Реферат по предмету "Государство и право"


Коррупция как проблема национальной безопасности

Содержание
Введение
1. Понятие коррупции2.Проблемы, порождаемые коррупцией3.Экономические потери от коррупции
4. Характеристика проблемы коррупции в России на современном этапе
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальность рассмотрениятемы «Коррупция как проблема национальной безопасности» состоит втом, что одной из непреходяще актуальных для человеческого общества являетсятема коррупции. В течение всего обозримого исторического периода развитиячеловечества деятельность государственного аппарата повсеместно сопровождаласьэтим негативным системным явлением. Массовые коррупционные проявления ослаблялиэффективность функционирования государственного механизма, нарушая нормальноефункционирование публичной власти и создавая дополнительные препятствиявозникновению и развитию легальных общественных отношений. Коррупцию не удалосьокончательно искоренить еще ни в одном обществе.
Сегодня коррупцияпредставляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичнойвласти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальнойсправедливости; проблема коррупции занимает одно из основных мест в перечнеугроз национальной безопасности, сформулированных в Стратегии национальнойбезопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ№ 537 от 12 мая 2009 г.
Целью данной работыявляется рассмотрение коррупции как проблемы национальной безопасности.
При написании работыставились задачи:
— исследованиелитературных источников и действующего законодательства по исследуемомувопросу;
— дать понятие коррупции,выявить ее сущность, причины и последствия;
— проанализироватьнынешнюю ситуацию в области коррупции в России.
Объектом исследованияработы являются общественные отношения, связанные с коррупцией как проблемойнациональной безопасности.
Предмет исследования –коррупция.

1. Понятие коррупции
Как у всякого сложногосоциального явления, у коррупции не существует единственного каноническогоопределения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос отом, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция».
Государственная коррупциясуществует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащимиему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число такихресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальнаясобственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налогиили иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается непринадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник —государственная казна, если не законен — то это собственность того лица,которого пытается обобрать чиновник.
Государственный служащийобязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией,законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными иморальными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяютсякорыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотреблениеслужебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией граньвесьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгодуиз своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в своюпротивоправную деятельность других людей, как это бывает, например, присокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можнонапомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В такихслучаях обычно не говорят о коррупции.
Чаще бывает по-другому.Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычноописываемым термином «коррупция».
1. Когда командующийокругом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника,военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость отдругих лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило,использовав свою власть для незаконного получения материальных благ,руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками»незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуацияближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует неодин человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду изнарушения законов и норм.
2. Когда чиновник,обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу(скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этогоискусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к дачевзятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционномупонятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. Встарой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.
3. Чаще всего подкоррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицопринимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое дляобщественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона(например — фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственныйзаказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получаетнезаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки даннойситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественныенормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получаютнезаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
4. Наконец, бываютситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажапринять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступнуюдеятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получаютодну простую выгоду — их не разоблачают.
Надо иметь в виду, чтоэтим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.
Полезно различатьверхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднеечиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулызаконов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространенана среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействиемчиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обезаинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к однойгосударственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своемуначальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя,— это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она,как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадииразрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов,изучающих коррупцию, относит к ней как к покупке голосов избирателей во времявыборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, заисключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избирательобладает по конституции ресурсом, который называется «властныеполномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредствомспецифического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать эторешение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по егомнению, может представлять его интересы, что является общественно признаннойнормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, врезультате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги илииные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеетсяобрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционныхдействий в политике.
Наконец, упомянем окоррупции в негосударственных организациях, наличие которой признаетсяспециалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) такжеможет распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следоватьуставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконногообогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второйстороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни— кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых— изъять деньги и исчезнуть.коррупция власть подкупность должностной2. Проблемы, порождаемые коррупцией
В рассуждениях о нынешнемсостоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятыхтезисов. Только за период 2005-2006 гг. в центральной и региональной российскойпрессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов, посвященных коррупции, потелевидению показано свыше 150 материалов на эту тему. Более 60 % респондентовв социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозунациональной безопасности России; свыше 70 % согласны с утверждением о том, чтоРоссия может быть причислена к числу коррумпированных государств.
Несомненно, что коррупцияоказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже негативныепоследствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются сейчас вРоссии.
Экономические последствия
1. Расширяетсятеневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблениюбюджета. Как следствие — государство теряет финансовые рычаги управленияэкономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетныхобязательств.
2. Нарушаютсяконкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот,кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Этовлечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночнойконкуренции.
3. Замедляетсяпоявление эффективных частных собственников, в первую очередь — из-за нарушенийв ходе приватизации. Последствия те же, что в п.2.
