Реферат по предмету "Государство и право"


Конституция 1936 года - история принятия и основные положения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История создания Конституции СССР 1936 года
1.1 Разработка Конституции
1.2 Особенности принятия Конституции
2. Содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936года
2.1 Обзор содержания
2.2 Характерные черты Конституции социалистического типа
3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года
3.1 Определение социалистической сущности
3.2 Международное значение
Заключение
Список используемых источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ
Историяразвития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития КонституцияСССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание КонституцийССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политическихизменений.
Предысториясоздания и принятия Конституции СССР 1936 года такова. После принятияКонституции СССР 1924 г. союзные республики внесли в свои конституциисоответствующие изменения. Одиннадцатого мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов утвердил новый текстКонституции РСФСР. В ходе заседания Съезда отмечено, что государственные актыКонституции СССР и конституции союзных республик имели важное значение в борьбетрудящихся за упрочение союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, засоциалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства,проведение культурной революции.
Напротяжении десятилетия, последовавшего за принятием Конституции СССР 1924 г., внее был внесен ряд важных изменений и дополнений, вызванных образованием ивступлением в СССР новых союзных республик— Туркменской, Узбекской, Таджикской,а также преобразованиями, проведенными в системе органов государственногоуправления — наркоматов в условиях реконструкции народного хозяйства иразвернутого наступления социализма по всему фронту.
Новойвехой в конституционном развитии Советского государства явилось принятие КонституцииСССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937—1940 гг. Онизакрепили победу социализма в нашей стране, социалистические общественные отношения,дальнейшее развитие социалистического демократизма.
Актуальностьисследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изученияисторических этапов развития государства и права России, имеет огромноезначение исследование ее документов и представителей, чем и является даннаяконституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понятьтот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и праваРоссии, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.
Цельработы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных чертКонституции СССР 1936 года.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть основныеэтапы создания Конституции СССР 1936 года
— проанализировать содержаниеи характерные особенности Конституции СССР 1936 года
          — определить сущностьи значимость Конституции СССР 1936 года.
Предмет исследования –История государства и права СССР.
Объект исследования –Конституция СССР 1936 года.
В процессе подбораматериала для написания данной работы выявилось, что публикации последних летне полно отражают сущность и значение Конституции СССР 1936 года. Вероятно, этосвязано с тем, что прошло довольно много времени с момента ее принятия идействия. Поэтому стоит отметить особую историческую значимость изученияКонституции СССР 1936 года как одного из важнейших периодов истории развития отечественногогосударства и права. Изучению исторического пути Советской Конституциипосвятили свои работы Б.П. Кравцов (Советская конституция и ее историческоеразвитие), С.Л. Ронин (Конституция СССР 1936 года), И.М. Степанов (РазвитиеСоветской Конституции) и др.
Структурно работапредставлена введением, тремя главами, заключением и списком используемыхисточников и литературы.
Первая глава раскрываетисторию создания и принятия Конституции СССР 1936 года. Вторая глава отображаетее содержание и характерные особенности. Третья глава раскрывает сущность изначимость Конституции СССР 1936 года.

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯКОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА
1.1Разработка Конституции
ВступлениеСССР в новый исторический этап своего развития определило необходимостьпривести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие скардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.
30января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос оКонституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов спредложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР внаправлении:
а) дальнейшейдемократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных— прямыми, открытых — закрытыми;
б) уточнениясоциально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовыхсил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победаколхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п.
6 февраля1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принялпостановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложениеЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки«исправленного текста Конституции СССР» с тем, чтобы внести его затемна утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку «исправлениетекста», на VII съезде Советовречь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения«к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзномусоветскому парламенту». Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИКСоюза ССР VII созыва избрала Конституционнуюкомиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.
7 февраля1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданыследующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая,финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных иместных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел иредакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).
Всостав подкомиссий вошли более 100 видных партийных, государственныхпрофсоюзных, военных деятелей, представителей республик, ученые. Подкомиссиисоздали рабочие группы, к участию в которых привлекались специалисты различныхотраслей. К сбору и обобщению материалов по отдельным проблемам широкопривлекались работники многих государственных и общественных организаций,ученые-юристы, ведущие деятели юстиции. Членами Конституционной комиссии были,в частности, избраны Н. В. Крыленко (Наркомюст СССР), П. А. Красиков (ВерховныйСуд СССР), А. Я. Вышинский (Прокуратура СССР). Несколько позднее, (в июле 1935г.) в состав правовой комиссии, а также подкомиссии по избирательной системебыл введен Е. Б. Пашуканис — директор Института советского строительства иправа. Работа комиссии продолжалась до конца 1935 г. Уже в начале работыКонституционной комиссии, ее подкомиссий и рабочих групп выяснилось, что речьдолжна идти не о внесении некоторых изменений в действующую Конституцию, а осоздании новой.
Наоснове проектов всех разделов Конституции, представленных подкомиссиями, былсоставлен «Первоначальный проект Конституции СССР», который подвергсяуточнениям на заседаниях Редакционной подкомиссии. Почти одновременно ваппарате ЦК ВКП(б) была создана рабочая группа.
Кначалу апреля 1936 г. она подготовила документ «Черновой набросокКонституции СССР», который 17, 18, 19 и 22 апреля тщательно обсуждался иредактировался на совещаниях членов группы у председателя Конституционнойкомиссии И. В. Сталина.
Тридцатогоапреля 1936 г. проект Конституции, прошедший через Редакционную подкомиссию,был разослан членам Политбюро и членам Конституционной комиссии.
Пятнадцатогомая проект был рассмотрен Конституционной комиссией и утвержден ею с некоторымипоправками. Первого июня 1936 г. проект был обсужден Пленумом ЦК ВКП(б),который принял резолюцию:
а)одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционнойкомиссией ЦИК Союза ССР;
б)ввиду особой важности вопроса считать целесообразным созыв Всесоюзного съездаСоветов для рассмотрения проекта Конституции СССР8.
ПленумЦИК СССР 11 июня 1930 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съездСоветов и опубликовать проект для обсуждения. Так впервые в истории былприменен этот новый политический институт выявления воли трудящихся. Только вусловиях победившего социализма, когда были ликвидированы эксплуататорскиеклассы и классовые антагонизмы, оказалось возможным ввести эту демократическуюформу.
12июня 1930 г. текст проекта Конституции был опубликован во всех газетах, переданпо радио, a также напечатан отдельной брошюройтиражом более 10 млн. экз. на 100 языках народов СССР. Проект Конституции СССРбыл переведен также на немецкий, английский, французский и другие иностранныеязыки.
Проектбыл детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, вучреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиноймесяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местныхгазет. Насколько велика была политическая активность советских людей, можносудить по тому, что уже к 5 ноября 1930 г. Орготдел Президиума ЦИК СССРрассмотрел 13 721 предложений и дополнений, включая опубликованные в 50центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.
