Реферат по предмету "Государство и право"


Коммерческая тайна и механизм ее защиты на примере туристической фирмы

Содержание
Введение
1.Коммерческая тайна
1.1Понятие Коммерческой тайны
1.2Промышленный шпионаж
2.Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
2.1Краткая характеристика предприятия
2.2Методы и способы защиты коммерческой тайны на ООО «Ди-Тревел»
3.Недостатки действующего механизма защиты коммерческой тайны и пути егосовершенствования
Заключение
Списоклитературы

 
Введение
 
Данная курсоваяпосвящена исследованию системы защиты коммерческой информации туристическойфирмы и предложению мер по ее улучшению.
В новых рыночно-конкурентныхусловиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности нетолько физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но ипредпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальнойсобственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков отразличного рода посягательств используются как правовые, так и специальныемеры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Анализ и выявлениеэтих мер в данной работе поможет способствовать безопасности информации напредставленном мною предприятии.
 

 
1. Коммерческая тайна
 
1.1 Понятиекоммерческой тайны
К коммерческой тайнемогут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством,технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельностипредприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широкоиспользуются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”,“секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие,которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.
В соответствии сост.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна — это информация, имеющаядействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности еетретьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Из данного определениявытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.
Первый признак — информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность.Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те изних, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесениипредприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну,действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведенийпредполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновениясудебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков,причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанетнеобходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.
Второй признак — кинформации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступана законном основании. Если информация может быть получена законным образомлюбым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотраоткрытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной неявляется. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц врезультате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информацияавтоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одногоиз необходимых критериев — отсутствие к информации свободного доступа.
Третий признак — длятого, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобыобладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Мерыпо охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждениевнутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческойтайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговорови т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом идоговоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальнойинформации). При этом простое определение круга информации, составляющейкоммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.
Коммерческая тайна, какразновидность информации, может являться объектом интеллектуальнойсобственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход иможет быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права науказанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виденематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает фактотражения в бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного изпризнаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных прав неможет свидетельствовать об отсутствие самой коммерческой тайны.
Коммерческая тайна нетребует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации иливыполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, чтоне любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, можетбыть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (втом числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целейзаконодательство определяет круг сведений, которые не могут составлятькоммерческую тайну.
Так, например,Постановлением Правительства РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень такихсведений, к которым, в частности, относятся:
♦    учредительныедокументы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;
♦    документы,дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационныеудостоверения, лицензии, патенты);
♦    сведения,необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
♦    документы оплатежеспособности;
♦    сведения очисленности работающих и их заработной плате; документы об уплате налогов;
♦    сведения обучастии должностных лиц предприятия в других организациях.
В соответствии с п.89Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от29.07.98г. № 34), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытойдля заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов,покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с указаннойотчетностью.
Под коммерческой тайнойпредприятия (фирмы) следует понимать сведения, не являющиеся государственнымисекретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами идругой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб егоинтересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентнойборьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытиекоторой способно нанести ущерб обществу.
В соответствии сЗаконом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителемпредприятия. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащуюкоммерческую тайну.
Закономпредусматривается, что порядок, организация защиты коммерческой тайны с учетомдействующего законодательства устанавливается руководителем предприятия (фирмы).
Сведения, отнесенные ккоммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:
♦    не являтьсягосударственным секретом;
♦    относитьсяк производственной деятельности предприятия;
♦    не наноситьущерб интересам общества; иметь действительную или потенциальную коммерческуюценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
♦    иметьограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законномосновании (предприятием (фирмы) должны приниматься меры по их охране).
Методика отнесения техили иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще окончательно неразработана, поэтому ограничимся лишь некоторыми.
К коммерческой тайнемогут быть отнесены:
♦    технологияпроизводства; технологические приемы и оборудование;
♦    модификацииранее известных технологий и процессов;
♦    перспективныеметоды управления;
♦    ценовая исбытовая политика;
♦    сравнительныехарактеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрениякачества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
♦    производственные,коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
♦    планыпредприятия по расширению (свертыванию) производств;
♦    фактыпроведения переговоров по вопросам купли-продажи;
♦    данные,которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия(фирмы);
♦    информация окадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы посовместительству);
♦    сил иусловий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.
В повседневной жизникоммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Посколькувсякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.
Коммерческие секреты –форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в видедокументов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащиезащите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путемпохищения, выведывания, утечки информации.
Они различаются последующим признакам:
♦    по природекоммерческой тайны (технологические, производственные, организационные,маркетинговые, интеллектуальные, рекламные)
♦    попринадлежности собственности (собственность предприятия, группы предприятий, отдельноголица, группы лиц);
♦    поназначению коммерческих секретов.
Носитель коммерческогосекрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы(руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).
Носители коммерческихсекретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации («ноу-хау», схемы, документы, технологии, изделия, образцы).
Секретность в условияхрыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестнойконкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в видескрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманнойрекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимаетпромышленный шпионаж.
Лицо, пожелавшеезаняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания визбранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширногоассортимента отечественной и зарубежной литературы.
 
1.2 Промышленныйшпионаж
Предпринимательствотесно взаимосвязано с конкуренцией. Осуществление последней может приниматьсамые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации,которая носит общеизвестное название шпионаж.
Термин “шпионаж” (сприлагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”,“научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор илихищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.
Экономический шпионажболее широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, как промышленный,производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладаниетайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворениякоторого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получитьопределенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобнойдеятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. В предпринимательствеконкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получитьсведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежнонедобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить законкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемомспросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой иневозможно быть конкурентоспособным.
Возникает два тесновзаимосвязанных обстоятельства :
-Предпринимательвынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации)
— Предпринимательвынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемыесекреты. то, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане неимеет.
Возникает вопрос о том,как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позиций действующегозаконодательства. В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается,что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечетуголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информациипредприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовномунаказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за самфакт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, посколькусам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершатьхищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности,то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания.Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать куголовно-правовой защите.
В этих целях болееподробно рассмотрим признаки, характеризующие промышленный шпионаж. К нимотносятся:
•    субъект (кто можетзаниматься данным видом деятельности)
•    предмет (на что посягаетсяпромышленный и иной шпионаж)
•    способ, средство(действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями)
•    адресат (ктовыступает заказчиком).
Субъектамипромышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане России, иностранныеграждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникампредпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа можетвыступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службыбезопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующиев частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информациейосуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других — пособственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.
Анализ зарубежнойпрактики показывает, что у частных служб безопасности, специализирующихся нахищении чужих секретов, имеется значительная по числу клиентура заказчиков ипокупателей. Например, в Великобритании одно из частных сыскных агентств,наряду с расследованием фактов о промышленном шпионаже, обеспечениембезопасности предприятий и фирм, занимается также добыванием (хищением)информации о конкурентных частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятсяособо конспирировать, скрывать свою деятельность. Их координаты имеются вспециальных справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономикидействуют сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов
Подобные агентстваначинают образовываться и действовать и на территории Российской Федерации.Однако резкий рост таких служб следует ожидать только в условияхсформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.
По вполне понятнымпричинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим напредприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия дляпроникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобныеусилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее.Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому приформировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверятьсвои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. Так,сотрудники общеизвестного АНТа на страницах газет довольно подробно делятсяинформацией о том, как они занимались внутренней безопасностью своегокооператива [10]. Вначале принимали к себе на работу только тех, кого зналилично и могли им доверять. Расширение штата сотрудников увеличивало опасностьутечки информации. Поэтому руководством АНТа принимается решение о созданииспециального подразделения — департамента по проверке людей, поступавших к нимна работу. На кандидатов заводились досье, в которых концентрировалисьрезультаты их изучения и проверок. Проверяемые могли знакомиться с досье насебя. Трудно пока вести речь о том, что любой предприниматель может иметь такиеже возможности или создать их. Но подход к защите своих секретов у них былправильный и их опыт может использоваться другими фирмами с учетом своихвозможностей и потребностей.
Следующим признаком,характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация,которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу постороннихлиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы,патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования.бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководствапредпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не толькоинформация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий иучреждений.
Определенные трудностивозникают при определении промышленной тайны предприятий, фирм, компаний сосмешанным капиталом. Например, частный и государственный капитал;государственный и иностранный частный капитал; отечественный и иностранныйчастный капитал. Неизбежно столкновение интересов нашего и иностранногособственника как между собой, так и с государством. В последнем случаенеобходимо учитывать наличие государственной (военной) тайны, служебной тайны,иных сведений, определяемых уголовным законом, а также промышленную тайну.Сведения, составляющие государственные секреты, перечислены в специальныхнормативных актах, утверждаемых Российским правительством. На их основаниииздаются ведомственные акты, определяющие виды секретов, подлежащих охране.Промышленная же тайна может включаться в перечни государственных секретов, аможет и не относиться к ним. Посягательство на секреты государственныхпредприятий и учреждений преследуется уголовным законом, тогда какпредпринимательские секреты уголовным законом не защищены. Например, способпроизводства и заварки чая для государства не представляет ценности, а дляпредпринимателя — это фирменный секрет, на котором держится все егопредприятие.
