Оглавление
Введение
Глава 1 Понятие и сущность Конституции
Глава 2 Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
Глава 3 Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ
Глава 4 Проблемы конституционного развития РФ
Заключение
Библиографический список
Введение
Роль Конституциив жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции и путем ееприменения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепциюгосударственности России как основополагающего способа организации общества.
Конституция всоответствии с отведенной ролью в жизни страны представляет собой юридическийакт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами. Ей отведеноприоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи ипринципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики,социальной сферы, государства и права.
Конституция — это главный, основной закон государства. Среди всей системы многочисленных нормативно-правовыхактов, действующих в стране в виде определенного организованного ивзаимосвязанного целого, Конституция является основанием, стержнем иодновременно вершиной всего права, фундаментом его развития.
Основной цельюданной работы является раскрытие сущности Конституции РФ как основногоправового акта государства, фундамент всей правовой системы, регулирующей жизньобщества.
В рамкахпоставленной цели необходимо раскрыть следующие ключевые вопросы:
— обосновать главенствующуюроль Конституции как стержня юридической системы государства, ведь в этомзаключается ее сущность и основная роль;
— из сущностиОсновного закона вытекают присущие лишь ему черты и юридические свойства, ихтакже необходимо тщательно проанализировать;
— надосказать, что процесс законотворчества идет непрерывно, ведь в жизни нет ничегозастывшего и на века определенного, и поэтому неудивительно, что конституционноеразвитие, то есть обновление и дальнейшее совершенствование Основного законаявляется естественным процессом. Для решения этого вопроса необходимо знать порядокпересмотра и внесения поправок в Конституцию;
— КонституцияРФ – действующий, но далеко не идеальный правовой акт, в данной работе такжеставится задача в общих чертах проанализировать пробелы в конституционномзаконодательстве, а также предположить дальнейшие направления конституционногоразвития с учетом современной обстановки.
Исходя израскрываемых вопросов и построена структура глав данной курсовой работы. Принаписании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбраннойпроблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, О.Е. Кутафин, Р.В.Енгибарян, Б.С. Эбзеев и др. Кроме того, были использованы материалы лекций,учебных пособий и статьи в юридических журналах.
Глава 1 Понятие исущность Конституции
Термин«конституция» (от латинского «constitutio» — установление) зародился в Древнем Риме ииспользовался для обозначения указов римских императоров.
В современномпонимании конституции возникли c зарождением капитализма в странах Европы и США как результатборьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматриваласьв качестве основного документа государства, призванного ограничить пределыгосударственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
ПерваяКонституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции.
В самом общемвиде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающийволю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) обществаи закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя игосударственной организации соответствующей страны.[1]
Если сюридической сущностью Конституции как Основного Закона, имеющего высшуююридическую силу на территории государства, все понятно, то в решении вопроса отом, чью волю выражает этот правовой акт, единства в юридической науке нет. Аведь в решении этого – основного вопроса – о власти – и лежит истинная,глубинная сущность Конституции.
Рассмотримразные точки зрения по определению сущности Конституции. Одним израспространенных представлений является трактовка сущности конституции какобщественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключаютдоговор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данноеобщество, по каким правилам оно живет.
Теологическиетеории видят сущность конституции в воплощении божественных предписанийчеловеческому обществу о правилах жизни.
Некоторыешколы естественного права считают, что сущность конституции заключается ввоплощении в ней многовекового опыта, традиций данного народа.
Марксистско-ленинскаятеория усматривает сущность конституции в том, что она выражает волю не всегонарода, а только господствующего класса.[2]
ДействующаяКонституция разрабатывалась в начале 90-х годов ХХвека в один из ключевыхмоментов в истории России. После распада СССР встал вопрос о роли властныхинститутов исполнительной и законодательных властей и силе их влияния напроисходящие в государстве процессы. Обнаружились крупные разногласия по этому вопросумежду Президентом, съездом народных депутатов и Верховным Советом. Касались онив основном формы правления: быть России президентской республикой илипарламентской. Учитывая, что в 1992–1993 гг. возникли также разногласия отемпах и содержании реформ в России в целом, споры вокруг Конституции приобрелипринципиальный характер. В итоге на референдум был вынесен президентскийвариант Конституции, которая и была принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 года.
