Реферат по предмету "Государство и право"


Конституция СССР 1924 г.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
заочноеюридическое отделение
 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
покурсу: «История отечественного государства и права»
натему: «Конституция СССР 1924 г.»
 
 
Работувыполнил:
студентгруппы 93/2
В.В.Чернова
Казань,2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. ОбразованиеСССР. Декларация и Договор об образовании СССР
Раздел 2. Разработкаи принятие Конституции СССР
Раздел 3. Вопрос огосударственном суверенитете в Конституции
Раздел 4. Структураи компетенция государственных органов
Заключение
Список использованныхисточников и литературы
 

Введение
30декабря 1922 было образовано государство – Союз Советских СоциалистическихРеспублик (СССР). Союз ССР был образован четырьмясоветскими республиками — РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, возникшими в разноевремя и по-разному и ставшими первыми его членами.
31января 1924 II Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Онапровозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическуюсоветскую Республику.
СозданиеСССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольнодолговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем,важным было создание государства нового типа.
Впредставленной контрольной работе я остановлюсь на основных и ключевых, помоему мнению, причинах, предпосылках, этапах образования СССР.
Работасостоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованнойлитературы и источников.

Раздел1
 
ОбразованиеСССР. Декларация и Договор об образовании СССР.
ПослеВеликой октябрьской социалистической революции на территории бывшей РоссийскойИмперии возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик. Междусоветскими республиками установились прочные связи.
Отстаиваязавоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР идругие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собойряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политическийсоюз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору,подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственныхорганов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли,продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце1920 — начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР былизаключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этапв национально-государственном строительстве.
Дляутверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесномединстве совершили революцию, у них была одна цель — социализм.
Важнымфактором единства было существование общей Коммунистической партии — РКП(б).Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правамиобластных комитетов.
ОбразованиеСССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо былообъединить скудные в то время экономические ресурсы республик для болееуспешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства иосуществления нэпа. Следовало объединить финансы, транспорт, средства связи,осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужнобыло учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельнымиэкономическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековуюотсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы ихнезависимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи; иоборонные, и дипломатические. Политической предпосылкой образования СССРявлялось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономическойпредпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
Вопросо более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативесамих республик. За его создание высказались представительные органы всехбудущих субъектов федерации.
11августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦКвопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен ипринят проект, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья вРСФСР в качестве автономных республик, то есть их «автономизации». Проведениеего в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств,подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал возражения в партийныхорганах некоторых республик. В учебной литературе по истории отечестваутверждается, что автором плана «автономизации» был Сталин. По существу,автором идеи «автономизации» был Д.З. Мануильский, склонный в известной мере кнациональному нигилизму. Да и комиссия Оргбюро, коллегиальная, приняла решениев том же духе, причем никто не возражал против этой самой «автономизации».Единственный, кто выступал против решения, был представитель Грузии Б.Мдивани,но он возражал не против вступления союзных республик в состав РСФСР, адобивался, чтобы Грузинская республика входила в объединение самостоятельно, ане в составе Закавказской Федерации, то есть он выступал против Закфедерации, ане образования федеративного объединения всех советских республик. Проектпостановления был действительно подготовлен Сталиным, но 23 сентября егоединогласно по пункту о форме объединения республик приняла комиссия ЦК. Темсамым он перестал быть плодом личного творчества Сталина, а превратился вдокумент комиссии.
Материалыобсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатомчего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировалсвою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленинпредлагал объединить советские республики в союзное государство, все членыкоторого были бы равноправными. Союзные республики, по мысли В.И. Ленина,оставаясь суверенными, передавали бы в то же время определенные важнейшиефункции управления в ведение федерации, носящей название Союза СоветскихСоциалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение онеобходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.
Вдекабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, накоторых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этогособрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединениечетырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.
30декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, вкотором участвовали делегаты от Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетнымпредседателем съезда был единодушно избран В.И.Ленин, по болезни не имевшийвозможности присутствовать на нем. Съезд утвердил в основномДекларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанныеКонференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларацияпровозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которыхпроисходило это событие, определяла основные принципы объединения республик.
Договорпредполагал создание из РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР одного союзного государства,определял систему высших органов власти и управления СССР, основные чертывзаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства,бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.
ВДоговоре предусматривались широкие права Союза Советских СоциалистическихРеспублик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в томчисле и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народногохозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководствотранспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственногобюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системыобщесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства иземлепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территорииСоюза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовноезаконодательство, установление основных законов о труде, общих начал народногопросвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в областисоюзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договорпостановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советовнародных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.
ВДоговоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могутпроизводиться исключительно съездом Советов Союза, т.е. верховным органомгосударства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договорав тексте не содержалось.
Вэтой связи возникает вопрос о праве выхода республик из Союза. Такое правогарантируется, однако механизм его реализации в договоре не прописан и за всевремя существования советских конституций не делалось даже попыток этот вопросрегламентировать, поскольку считалось, что проблемы выхода реально никогда невозникнет.
ОбразованиеСССР увенчало развитие отношений независимых советских республик, зародившихсяеще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно означало, чтосуществовавшее, довольно несовершенное по форме, объединение республик теперьпревращалось в единое могучее союзное государство.
Раздел2
 
