ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Специальность «Финансы и кредит» Автор работы Студентка 2 курса 5 группы О.Г. Савко Руководитель М. э. н ст. преподаватель Т.В. Морская Гродно 2009 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА 1. Содержание и функции финансов 6 1.2.
Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 1. Бюджетное устройство и бюджетная система государства 2. Доходы и расходы бюджетов 3. Дефицит бюджета и пути его сокращения 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37 ВВЕДЕНИЕ Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы курсовой работы. Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования финансовых ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать
на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью данной работы является определение содержания
финансов, финансовых отношений, выявление структуры, которую они образуют; изучение и анализ финансовой системы государства, особенностей ее структуры и принципов построения, а также выявление роли бюджета, как центрального звена, в финансовой системе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: дать определение понятию «финансы», рассмотреть их содержание и выявить основные функции; изучить сущность финансовой системы государства, раскрыть ее структуру, рассмотреть
принципы построения; рассмотреть роль государственного бюджета в финансовой системе и в экономике в целом; раскрыть структуру и уровни бюджетного устройства; дать характеристику группам бюджетных отношений – доходам и расходам, изучить особенности их образования. Данная курсовая работа состоит из двух разделов, включающих в себя несколько подразделов. В первом разделе раскрывается понятие финансов, финансовой системы, анализируется структура финансовой
системы государства, особенности взаимодействия ее звеньев и их характеристика, а также принципы построения. Во втором разделе рассматривается государственный бюджет, его сущность, роль и значение, анализируется бюджетное устройство страны, структура государственного бюджета, проводится анализ доходной и расходной частей бюджета, бюджетного дефицита. При написании курсовой работы использовались различные источники информации. Теоретической основой написания курсовой работы в основном послужили
Лемешевский И.М. «Макроэкономика» и Плотницкий М.И. «Макроэкономика». Более развернутая информация о структуре финансовой системы была взята из учебника М.К.Фисенко «Финансовая система Беларуси». Для раскрытия бюджетного устройства государства использовалось учебное пособие М.В. Ромаш «Государственный бюджет». Также при написании курсовой работы использовались материалы по данной теме официального сайта
Министерства финансов Республики Беларусь. 1. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. Финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности,
которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета.
У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.). С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной
мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему. В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных
средств, различной ролью в общественном воспроизводстве [12, с. 25]. Такое определение не совсем точно. Финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы. Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых
учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» употребляется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы. К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая
представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система», оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития
страны [12, с. 26]. 1.1. Содержание и функции финансов Финансы возникли с развитием государства и товарно-денежных отношений. Понятие финансов связано с движением (наличным и безналичным) денежных средств. Однако не все денежные отношения относятся к финансовым. Например, покупка-продажа товаров сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми
[5, с. 191]. Сам термин «финансы» означает денежный доход или денежный платеж. Вместе с тем финансы выступают лишь как часть денежных отношений общества. Они обнаруживают себя как инструмент распределения ВВП в пользу государства и его дальнейшего перераспределения (использования) с учетом выполняемых государством функций. Финансы как экономическая категория непосредственно связаны с развитием денежных отношений
в условиях расширения и активизации функций государства. Особенностью современных финансов являются: 1) использование строго денежной формы; 2) отсутствие эквивалентного обмена; 3) обязательность платежей в денежной форме; 4) использование фондов (бюджета) как способа концентрации денежных средств государства. Финансы – совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между
государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных доходов [4, с. 300]. Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения стоимости национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей [5, с. 191]. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью
распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические
лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный.
Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой
формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Некоторые экономисты выделяют также регулирующую функцию финансов.
Регулирующая функция проявляется в том, что финансы являются одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. Эту функцию выполняют, прежде всего, государственные финансы через госбюджет [5, с. 192]. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние – по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить
на несколько крупных сфер: 1) финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы); 2) государственные или общегосударственные (централизованные) финансы. Внутри первой и второй сфер выделяется ряд звеньев. Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты
хозяйствования и государство. Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и госбюджетом
(платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др. Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей [12, с.27]. Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие
организации. Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса РБ, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются как предприятия. Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых
отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.
В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров. Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах. Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям [12, с. 28]. Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.
Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов. К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы
домашних хозяйств. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников. Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений
в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств. Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды,
государственный кредит. Кратко рассмотрим экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов. Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных [12, с.29]. По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического
развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой
политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий. Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.
Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Наряду с государственным бюджетом широкое использование средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, прежде всего, ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонда представляют
собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов [12, с. 30]. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.
Например, в России указанных фондов более 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 года включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия
и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные). Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность
денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств [12, с. 31]. Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. В Российской Федерации и Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства
обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит. Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами – финансовый аппарат – третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Согласно Конституции РБ (ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом РБ является Парламент – Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией
РБ. Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РБ. Согласно ст. 107 Конституции РБ, оно разрабатывает и представляет
Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов [12, с. 32]. Кроме указанных высших органов государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К ним относятся
Министерство финансов РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Таможенный комитет РБ, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др. Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов РБ. Оно функционирует в соответствии со специальным
Положением о Министерстве финансов РБ, утвержденным Правительством РБ. Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, Ио организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного
хозяйства. Финансовая система РБ представлена на рис. 1.1 [12, с. 33]. Рис. 1.1. Схема финансовой системы Республики Беларусь [12, с. 34] Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система
Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы РБ отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы
Беларуси. Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы РБ происходят определенные изменения [12, с. 33]. Что касается других стран СНГ, то состав их финансовой системы, функции в основном такие же, как в
Российской Федерации и республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.
Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами – при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. [12, с. 34].
Существуют взаимосвязи внутри сферы субъектов хозяйствования между организациями при совершении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п. Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют между собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами
бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным на некоторые целевые расходы. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня [12,
с. 35]. 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств [5, с.
195]. С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины ВВП и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих
научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста ВВП и национального дохода. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в бюджет денежными средствами. Они позволяют целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма
финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства [12, с. 94]. По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения. В соответствии с Программой социально-экономического развития
РБ на 2006-2010 гг основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются: повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования; совершенствование межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса; повышение эффективности использования бюджетных средств; обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение дефицита; переход к среднесрочному
бюджетному планированию и др. [12, с.95]. 2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система государства Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных единых государствах (например, Великобритания, Франция, Япония, Беларусь) бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные
(муниципальные) бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства; бюджетов членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России); местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов
не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет. В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на: бюджеты
первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения); бюджеты областного уровня и бюджет города Минска. Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующей административно-территориальной единицы РБ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов
районного подчинения и районного бюджета (рис. 2.1). Рис. 2.1. Консолидированный бюджет района [12, с. 96] Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (рис. 2.2). Рис. 2.2. Консолидированный бюджет области [12, с. 97] Консолидированный бюджет
РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (рис. 2.3). Рис. 2.3. Консолидированный бюджет Республики Беларусь [12, с. 97] Министерство финансов РБ и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты РБ и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются
и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов
в бюджеты областей и районов [12, с. 97]. В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный, охраны природы, социальной защиты населения и др. В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться
бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государства, развития образования, здравоохранения и т.п.).
Бюджетная система РБ базируется на следующих принципах: 1) принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности; 2) принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, определенные
законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; 3) принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
4) принцип гласности, означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в средствах массовой информации (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь) [12, с. 98]; 5) принцип самостоятельности заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом РБ, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается также наличием собственных доходов и правом соответствующих
государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет; 6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств проявляется в том, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджета объема средств; 7) принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы бюджета
должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и источники финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением средств целевых кредитов, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; 8) принцип достоверности, который означает, что бюджет формируется на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития
Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы; 9) принцип адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями; 10) принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.
Все перечисленные принципы построения бюджетной системы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. В настоящее время в бюджетном устройстве наиболее сложной проблемой является комплекс вопросов, связанных с межбюджетными отношениями центра и регионов, поэтому Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. предусмотрено осуществить такие мероприятия, как: упорядочение и закрепление доходных источников и расходов за каждым уровнем бюджетной
системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними [12, с. 99]; обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан государства независимо от места их проживания; создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы;
введение и применение механизмов обеспечения ответственности местных органов власти за проводимую бюджетную политику [12, с. 100]. 2.2. Доходы и расходы бюджетов Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения
и юридических лиц. В унитарном государстве (например, Республика Беларусь) различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном государстве,
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |