Координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью
СОДЕРЖАНИЕ
1. Координация деятельности правоохранительных органов поборьбе с преступностью
1.1 Сущность и значение координации деятельности по борьбе с преступностью.Правовые и организационные основы координации
1.2 Основные направления и формы координационной деятельности
1.3 Полномочия участников координационной деятельности
1.4 Взаимодействие правоохранительных органов с судами,органами юстиции, органами законодательной, исполнительной власти и органамиместного самоуправления
1.5 Организация работы координационного совещания
1.6 Состав и полномочия участников координационного совещания
1.7 Постоянно действующие рабочие органы
1.8 Секретариат координационного совещания
1.9 Протокол и постановление координационного совещания
1.10 Организация координации деятельности правоохранительныхорганов
1.10.1 Информационное обеспечение
1.10.2 Планирование координационной деятельности
1.10.3 Контроль выполнения координационных мероприятий
Список использованных источников
координация деятельность борьба преступность
1. Координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью
1.1 Сущность и значение координациидеятельности по борьбе с преступностью. Правовые и организационные основыкоординации
Органами государственнойвласти, исполнительными и распорядительными органами совместно справоохранительными органами разработана Государственная программа по борьбе спреступностью на 2006 – 2010 годы, утвержденная Указом Президента РеспубликиБеларусь от 21 февраля 2006 г. № 103 (далее – Государственная программа).
Государственная программаразработана в целях координации деятельности государственных органов,общественных объединений и иных организаций по вопросам противодействия опаснымтенденциям в динамике преступности, обеспечения правопорядка, личной иимущественной безопасности граждан.
В настоящее времяпреступность оказывает дестабилизирующее воздействие на состояниежизнедеятельности государства, общества и личности. В связи с этим назреланеобходимость выработать и реализовать скоординированные, эффективные меры поустранению причин и условий, способствующих совершению общественно опасныхдеяний, в первую очередь связанных с терроризмом, незаконным оборотом оружия,наркотиков, торговлей людьми, незаконной миграцией, которые приобретаюттранснациональный характер.
Дальнейшегосовершенствования требует работа по пресечению деятельности организованныхпреступных групп, искоренению фактов коррупции и других деяний, связанных скорыстным использованием должностными лицами своего служебного положения.Важное государственное значение имеет проблема преодоления пьянства каккатализатора свершения почти половины правонарушений, в том числе против жизнии здоровья граждан. Сохраняет свою актуальность профилактика преступленийпротив собственности, особенно краж личного имущества граждан, разбойныхнападений и грабежей.
Комплекс мер,предусмотренных Государственной программой, основывается на анализекриминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в Республике Беларусь,результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью. В ней учтенопыт выполнения мероприятий Государственной программы по усилению борьбы спреступностью на 2004– 2005 годы', утвержденной Указом Президента РеспубликиБеларусь от 13 февраля 2004 г. № 75, программы Союзного государства «Борьба спреступностью на территории государств – участников Союзного государства напериод 2003-2005 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Союзногогосударства от 30 декабря 2002 г. № 48.
Координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью – самостоятельноенаправление деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. По природеэто направление близко к ее надзорной деятельности, так как определяетсянеобходимостью реализации стоящих перед прокуратурой целей и задач, в том числеточного и безусловного обеспечения действующих законов, в частности законов,направленных на борьбу с преступностью. Их исполнение реализуется специальнымиорганами, к основным направлениям деятельности которых отнесены производстводознания или предварительного следствия, осуществление процессуального надзора(контроля) за соблюдением законов о борьбе с преступностью при ихосуществлении. Сущность координации деятельности правоохранительных органов поборьбе с преступностью, выполняемой Генеральным прокурором и подчиненными емупрокурорами, заключается в разработке и осуществлении органами внутренних дел,органами государственной безопасности, Комитета государственного контроля,других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, в томчисле с коррупцией, и другими правоохранительными органами согласованныхдействий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждениюпреступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.Следовательно, признаками, раскрывающими сущность данного направленияпрокурорской деятельности, являются:
–разработка иосуществление согласованных действий по предупреждению, пресечениюпреступлений, изобличение лиц, их совершивших, а также устранение причин иусловий, способствующих совершению уголовно наказуемых деяний;
–согласование действий поборьбе с преступностью, осуществляемых правоохранительными органами, т.е.органами, занимающимися расследованием преступлений в форме проведения дознанияили предварительного следствия, осуществления ОРД.
