содержание
1. конституционные принципыорганизации и деятельности судов республики беларусь и республики польши
2. Система хозяйственныхсудов Республики Беларусь
3. Система общих судов республикипольши
список использованнойлитературы
1.конституционные принципы организации и деятельности судов республики беларусь иреспублики польши
Конституционные принципысудебной власти – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которымдолжны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов[6, с. 252].
Принципы судебной системыРеспублики Беларусь и Республики Польши можно подразделить на две группы: напринципы организации судебной системы и принципы деятельности судов.
К числу важнейших принциповсудебной системы или судоустройства относятся:
1. Независимость судей иих подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимостьвмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то нибыло.
Принцип независимости судейгарантирует несменяемость судей, их неприкосновенностью, недопустимостьуменьшения их вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов иназначением судей.
Например, КонституцияРеспублики Беларусь устанавливает, какое-либо вмешательство в деятельностьсудей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону[7, ст. 110].
В Конституции РеспубликиПольши, ст. 178 говорится: «1. Судьи при исполнении своей должности независимы(niezawisli) и подчиняются только Конституции, а также законам./> 2. Судьям обеспечиваются условия труда ивознаграждение, соответствующие достоинству должности, а также объему ихобязанностей./> 3. Судья не может принадлежать кполитической партии, профессиональному союзу, вести публичную деятельность,несовместимую с принципами независимости судов и независимости суде/>й».
2. Исключительность судовкак органов, осуществляющих правосудие, означает, что правосудие можетотправляться только судом. Создаваться и функционировать могут только те суды,которые учреждены Конституцией и законом при запрещении чрезвычайных судов.
Например, в КонституцииРеспублики Польши чрезвычайные суды разрешены [8, ст. 175], а в КонституцииРеспублики Беларусь образование чрезвычайных судов запрещено [7, ст. 109].
3. Отправление правосудияот имени народа и с участием населения. данный принцип предполагает, чтобольшая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается сучастием граждан, не являющихся профессиональными судьями. В Республике Польше– это практикуется в качестве народных заседателей. Кодекс Республики Беларусьо судоустройстве и статусе судей закрепляет правовой статус народныхзаседателей страны.
4. Коллегиальностьсудопроизводства означает, что наиболее важные юридические спорырассматриваются с участием нескольких профессиональных судей, народных или присяжныхзаседателей.
5. Возможностьобжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Такое обжалованиеможет носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предлагаетпересмотр дела по существу с новым исследование всех доказательств и вынесениерешения. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, при отменесудебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но инымсоставом судей. Апелляционный порядок обжалования действует по второй инстанциии кассационный – по третьей.
Примеромдвухинстанционного судоустройства является судебная система Республики Польши[8, ст. 176].
В республике Беларусьсудоустройство трехинстанционное.
6. Обязательностьсудебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.
Вторая группа принциповсудебной системы – это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, илипринципы судопроизводства. К их числу относятся:
1. Гласность судебногоразбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто, вприсутствии публики, доступ которой на заседания судов свободный. Только поспециальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может бытьпроведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращениепроизвола и коррупции судебной власти.
В Республике Беларусьданный принцип закреплен в ст. 114 Конституции.
2. Связанность судей толькозаконом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался прежде всего назакон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение должноприниматься в соответствии с законом.
3. Конституционностьсудебных решений. Данный принцип означает недопустимость применения прирассмотрении дела правовых норм, в том числе законов противоречащихКонституции.
4. Состязательность иравноправие сторон, то есть обеспечение одинаковых возможностей истцам иответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.
5. Устный и очныйхарактер судопроизводства как условия, создающие наилучшие возможности дляустановления истины.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что перечисленные принципы в разном объеме и в различныхформах получили отражение в конституциях Республики Беларусь и РеспубликиПольши.
На конституционном уровнеРеспублики Беларусь и Республики Польши закреплены принципы независимостисудей.