Доминирующейв конституционной теории и практике признается точка зрения, что сущностьконституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие,достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами покоренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательствагосударства в жизнь общества и индивидов.[3]Неслучайно конституции большинства демократических государств мира начинаютсясловами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.)настоящую конституцию».
В советскихконституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики…принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакцияхпреамбулы эти слова были сняты).[4]
В действующейКонституции РФ рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно посравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано:«Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем КОНСТИТУЦИЮРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»[5].Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принятадействительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
Какой жеявляется российская Конституция? Она не является классовой по своей сути. Посвоему источнику это народная конституция, поскольку принята народом нареферендуме, а не установлена государством. Неприменима к ней и трактовка правовогоакта как общественного договора, который требовал всеобщего согласия всех дляпринятия конституции, в котором несогласным с ним даже предписывалось покинутьгосударство или считать себя иностранцами.
Общедемократическаясущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются всечлены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всемпредоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаиватьих, признается идеологическое и политическое многообразие. Принятая при участиибольшинства избирателей, она поддерживается этим большинством, при этомдемократические права меньшинства также принимаются во внимание.
Подводя выводпо главе, можно сказать, что действующая Конституция РФ по своей сущностиявляется конституцией демократического правового государства, воплощением волимногонационального российского народа, выраженной путем всенародногоголосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства иобщества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признаниявысшей ценностью человека, его прав и свобод.
Глава 2 Основные черты июридические свойства Конституции РФ
КонституцияРоссийской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшейюридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, основы правовогостатуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органовгосударственной власти, принципы организации местного самоуправления.
Рассмотримособые юридические черты Конституции, позволяющие выделить ее среди другихнормативно-правовых актов. К этим чертам относятся:
— Особый субъект,который принял Конституцию – народ. Конституция принята референдумом,который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект,представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. Вреферендуме участвовало более половины (54,8%) зарегистрированных избирателей — 58187775 человек, большинство из которых — 32937630 или 58,4% проголосовало запринятие Конституции.
— Учредительный,первичный характер конституционных установлений.
Источникомвласти в демократическом государстве является народ, и поэтому именно онобладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В ее содержаниевкладывается право принимать Конституцию и тем самым учреждать те основыустройства общества и государства.
Учредительнаяприрода Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают вкачестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установленияположений Конституции не существует никаких юридических ограничений. Не можетбыть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию попризнаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Изэтого, однако, не следует вывод о том, что содержание конституционныхустановлений определяется произвольно, что в Конституцию могут быть включенылюбые нормы. На процесс выработки Конституции воздействует широкая система факторов– экономических, политических, внешнеполитических, социальных, исторических ит.д.[6]
— Особый предметконституционного регулирования.
РегулируемыеКонституцией отношения затрагивают все основные сегменты жизнедеятельностиобщества и государства, поэтому сферу конституционного регулирования отличаетособый, не присущий никакому другому правовому акту всеохватывающий характер.
Рассмотрим основныеюридические свойства Конституции, то есть признаки, позволяющие отличить ееот других правовых актов.
1. Принципверховенства Конституции РФ
Рассмотримпункт 2 статьи 4 Конституции. В нем отражается утверждение конституционногостроя, стремление к созданию правового государства, к подчинению государстваправу. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характернашего государства. Верховенство федеральной Конституции означает, что ейдолжны соответствовать конституции республик в составе России.
ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе юридических актов,действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»- закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
ВерховенствоКонституции РФ проявляется как по отношению к законодательству, принятому довступления Конституции РФ в силу, так и по отношению к законодательству,которое будет принято в будущем. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится:
«2.Законыи другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации довступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащейКонституции Российской Федерации»[7].
ВерховенствоКонституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративногогосударственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют своюконституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемыесубъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральнойКонституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
ВерховенствоКонституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения;приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовойзащитой конституционных предписаний.
2.Конституция РФ согласно пункту 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории России.
Высшаяюридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты,принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Если такиепротиворечия имеются, то они должны быть устранены. В противном случае такиеправовые акты должны быть признаны недействующими.
Прямоедействие Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно безпринятия дополнительных актов.
КонституцияРФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормыКонституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для ихосуществления не требуется в качестве обязательного условия принятиядополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многиенормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правовогорегулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актовтекущего законодательства.
Проблемаобеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудияполучила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судамиКонституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говоритсяо том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, вчастности:
а) когдазакрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее примененияпри условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы,обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда судпридет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РоссийскойФедерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда судпридет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силуКонституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениямиКонституции РФ;
г) когдазакон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, которыйдолжен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[8]
3.Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положенияиграют направляющую роль для всей системы текущего законодательства:устанавливают, какие основные акты принимают различные органы, их наименование,юридическую силу, а также порядок и процедуру принятия законов. В самой КонституцииРФ непосредственно названы федеральные конституционные и многие федеральныезаконы, которые должны быть приняты.
Конституцияявляется юридической базой текущего законодательства. Данное свойствоКонституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправнойточкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционныхположений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех формсобственности развивается гражданское право России.
Нормы Конституциизакрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждаютважнейшие государственные институты, через которые реализуется государственнаявласть, принципы их создания и деятельности, в этом и заключается ееучредительный характер. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядоксоздания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовойсистеме.
4. Особаяохрана Конституции РФ. В этом задействована вся система органов власти,осуществляющих эту охрану в различных формах. Особое место в охране Конституциипринадлежит Президенту, который является гарантом соблюдения Конституции, иКонституционному Суду, который разрешает вопросы о соответствии Конституцииправовых актов. Акты или их отдельные положения, признанные КонституционнымСудом неконституционными, утрачивают свою силу.
5. СтабильностьКонституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовойсистемы и организации государственной власти, определенности отношений междуличностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов(например, от расклада социально-политических сил, действующих на политическойарене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, отсовершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильностиКонституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционныхпоправок.
Конституциюотличает особый усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, которыйрассмотрим в следующей главе.
Глава 3 Порядокпересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ
Конституция — акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность.Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый(жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок,предусмотренный главой 9 Конституции РФ.
Во-первых, вст.134 содержится исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициироватьконституционные поправки и пересмотр Конституции, к ним относятся:
— ПрезидентРоссийской Федерации;
— СоветФедерации;
— Государственная Дума;
— Правительство Российской Федерации;
— законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
— группачисленностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГосударственнойДумы.
Инициированиепересмотра Конституции и внесения в нее поправок оформляется в видесоответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур(например, постановления Правительства РФ). Таким образом, круг субъектов,наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующуюКонституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 КонституцииРФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательнойинициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.
В КонституцииРФ установлено три различных подхода к решению вопроса об изменении ее текста.
— Поправкик главам 1, 2, 9.
Положения гл. 1 «Основыконституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл.9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не подлежатизменению в рамках действующей Конституции, поскольку первые две главызакрепляют основополагающие общечеловеческие ценности, присущиедемократическому правовому государству, а глава девятая определяет стабильностьКонституции. Поэтому пересмотр этих глав возможен только путем принятия новогоОсновного Закона. Согласно ст.135 Конституции:
«..2.Если предложениео пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии сфедеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3.КонституционноеСобрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатываетпроект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собраниемдвумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародноеголосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считаетсяпринятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявшихучастие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половиныизбирателей.»[9]
— Поправкик гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном дляпринятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после иходобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектовРоссийской Федерации.(ст.136 Конституции). Данные поправки принимаются в формеособого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Закон оконституционной поправке имеет особый статус и отличается как от федеральногоконституционного, так и от федерального закона. Порядок принятия Закона РФ опоправке к Конституции установлен Федеральным законом от 04.03.1998. №33-ФЗ «Опорядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации». Он детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условийвнесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8Конституции РФ.
Под поправкойк Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положенийуказанных глав Конституции РФ.
Одним закономмогут быть отражены взаимосвязанные изменения конституционного текста. Законполучает наименование, отражающее суть принятой поправки. Такой законпринимается Федеральным Собранием с соблюдением той же процедуры, что ифедеральный конституционный закон, на него также не распространяется правопрезидентского «вето». Отличием в порядке принятия закона о конституционнойпоправке является то, что круг субъектов, инициирующих принятие данного закона,определен в ст.134 Конституции и не совпадает с кругом субъектовзаконодательной инициативы, установленным в ст. 104 Конституции. Кроме того,дополнительным условием вступления в силу Закона о поправке к Конституцииявляется одобрение его органами законодательной власти не менее чем 2/3субъектов РФ.
— Изменения втекст статьи 65 Конституции.
Согласност.137 Конституции,
«1.Измененияв ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся наосновании федерального конституционного закона о принятии в РоссийскуюФедерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, обизменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2.В случаеизменения наименования республики, края, области, города федерального значения,автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РоссийскойФедерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.» [10]
Термин «изменения»(а не «поправки») применяется в Конституции только в отношении изменения текстастатьи 65. Изменения в эту статью могут вноситься в связи:
— с принятиемв РФ нового субъекта Федерации;
— образованием в составе РФ нового ее субъекта;
— изменениемконституционно-правового статуса субъекта РФ;
— переименованием субъекта РФ.
Кроме случаяпереименования субъекта, обязательным условием принятия таких измененийявляется принятие федерального конституционного закона. Процедура принятия всостав РФ, образования в составе РФ нового субъекта установлено в ФКЗ от12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в РоссийскуюФедерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».Согласно этого закона, в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию можетбыть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию Россиии данного иностранного государства в соответствии с международным(межгосударственным) договором.
Образование всоставе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединениянескольких граничащих между собой субъектов РФ, что может повлечь за собойпрекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежатобъединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежитсубъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект.
Что касаетсяизменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, то федеральныйконституционный закон об этой процедуре до сих пор не принят.
Переименованиесубъекта Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке, согласно ПостановлениюКонституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации». Решениесубъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65Конституции РФ Указом Президента РФ. Не является изменением наиме-нованиясубъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и поэтому неможет быть произведено в указанном порядке такое переименование, котороезатрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека игражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, РоссийскойФедерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающееизменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса еесубъекта.
Выводы поглаве:
-основыконституционного строя государства, правового статуса человека и гражданина, атакже порядок внесения поправок в Конституцию и ее изменения не могут бытьпересмотрены в рамках действующей Конституции РФ; при внесении предложения попересмотру содержания глав 1,2,9 Конституции данное предложения должно бытьподдержано 3/5 голосов состава Федерального Собрания, после этого процесс можетбыть продолжен, если созванное Конституционное Собрание 2/3 голосов разработаетпроект новой Конституции, а не подтвердит неизменность старой;
— поправки кглавам с третью по восьмую принимаются в особом порядке, указанном вФедеральном Законе. Этот порядок аналогичен для принятия федеральныхконституционных законов, но круг субъектов, имеющих право инициировать принятиеэтих поправок, более ограничен. Для вступления в силу поправок к этим главамКонституции проект закона о внесении поправки в Конституцию должен бытьподдержан не менее чем в 2/3 субъектов Федерации путем одобрения егозаконодательными органами этих субъектов;
— изменения встатью 65, касающиеся наименования субъекта Федерации, подлежат включению втекст статьи в упрощенном порядке – после Указа Президента РФ; при образованиив составе РФ нового субъекта или изменении его статуса изменения в текст статьивносятся на основании принятого федерального конституционного закона.
Глава 4 Проблемыконституционного развития РФ
Несмотря наболее чем шестнадцатилетний срок действия российской Конституции остается ряднерешенных вопросов в части применения положений отдельных ее статей. Крометого, постоянно изменяющаяся жизнь общества и государства также требуетреагирования в конституционно-правовом поле на возникающие вопросы. В этойглаве рассмотрим в общих чертах проблемы применения положений Конституции напрактике, которые, следовательно, и определят дальнейшие направленияконституционного развития страны.
Реальноеобеспечение прямого действия Конституции
Согласно ст.15 Конституция РФ имеет прямое действие. Однако механизм осуществления этогодействия в основном имеет достаточно сложный характер ввиду общего характерасамих конституционных норм.