В организации координациидеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью важныммоментом является определение субъектов, которые организуют и обеспечиваютсогласованность действий этих органов.
В соответствии со ст. 12Закона О прокуратуре и Положением о деятельности координационного совещания поборьбе с преступностью, утвержденным на основании Указа Президента РеспубликиБеларусь от 31 марта 1998 г. № 185, приказом Генерального прокурора от 8сентября 2005 г. № 16 деятельность правоохранительных органов по борьбе спреступностью координирует Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокурорыобластей, районов, а также приравненные к ним военные и иные специализированныепрокуроры.
Следует иметь в виду, чтоосуществление рассматриваемой функции органов прокуратуры являетсяисключительной компетенцией прокуроров.
Существенной чертой,раскрывающей систему координационной деятельности, является ее построение потерриториальному и предметному признакам. Это правоохранительные органы,осуществляющие полномочия в определенных административно-правовых образованиях:район, область, г. Минск.
Координация деятельностиправоохранительных органов по предметному признаку проявляется в обеспечениисогласованных действий правоохранительных органов, компетенция которых являетсяспециальной: военные правоохранительные, транспортные и иные специализированныеправоохранительные органы. Следует, однако, иметь в виду, что территориальныйпринцип координации является приоритетным, так как специализированныеправоохранительные органы, работая на соответствующих территориях, обязаныучаствовать в выработке согласованных действий по борьбе с преступностью стерриториальными правоохранительными органами.
Важный момент дляопределения сути координации деятельности правоохранительных органов – уяснениеустановленных законодательством организационных принципов, на основе которыхосуществляется согласование деятельности этих органов. К ним прежде всегоследует относить:
1) соблюдение законности;
2) равенство всехучастников координационной деятельности при постановке вопросов, внесениипредложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
3) самостоятельность вдеятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленныхзаконом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций ипроведении мероприятий;
4) соблюдение гласности втой мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства РеспубликиБеларусь о защите прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемойзаконом тайне;
5) ответственностьруководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованныхрешений.
Принципы организационногообеспечения координации деятельности правоохранительных органов, с однойстороны, в полной мере соответствуют принципам верховенства закона и гласности,соблюдению самостоятельности и организационной неподотчетности разныхправоохранительных органов. С другой – позволяют разрабатывать и осуществлятьмероприятия, направленные на достижение единой задачи по раскрытию и пресечениюпреступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, подперсональную ответственность руководителей правоохранительных органов.
1.2 Основные направления и формыкоординационной деятельности
Правоохранительные органыосуществляют координационную деятельность по следующим направлениям:
1) совместный анализсостояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденцииразвития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупрежденияи пресечения преступлений;
2) выполнениеГосударственной программы по борьбе с преступностью на 2006-2010 годы;
3) разработка совместно сдругими государственными органами, а также научными учреждениями предложений опредупреждении преступлений;
4) подготовка инаправление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбыс преступностью Президенту, Национальному собранию, Совету Министров,исполнительным и распорядительным органам и органам местного самоуправления;
5) обобщение практикиприменения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений обулучшении правоохранительной деятельности;
6) разработка предложенийо совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе спреступностью;
7) обобщение практикивыполнения международных договоров и соглашений Республики Беларусь сзарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничествав борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений;
8) изучениекоординационной деятельности правоохранительных органов, распространениеположительного опыта.
Координация деятельностиправоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:
1) проведениекоординационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
2) обмен информацией повопросам борьбы с преступностью;
3) совместные выезды врегионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощиместным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучении ираспространении положительного опыта;
4) созданиеследственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
5) проведение совместныхцелевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устраненияпричин и условий, способствующих их совершению;
6) взаимное использованиевозможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников,проведение совместных семинаров, конференций;
7) оказание взаимнойпомощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбес преступностью;
8) издание совместныхприказов, указаний, подготовка информационных писем и иныхорганизационно-распорядительных документов;
9) выпуск совместныхбюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
10) разработка иутверждение согласованных планов координационной деятельности.
Ведущей формойкоординационной деятельности является проведение координационных совещанийруководителей правоохранительных органов. Они посвящаются главным образомобсуждению итогов работы правоохранительных органов по борьбе с преступностьюза определенный период – квартал, полугодие, год. На межведомственное совещаниеможет быть вынесено обсуждение состояния борьбы с определенной категориейпреступлений: умышленными убийствами, разбойными нападениями, преступленияминесовершеннолетних. На эти совещания приглашаются работники правоохранительныхорганов, от которых зависит решение обсуждаемых проблем, представителигосударственных органов и общественных организаций, в обязанности которыхвходит забота о соблюдении законности и правопорядка, ученые-юристы. Еслимежведомственное совещание проводится в районе или городе и обсуждаютсяпроблемы, носящие общий характер, на него приглашаются работники прокуратуры,суда, юстиции, а также оперативные работники МВД, КГБ и других правоохранительныхорганов. На подобных совещаниях, как правило, присутствуют представителивышестоящих правоохранительных органов, органов местного самоуправления, намежведомственном совещании принимается решение, которое проводится в жизньприказами руководителей правоохранительных органов, и каждый из них издаетприказ по своему ведомству. Межведомственное совещание может быть проведено сучастием только заинтересованных в решении того или иного вопросаправоохранительных органов.
Важной формой координацииявляются совместные выезды в области, районы для проведения согласованныхдействий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам поборьбе с преступностью, изучению и распространению положительного опыта. Выборобъекта проверки определяется состоянием работы по всем направлениямправоохранительной деятельности.
Перед выездом изучаетсясостояние преступности в тех регионах, которые предстоит проверить,разрабатывается план проверки и оказания практической помощи. Возглавляетбригаду проверяющих один из руководителей прокуратуры.
По итогам составляетсяобщая справка, которая подписывается всем составом проверяющих. Со справкойзнакомятся работники правоохранительных органов, деятельность которыхпроверялась.
Об итогах проверкиинформируются местные органы власти. Результаты выносятся на обсуждениекоординационного совета или межведомственного совещания. Решение, принимаемоесоветом или совещанием, проводится в жизнь приказом или приказами руководителейсоответствующих ведомств.
Заслуживает внимания иобмен информацией по вопросам борьбы с преступностью.
В информационных письмахдается анализ деятельности МВД, прокуратуры, юстиции и другихправоохранительных органов по борьбе с преступностью, применения законов,главным образом вновь принятых, состояния работы по раскрытию и расследованиюопределенной категории преступлений и результативности их судебногорассмотрения.
Распространена напрактике и такая форма координации, как разработка и утверждение согласованныхпланов координационной деятельности.
В зависимости отструктуры и динамики преступности, распространенности определенныхпреступлений, от состояния оперативной обстановки в районе, городе, областируководители правоохранительных органов намечают провести ряд целенаправленныхмероприятий по усилению борьбы с преступностью. Эти мероприятия могут носитькак организационный, процессуально-розыскной, так и воспитательный характер.План может составляться на квартал, полугодие, год.
1.3 Полномочия участниковкоординационной деятельности
В целях обеспечениякоординации деятельности правоохранительных органов прокуроры созываюткоординационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор(председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительныхорганов или лица, исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещаниесозывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза вквартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равнымиправами.
Решение координационногосовещания оформляется в письменной форме и считается принятым, если оноодобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается еговыполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решенийкоординационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимаютсоответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решенияучаствуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечениевозлагается на орган, указанный в решении первым.
Решения координационногосовещания подписывают его председатель и руководители правоохранительныхорганов, на которые возложено его выполнение, а протоколы координационногосовещания — его председатель. Руководители правоохранительных органов — членыкоординационного совещания – обеспечивают выполнение принятых решений вобласти, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.