4. Неэффективноиспользуются бюджетные средства, в частности — при распределениигосударственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетныепроблемы страны.
5. Повышаются ценыза счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдаетпотребитель.
6. Теряется довериеагентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правиларыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаютсяпроблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.
7. Расширяютсямасштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях,в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, азначит, снижается эффективность экономики страны в целом.
Социальные последствия
8. Отвлекаютсяколоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряетсябюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.
9. Закрепляются иувеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой частинаселения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедноеперераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболееуязвимых слоев населения.
10. Дискредитируетсяправо как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. Вобщественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и передпреступностью, и перед лицом власти.
11. Коррумпированностьправоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности.Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников ипредпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политическойвласти и возможностям для отмывания денег.
12. Увеличиваетсясоциальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политическойстабильности в стране.
Политические последствия
13. Происходитсмещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвованияолигархических группировок.
14. Уменьшаетсядоверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся подугрозу любые благие начинания власти.
15. Падает престижстраны на международной арене, растет угроза ее экономической и политическойизоляции.
16. Профанируется иснижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностяхдемократии. Возникает угроза разложения демократических институтов.
17. Увеличиваетсяриск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию приходадиктатуры на волне борьбы с коррупцией.3. Экономические потери от коррупции
Масштаб ущерба,наносимого России коррупцией, поддается денежному исчислению, конечно —приблизительному.
Для оценки потерь отверхушечной коррупции обратимся к известным примерам, когда подобные потериудалось установить.
o Во-первых, было подсчитано, что в Италии послепроведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции,государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.
o Во-вторых, сошлемся на результаты недавнихисследований ученых Гарвардского университета, которые цитируются П.Беннетом.Подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровняСингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.
Если применить эту оценкук сумме собранных в России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждениюПравительства, 65% запланированного в бюджете), то 20% составят 49 триллионов(неденоминированных) рублей. Это больше, чем все бюджетные расходы прошлогогода, предполагавшиеся на науку, образование, здравоохранение и культуру сискусством вместе взятые.
В другом докладеоцениваются потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделкиосуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток,«подарков», вымогательства. «По приблизительным оценкамкоррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%.
Общие дополнительныеиздержки в 15% эквивалентны сумме налогов со среднего рабочего с ежегоднымдоходом, т.е. составляют 3450 долларов в год. Если эти средства использоватьдля развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на10%, что приблизительно составляет 12 миллионов рабочих мест. Это позволило быобеспечить работой всех безработных США, увеличить средний доход примерно на10% и прибавить около 5% к среднему ежегодному росту ВНП.
В-третьих, упомянем дело одного британскогочиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, которые поминимальной оценке составляли 2,25 миллиона долларов. Эксперты британскогофилиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которыеон получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократнопревосходил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественныхпримерах в том, что соотношение между размером взяток и нанесенным откоррупционных решений ущербом бывает и более существенным.
В-четвертых, следует обратить внимание нанаиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции —государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило,самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери откоррупции в этой сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этимстатьям. (Если использовать подобный коэффициент, то антикоррупционные меры всостоянии избавить нас от потерь только в военной сфере в размере почти 8триллионов неденоминированных рублей.)
По словам Удо Миллера,руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, апереводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают формузавышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной являетсястоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных икоммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне,коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимостиработ.
Дитер Фриш, бывшийГенеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда встране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированныхпроектов, эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, авключают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.
К приведенным примерамможно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которымкриминальные структуры в отдельных отраслях промышленности — нефть, газ, редкиеметаллы — тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) наподкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное вышесоотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установитьпорядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.
По данным Счетной палатыРоссийской Федерации, потери от ненадлежащего исполнения бюджета (а оновозможно из-за слабого контроля за коррупционным поведением) составили в 2007 г. сумму в десятки триллионов неденоминированных рублей.
Теперь обратимся книзовой коррупции. По подсчетам экспертов общественной организации»Технологии — ХХI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране навзятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год этооборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, чтоприведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей«крышам».) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода вмелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом наначальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше.«Вход в бизнес» требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потеринапрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса,поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.
Добавим к этому слабоизученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий инегосударственных организаций (пример — предоставление коммерческими банкамикредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.
Таким образом, при самыхоптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могутсоставлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Эти данные приведены здесь недля того, чтобы кого-либо удивить или напугать. Важно увидеть другое —насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленнуюдеятельность по систематическому ограничению коррупции.
4. Характеристикапроблемы коррупции в России на современном этапе
Президент РФ иПравительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальнойбезопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупциейво взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной иэкономической преступности и терроризму.
Коррупция является однимиз наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих насостояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех еесоставных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного иобщественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии наосновы государственного устройства и конституционные основы правовогорегулирования жизни общества. Прежде всего это обусловлено тем, чтодеятельность коррумпированных государственных чиновников направлена наполучение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основномматериальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственногоустройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права ифункционирования государства, напрямую противодействует его интересам вразличных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозубезопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционныепроцессы представляют в политической, правовой, социальной и экономическойсферах общественной жизни.
Как в России, так и вдругих странах мира масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного влиянияна развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена всовременных условиях.
Коррупция как видпреступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявленийи, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой итерроризмом, «подпитывает» их и «питается» от них. Этообусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупностиотдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения посредствомподкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, котораяявляется серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной иэкономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России.Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста,снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека,оказывает другие негативные воздействия на правовую систему.
Гигантские ресурсы Россииявляются тем «магнитом», который притягивает различные силы (каквнутри страны, так и за рубежом), заинтересованные в завладении ими, включаятранснациональные и международные корпорации. Для достижения преступных целейуказанные структуры используют все имеющиеся в их распоряжении средства — воздействие через правительственные органы и на дипломатическом уровне (включаязаказную оценку и критику тех или иных решений высшего российскогоруководства), специальные службы, организованные преступные сообщества (в томчисле международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческиеи неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики ит.д.
Попытки различнымиспособами воздействовать на принятие управленческих решений государственнымиструктурами России различного уровня начинают приобретать скоординированныйхарактер, что особенно тревожно в условиях выборов, когда появляетсявозможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринимать попыткипроведения в органы государственной власти и управления представителей тех илииных финансово-экономических групп.
По оценкам специалистовгодовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны;взяточничеством «охвачена» значительная часть бизнесменов, бизнес безвзяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальныепоследствия как система отношений, основанных на противоправной деятельностипредставителей органов государственной власти, является серьезным препятствиемна пути социально-экономического развития страны и успешного выполнениястратегических национальных программ.
В результатеосуществления социально-экономических преобразований за истекшие годы обществои общественные отношения перешли в качественно иное состояние,характеризующееся, в частности, сильным сращиванием органов власти, организацийбизнеса и криминалитета, что диктует острую потребность пересмотра функций изадач правоохранительных органов, органов обеспечения национальнойбезопасности, сил обеспечения экономической безопасности и правопорядка.
Переход российскогообщества в новое состояние неразрывно связан с возникновением новых вызовов иугроз как национальной безопасности в целом, так и таким ее важнейшимсоставляющим, как экономическая и общественная безопасность. Возникновениеуказанных угроз на фоне сильного отставания и недостаточного развитиязаконодательной основы российского государства прежде всего сопряжено с:
— ускореннойкапитализацией экономических отношений общества;
— бурным развитиемрыночных отношений;
— включенностью России вглобальные мировые экономические отношения;
— глобализацией мировойэкономики;
— глобализацией итранснационализацией преступности в основных жизненно важных сферахобщественных отношений;
— возникновением иразвитием международного терроризма и проч.
Все это требуетсерьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействиянациональной и транснациональной преступности.
Коррупция является своегорода индикатором состояния безопасности общества. Ее масштабы свидетельствуют отом, что сфера теневой экономической деятельности в нашей стране может бытьгораздо больше тех оценок, которые в настоящее время являются наиболеераспространенными (40 — 45%). Исходя из соизмеримости с национальным бюджетомоценок общего объема финансовых средств, используемых для взяток и подкупагосударственных и иных должностных лиц, можно ожидать, что объемы теневойэкономики могут превышать (при этом существенно) объемы легальной экономики,что также представляет явную угрозу экономической безопасности страны.
Во многих случаяхкоррупция проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, изкоррупционных отношений власти и бизнеса. Порождают коррупцию и несовершенныенормативные правовые акты, регламентирующие отношения предпринимателей навнутренних и внешних рынках; социальная среда существования представителейвласти и бизнеса.
В то же время можно суверенностью сказать, что в основе пусковых механизмов возникновения и развитиякоррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а ее фундаментомявляются экономические преступления. «Питательной» средой коррупцииявляются свободные, неучтенные, в том числе приобретенные незаконным путемденьги, которые появляются, как правило, в результате совершения экономическихпреступлений. Отсюда следует, что для эффективного противодействия коррупциинеобходимо прежде всего осуществить мероприятия по подрыву экономических основданного негативного явления и снижению объемов оборота наличных денег вхозяйственной деятельности (сведя его до контролируемого минимума); осуществитьмероприятия по борьбе с экономическими преступлениями и пресечению незаконныхфинансовых потоков. Сегодня можно говорить о том, что экономические основыкоррупции, организованной преступности и терроризма представляют своего родасамостоятельный сектор экономики.