Проектновой Конституции СССР получил в целом полное одобрение. Все дополнения ипоправки, которые вносились к проекту,— а их было около 2 млн.—свидетельствовали о стремлении советских людей создать наиболее совершенныйОсновной Закон государства победившего социализма.
Интересноотметить, что наибольшее число поправок и дополнений было внесено к ст. 1, вкоторой содержалось определение Советского государства как социалистическогогосударства рабочих и крестьян. Многие не вполне соглашались с этимопределением, считая, что в обществе победившего социализма было бы болееправильно охарактеризовать Советское государство как социалистическоегосударство рабочих, крестьян и интеллигенции. В некоторых поправкахпредлагалось вместо слов «рабочих и крестьян» написать: «тружениковсоциалистической промышленности и сельского хозяйства». Были и предложенияопределить Советское государство как общенародное, а вместо термина «Советыдепутатов трудящихся» применить понятие «Советы народных депутатов».В западносибирской газете «Красное Знамя» предлагалось, например, записать,что «все органы власти, начиная от сельского и кончая Верховным СоветомСССР, являются общенародными органами власти».
Вгазете «Красный Крым» говорилось о целесообразности записать вКонституции: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни;она осуществляется через Советы депутатов трудящихся, являющиеся самойдемократической формой государственной власти всего народа». Хотя этипредложения и не были приняты, но сам по себе факт выдвижения подобного родапредложений, в которых победа социализма связывалась с формированиемобщенародного характера социалистической государственности, весьмапримечателен.
Итогивсенародного обсуждения убедительно свидетельствовали о том, что широчайшиемассы трудящихся приняли очень активное и непосредственное участие в разработкеи уточнении проекта новой Конституции СССР. Замечания и конкретные предложенияво многом способствовали также улучшению деятельности Советов и усилению ихсвязи с трудящимися. Всенародное обсуждение по существу означало массовуюпроверку деятельности советского государственного аппарата снизу доверху. Входе обсуждения почти повсеместно проводились отчеты местных Советов и ихдепутатов перед избирателями. Так, например, по РСФСР, ЗСФСР и Узбекской ССРперед избирателями отчиталось о своей работе около 80% местных Советов и свыше85% их депутатов.
Савгуста 1930 г. широко развернулась подготовка к созыву Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР, который долженбыл окончательно рассмотреть проект новой Конституции. В октябре—ноябре состоялисьчрезвычайные районные, областные, краевые и республиканские съезды Советов, накоторых подводились итоги всенародного обсуждения проекта новой КонституцииСССР. Единодушно одобряя проект, эти съезды в своих постановлениях отмечалинаиболее важные поправки и дополнения, которые было бы целесообразно в неговнести.
25ноября 1936 г. в Москве открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. На нем присутствовали 2016делегатов с решающим голосом. Социальный состав делегатов убедительнопоказывает, что съезд имел характер самого широкого представительстватрудящихся всей страны. В составе делегатов было 42% рабочих,. 40% крестьян и18% представителей советской интеллигенции. 72% делегатов являлись членамиКоммунистической партии. Среди делегатов было 419 женщин. Делегаты принадлежалик 63 нациям и народностям СССР.
Докладо проекте Конституции СССР на съезде сделал председатель Конституционнойкомиссии И. В. Сталин. Первого декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принялпостановление:
1. ПредставленныйКонституционной комиссией ЦИК СССР проект Конституции Союза ССР одобрить и принятьза основу.
2. Длярассмотрения внесенных поправок и дополнений и установления окончательноготекста Конституции СССР создать Редакционную комиссию в составе 220 человек.
3. ПоручитьРедакционной комиссии в трехдневный срок представить на рассмотрение съездаокончательный текст Конституции СССР, учтя, при этом, как результатывсенародного обсуждения проекта Конституции, так и обсуждение на самом съезде.
Вырабатываяокончательный текст проекта Конституции СССР, Редакционная комиссия внесла внего 48 поправок и дополнений, которые коснулись 38 статей проекта. Большинствоэтих поправок носило редакционный характер. Однако в некоторые статьи быливнесены добавления, имеющие существенное значение.
Так,в ст. 6 было включено положение о том, что земля, находящаяся в распоряженииколхозов, закрепляется за ними не только в бессрочное (что было предусмотрено впроекте), но и бесплатное пользование. Ст. 10 уточнена и дополнена указаниямина то, что закон охраняет не только личную собственность граждан, какговорилось в проекте, но и право ее наследования. В ст. 12 было включенодополнение о том, что труд в СССР является не только обязанностью каждогоспособного к труду гражданина, но и делом чести. В ст. 35 были внесеныпринципиальные изменения, устанавливающие прямые выборы гражданами СССР СоветаНациональностей Верховного Совета СССР и нормы представительства в СоветеНациональностей от республик, автономных областей и национальных округов.Конкретно, в ст. 35 Проекта было указано, что Совет Национальностейсоставляется из депутатов, выделяемых Верховными Советами союзных и автономныхреспублик, т. е. не избирается непосредственно гражданами СССР, подобно томукак должен был избираться Совет Союза.
Вдополнении к ст. 40 говорилось, что законы, принятые Верховным Советом СССР,публикуются на языках союзных республик. Ст. 48 устанавливала избраниезаместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР по числу союзныхреспублик. Существенные изменения и дополнения были также внесены в статьи,касающиеся полномочий высших органов государственной власти и органовгосударственного управления.
Пятогодекабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съездутвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручилЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение овыборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. Вознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабрявсенародным праздником — Днем Конституции СССР.
Вывод:В результате продолжительного обсуждения с апреля по декабрь, Конституция былапринята 5 декабря 1936 года. Она выражала стремление советских людей создатьнаиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.
1.2Особенности принятия Конституции
КонституцияСССР 1936 г. во многом отличалась от первой Конституции СССР — Конституции 1924г., которая была посвящена в основном принципам построения Советского союзногомногонационального государства на основе добровольного договора союзныхсоветских республик, но не закрепляла основ советского общественного игосударственного строя, которые были предусмотрены тогда лишь конституциями республик.Конституция СССР 1936 г. впервые в развернутом виде сформулировала единые для всегоСоюза ССР основы общественного и государственного строя, основные права иобязанности граждан, принципы избирательной системы и т. д. Новая КонституцияСССР явилась, поэтому, определяющей основой для разработки соответствующих ейконституций союзных и автономных республик.
Виюне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы конституционныекомиссии, подготовившие проекты республиканских конституций. По одобрении ЦИКреспублик, эти проекты были опубликованы для всенародного обсуждения и вокончательном виде утверждены затем на республиканских чрезвычайных съездахСоветов, состоявшихся в январе—марте 1937 г.
Втечение 1940—1941 гг. были разработаны и утверждены конституции новых союзныхсоветских республик: Карело-Финской ССР — в апреле 1940 г.; Латвийской,Литовской и Эстонской ССР — в июле 1940 г.; Молдавской ССР — в феврале 1941 г.В этих конституциях, составленных в соответствии с Конституцией СССР 1936 г.,вместе с тем были учтены некоторые конкретно-исторические особенностиобщественного строя перечисленных республик, в особенности республик СоветскойПрибалтики. После принятия Конституции СССР и конституций союзных республик вконце 1937 г. были разработаны и приняты конституции всех автономных республик.