Председателькоординационного совещания обладает следующими полномочиями:
–созывает координационноесовещание;
–истребует информацию,необходимую для организации координационной деятельности;
–организует рабочиегруппы из представителей правоохранительных органов;
–назначает из числаработников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания,который возглавляет секретариат координационного совещания.
Члены координационногосовещания в пределах своей компетенции:
–вносят предложения повопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованиемнеобходимости их рассмотрения, путей и способов решения;
–вносят в согласованномпорядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятиярешения;
–участвуют в обсуждении ивыработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;
–определяют участниковрабочих групп;
–вносят предложения обоценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.
Секретариаткоординационного совещания формируется из представителей всехправоохранительных органов.
Секретариат координационногосовещания:
–проводит текущуюорганизационную работу;
–ведет документациюкоординационного совещания с соблюдением требований секретногоделопроизводства;
–извещает членовкоординационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания сприложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;
–организует подготовку ивнесение предложений правоохранительных органов по плану работыкоординационного совещания;
–формирует проекты плановработы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительныхорганов;
–анализирует ходвыполнения планов и решений координационного совещания, о результатахинформирует его председателя;
–выполняет иные порученияпредседателя координационного совещания. Проекты документов по вопросу,рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительныйорган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении,либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующихправоохранительных органов.
1.4 Взаимодействие правоохранительныхорганов с судами, органами юстиции, органами законодательной, исполнительнойвласти и органами местного самоуправления
В целях повышенияэффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляетсявзаимодействие с судами и органами юстиции, которые не наделеныправоохранительными функциями.
Взаимодействие с судами иорганами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:
– взаимное информированиео состоянии преступности и судимости;
– использование данныхсудебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер поусилению борьбы с преступностью;
– совместная работа поподготовке законопроектов о борьбе с преступностью;
– проведение совместныхсеминаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе поповышению квалификации работников правоохранительных органов;
– направление совместныхинформационных писем, справок, обзоров;
– участие в подготовкепостановлений Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
Председатели судов,руководители органов юстиции, не наделенные правоохранительными функциями,могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительныхорганов.
В процессе координацииосуществляется взаимодействие правоохранительных органов с органамиисполнительной власти. Такое взаимодействие, прежде всего, связано сразработкой и выполнением комплексных программ борьбы с преступностью, которыевключают следующие разделы:
– общаясоциально-демографическая характеристика города, района;
– криминологическаяхарактеристика города, района;
– субъекты деятельностипо борьбе с преступностью;
– основные направлениядеятельности и общие меры по борьбе с преступностью;
– меры по борьбе спреступлениями против личности;
– меры по борьбе спреступными посягательствами на собственность;
– меры по борьбе спреступлениями в сфере экономики города, района;
– общественнаябезопасность и профилактика правонарушений;
– предотвращение детскойбезнадзорности и преступности;
– материально-финансовоеи кадровое обеспечение программы.
Мероприятия программы,предусматривающие участие прокуратуры, включаются в нее по согласованию спрокуратурой или по ее инициативе.
Как правило, проекткомплексной региональной (области, района, города) программы борьбы спреступностью, а также ход и результаты ее выполнения обсуждаются накоординационных совещаниях правоохранительных органов соответствующего региона.Принятая программа подписывается главой местной администрации.Специализированные прокуратуры также вносят свои предложения в эти программы ипринимают участие в их реализации.
Прокурор участвует в этихпрограммах согласованно с органами исполнительной власти, целенаправленноиспользуя взаимные возможности. Однако исполнение мероприятий, намеченныхпрограммой по борьбе с преступностью, не исключает осуществление прокуратурой идругими правоохранительными органами координационных мероприятий, выработанныхсамостоятельно, исходя из оперативной обстановки.
Важной формой координациивыступает подготовка и направление в исполнительные и распорядительные органы иорганы местного самоуправления информации руководителей правоохранительныхорганов по вопросам состояния преступности и судимости в регионе (области,районе, городе) и о выполненной профилактической работе.
Координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью может осуществляться как«по вертикали», так и «по горизонтали», рекомендации вышестоящих координирующихорганов обязательны для исполнения нижестоящими.
При планировании иорганизации координационной деятельности прокуратур городского (районного)звена учитывается план работы и решения координационного совещания вышестоящегозвена правоохранительных органов. Специализированные прокуроры, приравненные кпрокурорам городов и районов, координируют на своем уровне деятельностьсоответствующих специализированных отделов и отделений внутренних дел натранспорте, в закрытых и обособленных военных городках, отделов и отделенийКГБ, отделов налоговой инспекции, местных таможен и таможенных постов. Возникаетнеобходимость в координации деятельности территориальных, военных итранспортных прокуратур. При выполнении конкретных задач специализированныеправоохранительные структуры, специализированные прокуроры могут выступатьорганизаторами координации деятельности этих правоохранительных органов спривлечением к этой работе руководителей исполнительной и распорядительнойвласти и других заинтересованных ведомств по следующим вопросам:
1) военные прокуроры – омерах по предупреждению незаконного отчуждения и разворовывания государственнойсобственности в воинских частях и учреждениях; по борьбе с незаконным оборотоморужия, боеприпасов и взрывчатых веществ; по пресечению незаконного оборотаалкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ в воинскихчастях;
2) транспортные прокуроры– о мерах по предотвращению терроризма; по предупреждению и пресечениюпреступлений, связанных с хищениями материальных средств при перевозках нажелезнодорожном, водном и воздушном транспорте;
3) территориальныепрокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов в исправительныхучреждениях, – по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительнойсистемы; по борьбе с распространением наркотиков в местах лишения свободы; особлюдении конституционных прав и свобод граждан, содержащихся в следственныхизоляторах.
1.5 Организация работыкоординационного совещания
Главная задачакоординационного совещания – выработка и принятие решений по вопросам преждевсего стратегического характера, общим для всех правоохранительных органов тогоили иного уровня. Наряду с определением приоритетов совместной деятельностиразрабатываются меры по борьбе с преступностью, в частности:
– анализ и оценка итоговработы правоохранительных органов области, района (города) по борьбе спреступностью за определенный период либо по отдельным категориям преступлений;
– разработкасогласованных мероприятий, реализация которых должна осуществляться совместно сруководителями соответствующих правоохранительных органов;
– разработка и участие вреализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, втом числе в отдельных сферах правовых отношений, в отдельных населенныхпунктах;
– заслушивание сообщенийподчиненных руководителей, других работников правоохранительных органов;
– разработка и внесениеобщих предложений в комплексные региональные программы борьбы с преступностью.
1.6 Состав и полномочия участниковкоординационного совещания
Постоянно действующеекоординационное совещание образуется в составе: председателя – прокурора ичленов – руководителей соответствующих правоохранительных органов. Постоянныйсостав координационного совещания утверждается совместным решениемруководителей правоохранительных органов соответствующего уровня.
На городском (районном)уровне в него, как правило, входят руководители органов внутренних дел, органовгосударственной безопасности, Комитета государственного контроля, налоговойинспекции, таможенной службы, прокуроры специализированных прокуратур; приглашаютсяпредседатель суда и представители учреждений, входящих в систему Министерстваюстиции.
Для обеспечения должноговзаимодействия и взаимопонимания между участниками координации важнонепосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представителиместных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещанийне включаются, а только приглашаются для участия в его работе, принятые решенияпри необходимости доводятся до их сведения. С учетом характера и условийобсуждаемых вопросов на совещания могут быть приглашены другие работникиправоохранительных, контролирующих и специализированных органов, руководителиразличных ведомств, негосударственных структур, общественных объединений,ученые, представители средств массовой информации.
Согласованные решения обэтом принимаются руководителями правоохранительных органов. Совещаниесозывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза вквартал, а также может созываться по инициативе одного из членовкоординационного совещания.
Работа координационногосовещания планируется с учетом планов координационных мероприятий на полугодие,разрабатываемых участниками координационной деятельности.