Своиминормами Конституция закрепляет тот строй общественных отношений, которыйсуществует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституцииявляются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статусаличности. Здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждойотдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую,экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.
Но вКонституции РФ можно привести пример прямого действия отдельных ее конкретныхположений как основы определенных видов общественных отношений. Статья 95 ч.1гласит: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации иГосударственной Думы». Это и есть прямое регулирование, причем никем неоспариваемое и применяемое практикой.
Рассмотримприменение Конституции при решении вопросов в судах. В постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 (ред. 06.02.2007г) «О некоторыхвопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия» четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяетКонституцию, в частности, тогда, «когда закрепленные Конституцией положения,исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержатуказания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона,регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другиеположения».
Еще одинаспект прямого действия Конституции связан с такой категорией как дух, смыслКонституции. Эти категории либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся изэтих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые илиразвивают конституционные нормы в соответствующих актах, или непосредственнодают толкование Конституции. Прямое применение норм Конституции, исходя из ихдуха и смысла, неизбежно. И поскольку здесь очевидна большая доля усмотрениясоответствующих органов, надо просто постоянно помнить об этом и не допуститьпридания иного смысла конституционным идеям тем, кто применяет нормыКонституции. Здесь основное поле деятельности Конституционного Суда, которыйсогласно ст.125 Конституции разрешает дела о соответствии Конституциинормативно-правовых актов, а также «… дает толкование Конституции РоссийскойФедерации»(ч.5 ст.125).
Ведь впроцессе применения действующей Конституции РФ возникает немало неясностей.Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применятьконституционную норму, либо же вырисовываются два и более вариантов ееприменения, причем взаимно друг друга исключающих. И тогда требуетсяофициальное толкование Конституции, которое должно быть разъяснением содержанияи смысла конституционной нормы, вытекающего из нее порядка применениясоответствующих предписаний. Иначе говоря, толкование дается в рамках того, чтозаписано в Конституции. Однако иногда из положения Конституции можно вывестинесколько способов его реализации, и тогда толкование становится уже не столькоразъяснением, сколько созданием новых норм права.
Созданиезаконодательной базы, необходимой для реального обеспечения положенийКонституции.
Конституцияявляется базой текущего законодательства, которое развивает положенияКонституции, при этом акты текущего законодательства должны соответствоватьКонституции, не могут противоречить или сводить на «нет» ееположения. Однако, к сожалению, по всем указанным аспектам проблем в российскомконституционализме пока хватает.
Несмотря на достаточныйсрок после принятия действующей Конституции, до сих пор приняты не все законодательныеакты, либо прямо предусмотренные ею, либо обусловленные логикой конституционныхпредписаний. Так, например, из требуемых по Конституции федеральныхконституционных законов пока нет таких важных ФКЗ, как о КонституционномСобрании; об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
По некоторымактам, необходимым для реализации Конституции, выявилась ситуация, когдазаложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается вжизни на сложность их применения в таком виде, а то и вообще ни о какомприменении Конституции не идет речи. Отсюда возникает проблема нереализацииКонституции или односторонней ее реализации.
Например, вч. 3 ст. 40 сказано о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии сустановленными законом нормами. Местные власти часто игнорируют положениеКонституции о возможности бесплатного предоставления жилья, а понятие доступнойплаты трактуется так, что для многих нуждающихся делает невозможнымприобретение квартиры.
Такие примерыможно было бы продолжить. Но вывод будет все равно тот же: ценности и идеиКонституции не могут быть отданы «на откуп» органам и должностнымлицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, котораяим кажется реалистичнее.
Устранениеколлизий между положениями Конституции РФ и международными договорами.
СоотношениеКонституции РФ с международными договорами можно рассматривать в ряде аспектов:ее соответствие положениям международного права; приоритет действия.
Прежде всегоследует отметить, что Конституция РФ в целом соответствует основным ценностяммеждународного сообщества. В ряде ее норм задача учета таких приоритетовпоставлена весьма определенно. Например, согласно ч. 1 ст. 17, в РФ признаютсяи гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнаннымпринципам и нормам международного права и в соответствии с настоящейКонституцией.