В целях выработкиэффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслитьее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного преступногоявления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими,социальными и иными процессами жизнедеятельности страны.
При осуществлениикоррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические исоциальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии ит.п.), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода и др.), механизмышантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые всовокупности представляют собой сложнейшую систему.
Характерной особенностьюсовременного состояния не только России, но и всего мирового сообщества являетсявысокая динамика развития форм и методов преступности, рост числа преступленийс применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейшихинформационных и иных технологий и средств.
Несмотря напротиводействие со стороны государства, принятие различных профилактических,предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новыеи новые сферы жизнедеятельности, негативно сказываясь прежде всего наполитической устойчивости и экономической безопасности страны, подрывая ихизнутри и создавая реальную угрозу национальной безопасности.
В качестве новых областейвлияния коррумпированные лица, которые, объединяясь в организованные преступныесообщества, выбирают прежде всего сферы с нестабильной правовой основой,ослабленной правоохранительной защищенностью и территории с многонациональнымнаселением и длительной историей неразрешенных конфликтов. Можно сделать вывод,что применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечитьдейственный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чемсвидетельствуют, например, события последних лет в Китае.
Коррупция традиционнопреследует экономические и политические цели, является средством борьбы заэкономическое господство и политическую власть и направлена, в первую очередь,против экономических, социальных и политических институтов общества. Запоследнее десятилетие сфера угроз, исходящих от национальной итранснациональной коррупции, заметно расширилась. В нее стали включаться угрозысоциального и политического характера, в том числе угрозы территориальнойцелостности страны. Результаты самых резонансных коррупционных скандаловсвидетельствуют о том, что одним из негативных последствий таких действийявляется ослабление национальной валюты, снижение инвестиционной привлекательностигосударства, а также общее снижение уровня развития национальной экономики.Экономика государства в условиях постиндустриального общества с превалирующимфинансовым сектором становится весьма чувствительной к любым негативнымвоздействиям, особенно вызванным коррупционной деятельностью.
Кроме того, коррупциянаходит поддержку в самом обществе, которое, довольствуясь сиюминутнымивыгодами, подрывает основы своего существования. Это наиболее ярко проявляетсяв странах с переходной экономикой, к числу которых может быть отнесена иРоссия, в которой проблемы бедности и безработицы остаются нерешенными.
Как уже отмечалось, вбольшинстве случаев коррупционные процессы обусловлены экономическимиинтересами тех или иных слоев общества, социальных групп или отдельных лиц. Ихкоррупционная деятельность направлена именно на противоправное обогащение илиполучение требуемых экономических результатов. В последние годы значительноувеличились доходная и расходная части федерального бюджета России, объемы внешнихи внутренних инвестиций. Следствием этого стало увеличение финансовых потоков,являющихся объектом внимания как различных коммерческих структур, так и частичиновничьего аппарата, совместно стремящихся к быстрой и легкой наживе.Единство интересов в данном случае выступает в роли одного из основныхфакторов, стимулирующих возникновение и развитие коррупционных связей власти ибизнеса.
Современная коррупцияпредставляет собой множество разветвленных структур, которые не толькоосуществляют противоправную деятельность, но и включаются в международныемеханизмы теневой экономики. Некоторые коррумпированные организациипревратились фактически в сетевые структуры и способны не только полностьюпрофинансировать свою деятельность, но и накапливать финансовые ресурсы для еерасширения, финансирования научных исследований, направленных на разработкусхем преступной деятельности в коррупционных целях.
В настоящее время можноговорить о появлении феномена «коррупционная экономика». Данноеявление можно рассматривать как своеобразную параллельную экономику, включающуюв себя коррумпированное управление производством, распределением и потреблениемразличных товаров, в том числе и в целях финансового обеспечения самойкоррупционной деятельности. Особую озабоченность вызывает то, что коррупция всвязке с организованной преступностью осуществляет производство и реализациюзапрещенных товаров, приносящих сверхприбыли (наркотики, оружие), торговлюлюдьми и др. Кроме того, коррумпированными организациями могут контролироватьсяотдельные сферы легального производства и обращения товаров, работ и услуг.
Через коррупционнуюдеятельность преступные сообщества незаконно присваивают себе и частьлегального ВВП страны, в том числе изымая (по оценкам специалистов и информациииз различных источников) в свою пользу до 30% бюджетных средств.