В процессе подготовкикоординационного совещания заранее изучаются и анализируются следственная,процессуальная, судебная практика, состояние борьбы с преступностью; выявляютсяорганизационные недостатки в работе, обобщается опыт успешной работы;вырабатывается единая линия в применении закона.
1.7 Постоянно действующие рабочиеорганы
Межведомственные рабочиегруппы создаются по мере вынесения конкретных вопросов на обсуждение решениемсовещания или его председателя. В их состав, как правило, включаютсяоперативные работники прокуратуры по соответствующему направлению надзора, атакже работники правоохранительных и иных органов и ведомств. Руководителемтакой группы является представитель прокуратуры по конкретному направлениюнадзора. При необходимости совещание или его председатель назначаетпредставителя иного органа руководителем рабочей группы. В случае, когдаисполнение решения возлагается на ряд ведомств без участия прокуратуры, орган,представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяетсясогласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов. Поактуальным направлениям борьбы с преступностью целесообразно создаватьпостоянно действующие межведомственные рабочие группы исходя из штатнойчисленности прокуратуры и местных условий.
Рабочие группыосуществляют:
–повседневное накоплениеинформации (банка данных) на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;
–обмен информацией междучленами рабочей группы и участниками координационного совещания;
–мониторинговоеотслеживание негативных тенденций в преступности, положительного опыта работы,комплексный анализ и прогнозирование развития криминогенной ситуации, внесениепредложений по наиболее острым проблемам;
–подготовкуинформационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительнойи законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания,руководителю рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационномсовещании;
–разработку совместно снаучными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждениипреступлений;
–обобщение практики применениязаконов о борьбе с преступностью и подготовку предложений по совершенствованиюправоохранительной деятельности;
–разработку проектовсовместных приказов, указаний, информационных писем и иныхорганизационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;
–подготовку проектовсогласованных программ и планов координационной деятельности.
1.8 Секретариат координационногосовещания
Этот постояннодействующий орган формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровыеи иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях из представителейвсех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания,и утверждается на ближайшем заседании. При изменении состава секретариатаруководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новуюкандидатуру. Ответственным секретарем в прокуратурах городского (районного)звена может назначаться помощник прокурора. Решение о возложении обязанностейответственного секретаря может быть оформлено соответствующим кадровымраспоряжением прокурора, либо информация об этом должна содержаться в общемраспоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре. Ответственныйсекретарь возглавляет работу секретариата координационного совещания.Секретариат проводит текущую организационную работу: ведет документациюкоординационного совещания; извещает членов координационного совещания иприглашаемых лиц о проведении и повестке дня совещания с приложением проектовдокументов, подлежащих обсуждению или принятию; организует подготовку и сборпредложений правоохранительных органов в планы работы координационногосовещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрениеруководителям правоохранительных органов; также проводит периодический анализ иобобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. Орезультатах выполнения планов секретариат информирует председателя.
1.9 Протокол и постановлениекоординационного совещания
Материалы к совещаниюготовятся заранее в соответствии с утвержденным планом и заблаговременнораздаются членам совещания. Работа совещания протоколируется. Протоколподписывается председателем и ответственным секретарем координационногосовещания, а решение — руководителями тех органов, на которых возложено егоисполнение. Протокол координационного совещания содержит: наименование, дату,время и место его проведения; состав участников, в том числе лиц, приглашенныхна заседание; четкий и полный перечень вопросов повестки дня совещания;подробное содержание выступлений участников совещания по каждому вопросу,особенно их предложения и обоснование. Решение координационного совещанияоформляется постановлением, которое прилагается к соответствующему протоколу. Впостановлении указываются: наименование, дата и место принятия решения,существо рассмотренного вопроса и принятого по нему решения. Его формулировкасодержит юридическое и фактическое обоснование, сведения об исполнителе и олице, ответственном за контроль исполнения; указываются сроки исполнения.Подписанное всеми уполномоченными лицами постановление свидетельствует об ихсогласии с принятым решением. Такое постановление направляется всем членамкоординационного совещания.
1.10 Организация координациидеятельности правоохранительных органов
Под организациейкоординации понимается целенаправленное обоснованное упорядочение совместнойработы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, приведение ее встройную устойчивую постоянно действующую систему.