Вместе с темобратим внимание на последние слова приведенного положения – «в соответствии снастоящей Конституцией» — то есть какими бы прогрессивными ни были те или иныенормы, о которых договорилось мировое сообщество, государство оставляет засобой их оценку, и прежде всего в своем Основном Законе.
Данноеположение надо учитывать в связи с тем, что в ч. 4 ст. 15 Конституции сказано,что общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международнымдоговором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора. Однако это не распространяетсяавтоматически на нормы Конституции. Даже применение международного договоражелательно совместить с изменением обычного закона, чтобы не было коллизии управоприменительных органов. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ приосуществлении правосудия» обращено внимание на две возможные ситуации:
— суд невправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, есливступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии наобязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона,установлены иные правила, чем предусмотрены законом; в этом случае применяютсяправила международного договора РФ;
— в силу п. 3ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международныхдоговорах Российской Федерации» их положения, не требующие изданиявнутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно; виных случаях наряду с международным договором РФ следует применять исоответствующий внутри-государственный правовой акт, принятый для осуществленияположений международного договора.
И уж темболее, если предстоит заключить такой договор, который требует измененияКонституции РФ, это надо решить не только с позиций целесообразности договора,но и необходимости последующего введения в движение достаточно сложногомеханизма, возможно, связанного с принятием новой Конституции. А если народ неподдержит такой Основной Закон? Поэтому считать, что сразу же получаетприоритет перед Конституцией такой договор, было бы неверно.
Справедливостиради следует сказать, что этого и не предусматривает действующеезаконодательство. Так, согласно приведенному Федеральному закону «Омеждународных договорах Российской Федерации», если международныйдоговор содержит правила, требующие изменения отдельных положений КонституцииРФ, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в формефедерального закона только после внесения соответствующих поправок вКонституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.
Проблемы конституционногоразвития в условиях современных вызовов и угроз человечеству.
Имеяблагоприятные конституционные основы, развитие российского государства иобщества в 1990-х — начале 2000-х годов проходило в условиях появления новыхвызовов и угроз, характерных для новейшей истории человечества. Росттерроризма, региональные войны, международная преступность, ожесточеннаяконфронтация между культурами и религиями, экономический кризис – эти и другиеобстоятельства привели к тому, что заложенная в конституции формула«демократия – права и свободы – свободная рыночная экономика»вступила во взаимодействие с другой триадой ключевых целей государственного иобщественного строя – «эффективность власти – безопасность государства,общества и личности – государственное регулирование экономики»[11].
Спецификаразвития России в 1990-х годах, выразившаяся в постоянной борьбе междуисполнительной и законодательной властями, между центральной властью ирегиональными властями, межпартийная борьба правых и левых сил привела квнутриполитическому кризису. Он выразился в дезинтеграции государственнойвласти и правового пространства, росте преступности, терроризма, сепаратизма,нелегальной миграции, коррупции и т.д. Все это поставило во главу угла задачиукрепления вертикали власти, проведения административной реформы, направленнойна повышение эффективности управления, в том числе совершенствование механизмовукрепления безопасности государства и общества. С начала 2000 года и по настоящеевремя именно в этом направлении развивается российское законодательство,формирующее реальную конституционно-правовую материю российского государства иобщества.
Наряду спозитивными тенденциями восстановления и укрепления единогоконституционно-правового пространства, стабилизации и повышения авторитетавласти наметились и негативные тенденции. Это проявилось в необоснованномпоглощении основ либеральной демократии механизмами сильной власти, заменыоснов федеративной государственности и местного самоуправления элементамиунитаризма и чрезмерной централизации власти, трансформации идей разделениявластей в сторону усиления влияния исполнительной ветвей власти, развитияпартийной системы в направлении доминирования одной — двух партий и т.д.