Вновых конституциях союзных и автономных республик нашли свое выражение изакрепление единые для всего СССР социалистические принципы общественного игосударственного строя, а также положения, определяющие основные права иобязанности советских граждан, структуру и организацию органов государства.Вместе с тем конституции союзных республик отразили некоторые особенностиисторического развития и национально-государственного устройства республик.Так, в конституциях большинства союзных республик указывалось, что Советыдепутатов трудящихся выросли и окрепли в результате не только свержения властипомещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, но и освобождениянаселения республик от национального гнета царизма, русской империалистическойбуржуазии, разгрома националистической контрреволюции.
КонституцииТуркменской, Узбекской и Таджикской ССР наряду с этим отмечали такой важныйисторический момент, как воссоединение разобщенных царизмом частей туркменского,узбекского и таджикского народов в социалистические государства рабочих идехкан. В конституциях Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской иКиргизской республик было записано, что социалистическая система хозяйства исоциалистическая собственность па орудия и средства производства утвердились вэтих республиках в результате ликвидации не только капиталистической, но лфеодальной системы хозяйства. В Конституции Киргизской ССР говорилось оликвидации родовых отношений и колониальной эксплуатации.
Вглавах о государственном устройстве новые конституции союзных республик вполном соответствии с Конституцией СССР зафиксировали основные мотивы и цели ихвхождения в СССР: взаимопомощь на основе экономического и политическогоединства и обеспечение обороны и безопасности страны. Они предусмотрели за СССРв лице его высших органов власти и органов государственного управленияобеспечение суверенных прав, определенных в ст. 14 Конституции СССР. В этихглавах закреплены также суверенные права союзных республик, их компетенция восуществлении государственной власти и государственного управления.
Всвязи с различием в численности населения, а также вадминистративно-территориальном делении союзных республик главы конституцийэтих республик, посвященные высшим органам государственной власти и органамгосударственного управления, содержали некоторые особенности. Они выражались вразличных нормах представительства в Верховные Советы союзных республик, вразличном количестве заместителей председателя и членов Президиумов ВерховныхСоветов. В соответствии со спецификой народного хозяйства союзных республик вих новых конституциях были отражены также различия в перечняхсоюзно-республиканских и республиканских наркоматов. Более детально, чем вКонституции СССР, в конституциях союзных республик регламентированы организацияя деятельность местных Советов депутатов трудящихся. В конституцияхТуркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской ССР наряду сзакреплением общего принципа равноправия женщины с мужчиной особоподчеркивалось, что закон стоит на страже фактического раскрепощения женщин. Вкаждой конституции устанавливались государственные символы (герб, флаг),соответствующие социалистической природе и особенностям данной республики.
Вывод:В соответствии с Конституцией СССР 1936 года были разработаны новые конституцииреспублик, которые явились законодательной основой для дальнейшегоразвертывания социалистического строительства и всемерного укрепления дружбы исотрудничества всех народов союзного государства.

2. СОДЕРЖАНИЕ ИХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА
2.1 Обзор содержания
         
Какуже подробно рассматривалось ранее, Конституция 1936 г.— это конституцияпобедившего социализма, закрепившая основы общественного и государственного строя,достигнутые в результате ликвидации эксплуататорских классов и установленияморально-политического единства советского народа.
Конституциязакрепляла принципы социалистического демократизма в государственномстроительстве, принципы социализма в социальном и национально-государственномустройстве СССР, определяла новые демократические принципы избирательнойсистемы (ввела систему прямых, равных и всеобщих выборов при тайномголосовании) и построения высших и местных органов государственной власти, утвердиласоциальные свободы и права граждан СССР, расширила представительство вверховном органе власти всех союзных и автономных республик, автономныхобластей и национальных округов. Политическая надстройка была приведена всоответствие с экономическим базисом социализма.
КонституцияСССР 1936 г. открывается главой, посвященной общественному устройству. В ней,прежде всего, определяется, что Союз Советских Социалистических Республик естьсоциалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). В силу КонституцииСоветы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были преобразованы присохранении и упрочении их социалистической сущности из органов непосредственноклассового характера в органы всенародного представительства— Советы депутатовтрудящихся. При этом в Конституции 1936 г. отчетливо сказано, что Советыдепутатов трудящихся составляют политическую основу СССР, являются носителямивсей полноты власти трудящихся (ст. 2, 3). Одновременно четко определенаэкономическая основа СССР, которую составляют социалистическая системахозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства(ст. 4, 5). Конституция законодательно закрепила основные принципы социализма,согласно которым хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется государственнымнароднохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства,неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укреплениянезависимости и усиления обороноспособности страны. Труд в СССР являетсяобязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу:«Кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принципсоциализма: «От каждого — по его способности, каждому—по его труду»(ст. 11, 12).
ГлаваII Конституции определяет вопросыгосударственного устройства. СССР является союзным государством, образованнымна основе добровольного объединения равноправных советских социалистическихреспублик (ст. 13). Конституция установила круг вопросов, подлежащих ведениюСоюза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления иупрочила гарантии суверенитета союзных республик. В соответствии с опытомсоветского государственного строительства фиксировалось, что каждая союзнаяреспублика имеет свою конституцию, учитывающую особенности республики и построеннуюв полном соответствии с Конституцией СССР. За союзной республикой сохранялосьправо свободного выхода из СССР. Утверждался незыблемый советский принципсвободного развития наций. Для граждан СССР по-прежнему устанавливалось единоесоюзное гражданство, при котором гражданин союзной республики являетсягражданином СССР (ст. 14, 15, 16, 17, 21). Всем нациям и народностям,населяющим СССР, обеспечивалась автономия в виде автономных советскихсоциалистических республик, автономных областей и национальных округов (ст. 22,24, 25, 26, 27, 94).
Вглавах III—IX Конституции СССР 1936 г. всесторонне урегулированы вопросыорганизации и деятельности высших органов государственной власти, органовгосударственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, местныхорганов государственной власти, суда и прокуратуры.
ГлаваX Конституции установила на базесоциализма основные права и обязанности граждан СССР и усилила гарантии этихправ. Глава XI Конституции определила принципыновой избирательной системы. В главе XII закреплялись символы единого союзного государства — герб, флаг, столица.Наконец, глава XIIIпредусматривала порядок изменения Конституции. Обзор содержания КонституцииСССР 1936 г. наглядно показывает, что ее принятие ознаменовало собой крупнуювеху в историческом развитии советского общества и государства, имело громадноемеждународное значение.
Содержащийсяв Конституции 1936 г. нормативный материал неодинаков по своему значению. Какпоказал опыт ее применения в течение многих лет, в основе своей онаудовлетворяла и удовлетворяет отношениям социалистического общества и всовременных условиях, что означает возможность сохранения ее важнейшихпринципов и в будущем — в новой Советской Конституции. Вместе с тем Конституцияподвергалась и многим изменениям.
