Реферат по предмету "Государство и право"


Конституция как основной нормативно-правовой акт

СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие нормативных актов.основные особенности нормативно-правовых актов. 2
1.1. Понятие нормативного акта. 2
1.2. Нормативный акт как источникправа. 7
1.3. Основные особенностинормативно-правового акта. 8
2. Виды нормативно-правовых актови их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. 11
2.1. Виды нормативно-правовыхактов и их система. 11
2.2. Действие нормативно-правовыхактов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 17
3. Конституция россиии в системенормативно-правовых актов. 22
3.1. Этапы коституционногоразвития России. 22
3.2. Конституция — основной законРФ… 26
3.4. Юридические свойстваКонституции РФ 1993 года. 28
Список использованной литературы… 33
1. Понятие нормативных актов. основные особенностинормативно-правовых актов1.1. Понятие нормативного акта
Нормативный акт — это официальный документ, созданныйкомпетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридическиенормы (правила поведения).
Нормативный акт — доминирующий источник права во всехправовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любойсвоей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать насоциальные процессы.
2. Нормативные акты, как правило, определенным образомсистематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа дляприменения или реализации.
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержаниеправовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольноготолкования и применения норм.
4. Нормативные акты поддерживаются государством, имохраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушителипреследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права могут быть классифицированы на двегруппы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры)и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебныепрецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критериемразграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документысодержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеетразветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями изначительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью изданияюридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституциигосударства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силыактов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимомположении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектамисполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Как видно из изложенного, в любом современном государствеисточники права (прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, новместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконногоправотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупностьнормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовойрежим.
Нормативно правовой акт это действительно наиболеераспространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы(правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченныевозможностью государственного принуждения.
Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-тоупотребляется в теории права в двояком смысле. Один — это акт как действие,второй — это акт как материальный (письменный, электронный) носительинформации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначаетсянормативно-правовой акт как источник права.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру:определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду,например, различать закон это или постановление, а также определить, когда онбыл принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан.Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лицеподписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Например:(Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы»от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон «О Введении в действиеАрбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» ПринятГосударственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в «Российскойгазете» 1995, 16 мая). Также нормативно правовой акт имеет«преамбулу» — предисловие, т.е. вводная или вступительная часть. Вкоторой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, целииздания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и«нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридическойсилой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности вКонституции РФ написано «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общейсудьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир исогласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя памятьпредков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечитьблагополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родинуперед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества,принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Это и является преамбулой.
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру:деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы,предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта — результатдлительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны,последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другойудобству пользования им.
В других же отраслях права мы находим различные способыизложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта — от полногосоответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разныхнормативно-правовых актах.
Также следует рассмотреть вопрос о юридической силенормативно — правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативныхактов.
Понятие «юридическая сила» как и многие иныевыражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания инаполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие«сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта,принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящимгосударственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации,акту, принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являютсяположения некоторых Конституций субъектов Российской Федерации,устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными,особенно в бюджетной и иных сферах.
Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуютпо этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов,федеральных законов, иная — у постановлений Правительства и т.д. Но это незначит, что нормативно-правовые акты полностью или частично являются менееобязательными или менее «влиятельными». Нет, это означает лишьтребование соблюдать принцип «подзаконности»,«соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, виерархии актов.
Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этогосоответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самимигосударственными органами, так и специальными механизмами проверки«соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами,прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта — это его место виерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов,принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Еще один немаловажный вопрос, связанный с определениемнормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, ане просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое ивыделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальнымиправилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт,существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они такжевоплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, винструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, сбытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т.д.). Этиакты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, ноне правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственныестандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные техническиетребования к качеству продукции, с другой — устанавливается, что нарушение этихтребований строго запрещается, влечет ответственность позакону.
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой актобозначать просто как правовой акт. И здесь существуеттонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различиестановится понятным из такого примера. Правовым будетявляться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применениимер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.Например: Приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взысканияна нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудовогораспорядка (за опоздание на работу, прогул, другиенарушения трудовой дисциплины) является правовым актом,так как имеет правовое значение. Этот приказ являетсяправовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второйвид правового акта обозначается как правоприменительный,а не как право содержащий. Он также правовой, но ненормативно-правовой акт. />
Итак, нормативно правовой акт — властное предписаниегосударственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормыправа. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах.Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на ихюридической силе. 1.2. Нормативный акт как источник права
Нормативный акт также является одним из основных источникомправа. Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формывыражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентныхгосударственных органов, устанавливающие нормы права. К таким органамотносятся, например: Федеральное Собрание-парламент РФ, Президент РФ,Правительство РФ и т.д.
Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой,оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит врезультате правотворческой деятельности государства, с помощью, которого волязаконодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становитсяобязательной для исполнения.
Нормативными актами выступающими в качестве источника праваявляются в РФ: конституции, законы, указы, постановления, распоряжения,положения, приказы, инструкции, решения, нормативные договоры и пр. Данные видыисточников права присущи всем отраслям российского права. Их множественностьобъясняется необходимостью регулировать различные по характеру, степениважности, кругу субъектов и объему принадлежащих им прав общественныеотношения. В зависимости от того, кто издает тот или иной акт они различаютсясвоей юридической силой. Т.е. акт, изданный Президентом РФ, федеральнымиорганами (законодательными и исполнительными) обладают высшей юридической силойна всей территории страны, акты остальных органов находятся в определеннойправовой соподчиненности. Всегда в случае расхождения различных актов действуетакт высшей власти.
Следует особо отметить, что не любой государственныйправовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормыповедения, общие правила, другими словами, представляет собой НОРМАТИВНЫЙ АКТ.Например: Указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретнымлицам не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер.Они не могут выступать источником права, т. к. не содержат каких-либо общихправил, т.е. юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные,конкретные дела, именуются ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ. Издаются они всеми государственнымиорганами, но в пределах своей компетенции — например: решение о предоставлениигражданину жилой площади или назначении пенсии и пр. но от этого источникамиправа не становятся. Только такие правовые акты, которые содержат норму права,а не конкретно-индивидуальное веление, а потому направлены на регулированиеобщественных отношений определенного вида, т.е. нормативные акты, могут выступатьв качестве источников права. Так нормативным актом является, например: Закон огражданстве РФ, в силу чего он служит одним из важных источниковгосударственного права.
В государствах с устойчивыми правовыми традициями нормыправа могут быть выражены в трех основных формах права (источниках права):правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт. В РФ преимущественнойформой права является нормативные акты, и очень редко используются правовыеобычаи. Что же касается прецедента (судебного, административного и пр) тоотечественное право длительное время вовсе не признавало такой формы.Считалось, что суды не создают правовые нормы, а только их применяют, а потомуи судебные акты нельзя толковать как источники права. Но ведь судебная власть,являясь одной из ветвей власти, и тоже должна быть, наделена правотворческимифункциями. 1.3. Основные особенности нормативно-правового акта
Нормативно-правовые акты имеют ряд отличительныхособенностей. Следует четко представлять себе совокупность этих особенностей(атрибутов) правового акта, составляющих его свойства. Они присущи каждомуправовому акту, но вместе с тем, в зависимости от видов, обеспечиваютсяразличный порядок и характер их действия. Конкретные виды актов, изданныеразными органами, действуют каждый в том порядке и имеют ту форму, которыеустановлены именно для данного акта, чем обусловлена и степень присущей емуюридической силы.
а) Важным атрибутом правового акта является точноенаименование данного акта. Это не формальность. Т.к. в зависимости от того,какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу — Закон, указили постановление.
б) Необходимый признак правового акта — это изданиенормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признакявляется условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый органможет реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издаватьсвои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам.Которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство неможет издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д.
в) Нормативный правовой акт отличается определенностьюформулирования правовых норм. Т.е. в акте должно все изложено четко и ясно, т.к. если нет четкости и ясности, то можно и толковать его различно и применятьненадлежащим образом.
Г) Общеобязательность нормативно-правовых актов илигосударственно-властный характер предписаний, охраняемых от нарушения государственнымпринуждением. Т.к. в правовой акт обязательно входит норма права, а нормы праваобязательны для всех и поэтому этот признак распространяется и на само понятиеправового акта.
Д) Общеизвестность, т.е. установление и соблюдение особогопорядка их (нормативных актов) опубликования, чем обеспечивается доведениеактов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно КонституцияРФ. Ст.15 законы подлежат обязательному официальному опубликованию, анеопубликованные законы вообще не могут быть применимы. При этом ВАЖНО ЗНАТЬ,что если нормативные правовые акты затрагивают права и свободы и обязанностигражданина и человека, то любые из них не применяются, если они не доведены довсеобщего сведения путем официального опубликования. Законы Принятые ФедеральнымСобранием публикуются Президентом РФ. В течение 5 дней со дня подписания законаон направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение14 дней подписывает закон или отклоняет, не подписывая его, тем самым, включаямеханизм его преодоления Федеральным Собранием президентского вето. Если онопреодолено, то подписание и опубликование Закона происходит в течение 7 днейнезависимо от точки зрения Президента на содержание Закона. Само опубликованиенормативно-правового акта подчиняется определенному порядку. Обычно онпубликуется после его принятия, но для наиболее важных актов установлены срокиих опубликования. Пример: Законы и Указы Президента должны быть опубликованы непозже 7 дней после подписания их Президентом РФ. Они публикуются в особыхисточниках «Собрание законодательства РФ» или в «Российскойгазете». Это относится к законам, и другим нормативным актам, чтобыадресаты могли эти акты использовать.
е) Нормативно-правовой акт имеют особый порядок ихвступления в законную силу. Этот порядок определен однозначно точно. Какправило — в самих законах, указах, постановлениях и т.д. указан срок ихвступления в силу — с такого то числа. Если же в самом акте не указан сроквступления его в силу, но нужно знать что Закон и Указ вступает в силу поистечении 10 дней после публикации, а Постановление Правительства в ступает всилу через 15 дней после публикации и т.д.
2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Ихдействие во времени, в пространстве и по кругу лиц2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система
Основным критерием классификации нормативно-правовых актовкак источников права в Российской Федерации является их юридическая сила.Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответствия актовнижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного видаактам другого вида. Иными словами, с помощью понятия «юридическая силаправового акта» можно установить его соотносимость и соподчиненностьдругим правовым актам, выразить их системные взаимосвязи: характеристику всехвидов правовых актов вместе и каждого из них в отдельности, их места в правовойсистеме государства и соотношения между собой. В этой связи системунормативно-правовых актов в нашей стране можно построить следующим образом:
1) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямогодействия и закрепляют исходные начала и основные принципы взаимоотношении междучеловеком, обществом и государством в Российской Федерации;
2) законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия иустанавливают основные правила поведения в тех или иных сферах общественнойжизни в Российской Федерации;
3) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можноохарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) — издаются органамиисполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции с цельюразвития, дополнения и даже иногда конкретизации законов.
Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов болееподробно.
Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом вРоссийской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силойпо отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в РоссийскойФедерации.
Законы как источники правового регулирования в РоссийскойФедерации подразделяются на федеральные законы — законы, действующие на всейтерритории России, и законы субъектов Российской Федерации — законы,действующие соответственно на территории того субъекта Федерации, где ониприняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральныеконституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законовсубъектов Российской Федерации является необходимость их строгого соответствиянормам федеральных законов, регламентирующих отношения в тех же отраслях исферах общественной жизни.
Конституционные законы Российской Федерации представляютсобой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, чтоих принятие предусмотрено Конституцией РФ. Таковых законов, как уже вышеотмечено, всего тринадцать. Особенность конституционных законов заключаетсятакже и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российскогогосударства и его граждан, а поэтому и требуют особо жесткого и строгогомеханизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрениемне менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ.
Федеральные законы в отличие от федеральных конституционныхзаконов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ споследующим одобрением также простым большинством членов Совета Федерации РФ.
Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяетсяКонституцией РФ, а также регламентами деятельности соответствующихпредставительных органов государственной власти (Государственной Думы РФ иСовета Федерации РФ). Эти акты предусматривают следующие основные стадиииздания законов: внесение в органы представительной власти предложений обизменении законодательства либо конкретных законопроектов (законодательнаяинициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование(обнародование) закона. Подробнее эти процессы изучаются в курсе «Конституционноеправо России».
Важным и наиболее многочисленным видом источников права вРоссийской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектамгосударственного управления (их еще обозначают как «текущие» Правовыеакты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие исрок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой встране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Обязательнымусловием их принятия является соответствие действующим в стране законам.
Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативныеуказы президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующемзаконодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов посоответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФот 14 февраля 1996 г. (с изменениями от 25.07. 2000 г) № 199 «Обутверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имуществоорганизаций»': принят в целях повышения ответственности хозяйственныхтовариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам,обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей,реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств,а также в связи с противоречием ст.411-413 Гражданско-процессуального кодексаРСФСР (в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридическихлиц) ст.56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: допринятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений обобращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующихизменений в ГПК РСФСР.
В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актовПрезидента РФ. В ст.90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения(последние отличаются ненормативным характером). В п.1 ст.115 речь идет онормативных указах Президента РФ как об основании для издания актовПравительства, а в п. «а» ст.125 — о разрешении Конституционным СудомРФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. А вот п.3ст.90 Конституции РФ гласит: «Указы и распоряжения Президента РоссийскойФедерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации ифедеральным законам» и ориентирует правотворчество Президента РФ на строгоесоблюдение основополагающего принципа российской правовой системы: принципаверховенства законов над иными правовыми актами.
По юридической силе указы Президента РФ подразделяются нанормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права ирегулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательныйхарактер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер ипринимаются по конкретным вопросам управленческой деятельности (например, указПрезидента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоениизвания или награждении орденом и пр).
Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативные ипринимаются по различного рода оперативным вопросам государственного управления(например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средствиз резервного фонда на те или иные нужды и пр).
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовыхактов как источников права в Российской Федерации занимают постановленияПравительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ,федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например. ПостановлениеПравительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза вРоссию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих иядовитых веществ: принято на основании и во исполнение Федерального закона РФ«О наркотических средствах и психотропных веществах» и международныхобязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых являетсяРоссийская Федерация.
Постановления Правительства РФ можно охарактеризоватьследующими присущими им признаками:
1) отражение многопрофильность деятельности и межотраслевойхарактер;
2) высшая мера нормативности в системе исполнительной властив Российской Федерации;
3) прямая связь с законом и строгая подзаконность;
4) общеобязательность действия на всей территории России.
За правительственными постановлениями в череде источниковправа подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты,издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнениеположений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента иправительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственныенормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системеисточников права.
Содержание ведомственных нормативных актов во многомопределяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13августа 1997 года № 1009 (с последующими изменениями и дополнениями) внастоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления,распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовыхактов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.
Наиболее распространенным видом ведомственныхнормативно-правовых актов является приказ. Приказами опосредуется различная посвоему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придаетсясоответствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, исходящим оттого или иного министерства или ведомства.
В ведомственном нормотворчестве довольно широко применяется«воспроизведение» (повторение, дублирование) нормативных актоввышестоящего уровня. Такое дублирование представляется целесообразным лишь вслучаях, когда нужно представить нормативные предписания с точки зрения ихединой системы. В противном случае оно оказывает негативное влияние направоприменительную практику, поскольку создает у нижестоящих органов(адресатов правовых актов) иллюзию того, что законы, указы Президент РФ иПравительства РФ начинают действовать не немедленно после принятия или с даты,указанной в них, а только после воспроизведения или указания о его применении«своим» министерством или ведомством.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФот 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актовПрезидента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти»' (с последующими изменениями идополнениями) необходимым условием вступления в силу нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти является их обязательнаягосударственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальноеопубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативныеакты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшиегосударственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные вустановленном порядке не влекут правовых последствий как не вступившие в силу ине могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений,Пленения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за дополнениесодержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться приразрешении споров.
«Помимо приказов, положений и инструкций руководствоминистерств и ведомств Российской Федерации издает также всевозможные указания,информационные письма, телеграммы и пр. Эти документы издаются с цельюразъяснения порядка применения тех или иных норм законодательства, ихединообразного применения территориальными органами, новых норм не содержат и,следовательно, в число источников права не входят.
Аналогичным образом (в строго иерархическом подчинении)строится и система нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Самостоятельную группу нормативно-правовых актов образуютрешения, принимаемые представительными органами местного самоуправления.Особенностью этих актов является их территориальная ограниченность и принятиетолько по вопросам, касающимся управления муниципальной собственностью,формирования, утверждения и исполнения местного бюджет; установления местныхналогов и сборов и т.п. В то же время эти решения являются обязательными дляисполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями,учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, атакже должностными лицами и гражданами. 2.2. Действие нормативно-правовых актов во времени,в пространстве и по кругу лиц
Для практики имеет непосредственное значение проблемапределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:
/>1. с какого времени и на какоевремя нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
2. на какую территорию он распространяет свое регулирующеевлияние (действие в пространстве);
3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
Действие нормативно-правовых актов — это их фактическое влияниена общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен длярегулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ егодействия является необходимым условием обеспечения правомерности использованияи применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.
Действие нормативно-правовых актов во времени ограниченомоментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.
Нормативно-правовые акты вступают в силу:
а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласнокоторому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;
б) с момента принятия или подписания, указанных, какправило, в самом нормативно-правовом акте;
в) с момента опубликования нормативно-правового акта;
г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной формене указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории Украиныодновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причемнормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срокапосле их принятия;
д) с момента, когда они дошли до адресата, что присущеведомственным нормативным актам.
Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:
а) вследствие окончания обусловленного периода действия;
б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулированиякоторых они были предназначены;
в) вследствие отмены данного акта иным или специальнопредназначенным актом.
Действие новопринятых нормативно-правовых актовраспространяется на отношения, которые возникают после приобретения имиюридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовыхактов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Этокасается:
а) уголовного закона, если он смягчает или отменяетнаказание;
б) прямых указаний субъекта правотворчества, которыенаходятся в самом нормативно-правовом акте;
Подобное действие нормативно-правовых актов называется“обратной силой Закона”.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве — этораспространение их влияния на определенную территорию (государства в целом илиотдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние итерриториальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией,территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабинылетательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другогогосударства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляютсуверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательствоприменяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оносамо это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежнымигосударствами. Международными договорами регулируется и так называемоеэкстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данногогосударства распространяется за пределами его территории (действует в отношенииграждан и организаций, находящихся на территории других государств).
В России нормативно-правовые акты высших органовзаконодательной и исполнительной власти приобретают юридическую силу на всейтерритории государства, а местных на территории соответствующего региона. Натерритории региона действуют нормативно-правовые акты различной юридическойсилы, между которыми возможна коллизия (противоречие). В таком случае действуеттот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ееравнозначности — тот, который принят позднее.
Действие по кругу лиц.
Действие НПА по кругу лиц тесно связано с территориальнымипределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативныеакты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикцииправотворческого органа (как на граждан данного государства, так и наиностранных граждан и лиц без гражданства). Однако и из этого правила естьисключения:
во-первых, действующее уголовное законодательство Россиираспространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на еёграждан за границей;
во-вторых, адресность нормативных актов производна от ихсодержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всехиндивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикцииправотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативныеакты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретнойкатегории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актовРФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства; им не предоставляютсянекоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие визбирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.) представителииностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств иправительств) наделяются правом дипломатического иммунитета(экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной иадминистративной ответственности за правонарушения, совершённые на территорииРФ, решается дипломатическим путём.
Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лицас двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойнымгражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и болеегосударств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайныхобстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектамиправоотношений нескольких государств. В отличие от них, вынужденные переселенцыпокидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.
Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативныхактов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся игарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права.
3. Конституция россиии в системенормативно-правовых актов3.1. Этапы коституционного развития России
Имела ли дореволюционная Россия Конституцию? Была ли онаконституционной монархией? Вопросы эти в своей время были предметом острыхдискуссий. Многие дореволюционные государствоведы полагали, что Россия послеиздания Манифеста 17 октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г.Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путьконституционного развития, превратилась в конституционное государство.Юридическим актом, имевшим значение Конституции, эти ученые называли Основныезаконы Российского государства 1906 г., которые закрепляли происшедшие в1905-1906 гг. изменения в государственном строе России.
Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделялиэти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905-1906 гг. вконституционное государство и принцип самодержавия как основа государственногостроя России сохранился и после издания Основных законов 1906 г. По мнениюнекоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905-1906 гг.содержал нормы конституционного характера Положения Манифеста 17 октября 1905г. послужил базой для принятия 23 апреля 1906 г. новой редакции основныхзаконов, которые фактически стали первой Российской Конституцией. Несомненно,что и Манифест 17 октября 1905 г., и Основные законы 1906 г. были важной вехойна пути России к конституционному правовому государству. События 1917г.изменили, однако, характер и направленность процессов, происходящих вгосударственном строе России.
Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положиланачало развитию конституции социалистического типа, каковыми и считалисьпоследующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определеннымиэтапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качествесубъекта (члена Федерации).
После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937и 1978 годах. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями иизменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили еепервоначальную редакцию, действовала до принятия нового Основного ЗаконаРоссийской Федерации 1993 г.
Этапы конституционного развития обусловлены изменениями,происходившими в общественном и государственном строе России. Все конституцииРСФСР несут на себе отпечаток времени, господствовавших в стране официальныхвоззрений на государство, право, их роль в обществе, на экономическую исоциальную политику, положение советского (как его называли) человека.
Всем конституциям РСФСР, как конституциям социалистическоготипа, были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего, их откровенноклассовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918 г. основной задачей переходногопериода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата ибеднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожениеэксплуатации человека человеком и водворение социализма.
Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей ипринципов Конституций РСФСР 1918 г. и 1937 г. В ее преамбуле указывалось наосновополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. ЗакреплялаКонституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль КПСС в обществе и государстве. Вкачестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную)и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства,основанное на жестокой централизации.
В основу организации государственной власти советскаяКонституция России формально закладывала принцип верховенства Советов. Вдействительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактическибыли всевластны.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические,социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовалконституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать ихреализацию (прежде всего политических, личных прав и свобод). Конституционныеправа и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например: в периодмассовых репрессий и преступлений 30-х годов. Конституционное законодательствоне могло обеспечить независимость судов — одного из необходимых устоевдействительно правового государства.
Вопрос о новой Конституции Российской Федерации былпоставлен на Съезде народных депутатов России в 1990 г.: им была образована Конституционнаякомиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлени рассмотрен Верховным Советом РФ, Съездом народных депутатов РоссийскойФедерации.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработанновый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовкикоторого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное Совещание. Осенью1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над проектом новойКонституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование.Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось12 декабря 1993, г. в соответствии с Положением о всенародном голосовании попроекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным УказомПрезидента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятиянового Основного Закона РФ требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей,принявших участие в голосовании, проголосовало за ее принятие (при условии, чтои голосовании приняло участие более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г.всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатоввсенародного голосования — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советскийпериод развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционногостроя. Конституция РФ определяет Российскую Федерацию — Россию, какдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления, в котором:
1) человек, его права и свободы есть высшая ценность.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляетсобой обязанность государства;
2) носителем суверенитета и единственным источником властиопределяется многонациональный народ России;
3) социальная политика направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек '
4) признаются и защищаются равным образом частная,государственная, муниципальная и иные формы собственности;
5) государственная власть осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную;
6) признается и гарантируется местное самоуправление;
7) признается идеологическое и политическое многообразие,многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной:
8) общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации — составная часть ее правовойсистемы.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическуюсилу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должныпротиворечить Конституции Российской Федерации (статья 15 КонституцииРоссийской Федерации).
3.2. Конституция — основной закон РФ
Само понятие Конституция в переводе с латыни означаетустановление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельныеакты императорской власти. Появление Конституций как основных законов государства,связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии.Первые исторические особенности ее развития привели к тому, что в нейотсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нетединого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организациигос-ва, общественного устройства, так и права и свободы граждан. СовременнаяВеликобритания — страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляютмногочисленные акты, принятые в период XIII-XX века. Все они не связаны междусобой определенной системой и не образуют единого акта.
Первой писаной Конституцией (Т. е. представляющей собойединый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституция США,принятую в 1787г. и действующей до сих пор. В Европе первые писаные конституциибыли Конституции Франции и Польши.1791г.
1) Как основной Закон государства и общества Конституция вотличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающийхарактер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важныеиз них, затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, егонационально-территориальное устройство, главные права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, организацию и систему государственной власти иуправления, устанавливает правопорядок и законность. Потому конституционныенормы основополагающие для государственных органов, политических партий,общественных организаций, должностных лиц и граждан.
2) Конституция есть основной источник права, содержащийисходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущегозаконодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развиваетположения Конституции. В Ряде случаев Конституция содержит указания онеобходимости принятия того или иного закона (пример Ст.70 закрепляет, чтостатус столицы нашего гос-ва устанавливается федеральным законом) Какюридическая База законодательства Конституция суть центр всего правовогопространства. Она способствует согласованности всего правового развития исистематизации права.
3) Конституция обладает высшей юридической силой.Верховенство Конституция как Основного Закона проявляется в том, что все законыи иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней.Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения длявсех граждан, всех общественных организаций.
4) Конституция как Основной закон характеризуетсястабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного игосударственного строя. Стабильность Конституции как Основного Законаобеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
Согласно Ст.135 Конституции РФ положения главы 1 (основыконституционного строя) главы 2 (Права и обязанности человека и гражданина) иглавы 9(конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут бытьпересмотрены парламентом России — Федеральным Собранием. Если же поступитпредложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будетподдержано тремя пятыми от числа членов Совета Федерации и депутатовГосударственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным закономсозывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменностьКонституции РФ либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проектможет быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общегочисла его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае дляпринятия проекта новой Конституции требуется, чтобы за нее проголосовало болееполовины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются ФедеральнымСобранием в следующем порядке. Поправка должна получить одобрение не менее 3/4голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Поправки вступают всилу после их одобрения органами государственной власти не менее чем 2/3субъектов РФ. 3.4. Юридические свойства Конституции РФ 1993 года
Среди всех нормативных актов конституция занимает особоеместо. От других актов конституцию отличают юридические свойства — черты,присущие только ей. Конституция является законом, но от всех иных законов,действующих в государстве в настоящий момент и могущих быть принятыми вбудущем, ее отличают такие черты, которые обеспечивают конституции статусосновного закона.
Конституция Российской Федерации 1993 г. обладает следующимиюридическими свойствами:
1) учредительный характер;
2) юридическое верховенство;
3) высшая юридическая сила, прямое и непосредственноедействие;
4) особый порядок принятия и изменения.
Учредительный характер российской Конституции обеспечиваетсяее принятием в результате всенародного голосования 12 декабря 1993г.Конституция как акт прямого волеизъявления народа учреждает и устанавливаетосновополагающие принципы построения государства общества, определяет правовуюоснову взаимоотношения государства — общества — человека. Конституция, принятаявсенародным голосованием, не требует дополнительного утверждения каким-либоорганом или должностным лицом.
Юридическое верховенство Конституции РФ закреплено в ч.2ст.4: „Конституция Российской Федерации и федеральные законы им“, ютверховенство на всей территории Российской Федерации». ВерховенствоКонституции РФ означает, что ни один нормативный акт в государстве не можетпротиворечить Конституции, нарушать ее положения. Это распространяется нетолько на федеральные конституционные законы, федеральные законы, но также и наУказы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств иведомств — всю систему подзаконных актов. Конституции не могут противоречитьнормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации — законы субъектовФедерации, решения органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституции немогут противоречить акты органов местного самоуправления. С Конституцией РФдолжны согласовывать свою деятельность все суды Российской Федерации, другиеправоприменительные органы и их должностные лица, государственные служащие,общественные объединения и граждане. В верховенстве Конституции РФ на всейтерритории России юридически закреплен суверенитет Российской Федерации.
Высшая юридическая сила, прямое и непосредственное действиеКонституции сформулировано в ч.1 ст.15 «Конституция Российской Федерацииимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации». Конституция выступает в качестве фундаментаконституционного права, на основе которого строится все здание этой отраслиправа. Оно складывается из различных источников. С тем, чтобы нормы самойКонституции не растворились в нормах иных законов и других нормативных актов,чтобы Конституция не перестала быть основным законом государства, необходимособый механизм обеспечения приоритета положений самой Конституции. Такиммеханизмом выступает закрепленное в Конституции ее прямое и непосредственноедействие на всей территории Российской Федерации. Каждый вправе требоватьзащиты прав и законных интересов, ссылаясь только на нормы Конституции внезависимости от наличия или отсутствия нормативных актов, регулирующих схожиеотношения, а то и прямо закрепляющие отдельные права и обязанности граждан.Конституция РФ устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита егоправ и свобод (ч.1 ст.46). Поэтому все досудебные формы защиты прав (обращениес жалобой в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, направлениежалоб, заявлений в органы государственной власти, органы местногосамоуправления) не могут быть предусмотрены в качестве обязательного условиядля обращения за защитой своих прав непосредственно в суд.
Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября 1995г.разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание законаили иного нормативного акта и во всех необходимых случаях применять КонституциюРФ в качестве акта прямого действия. Гуд, разрешая дело, применяетнепосредственно Конституцию, в частности:
1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходяиз ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания навозможность ее применения при условии принятия федерального закона,регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другиеположения;
2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон,действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силуКонституции РФ, противоречит ей;
3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон,принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии ссоответствующими положениями Конституции;
4) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектомРФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ,противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулироватьрассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Крайне важно требование Конституции о том, что закон долженбыть доведен до всеобщего сведения, ибо неопубликованный закон не имеетюридической силы и не применяется (ч.3 ст.15).
Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ,закрепляемый специально посвященной этому вопросу главой 9, делает российскуюКонституцию жесткой. В отличие от гибких конституции, которые изменяются вупрощенном порядке (посредством принятия обычного закона, часто простымбольшинством голосов), всякое изменение российской Конституции требуетсоблюдения специально оговоренного порядка, сложного по процедуре принятиярешения.
Необходимо различать две разновидности измененияКонституции, которым соответствуют две процедуры. Сама Конституция различаетпересмотр и внесение поправок. Изменения Конституции, касающиеся положений глав1, 2 и 9, означают ее пересмотр и разработку нового проекта Конституции.Поправки же могут касаться только положений глав 3-8 Конституции и выражаться влюбых изменениях, исключениях, дополнениях, редакторской правке. При этом,однако, не должны нарушаться требования ч.2 ст.16 Конституции, согласно которымни одно положение Конституции не должно противоречить основам конституционного строяРФ, сформулированным в главе 1.
Порядок принятия поправок к Конституции РФ установленспециальным федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия ивступления в силу поправок к Конституции Российской федерации». СогласноКонституции РФ (ст.134) предложение о поправке могут вносить Президент РФ,Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательныеорганы субъектов РФ, депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерациичисленностью не менее 1/5. Принятие поправки оформляется специальнойразновидностью закона — законом о поправке к Конституции РФ. Закон о поправке кКонституции РФ считается одобренным, если за одобрение проголосовало не менеедвух третей от общего числа депутатов (450) Государственной Думы. После одобренияГосударственной Думой закон о поправке к Конституции РФ направляется в СоветФедерации. За одобрение закона должно проголосовать не менее трех четвертейчленов Совета Федерации. В случае одобрения закон направляется в субъектыФедерации. Законодательные органы субъектов Федерации в течение одного годарассматривают данный закон и направляют итоги рассмотрения в Совет Федерации.По истечении одного года Совет Федерации устанавливает итоги этогорассмотрения. Закон считается одобренным, если за одобрение высказалось неменее двух третей законодательных органов субъектов Федерации. После этогозакон направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.Итоги рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации могут бытьобжалованы Президентом РФ, законодательным органом субъекта РФ в Верховный СудРФ.
Жесткий порядок внесения поправок в Конституцию РФ и еепересмотра обеспечивают стабильность российской Конституции. Она застрахованаот случайных, непродуманных изменений. Это придает устойчивость общественнымотношениям, которые регулируются действующей Конституцией РФ. С учетомгуманистической основы Конституции РФ, провозглашения общепризнанных норм ипринципов международного права составной частью российской правовой системы, ориентациина мировые стандарты в области прав человека, демократии, стабильность моделиконституционного регулирования создает предпосылки для развития России поцивилизованному пути.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. «Теория государства и права»Москва, 1997г.
2. Ржевский В.А. «Основы государства и права»Ростов–на–Дону, 1995г.
3. Кутафин О.Е. «Основы государства и права»Москва, 1996г.
4. Чиркин В.Е. журнал «Государство и право» 1998г.№12
5. Малинкович М.В. «Право» Москва, 2001г.
6. Козлова Е.И. «Конституционное право России»Москва, 1999г.
7. Байтин М.И. «Сущность права» Москва, 2005г.
8. Коркунов Н.М. «Лекции по общей теории права»Санкт-Петербург 2003г
9. С.А. Комарова «Теория государства и права» Москва,2003г.
10. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Москва,1997г.
11. Марченко М.Н. «Теория государства и права».Москва, 1996г.
12. Конституция РФ
13. Коваленко А.И. Наука государственного конституционногоправа Российской Федерации. – Москва, 1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.