Среди наиболееочевидных проявлений кризиса либеральной демократии – снижение роли формнепосредственной демократии – референдума и выборов как инструментов участиянарода в осуществлении государственной власти. После многочисленных поправок взаконодательство о референдуме население лишилось возможности влиять через этотинститут на решение многих ключевых вопросов его жизнеобеспечения. Введениепартийно-пропорционального принципа при формировании законодательной власти,лишение избирателей возможности выдвигать своих представителей по одномандатнымизбирательным округам, монополизация и бюрократизация партийной власти вдополнение к предыдущим мерам по отмене институтов отзывов и наказов, заменаинститута выборов глав субъектов РФ механизмом назначения – эти и другие показателиснижения роли выборов в системе народовластия создают предпосылки для отрывавласти от народа, реанимирования тоталитарной системы.
Другаяактуальная проблема конституционного развития в условиях современных вызовов иугроз связана с созданием эффективных конституционно-правовых механизмовпротиводействия. При общей тенденции формирования модели сильной власти Россия,тем не менее, отстает от многих других стран в создании на конституционном изаконодательном уровне гарантий защиты человека и будущих поколений. Дляконституций многих государств характерно закрепление разделов, посвященныхнациональной безопасности, защиты окружающей среды, модели поведениягосударства и общества в период введения особого (военного и чрезвычайного)положений, в них напрямую вводятся предписания, обязывающие государствабороться с терроризмом, проводить миролюбивую политику разоружения и т.д.Подобные положения можно найти в конституциях многих стран. В российскойКонституции отсутствуют многие ключевые положения, опираясь на которыезаконодатель мог бы сформировать целостный механизм защиты от современныхугроз.
В российскойКонституции нет разделов, посвященных Национальной безопасности, основамстатуса вооруженных сил и т.д. Возможно, это и не нужно, если есть федеральноезаконодательство, ясно определяющее механизм защиты населения и граждан. Вместес тем Россия отстает и в решении этих проблем. Так, Стратегия национальнойбезопасности, утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 года, неподкреплена адекватным федеральным законом о национальной безопасности, которыйдолжен был заменить весьма устаревший Закон РФ «О безопасности».Фактически, институт национальной безопасности сегодня хаотично регулируютсяразрозненными законами, зачастую вступающими между собой в противоречие.
В отличие отмногих других государств в Конституции РФ отсутствуют статьи, напрямуюсодержащие обязательства России как государства, проводящего политику мира иукрепления международной безопасности. В этом смысле конституционная материяявно отстает от реальной политической линии России. Для иллюстрации того, чтотакая политика проводилась и проводится, можно привести последние инициативыПрезидента России. В частности, речь идет о предложении Президента РФ Медведевапринять Закон о ненападении больших и малых стран – отказ от войны какинструмента своей политики. С такой инициативой он выступил на международнойполитический конференции в Эвиане (8 октября 2008 года). Другое конструктивноепредложение России, обсуждаемое сегодня в Европе — Создание Союза пообеспечению безопасности в Европе и подписание соответствующего Договора обезопасности. Эти предложения выглядели бы более убедительными, если бы уРоссии имелось соответствующее внутреннее законодательство.
Вывод поглаве: перед Россией стоит немало проблем и перспектив конституционно-правовогорегулирования по совершенствованию конституционного законодательства.Необходимо дорабатывать законодательную базу для обеспечения реальноговоплощения жизнь недостаточно обеспеченных в правовом отношении нормКонституции как в социальной сфере, так и в сфере экономики. Необходимопроводить работу по устранению несоответствия между положениями Конституции имеждународными договорами, подписанными нашей страной. Ключевой задачей вконституционном развитии страны является воплощение универсальных демократическихидей конституционализма с учетом специфики современной жизни и особенностейнационального развития.
Заключение
Подводя итогработе, можно сказать, что Конституция организует и упорядочивает жизнь страныи определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношенийчеловека и государства. В ней закрепляются исходные принципы права, функции иосновы организации государственных органов, формы и методы их деятельности.Основной Закон устанавливает пределы и характер государственного регулированияво всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере,духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политикигосударства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Как ОсновнойЗакон государства и общества, Конституция имеет свои отличительные, только ейприсущие черты и юридические свойства. Устанавливая и законодательно закрепляяосновные, образующие понятия отношений государства и личности, она принятанародом на всероссийском референдуме и поэтому является наиболее легитимнымправовым актом государства и сферу его воздействия отличает всеохватывающийхарактер.
Говоря оботличительных юридических свойствах Конституции, прежде всего отмечаем принципверховенства конституционных установлений над всеми правовыми актамигосударства, в том числе и над конституциями, принимаемыми субъектами федерации– национальными республиками. Все законы и нормативно-правовые акты должнысоответствовать Конституции и не противоречить ей, в этом проявляется ее высшаяюридическая сила. Являясь ядром правовой системы России, Конституция нуждаетсяв особой охране, важную роль в этом играют Президент – как гарант соблюденияположений Основного Закона и Конституционный Суд. Глава 9 Консти-туции устанавливаетособый порядок пересмотра и изменения текста, это необходимо длязаконодательного обеспечения стабильности Конституции и, следовательно, порядкав государстве и обществе. Однако если регулируемые Конституцией отношенияизменятся настолько, что необходимо будет принять новый Основной Закон, вдействующем прописан механизм реализации соответствующего правового механизма.
Несмотря наболее чем шестнадцатилетний срок с принятия Конституции России, до сих порсуществуют пробелы в законодательстве, связанные с отсутствием необходимых дляреализации некоторых конституциональных положений правовых актов, в том числе иФедеральных конституциональных законов. Кроме того, есть проблемы с реальнымосуществлением принципа прямого действия положений Конституции. Следует незабывать и о том, что меняющийся мир внутри страны и за ее пределами постоянноподкидывает «вводные», реагировать на которые необходимо и путемконституционного развития правовой системы, при этом не следует отходить отобщепризнанных демократических принципов.
Библиографическийсписок
1. Конституция РоссийскойФедерации. – М.: Эксмо. – 2010 г. – 32 с.
2. Федеральныйконституционный закон от 12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядкепринятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъектаРоссийской Федерации» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон РФ от15.07.1995 г. №101-ФЗ (ред. От 01.12.2007)«О международных договорах РоссийскойФедерации» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон РФ от04.03.1998 №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок кКонституции РФ» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. ПостановлениеКонституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» //Информационно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
6. Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 (ред. 06.02.2007г) «О некоторыхвопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия»
7. Авакьян С.А. Конституционноеправо России: Учебный курс. — В 2 т. — М.: Юристъ, 2005
8. Авакьян С.А.Конституционное Собрание Российской Федерации: концепция и проект Федеральногоконституционного закона // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. — 2005. — № 2.- С. 48-91.
9. Алебастрова И.А.Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективностиреализации // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 7. — С. 5-12;№ 8. — С. 12-16.
10. БаренбоймП.Д. Преамбула российской Конституции и ее влияние на отношения России состранами СНГ и Европы // Законодательство и экономика. — 2006. — № 7.- С. 7-9.
11. БезруковА.В. Конституция, Основной закон и международный договор: правовая природа исоотношение// Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 7.- С. 9-11
12. ГоловистиковаА.Н.Конституционное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Н.Головистикова, Л.Ю. Грудцына. — М.: Эксмо, 2005. — 512 с.
13. ЕнгибарянР.В. Сравнительное конституционное право / Р.В.Енгибарян — М.: Юристъ,2005. — 429 с
14. КозловаЕ. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О.Е.Кутафин. — М.: Проспект, 2003. — 585 с.
15. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь. // Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд.Норма. 2000. — 1210с.
16. МакушинА.А. Сущность конституции // Конституционное и муниципальное право. — 2005. — №6.- С. 2-4.
17. ОсейчукВ.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России //Конституционное и муниципальное право. — 2006. — № 5.- С. 6-11.
18. СадовниковаГ.Д Комментарий к Конституции Российской Федерации // Г.Д. Садовникова — М.: Юрайт, 2009. – 218с.
19. Умнова(Конюхова) В.А. Проблемы и перспективы конституционно-правового развития вусловиях современных вызовов и угроз человечеству // Российское право вИнтернете – 2005 -№5
20. ЭбзеевБ.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации //Государство и право. — 2008. — № 7. — С. 5-15.
21. ЯценкоВ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие // В.В.Яценко- Курск, КГТУ, 2009. – 214 с.