Правовыми источниками,регулирующими систему судов Республики Беларусь и Республики Польши, являются:
— Конституции данныхстран;
— кодексы, в РеспубликиБеларусь – Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальныйкодек, Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный кодекс,а Республики Польши – Гражданско-процессуальный кодек, Уголовно-процессуальныйкодекс;
— законы, в РеспубликеПольше – закон об устройстве общих судов, Закон о Верховном суде, Закон обадминистративном судопроизводстве, а в Республике Беларусь – закон опрокуратуре, Закон об органах государственной безопасности, Закон обадвокатуре;
— международныеконвенции, договоры и соглашения. 2.Система хозяйственных судов Республики Беларусь
Хозяйственные судыРеспублики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими всоответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенцииправосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защитыправ и охраняемых законных интересов юридических и физических лиц, в том числеи иностранных [4, с. 267].
Хозяйственные судыявляются юридическим лицом и составной частью судебной системы РеспубликиБеларусь.
В соответствии со ст. 109Конституции Республики Беларусь судебная власть в нашей стране осуществляется:
1. Конституционным СудомРеспублики Беларусь. Конституционный Суд представлен в качествесамостоятельного судебного органа.
2. Общими судами, воглаве с Верховным Судом Республики Беларусь. Верховный Суд осуществляетправосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов Республики Беларусь.
3. Хозяйственными судами,во главе с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Хозяйственные суды –это органы судебной власти, осуществляющие в соответствии с КонституциейРеспублики Беларусь в пределах своей компетенции правосудия в областихозяйственных отношений.
4. Иными судами (военныесуды).
Система хозяйственныхсудов Республики Беларусь обладает организационной и функциональнойобособленностью.
Организационнаяобособленность хозяйственных судов Республики Беларусь составляет собственнуюсистему во главе с Высшим Хозяйственным Судом, который не подчинен неКонституционному Суду и Верховным Судам Республики Беларусь.
Функциональнаяобособленность хозяйственных судов имеет свою собственную подведомственность,то есть осуществляет правосудие в области хозяйственных отношений.
Система хозяйственныхсудов Республики Беларусь является единой и закреплена: Конституцией РеспубликиБеларусь, Хозяйственным Процессуальным Кодексом Республики Беларусь, КодексРеспублики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Единую системухозяйственных судов Республики Беларусь составляют:
1. Высшего ХозяйственногоСуда Республики Беларусь.
2. Хозяйственных судовобластей и города Минска.
3. Специализированныехозяйственные суды. Например, суды по банкротству, земельные суды, налоговыесуды [14, ст. 59].
Высший Хозяйственный СудРеспублики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов, несетответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные судыРеспублики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным органомпо разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемыххозяйственными судами. Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор задеятельностью хозяйственных судов.
Высший Хозяйственный Судсостоит из председателя, его первого заместителя, заместителей председателя исудей. В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент ссогласия Совета Республики назначает на должность Председателя ВысшегоХозяйственного Суда и судей, а так же освобождает от должности Председателя исудей данного суда.
Высший Хозяйственный Суддействует в составе:
1. Пленума ВысшегоХозяйственного Суда. Пленум в пределах своей компетенции рассматривает дела впорядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщает судебнуюпрактику [14, ст. 74].
2. Президиума ВысшегоХозяйственного Суда. Персональный состав Президиума утверждается ПрезидентомРеспублики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда.
3. Коллегии по проверкезаконности решений хозяйственных судов.
4. Судебных коллегий поразрешению отдельных категорий споров.
Хозяйственные судыобластей и города Минска состоят из председателя суда, его заместителей исудей. Судьи хозяйственных судов областей и города Минска назначаютсяПрезидентом и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенные надолжность судей впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые назначаютсябессрочно после пяти лет работы судьей.
Кандидаты в судьихозяйственных судов должны быть гражданами Республики Беларусь достигшим 25лет, должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы или стажировка втечение двух лет, так же должны сдать квалификационный экзамен и получить поего результатам рекомендацию.
В хозяйственных судахобластей и города Минска могут образовываться: судебная коллегия порассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционная коллегия;судебная коллегия по банкротству; судебная коллегия по налоговым сборам;судебная коллегия по административным делам.
Функции хозяйственныхсудов областей и города Минска:
1. Рассмотрения впределах своей компетенции дел в качестве суда первой инстанции.
2. Рассмотрения дел повновь открывшимся обстоятельствам.
3. Рассмотрения дел вапелляционном порядке.
4. Изучение и обобщениясудебной практики.
5. Подготовка предложенийпо совершенствованию законодательства.