Наибольшееколичество изменений и дополнений вносилось в главы II, III, V и VI, посвященные государственному устройству, высшим органамгосударственной власти и органам государственного управления.
Вглаве II — Государственное устройство — значительнаячасть изменений и дополнений направлена на дальнейшее расширение прав союзныхреспублик в области управления народным хозяйством, разрешения вопросовобластного и краевого административно-территориального устройства,предоставления права союзным республикам непосредственных связей с иностраннымигосударствами и организаций республиканских войсковых формирований. Кроме того,ряд изменений и дополнений был внесен в связи с образованием, переименованием иупразднением отдельных областей, краев, автономных образований.
Вглаве III — Высшие органы государственнойвласти СССР — изменения и дополнения касались увеличения количествазаместителей Председателя Совета Союза и Председателя Совета Национальностей с2 до 4 человек, изменения количества членов Президиума Верховного Совета СССР,изменения срока созыва вновь избранного Верховного Совета СССР (вместомесячного срока установлен трехмесячный), переименования Совета НародныхКомиссаров СССР, Совет Министров СССР. Ряд изменений и дополнений относится к расширениюполномочий Президиума Верховного Совета СССР в части: издания указов,объявления военного положения в отдельных местностях или на всей территорииСССР, учреждения орденов, медалей и почетных званий СССР, установления воинскихзваний, дипломатических рангов и иных специальных званий.
Вглаве V — Органы государственного управленияСССР — подавляющее большинство изменений и дополнений было связано с составомправительства СССР, с образованием, преобразованием, переименованием и:упразднением общесоюзных и союзно-республиканских.министерств, государственныхкомитетов.
Вглаве VI — Органы государственного управлениясоюзных республик — изменения и дополнения были направлены на расширение правсоюзных республик в области управления народным хозяйством, связаны спереименованием советов народных комиссаров союзных республик в советыминистров республик.
Сравнительнонебольшое количество изменений и дополнений внесено в главы IV, VII, VIII, IX, X и XI.Они посвящены высшим органам государственной власти союзных и автономныхреспублик, местным органам власти, суду и прокуратуре, правам и обязанностямграждан и избирательной системе.
Вглаву VII — Высшие органы государственнойвласти автономных советских социалистических республик, и в главу VIII — Местные органы государственнойвласти — внесены отдельные редакционные изменения и уточнения в связи сизменением наименования органов государственной власти.
Вглаве IX — Суд и прокуратура — изменения идополнения были сделаны в связи с принятием нового «Положения о ВерховномСуде СССР», которое существенно повысило роль судебных органов союзныхреспублик в области судебного надзора. Положением предусмотрено, что в составВерховного Суда СССР впредь будут входить по должности председатели верховныхсудов союзных республик.
Вданной главе нашел отражение закон «Об изменении порядка выборов народныхсудов», согласно которому был увеличен срок полномочий народных судей с 3до 5 лет, установлен новый порядок выборов народных заседателей и уменьшен сроких полномочий с 3 до 2 лет, а также внесено изменение в связи с переименованиемПрокурора СССР в Генерального Прокурора CCСP.
Вглаве X — Основные права и обязанностиграждан— изменения и дополнения вносились в связи с принятием закона «Озавершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовойрабочий день», осуществлением всеобщего семилетнего, а затем всеобщегообязательного восьмилетнего образования, отменой платы за обучение в старшихклассах средних школ, в средних специальных и; высших учебных заведениях,повышением заработной платы некоторым категориям рабочих и служащих, улучшениемпенсионного обеспечения трудящихся, усилением государственной помощимногодетным и одиноким матерям. Внесены уточнения в связи с изменениемнаименования Коммунистической партии, принятым на XIX съезде.
Вглаве XI — Избирательная система — нашелотражение указ «О возрастном цензе для граждан СССР, избираемых вВерховный Совет СССР», который повысил возрастной ценз для граждан,избираемых в высший орган государственной власти Союза СССР, с 18 до 23 лет. Вэту главу внесены также изменения в связи с отменой применения лишенияизбирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания и некоторыедругие.
Наосуществлении норм Конституции 1936 г. сказались последствия культа личности. Проводякурс на дальнейшее развитие социалистической демократии, партия на XX съезде решительно осудила культличности Сталина, который выражался в чуждом духу марксизма-ленинизмавозвеличении роли одного человека, в отступлении от ленинского принципаколлективности руководства, в необоснованных репрессиях и других нарушениях социалистическойзаконности, нанесших ущерб нашему обществу. Эти извращения, несмотря на ихсерьезность, не изменили природу социалистического общества, не поколебали устоисоциализма.
Партияосуществила меры по преодолению последствий культа личности во всех областяхпартийной, государственной и идеологической работы, соблюдению ленинских норм ипринципов партийной жизни. Были расширены права союзных республик, краев иобластей в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, права руководителейпредприятий. Все это привело к активизации социально-политической и духовнойжизни в стране, улучшению работы всех звеньев партийного, советского ихозяйственного аппарата. Еще более окреп и развился советский общественный игосударственный строй, упрочилось социально-политическое и идейное единстворабочих, крестьян, интеллигенции, еще теснее стала дружба народов СоветскогоСоюза, их сплоченность вокруг ленинской партии.
Вывод:Конституция СССР 1936 г. имеет большое историческое и международное значениекак первая конституция победившего социализма. После второй мировой войныконституции социалистического типа приняты и действуют в странах мировойсоциалистической системы. Таким образом, конституция социалистического типа —это явление международного характера, это завоевание трудящихся масс, имеющеевсемирно-историческое значение.
2.2 Характерные чертыКонституции социалистического типа
Социалистическийхарактер Советской Конституции выражается в том, что она, как отмечал В. И.Ленин:
— провозгласилаи провела в жизнь отмену собственности капиталистической и помещичьей изакрепила господство собственности общественной, социалистической;
— провозгласила государственной властью власть трудящихся, устранила от правэксплуататоров;
— установила, что Советы — высшая форма народоправства. Советская властьопирается на тех, кто трудится, им она дает право устраивать государственнуюжизнь, она опирается на громадное, подавляющее большинство населения.
— Конституция закрепила самый демократический государственный строй,провозгласила основой социалистического государства союз рабочего класса икрестьянства.
Научнойосновой создания и развития конституции социалистического типа являлсямарксизм-ленинизм — великое учение о социалистической революции, о победесоциализма и коммунизма. Идейными источниками декретов II Всероссийского Съезда Советов, «Декларации правтрудящегося и эксплуатируемого народа» и Конституции РСФСР 1918 г. явилисьтакие гениальные труды В. И. Ленина по вопросам развития социалистическойгосударственности, как «Государство и революция», «Удержат либольшевики государственную власть?», «Очередные задачи Советскойвласти», и многие другие, а научной основой Конституции СССР 1924 г.явились труды В. И. Ленина по национальному вопросу, программные документыКоммунистической партии.