Разработкаи принятие Конституции СССР.
Главнойи, по существу, единственной предпосылкой создания Основного закона СоюзаСоветских Социалистических Республик выступает само по себе возникновение этогогосударства. Любое государство, разумеется, может обойтись и без Конституции.Примеров тому более чем достаточно не только в прошлом, но и в наше время.Однако если государство может обойтись без Конституции, то все же наличие ее,несомненно, укрепляет государственный строй, всю государственную машину,цементирует ее отдельные части в нечто единое.
Юридическимисточником первой Конституции Союза стал Договор об образовании СССР. Но неследует отождествлять Договор, утвержденный Iсъездом Советов Союза, с договором, ставшим частью Основного закона, егоглавным разделом. Они по содержанию резко отличаются. Еще одним источником Конституцииможно считать законодательство его членов до их вступления в СССР. Особоезначение имеют, разумеется, законы Российской Федерации, в первую очередьконституционные. Первая Советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 года — была образцом для всех советских республик, возникших до образования СССР. Вопределенной мере она стала таковой и для Конституции Союза.
Вопросо том, когда именно началась работа над конституцией, остается спорным. РешенияI Всесоюзного съезда были вполнеоднозначны: он принял Декларацию и Договор об образовании СССР, поручивбудущему ЦИК Союза доработать их. Ни о какой Конституции на съезде, и тем болеев его решениях, сказано не было, а вот дальше начинаются загадки, порождающиеспоры о времени начала работы над проектом Конституции. Образованный съездомЦИК Союза избрал свой Президиум 10 января 1923 г. Последний, в свою очередь,создал 6 комиссий, которым была поручена разработка положений об отдельныхорганах власти и управления Союза. В литературе всю совокупность этих комиссийстали со временем называть просто комиссией, а в документах уже вскоре дажеконституционной комиссией. 3 месяца спустя в циркуляре, разосланном ЦИК союзныхреспублик, Президиум ЦИК СССР даже назовет этот орган комиссией ЦИК повыработке Конституции СССР и положений о союзных наркоматах, выбранной на 1-мзаседании Президиума ЦИК Союза ССР, хотя съезд-то поручил ЦИК работать над Договором,а не творить Основной закон.
Ужев январе 1923г. в документах начинает появляться слово «Конституция», хотя имежду прочим.
Так,31 января 1923 г. состоялось заседание органа со странным названием: «Подкомиссиядля выработки предварительного проекта союзного Договора «Конституции» и положенияо наркоматах СССР». Подкомиссия эта имела свою историю. Она была созданаКомиссией при Президиуме ЦИК СССР 13 января 1923 г. в составе Т.В. Сапронова,Д.И. Курского, В.А. Аванесова, Д.З. Мануильского, Б. Мдивани, А.С. Енукидзе для«предварительной подготовки всех материалов и проектов положений о СНК, СТОи наркоматах...». Как видим, ни о какой Конституции здесь речи не шло.Другое дело, что, конечно, вопрос о Совнаркоме и наркоматах, несомненно,конституционный, но в то же время, разумеется, весьма частный. К серединефевраля подкомиссия Президиума ЦИК СССР, подготовила первый проект союзнойКонституции.
27апреля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление о завершениидеятельности всех ранее сформированных комиссий по выработке отдельных глав союзнойКонституции и с целью подготовки окончательного проекта Конституцииобразовывает еще одну, так называемую Расширенную комиссию.
Трудносказать, мыслилась ли эта Комиссия уже прямо как конституционная, но протоколее заседания, датированный 8 июня, озаглавлен: «Протокол N 1 расширеннойКомиссии по выработке Конституции Союза Сов. Соц. Республик», хотя вопрос отом, чем будет заниматься Комиссия — Конституцией или Союзным договором,решался позднее.
Ужепри обсуждении порядка работы Расширенной комиссии сразу возник вопрос о том,что все-таки нужно создавать — Конституцию или усовершенствованный Союзныйдоговор?
Этобыл не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзноегосударство может быть оформлено и конституцией, и договором. Но есликонституция — документ, безусловно, единого, хотя и федеративного государства,то союзный договор может существовать и в конфедерации. Во всяком случае,договор всегда при желании можно истолковать в конфедеративном смысле.
Спорпродолжался долго и ожесточенно, несколько раз пытались голосовать, но, в концеконцов, в решении I заседаниярасширенной комиссии от 8 июня 1923 г. было записано: «Принять за основутекст, предложенный Комиссией ЦИК СССР, не предрешая вопроса о наименовании егодоговором или Конституцией».
Следующеезаседание комиссии состоялось на другой день — 9 июня — но было, очевидно,прервано.
С9 по 12 июня в Москве проходило известное IV совещание ЦК РКП с ответственнымиработниками национальных республик и областей, в котором, разумеется,участвовали и члены Комиссии, хотя и не все (на совещании отсутствовали дажетакие деятели, как Сапронов, Енукидзе, Курский и некоторые другие).