Следующим признакомпромышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия позавладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения,сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение илисаботирование по использованию информации. Цель — не дать владельцу возможностииспользовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.
К средствам получениясекретов относятся различные технические системы. Если у нас пока основнымивладельцами разведывательных технических средств являются специальныегосударственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании ичастных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средстваэлектронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонныхпереговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применениетех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получитьсубъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий — сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый — снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплекс специальных мер по ееполучению. В зависимости от вида получения информации принимаютсясоответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которыхможно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счетвибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечки информации такимспособом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам,ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенныхдиапазонах.
Адресатами(заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступаютпредприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственныхпредприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретовпромышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонамиодной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так исотрудники государственных служб.
Один из руководителейамериканской разведки, выступая в 1990г. в Национальном пресс-клубе, заявил,что “экономическая мощь является ключом к господству и власти во всем мире.” Вречи этого руководителя, произнесенной в Американском университете, прозвучало,что “в предстоящие годы мы станем свидетелями резкого возрастания напряженностив международных экономических отношениях. Объективная информация об экономикеиностранных государств станет практически важной, и разведка обязана ее добывать”.За рубежом считают, что не менее важная задача ложится на плечиконтрразведывательных подразделений, которые обязаны пресекать все попыткииностранных спецслужб, не исключая и дружественные, осуществлять политический,промышленный и экономический шпионаж против США.
Говоря о возможныхметодах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимоподчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть полученолегальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную итщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими емуметодами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкупсотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическоенаблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительнымсетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или ихпредприятий [9].
Одновременно сразвитием промышленного шпионажа постоянно совершенствуются разнообразныесредства защиты тайны предпринимателей. Так, например, в промышленно развитыхстранах в последние годы постоянно наращивает объемы производства индустрия повыпуску специальных технических средств защиты входа в служебные помещения. Приэтом используются такие прогрессивные новшества, как системы кодируемыхкарточек, биометрические системы, реагирующие на голос, подпись, отпечаткипальцев, узоры кровеносных сосудов сетчатки глаза.
Достаточно подробноспецифические вопросы использования технических средств защиты коммерческойтайны своего предприятия и технических способов несанкционированного доступа кисточникам конфиденциальной информации конкурентов, освещены в литературе.
К числу наиболеедоступных легальных источников получения информации можно отнести:
•    устные выступленияработников предприятия -на различных конференциях, семинарах и т.п.
•    открытыепубликации предприятия и его отдельных работников
•    экспонатыразличных ярмарок, выставок и презентаций
•    данные товарных ифондовых бирж
•    объявления обимеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.
Систематизация и анализтакой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовыхресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемыинформации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.
В промышленно развитыхстранах (например в США) соответствующих государственных органах существуютспециальные посреднические службы, предоставляющие клиентам некоторые видыкоммерческой информации об интересующих их предприятиях и организациях. В нашейстране законодательно определено, что предприятие предоставляет государственныморганам информацию, необходимую для налогообложения и веденияобщегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.Предприятия также публикуют данные о своей деятельности, включая годовыебалансы. В то же время предприятие имеет право не предоставлять информацию,содержащую коммерческую тайну.
Для предотвращенияутечки коммерческой тайны через работников государственных органов управления иконтроля, руководитель предприятия должен знать их реальные права ипредоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения ихслужебных функций, а не любую, которую они потребуют. Прежде всего этоотносится к действиям работников статистической службы, антимонопольногокомитета, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и другихинспекций. Предпринимателю также необходимо знать и соблюдать порядокобжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц иработников правоохранительных органов, механизм возмещения материального иморального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.
Каждый предпринимательдолжен быть знаком с процедурами приглашения консультантов, адвокатов,экспертов, а также с порядком их участия в передаче информации, относимой ккатегории коммерческой тайны.