Ленинскиеидеи и богатейший опыт развития государственности, и в частностиконституционного строительства в Союзе ССР и других социалистических странах,являлись основой для определения важнейших черт конституции социалистическоготипа.
Преждевсего, следует сказать о том, что конституция социалистического типа закрепляланародовластие, гарантировала суверенитет народа. Из этого основного принципаисходили все конституционные акты. Так, «Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа» объявила Россию Республикой Советов рабочих,солдатских и крестьянских депутатов, устанавливала, что вся власть в центре ина местах принадлежит Советам. Конституция РСФСР 1918 г. подчеркивала, что впределах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики властьпринадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских исельских Советах.
ВКонституции СССР 1936 г. Было закреплено, что Союз Советских СоциалистическихРеспублик есть социалистическое государство рабочих и крестьян, что егополитическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшиев результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатурыпролетариата. Особо подчеркнуто, что вся власть в СССР принадлежит трудящимсягорода и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Это был новый этап вполитическом развитии советского общества и государства, основанный на победесоциализма в нашей стране.
Социализми демократия в Конституции СССР 1936 года были теснейшим образом и неразрывносвязаны между собой. Как писал В. И. Ленин, один только коммунизм в состояниидать демократию действительно полную.
Какотмечает в своей монографии Б. Кравцов, — «ни в США, ни в какой-либодругой капиталистической стране, народ не являлся и не является сувереном, неосуществляет полновластия, ибо он устранен от владения и распоряжениясредствами производства, не является хозяином общественных богатств, различнымиспособами и методами устраняется от участия в политической жизни Коммунистическойпартии на всех этапах ее исторического развития. Когда партия звала рабочийкласс и всех трудящихся нашей страны на свержение царского самодержавия,буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата, а после победыреволюции в октябре 1917 г. повела советский народ на борьбу за построениесоциалистического общества, она исходила из того, что трудящимся массам,которые являются создателями всех материальных и духовных благ, должно бытьобеспечено полное и безраздельное господство в обществе, должна принадлежатьвся полнота власти. Эти идеи были важнейшими идеями первой и второй программ партииСССР, которые успешно осуществлены советским народом, это главные идеи исоветских конституций».
СогласноКонституции, социализм и народовластие неразрывно связаны между собой в томсмысле, что победивший социализм составляет жизненную основу подлинногонародовластия, создавая тем самым демократию нового, высшего типа — социалистическуюдемократию. При социализме демократия является не самоцелью, а средствомдостижения великой цели — построения нового общества —-коммунизма.
Социалистическаяконституция утверждала господство общественной социалистической собственностина орудия и средства производства, устраняла эксплуатацию человека человеком,устанавливала, что единственным источником благосостояния человека в обществе игосударстве является общественно полезный труд.
Этиположения, по мнению Кравцова, в корне меняют соотношение между общественным игосударственным для человека при социализме, создают основу для возникновения иразвития общественных отношений нового типа между людьми в социалистическомобществе и государстве — отношений сотрудничества, взаимопомощи, коллективизмаи гуманизма.
Конституциясоциалистического типа исходила из полного равенства и равноправия людейнезависимо от их принадлежности к классам и социальным группам общества, красам и нациям, к полу, а также независимо от их общественного положения, образования,вероисповедания и т. д.
Конституциясоциалистического типа не только провозглашала, но и гарантировала права исвободы граждан. Только социализм фактически реально обеспечивал человеку правона труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и поболезни, другие социальные и политические права и свободы человека. Каждомусоветскому человеку было известно, что эти права, закрепленные в законе,реально гарантированы материальными и юридическими средствами, охраняютсяорганами государственной власти и управления от Верховного Совета СССР иСоветского правительства до местных Советов депутатов трудящихся(ст. 68, п. «в»,и 97 Конституции СССР). Известно, в частности, что обеспечение охраныгосударственного порядка, соблюдения законов и охраны прав граждан — одно изконституционных правомочий местных Советов депутатов трудящихся. Права изаконные интересы советских граждан охраняются также органами прокуратуры исуда.
Вотличие от буржуазной демократии, при которой социальные права и свободы длязначительных масс населения носят формальный характер, социалистическаядемократия, возникшая на основе общественной собственности, обеспечивалатрудящимся социально-политические права и свободы, открывала широкиевозможности для их участия в управлении государственными, хозяйственными иобщественными делами. На сессиях Советов депутатов трудящихся, партийных,профсоюзных и общих собраниях, через органы народного контроля, печать, радио,телевидение советский народ выступает с предложениями по различным вопросамобщественной жизни, обсуждает законопроекты, критикует недостатки и ошибки,ведет борьбу с нарушениями законности и неорганизованностью.
Неотъемлемыесоциальные и политические права предполагали строгое соблюдение всеми членамиобщества обязанностей: беречь и умножать общественную собственность, честнотрудиться, охранять общественный порядок, защищать отечество. Социалистическаядемократия несовместима с индивидуалистическим своеволием и анархическимпренебрежением гражданским долгом, с любыми действиями, наносящими ущербобщественным интересам.
Совершенствованиесоциалистической демократии позволило ускорять экономическое и социальноеразвитие, быстрее и эффективнее добиваться решения задач коммунистическогостроительства.
Непременнымкачеством конституции социалистического типа являлось то, что она устанавливалареспубликанскую форму правления государством. Советская социалистическаяреспублика или Союз ССР, Чехословацкая Социалистическая Республика илиРеспублика Куба — таково многообразие республиканской формы при однойсоциалистической сущности.
Советскаясоциалистическая республика как форма государства нового типа разрешала каквопросы формы правления, так и вопросы государственного устройства. Особенноэто важно подчеркнуть в отношении последнего. Дело в том, что советскаясоциалистическая республика исторически имела много разновидностей. Это,во-первых, Союз ССР — содружество 15 суверенных советских республик, союзнаясоветская республика — федерация (РСФСР), союзная советская республика,включающая в себя автономные республики или автономные области (Грузия,Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан), союзная советская республика—унитарноегосударство (Украина, Белоруссия, Молдавия, Эстония, Латвия, Литва, Армения,Туркмения, Казахстан, Киргизия). Это, во-вторых, автономные республики,в-третьих, автономные области и национальные округа. Были также иные формыобъединения советских национальных республик.
Всеэто подтверждает указание Xсъезда нашей партии (1921 г.) о возможностях возникновения различных формнационально-государственного устройства в Советском государстве. В резолюцииэтого съезда «Об очередных задачах партии в национальном вопросе», вчастности, было сказано: «Опыт России с применением различных видовфедерации, с переходом от федерации, основанной на советской автономии(Киргизия, Башкирия, Татария, горцы, Дагестан), к федерации, основанной надоговорных отношениях с независимыми советскими республиками (Украина,Азербайджан) и с допущением промежуточных ступеней между ними (Туркестан,Белоруссия),— целиком подтвердил всю целесообразность и гибкость федерации, какобщей формы государственного союза советских республик».
Важнейшейотличительной чертой конституции социалистического типа являлось и то, что оназакрепляла основы организации власти, устанавливая единую системупредставительных органов — Советов депутатов трудящихся.
Социализм,по мнению Кравцова, означает не только передачу всех материальных и духовныхбогатств в руки трудового народа, но и передачу ему всего дела управленияобществом. Социализм исходит из того, что освобожденные от эксплуатациинародные массы сами и через своих представителей должны решать все вопросыжизни общества. В силу этого с победой социалистической революции возникает ипостоянно совершенствуется такая представительная система, которая обеспечиваетнароду действительное решение коренных проблем общественного развития.
Конституциясоциалистического типа являлась конституцией не только государства, но иобщества. Это означает, что она исходила из единства общества и государства, изтого, что их развитие по мере построения социализма и коммунизма все болееобеспечивает слияние органов государственного и общественного управления вединые органы будущего коммунистического самоуправления. Это означает также,что человек при социализме как член социалистического общества и как гражданинсоставляет органическое целое.
Социалистическаяконституция по своей природе интернациональна, она исходит из равноправия иуважения всех наций внутри страны, включая принцип их самоопределения, и дружбысо всеми народами мира. Это вызывает все возрастающие симпатии ксоциалистическим конституциям со стороны народов мира, особенно со сторонынародов, освобождающихся из-под колониального гнета.
Конституциясоциалистического типа строится на принципах миролюбия, исходит из того, чтовойны должны быть исключены из сферы общения между государствами.
Конституциисоциалистических государств содержат необходимые принципы и нормы, касающиесяорганизации обороны своих стран против возможной агрессии со стороныимпериализма. Это находилось в полном соответствии с природой социалистическогообщества, важнейшим идеалом которого является творческая созидательнаядеятельность по построению светлого будущего человечества.
Вывод:Конституция 1936 года не была программой. Однако одним из принципов конституциисоциалистического типа было то, что в ней были выражены основные программныенаправления развития общества и государства. Первые советские конституции вкачестве одного из главных элементов включали в себя декларации: «Декларациюправ трудящегося и эксплуатируемого народа» (Конституция РСФСР 1918 г.), «Декларациюоб образовании Союза Советских Социалистических Республик» (КонституцияСССР 1924 г.).
Наконец,нельзя не отметить и такое качество конституции социалистического типа, какдемократическая форма ее разработки и принятия. Известно, что Конституция СССР1936 г. впервые в истории принята в результате всенародного обсуждения. Такимже порядком были приняты и конституции ряда других социалистических стран.

3. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬКОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА
3.1 Определениесоциалистической сущности
         
КонституцияСССР 1936 г. провозгласила, что экономическую основу СССР составляютсоциалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия исредства производства. Эта экономическая основа утвердилась в течениепереходного периода как результат полной ликвидации капиталистической системы,хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства иуничтожения эксплуатации.
Подчеркиваяплановый характер социалистической экономики, Конституция установила, чтонароднохозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственнымпланом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъемаматериального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепления независимостиСССР и усиления его обороноспособности. Тем самым, Конституция отразила полнуюпобеду социализма в экономике и связанное с этим развитие планового начала вруководстве хозяйством в соответствии с требованиями основного экономическогозакона социализма.
Конституциязакрепила также, изменившуюся социальную структуру советского общества,состоящего теперь из двух дружественных трудящихся классов — рабочих и крестьян— и неразрывно связанной с ними социальной прослойки — трудовой интеллигенции.Эта такая структура общества, в которой полностью отсутствуют эксплуататорскиеклассы, коренным образом изменила всю картину классовых отношений. Конституциясоответственно утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР.
Законодательнозакрепив новый экономический базис общества и его социально-экономическуюструктуру, Конституция СССР 1936 г. последовательно провела социалистическиеначала и в области политической надстройки. Выше уже говорилось, что новаяКонституция отразила начавшийся процесс перерастания государства диктатурыпролетариата в общенародное социалистическое государство. Свое выражение этотпроцесс нашел уже в самом определении государства.
«СоюзСоветских Социалистических Республик,— говорилось в ст. 1, — естьсоциалистическое государство рабочих и крестьян». Записи о том, что онопродолжает оставаться государством диктатуры пролетариата, в Конституции СССР1936 г. не было (хотя не было и записи о том, что оно перестало бытьгосударством диктатуры пролетариата). Для сравнения напомним, что всеконституции переходного периода определяли Советское государство какгосударство диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1918 г., например, в ст.9 утверждала: «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный моментКонституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республикизаключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата ибеднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти.
Закрепляяполитическую основу СССР и определяя, тем самым, характер государственной власти,новая Конституция исходила из того, что теперь, с победой социализма, „всявласть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатовтрудящихся“ (ст. 3).
Закрепляяполновластие трудящихся в лице их представительных органов, Конституция несодержала положений о политическом господстве одного класса — рабочего класса,что, как известно, составляет главный признак диктатуры пролетариата.
Такимобразом, изменения в характере нашего социалистического государства в связи сполной победой социализма в СССР нашли свое отражение в преобразовании Советоврабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.Дело не сводилось к простому изменению названия органов власти. Оно отразилоглубокие внутренние сдвиги в самом характере Советов, превратившихся из органовклассового представительства, что подчеркивалось их прежним названием, ворганы, выражающие общую волю всех трудящихся.
Изменениямв характере органов государственной власти соответствовала и новаяизбирательная система, установленная Конституцией СССР 1936 г. Конституцияполностью заменила действовавшие в переходный период принципы избирательногоправа новыми, последовательно демократическими принципами, сделав выборы вСоветы практически всеобщими.
Какуже отмечалось, в течение всего переходного периода в нашей стране выборы небыли такими. С победой социализма новая Конституция отменила все ограничения,введя принцип всеобщего избирательного права. Согласно ст. 135 Конституции, всеграждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальнойпринадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости,социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельностиимели право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных вустановленном законом порядка умалишенными». Пассивное избирательное правоКонституции также предоставляла всем гражданам, достигшим 18 лет26, безкаких-либо ограничений.
Дальнейшаядемократизация избирательной системы выразилась также в ликвидации известногонеравенства в выборах, представлявшего особенность государственной формыдиктатуры пролетариата в нашей стране. В течении всего переходного периода существовалиразные нормы права для городского и сельского населения, обеспечивавшиеопределенное преимущество для рабочего класса. В стране с громаднымпреобладанием крестьянского населения это было оправдано и необходимо, чтобы прочнообеспечить руководящую роль рабочего класса, более того, его диктатуру. Спобедой социализма, когда крестьянство также стало социалистическим классом, аудельный вес рабочего класса в общей массе населения увеличился более чем в двараза, необходимость в этом отпала. Согласно Конституции, все граждане сталиучаствовать в выборах на равных основаниях. Равное избирательное право,установленное ст. 136 Конституции подкреплялось Положениями о выборах в Советы,которые предусматривали образование равных избирательных округов с учетом лишьчисленности населения, независимо от социальной принадлежности избирателей.