Этомусовещанию в литературе уделяется обычно большое внимание в плане работы надпроектом Конституции. Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Совещаниезанималось общими проблемами национальной жизни в стране, национальнымиотношениями. Правда, в резолюции совещания содержались важные моменты, которыеносили конституционный характер, — о палатах Центрального исполнительногокомитета Союза, о его Президиуме, о наркоматах. При этом данные проблемыразбирались даже подробней, чем это потом будет сделано в Конституции. Однакообщих вопросов Конституции резолюция не касалась. Тем не менее, совещание,конечно, сыграло значительную роль в деле создания проекта Конституции.Поэтому-то сразу по его окончании, на следующий день, 13 июня Расширеннаякомиссия продолжила работу, обсудив, прежде всего, порядок дальнейшейдеятельности. По предложению М.В. Фрунзе было решено: «До сессии ЦИКа СССР вкомиссии обсудить только проект Конституции (Договора), приступив в первуюочередь к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном Суде, осоюзном гербе и флаге». Вслед за этим приступили к обсуждению конкретныхглав и статей проекта, начав, как и решили, с вопроса о бюджете.
16июня состоялось последнее заседание расширенной комиссии. Текст решениявыглядит следующим образом: «Декларация об образовании Союза СоветскихСоциалистических Республик и Договор об образовании Союза СоветскихСоциалистических Республик составляют основной закон (Конституцию) СоюзаСоветских Социалистических Республик».
Строгоговоря, заключительное заседание Комиссии было неправомочным: в нем участвовало12 членов Комиссии, т.е. чуть меньше половины.
Такили иначе, но судьба документа была решена, он теперь уже мог безоговорочноименоваться проектом Конституции, а не Союзного договора. Следовательно, задачаДоговора этим исчерпывалась, хотя, конечно, он еще в определенных пределахдействовал, перестав к тому же быть договором.
16июня 1923 года работа Комиссии была закончена принятием документа в целом.
Вконце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦКРКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные наусиление единства союзного государства.
ПленумЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принялпо нему развернутое решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же времявнес изменения в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзныхреспублик.
Вконце июня — начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден наспециальных сессиях ЦИК союзных республик./>
6июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввелее в действие. Тем самым спор о документе, закрепляющем образование СССР, был завершен.
Делооставалось за последним решающим шагом — торжественным оформлениемисторического события II Всесоюзным съездом Советов. И оно последовало: 31января 1924 г. с небольшими дополнениями Конституция была утверждена.
Конституциясостояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора обобразовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства,предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.
Декларацияоб образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридическихаспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то времякак «в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальноерабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистическиезверства и войны», «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальнаясвобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость инеизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договорсостоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:
1.  О предметахведения верховной власти СССР
2.  О суверенныхправах Союзных Республик и о Союзном гражданстве
3.  О съезде СоветовСССР
4.  О ЦИК СССР
5.  О Президиуме ЦИКСССР
6.  О СНК СССР
7.  О Верховном судеСССР
8.  О народныхкомиссариатах СССР
9.  Об ОГПУ
10.            ОСоюзных Республиках
11.            Огербе, флаге и столице СССР.
Посвоему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В нейотсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах иобязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
КонституцияСССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства — СоюзаСоветских Социалистических Республик. Она, по существу, заменила собой Союзныйдоговор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Конституция СССР признала засоюзными республиками право иметь свои Основные законы (ст. 5), ибо Конституция- необходимый атрибут современного государства, тем более — суверенного. Вместес тем Основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должныбыли быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие сКонституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образованияСССР годы.

Раздел3
 
Вопросо государственном суверенитете в Конституции.
Преждечем ответить на данный вопрос следует разобраться в самом институтегосударственного суверенитета, его сущности и содержании.
/>Наиболее четкое определениесуверенитета мы найдем в работе А.Я.Вышинского. Оно было воспроизведено в«Юридическом словаре» 1953г.: «Суверенитет — состояние независимости даннойгосударственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границэтого государства».
Говоряо суверенитете, часто употребляют ограничительные слова — «полный», «вполне» ит.п. С точки зрения многих современных авторов, оговорка являетсянеправомерной. Считается, что суверенитет вообще по своей природе не может бытьограничен. И это верно, что же это за независимость, которая являетсянеполной.
Приходитсясделать вывод, что суверенитет — понятие весьма условное. Тем не менее,множество различных движений ведут борьбу именно под знаменем защитысуверенитета или его приобретения.
Вэтой связи встает вопрос и о суверенитете в рассматриваемой нами Конституции1924 г.
Какпомним, Украинская Советская Республика еще в декабре 1917 года провозгласиласебя независимой, т.е. суверенной. Однако она тут же ограничила свой суверенитетпризнанием себя частью Российской Федерации. Что это за независимость, когдагосударство само себя называет, как уже отмечалось, частью другого. Что это занезависимость, когда его вооруженные силы являются частью армии другогогосударства, когда это другое государство содержит его за свой счет, когда актыдругого государства действуют на территории этого суверена? А ведь именно такбыло и во время гражданской войны и в первые годы после нее.
Здесьне лишним будет вспомнить совещание Политбюро ЦК КПБ (б) У, проходившее 3октября 1922 г. Как известно Политбюро Украины высказалось против планаавтономизации, но с одной важной оговоркой о том, что если ЦК РКП (б) все жепризнает необходимость вхождения УССР в состав РСФСР, то не«настаивать на сохранении формальных признаков политическойсамостоятельности УССР, а определить отношения на основе практическойцелесообразности».
Следовательно,когда мы говорим о статусе советских республик, образовавших Советский Союз,нужно все время помнить, что фактическому положению вещей не соответствовало ихюридическое оформление. На деле республики не были не только независимыми,но даже и федеративными, членами некой федерации, а походили больше всего наавтономные единицы.
Конституцияпрямо не говорит о суверенитете Союза. Однако его наличие вытекает извсего содержания закона. Советский Союз осуществляет важнейшие функциисуверенного государства: внешние сношения, оборону страны, руководствонекоторыми другими стратегическими объектами (транспорт, связь и т.п.).
Авот суверенитет республик всячески подчеркивается. Конституциявключает в себя специальную вторую главу «О суверенных правах союзныхреспублик и о союзном гражданстве». С точки зрения юридической онасовершенно не нужна, поскольку ее содержание вытекает из предыдущих статей Конституции.Здесь подчеркивается право свободного выхода из Союза, неизменяемостьтерритории членов Союза без их согласия, единое союзное гражданство. Характернасама конструкция соотношения суверенитета Союза и республик. Закон исходитвроде бы из приоритета суверенных прав членов Союза. Статья 3 говорит, что «Суверенитетсоюзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции,и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзнаяреспублика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. СоюзСоветских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзныхреспублик». Таким образом, конструкция выглядит так, что Союзу как бывыделяется некий удел, а основной объем суверенитета сохраняется зареспубликами. В действительности, конечно, получается не совсем так. Т.е.,разумеется, круг компетенции Союза очерчен исчерпывающе, а права республик какбы безграничны, но все дело в том, что компетенция Союза включает в себягромадные правомочия и к тому же по ключевым вопросам (ст. 1).
Например,к компетенции Союза было отнесено руководство не только отдельными отрасляминародного хозяйства, но и хозяйством вообще (п. «з» ст. 1). Конституцияотносила к ведению Союза руководство транспортом и связью. Также к ведениюСоюза были отнесены организация и руководство вооруженными силами, историческисложившееся к этому времени. Как помним, процесс объединения вооруженных силсоветских республик начался еще во время гражданской войны. Серьезное вниманиев Конституции уделяется компетенции Союза в области финансов. Прежде всего, этокасается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджетысоюзных республик. Такое положение сложилось на практике еще в 1919 году, когдабюджеты союзных республик включались в бюджет Российской Федерации. В пункте«п» содержится положение, знаменующее собой уже разграничение компетенции междуСоюзом и республиками. Он предполагает создание по некоторым отраслям правалишь основ законодательства в Союзе, относя, очевидно, конкретизацию к сфередеятельности республики. Этот пункт реализовался уже в 20-х годах. В октябре1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзныхреспублик, другие общесоюзные акты. Важные общесоюзные законы были изданы такжев области судоустройства — «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик»1924 г., «Об изменении основ судоустройства Союза ССР и союзных республик ввидуликвидации округов» 1930 г.
Помимоправ союзных республик в главе отмечены и некоторые обязанности членов Союза:например, необходимость внесения изменений в конституции республик всоответствии со ст. 5.
Вто же время можно заметить, что права республик были достаточны для того, чтобыони могли иметь необходимую самостоятельность в руководстве своими внутреннимиделами. Например, наряду с общесоюзными налогами республикибыли вправе учреждать и свои, правда только с разрешения общесоюзных органов.Некоторое внимание на союзные республики обращается в п. «п», говорящем озаконодательстве. Он оставляет за Союзом определение основ законодательства,«установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского иуголовного законодательства Союза». Следовательно, издание надлежащихкодексов остается в компетенции республик. То же относится и к трудовомузаконодательству.
Конституцияисходит из того, что все субъекты федеративных отношений, союзные республики — равноправны, вне зависимости от величины их территории, количества населения ипр. Все они находятся в равной связи с Союзом. Принцип равноправия членовфедерации отличает Советский Союз. Создателей Советского Союза не смутило тообстоятельство, что его члены были неравноценны по территории и количествунаселения, а также то, что между ними имеются и другие различия. Из 4-х союзныхреспублик две являлись унитарными государствами, а две — сложными. При том изэтих сложных, которые именовались федеративными — РСФСР и ЗСФСР — только однаявлялась настоящей федерацией, Закавказская, и классической федерацией. Что жекасается России, то она, как уже говорилось, была с самого начала государствомс автономными образованиями. В год утверждения Конституции Союза таковой жестала и Украина, поскольку в ее составе была сформирована Молдавская АССР, тогдаеще только в пределах левобережья Днестра. Такая разнородность формыгосударственного единства всех членов Союза также не повлияла на ихравноправие.
Законодательсчитает необходимым подчеркнуть некоторые суверенные права республик, особеннов силу их чрезвычайной важности. Сюда относится уже упоминавшееся правосвободного выхода из Союза. Многие говорили о фиктивности ст.4 в том смысле, что право выхода только провозглашается, а реально никто непозволит его осуществить. История Советского Союза показала несостоятельностьэтого утверждения. За 70 лет существования СССР просто никому не приходила вголову необходимость выхода из него, поскольку не было никаких причин к этому.Вот если бы какая-нибудь республика поставила этот вопрос, а ей отказали, тогдадействительно право выхода оказалось бы фиктивным. Но таких случаев не было!
Такимобразом, Конституция, не давая определение понятия суверенитета, практическирешает проблему разделения суверенных прав между Союзом и республиками, притомдостаточно гармонично. Союз наделяется правами, обеспечивающими егофункционирование как могучей единой державы, но республики сохраняют за собойвсе необходимое для их успешного развития в сторону строительства социализма.
 