1.10.1 Информационное обеспечение
Координацияосуществляется на основе:
– результатов анализасобранной всеми правоохранительными органами информации о состоянии, структуре,динамике преступности, об обстоятельствах, способствующих преступнымпроявлениям, а также о результативности мер борьбы с ними;
– данных статистическогои оперативного учетов (в том числе о раскрытии преступлений, сроках следствия);
– дополнительныхсведений, которыми располагают другие государственные органы инегосударственные организации.
От иных государственныхорганов сведения запрашиваются по типовой форме, что позволяет получитьсопоставимые данные и облегчает их обработку и обобщение.
Прокуратура получаетинформацию о состоянии преступности и борьбы с ней на поднадзорной территориипрежде всего посредством выполнения надзорных функций. Информация содержится вматериалах прокурорских проверок, как плановых, так и инициативных. Из другихправоохранительных органов она поступает в виде оперативных сводок,аналитических справок, докладных записок и т.п.
Оценка ситуации в регионепо результатам анализа собранной информации позволяет определять целикоординации, например: повышение уровня раскрываемости каких-либо видовпреступлений, получивших распространение в данном городе (районе); снижениеудельного веса преступлений среди отдельных групп населения(несовершеннолетних, безработных).
Важное профилактическоевоздействие на состояние преступности имеет борьба со злоупотреблениемспиртными напитками и алкоголизмом, на почве которых совершается значительнаячасть преступлений.
Не менее грозным криминогеннымфактором, непосредственно определяющим состояние и структуру преступности,является наркотизм – употребление различных наркосодержащих веществ, вызывающихнаркотическое опьянение, и наркомания – болезненное привыкание к наркотикам.
В крупных городах поинициативе или при непосредственном участии координационных совещанийправоохранительных органов составляются (обычно на два года) программыкомплексных мер противодействия злоупотреблениям наркотиками и их незаконномуобороту. Проводятся совместные проверки предприятий, медицинских учреждений,занимающихся производством, хранением и реализацией лекарственных наркотическихпрепаратов, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Организуютсямежведомственные операции по пресечению незаконного оборота наркотиков.Анализируется практика дознания и предварительного следствия по уголовным деламданной категории, составляются обобщения, обзоры положительного опыта работыправоохранительных и иных компетентных органов по этому направлению.
Обобщается судебнаяпрактика по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, вовлечениемнесовершеннолетних в совершение преступлений на почве наркотизма.
По возможности создаетсяспециализированная следственно-оперативная группа по расследованиюпреступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Проводятсямероприятия по пресечению незаконного перемещения наркотических средств черезтаможенную и государственную границу, в том числе с использованиемконтролируемых поставок наркотиков.
1.10.2 Планирование координационнойдеятельности
По результатам анализаинформации и с учетом определенных целей и основных направлений совместнойдеятельности разрабатывается план согласованных мероприятий. Обобщенныепредложения каждого право охранительного органа поступают в рабочую группу,которая готовит проект плана и представляет его членам координационногосовещания для обсуждения. Планируются мероприятия, которые реально выполнимыналичными силами правоохранительных органов в определенные сроки. Приразработке плана мероприятий не превышаются пределы компетенцииправоохранительных органов и координационных совещаний.
При планировании работыправоохранительных органов по противодействию преступности в городе (районе)учитываются рекомендации органов власти и вышестоящих прокуратур.Дифференцированно учитывается количество преступлений: по предприятиям,организациям, населенным пунктам, микрорайонам и т.п.
План мероприятийсоставляется на квартал или полугодие, утверждается на заседаниикоординационного совещания.
В связи с изменениями воперативной обстановке в течение года в план работы координационного совещаниямогут вноситься коррективы. План координационной работы подписываютруководители всех правоохранительных органов, что придает ему надлежащуюлегитимность, позволяет осуществлять контроль за исполнением предусмотренныхмер, обеспечивает преемственность при смене отдельных руководителей.