 
2.Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
 
2.1Краткая характеристика предприятия
«ДИ-Тревел» — бренд, который объединяет несколько направлений работы этого коллектива.Основное направление работы — туризм. Коллектив компании развивает Детскийтуризм. Организацией туристических поездок для школьников и взрослых компаниязанимается с 1996 года. За это время работникам фирмы удалось найти и укрепитьсвязи с добропорядочными партнерами, интересными экскурсоводами, разработатьновые увлекательные маршруты. Компания «ДИ-Тревел» также занимается Индивидуальнымтуризмом и отдыхом. Это туры на отдых в самые теплые страны, экскурсии в самыеинтересные места земного шара. В сочетании направлений детского ииндивидуального туризма сложилось название компании.
Здание данногопредприятия является встроенным в жилой дом. Действует организация на основанииУстава. Так же она занесена в соответствии с законодательством РФ туристическаяфирма «ДИ-Тревел» внесена в Единый Федеральный Реестр туроператоровпод номером ВТ 013012(внутренний туризм). Страховое обеспечение ответственностина сумму 500000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек обеспечивается ОАО«Московская страховая компания» (Договор страхования гражданскойответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подоговору о реализации туристского продукта №1405-0000020/1 от 08/02/2008,действующий до 31/05/2009). Адрес места нахождения страховой компании:г.Москва, Долгоруковская ул., д. 40
В данной туристической компанииработает небольшое количество сотрудников: Генеральный директор, бухгалтер,старший менеджер, менеджер по организации детских поездок, менеджер по организациииндивидуальных туров зарубежного направления, менеджер внутреннего направления,курьер.
Офис оснащен кассовымтерминалом фирмы «Verger»,в который входит сканирующее устройство, фискальный регистратор,клиент-компьютер, сервер, с помощью которого производится учет денегпоступающих в предприятие торговли и осуществляется расчет с покупателями,ведется количественный учет путевок. Офисная площадь оборудована стеллажами,заполненными каталогами, приспособленных для наилучшего обслуживания клиентов,а также для подбора тура и качественного информирования сотрудников. Имеетсяразличный рекламный инвентарь в виде каталогов, наклеек и сувенирных магнитов ссимволикой фирмы. Весь инвентарь и оборудование удобно в эксплуатации. Созданпривлекательный интерьер офиса, путем оснащения соответствующей мебельюсочетаемых цветов и светового освещения. В офисе есть камера наблюдения,установлена сигнализация, имеется камера хранения. Предприятие находится подохраной ЧОП «Антошка», которое обеспечивает комплексную защиту помещения отвсех видов чрезвычайных ситуаций.
2.2Методы и способы защиты коммерческой тайны на ООО «Ди-Тревел»
Анализируя работуданной фирмы, я выявила особенности системы безопасности коммерческойинформации. Главное место в организации надежной защиты секретной информациидолжно отводиться работе с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приемачеловека на должность в компании. В данном случае было проведено анкетированиекандидатов.
Анкетированноеисследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в ихконкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественныеи качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Данное анкетированиепозволяет получить общие сведенья о кандидате, уровне образования.
При осуществлении этогоисследования был произведен запрос на предыдущее место работы с целью полученияхарактеристики его морально-деловых качеств, а также данных о погашенныхсудимостях.
При приеме на работуимело место проведение воспитательной работы, информация о соблюдении режимасекретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также обучение правиламсоблюдения режима секретности, разъяснение ценность секретных материалов.
На данном предприятиипредусмотрена защита коммерческих тайн фирмы в виде заключения контракта скандидатом на должность, хотя не все возможные данные, которые относятся ккоммерческой информации, были освещены в этом документе. Упущение этого моментаможет спровоцировать утечку информации, т.к сотрудник не был поставлен визвестность. Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечкаинформации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационнойоснове совершаемых поступков, кроме случаев несвоевременного оповещениясотрудника, лежит корысть(получить значительную сумму денег) или месть(неисключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенногоработника, имевшего доступ к предпринимательской информации.