Раздел4
 
Структураи компетенция государственных органов.
ОбразованиеСССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственныммеханизмом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиесяреспублики, у него не было необходимости создавать всю систему государственныхорганов снизу доверху. Конституция СССР установила следующую систему высшихорганов власти союзных республик (Рис. 1):

/>
Рис.1.Система высших органов власти.
Самымважным по значению и первым по времени возникновения стал орган, выражающийверховенство трудящихся — съезд Советов Союза ССР (Рис. 2).
/>
Рис.2.Съезд Советов СССР.
Вкомпетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы,которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительнойкомпетенции съезда относились утверждение и изменение основных начал КонституцииСССР. Съезды осуществляли свое право контроля над исполнительными органами,заслушивая отчетные доклады правительства.
Впериод между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся ЦентральныйИсполнительный Комитет Союза (Рис. 3).
/>
Рис.3.Центральный Исполнительный Комитет СССР.
ЦИКСоюза в отличие от республиканских центральных исполнительных комитетов былорганом двухпалатным. Он состоял из Союзного Совета и СоветаНациональностей. Но такая конструкция сложилась не сразу. ЦентральныйИсполнительный Комитет первого созыва был однопалатным. Вопрос о реорганизацииЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. На ХIIСъезде РКП(б). И.В.Сталин в докладе «О национальных моментах в партийном игосударственном строительстве» выдвинул три важнейших мероприятия, которыедолжны быть проведены в целях разрешения насущных национальных вопросов. Однимиз них он назвал создание такого органа государства, «который служил быотражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей».Таким органом должна была стать вторая палата в составе ЦентральногоИсполнительного Комитета Союза ССР.
Всеэти и некоторые другие идеи нашли свое отражение в Конституции, преимущественнов главах 3 и 4. Последняя посвящена специально Центральному ИсполнительномуКомитету Союза.
Третьимважнейшим органом власти и управления, предусмотренным Конституцией Союза,выступал Президиум ЦИК Союза. Он имеет разнообразные функции, не тольконормотворческие, но и технические. Конституция упоминает, прежде всего, о том,что Президиум ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного Комитета.
Впериод между сессиями ЦИК его Президиум является высшим органом власти Союза.Он образуется своеобразным путем: в состав Президиума ЦИК автоматически входятполностью президиумы палат. Общее число членов Президиума первоначальносоставляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст.25 Президиумы палат включали в себя по семь делегатов каждый. Третья семеркаизбиралась на совместном заседании палат. В законе об этом говорится не прямо,но вывод можно сделать из анализа ст. 25 и 26.
ПрезидиумЦИК Союза, подобно самому Центральному Исполнительному Комитету, являлся высшимзаконодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза (ст. 29).То есть, как и сам Центральный Исполнительный Комитет. Кроме того, он выполнялфункции конституционного надзора, поскольку ст. 30 возлагала на него наблюдение«за проведением в жизнь Конституции Союза». На Президиум ЦИК возлагалось инаблюдение за исполнением всех постановлений съезда Советов и ЦИК.
ПрезидиумЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, чего на практикепочти не было. Кроме того, он мог приостанавливать и отменять постановленияотдельных наркоматов Союза, а также Центральных исполнительных комитетов и Совнаркомовсоюзных республик.
ПоКонституции Президиум ЦИК имел право приостанавливать даже постановлениясъездов Советов союзных республик (ст. 32). Правда, в этом случае требовалосьпоследующее внесение соответствующих актов на рассмотрение и утверждение ЦИКСоюза.
ПрезидиумЦИК имел право издавать декреты, постановления и распоряжения, рассматривать иутверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельнымиведомствами Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органамивласти.
ПрезидиумЦИК в своей работе опирался на широкий круг весьма разнородных учреждений иорганизаций. В его непосредственном подчинении находились, например, комиссиисодействия госкредиту и сберегательному делу, помощи беспризорным, комиссии поземельному устройству трудящихся евреев, нового латинизированного алфавита,общества Красного Креста и др., общим числом свыше ста.
Вдальнейшем Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза постепенностал расширять поле своей деятельности. Он стал решать вопросы, входящие вкомпетенцию самого ЦИК и порой даже съезда Советов Союза. Это вытекало из тогофакта, что со временем съезды Советов стали собираться все реже, а затем исессии ЦИК последовали примеру высшего органа власти. В свою очередь, такоеобстоятельство вызывалось громоздкостью системы органов власти Союза,сложностью созыва съездов и сессий ЦИК. Ведь даже ЦИК насчитывал сотни своихчленов. Президиум же ЦИК был органом компактным и оперативным, он мог решатьвсе дела быстро и по существу.
ПодобноРСФСР и всем другим союзным республикам правительством Союза Конституцияопределила Совет Народных Комиссаров (Рис. 4).