Дальнейшаядемократизация избирательной системы нашла свое выражение во введении прямыхвыборов во все органы власти вместо многостепенных, существовавших в переходныйпериод. Тогда прямым голосованием избирателей выбирались только сельские,поселковые, городские Советы и районные Советы в крупных городах, все жеостальные представительные органы избирались путем многостепенных выборов.Такая система в условиях острой классовой борьбы обеспечивала прочную связьмежду органами государственной власти и трудящимися, способствовала ихпривлечению к государственному строительству и в то же время создавала гарантиипротив проникновения в Советы представителей враждебных классов.
Однакопо мере строительства социализма, особенно в связи с массовым созданиемколхозов, совхозов, МТС, а также заводов и фабрик вне городских поселений,многостепенная система выборов уже теряла смысл, более того, стала в известной меретормозить дальнейшее развитие связей между органами государственной власти итрудящимися. Ведь полномочия делегатов всех съездов Советов прекращались послезавершения работы данного съезда. Поэтому еще в 1934 г., в Российской Федерациипостановлением ВЦИК в районном звене стали допускаться прямые выборы.
КонституцияСССР 1936 г. распространила принцип прямых выборов на все органы власти,начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся и вплоть доВерховного Совета СССР. Все депутаты Советов стали теперь избиратьсянепосредственно гражданами по территориальным избирательным округам.
Наконец,важнейшим демократическим элементом новой избирательной системы явилось тайноеголосование, введенное Конституцией СССР 1936 г. Еще в 1903 г. наша партиявыдвинула в своей Программе принцип тайного голосования как одно изполитических требований рабочего класса по демократизации государственногостроя России. Это программное требование было закреплено практикой выборовСоветов, которые еще в дооктябрьский период избирались, как правило, путемтайного голосования. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революциибольшинство местных Советов также избиралось тайным голосованием. Однако вусловиях острой классовой борьбы потом в стране установилась практика открытогоголосования при выборах всех звеньев Советов. С победой социализма, ликвидациейэксплуататорских классов оказалось возможным заменить открытое голосованиетайным и осуществлять его не по спискам, а по отдельным кандидатурам,выдвигаемым по избирательным округам. Это и было установлено ст. 140 и 141Конституции СССР 1936 г.
Новаяизбирательная система, усиливая контроль народных масс в отношении органовгосударственной власти, повышала ответственность членов этих органов передизбирателями, полнее обеспечивала осуществление в стране полновластиятрудящихся. Введение Конституцией СССР 1936 г. новой системы выборов было посправедливости охарактеризовано нашей партией как крупный поворот во всейполитической жизни страны. «Следствием введения всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании,—говорилось в резолюцииПленума ЦК ВКП(б), принятой 27 февраля 1937 г., — будет дальнейшее усилениеполитической активности масс, вовлечение новых слоев трудящихся в управлениегосударством» .
КонституцияСССР 1936 г. закрепила результаты проведения лишь ленинской национальнойполитики Коммунистической партии, расцвет социалистических наций, дальнейшееразвитие советской национальной государственности и в то же время упрочениеСоюза ССР как социалистического государства всех советских народов. Конституциячетко определила СССР как союзное государство, основанное на добровольномобъединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. Смомента образования Союза ССР его состав расширился. Число союзных республиквозросло с 4 до 11. Увеличилось число автономных образований. Некоторыеавтономные области были преобразованы в автономные республики. Все это тожебыло отражено в новой Конституции.
Конституцияопределила круг вопросов, относящихся к ведению СССР в лице его высших органовгосударственной власти и органов государственного управления. В ней получилисвое закреплении принципы сочетания суверенитета Союза ССР и союзных республик,основы правового положения автономных республик, автономных областей инациональных округов.
НоваяКонституция СССР существенно изменила систему органов Советского государства,прежде всего представительных органов. Система съездов Советов — районных,городских, областных (краевых), республиканских, всесоюзных — и избираемых имина периоды между этими съездами исполнительных комитетов, оправдавшая себя в сложныхусловиях острой классовой борьбы в переходный период, с победой социализма ужене соответствовала новой исторической обстановке. Конституция СССР 1936 г.установила, что все звенья советской системы — Верховный Совет СССР, Верховные Советысоюзных и автономных республик, краевые и областные Советы, Советы автономныхобластей, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатовтрудящихся — избираются непосредственно гражданами.
Проводяразграничение между органами государственной власти и органами государственногоуправления, Конституция СССР 1936 г. исходила из необходимости сосредоточить «законодательнуювласть» на союзном уровне в руках только одного органа — Верховного СоветаСССР, сохранив подотчетность и подконтрольность органов государственногоуправления представительным органам. В ст. 65 Конституции было сказано, что СНКСССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период междусессиями — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Ст.71 Конституции предусмотрела и право запроса депутатов Верховного Совета СССР кСНК СССР и к народным комиссарам.
Конституцияустановила, что местные Советы депутатов трудящихся руководят деятельностьюподчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного иобщественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководятместным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет.Все представительные органы власти на местах стали постоянными, периодическисозываемыми на сессии.
Социалистическийдемократизм Конституции СССР 1936 г. ярко проявился в главе об основных правахи обязанностях граждан. Конституция значительно расширила демократические праваи политические свободы, отменила все ограничения, связанные с классовойпринадлежностью граждан, существовавшие в стране в переходный от капитализма ксоциализму период.
Победасоциализма расширила материальные гарантии прав и свобод, что также нашлоотражение в Конституции, которая закрепила за всеми гражданами как политическиеправа и свободы — свобода слова, печати, митингов и собраний, право избирать ибыть избранным,— так и социальные права — на труд, на отдых, на бесплатноеобразование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старостии в случае болезни или потерю трудоспособности. Конституция гарантировалаполное равенство прав граждан независимо от их имущественного положения,социального или национального происхождения. Равенству политических исоциальных прав и свобод граждан соответствовали их равные обязанности —соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честноотноситься к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития,беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность.
Важноеполитическое значение имела ст. 126 Конституции СССР 1936 г., в которой впервыев истории Советской Конституции была законодательно зафиксирована руководящаяроль Коммунистической партии Советского Союза. Эта конституционная формулировкаопиралась на весь многолетний опыт победоносной борьбы трудящихся СоветскогоСоюза под руководством ленинской партии за социализм, повышение роли партии в жизнистраны, признание этой роли миллионными массами трудящихся.
Вывод:Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепляла важнейшие завоеванияпобедившего социализма, основные принципы и устои социалистического общества.