Задачи хозяйственныхсудов – это защита прав и интересов юридических и физических лиц в сфереэкономической деятельности; обеспеченье правильности и единообразного применениязаконодательства при осуществлении правосудия; содействие укреплению законностив сфере экономической деятельности.
Таким образом, можносделать вывод, чтосистема хозяйственных судов Республики Беларусь состоит из ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь, хозяйственных судов областей и городаМинска и специализированные хозяйственные суды.
Высший Хозяйственный СудРеспублики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов.
В хозяйственных судахобластей и города Минска могут образовываться: судебные коллегия порассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционная коллегия;судебная коллегия по банкротству; судебная коллегия по налоговым сборам;судебная коллегия по административным делам.
Специализированныехозяйственные суды Республики Беларусь рассматриваются дела подведомственныехозяйственным судам.
Система хозяйственныхсудов Республики Беларусь является единой и закреплена в законодательных актахстраны.
/>3. Система общих судов республики польши
Основы судебной системыПольши установлены в разделе VIIIКонституции Республики Польши. Отправление правосудия в Польше осуществляютВерховный Суд, общие суды, административные суды, а также военные суды.Исключительный суд или ускоренная процедура могут устанавливаться только навремя войны [8, ст. 175].
Наиболее подробноустройство и компетенция судов определяются законами: Закон об устройстве общихсудов от 27 июля 2001 г., Закон о Верховном суде от 23 ноября 2002 г., Закон обустройстве административных судов от 25 июля 2002 г., Закон об административномсудопроизводстве от 30 августа 2002 г. [6, с. 710].
Согласно КонституцииРеспублики Польши Верховный Суд осуществляет надзор за деятельностью общих ивоенных судов в сфере осуществления правосудия. Верховный Суд Республики Польшиделится на палаты: гражданскую; уголовную; труда, социального обеспечения ипубличных вопросов; военную. Палаты автономны в пределах своего круга ведения.
Органы Верховного Суда:первый председатель, председатель, общее собрание судей Верховного Суда,собрание судей палаты и коллегия. Первого председателя назначает ПрезидентРеспублики Польши на шестилетний срок полномочий из кандидатов, представленныхобщим собранием судей Верховного Суда.
Согласно Конституции РеспубликиПольши судьи при исполнении своей должности независимы и подчиняются толькоКонституции и законам. Судья не может принадлежать к политической партии,профессиональному союзу, вести публичную деятельность, несовместимую спринципами независимости судов и судей [6, ст. 178].
Для назначения судьейнеобходимо иметь польское гражданство, полностью обладать гражданскими правами,безукоризненной репутацией, иметь законченное высшее юридическое образование вПольше и степень магистра или признание в Польше требуемого образования, бытьспособным по состоянию здоровья выполнять обязанности судьи, достигнуть29-летнего возраста, сдать экзамен на судью или прокурора, проработать вкачестве судебного или прокурорского асессора три года или в качестве помощникасудьи в течение пяти лет.
В Республике Польши общиесуды отправляют правосудие по всем делам, за исключением дел, отнесенныхзаконом к компетенции иных судов [8, ст. 177]. В Польше действуют следующиеобщие суды:
1. Районные суды,создается для одной либо для большего числа общин (gmin), в определенных случаях может быть создано несколькорайонных судов в пределах одной общины.
Для назначения надолжность судьи районного суда требуется, чтобы кандидат занимал должностьсудебного ассистента или помощника шесть лет и сдал судейский экзамен.
2. Воеводские суды,создается на территории, охватывающей два районных суда.
3. Апелляционные суды,создается на территории, охватывающей два окружных суда.
Для занятия должностисудей апелляционного суда требуется шестилетний судейский стаж, при этом в этотстаж должен войти трехлетний стаж работы на должности судьи окружного суда,военного окружного суда либо прокурора окружной прокуратуры.
Подведомственности данныхсудов относятся все вопросы уголовного, гражданского, семейного права, а такжевопросы социального обеспечения, которые на основе закона неподведомственныиным судам либо органам внесудебного характера. В судах действуетсамоуправление судей.
В составе общих судовдействуют специализированные палаты – по семейным делам, по трудовым делам исоциальным вопросам, по гражданским делам, палата по исполнению наказаний.