/>
Рис.4.Совет Народных Комиссаров СССР.
Основнойзакон характеризует его как исполнительный и распорядительный орган ЦИК. Статья37 Конституции Союза рассматривает его Совнарком как орган ЦентральногоИсполнительного Комитета.
Длянепосредственного руководства отдельными отраслями государственного управлениясоздавалось 10 Народных комиссариатов СССР (Рис. 5). ОбщесоюзныеНародные комиссариаты имели своих уполномоченных при союзных республиках.
Специальнаяглава в Конституции СССР посвящена Верховному суду Союза.

/>
Рис.5.Народные комиссариаты СССР.
Верховныйсуд Союза ССР учреждается по Конституции при Центральном ИсполнительномКомитете Союза. В ст. 43 Конституции говорится о компетенции суда, причем напервом месте стоит такое право и обязанность, как дача верховным судам союзныхреспублик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства.Характерно, однако, что имеется в виду не все законодательство СССР, а именнообщесоюзное. То есть Верховный суд является хранителем единства союзногогосударства.
НаВерховный суд возлагается и функция конституционного надзора. Он должен, вчастности, давать заключения по требованию ЦИК Союза о законности тех или иныхпостановлений союзных республик с точки зрения Конституции.
Специфичнойдля Верховного суда Союза, как органа союзного государства, является функцияразрешения судебных споров между союзными республиками.
Печальнопрославилась впоследствии роль Верховного суда при осуществлении им функцийрассмотрения дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях подолжности. Но это будет уже в 30-х годах.
Конституцияпредусматривает состав Верховного суда. Он отличается от состава Верховногосуда России. В Союзе отсутствует Президиум Верховного суда, но предусмотренопленарное заседание. В Верховном суде Союза имеются гражданско-судебная иуголовно-судебная коллегии, но, в отличие от республик, они не называются здеськассационными, ибо не выполняли функций второй инстанции.
Верховныйсуд находится в особом положении с точки зрения процессуальной. Круг лиц,имеющих право возбуждать в нем производство, строго ограничен. Среди них нетграждан, а имеются лишь организации — ЦИК, его Президиум, прокурор Верховногосуда и т.д. (ст. 47).
КонституцияСоюза не предусматривала должности Прокурора СССР, в отличие от республик, новводилась должность Прокурора Верховного суда, имеющего в силу своего положенияограниченную компетенцию. Он назначался также Президиумом ЦИК Союза и имелсвоеобразные функции. Первая из них — дача заключений по всем вопросам,подлежащим разрешению Верховного суда СССР, — носила скорее контрольныйхарактер. Вторая уже вполне соответствовала характеру прокурорскойдеятельности — поддержание обвинения на заседаниях Верховного суда — и,соответственно, касалась только уголовных дел. Наконец, в-третьих, приопротестовании решений заседаний Верховного суда он выступает также вспецифически прокурорском качестве.
Прокурорысоюзных республик не были подчинены Прокурору Верховного суда Союза. Системыреспубликанских прокурорских органов входили в состав наркоматов юстицииреспублик. Прокуроры республик были подчинены и подведомственны исключительноверховным органам своих республик.
 

Заключение
Дискуссияпо проблемам создания единого государства, которое бы объединило советскиереспублики, образовавшиеся на бывшей территории Российской империи шла довольнодлительное время, но основной ее этап пришелся на осень 1922 года.
Корниобразования СССР лежали в необходимости создания мощного государства с сильнойэкономикой, которое бы могло противостоять возможной интервенции, фактическиэто было стремление воссоздать экономический комплекс Российской империи, чтоподтверждается декларацией об образовании СССР: «…годы войны не прошли бесследно.Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы иистощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делаютнедостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству.Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существованииреспублик. С другой стороны, неустойчивость международного положения иопасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республикперед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советскойвласти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советскихреспублик на путь объединения в одну социалистическую семью».
ОбразованиеСССР увенчало развитие отношений независимых советских республик, зародившихсяеще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно означало, чтосуществовавшее, довольно несовершенное по форме, объединение республик теперьпревращалось в единое могучее союзное государство.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Гросул,В.Я. Образование СССР (1917-1924 гг.) / В.Я.Гросул. — М.: ИТРК, 2007. – 216 с.
2.    Титов, Ю.П. История государства и права России. Учебник / Ю.П.Титов. – М.: Проспект, 2000. — 544 с.
3.    Чистяков, О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие / О.И.Чистяков. — М.: ИКД Зерцало-М, 2004. – 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.