
Бисмарк тем охотнее ухватилсяза эту идею, внушенную ему еще раньше Лассалем, что она в его глазах сразу достигаладвух целей. Прогрессивная буржуазия была довольна тем, что правительство возвращаетсяк одному из основных начал конституционного проекта, выработанного в 1849 году франкфуртскимпарламентом; демократические элементы, рост которых был уже заметен, видели во всеобщемизбирательном праве залог свободного развития деятельности («происки» пролетариатаБисмарк пытался обезвредить, отвергнув тайную подачу голосов; но учредительный рейхстаг,обсуждавший конституцию, включил в нее этот способ голосования). С другой стороны,Бисмарк, как это видно из его мемуаров, не без основания надеялся, что общее избирательноеправо послужит для него превосходным орудием для борьбы с партикуляризмом и чтов минуту внешних осложнений апелляция к патриотизму страны поможет ему поборотьоппозицию в союзном совет. Наконец, перед ним был пример Франции, где существованиевсеобщего избирательного права не наносило никакого ущерба значению верховной власти.Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг,Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Император ФранцииНаполеон III препятствовал объединению южных германскихземель с Пруссией из-за боязни иметь опасного соседа на восточных границах. Бисмаркстал готовить третью войну за объединение Германии «сверху», на этот раз противФранции.
/>/>2.2 Провозглашение Германскойимперии
Заключив мир с Австрией, Пруссияприступила к подготовке третьего, заключительного акта на пути к объединению Германиипод главенством Пруссии.
Желая, во что бы то ни сталоспровоцировать войну, Бисмарк подделал важный дипломатический документ. 13 июля1870 г., получив из Эмса телеграмму с изложением беседы прусского короля с французскимпослом, Бисмарк сократил текст депеши, придав ему оскорбительный для Франции характер.Прочитав телеграмму, Мольтке заметил: «Так-то звучит совсем иначе; прежде она звучаласигналом к отступлению, а теперь — фанфарой, отвечающей на вызов» Бисмарк О. Мыслии воспоминания, т.2, стр.84… Фальсифицированную таким образом «эмсскую депешу»он приказал опубликовать в печати.
19 июля 1870 г. Франция объявилавойну Пруссии. В результате ряда последовательных поражений основные силы французскойармии были разбиты в течение нескольких месяцев. Прусская армия в августе отбросилаодну часть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила подСеданом. Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императоромНаполеоном III. 4 сентября 1870 г. в Париже произошла революция, обанкротившийсянаполеоновский режим рухнул под натиском народа. Но на территории Франции неожиданноразвернулись события, которые застали врасплох и Бисмарка, и Мольтке. После краханаполеоновского режима во Франции к власти пришло правительства Тьера. Франция сталареспубликой, возглавляемой «правительством национальной обороны». Бисмарк и прусскийгенералитет внезапно увидели перед собою нового противника. Народная война доставиланемало трудностей. Со второй половины сентября немцы, овладев Версалем, приступилик осаде Парижа. Буржуазное правительство Франции вступило в переговоры с пруссакамио капитуляции.
Франко-прусская война (правильнееее называть франко-германской) носила двойственный характер. Коль скоро объединениеГермании явилось актом исторической необходимости, то война, имевшая целью завершитьэто объединение, объективно служила прогрессу. Но прогрессивность ее простираласьлишь до определенного пункта. Как только решающая победа над французами была одержанаи препятствия к объединению Германии устранены, исторически прогрессивная миссиявойны кончилась. Все последующие действия немцев, и прежде всего навязанные Францииусловия мира, были уже чисто захватническими и грабительскими.
Итак, в этой войне, известнойпод названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северогерманскимсоюзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германскихгосударств.
После того, как прусская армияразгромила основные силы Франции, 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившемместопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. «Соответственно этому Мыи Наши наследники по прусской короне отныне будем носить титул императора во всехделах и сношениях Германской империи и, уповая на Бога, надеемся, что германскойнации предстоит благодатное будущее в духе древнего величия нашего отечества. Мыпринимаем императорское звание в сознании своего долга с подлинно немецкой верностьюзащищать права империи и ее членов, оберегать мир и независимость Германии, опираясьна объединенные силы ее народа. Мы принимаем это звание в надежде, что отныне немецкийнарод в награду за свою тяжелую и мужественную борьбу сможет пользоваться длительныммиром в границах, которые обеспечат нашей родине безопасность от новой агрессиисо стороны Франции, безопасность, которой она в течение столетий была лишена». ОбъединениеГермании завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами,ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европывозникло новое государство, принявшее название Германской империи.