Неизменно возрастает рольофшорных компаний в механизмах коррупции. Во многом из-за сложностейустановления источников происхождения средств этих компаний данный канал суспехом используется для незаконной коррупционной деятельности и полученияфинансовых средств для ее осуществления. Таким образом, можно констатировать,что современные коррупционные организации используют многочисленные источникифинансирования своей противоправной деятельности.
Особую актуальность всовременных условиях проблемы противодействия коррупции в стране приобретают всвязи с необходимостью реализации основных социально-экономических приоритетовРоссии в 2006 — 2009 гг., изложенных в Послании Президента РФ Федеральному СобраниюРФ 2006 г.: повышение рождаемости, снижение смертности и проведение эффективноймиграционной политики. Для организации эффективной борьбы с коррупциейтребуется не только концентрация всех существующих правовых механизмов, но ивыработка принципиально новых подходов.
Если говорить оприоритетах рассмотрения вопросов, касающихся совершенствования деятельности поборьбе с коррупцией, то представляется обоснованной их следующая совокупность:
1. Разработка иреализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности иукреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи.
2. Разработка и принятиеконцепции антикоррупционной политики.
3. Скорейшее принятиеЗакона «Основы законодательства об антикоррупционной политике».
4. Формированиеэкономических и гражданских общественных институтов, позволяющих добитьсябольшей привлекательности честной и добросовестной государственной службы посравнению с перспективой вступления в коррупционные связи и сообщества.
5. Определение местаантикоррупционных мер в административной и экономической реформе, а такжереформы всей государственной службы и системы образования. Разработка ипоследующая реализация системы таких мер.
6. Устранение пробелов вправовом поле, связанных с отсутствием четких трактовок и определенийкоррупционных деяний и их признаков в понятийном аппарате юриспруденции,позволяющих объективно оценивать и классифицировать те или иные процессы вразличных сферах общественной жизни. Юридическое закрепление определениятермина «коррупция».
7. Обеспечение наиболееполного отражения в УК РФ норм Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), которая относит к криминальной коррупции прежде всего: подкуп должностных лиц, представляющихнациональные и международные публичные организации; хищение, неправомерноеприсвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностнымлицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебнымположением; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе;отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществлению правосудия;незаконное обогащение (т.е. значительное увеличение активов должностного лица,превышающее его законные доходы, которые он может различным образомобосновать).
8. Формированиедейственной системы налогообложения. Выработка эффективных механизмов,обеспечивающих неотвратимость реализации ответственности налогоплательщиков,прозрачность финансовой деятельности физических и юридических лиц, подрывфинансовых основ коррупции.
9. Развитиемеждународного сотрудничества для решения проблем противодействия национальнойи транснациональной коррупции с учетом происходящих интеграционныхэкономических процессов на мировом уровне и высокой степени криминализации внешнеэкономическойдеятельности.
Таким образом,совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией надо связывать скомплексным осуществлением правовых, политических, организационных, техническихи финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов,реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренногоизменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции.

Заключение
При написании даннойработы ставилось целью рассмотрение коррупции как проблемы национальнойбезопасности. Поставленные цели в работе отображены полностью. По работе можносделать следующие выводы:
В современном мирекоррупция порождает серьезные проблемы и угрозы для безопасности и стабильностиобщества. Такое положение вещей подрывает демократические институты и ценности,нарушает этические, моральные и правовые нормы, наносит ущерб правопорядку иустойчивому развитию народов и наций. В последнее время наблюдаются случаикоррупции, связанные с привлечением больших объемов материальных и финансовыхактивов, которые могут составлять значительную долю государственных ресурсов, иставящие под угрозу устойчивое развитие этих государств и их политическуюстабильность. Подавляющее большинство специалистов едины во мнении, чтоуспешная масштабная террористическая деятельность вряд ли возможна без теневогосодействия коррумпированной части сотрудников правоохранительных органов.
Сегодня коррупция уже непредставляет собой локальную проблему. Она превратилась в транснациональноеявление, оказывающее существенное отрицательное влияние на общество и экономикувсех стран мира. Искоренение и профилактика коррупции является обязанностьюкаждого современного демократического правового государства и национального гражданскогообщества.

Список литературы
1. Волженкин Б.В.Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002.
2. Государственнаяполитика противодействия коррупции и теневой экономике в России // МатериалыВсероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М.: Научный эксперт, 2007.
3. Государственнаяполитика России в сфере противодействия коррупции: Сб. науч. тр. / Отв. ред.А.Н. Сухаренко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007.
4. Иванов М.Г.Служебно-экономические преступления. Н. Новгород, 2003.
5. Южакова В.Н.Анализ коррупциогенности законодательства — М.: Статут, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.