3.2 Международноезначение
Принятиеновой Конституции СССР имело громадное международное значение. Она вызвалаживой отклик мировой общественности. В прогрессивной печати многих стран былопубликован проект, а затем и окончательный текст Конституции 1936 г. Миллионытрудящихся за рубежом оценили новую Конституцию СССР как документвсемирно-исторической важности, закрепивший победу социализма в СССР, каквоплощение своих сокровенных дум и чаяний, как программу борьбы за мир,демократию и социальный прогресс. Трудящиеся всего мира рассматривалиКонституцию СССР как обвинительный акт против империалистической реакции,прежде всего против германского и итальянского фашизма, как документ,закрепляющий широкие демократические права и свободы, причем не только вполитической, но и в социально-экономической области. «Это — событиебольшой важности,— писали, например, швейцарские рабочие.— В то время какфашисты уничтожают элементарные права народа, лишают демократию всякогоконкретного содержания, в СССР великолепно расцвела подлинная демократия. Рабочийкласс должен везде осуществлять такую демократию».
Правопа труд, провозглашенное Конституцией СССР 1936 г., произвело особенно сильноевпечатление на рабочих в капиталистических странах. Значение этого фактаусиливалось тем, что наша Конституция была принята в то время, когда вбуржуазных государствах насчитывались десятки миллионов безработных.
Высокооценив новую Конституцию СССР, известный французский писатель-гуманист РоменРоллан писал: «Эта Конституция показывает всему миру, что СССР окончательнопобедил косные силы, оставшиеся от старого строя. Это — установление настоящейдемократии… Это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихсятолько мечтой человечества — свободы, равенства и братства» .
НоваяКонституция СССР произвела столь сильное впечатление па самые широкие слоинаселения капиталистического мира, что даже значительная часть буржуазнойпрессы США, Англии, Франции и других стран была вынуждена назвать ее выдающимсядокументом. Буржуазная французская газета «Эксцельсиор», оцениваяпроект Конституции СССР 1936 г., отмечала, что «самые придирчивые гористы,верные памяти великих предков якобинцев, должны быть довольны этим проектом».
Важноемеждународное значение имело провозглашение в новой Конституции СССР идейборьбы за мир, против империалистической агрессии. В ст. 49 Конституцииподчеркивалось, что Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиямиВерховного Совета может объявить состояние войны только в случае военногонападения на СССР или в случае необходимости выполнения международныхдоговорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. Все это закреплялось вСССР конституционно в то время, когда Германия, Италия и Япония открыто всталина путь ускоренной подготовки к войне.
Вывод:Конституция СССР 1936 года вызвала большой интерес у иностранных государств.Она представлялась всему миру как представительница истинной победы социализмаи трудового народа над империалистами и угнетателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключении кратко подведем итоги проведенного исследования истории развития,принятия и содержания Конституции СССР 1936 года.
Входе исследования данной темы установлено, что Конституция СССР 1936 года былапринята 5 декабря 1936 года, после длительных и обстоятельных обсуждений назаключительном заседании Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. В ознаменование принятияновой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — ДнемКонституции СССР.
Конституция1936 г. представляет собой конституцию победившего социализма, котораязакрепила основы общественного и государственного строя. Также, Конституциязакрепила принципы социалистического демократизма в государственномстроительстве, принципы социализма в социальном и национально-государственномустройстве СССР, ввела систему прямых, равных и всеобщих выборов при тайномголосовании и построение высших и местных органов государственной власти,утвердила социальные свободы и права граждан СССР, расширила представительствов верховном органе власти всех союзных и автономных республик, автономныхобластей и национальных округов.
КонституцияСССР 1936 г. имела большое историческое и международное значение как перваяконституция победившего социализма.
Следствиемэтого, стала принятие после второй мировой войны конституции социалистическоготипа в странах мировой социалистической системы. Таким образом, конституциясоциалистического типа стала явлением международного характера, завоеванием идостижением трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Богатыренко З.С.Обзор документальных материалов по истории создания Конституции СССР 1936 года.// Исторический архив, 1959, №2. С. 204.
2.        Виленский Б.В. Кистории разработки и принятия Конституции СССР 1936 года. – Саратов.: Юрист.1967. – 178 с.
3.        Зуев М.Н.Отечественная история. – М.: 2001.Т. 2. История России — век XX. с. 111.
4.        История КПСС. –М.: Политиздат, 1971. Т.4, кн.2. С. 512.
5.        История советскойКонституции. М.: Госюриздат, 1957. – 450 с.
6.        История советскойКонституции (в документах). 1917-1956. –М.: Политиздат. 1965. – 780 С.
7.      ИсторияНационально-государственного строительства в СССР. – М.: Мысль, 1972. Т.1.С.481.
8.      Историческийсборник под редакцией В.В. Калаша (третий том) «Три века» М.: «ГИС»«Патриот» 1992г.
9.      Ключевский В.О. О русской истории / Подред. В.И. Буганова./ М. 1993.
10.   Кравцов Б.П.Советская конституция и ее историческое развитие. М.: Мысль. -1967. – 400 с.
11.   Косицын А.П. «Сталинская»Конституция: значимость и прорыв // Вестник Московского Университета. СерияИстория. 1990, №4. С. 67-71.
12.   Коток В. ФРеферендум в системе социалистической демократии. М.: Наука, 1964, с. 74—80.
13.   Ленин В.И. Полн.собр. соч., т. 40, стр. 251; т. 36, сто 334; т. 37, стр. 371.
14.   Лепешкин А. И. идр. Курс советского государственного права. М.: Госюриздат, 1962, т. 2.
15.    ПредтеченскийА.В. Очерки общественно-политической истории СССР.- М.: Мысль. 1957.
16.   Ронин С.Л.Конституция СССР 1936 года. – М.: Госюриздат, 1958. – 245 с.
17.   Советскоегосударство и накануне и в годы Великой Отечественной Войны (1936-1945). Т.3./Под ред. А.П. Косицына. – М.: Наука. 1985.
18.   Степанов И.М.Развитие Советской Конституции. – М.: Госюриздат, 1957. – 280 с.
19.   Таранов А.П.Конституция СССР и ее историческое развитие. – Киев.: Знамя, 1965.
20.   Третьяков Г.И.Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР. // Вопросы истории, 1953. №¹.С.99.
21.   Хрестоматия поистории СССР / Под ред. Н.В. Петрова. –М.: Слово. – 1990. – 670 с.
22.   Якубовская С.И.Советская историография образования СССР // Вопросы истории, 1962. №12. С. 16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономика и нравственность
Реферат Организация труда на складе
Реферат Розподіл прав на об'єкти права інтелектуальної власності між суб'єктами права
Реферат Биоритмология как наука
Реферат Основы здорового образа жизни
Реферат Андрей и в земной жизни обладал сверхъестественными способностями. Но когда он против своей воли оказался в сказочном мире, его внутренней энергии испугались даже эльфы
Реферат Политическая карта Африки. Ее деление на субрегионы
Реферат Создание туристического агентства Нова Тур
Реферат Методика навчання писемного мовлення старшокласників
Реферат Julius Caesar Summary Essay Research Paper Act
Реферат Порядок установления и сроки испытания при приеме на работу: исследование возникающих проблем
Реферат Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника-гонщика
Реферат Анализ и оценка эффективности управления предприятием ООО "СБС Монтажстрой"
Реферат Порядок проведения технического осмотра
Реферат Этапы эволюции и развития организационных структур управления