3 марта 1871 г. состоялисьвыборы в первый германский рейхстаг. Основной задачей являлась разработка и принятиеновой редакции имперской конституции, которая была принята рейхстагом 14 апреля.Очень точно об этом высказался Энгельс: «Конституция была «скроена по мерке» Бисмарка.Она была дальнейшим шагом на пути к его единоличному господству, осуществляемомупутем балансирования между партиями в рейхстаге и между партикуляристскими государствамив Союзном совете, — дальнейшим шагом по пути бонапартизма»./>/> 2.3 Конституция Германии1871 года
В 1871 г. была принята Конституция Германской империи,которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северогерманского союза, атакже учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций.За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг,например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог наводку и пиво. а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определеннаясамостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же вимперском комитете по «армии и крепостям» она занимала постоянное место, в то времякак другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовалкомитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии. Бюртемберга, с включениемдвух ежегодно избираемых членов других государств (гл. III, ст. 8(8)).
Главой империи – императором — был по конституции прусскийкороль, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве.На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населениястраны. Император был главой вооруженных сил: «Император от имени империи объявляетвойну и заключает мир» (ст. 11), назначал чиновников империи: «Император назначаетдолжностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобностираспоряжение об их увольнении» (ст. 18), включая главу правительства – имперскогоканцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламентаот Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи исамой Пруссией.
Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепилиту же «жесткую» модель федеративно-административного политического устройства, котораяразработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию(Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросамармии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог,судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что «имперские законы имеютпреимущество перед законами земельными» (гл. II, ст. 2).
В статьи третьей главы Конституции 1871 г. «Союзный совет»(Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразнойформы германской федерации, получившей название «союза неравных». Рейхсрат, формальнопризванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своемуназначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерациюгосударств.
Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольныхгорода), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу,было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положениев федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положенийКонституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов.«Гегемонистская федерация» Германии представляла собой не союзное государство, асоюз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации,а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.
Члены верхней палаты империи– Союзного совета – бундесрата – назначались правительствами союзных государств:«Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, междукоторыми распределены голоса». Как было отмечено выше, Пруссия получила наибольшееколичество голосов. Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов.От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередкодаже отказывались являться в бундесрат.
Конституция предоставлялаСоюзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительнуюисполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом:«Имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласиебольшинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливаетего. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательныхпроектов, относящихся к армии, флоту, голос президента является решающим, если онвысказывается за сохранение существующего устройства» (ст. 5). Бундесрат имел свойаппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественнойи государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставленоправо издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Нижняя палата парламента сохраниланазвание рейхстага. Он избирался сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: «Рейхстагобразуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (ст.20). Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установитьхотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.
«Представительство в союзномсовете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначаетсяимператором», — так гласила 15 статья Конституции Германии. Канцлер был не толькоединственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающимв верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. III), если он выступал «за сохранение существующихпредписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующихисполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенныхналогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения повоенным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующиминалогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств дляпополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).
Конституция 1871 г. не зналапринципа «ответственное правительство», ставшего лозунгом либеральной буржуазии,выступавшей против «мнимого конституционализма» Германской империи, за парламентскуюмонархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактическине возлагалось никакой ответственности.
Почти самодержавная властьгерманского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру.Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросахкомандования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера.Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчето расходах (XII, 72), но сместить его с должности могтолько император, что превращало эту ответственность в функцию.
Конституция 1871 г. не провозглашаладаже формально принципа «народного суверенитета», который приходил в полное противоречиес консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массовогосознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имениимператора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определяласькомпетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Но, тем не менее, статья 20конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотясам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими,обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которыеусматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенныхнародов.
Досрочный роспуск нижней палатымог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это неединожды делалось.
Итак, как уже было сказановыше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера.Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел,находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственностьв делах большой политики может нести только один-единственный руководящий министр,а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».