В польской судебнойсистеме хозяйственные (экономические) споры входят в компетенцию палаты погражданским делам. Деятельность судов по гражданским делам регламентируетсяГражданско-процессуальным Кодексом Республики Польши.
Разбирательство делосновывается на принципах открытости, коллегиальности, равноправия сторон иобеспечения права на защиту, права на обжалование судебных решений.
В Республике Польшиучастие граждан в отправлении правосудия предусмотрено законом [8, ст. 182]. Заседателив общих судах, имеют при рассмотрении дел равные права. Заседатели участвуют врассмотрении дел первой инстанции. Назначение заседателей районных судовотносится исключительно к компетенции советов общин. Совет общин выбираетзаседателей из числа кандидатов, представленных председателями судов,обществами, организациями (за исключением политических партий), профсоюзами,группами из 25 избирателей. Заседатели назначаются на четыре года из граждан ввозрасте от 30 до 70 лет.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что суды общей юрисдикции являются самостоятельным звеномсудебной системы Республики Польши. В систему общих судов Республики Польшивходят: районные, воеводские и апелляционные суды.
Районные суды являютсясудами первой инстанции для рассмотрения уголовных и гражданских дел. Районныесуды создаются по одному для каждой общины либо по одному на несколько общинодного воеводства. В рамках районных судов Министерством юстиции РеспубликиПольши могут быть учреждены трудовые, семейные, хозяйственные суды.
Воеводские суды создаютсяпо одному в каждом воеводстве. Воеводские суды выступают апелляционнойинстанцией по отношению к районным судам. Решение и приговоры воеводских судовможно обжаловать в апелляционном суде, создаваемым по одному на нескольковоеводств.
Решение и приговорывоеводских и апелляционных судов, вынесенные ими в качестве апелляционной инстанции,могут быть обжалованы в Верховном Суде Республики Польши. Верховный Суддействует по отношению к окружным и апелляционным судам в качестве надзорнойинстанции. Так же надо отметить, что Конституция Республики Польши не относитВерховный Суд к числу общих судов.
Хозяйственные(экономические) споры входят подведомственность палат по гражданским делам.Разбирательство по хозяйственным (экономическим) спорам регламентируетсяГражданско-процессуальным Кодексом Республики Польши.
Палаты по гражданскимделам рассматривают хозяйственные (экономические) спорам в коллегиальномсоставе – три и более судьями; судья и два заседателя либо же единоличносудьей.
списокиспользованной литературы
1. Аннерс Э. История европейскогоправа (пер. со швед.) / Ин-т Европы. – М.: Наука. 1999. – 395 с.
2. Василевич Г.А. Конституционноеправо Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.-832 с.
3. Василевич Г.А., Кондратович Н.М.,Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – Мн., 006.– 480 с.
4. Демичев Д.М. Конституционноеправо: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа. 2004. – 351 с.
5. Конституционное право зарубежныхстран: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая. – М.: НОРМА. 2002. – 832 с.
6. Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А.Страшун. – 2-е изд. – М.: НОРМА. 2006. – 1104 с.
7. Конституция Республики Беларусь (ред.от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-1999.- № 1.
8. Конституция Республики Польши от02.04.1997 г. // Сборник «Конституций государств Европа». – М.: НОРМА. 2001. –879 с.
9. Каменков В.С. Хозяйственныйпроцесс: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом. 2005. – 320 с.
10. Кунцевич К.Н. Конституционное правоРеспублики Беларусь: Монография. – Мн.: Молодежное научноеобщество. 2005. – 166с.
11. Курак А.И. Конституционное правоРеспублики Беларусь в вопросах и ответах: справочное пособие. – Мн.:Белтаможсервис. 2006. – 280 с.
12. О судоустройстве и статусе судейРеспублики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 г. (ред. от12.11.2007 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2007. — № 139-3.
13. Сенько А.С. Судоустройство:Ответы на экзамец.вопросы. – 2-е изд., перераб. – Мн.: ТетраСистемс. 2008. –160 с.
14.Хозяйственное право (правовоерегулирование хозяйственной деятельности). / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский.– 2-е изд. – Мн.: Молодежное. 2007. – 366 с.
15. Хозяйственный процессуальныйкодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998г. № 219-З(ред. от 29.06.2006г.) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -2004. -N 138-139.
16. Чудоков М.Ф. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание.2001. – 576 с.