Примерный переченьмероприятий для включения в план координационной работы:
1) анализ состояния,структуры и динамики преступности; тенденции ее развития;
2) обеспечение обменаинформацией для разработки и реализации совместных следственно-оперативныхмероприятий по своевременному выявлению и пресечению преступлений;
3) анализ состоянияисполнения законов, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и другихнормативных актов органов государственной власти и Государственной программы поборьбе с преступностью на 2006–2010 годы;
4) разработка иосуществление совместных мер по пресечению и расследованию деятельностипреступных группировок несовершеннолетних, предупреждению совершения ими новыхпреступлений;
5) мероприятия попредупреждению незаконного оборота наркотиков, выработка согласованных мер повыявлению и пресечению деятельности организованных преступных формирований всфере наркобизнеса (аналогично по незаконному обороту оружия);
6) установление причиндлительных сроков следствия, обеспечение своевременной и эффективной работыследственно-оперативных групп, выработка согласованных предложений;
7) изучение и анализсостояния борьбы с преступлениями и иными правонарушениями при использованиибюджетных средств в кредитно- финансовой сфере; по результатам – разработка иреализация согласованных мер по усилению защиты бюджетных средств и средстввнебюджетных фондов от преступных посягательств;
8) разработка мер посовершенствованию деятельности правоохранительных органов города, района пораскрытию убийств, в связи с безвестным исчезновением граждан и розыску лиц,без вести пропавших;
9) обобщение практикиприменения норм Уголовного кодекса Республики Беларусь по отдельным видампреступлений.
1.10.3 Контроль выполнениякоординационных мероприятий
Важнейшее направлениекоординации деятельности по борьбе с преступностью — организация исполнениярешений координационных совещаний. Руководители правоохранительных органовиздают приказы, указания, распоряжения. Тем самым создается реальный механизмвыполнения совместных решений. Утвержденные планы мероприятий доводятся досведения подчиненных работников по ведомствам, которые будут участвовать в еговыполнении. Руководители правоохранительных органов инструктируют исполнителейи дают им методические рекомендации по выполнению соответствующих мероприятий.
При необходимостиформируются бригады для проверки работы нижестоящих органов, и определяетсяпорядок работы; подготавливаются программы работы, памятки исполнителям;осуществляется постоянный контроль за выполнением плановых мероприятий. Ходвыполнения планов обсуждается на заседаниях координационного совещания,оперативных совещаниях; в необходимых случаях планы корректируются.
Оперативный анализ ходавыполнения планов и решений совещания осуществляется секретариатомкоординационного совещания в тех регионах, где он создан, а также постояннодействующими межведомственными рабочими группами. В обязанности каждого членарабочей группы входит представление в прокуратуру текущей информации поисполнению принятых решений.
По завершениикалендарного года указанные работники контролируют исполнение и направляют наимя соответствующего прокурора итоговые аналитические справки о результатахкоординационной деятельности по конкретному направлению за подписью первыхруководителей правоохранительных органов.
Общий контрольосуществляет соответствующий прокурор; ведомственный контроль – руководителиправоохранительных органов в рамках своей компетенции. (Целесообразно накоординационном совещании заслушивать отчеты руководителей правоохранительныхорганов о ходе выполнения решений предыдущих совещаний.)
В прокуратурах городов срайонным делением при перспективном планировании работы контроль осуществляетсяпутем сбора и анализа докладных записок нижестоящих прокуратур, рассмотрениясоответствующих вопросов на оперативных, межведомственных совещаниях,заслушивания отчетов ответственных руководителей аппарата прокуратуры города ит.п.
В обеспечение выполнениякоординационных решений у прокурора есть возможность использовать свои основныенадзорные полномочия: там, где речь идет о невыполнении требований закона или онарушениях законности, он может поставить вопрос о привлечении конкретногодолжностного лица, допустившего такое нарушение, к ответственности.
Таким образом, надзорныефункции прокурора сочетаются с координационными, он при необходимости можетпроверить исполнение законов в любом правоохранительном органе и по любомувопросу.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями идополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре РеспубликеБеларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Голустьян, О. А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник дляВУЗов / О. А. Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256с.
4. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебноепособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.
5. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2007.
6. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.