Функции имперского правительствабыли весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежатследующие предметы:
1) Определения, касающиесясвободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства,паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, сверхтого определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенноеи торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер,весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированныхдвижимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организацияобщей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и распределениеобщего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги и пути сообщения, водные и сухопутные,установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф.
13) Общее законодательствов гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот вимперии.
16) Определения о прессе ио праве общения (союзов)» (ст. 4).
На долю же местных правительствприходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимуществаперед законами областническими.
Итак, по своему социально-политическомусодержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходеразвития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германскимкапиталом.
В создавшейся ситуации немогло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторыхиных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
/>/>Заключение
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы,что конец эпохи наполеоновскихвойн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств,правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгресседержавами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильногонемецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративногофорпоста у границ беспокойной Франции.
В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35суверенных монархий (впоследствии — 32) — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольныхгорода, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единогозаконодательства, ни общих финансов или дипломатических служб. Союзный акт 1815г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущеевнутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнениерешения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированныххартий.
Необходимость создания единого государства стала особенноочевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, которыйв отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции в условияхполитической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной частинемецкой деревни.
Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительныйвклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовыхоснов такой модели федерального государства, которая, как представляется, в наибольшеймере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условияи задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени. Конституция вместес введениемединого гражданства предусмотрела необходимость создания единогоправового пространства, закрепив право и обязанность империи «издавать общиеуложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права».
При этом утверждался конституционный принцип любой федеративнойформы государственного единства — имперские (общефедеральные) законы стоят вышезаконов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение.
Кроме того, созданию единой Конституции Германской империипредшествовали важные внешнеполитические события (война с Францией), которые завершилипроцесс объединения Германии и обусловили необходимость создания Конституции Германскойимперии, как основного нормативно-правового акта нового государства на карте Европы.
/>/>Библиографический список
1.Баев В.Г. Европейский конституционализм после Наполеона (напримере Германии) / В.Г. Баев // Российское право. – 2005. — № 7. – С. 118-121.
2.Ботов, С. В. Введение в правовую систему Германии / С. В.Ботов, И. Ю. Жигачев. – 323 с.
3.Всеобщая история права и государства; под ред. О. А.Омельченко. – М.: Норма, 2006. – 496 с.
4.Государственное право Германии; под ред. А. М. Арбузкина. –М.: Юристъ, 2006. – 345 с.
5.Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
6.Златопольский, Д. Л. История государства и права зарубежныхстран / Д. Л. Златопольский. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 456 с.
7.История государства и права зарубежных стран; под ред. К.И. Батыра. – М.: Норма, 2005. – 360 с.
8.История государства и права зарубежных стран; под ред. О.А. Жидкова. – М.: Норма, 2007. – 330 с.
9.История государства и права зарубежных стран. Ч2 / Под ред.Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М.: НОРМА, 2004. — 624 с.
10.История государства и права зарубежных стран; под ред. О.А. Кудинова. – М.: МЭСИ, 2007. – 305 с.
11.История государства и права зарубежных стран; под ред. Н.М. Чепурнова. – М.: ЕАОИ, 2007. — 198 с.
12.История государства и права зарубежных стран; под ред. Н.А. Никифорова. – М.: Норма, 2008. – 160 с.
13.Краткий курс. История государства и права зарубежныхстран; под ред. И. А. Исаева. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.
14.Кудинов, О. А. История развития конституционногозаконодательства в Германии / О. А. Кудинов. – М.: Наука. 2005. – 278 с.
15.Митин А.В., История государства и права зарубежных стран.Ч.2. / А.В. Митин, В.Э. Кемниц. – М.: МИЭП, 2009. – 521 с.
16.Овсепян, Ж. И. Конституционное право зарубежных стран / Ж.И. Овсепян. – М.: Инфра-М, 2005. – 456 с.
17.Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права:учебник для вузов: в 2 т. / О.А. Омельченко. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.:Эксмо, 2007. – Т. 2. – 574 c.
18.Туманов, В. А. Сравнительное конституционное правозарубежных стран / В. А. Туманов. – М.: норма, 2005. – 657 с.
19.Хабриева, Т. Я. Теория современной конституции / Т. Я.Хабриева, В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2008. – 764 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.