Руководство даннойкомпании предусмотрела возможную кражу информации на бумажных носителях спомощью:
— Контроля помещений иоборудования (охрана предприятия ЧОП и установка в помещении камеры слежения)
— Отправка почтыпроизводится только заказными письмами и письмами с уведомлением о врученииадресату.
— При работе сдокументами нельзя отлучаться из офиса, а если приходится выходить, тонеобходимо закрыть дверь на ключ (если в офисе больше нет сотрудников).Посторонних к документам допускают.
— Документы, которыеправомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции илиправоохранительных служб, держат отдельно от остальных конфиденциальных бумаг.
3.Недостатки действующего механизма защиты коммерческой тайны и пути егосовершенствования
Мы рассмотрели механизмзащиты информации на примере работы компании «Ди-Тревел». Выявив некоторыенедостатки данной системы, можно предложить возможные меры по исключению этихнедостатков или их минимизации.
В первую очередь,хотелось заметить, что мы рассматривали маленькое предприятие, бюджет которогоявно не рассчитан на создание системы безопасности профессионалами, несмотря нато, что безопасность данных — очень важный элемент ведения бизнеса.
Для того чтобы незатрачивать большие средства на работу специализированных агентств, нужноизначально предположить:
·  какаяинформация нуждается в защите;
·  когоона может заинтересовать;
·   каков“срок жизни” этих секретов;
·  вочто обойдется их защита.
Затем следуетподготовить план по охране коммерческой тайны.
Из нынешнего механизмазащиты информации видно, что такая работа была проведена не очень тщательно.Задача данного курсового проекта предложить меры усовершенствования даннойсистемы.
Недостатки
Предложения по улучшению 1. Свободный доступ для всех сотрудников к документам, содержащим конфиденциальную информацию. 1. Организовать порядок работы с конфиденциальными документами, контроль за прохождением секретных документов, контроль за публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов других фирм. 2. Свободный доступ для всех сотрудников к данным компьютера, отсутствие учетных записей и паролей. 2. Создание систем защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием компьютером. 3. Документы физическим способом не защищены. 3. Установить сейфы или специальные контейнеры для хранения документов. 4. Отсутствие в трудовом контракте сотрудника перечня документов, относящихся к коммерческой тайне 4. Пересмотреть договора о неразглашении и трудовые контракты.

 
Заключение
В данном курсовомпроекте рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите.Мы познакомились с работой туристической фирмы «Ди-тревел» и комплексом мер посохранению коммерческой тайны. Так же были выявлены положительные иотрицательные моменты этого комплекса, а в завершении предложены меры поустранению найденных недостатков.
Подводя итогитеоретической и расчетной части данного проекта можно сказать, чтоПредпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получениеми использованием различного рода информации. Причем в современных условияхинформация представляет собой особого рода товар, имеющий определеннуюценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация,которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой можетлишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозыбезопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информацияможет, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существуетопределенная ее часть, которая нуждается в защите.

 
Списоклитературы
 
1.   «Гражданскийкодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995
2.   ЗаконаРоссийской Федерации «О государственной тайне»
3.   ПостановлениеПравительства РСФСР «О передаче сведений, которые не могут составлятькоммерческую тайну» от 5 декабря 1991 № 35.
4.   ДолгополовЮ.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 1991


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.